Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
департамента экономического
развития Воронежской области
от 4 сентября 2012 г. N 112-О
Ведомственная целевая программа
"Государственная (областная) поддержка особо значимых инвестиционных проектов на территории Воронежской области в 2012 - 2014 годах"
Паспорт
ведомственной целевой программы
1. Характеристика проблемы
В соответствии с Программой социально-экономического развития Воронежской области на 2012 - 2016 годы, которая является важнейшим элементом системы стратегического планирования в Воронежской области и служит инструментом реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Воронежской области от 30 июня 2010 года N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года", главной стратегической целью социально-экономического развития Воронежской области является обеспечение лидирующего положения Воронежской области среди регионов Российской Федерации за счет модернизации диверсифицированной экономики, достижения нового качества социальной сферы и формирования активной общественной среды. Одним из методов достижения поставленной цели является улучшение инвестиционного климата в Воронежской области, обеспечивающее приток инвестиций на территории региона и достижение устойчивого социально-экономического развития за счет эффективной социальной политики.
Рост ВРП зависит от обеспечения отраслей высокопроизводительным оборудованием, которое не просто замещает существующие мощности, а дает рост производительности труда минимум в 2 - 2,5 раза. Тогда, чтобы добиться роста ВРП в 3,2 раза, потребуется увеличение основных фондов за счет дополнительных инвестиций в объеме около 500 млрд. рублей.
Приток капитала в высокопроизводительные активы - основной приоритет экономической стратегии. Источников притока капитала несколько:
- инвестиции существующих предприятий за счет собственных и заемных средств;
- частные инвестиции в создание новых предприятий со стороны отечественных компаний;
- иностранные инвестиции.
Основным направлением по привлечению в регион капитала является формирование благоприятного инвестиционного климата.
В Воронежской области создана и функционирует система многоуровневой поддержки инвестиционных проектов как на этапе планирования инвестиций, так и на этапах реализации проектов и их выхода в коммерческую эксплуатацию. Законодательно предусмотренная система мер поддержки инвестиций в Воронежской области является одной из наиболее полных в России. Вместе с тем требуемый эффект будет достигнут только при условии максимальной концентрации всех ответственных исполнительных органов государственной власти Воронежской области на привлечении инвестиций как основной задаче социально-экономического развития. В Воронежской области будет реализована стратегия агрессивного инвестиционного маркетинга, предполагающая не только создание благоприятных условий для инвесторов, но и прямую инициацию контактов, активное мотивирование компаний на реализацию их проектов в регионе.
Значительная часть инвестиций в Воронежской области приходится на формирование (модернизацию) инженерной, транспортной инфраструктуры, технологическое присоединение к электросетям. Помимо различных факторов, оказывающих влияние на выбор инвестора в принятии решения об осуществлении инвестиций в том или ином регионе, немаловажное значение имеет возможность субсидирования затрат, то есть оказание реальной помощи инвестору.
Создавая промышленные зоны с готовой инфраструктурой для размещения инвестиционных проектов, правительство Воронежской области уделяет особое внимание также и поддержке инвесторов, реализующих особо значимые инвестиционные проекты на других инвестиционных площадках, в виде субсидирования затрат на уплату процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, на строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также на оплату услуг по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
Экономика Воронежской области является одной из крупнейших стабильно развивающихся региональных экономик в центральной части России. На протяжении последних 3 лет наша область занимает 3-е место в ЦФО по объему инвестиций. Схожая динамика роста показателя наблюдается и в 2012 году.
2010 год в Воронежской области характеризовался чрезвычайно высокими темпами инвестиций (132%) при инвестиционном спаде в РФ (97%). По итогам 2011 года объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций региона составил 152,2 млрд. рублей или 110%, что превышает рост по Российской Федерации (108,3%). Объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций в I квартале 2012 года вырос на 6,1% к аналогичному периоду 2011 года. По итогам первого полугодия 2012 года положительная тенденция в инвестиционной сфере сохранилась, прирост инвестиций составил 4,2% к первому полугодию 2011 года.
