Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
департамента по развитию
предпринимательства и
потребительского рынка
Воронежской области
от 31 августа 2011 г. N 113
(в ред. приказов
департамента по развитию
предпринимательства и
потребительского рынка
Воронежской области
от 20 января 2012 г. N 05,
от 14 февраля 2012 г. N 18-а)
Ведомственная целевая программа
"Развитие туризма и рекреации в Воронежской области на 2012 - 2013 годы"
28 июня, 18 декабря 2012 г., 7 мая, 28 ноября 2013 г.
Приказом Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 28 ноября 2013 г. N 109 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие туризма и рекреации в Воронежской области на 2012 - 2013 годы"
I. Характеристика задачи, решение которой осуществляется путем реализации Программы
Ведомственная целевая программы "Развитие туризма и рекреации в Воронежской области на 2012 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 10 февраля 2006 года N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р и 1663-р, одним из основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.
Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, принятая 23 июня 2010 года, в качестве основных индикаторов повышения качества жизни в 2010 - 2020 годах указывает на такие показатели как здоровье и свободное время, которые неразрывно связаны с развитием туризма в регионе.
Концепция развития внутреннего и въездного туризма в Воронежской области до 2016 года, утвержденная приказом департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка от 17 декабря 2010 года N 172, определяет основной целью развития туристской индустрии Воронежской области формирование эффективного, конкурентоспособного туристского комплекса, соответствующего международным стандартам, способствующего росту туристских услуг, их вкладу в развитие территории и экономики Воронежской области и ориентированного на восстановление и сохранение здоровья человека и повышение его трудоспособности.
Внутренний и въездной туризм способствует устойчивому развитию экономики, созданию новых рабочих мест, развитию транспортной инфраструктуры, эффективному использованию производственного и научного потенциала, повышению инвестиционной привлекательности региона.
ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения "диалога между культурами".
Воронежская область обладает серьезным туристско-рекреационным потенциалом. Туристическая привлекательность региона определяется рядом факторов: политической и социальной стабильностью, выгодным геополитическим и географическим положением, высокой транспортной доступностью, благоприятными природно-климатическими условиями, богатейшим историческим и культурным наследием, высокой активностью в проведении событийных мероприятий регионального и всероссийского значения.
Однако туристский потенциал региона используется далеко не в полной мере. Доля туризма в ВРП с учетом хозяйственной деятельности смежных отраслей составляет менее 1%, тогда как доля туризма в мировом валовом продукте составляет 3,6%, среднеевропейский - 6 - 9%, в экономике России - 2,5%.
Высокий уровень туристического потенциала региона обеспечивается выгодным географическим положением, наличием разветвленной системой крупных транспортных магистралей, связывающих область с центральными областями России и югом страны, Поволжьем и западными регионами. Подобное положение Воронежской области, при условии дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, создает предпосылки для продвижения региона в качестве центра туризма Центрального Федерального округа.
1. Туристские ресурсы Воронежской области
Природно-климатические ресурсы. Воронежская область расположена в центральной части Русской равнины, что практически исключает природные катаклизмы и делает территорию привлекательной для путешествий как в летний, так и в зимний периоды. Умеренно-континентальный климат области позволяет рассчитывать на теплое (иногда и жаркое) лето и умеренно холодную зиму. Богатые водные ресурсы области (738 озер, более 2 тысяч прудов и 1300 рек общей протяженностью 11164 км) предоставляют возможности для пляжного, спортивного и круизного туризма. Однако отсутствие оборудованных пляжей, причалов и достаточного количества комфортабельных судов, препятствует развитию данного туристского направления.
Наличие в регионе бальнеологических ресурсов обеспечивает развитие в регионе лечебно-оздоровительного туризма. В настоящее время в Воронежской области функционируют санаторно-оздоровительные комплексы широкого профиля лечения: "Белая горка" - бальнеологический курорт (Петропавловский район), "Клинический санаторий им. М. Горького", санаторий "Углянец" (Верхнехавский р-н, п/о Никоново), "Санаторий им. Цюрупы" (Лискинский р-н, с. Средний Икорец), ООО "Пансионат с санаторно-профилактическим лечением им. Ф.Э. Дзержинского" (Рамонский р-н, пос. Чертовицкое). Обладая хорошей лечебно-оздоровительной базой, они не имеют стабильной круглогодичной загрузки.
Лесостепной, а на юге области степной характер ландшафтов способствует развитию рекреации. В области имеется 172 памятника природы, в том числе 4 заказника, 2 заповедника (Воронежский биосферный и Хоперский), дендрологический парк в Рамонском районе. Это позволяет развивать в регионе экологический туризм. Доля экологического туризма в общей структуре российского туристского рынка составляет всего около 1%, а в Воронежской области не достигает даже этого уровня. Серьезным ограничением для развития данного вида туризма является высокая степень антропогенных воздействий.
