В целях создания экономических и технологических условий устойчивого развития молочного скотоводства региона, увеличения объемов производства молока, привлечения дополнительных средств федерального бюджета (на условиях софинансирования) приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Воронежской области на 2009 - 2012 годы".
2. Финансирование мероприятий программы производить в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субсидий на возмещение части затрат по мероприятиям программы.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель департамента аграрной политики |
А.А. Спиваков |
Ведомственная целевая программа
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Воронежской области на 2009 - 2012 годы"
(утв. приказом департамента аграрной политики Воронежской области
от 27 февраля 2009 г. N 37)
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области |
Департамент аграрной политики Воронежской области |
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Воронежской области на 2009 - 2012 годы" |
Дата, номер приказа главного управления аграрной политики о разработке программы |
05.11.2008 N 169 |
Дата, номер приказа департамента аграрной политики Воронежской области об утверждении программы |
27.02.2009 N 37 |
Номер и дата учета программы в департаменте экономического развития Воронежской области |
|
Цели и задачи программы |
Целью программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития молочного скотоводства региона и увеличения объемов производства молока с 648,4 тыс. тонн в 2008 г. до 742,5 тыс. тонн в 2012 г. Задачами программы являются: модернизация и техническое перевооружение молочного животноводства и молокоперерабатывающей промышленности области; повышение молочной продуктивности дойного стада; развитие племенного животноводства; стабилизация и последующее увеличение численности высокопродуктивного поголовья дойного стада; повышение коэффициента использования производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий области; сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве; формирование системы государственной (областной) поддержки производителей молока. |
Целевые индикаторы и показатели |
1. Повышение молочной продуктивности дойного стада по всем формам хозяйствования к 2012 году до уровня 4906 кг/гол. 2. Обеспечение производства молока: 2009 год-675,0 тыс. тонн 2010 год-693,1 тыс. тонн 2011 год- 717,3 тыс. тонн 2012 год- 742,5 тыс. тонн 3. Создание центров по оказанию сервисных услуг - 32. 4. Выход телят на 100 маток к 2012 году довести до 84 голов. 5. Производство молока на душу населения к 2012 году довести до уровня 325 кг. |
Наименование программных мероприятий |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного скотоводства, направленных на стимулирование стабилизации численности коров и производства высококачественного молока: 1. Возмещение части затрат по приобретению технологического оборудования для модернизации действующих и вновь строящихся молочных комплексов. 2. Возмещение части затрат по приобретение комбикормов, премиксов, белково-витаминно-минеральных добавок, биологически активных веществ. 3. Возмещение части затрат по производству молока для сектора СХП и КФХ. 4. Возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры вновь строящихся молочных комплексов. |
Сроки реализации программы |
2009 - 2012 годы. |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования программы в 2009 - 2012 годы составит: 36766,0 млн. руб. - за счет собственных и заемных средств участников программы 36486,0 млн. руб. - за счет средств областного бюджета 280,0 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социальной и экономической эффективности |
В результате реализации программы ожидается: Увеличение производства молока с 647,3 тыс. тонн в 2008 г. до 742,5 тыс. тонн в 2012 г., (в том числе в секторе сельхозпредприятий с 283 тыс. тонн в 2008 г. до 388,5 тыс. тонн). Поступление дополнительных платежей в бюджеты всех уровней за период реализации программы составит 72,2 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет 15,2 млн. рублей; - областной бюджет - 21,5 млн. рублей; - местный бюджет - 17,1 млн. рублей; - внебюджетные фонды - 18,4 млн. рублей. Создание 650 новых рабочих мест. |
1. Анализ состояния молочного животноводства Воронежской области. Характеристика проблем развития молочного животноводства Воронежской области
Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличения производства молока в Воронежской области на 2009 - 2012 годы" (далее "Программа") направлена на техническое и технологическое перевооружение молочного скотоводства.
Разработка Программы необходима для создания условий эффективного развития молочного животноводства Воронежской области, успешного развития молочной промышленности, насыщение рынка качественной высокотехнологичной молочной продукцией воронежских предприятий, удовлетворения потребностей населения в молочных продуктах за счет собственного производства как основы продовольственной безопасности региона, повышение уровня жизни населения за счет создания новых рабочих мест со стабильной оплатой труда.
Программа разработана как составная часть областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы", которая утверждена постановлением Воронежской областной Думы от 27 ноября 2007 года N 1107-IV-ОД.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Воронежской областной Думы N 1107-IV-ОД следует читать как "от 22 ноября 2007 года"
1.1. Анализ состояния молочного животноводства Воронежской области
Таблица 1
Анализ состояния молочного скотоводства в Воронежской области
(хозяйства всех категорий)
N |
Показатели |
Ед. изм. |
Годы. |
2008 г в % к |
|||||||
1990 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
1990 |
2007 |
|||
Хозяйства всех категорий | |||||||||||
1 |
Поголовье КРС на 1 января |
тыс. гол. |
1389,3 |
532,4 |
458,1 |
388,5 |
366,1 |
361,0 |
350,3 |
26,0 |
99,0 |
2 |
В т.ч. поголовье коров |
тыс. гол. |
515,3 |
221,7 |
181,7 |
154,2 |
149,0 |
152,1 |
144,6 |
30,0 |
95,0 |
3 |
Производство молока |
тыс. тонн |
1496,4 |
766,8 |
725,7 |
618,2 |
619,8 |
641,5 |
647,3 |
43,0 |
101,0 |
4 |
Продуктивность дойного стада |
кг /гол |
2798 |
3458 |
3993 |
4009 |
4160 |
4217 |
4360 |
156,0 |
103,4 |
5 |
Производство на душу населения |
кг. |
598 |
324 |
309 |
266 |
269 |
281 |
283 |
47,0 |
100,4 |
6 |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота |
гол. |
597 |
372 |
513 |
474 |
856 |
1315 |
1400 |
в 2,3 раза |
106,4 |
7 |
Выход телят на 100 коров |
гол. |
79 |
82 |
85 |
85 |
81 |
78 |
80 |
101,0 |
101,0 |
8 |
Падеж к обороту стада, всего |
% |
3,3 |
2,8 |
2,5 |
2,2 |
2,0 |
2,2 |
2,0 |
61,0 |
91,0 |
9 |
Удельный вес племенного маточного поголовья в общем маточном поголовье |
% |
6,9 |
10,8 |
13,1 |
15,8 |
17,8 |
18 |
22 |
в 2,6 раза |
122,0 |
10 |
Рентабельность молока. |
% |
17,6 |
-8,4 |
-8,3 |
1,7 |
4,4 |
15,5 |
16,9 |
98,0 |
109,0 |
Молочное скотоводство не только России, но и Воронежской области за последние годы претерпело значительные изменения (табл. 1). Прежде всего, налицо отрицательная динамика снижения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, что лишь в небольшой мере компенсируется ростом продуктивности дойного стада.
При низкой, а зачастую и отрицательной рентабельности производства молока (2003 - 2004 годы) многие сельхозпредприятия полностью ликвидировали отрасль молочного животноводства. В сравнении с 1990 годом поголовье коров сократилось на 70%, а производство молока - важнейшего продукта в рационе питания человека, на душу населения снижено в 2,0 раза, а в валовом объеме в 2,3 раза.
За последние годы происходит ухудшение показателей воспроизводства. Так, если в 2004 году был получен наибольший выход телят на 100 коров -85 голов, то к 2008 году этот показатель снизился до 80 голов, что свидетельствует о снижении общего количества получаемого приплода и, как следствие, на ввод нетелей в основное стадо и невозможности ведения расширенного воспроизводства.
Значительным резервом обеспечения роста поголовья является возможность минимизации падежа крупного рогатого скота. За 2008 год в абсолютном выражении он составил 5998 голов, или 2,0% от оборота стада, уменьшившись к уровню 2007 года на 0,2%.
За последние годы в области проводится целенаправленная работа по расширению племенной базы, углублению племенной работы и селекции поголовья. В настоящее время в области действует 31 племенное предприятие, в том числе 5 племенных заводов и 26 репродукторов по разведению крупного рогатого скота 3-х пород: красно-пестрой, симментальской и черно-пестрой. Генеалогический состав стада обновляется за счет завоза племенных нетелей и быков из Австрии, Голландии и Германии. Селекционная работа ведется по планам, разработанным научными сотрудниками Воронежского государственного аграрного университета и направлена на повышение продуктивности. В 2008 году племенная база области расширена за счет создания 6 новых племенных репродукторов - СХА им. Мичурина, ООО "2-я Пятилетка", ООО ЭкоНиваАгро", ООО "АгроГарантМолоко", ООО "Восток Агро", ООО "Елань-Агро". По результатам ежегодно проводимой бонитировки крупного рогатого скота средняя жирномолочность составляет 3,68%, белковомолочность -3,06%.