Основываясь на статистических данных, прогнозируется дальнейший рост инвестиций в экономику региона. В связи с этим возрастет необходимость субсидирования части затрат инвесторов в качестве оказания мер государственной (областной) поддержки.
Таким образом, ожидается увеличение потребности в государственной поддержке инвестиционных проектов в виде бюджетных субсидий в 2012 - 2014 годах. Данная Программа позволит аккумулировать необходимые ресурсы областного бюджета для достижения поставленной цели, оценить эффективность использования бюджетных средств.
2. Цели и задачи программы
Цель программы - создание условий для привлечения инвестиций в экономику Воронежской области, государственная (областная) поддержка особо значимых инвестиционных проектов.
Задачи программы:
- содействие развитию инженерной и транспортной инфраструктуры для реализации особо значимых инвестиционных проектов региона;
- развитие механизмов финансовой поддержки инвестиционных проектов.
3. Ожидаемые результаты реализации программы, индикаторы и методики их расчета
В результате выполнения программы планируется привлечь инвесторов к реализации на территории области инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и техническое перевооружение действующих производств, создание новых производств и предприятий, освоение выпуска конкурентоспособной продукции (оказания услуг).
Результаты реализации программных мероприятий за период 2012 - 2014 годов характеризуются показателями и индикаторами результативности, приведенными в таблице 1.
Таблица 1
Показатели и индикаторы результативности ведомственной целевой программы
N |
Наименование показателя |
Значение базисного года |
Значение по годам |
|||
2011 |
2012(*) |
2013 |
2014 |
Всего |
||
1. |
Объем инвестиций в основной капитал организаций - получателей субсидий, млн. рублей |
9 002,09 |
11 500,00 |
16 100,00 |
23 200,00 |
50 800,09 |
2. |
Количество особо значимых инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ВЦП |
19 |
24 |
26 |
29 |
29 |
3. |
Коэффициент роста объема налоговых платежей в консолидированный бюджет области организаций - получателей субсидий |
- |
1,45 |
1,50 |
1,57 |
не менее 1,57 |
4. |
Коэффициент роста количества рабочих мест, задействованных при реализации инвестиционных проектов организаций - получателей субсидий |
- |
1,11 |
1,12 |
1,14 |
не менее 1,14 |
5. |
Коэффициент экономической эффективности государственной (областной) поддержки - сумма инвестиций, привлеченных на 1 рубль субсидий |
- |
32,86 |
33,54 |
33,62 |
не менее 33,42 |
______________________________
(*) Оценка показателей проведена по полному кругу организаций - получателей субсидий.
Источником фактических значений показателя реализации программы (1, 2) являются заключаемые договоры об осуществлении инвестиционной деятельности и ежеквартальные и годовые отчеты инвесторов о ходе реализации инвестиционных проектов.
Расчет индикаторов результативности программы (3 - 5) осуществляется по формулам:
а) коэффициент роста объема налоговых платежей в консолидированный бюджет области организаций - получателей субсидий:
,
где:
- объем налоговых платежей в консолидированный бюджет области организаций - получателей субсидий за отчетный год;
- объем налоговых платежей в консолидированный бюджет области организаций - получателей субсидий за предыдущий год;
б) коэффициент роста количества рабочих мест, задействованных при реализации инвестиционных проектов организаций - получателей субсидий:
,
где:
- количество рабочих мест, задействованных при реализации инвестиционных проектов организаций - получателей субсидий за весь период реализации проектов на конец отчетного года;
- количество рабочих мест, задействованных при реализации инвестиционных проектов организаций - получателей субсидий за весь период реализации проектов на конец предыдущего года;
в) коэффициент экономической эффективности, характеризующий объем инвестиций, привлеченных на 1 рубль субсидий:
,
где:
- объем инвестиций, привлеченных на реализацию инвестиционных проектов, рублей;
- сумма государственной (областной) поддержки (субсидий), рублей.
Значения плановых показателей и индикаторов результативности программы подлежат корректировке в случае возникновения следующих рисков:
- дефицита средств областного бюджета для финансирования программы;
- изменение графиков реализации особо значимых инвестиционных проектов;
- негативной финансово-экономической ситуации на внешних и внутренних рынках;
- иных непреодолимых обстоятельств, влияющих на выполнение программы.
