В целях стимулирования развития крестьянских (фермерских) хозяйств, обеспечения условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Поддержка начинающих фермеров Воронежской области на период 2012 - 2014 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель председателя правительства |
А.А. Спиваков |
Ведомственная целевая программа
"Поддержка начинающих фермеров Воронежской области на период 2012 - 2014 годы"
(утв. приказом департамента аграрной политики Воронежской области
от 2 апреля 2012 г. N 53)
Паспорт
ведомственной целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области |
Департамент аграрной политики Воронежской области |
Наименование программы |
"Поддержка начинающих фермеров Воронежской области на период 2012 - 2014 годы" |
Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области о разработке программы |
Приказ департамента аграрной политики Воронежской области от 01.12.2011 г. N 176 |
Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области об утверждении программы |
Приказ департамента аграрной политики Воронежской области от 02.04.2012 г. N 53 |
Цели и задачи программы |
Цель программы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение доходов и уровня жизни сельского населения. Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач: 1. Обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств; 2. Создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов; 3. Стимулирование создания гражданами, в том числе занимающимися ведением личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств. |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевой индикатор: Увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом созданных хозяйств начинающими фермерами по отношению к уровню 2010 года - 1,039. Целевые показатели: - количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки-88, в том числе: в 2012 году - 26 ед. в 2013 году - 30 ед. в 2014 году - 32 ед. - количество созданных рабочих мест в хозяйствах начинающих фермеров - 264 |
Наименование программных мероприятий |
Комплекс мер, направленных на реализацию задач, включает следующие направления: 1. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; 2. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров; 3. Участие в других мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, а также в долгосрочных областных и ведомственных целевых программах. |
Сроки реализации программы |
2012 - 2014 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 132,0 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 105,6 млн. рублей, средства областного бюджета - 26,4 млн. рублей. Из общего объема финансирования Программы по годам средств областного бюджета: 2012 год - 7,8 млн. рублей; 2013 год - 9,0 млн. рублей; 2014 год - 9,6 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
- 88 начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств; - создание 264 рабочих мест в хозяйствах начинающих фермеров. Реализация программы также позволит получить следующие социально - экономические результаты эффективности реализации Программы: - ежегодный рост объема производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах в стоимостном выражении, с учетом хозяйств начинающих фермеров, составит 2% и к 2014 году достигнет уровня не менее 5,5 млрд. рублей. - развитие конкурентной среды; - создание условий для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета; - создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий. |
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Сельское хозяйство и сельская экономика всегда относились, а сегодня, как никогда, относятся к сфере, в которой значительная роль принадлежит малым формам производства.
В настоящее время малый сектор сельской экономики Воронежской области насчитывает более 3500 крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также свыше 360-ти тысяч личных подсобных хозяйств населения.
Сейчас фермерские хозяйства региона обрабатывают порядка 580 тыс. гектаров пашни, что составляет пятую часть от ее общей площади.
Сектор малых форм хозяйствования на селе Воронежской области, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, в совокупности производят в стоимостном выражении более половины общего объема валовой продукции сельского хозяйства.
Ежегодно хозяйства данной категории производят 25% зерновых культур, 15% сахарной свеклы, 30% семян подсолнечника от общего сбора и обладают определенным потенциалом для своего дальнейшего развития.
Объем государственной поддержки из федерального и областного бюджетов на поддержку малых форм хозяйствования составил в 2011 году более 246 млн. рублей (субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам/займам, поддержка отдельных отраслей сельского хозяйства и пр.).
Проводимая в рамках областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы" государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
За 2011 год субъектами малого предпринимательства на селе, включая личные подсобные хозяйства населения, привлечено кредитов и займов на сумму 1,3 млрд. рублей.
На субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам/займам малым формам хозяйствования области направлено 80,5 млн. рублей.
Бурный рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) региона в середине 90-х годов прошлого столетия привел к тому, что к началу 2000 года их численность достигла более 4 тысяч. В последующие годы в основном происходило их сокращение.