Несмотря на ежегодное увеличение удельного веса племенного маточного поголовья к общему маточному поголовью с 6,9% в 1990 году до 22% на конец 2008 года необходимо дальнейшее расширение племенной базы, в виду востребованности племенного молодняка не только для сектора сельхозпредприятий, реализующих инвестиционные проекты, но и для малых форм хозяйствования на селе.
Продолжает оставаться недостаточным уровень развития рыночной инфраструктуры и системы сбыта молока, особенно в малых формах хозяйствования. Именно по этой причине в частном секторе ЛПХ наблюдается низкая товарность производства и вынужденное использование излишков молока населением сельской местности на кормовые цели различным видам сельскохозяйственных животных. В 2008 году при объеме производства молока ЛПХ области 338 тыс. тонн на промышленную переработку направлено лишь 42 тыс. тонн молока, или 12,4%. В данном секторе, как свидетельствуют цифры, имеются значительные неиспользованные резервы увеличения загрузки молокоперерабатывающих предприятий.
Повышение финансовой устойчивости молочной отрасли должно осуществляться исключением ряда факторов, к которым необходимо отнести:
- нестабильность рынков сельскохозяйственной продукции, сезонные колебания цен, вызванные в основном, сезонностью производства. В период с апреля по сентябрь, в период получения наибольшего валового объема производства складывается наиболее низкая закупочная цена на молоко-сырье на июле-августе, в период получения наибольшего количества молока устанавливаются наиболее низкие закупочные цены. Сезонность естественна, однако ее размах не должен достигать 50% величины. Наиболее приемлемой разницей следует считать 10-15%;
- диспаритет цен (диаграмма 1 - Справочник Федеральной службы государственной статистики, Воронеж, 2008 год). Анализ соотношения цен на дизельное топливо, как наиболее востребованный в сельскохозяйственном производстве энергоноситель и молоко-сырье приведен в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Средние цены на молоко и дизельное топливо, руб/тонну
В 1990 г. цена реализации 1 тонны молока была выше в 4.7 раза цены за одну тонну топлива, а в 2007 г. ситуация изменилась в обратную сторону - цена 1 тонны молока составляет 54% от цены 1 тонны дизельного топлива (диспаритет в 8,5 раза).
Аналогичная ситуация складывается и с ценами на электроэнергию в сельскохозяйственном производстве, так в 2007 году цена на электроэнергию по сравнению с 1991 г. возросла в 59 раз, а цена на молоко всего лишь в 12 раз.
Диаграмма 2
Средние цены на молоко и электроэнергию, руб/тонну, руб/тыс. кВт.ч
При производстве молока происходит постоянный рост его себестоимости (диаграмма 3). Причем, в 2007 году наблюдался наиболее значительный рост себестоимости за последние годы: 2007/2006 году - 117,5%, вызванный, прежде всего, резким увеличением цен на фуражное зерно во второй половине 2007 года (в 2 раза).
Диаграмма 3
Себестоимость производства молока 1 тонны. руб.
Значительные изменения за последние 18 лет произошли и в структуре производителей молока. Если в 1990 году основными производителями были сельскохозяйственные предприятия (80%), то в настоящее время более половины молока (57%) производится в хозяйствах населения и КФХ, а доля сельскохозяйственных предприятий сократилась до 43%. (Таблица 2).
Таблица 2
Удельный вес производства молока по категориям хозяйств Воронежской области, %
Годы |
Категории хозяйств |
||
СХП |
ЛПХ |
КФХ |
|
1990 |
79,3 |
20,7 |
- |
2000 |
57,8 |
41,7 |
0,5 |
2008 |
43,4 |
52,6 |
4,0 |
Между тем, именно в крупных предприятиях (сектор СХП) товарность молока составляет 90-92%, а в секторе мелкотоварного производства не превышает 20%, что, в свою очередь, напрямую сказалось на сокращении загруженности молокоперерабатывающих предприятий натуральным молоком-сырьем и заполнением этой сырьевой ниши сухим молоком.
Диспаритет цен, в свою очередь, является сдерживающим фактором проведения технической и технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства ресурсного потенциала. Трудоемкость производства молока все еще остается высокой. Главной причиной являются значительные затраты труда на единицу произведенной продукции из-за низкого уровня механизации, который оказывает существенное влияние на экономическую эффективность отрасли.
Одним из основных факторов, влияющих на эффективность производства молока (продуктивность коров, издержки и структура затрат) является уровень и состояние средств механизации на животноводческих фермах области.
Для подтверждения этой мысли приведем сравнительные данные по семи хозяйствам Россошанского района, имеющим животноводческие фермы, введенные в эксплуатацию более 20 лет назад (осуществляющие текущий ремонт) и по трем хозяйствам, осуществивших техническое перевооружение.
Так, за 2008 год по семи хозяйствам, со сроком эксплуатации животноводческих ферм более 20 лет, удой на 1 корову составил 3238 килограммов, в то же время по трем хозяйствам, осуществляющим техническое перевооружение, этот показатель составил 4728 килограмма.
Себестоимость молока за 1 тонну в хозяйствах 1-й группы составила -7450 рублей, из которых затраты на содержание основных средств - 760 рублей или 10,2% ( из них текущий ремонт - 670 рублей или 9,0%, амортизация - 90 рублей или 1,2%). На фермах в хозяйствах 2-й группы себестоимость молока ниже на 84 рубля и составила 6610 рублей, из которых затраты на содержание основных средств - 390 рублей или 5,9% (из них текущий ремонт - 220 рубля или 3,4%, амортизация - 170 рублей или 2,5%).
Превышение доли затрат на текущий ремонт в хозяйствах первой группы ( 9,0%) по сравнению с хозяйствами второй группы (3,4%) свидетельствует о поддержании технического уровня производства за счет ремонта изношенных средств. Низкий удельный вес амортизационных отчислений от общего уровня затрат по хозяйствам 1-й группы - 1,2% связан с практически полной изношенностью материальной базы отрасли.
Исходя из вышеизложенного следует, что одним из условий выхода молочного животноводства из кризиса является осуществление нового строительства животноводческих комплексов и ускоренное проведение реконструкции действующих ферм.
Технология производства молока в области в настоящее время основана преимущественно на привязном содержании коров. Между тем новые элементы технологического оборудования в процессе беспривязного содержания снижают затраты труда на производство единицы продукции.
Крупногрупповое беспривязное содержание животных позволяет механизировать все элементы технологического процесса по уходу за скотом и получению молочной продукции, сократить затраты на производство единицы продукции, однако лишь 5 тыс. голов коров в области (7%) содержится по данной технологии, что вызывает необходимость строительства новых комплексов для беспривязного содержания животных Обслуживание коров на стационарных автоматизированных и компьютеризированных доильных установках позволяет улучшить режим доения и повысить качество молока. Преимущества беспривязного содержания:
1. На одной и той же площади можно разместить на 20-30% животных больше чем при привязном.
2. Создание комфортных условий для содержания коровы, что позволяет получить максимальную продуктивность.
3. Повышение качества молока. Это достигается максимальным сокращением транспортировки от доильной установки до танка охладителя (меньше потерь в трубопроводах, тщательнее промывка и дезинфекция).
4. Уменьшение доли ручного труда.
5. Снижение затрат на поддержание параметров микроклимата, поскольку коровы больше двигаются и выбирают себе место;
6. Меньше затрат на вывоз и переработку навоза.
Для примера можно привести два хозяйства ООО "Нижнекисляйские свеклосемена" Бутурлиновского района (беспривязное содержание) и СХА "Луч" Петропавловского района (привязное содержание).