4. Реализация программных мероприятий
4.1. Программные мероприятия
Программой предусмотрена реализация мероприятия по субсидированию затрат инвесторов в рамках реализации особо значимых инвестиционных проектов:
а) на уплату процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, привлекаемыми для реализации особо значимых инвестиционных проектов;
б) на строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры:
- водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения (внеплощадочные инженерные коммуникации);
- подъездных дорог до границы территории размещения производственного комплекса;
- подъездного железнодорожного пути до границы территории размещения производственного комплекса;
в) на оплату услуг по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
Все затраты, субсидирование которых осуществляется в рамках данной Программы, составляют значительные суммы в общих расходах инвестора. Мероприятие программы направлено на облегчение финансовой нагрузки инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории Воронежской области.
4.2. Источники финансирования
На реализацию программного мероприятия планируется направить средства областного бюджета в виде субсидий в объеме 680,190 млн. рублей, в том числе: 2012 год - 81,781 млн. рублей, 2013 год - 299,207 млн. рублей, 2014 год - 299,207 млн. рублей (таблица 2).
Таблица 2
Источники финансирования
млн. рублей
N |
Наименование источника финансирования |
Всего |
В том числе по годам |
||
2012(**) |
2013 |
2014 |
|||
1. |
Средства областного бюджета (субсидии) |
680,190 |
81,781 |
299,207 |
299,207 |
|
Итого |
680,190 |
81,781 |
299,207 |
299,207 |
______________________________
(**) Общая сумма средств областного бюджета, предусмотренная департаменту экономического развития Воронежской области в целях предоставления государственной (областной) поддержки организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, включенные в Программу социально-экономического развития Воронежской области, в рамках Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" в 2012 году составила 299,207 млн. рублей. До утверждения настоящей ведомственной целевой программы организациям - получателям субсидий направлены средства областного бюджета в размере 217,425 млн. рублей по разделу "Национальная экономика", подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье расходов "Государственная поддержка отдельных отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса", виду расходов "Субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг". Присвоение кода бюджетной классификации настоящей ведомственной целевой программе осуществляется на остаток средств.
4.3. Условия и порядок предоставления государственной (областной) поддержки (далее - субсидий)
Субсидии из областного бюджета предоставляются организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, включенные в Программу социально-экономического развития Воронежской области в рамках Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области".
Особо значимые инвестиционные проекты - инвестиционные проекты, которые реализуются на территории Воронежской области и соответствуют критериям, определенным Законом Воронежской области от 7 июля 2006 года N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области".
Отнесение инвестиционного проекта к категории особо значимых и определение рекомендуемых видов и объемов государственной (областной) поддержки осуществляется решением экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области (далее - Экспертный совет) при условии соответствия инвестиционного проекта критериям экономической, социальной и бюджетной эффективности, утвержденными нормативными правовыми актами Воронежской области на основании заключения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области - департамента экономического развития Воронежской области.
Положение и состав Экспертного совета утверждены постановлением правительства Воронежской области от 20.02.2009 N 117 "Об экспертном совете по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области".
Право на получение субсидий имеют юридические лица (кроме государственных учреждений) и физические лица - производители товаров, работ, услуг, реализующие в рамках программы социально-экономического развития Воронежской области особо значимые инвестиционные проекты (далее - инвесторы), при наличии решения Экспертного совета о предоставлении государственной (областной) поддержки в виде субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат на уплату процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, привлекаемыми для реализации особо значимых инвестиционных проектов, в целях возмещения затрат на строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, в целях возмещения затрат на оплату услуг по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям соответственно, а также при наличии договора об осуществлении инвестиционной деятельности.
Субсидии в целях возмещения части затрат на уплату процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, привлекаемыми для реализации особо значимых инвестиционных проектов, предоставляются инвесторам в текущем финансовом году при условии использования кредита в объеме и на цели, определенные кредитным договором, в пределах срока действия кредитного договора, из расчета 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты процентов по кредиту.