Изменение сложившегося негативного тренда сокращения роста численности хозяйствующих КФХ требует оказания дополнительной государственной поддержки вновь создаваемым фермерским хозяйствам.
Сегодня начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных социально-экономических проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. Создание нового КФХ часто связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что также требует дополнительных денежных средств.
При формировании нового фермерского хозяйства необходимы значительные затраты на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два-три года своей деятельности.
Ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров Воронежской области на период 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) призвана помочь начинающим фермерам в создании и развитии своих хозяйств, их закреплении в аграрном секторе экономики региона.
При инерционном сценарии развития фермерский сектор не получит дополнительного источника для прорыва в своем развитии, а истощенные внутренние резервы не обеспечат воспроизводственную функцию сельского хозяйства, село не сможет выполнить задачи, поставленные в областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы".
Совершенно очевидно, что проблемы, стоящие перед сельскими предпринимателями, требуют комплексного решения и, прежде всего, за счет усиления государственной поддержки этого сектора экономики.
Основные понятия Программы
Начинающий фермер - участник Программы поддержки начинающих фермеров, определенный конкурсной комиссией департамента аграрной политики Воронежской области по итогам конкурсного отбора.
Заявитель - гражданин Российской Федерации, в возрасте 19-58 лет, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником программы поддержки начинающих фермеров, и соответствующий следующим условиям:
зарегистрирован на территории Воронежской области индивидуальным предпринимателем - главой КФХ не ранее 12 месяцев до дня подачи заявки в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров для участия в программных мероприятиях по предоставлению грантов начинающим фермерам;
постоянно проживает или переезжает на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства;
ранее не осуществлял предпринимательскую деятельность и не получал грант в рамках мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства;
имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или окончил курсы дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или входил в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;
имеет бизнес-план по созданию, расширению, модернизации производственной базы КФХ, соответствующего условиям микропредприятия, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который должен содержать:
предложения по увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции;
предложения по порядку формирования производственной базы КФХ;
предварительные договоры по реализации сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тысяч рублей или документы, подтверждающие факт реализации собственной сельскохозяйственной продукции на общую сумму не менее 30 тыс. рублей;
предложения по созданию в КФХ не менее трех и не более пятнадцати рабочих мест;
имеет рекомендательные письма (не менее двух) от органов муниципального управления, физических лиц, общественных организаций, поручителей;
имеет собственные средства (денежные средства или имущество) на реализацию проекта в размере не менее 10% от запрашиваемой суммы гранта и единовременной помощи, но не менее 100 тысяч рублей;
имеет план расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство;
представляет обязательство по осуществлению деятельности КФХ в течение не менее пяти лет.
Раздел 2. Цель и задачи Программы
Цель программы - стимулирование создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств Воронежской области для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Задачи программы:
- обеспечить условия для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств;
- создать дополнительные меры государственной поддержки начинающих фермеров;
- обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;
- стимулирование граждан, в том числе граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, на создание КФХ.
Раздел 3. Результаты реализации и целевые индикаторы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:
- объем привлеченных фермерами субсидируемых кредитов и займов (включая инвестиционные) за 2012 - 2014 годы составит не менее 2,5 млрд. рублей;
- 88 начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты создания и развития своих КФХ.
Реализация программы также позволит получить следующие результаты:
1. Создание не менее 264 рабочих мест в хозяйствах начинающих фермеров.
2. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах.
3. Создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности.
4. Получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Целевыми индикаторами реализации Программы являются:
- количество КФХ начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
- количество созданных рабочих мест в хозяйствах начинающих фермеров.
Целевые индикаторы:
Таблица 1
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за 2012 - 2014 гг. |
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки |
26 |
30 |
32 |
88 |
Количество созданных постоянных рабочих мест в хозяйствах начинающих фермеров |
78 |
90 |
96 |
264 |
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Таблица 2
Целевой индикатор |
Уровень стремления |
На 01.01.2011 (данные Росстата) |
Значения индикатора, ед. |
Год достижения цели |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
|||
количество начинающих фермеров, которые с помощью государственной поддержки осуществили проекты развития своих хозяйств |
2338 |
2250 |
2276 |
2306 |
2338 |
2014 |
Значение индикатора - увеличение числа хозяйствующих К(Ф)Х с учетом созданных хозяйств начинающими фермерами по отношению к уровню 2010 года.
Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле (1):
(1)
- целевой индикатор;
- число хозяйствующих КФХ по состоянию на 01.01.2011 года;
- число хозяйствующих КФХ по состоянию на 01.01.2015 года;
Значение целевого индикатора к концу реализации Программы определяется по формуле (2):
(2)
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
4.1 Основными мероприятиями ведомственной целевой программы департамента аграрной политики Воронежской области по поддержке начинающих фермеров являются предоставление начинающим главам КФХ грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Для обеспечения комплексной поддержки начинающих фермеров одновременно предусматривается:
- субсидирование инвестиционных банковских кредитов и займов, привлеченных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами;
- субсидирование краткосрочных (до 2-х лет) банковских кредитов и займов, привлеченных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами;
- погашение части затрат начинающих фермеров по лизинговым платежам на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования и сельскохозяйственных животных;
- предоставление поручительства гарантийного фонда Воронежской области по кредитам и займам, привлекаемым начинающими фермерами;
- строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров;
- организация сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной начинающими фермерами;
- включение начинающих фермеров в программы по улучшению жилищных условий;
компенсация части затрат при оформлении в собственность используемых КФХ земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Для формирования инфраструктуры развития начинающих фермеров департамент аграрной политики Воронежской области обеспечивает:
- предоставление консультационной помощи гражданам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, в том числе желающим переехать для этого в сельскую местность, а также предоставление информации о наличии земель сельскохозяйственного назначения и порядке участия в программе поддержки начинающих фермеров;
- участие начинающих фермеров в других мероприятиях Государственной и областной программах по развитию сельского хозяйства, программе по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.
Ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров Воронежской области на период 2012 - 2014 годы" представляется в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, где проводится ее рассмотрение и отбор.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации софинансирует мероприятия ведомственной целевой программы поддержки начинающих фермеров в рамках и по условиям Государственной программы на основании заявки Воронежской области и заключенных Соглашений, в соответствии с условиями и в пределах лимитов, определенных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166.
4.2. Департамент аграрной политики Воронежской области утверждает порядок проведения конкурса по отбору начинающих фермеров, объявляет конкурс на отбор участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет порядок и сроки его проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров (далее - конкурсная комиссия) и положение о ней, а также порядок принятия решения о включении заявителей в состав участников региональной программы по поддержке начинающих фермеров.
Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей (далее-Заявка) и документы к ним в сроки, установленные департаментом аграрной политики Воронежской области, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников региональной программы поддержки начинающих фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера.
Для участия в конкурсе гражданин представляет Заявку по форме, утверждаемой департаментом аграрной политики, и опись прилагаемых документов (в двух экземплярах). Второй экземпляр описи с отметкой о приеме документов остается у заявителя.
При принятии решения о предоставлении гранта начинающему фермеру конкурсная комиссия, наряду с информацией, указанной в документах заявителя, положительно учитывает:
- условия проживания заявителя и высокую степень его бытового обустройства по месту нахождения КФХ;
- отдаленность КФХ от крупных населенных пунктов;
- наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;
- членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
- меньший размер запрашиваемого гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства;
- предоставление рабочих мест для местных жителей;
- социальную и бюджетную ответственность;
- наличие производственных фондов и их хорошее состояние;
- наличие племенных сельскохозяйственных животных;
- наличие земель сельскохозяйственного назначения;
- деловую репутацию и кредитную историю;
- итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании;
- рекомендации и просьбы от органов муниципального управления, физических лиц, общественных организаций, поручителей;
- общественную активность и ответственность заявителя;
- результаты очного собеседования;
Конкурсная комиссия может принять решение о предоставлении начинающему фермеру как одновременно и гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи, так и предоставления только одного из них.