Таблица 3
N |
Показатели (данные годовых отчетов, 2007 год.) |
ООО "Нижнекисляйские свеклосемена" |
СХА "Луч" |
1. |
Затраты на одну корову в год, тыс. руб. |
42,3 |
19,1 |
2. |
в т.ч. оплата труда |
6,5 |
7,3 |
3. |
на корма |
11,8 |
3,1 |
4. |
на содержание основных средств |
1,2 |
8,7 |
5. |
Затраты труда на 1 тонну молока, тыс. чел. час. |
0,03 |
0,12 |
6. |
Производство молока, тонн |
2799 |
199 |
7. |
Надой на одну корову, кг. |
4977 |
2830 |
8. |
Реализовано молока, тонн |
2351 |
166 |
9. |
Себестоимость реализации 1 тонны молока, руб |
7544 |
5897 |
10. |
Цена реализации 1 тонны молока, руб. |
8140 |
5783 |
11. |
Прибыль (убыток) от реализации молока, тыс. руб. |
1402 |
-19,0 |
12. |
Уровень рентабельности (окупаемости), % |
8 |
окупаемость 98 |
Несмотря на то, что затраты на содержание одной коровы в ООО "Нижнекисляйские свеклосемена" выше в 2 раза, основную долю затрат составляют корма (28%), а в СХА "Луч" 46% всех затрат приходится на содержание основных средств, отсюда и такая "высокая" продуктивность.
Себестоимость реализации молока также выше, но за счет повышения качества ООО "Нижнекисляйские свеклосемена имеет возможность реализовать его по более высокой цене, чем СХА "Луч".
В итоге ООО "Нижнекисляйские свеклосемена" работают с прибылью, а СХА "Луч" с убытком.
Интенсивность и специализация животноводства требует разработки принципиально новых технологий производства кормов, кормоприготовления и кормления поголовья дойного стада и молодняка крупного рогатого скота. Между тем, даже существующая кормовая база области подвергается ежегодному сокращению ввиду уменьшения количества поголовья, кроме того, более 50% посевных площадей многолетних трав превышают пятилетний срок использования, изрежены, значительна доля сорных растений. Кроме того, в 40% сельхозпредприятий и КФХ скармливание концентратов осуществляется не в виде сбалансированных комбикормов, а в виде зернового размола.
В отрасли остро ощущается дефицит квалифицированных кадров, вызванный непрестижностью сельскохозяйственного труда, низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Тем не менее, в области имеются значительные потенциальные возможности обеспечения поступательного развития отрасли и повышения ее эффективности. Продуктивность дойного стада в области имеет тенденцию постоянного роста. Так, за последние 8 лет надой на 1 корову в сельскохозяйственных предприятиях области повысился на 1627 кг, а в 2008 году надой на корову составил 3930 кг (диаграмма 4). Таким образом, среднегодовой тренд продуктивности составляет около 200 кг.
Диаграмма 4
Средний надой молока на одну корову в сельхозпредприятиях области кг.
Меры, предпринятые в 2006 - 2007 г.г. меры в рамках реализации национального проекта "Развитие АПК" по ускоренному развитию животноводства позволили остановить процесс резкого падения объемов производства продукции. В области реализовано и продолжает реализовываться 27 инвестиционных проектов по развитию молочной отрасли (введено 5 новых и реконструировано 8). Данные комплексы оснащены инновационным технологическим оборудованием с максимальной автоматизацией процесса, компьютерными программами управления стадом, укомплектованы высокопродуктивным поголовьем скота молочных пород, с 2006 года на них создано более 4 тысяч новых скотомест, более 10 тысяч мест реконструировано, завезено 3,6 тысяч голов племенных нетелей с высоким генетическим потенциалом. Продолжается строительство еще ряда молочных комплексов, в том числе 4 мегаферм на 1200 голов дойного стада. Именно такой путь индустриального развития отрасли способен вывести ее из кризисного состояния.
В 2008 году в области произведено 647,3 тысяч тонн сырого молока. Необходимо отметить, что данный объем производимого молока соответствует лишь 283 кг на душу населения (население 2280 тыс. чел.).
В сельскохозяйственных предприятиях произведено 283 тысячи тонн сырого молока, в личных подсобных хозяйствах граждан, крестьянских и фермерских хозяйствах - 364 тысячи тонн, или 56% от общего объема производства молока. Однако личные подсобные хозяйства практически исчерпали ресурсы своего роста в основном из-за напряженной демографической ситуации в сельских территориях. Тем не менее, в сельских территориях сегодня проживает 37 процентов населения области, доля сельского населения в трудоспособном возрасте составляет 34 процента от общей численности трудоспособного населения области. Однако ежегодно численность сельского населения уменьшается, только за последние 6 лет с 2002 года население деревень области сократилось почти на 72 тыс. человек или на 7,9 процентов. Поэтому, дальнейший рост в средне и дальнесрочной перспективе, безусловно, будет определяться развитием сектора крупно товарного производства, с возможностью внедрения передовых энергосберегающих, инновационных технологий и использования высокопроизводительного труда. Параллельно с этим существует проблема сбыта молока сектором ЛПХ, обеспечения его качественным племенным молодняком и создания сервисных центров, предоставлением качественных зооветеринарных услуг (прежде всего - ветеринарная помощь, искусственное осеменение, снабжение комбикормами и оказание консультационных услуг).
Актуальность и острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком комплексных научных разработок, особенно в вопросах воспроизводства стада, повышения сохранности молодняка, углубленной племенной работы и создания оптимизированной системы кормопроизводства в условиях зоны недостаточного увлажнения, где расположена Воронежская область.
Анализ состояния молокоперерабатывающих предприятий области
Молокоперерабатывающая промышленность Воронежской области до 1991 года была представлена 32 головными предприятиями, 28 низовыми заводами, 58 сепараторными отделениями. Наличие развитой низовой сети было обусловлено поступлением большого количества молока. В период с 1986 по 1990 годы предприятия молочной промышленности области перерабатывали свыше 1 млн. тонн молока в год. В последние годы объем молока, поступающего на молочные заводы области, сократился до 285 - 300 тысяч тонн в год, а максимальное количество сырья, перерабатываемого в сутки, не превышает 900 тонн. В результате многие предприятия по переработке молока не смогли работать в условиях острого дефицита заготовки молока, число предприятий по переработке молока сократилось.
На сегодняшний день производственную деятельность осуществляют 17 предприятий, производственный потенциал которых позволяет выпускать в смену свыше 600 тонн цельномолочной продукции, около 100 тонн масла, 11 тонн сыра, 24 тонны сухого молока, 109 туб. молочных консервов. Все они являются акционерными обществами или обществами с ограниченной ответственностью. Форма собственности - частная. Численность работающих по состоянию на 1.09.2008 года составляет 4250 человек.
Самой востребованной является цельномолочная продукция, которая, обладая высокой биологической ценностью, является доступной по цене для широкого круга покупателей. В 2007 году ее производство возросло по сравнению с 2006 годом на 7,3%. Однако за 9 месяцев 2008 года выработка ЦМП снижена на 3,5% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года по причине отвлечения сырья на производство продукции длительного срока хранения: масла животного и сыра.
В настоящее время производство цельномолочной продукции осуществляют 12 молокозаводов. Лидирующее положение в ее производстве занимает ОАО молочный комбинат "Воронежский", удельный вес которого в общем объеме производства за 9 месяцев 2008 года составляет 53,3 процента. Второе место по объему производства цельномолочной продукции занимает "Аннинское молоко" филиал ОАО Вимм-Билль-Данн. Доля этого предприятия в общем объеме составляет 14,8%.
Масло животное производят 11 предприятий. За 9 месяцев 2008 года его производство составило 4,6 тыс.тонн или 174,9% к соответствующему периоду 2006 года. Несмотря на трудности с его реализацией, производство масла растет. Это происходит потому, что молокозаводы во избежание потери поставщиков молока, принимают все поставляемое сырье и производят продукцию, которая может длительный срок находиться на хранении.
Последние 2 года характеризуются спадом производства сыров. Развитию такой ситуации в немалой степени способствовало резкое увеличение импорта сыров, достаточно высокая себестоимость готового продукта, что делает его малодоступным для широких слоев населения. В настоящее время производством сыров занимаются 5 молокозаводов. За 9 месяцев 2008 г. их производство, по вышеуказанным причинам, снижено к уровню 2007 года на 25,9%.
Несмотря на это молочная отрасль области, имеет на сегодняшний день существенно лучшие "стартовые позиции", чем другие секторы хозяйства. Молочные продукты, это товар, без которого население не может обойтись ни при каких условиях. Поэтому потенциально молочная отрасль - один из наиболее устойчивых секторов экономики.