В случае привлечения инвестором кредита в иностранной валюте указанные субсидии предоставляются из расчета 2/3 ставки установленного банком процента за кредит, но не более 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты процентов по кредиту. Субсидии предоставляются исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты процентов.
Размер предоставляемых субсидий не может превышать фактические расходы инвестора на уплату процентов по кредитам.
Право получения субсидий предоставляется инвесторам при выполнении ими следующих условий:
- своевременное исполнение обязательств по кредитному договору;
- отсутствие задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам;
- отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;
- отсутствие просроченной задолженности по заработной плате перед работниками;
- целевое использование кредитных средств;
- средства областного бюджета, полученные инвестором в виде субсидий, направляются на реализацию особо значимого инвестиционного проекта.
Субсидии предоставляются инвесторам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с кредитной организацией. Средства государственной поддержки на возмещение пени, штрафных санкций не предоставляются.
Субсидии предоставляются департаментом экономического развития Воронежской области инвесторам, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, за исключением инвесторов, реализующих особо значимые инвестиционные проекты по видам экономической деятельности (согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - ОКВЭД, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст) "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" (раздел A), "Рыболовство, рыбоводство" (раздел B), "Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака" (подраздел DA), а также инвесторов, реализующих особо значимые инвестиционные проекты с объемом инвестиций менее 1,0 млрд. рублей по видам экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (раздел D), "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (раздел E).
Для получения субсидий инвесторами представляются документы, перечень которых определяется постановлением правительства Воронежской области.
Ставка субсидий в целях возмещения затрат на строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры устанавливается в размере до 100 процентов от:
а) проектно-сметной стоимости строительства (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры;
б) стоимости, установленной договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Размер предоставляемых субсидий не может превышать фактические расходы инвестора по строительству (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, по оплате услуг за осуществление технологического присоединения к электрическим сетям.
Право получения указанных субсидий предоставляется инвесторам при выполнении ими следующих условий:
- отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;
- отсутствие просроченной задолженности по заработной плате перед работниками.
Общая сумма субсидий для возмещения затрат на строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и субсидий на возмещение затрат на оплату услуг по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям составляет 10 процентов плановой стоимости капитальных вложений согласно бизнес-плану инвестиционного проекта.
Размер предоставляемых субсидий не может превышать фактические расходы инвестора по строительству (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, по оплате услуг за осуществление технологического присоединения к электрическим сетям.
Право получения указанных субсидий предоставляется инвесторам при выполнении ими следующих условий:
- отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;
- отсутствие просроченной задолженности по заработной плате перед работниками.
Порядок предоставления государственной (областной) поддержки, предоставляемой в рамках осуществления мероприятий программы, ежегодно определяется постановлением правительства Воронежской области. Порядок предоставления субсидий из областного бюджета организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, включенные в Программу социально-экономического развития Воронежской области на 2012 - 2016 годы, в рамках Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории воронежской области", на 2012 год определен постановлением правительства Воронежской области от 01.06.2012 N 492.
5. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется путем оценки достижения плановых показателей реализации программы и индикаторов результативности программы, приведенных в таблице 1.
Для оценки эффективности программы проводится мониторинг реализации инвестиционных проектов, по которым предоставляется поддержка в виде субсидий из областного бюджета.
Организация, получившая поддержку, представляет в департамент экономического развития Воронежской области ежеквартальные и годовые отчеты о ходе реализации инвестиционного проекта по форме, приведенной в приложении 1 к программе, с приложением копий форм бухгалтерской отчетности.
Департамент экономического развития Воронежской области проводит анализ представленных отчетов на предмет достижения плановых значений показателей инвестиционного проекта.
Эффективность расходования бюджетных средств оценивается с помощью индикаторов (таблица 3) и конечных результатов программы.
Таблица 3
Эффективность расходования бюджетных средств
рублей
N |
Наименование показателя |
Всего (за срок реализации программы) |
В том числе по годам |
||
2012(*) |
2013 |
2014 |
|||
1. |
Коэффициент экономической эффективности государственной (областной) поддержки - объем инвестиций, привлеченных на 1 рубль субсидий (Кэф3) |
33,42 |
32,86 |
33,54 |
33,62 |
______________________________
(*) Оценка показателей проведена по полному кругу организаций - получателей субсидий.