Начинающему фермеру выдается сертификат о предоставлении ему гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство с указание их размера.
4.3. Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - средства, передаваемые из областного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат, невозмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Госпрограммой, в целях создания и развития на территории сельских поселений Воронежской области крестьянского (фермерского) хозяйства.
Максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства составляет 1,5 млн. рублей.
Начинающий фермер, получающий грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, не может получать грантовую поддержку по программам развития малого и среднего предпринимательства Воронежской области.
Сумма гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией департамента аграрной политики Воронежской области с учетом наличия собственных средств начинающего фермера.
Приоритетной группой считаются бизнес-проекты по развитию начинающим фермером мясного и молочного скотоводства, овцеводства, птицеводства, рыбоводства, пчеловодства, овощеводства.
Сумма гранта должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
Грант на создание крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера.
В план расходов включаются расходы в разрезе наименований (статей), направленные на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Воронежской области и соответствующие следующим целям:
- приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
- строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной
инфраструктуре;
- приобретение сельскохозяйственных животных;
- приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
- приобретение удобрений и ядохимикатов.
Расход по плану расходов осуществляется по каждому наименованию (статье) расхода средств начинающего фермера: не более 90% за счет средств гранта и не менее 10% за счет собственных средств начинающего фермера.
Все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Воронежской области и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера.
В случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в бюджет Воронежской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит отчуждению: продаже, передаче в аренду, пользование другим лицам, дарению, обмену или взносу в виде пая или вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 лет со дня получения гранта.
Данное условие является существенным для участников мероприятий по предоставлению грантов начинающим фермерам и подлежит отражению в документах, заключаемых между распорядителями бюджетных средств и бюджетополучателями.
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства может быть выделен главе КФХ только один раз.
4.4. Единовременная помощь на бытовое обустройство - средства, передаваемые из областного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера по его обустройству в сельской местности на территории Воронежской области на следующие цели:
приобретения, строительства и ремонта собственного единственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
приобретение одного грузопассажирского автомобиля;
приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, интернету, водопроводу и канализации.
Максимальный размер единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров составляет 250 тыс. рублей.
Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией департамента аграрной политики Воронежской области с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и бизнес-плана.
В случае нецелевого использования единовременной помощи, использованная нецелевым образом часть, подлежит возврату в бюджет Воронежской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз.
4.5. Департамент аграрной политики Воронежской области обеспечивает контроль за движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами.
В этих целях департамент аграрной политики Воронежской области может в установленном законодательством Российской Федерации порядке определить кредитную организацию, через которую будет осуществляться выдача грантов и единовременной помощи начинающим фермерам.
4.6. Начинающий фермер ежеквартально представляет в департамент аграрной политики Воронежской области отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, установленной департаментом аграрной политики Воронежской области.
Контроль достоверности предоставляемых отчетов осуществляет департамент аграрной политики Воронежской области.
Раздел 5. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период 2012 - 2014 годов.
Финансирование всех предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы с дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий в предшествующий год.
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Воронежской области в сфере агропромышленного комплекса региона: наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышению ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач в агропромышленном комплексе области, являются увеличение численности хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств и рост объемов производства в них.
Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, в т.ч. оптимизацию их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.
6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы
В результате реализации программных мероприятий ежегодный рост объема производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах в стоимостном выражении, с учетом хозяйств начинающих фермеров, составит 2% и к 2014 году достигнет уровня не менее 5,5 млрд. рублей.
Также, согласно обоснованным целевым показателям Программы, количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств, составит за 2012 - 2014 годы 88 единиц.
Предполагается, что реализация Программы поддержки начинающих фермеров обеспечит создание 264-х постоянных рабочих мест.
В результате государство получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличению налоговых сборов.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
6.3 Оценка рисков реализации Программы
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:
- низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, а также расширить площади сельскохозяйственных угодий;
- рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для строительства животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
- аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности органов власти, не входящих в систему Минсельхоза России.
В этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.