Вместе с тем, на сегодняшний день молочная отрасль находится в сложном положении, которое имеет несколько причин: слабая сырьевая база не обеспечивающая нормальную работу большинства предприятий, низкое качество молока-сырья, устаревшие технологии переработки молока, узкий ассортимент продукции, отсталая материально- техническая база большинства предприятий, а также недостаточная государственная поддержка. Только принятие комплексных мер, направленных на преодоление всех этих причин могут улучшить ситуацию в отрасли.
Прежде всего, необходимо отметить основные приоритеты развития предприятий молочной промышленности. Главный критерий поведения предприятия на рынке - четкая ориентация на получение прибыли. Это означает отслеживание покупательского спроса и выпуск такого ассортимента молочной продукции, который соответствует требованиям покупателя по разнообразию, качеству и цене, но выпуск широкого ассортимента качественной продукции требует и высококачественного сырья. На сегодняшний день сырьевая база области находится не на должном уровне не только по качественном, но и по количественным показателям.
Производимое сельхозпредприятиями молоко, в большинстве своем соответствует требованиям 1 сорта предъявляемым ГОСТом. Однако высшего сорта сдается недостаточно, из-за неудовлетворительных микробиологических показателей, нарушений оптимальных соотношений жира и белка, низкой плотности, обусловлено это отсутствием необходимого количества кормов высокого качества, их несбалансированностью (значительное содержание грубых кормов, низкое - концентратов, премиксов), нарушением гигиенических требований при дойке, технологических параметров при хранении и транспортировке молока. Недостаток или отсутствие холодильного оборудования на фермах приводит к быстрому нарастанию кислотности молока и, следовательно, невозможности производства из него высококачественных молочных продуктов.
Несмотря на активную работу, проводимую предприятиями молочной промышленности в сфере маркетинга, продолжается процесс экспансии иногородних компаний на областном рынке, как за счет проведения активной сбытовой политики, так и посредством скупки контрольных пакетов акций региональных предприятий-производителей.
Таким образом, основными проблемами развития молокоперерабатывающей отрасли Воронежской области являются: устаревшая техническая и технологическая производственные базы, недостаток кормов и их низкое качество, недостаточное количество молока высшего сорта, в том числе по причине износа оборудования и отсутствия охладителей, а также нестабильные и низкие закупочные цены на молоко не позволяющие покрыть затраты на ее производство.
Сложившаяся ситуация ставит перерабатывающие предприятия в сложное положение и в результате, в летний период вырабатывается значительное количество масла, которое многие молочные заводы не могут реализовать и работают "на склад". В итоге предприятие лишается возможности своевременного возврата финансовых средств, затраченных на закупку молока.
Проблемы молокоперерабатывающих предприятий области связаны также с низкой степенью загрузки производственных мощностей (45%), отсутствием собственных оборотных средств на модернизацию.
Подавляющее большинство предприятий области (около 70%) было построено в шестидесятые годы двадцатого столетия.
Обновление парка основного технологического оборудования на многих предприятиях осуществляется недостаточно.
Исключение составляют ОАО МК "Воронежский", (где проведена масштабная реконструкция в 2001, 2004 и 2006 годах с установкой импортных технологических линий), "Аннинское молоко" филиал ОАО Вимм-Билль-Данн (на предприятии также проведена реконструкция приемно-аппаратного цеха с установкой высокоэффективного оборудования шведского производства) , ООО "Городской молочный завод "Лискинский" (в настоящее время ведется реконструкция всех цехов предприятия), также проводится реконструкция на ООО "Сыродельный завод "Калачеевский". Проводимая на этих предприятиях реконструкция позволила расширить ассортимент выпускаемой продукции, обеспечить высокое ее качество, что увеличило покупательский спрос населения на продукцию. Проводимая работа улучшила культуру производства и санитарно-бытовые условия работающих.
Однако реализация некоторых молочных продуктов, таких как, масло животное, сыры сычужные, молоко стерилизованное, сухие молочные продукты, йогурты и т.д. ухудшились из-за жесткой конкуренции со стороны импортных товаров и товаров ввозимых из других регионов.
К сожалению, в последние годы возможность работать в условиях свободной и равной конкуренции имеет тенденцию к ухудшению. Ни для кого не секрет, что с открытием в городе и области сети супермаркетов и гипермаркетов (ТЦ "Метро", ГМ "Линия", ТК "Магнит", ТД "Перекресток" и другие) доля реализуемой продукции воронежских производителей резко снизилась. На рынок г. Воронежа и области стала все в больших объемах поставляться более дешевая молочная продукция из других регионов - г. Москвы, Липецкой, Белгородской, Саратовской и других областей, что ведет к снижению объемов производства областными молокозаводами. К примеру, экспансия липецкой и белгородской молочной продукции, отрицательно повлияла на производство аналогичной продукции в нашем регионе.
В настоящее время торгующие организации, к сожалению, ориентированы только на цену товара, но не на его качество, то есть более дешевые продукты питания имеют приоритет перед более дорогостоящими.
Учитывая остроту и актуальность вышеизложенных проблем, совершенно очевидно, что такая важнейшая, в обеспечении продовольственной безопасности отрасль, как производство и переработка молока остро нуждается в государственной поддержке на областном уровне.
На решение указанных проблем и направлена областная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Воронежской области на 2009 - 2012 годы".
2. Цели и задачи программы
Цель программы.
Основной целью программы является создание условий для эффективного развития молочного животноводства Воронежской области, успешного развития молочной промышленности, обеспечение перерабатывающих предприятий качественным сырьем, насыщение рынка качественной высокотехнологичной молочной продукцией воронежских предприятий, создание условий для эффективного развития молокоперерабатывающих предприятий, удовлетворения потребностей населения в продуктах животноводства за счет собственного производства, как основы продовольственной безопасности региона, увеличение финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.
В результате создания экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства области планируется увеличение объемов производства молока с 647,3 тыс. тонн в 2008 г. до 742,5 тыс. тонн в 2012 году, или в 1,15 раза, в том числе в секторе СХП в 1,38 раза.
Задачи программы.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач: модернизация и техническое перевооружение молочного животноводства и молокоперерабатывающей промышленности области; повышение молочной продуктивности дойного стада; развитие племенного животноводства; стабилизация и последующее увеличение численности высокопродуктивного поголовья дойного стада; повышение коэффициента использования производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий области; сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве; формирование системы государственной (областной) поддержки производителей молока.
3. Ожидаемые результаты программы и целевые индикаторы
В результате реализации программы будет задействован механизм устойчивого поступательного развития отрасли, увеличение валовых объемов молока, повышение уровня обеспечения натуральной молочной продукцией населения региона и увеличение уровня загрузки имеющихся молокоперерабатывающих мощностей.
Основные целевые показатели и индикаторы программы
- повышение молочной продуктивности дойного стада к 2012 году до уровня 4906 кг/гол.
- Обеспечение производства молока:
2009 год - 675,0 тыс. тонн
2010 год - 693,1 тыс. тонн
2011 год - 717,3 тыс. тонн
2012 год - 742,5 тыс. тонн
6. Создание центров по оказанию сервисных услуг - 32 .
7. Выход телят на 100 маток к 2012 году довести до 84 голов.
Производство молока на душу населения к 2012 году довести до уровня 325 кг.
Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам приведены в таблице 4.
Таблица 4
Основные целевые индикаторы Программы (в сравнении с целевыми индикаторами ведомственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы")
Целевой индикатор |
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2008 г., % |
1. Валовое производство молока (ВЦП "Молоко 2009 - 2012 гг.") |
тыс. тонн |
647,3 |
675,0 |
693,1 |
717,3 |
742,5 |
114,7 |
Валовое производство молока (ОЦП 2008 - 2012 гг.) |
645 |
664 |
687 |
711 |
730 |
113,0 |
|
2. Надой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг |
4360 |
4515 |
4652 |
4770 |
4906 |
112,5 |
3. Производство на душу населения |
кг |
283 |
293 |
303 |
314 |
325 |
115,0 |
4. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. |
1400 |
3100 |
4875 |
5600 |
5800 |
* |
5. Выход телят на 100 маток |
гол. |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
105 |
6. Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота (ВЦП "Молоко"). |
% |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
* |
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота (ОЦП 2008 - 2012 гг.). |
15 |
16,5 |
17,5 |
18,5 |
19,5 |
* |
|
7. Удельный вес племенных коров в общей численности коров |
% |
22 |
23 |
24 |
24,5 |
25 |
* |
8. Прирост объема реализации племенного молодняка племенными предприятиями области |
гол. |
1150 |
1330 |
1530 |
1760 |
2050 |
178 |
в т. ч. в % к пред год. |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
178 |
|
9. Создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству с/х животных |
ед. |
- |
4 |
6 |
10 |
12 |
* |
10. Падеж крупного рогатого скота, к обороту стада. |
% |
2,0 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
80 |
4. Характеристика программных мероприятий
Механизм реализации:
Достижение поставленных задач и выполнение целевых индикаторов программы будет основано на двух основополагающих факторах: организация сбалансированного кормления и реализация инвестиционных проектов.