Индикаторы результативности программы отражают величину эффекта, получаемого на единицу затраченных средств областного бюджета, - большее значение индикаторов свидетельствует об эффективном использовании бюджетных субсидий.
6. Методика оценки эффективности программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется департаментом экономического развития Воронежской области ежегодно на основе целевых индикаторов и показателей, что обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период с целью уточнения степени эффективности реализации мероприятия программы.
Оценка эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю осуществляется путем сравнения достигнутого значения индикатора с его целевым значением и определяется по следующей формуле:
,
где:
- эффективность реализации программы по данному индикатору;
- фактическое достигнутое значение индикатора;
- нормативное значение индикатора.
Результативность мероприятий программы определяется исходя из оценки эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю с учетом соответствия полученных результатов поставленной цели, косвенных позитивных воздействий на социально-экономическую ситуацию в Воронежской области.
7. Обоснование потребности в ресурсах
Средства областного бюджета на реализацию программы будут предоставляться коммерческим организациям в виде субсидий на возмещение части затрат, предусмотренных мероприятием программы.
Потребность инвесторов в государственной (областной) поддержке в форме субсидий определяется в результате ежегодных мониторингов эффективных инвестиционных проектов Воронежской области в соответствии с представляемыми инвесторами бизнес-планами проектов.
В рамках настоящей ведомственной целевой программы в 2012 - 2014 годах на поддержку инвестиционных проектов планируется направить средства в объеме 680,190 млн. рублей, в том числе: 2012 год - 81,781 млн. рублей, 2013 год - 299,207 млн. рублей, 2014 год - 299,207 млн. рублей.
Общая сумма средств областного бюджета, предусмотренная департаменту экономического развития Воронежской области в целях предоставления государственной (областной) поддержки организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, включенные в Программу социально-экономического развития Воронежской области, в рамках Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" в 2012 году составила 299,207 млн. рублей. До утверждения настоящей ведомственной целевой программы организациям - получателям субсидий направлены средства областного бюджета в размере 217,425 млн. рублей по разделу "Национальная экономика", подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье расходов "Государственная поддержка отдельных отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса", виду расходов "Субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
Объем финансирования мероприятий программы в установленном порядке подлежит корректировке в соответствии с законом Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Объем инвестиций по проектам достигнет 50800,00 млн. рублей.
Объем налоговых платежей организаций - получателей поддержки в консолидированный бюджет области за период реализации программы увеличится не менее чем в 1,57 раза.
В рамках реализации особо значимых инвестиционных проектов, получающих государственную областную поддержку в рамках программы, дополнительно будет создано 1291 новое рабочее место.
8. Система управления реализацией программы
Ответственность за реализацию программы и предоставление ежеквартальной и ежегодной отчетности возлагается на субъект бюджетного планирования - департамент экономического развития Воронежской области.
Мониторинг и контроль достижения значений целевых индикаторов программы осуществляется отделом мониторинга и сопровождения инвестиционных проектов департамента экономического развития Воронежской области.
Подготовка и представление ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования осуществляется департаментом экономического развития Воронежской области в соответствии с Положением о докладах субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях своей деятельности, утвержденным постановлением администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 581 "Об утверждении Положения о докладах субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях своей деятельности".
Департамент экономического развития Воронежской области в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" представляет отчет о выполнении программы, мерах по повышению эффективности ее реализации ежеквартально и по итогам года в контрольное управление правительства Воронежской области и департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области.
Корректировка мероприятий программы, в том числе целевых индикаторов и показателей, возлагается на департамент экономического развития Воронежской области по согласованию с департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области, контрольным управлением правительства Воронежской области в соответствии с Положением о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением администрации области от 10.02.2006 N 81.
Контроль целевого использования бюджетных средств и эффективности государственной (областной) поддержки в форме субсидий осуществляется департаментом экономического развития Воронежской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.