Весьма значительным является потенциал для развития культурно-исторического и паломнического туризма в Воронежской области. Здесь представлены все типы наследия: археологические памятники от древнего каменного века до позднего средневековья, памятники архитектуры от XVII до середины XX века, памятники четырех столетий, связанные с историей культуры и развития общества, ряд значимых религиозных центров (Свято-Дивногорский Успенский мужской монастырь, Костомаровский Спасский женский монастырь, Белогорский Воскресенский мужской монастырь, монастырь преподобного Серафима Саровского и др.). В настоящее время на территории Воронежской области работают 7 театров и 2 концертных учреждения, 15 музеев. По количеству объектов культурного наследия (2705 ансамблей, комплексов и памятников истории и культуры федерального и регионального значения), стоящих под государственной охраной, Воронежская область занимает 5-е место среди субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ Российской Федерации.
Кроме того, в Воронежской области регулярно проводятся мероприятия, знакомящие посетителей с историей и культурой региона. В частности, Международный Платоновский фестиваль, совместный проект музея-заповедника "Дивногорье" и Воронежского государственного театра оперы и балета "Ночь в Дивногорье", международный фестиваль фольклора и ремесел "Русь песенная, Русь мастеровая" в с. Воробьевка, фестиваль народной песни, музыки и танца "На родине М.Е. Пятницкого", поэтический фестиваль "Воронцовая Русь" в п. Каменка, фестиваль казачьей песни "Казачье братство" в п. Подгоренский, фестиваль народной музыки "Савальские россыпи" в с. Терновка, региональный фестиваль детских театральных коллективов "Синяя птица" в г. Семилуки, ежегодный фестиваль народной песни, посвященный народной артистке СССР М.Н. Мордасовой и другие.
Однако недостаточное информационное сопровождение событийных мероприятий, низкий уровень продвижения объектов культурно-исторического наследия как туристских объектов, отсутствие современной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние сферы услуг в местах расположения перспективных с точки зрения культурно-познавательного туризма объектов являются сдерживающими факторами процесса формирования современного конкурентоспособного туристского продукта.
Следует также отметить, что Воронежская область является центром развития бизнеса и образования. Здесь сосредоточено значительное число предприятий, учреждений, более 60 вузов. Постоянно растет деловая активность и количество контактов с другими регионами и зарубежными странами. В области имеется мощный производственно-технический и научно-образовательный потенциал, который может стать достаточным основанием для развития делового туризма.
Дальнейшее развитие бизнеса, строительство новых и модернизация существующих предприятий, интенсивный приход на российский рынок иностранных компаний будут определять тенденции развития делового туризма, но одновременно потребуют строительства гостиниц, современных бизнес-центров, увеличение выставочных площадей.
Туристский потенциал региона позволяет развивать не только традиционные, но и современные перспективные виды туризма, такие как активный (горнолыжный, пешеходный, водный, велотуризм, конный) и сельский туризм, позволяющий горожанам ознакомиться с народным культурным наследием, приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей и отдохнуть в экологически чистой обстановке. Спрос на упомянутый вид туризма в последнее время активно растет.
Имеющийся в Воронежской области потенциал возможно реализовать лишь при достаточно развитой туристской инфраструктуре. Под ней подразумевается совокупность объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, операторов туристских информационных систем и т.п.
2. Туристская инфраструктура Воронежской области
2.1. Гостиницы и аналогичные средства размещения
Вполне очевидно, что именно средства размещения во многом определяют емкость туристического рынка региона. Состояние гостиничного комплекса области, уровень цен на комфортабельные номера, возможность получения достойного питания - все это оказывает значительное влияние не только на цену тура, но и на привлекательность региона для потенциального туриста. Поэтому для разработки эффективной программы развития туризма в Воронежской области необходимо четко представлять современное состояние рынка гостиничных услуг в регионе.
По официальным данным Воронежстата, на территории области на текущий момент функционирует 128 коллективных средств размещения (в том числе 90 гостиниц, 38 специализированных средств размещения).
В Воронежской области присутствуют гостиницы всех категорий (люкс, бизнес-класс, эконом), в которых имеются номера всех типов. В области присутствуют как представители крупных гостиничных сетей ("Бенефит Плаза" конгресс-отель, "АМАКС Парк-отель"), так и небольшие частные гостиницы на несколько номеров. При этом цены на размещение достаточно высоки и варьируются от 1500 до 12000 рублей за место, в зависимости от категории номера. Это выше средней цены по Центрально-Черноземному региону, что ставит область в невыгодное положение по сравнению с ближайшими соседями. Недостаток комфортабельных, но вместе с тем недорогих номеров эконом-класса не соответствуют современным требованиям массового развития туриндустрии. Следует также отметить неравномерность расположения гостиниц по области: подавляющее большинство из них расположены в Воронеже, в районах области гостиницы немногочисленны, с недостаточным количеством номеров и не всегда соответствуют требованиям качества.