Особенности кормления высокопродуктивных коров
Для создания ферм высокопродуктивных коров с годовым удоем 5,5-6 тыс. кг молока в каждом стаде должно быть около 10% животных с удоем около 8 тыс. кг. Отдельные коровы могут иметь даже более высокие удои.
Рекордистки находятся на особом учете, и их кормление осуществляется высококачественными кормами по индивидуальным рационам. В настоящее время при интенсивном использовании высокоценных быков-производителей голштинской породы такие высокопродуктивные стада должны создаваться в каждом районе.
Организация правильного кормления высокопродуктивных коров имеет свои особенности.
С объемистыми кормами такие коровы не могут потреблять необходимые питательные вещества в связи с низкой их концентрацией в единице объема. Для того чтобы коровы с высоким удоем молока могли получать с кормами необходимые для его производства питательные вещества, тип кормления таких животных должен быть концентратным. При этом необходимо обеспечить, чтобы в 1 кг сухих веществ такого рациона содержалось не меньше 0,9 - 1 кормовых единиц.
В рационы высокопродуктивных коров не включают жом, барду, соломенную резку и другие малопитательные объемистые корма, а также карбамид, как источник протеина. Потребность в протеине для высокопродуктивных коров удовлетворяют путем скармливания подсолнечникового жмыха, дерти гороха или кормовых бобов из расчета 1,5 - 2 кг каждого корма, а также сухих дрожжей, рыбной или мясо-костной муки, обрата. В рационы включают доброкачественное сено 2 - 3 видов - 5 - 6 кг, кормовую или полусахарную свеклу - 15 - 20 кг, травяную резку - 2 - 3 кг, бобово-злаковый сенаж - 12 - 15 кг, высококачественный силос кукурузы - 15 - 20 кг, мелассу - 1,5 кг, дерть ячменную или кукурузную - 4 - 6 кг, а летом зеленую массу - 50-60 кг, свежее сено - 3 - 4 кг и концентраты - 8 - 12 кг.
Коровы с суточным удоем молока 40 - 48 кг должны ежедневно получать с кормом 28 - 30 кг сухих веществ с содержанием 28 - 33 кормовых единиц и 3 - 3,6 кг переваримого протеина высокого качества. Для лучшей поедаемости корма скармливают 4 раза в день. При составлении индивидуальных рационов необходимо пользоваться нормами (А.П. Калашников, Н.И. Клейменов). Нормы кормления высокопродуктивных коров приведены в таблицах.
Высокопродуктивных коров готовят для интенсивной лактации в цехе сухостоя. Здесь их содержат на обильных рационах, чтобы создать надлежащие резервы питательных веществ в теле животных. Только такие, хорошо упитанные коровы после отела могут быть раздоены до высоких суточных удоев 32 - 48 кг, что позволит получить за лактацию 8 и 11,5 тыс. кг молока.
Высокопродуктивные животные особенно чувствительны к условиям содержания. Поэтому они должны содержаться в типовых, с необходимым микроклиматом, коровниках и ежедневно пользоваться моционом.
Следует отметить, что концентратный тип кормления высокопродуктивных коров, особенно при не достаточном количестве в рационах легкопереваримых углеводов, приводит к нарушению бродильных процессов в преджелудках.
Нормы кормления высокопродуктивных коров (живая масса - 700 кг, плановый надой за лактацию - 8 - 11,5 тысяч килограмм)
Показатель |
Среднесуточный удой, кг |
||||
32 |
36 |
40 |
44 |
48 |
|
Кормовые единицы |
22,7 |
25,3 |
27,9 |
30,5 |
33,1 |
Обменная энергия, МДж |
256 |
281 |
304 |
325 |
348 |
Сухое вещество, кг |
25,2 |
26,6 |
27,7 |
29,0 |
30,3 |
Сырой протеин, г |
3840 |
4285 |
4725 |
5160 |
5600 |
Переваримый протеин, г |
2495 |
2785 |
3070 |
3355 |
3640 |
Клетчатка, г |
4750 |
4730 |
4700 |
4640 |
4600 |
Крахмал, г |
4090 |
4555 |
5025 |
5490 |
5955 |
Сахар, г |
2725 |
3035 |
3350 |
3660 |
3970 |
Жир, г |
910 |
1010 |
1115 |
1220 |
1325 |
Соль кормовая, г |
163 |
179 |
195 |
211 |
227 |
Кальций,г |
163 |
179 |
195 |
211 |
227 |
Фосфор, г |
117 |
129 |
141 |
153 |
165 |
Магний, г |
40 |
43 |
45 |
47 |
49 |
Калий, г |
168 |
182 |
196 |
210 |
224 |
Сера, г |
53 |
57 |
61 |
65 |
69 |
Железо, мг |
1815 |
2025 |
2230 |
2440 |
2650 |
Медь, мг |
250 |
280 |
305 |
335 |
365 |
Цинк, мг |
1590 |
1770 |
1955 |
2135 |
2315 |
Кобальт, мг |
20,4 |
22,8 |
25,1 |
27,5 |
29,9 |
Марганец, мг |
1590 |
1770 |
1955 |
2135 |
2315 |
Йод, мг |
22,7 |
25,3 |
27,9 |
30,5 |
33,1 |
Каротин, мг |
1135 |
1265 |
1395 |
1525 |
1655 |
При этом среди летучих жирных кислот (ЛЖК) часто наблюдается повышенное количество кетогенной масляной кислоты вместо уксусной и пропионовой. В преджелудках уменьшается бактериальный синтез аминокислот, витаминов группы В и витамина К, что в свою очередь усложняет организацию кормления высокопродуктивных коров. Большое количество белка, что поступает с кормом, часто недостаточно перерабатывается микрофлорой, и это приводит к накоплению в организме животных недоокисленных ядовитых продуктов.
Рационы кормления высокопродуктивных коров (живая масса 700 кг, зимне-стойловый период)
Показатель |
Среднесуточный удой, кг |
||
32 |
40 |
48 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Корма, кг: |
|
|
|
Сено люцерновое |
4 |
5 |
5 |
Сено луговое |
2 |
2 |
2 |
Травяная резка из клевера |
2 |
2 |
3 |
Сенаж клеверо-злаковый |
10 |
10 |
10 |
Силос кукурузный |
10 |
10 |
10 |
Полусахарная свекла |
15 |
15 |
20 |
Меласса |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Дерть кукурузная |
- |
2 |
2 |
Плющеный ячмень |
3 |
3 |
4 |
Дерть гороховая |
2 |
2,4 |
2,5 |
Отруби пшеничные |
2 |
2 |
4 |
Жмых подсолнечниковый |
2 |
2 |
2 |
Сухие дрожжи |
- |
0,1 |
0,3 |
Крахмал |
1 |
1 |
1,2 |
Обрат |
- |
5 |
10 |
Сахар свекольный, глюкоза |
- |
0,25 |
0,25 |
Фосфатиды |
- |
0,15 |
0,2 |
Соль кормовая |
0,17 |
0,2 |
0,24 |
Динатрийфосфат |
0,1 |
0,05 |
0,05 |
В рационе содержится: |
|
|
|
Кормовые единицы |
23,1 |
27,9 |
33,1 |
Обменная энергия, МДж |
259 |
308 |
356 |
Сухое вещество, кг |
25,3 |
28,5 |
32,5 |
Сырой протеин, г |
3970 |
4677 |
5593 |
Переваримый протеин, г |
2650 |
3108 |
3673 |
Клетчатка, г |
4803 |
4944 |
5380 |
Крахмал, г |
4035 |
5154 |
5960 |
Сахар, г |
2722 |
3272 |
3953 |
Жир, г |
885 |
1144 |
1327 |
Кальций, г |
199 |
216 |
256 |
Фосфор, г |
130 |
156 |
172 |
Магний, г |
53 |
58 |
62 |
Калий, г |
302 |
318 |
336 |
Сера, г |
54 |
64 |
70 |
Железо, мг |
4404 |
5106 |
5224 |
Медь, мг |
178 |
202 |
289 |
Цинк, мг |
762 |
890 |
1640 |
Кобальт, мг |
6,1 |
7,2 |
9 |
Марганец, мг |
1154 |
1189 |
2015 |
Йод, мг |
7,4 |
8,8 |
11,2 |
Каротин, мг |
1136 |
1206 |
1400 |
При этом нарушается обмен веществ, ухудшаются воспроизводительные функции (тяжелые роды, задержка последа, эндометриты, перегулы), возникают маститы, наступает ослабление коров, особенно первотелок. Таких животных после 2 - 3 лактации приходится выбраковывать. Через недостаточную утилизацию молочной кислоты в преджелудках и недостаток минеральных веществ и витаминов, наступает снижение синтеза соединительных белков, от чего ослабевает крепость связок и фасций. Это часто приводит к разрыву сухожилий, обрыву вымени, размягчению фалангового рога.