Раздел 7. Оценка эффективности и мониторинг Программы
Оценка эффективности осуществления реализации мероприятий Программы проводится ежегодно департаментом аграрной политики исходя из степени достижения показателя результативности, определенного данной Программой и соглашением между регионом и Минсельхозом России, и определяется на основании соответствия прироста численности хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств в Воронежской области, значению показателя указанного в соглашении .
С целью проведения мониторинга использования грантов начинающими фермерами будет разработана форма отчетности и порядок ее предоставления в департамент аграрной политики Воронежской области. На основании анализа собранной информации Минсельхоз России принимает решение о целесообразности дальнейшего развития системы грантов в регионе.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Обязательность внесения в договор с грантополучателем пункта об отчете использованных средств.
2. Периодичность предоставления отчетности грантополучателями.
3. Разработку критериев сравнительной эффективности использования грантов.
4. Увязку объемов выданных грантов с производственными и социальными показателями развития фермерских хозяйств в области.
5. Создание новой формы отчетности в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства на текущий период.
Раздел 8. Методика оценки эффективности программы
Количественный метод:
Оценка проводится на основе анализа информации, указанных государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма - "Число крестьянских (фермерских) хозяйств".
Форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета".
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).
Департамент аграрной политики Воронежской области представляет в Минсельхоз России информацию о выполнении показателя, закрепленного в соглашении между правительством Воронежской области и Минсельхозом России по поддержке начинающих фермеров, в соответствии с установленной Минсельхозом России формой отчетности.
Качественный метод:
Достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
Раздел 9. Расчет потребности в необходимых ресурсах
Финансирование Программы по поддержке начинающих фермеров осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемым областным законом об областном бюджете на текущий год и на плановый период и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.
Общая сумма грантов начинающим фермерам на создание и развитие КФХ, единовременную помощь на бытовое обустройство за 2012 - 2014 гг. составит 132,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 105,6 млн. руб., областного - 26,4 млн. рублей.
Таблица 3
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2012 - 2014 гг. |
Гранты на создание КФХ и единовременная помощь на бытовое обустройство , всего млн. руб. |
39,0 |
45,0 |
48,0 |
132,0 |
в т.ч. федеральный бюджет |
31,2 |
36,0 |
38,4 |
105,6 |
областной бюджет |
7,8 |
9,0 |
9,6 |
26,4 |
Раздел 10. Система управления реализацией Программы
Организационно-методическое управление реализацией Программы осуществляет администратор ведомственной целевой программы в лице департамента аграрной политики Воронежской области.
Ответственным за реализацию Программы, достижение ее целей и задач является департамент аграрной политики Воронежской области.
Мониторинг за ходом реализации Программы и координацию деятельности отделов департамента аграрной политики Воронежской области, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет отдел развития сельских территорий департамента аграрной политики Воронежской области.
Департамент аграрной политики обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств в Минсельхоз России.
В соответствии с заключенным с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации соглашением о реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров департамент аграрной политики Воронежской области обязуется обеспечить соответствие значений показателей, установленных ведомственной целевой программой поддержки начинающих фермеров, значениям показателя результативности предоставления субсидий установленным указанным соглашением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы "Поддержка начинающих фермеров Воронежской области" является стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение доходов и уровня жизни сельского населения.
Определены следующие задачи Программы: обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств; создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов; стимулирование создания гражданами, в том числе занимающимися ведением личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств.
Реализация Программы намечена на 2012 - 2014 годы.
Общий объем финансирования Программы составляет 132,0 млн. руб.
Конечными результатами программных мероприятий являются следующие: создание 264 рабочих мест в хозяйствах начинающих фермеров; ежегодный рост объема производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах в стоимостном выражении, с учетом хозяйств начинающих фермеров, составит 2% и к 2014 году достигнет уровня не менее 5,5 млрд. руб.; развитие конкурентной среды и др.
Приказ Департамента аграрной политики Воронежской области от 2 апреля 2012 г. N 53 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Воронежской области на период 2012 - 2014 годы"
Текст приказа опубликован в газете "Воронежский Курьер" от 15 декабря 2012 г. N 141