2.2. Транспортная инфраструктура
Развитие внутреннего и въездного туризма в Воронежской области напрямую зависит от повышения транспортной доступности к объектам отдыха, культурно-историческим объектам, гостиницам и другим местам коллективного размещения и т.п. Транспорт является смежной с туризмом отраслью, и его развитие способствует интенсификации турпотока.
Благодаря выгодному географическому положению Воронежская область издавна находится в центре мощных транспортных потоков, проходящих через центральные районы России. Поэтому здесь сложилась относительно развитая и разветвленная сеть, состоящая из железных и автомобильных дорог. Общая протяженность и густота (плотность) путей сообщения по отдельным видам транспорта представлена следующими данными:
- железные дороги - 1149 км, или 21,9 км на 1000 кв. км;
- автомобильные дороги - 91479365 км, или 175 км на 1000 кв. км;
- внутренние водные пути - 573 км, или 11,07 на 1000 кв. км(1)
______________________________
(1) Сборник Госкомстата России "Транспорт в России".
От Воронежа расходятся три железнодорожных и шесть автодорожных лучей, составляющих основу транспортной сети Воронежской области.
2.2.1. Авиационный транспорт
В настоящее время продолжается реконструкция аэродромного комплекса аэропорта "Воронеж", которая расширяет его возможности по приему и обслуживанию современных типов воздушных судов большей пассажировместимости и повышенной комфортности.
Сегодня международный аэропорт "Воронеж" обеспечивает выполнение регулярных рейсов авиакомпаний "Полет", "ЮТэйр", "Руслайн", а также широкой программы чартерных рейсов других авиаперевозчиков.
География, охваченная полетами регулярных и чартерных рейсов, включает аэропорты следующих городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Анапы, Екатеринбурга, Норильска, Саратова, Костаная, Ужгорода, Мюнхена, Анталии, Пулы, Ларнаки, Варны.
Проводимая реконструкция позволит предложить авиапассажирам услуги семейства воздушных судов Boeing и Airbus. Станут доступными комфортабельные беспосадочные полеты на дальность более 4000 км.
Предполагается формирование и развитие сети региональных (среднемагистральных) авиационных маршрутов. Перспективным направлением следует выделить развитие малой авиации внутри региона.
2.2.2. Автомобильный транспорт
Сеть дорог общего пользования Воронежской области общим протяжением 9365 км состоит из федеральных и территориальных дорог различных технических категорий и качества. Большое значение для осуществления местных и дальних пассажироперевозок в области, а также для обслуживания транзитных транспортных потоков имеют федеральные магистрали: М-4 "Дон", дорога А-144 Курск - Воронеж - Борисоглебск до магистрали "Каспий", дорога Курск - Воронеж - Борисоглебск (протяженность по области - 264 км, проходит по Нижнедевицкому, Хохольскому, Семилукскому, Новоусманскому, Панинскому, Аннинскому, Грибановскому районам области), дорога Воронеж - Тамбов (протяженность по области - 101 км, входит в Воронеж в створе Северного мостового перехода, проходит по северной части области, пересекая территории Новоусманского, Панинского, Верхнехавского и Эртильского административных районов и соединяет Воронежскую область с Тамбовской и далее с Пензенской и Рязанской областями), магистраль М-6 "Каспий" (протяженность по Воронежской области - 67 км, проходит по территории Терновского, Грибановского, Борисоглебского и Поворинского районов области).
Для реализации транспортных связей области, кроме федеральных дорог, большое значение имеют основные региональные дороги: Воронеж - Нововоронеж, Р-194 Воронеж - Луганск, Бобров - Таловая - Новохоперск - Поворино, Анна - Бобров, Петропавловка - Богучар - Кантемировка, "Курск - Борисоглебск" - Таловая - Бутурлиновка - Воробьевка - Калач - Петропавловка, Шестаково - Бутурлиновка - Калач, участок магистраль "Дон" - Лиски, "Воронеж - Луганск", Белгород - Павловск, Россошь - Богучар.
Все охарактеризованные выше автомобильные дороги обеспечивают реализацию внешних транспортных связей г. Воронежа и Воронежской области, в том числе и в транзитном сообщении.
Важнейшей составляющей автодорожной сети области, ее стержнем является федеральная магистраль М-4 "Дон". Магистраль обеспечивает транспортный коридор Мурманск - Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - Сочи и служит продолжением международного Критского коридора N 9, и имеет большое потенциальное значение в обеспечении транзитного евро-азиатского сообщения Скандинавских стран и Балтии, с одной стороны, и Ближнего и Среднего Востока, с другой.