При развитии остеодистрофии, хвостовые позвонки становятся мягкими, коровы отставляют задние ноги назад, уменьшается на них нагрузка. Развивается общее ослабление организма. Животные долго лежат в одной позе, что приводит к появлению пролежней. Отдельные коровы сами не могут подниматься. Животные сильно потеют. Болезнь развивается постепенно. Периоды ухудшения без каких-либо видимых причин сменяются периодами улучшения, и наоборот. Одни исследователи у больных животных регистрировали снижение щелочного резерва крови, уровня сахара, гемоглобина и количества эритроцитов, а также увеличение в сыворотке крови гемоглобулиновой фракции белка, появление в моче и молоке кетоновых тел. Другие же исследователи этих явлений не наблюдали. Это объясняется тем, что при недостаточной утилизации и накоплении в организме ядовитых веществ нарушается антитоксическая (барьерная) функция печени, что приводит к увеличению уровня кетоновых тел в крови на 20 мг %. Правда, при глубоком поражении печени ее кетообразующая функция резко снижается. При явной остеодистрофии также не всегда удается выявить в крови уменьшения уровня кальция и фосфора. Однако почти всегда наблюдается повышение пульса и частоты дыханий до 100 - 120 дыханий в минуту.
Подобные расстройства обмена веществ и появление заболевания чаще всего регистрируются в конце зимне-стойлового периода (февраль, март, апрель), когда наиболее проявляются недостатки зимнего кормления.
Для стимулирования микробиальных процессов в преджелудках при концентратном типе кормления высокопродуктивных коров необходимо включать в рационы, как в зимне-стойловый, так и в летний периоды качественное сено и достаточное количество сахара и крахмала. Содержание сахара в рационах коров при суточных удоях 40 - 48 кг должно составлять 3,3 - 3,9 кг. Такое количество сахара набрать только за счет углеводистых кормов очень трудно. Скармливать богатую сахаром мелассу в большем количестве, чем 1,5 кг в сутки не следует, поскольку у животных при этом наступают поносы, а в молоке появляется рыбный запах. В таких случаях иногда приходится включать в рацион обычный пищевой сахар - 0,2 - 0,3 кг. Для уменьшения отрицательного действия концентратов на организм животных рекомендуется ограничивать их количество (не более 380 на 1 кг молока) при обязательном обеспечении рациона крахмалом, сахаром, витаминами и минеральными веществами. Особое внимание уделяется обеспечению рационов микроэлементами. Многие ученые считают, что в нормах кормления высокопродуктивных коров количество микроэлементов значительно занижено. При развитии заболеваний у таких коров всегда заметно уменьшается количество микроэлементов в крови.
Даже в два раза увеличенные дозы количества микроэлементов в рационах, которые применяют с профилактической целью, хоть и уменьшали заболеваемость животных, однако, не давали полного эффекта. В то же время, если животных не лечить, то болезнь переходит в очень тяжелую форму, которая вообще не поддается лечению, и коров-рекордисток приходится выбраковывать. В отдельных случаях получены положительные результаты при введении животным (с кружки через рот) ежедневно на протяжении двух недель особенно повышенных доз основных микроэлементов (растворенных в воде по 1 г сернокислых солей меди, марганца и 0,4 г хлористого кобальта). После этого переходят к скармливанию коровам профилактических доз в составе специального премикса, который включает, кроме микроэлементов, витамины А и D.
Состав премикса для высокопродуктивных коров (на 1 ц живой массы), витамины:
D - 3 тыс. ИЕ;
А - 20 тыс. ИЕ;
CuS04 - 100 мг;
ZnS04 - 460 мг;
MnS04 - 200 мг;
СоС12 - 15 мг.
Следует учитывать, что на ослабленный организм коров нередко наваливаются другие болезни - такие попутные заболевания, как молочная или катаральная горячка и даже ренотрахеит. Однако при этом следует искать первопричину в нарушении обмена веществ у высокопродуктивных коров в результате несбалансированного кормления и несоблюдения необходимых зоогигиенических условий.
Инвестиционные проекты
Реализуемые и планируемые к реализации инвестиционные проекты станут основой создания высокотехнологичного производства, использующего передовые подходы и методы в выращивании, содержании, кормлении и доении поголовья. Приоритет отдается созданию крупных мегаферм на 1000-2000 тыс. голов дойного стада с оптимальной структурой управления производством, стадом и обслуживающим персоналом.
В течении 2009 - 2010 годов планируется реализовать 11 подобных крупных проектов в молочном животноводстве:
|
Инвестиционные проекты |
Поголовье дойного стада, голов. |
Производство молока в год, тыс. тонн. |
Наличие земельных площадей, (площадь пашни, га.) |
1 |
ООО "Аркада" Хохольского района |
1200 |
7,2 |
5500 |
2 |
ООО "ЮНИ" Ольховатского района |
2000 |
13,0 |
32352 |
3 |
ООО "Воронежское" Верхнемамонского района |
2*1500 |
19,2 |
6475 |
4 |
ООО "Бутурлиновский агрокомплекс" Бутурлиновского района |
1200 |
7,2 |
1029 |
5 |
ООО "Красный Восток-Агро" Бобровского района |
1775 |
10,7 |
13438 |
6 |
ООО "ЭкоНиваАгро" Лискинского района |
1200 |
7,2 |
35127 |
7 |
ООО "Идеал" Лискинского района |
1070 |
5,4 |
6589 |
8 |
СХА им. Мичурина Терновского района |
1000 |
6,1 |
3869 |
9 |
ЗАО "Лосево" Павловского района |
1200 |
7,2 |
8385 |
10 |
ЗАО "Дон" Хохольского района |
1200 |
7,92 |
2330 |
11 |
ООО "Елань-Агро" Таловского района |
1200 |
7,2 |
19315 |
ООО "ЭкоНиваАгро" Лискинского района, ООО "Елань-Агро" Таловского района и ООО "Воронежское" Верхнемамонского района находятся в стадии подготовки проектно сметной документации, разработки бизнес планов и проведения геодезических работ. Остальные 8 молочных комплексов находятся в стадии реализации, в различных степенях готовности: от 5 до 95%. Общая стоимость 12 инвестиционных проектов составляет 7,29 млрд. руб По состоянию на 01.03.2009 года привлечено 321 млн. рублей кредитных средств и использовано 639 млн. руб. собственных финансовых средств предприятий. Все предприятия обеспечены кормовой базой.
Выход данных предприятий на проектную мощность в 2010 - 2012 годах позволит дополнительно увеличить объемы производства молока в области на 95,2 тыс тонн, поголовье коров на 16,0 тыс. голов (Приложение 4). Работу по подбору новых инвесторов и площадок для реализации проектов предполагается продолжать постоянно.
Мероприятия областной поддержки
При реализации программы осуществляются мероприятия по государственной поддержке молочного животноводства по направлениям и объемам, предусмотренным программой и областным бюджетом на каждый год.
Реализация программы предусматривает выполнение мероприятий по государственной (областной) сельскохозяйственных предприятий, КФХ, ЛПХ; решение задач, направленных на увеличение объемов производства сырого молока, улучшению его качества, увеличению объемов, содействие расширению рынков сбыта готовой продукции, а также повышению качества и увеличению объемов производства молока путем стимулирования дальнейшей интеграции производителей и переработчиков молока.
1. Возмещение части затрат по производству молока для сектора СХП и КФХ.
Целью мероприятия является стимулирование увеличения объемов производства молока путем возмещения части затрат на его производство в зимний период (первый и четвертый кварталы).
Мероприятием предусмотрено возмещение части затрат из средств областного бюджета за 1 кг. реализованного молока по ставке 0,5 руб/кг.
Общий объем финансирования на это мероприятие на 2009 - 2012 годы 280 млн. рублей, в том числе в 2009 году-40 млн. рублей, в 2010 году -60 млн. рублей, в 2011 году - 80 млн. рублей, в 2012 году -100 млн. рублей.
2. Меры по поддержке племенного скотоводства предусмотрены в рамках "Программы развития сельского хозяйства Воронежской области на 2008 - 2012 годы" (содержание племенного маточного поголовья, приобретение племенного молодняка, семени быков-производителей, быков-производителей и технологического оборудования).
3. Меры по поддержке инвестиционной деятельности осуществляются в рамках Закона Воронежской области N 67-ОЗ от 07.06.2008 года (в ред. законов Воронежской области от 20.11.2007 N 123-ОЗ, от 03.04.2008 N 21-ОЗ, от 10.10.2008 N 79-ОЗ, от 14.11.2008 N 99-ОЗ) в форме:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Воронежской области N 67-ОЗ следует читать как "от 07.06.2006 года"
- установления для инвесторов, реализующих особо значимые инвестиционные проекты, включенные в программу экономического и социального развития Воронежской области, в соответствии с действующим законодательством льгот по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, а также изменения сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита;
- предоставления инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих федеральному законодательству;
- реструктуризации задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам;
- обеспечения информационного сопровождения инвестиционной деятельности;
- участия в разработке инвестиционных проектов;
- участия в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством;
- предоставления на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов областного залогового фонда и средств областного бюджета;
- предоставления инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов в рамках программы экономического и социального развития Воронежской области, областных целевых и ведомственных программ;
- предоставления бюджетных кредитов в соответствии с действующим законодательством;
- софинансирования за счет средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
- субсидий на возмещение расходов по оплате услуг за технологическое присоединение к электрическим сетям;
- содействия инвесторам в размещении производства на территории индустриального парка в соответствии с действующим законодательством.
- льгот по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, в соответствии с действующим законодательством, при условии заключения договора об инвестиционной деятельности с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области.
- изменения сроков уплаты налогов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
- получения государственных (областных) гарантий инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в рамках программы экономического и социального развития Воронежской области, областных целевых программ, на конкурсной основе.
Критерии отбора участников Программы
Для включения в Программу претенденты должны соответствовать следующим критериям:
надой на одну фуражную корову - не менее 3000 кг за предшествующий год;
отсутствие задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды либо проведение реструктуризации задолженности;
не должны находиться в стадии банкротства.
Предприятие должно иметь достаточное количество рабочей силы для проведения всего комплекса сельскохозяйственных работ, развитую кормовую базу и быть способным ежегодно увеличивать производство молока, не сокращая поголовье дойного стада.
Порядок финансирования Программы определяется Правительством Воронежской области.
Программой предусматривается высокий темп прироста производства молока, который показан в таблице 5 (прежде всего в секторе сельхозпредприятий).
5. Сроки реализации программы
Программа реализуется в сроки 2009 - 2012 годы.
Базовым годом принимается 2008 год.
Таблица 5.
Прогноз развития животноводства Воронежской области на 2008 - 2012 гг.
N |
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
||||||||
2008 |
2009 |
% к 2008 г. |
2010 |
% к 2009 г. |
2011 |
% к 2010 г. |
2012 |
% к 2011 г. |
|||
1. |
Производство молока |
тыс. тонн |
647,3 |
675,0 |
104,3 |
693,1 |
102,7 |
717,3 |
103,5 |
742,5 |
103,5 |
2. |
в т.ч. СХП |
тыс. тонн |
283,4 |
310,0 |
109,4 |
334,1 |
107,7 |
360,3 |
107,8 |
388,5 |
107,8 |
3. |
КФХ |
тыс. тонн |
26,0 |
25,0 |
96,0 |
23,0 |
92,0 |
22,0 |
95,7 |
20,0 |
90,9 |
4. |
ЛПХ |
тыс. тонн |
338,0 |
340,0 |
100,6 |
336,0 |
98,8 |
335,0 |
99,7 |
334,0 |
99,7 |
5. |
Поголовье коров, всего |
тыс. голов |
144,6 |
147,5 |
102,0 |
150,4 |
102,0 |
153,4 |
102,0 |
156,5 |
102,0 |
6. |
Средний надой на корову (во всех категориях хозяйств) |
кг/гол. |
4360 |
4515 |
104,0 |
4652 |
103,0 |
4770 |
103,0 |
4906 |
103,0 |
7. |
Поголовье коров в СХП |
тыс. голов |
73,9 |
77,0 |
104,2 |
80,9 |
105,1 |
85,1 |
105,2 |
89,7 |
105,6 |
8. |
Средний надой на корову (СХП) |
кг/гол. |
3930 |
4080 |
103,8 |
4230 |
103,7 |
4340 |
102,7 |
4445 |
102,5 |
9. |
Поголовье коров в КФХ |
тыс. голов |
4,7 |
4,5 |
95,7 |
4,5 |
100,0 |
4,3 |
95,6 |
3,8 |
88,4 |
10. |
Средний надой на корову (КФХ) |
кг/гол. |
4500 |
5435 |
120,8 |
5100 |
92,0 |
5000 |
98,0 |
5000 |
100,0 |
11. |
Поголовье коров в ЛПХ |
тыс. голов |
66,0 |
66,0 |
100,0 |
65,0 |
98,5 |
64,0 |
98,5 |
63,0 |
97,7 |
12. |
Средний надой на корову (ЛПХ) |
кг/гол. |
4890 |
5106 |
104,4 |
5130 |
100,5 |
5200 |
101,4 |
5260 |
101,2 |
6. Социальные и экономические результаты программы. Оценка эффективности программы
Реализация ведомственной целевой программы развития молочного скотоводства будет способствовать созданию условий для:
1. Увеличения объема производства молока по всем категориям хозяйств с 647,3 тыс. тонн в 2008 году до 742,5 тыс. тонн в 2012 году, в том числе по сельскохозяйственным организациям соответственно - с 283,3 тыс. тонн до 388,5 тыс. тонн;
2. Роста продуктивности дойного стада по всем категориям хозяйств с 4360 кг на корову в 2008 году до 4906 кг - в 2012 году; в СХП соответственно - с 3930 кг до 4331 кг;
3. Увеличения численности коров в племенных заводах и племрепродукторах области к 2012 г. до 22,4 тыс. голов, что обеспечит расширение племенной базы до 25,0%.
Значения этих показателей приведены в таблице 6.
Таблица 6
Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы
Показатели |
Годы |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 г к 2008 г |
|
Основные индикаторы |
|
|
|
|
|
|
1. Поголовье молочных коров по всем категориям, тыс. голов |
144,6 |
147,5 |
150,4 |
153,4 |
156,5 |
108,2 |
в т. ч. по СХП |
73,9 |
77,0 |
80,9 |
85,1 |
89,7 |
121,4 |
2. Племенное поголовье коров в СХП, тыс. голов |
16,4 |
16,9 |
18,6 |
20,4 |
22,4 |
136,6 |
3. Удой на корову в год по всем категориям, кг |
4360 |
4515 |
4652 |
4770 |
4906 |
112,5 |
в т.ч. по СХП |
3930 |
4080 |
4230 |
4340 |
4445 |
113,0 |
4. Валовое производство молока по всем категориям, млн. тонн |
647,3 |
675,0 |
693,1 |
717,3 |
742,5 |
114,8 |
в т.ч. по СХП |
283,4 |
310,0 |
334,1 |
360,3 |
388,5 |
137,3 |
Показатели |
Годы |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего 2009 - 2012 |
|
Вспомогательные индикаторы (по СХП) |
|
|
|
|
|
|
1. Валовой продукт отрасли, млн. руб. |
2902,0 |
3450,3 |
4009,2 |
4665,9 |
5439,0 |
17564,4 |
2. Валовой доход отрасли, млн. руб. |
952,2 |
1104,2 |
1229,5 |
1322,3 |
1445,2 |
5101,2 |
3. Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
464,6 |
517,7 |
534,6 |
486,4 |
446,8 |
1985,4 |
4. Сокращение рабочих мест за счет модернизации производства |
30 |
168 |
176 |
72 |
66 |
482 |
5. Создание новых рабочих мест |
20 |
150 |
200 |
200 |
100 |
650 |
6. Дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней (от прибавки молока), млн. руб. |
|
16,1 |
15,7 |
18,2 |
22,3 |
72,3 |
Кроме производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка молоком и молочными продуктами, реализация Программы за счет модернизации технологических процессов производства молока (приобретения новых 241 доильных установок) и повышения производительности труда обеспечит высвобождение из сферы производства за весь период реализации программы 482 человек.
Так же при реализации инвестиционных проектов молочного направления в области (строительство и реконструкция 11 молочных комплексов) за 4 года будет создано 650 новых рабочих мест со стабильной и индексируемой заработной платой.
Дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней от прибавки валового производства молока в сельскохозяйственных предприятиях за период реализации программы составят 72,2 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 15,2 млн. руб.; областной - 21,5 млн. руб.; бюджет муниципальных районов - 12,4 млн. руб.; бюджет поселений - 4,7 млн. руб.; внебюджетные фонды - 18,4 млн. руб.
Анализ динамики целевых индикаторов программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного молока.
Таблица 7
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
Всего за 4 года |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
||
Ежегодный прирост валового производства молока |
тыс. тонн |
27,7 |
18,1 |
24,2 |
25,2 |
95,2 |
то же в стоимостном выражении (ВП) |
млн. руб. |
308,3 |
217,2 |
313,4 |
352,8 |
1191,7 |
Ежегодный прирост валового производства молока по СХП |
тыс. тонн |
26,6 |
24,1 |
26,2 |
28,2 |
105,5 |
то же в стоимостном выражении (ВП) |
млн. руб. |
296,1 |
289,2 |
339,3 |
394,8 |
1319,3 |
Финансирование производства молока из областного бюджета по СХП |
млн. руб. |
40.0 |
60.0 |
80,0 |
100,0 |
280,0 |
Коэффициент эффективности использования бюджетных средств - Эб |
% |
740,1 |
482,0 |
424,1 |
394,8 |
471,2 |
Планируемая эффективность расходования бюджетных средств по программе по годам рассчитана по формуле:
,
где:
- планируемая эффективность расходования бюджетных средств по программе;
- дополнительная валовая прибыль, полученная по программе;
- расходы областного бюджета по программе.
Среднее значение коэффициента Эб за период реализации программы составляет 471,2%. Это означает высокую степень возмещения затрат областного бюджета по программе через прирост валового продукта отрасли. Для программы, предназначенной создать стартовые условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу, следует считать высоким показателем. Последействие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения программы минимум 3 - 4 лет, так как продуктивное долголетие коров укладывается в эти сроки, а продолжительность использования технологически модернизированных ферм превышает указанные сроки.
Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а). Внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования ;
- вступление России в ВТО;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т. д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
б). Внутренние риски:
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год и невыхода на плановое поголовье молочного скота. В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняли : 20% от ежегодной прибавки продуктивности - кг на одну корову; выполнение только на 96% (минус 4% к плану) плана по численности коров.
Таблица 8
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации Программы в части объемов производства молока, млн. рублей (в ценах соответствующего года)
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову) |
30,0 |
30,0 |
22,0 |
21,0 |
От невыхода на плановое поголовье коров, голов |
3080 |
3236 |
3404 |
3588 |
Общая оценка рисков от невыхода на плановый валовый надой молока в год, тонн |
92,4 |
97,1 |
74,9 |
75,3 |
Общая оценка рисков: от невыхода на плановый валовый надой молока в год, млн. руб. (в ценах 2008 г.-10500 руб/тонна) |
0,970 |
1,019 |
0,786 |
0,791 |
Общая оценка рисков в стоимостном выражении проводилась по формуле:
,
где
- риски от невыхода на плановый годовой валовой надой молока, млн. руб.
- от невыхода на плановую продуктивность, кг молока на корову
- от невыхода на плановое поголовье коров, голов
- цена реализации молока,
Расчеты показали (табл. 8), что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.
7. Методика оценки эффективности ВЦП
Количественный метод:
Оценка проводится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма 8-АПК "Затраты по элементам на основное производство".
Форма 13-АПК "Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства".
Форма 15-АПК "Отчет о наличии животных".
Форма 16-АПК "Баланс продукции" по годам.
Форма П-1-СХ "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" (ежемесячная).
Федеральная программа статистических работ Росстата России "Поголовье, продуктивность молочного скота в Российской Федерации" (форма 29-СХ годовая).
Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по программе используются показатели (за каждый год и в целом за четыре года).
Эффективность расходования бюджетных средств по программе также рассчитывается по формуле, показывающей соотношение дополнительной валовой прибыли, полученной по программе, и расходов областного бюджета (формула приведена в пункте 6).
8. Обоснование потребности в ресурсах для достижения целей и результатов программы
Выполнение программных мероприятий планируется за счет средств участников программы - ими могут быть сельскохозяйственные, промышленные предприятия - инвесторы, перерабатывающие предприятия, КФХ.
Предприятиям - участникам программы за счет средств федерального и областного бюджета планируется субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам при использовании финансовых средств на приобретение техники, оборудования, племенного скота.
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на указанные цели.
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитан: а) с учетом фактических цен на племенной скот в 2007 и 2008 гг. по импорту и внутри страны; б) среднеобластных расходов на содержание молочных коров в племзаводах и племрепродукторах; в) средних по Воронежской области производственных издержек на производство молока и племенного материала крупного рогатого скота; г) экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг.
Расчеты и исходные данные по объемам финансирования всех мероприятий программы приведены в разделе 4, в приложениях, объемы финансирования - в таблице 9.
Таблица 9.
Предлагаемые меры государственной поддержки (сводная таблица механизма реализации программы), млн. руб.
Показатели |
Средства областного бюджета, млн. руб. |
||||
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
Итого |
|
Стимулирование производства молока в СХП и КФХ области путем возмещения части затрат по производству молока. |
40,0 |
60,0 |
80,0 |
100,0 |
280,0 |
Итого: |
40,0 |
60,0 |
80,0 |
100,0 |
280,0 |
9. Система управления реализации программы
Система управления реализацией программы:
- ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является департамент аграрной политики Воронежской области;
- координацию деятельности сельхозтоваропроизводителей, участвующих в реализации программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет главное управление экономического развития Воронежской области и департамент аграрной политики Воронежской области;
- реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы, осуществляет департамент аграрной политики области и заинтересованные исполнительные органы государственной власти Воронежской области;
- финансирование программных мероприятий осуществляет главное финансовое управление и главное управление экономического развития Воронежской области;
- мониторинг реализации программы осуществляют департамент аграрной политики, главное управление экономического развития области;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации программы являются департамент аграрной политики, главное управление экономического развития.
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться в пределах средств областного бюджета, предусмотренных областным законом "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период на 2010 - 2012 годы" с учетом корректировки финансовых ресурсов ввиду значительного увеличения объемов валового производства молока, запланированных данной Программой.
Составной частью механизма финансирования является выделение из федерального бюджета субсидий на запланированные мероприятия по развитию племенного животноводства на условиях софинансирования из областного бюджета.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий программы возникают в результате подписания соглашения между Минсельхозом России и Воронежской областью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа разработана с целью создания экономических и технологических условий устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока с 648,4 тыс. тонн в 2008 году до 742,5 тыс. тонн в 2012 году.
Задачами Программы являются модернизация и техническое перевооружение молочного скотоводства и молокоперерабатывающей промышленности, стабилизация и повышение численности высокопродуктивного дойного стада, сохранение существующих и создание новых рабочих мест, формирование системы государственной (областной) поддержки производителей молока.
Общий объем финансирования Программы на период ее реализации (2009 - 2012 годы) составляет 36766,0 млн. руб.
В результате реализации Программы ожидается увеличение производительности молока, поступление дополнительных платежей в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест.
Приказ Департамента аграрной политики Воронежской области от 27 февраля 2009 г. N 37 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Воронежской области на 2009 - 2012 годы"
Текст приказа опубликован в газете "Воронежский Курьер" от 15 декабря 2012 г. N 141