Протяженность дороги по Воронежской области составляет 314 км. Она проходит по территории 8 муниципальных районов (Рамонского, Новоусманского, Каширского, Лискинского, Бобровского, Павловского, Верхнемамонского и Богучарского).
В Воронежской области в зоне притяжения к автомобильной дороге М-4 "Дон" находится значительное число туристических объектов и достопримечательностей, таких как музей-заповедник "Дивногорье", дворцовый комплекс Ольденбургских, Хреновской конезавод, исторические города Бобров, Острогожск, Павловск, пляжи и санатории рек Воронеж и Усманка, и т.д.
Улучшение качества дороги в связи с проводимой реконструкцией создает дополнительные условия для повышения привлекательности объектов туризма, расположенных в зоне прохождения трассы, и позволяет реализовать потенциал по развитию автомобильного кластера в части создания объектов придорожной инфраструктуры, мест отдыха, торгово-развлекательных центров, памятников и туристических объектов.
2.2.3. Водный (речной) транспорт
Основные водные артерии области - реки Дон, Воронеж и Хопер. На территории области действуют 2 речных порта (Лискинский и Воронежский). Судоходные внутренние водные пути составляют 573 км. Объем перевозок внутренним водным транспортом составляет около 350 тыс. тонн, объем пассажирских перевозок по водным артериям области минимален.
По реке Дон на отдельных участках в Лискинском районе осуществляются пассажирские перевозки и несистематические экскурсионные поездки. Следует отметить плохое состояние подвижного состава, использование которого в туристических целях нецелесообразно, т.к. качество отдыха не может быть обеспечено на требуемом уровне.
По реке Воронеж грузовое судоходство сегодня практически прекращено, однако ходят пассажирские суда, основное предназначение которых - обеспечение экскурсионных поездок жителей и гостей города в виде коллективных и неорганизованных поездок. Количество маршрутов ограничено, отсутствуют гиды, экскурсоводы, качество сервиса низкое. Воронежское водохранилище снабжено шлюзами и водонапорной плотиной для согласования разноуровневого судоходства, однако состояние данных систем не удовлетворяет требованиям интенсивного судоходства.
2.2.4. Организация работы субъектов туристического бизнеса (турфирм)
По данным обследований, проводимых департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка, в настоящее время в Воронежской области 211 туристических компаний осуществляют деятельность по развитию различных направлений в сфере оказания туристических услуг населению и гостям города, среди них 6 туроператоров международного и внутреннего туризма, сведения о которых содержатся в Едином федеральном реестре.
Большая часть туристических компаний, 77%, занимается преимущественно выездным туризмом, международным - 19%, а доля компаний, специализирующихся на внутреннем туризме, составляет менее 1%.
Данная тенденция объяснима невысокой интенсивностью потока туристов внутри области, низким уровнем доходности и, соответственно, привлекательности внутреннего и въездного туризма для турфирм и все более лояльными условиями международных туроператоров, предлагающих программы отдыха за рубежом.
Прекращение деятельности туристско-экскурсионных бюро в муниципальных районах, имеющих высокий туристский потенциал и принимающих основную массу туристов, снижает уровень доступности информации о предлагаемых в данных районах туристских продуктах как для самостоятельно путешествующих граждан, так и для специалистов туриндустрии, что в конечном итоге также отрицательно влияет на объем турпотока.
В настоящий момент в Воронежской области доминируют точечные туристские объекты и практически отсутствуют комплексные маршруты. Подобная ситуация серьезно ограничивает возможности развития регионального туризма.
Необходима консолидация усилий органов государственной власти всех уровней и бизнес-сообщества в целях повышения уровня информационного обеспечения туристской деятельности, формирования комплексных турпродуктов, улучшения качества и безопасности предоставляемых туристских услуг.
Анализ текущего состояния туриндустрии Воронежской области позволяет сделать следующие выводы:
Конкурентными преимуществами региона в сфере туризма являются:
1. Наличие природных ландшафтов, заповедников, большого количества природных заказников и памятников природы.
2. Наличие богатого исторического и культурного наследия.
3. Выгодное географическое положение.
4. Наличие благоприятных природно-климатических условий.
5. Развитая транспортная инфраструктура.
6. Активное социально-экономическое развитие Воронежской области.
Негативными факторами развития туризма в Воронежской области, ограничивающими возможности и снижающими конкурентоспособность, являются:
1. Низкий уровень информированности населения и специалистов туриндустрии о Воронежской области как о туристской дестинации.
2. Отсутствие турпродуктов, соответствующих международным стандартам.
3. Доминирование точечных туристских объектов, отсутствие туров комплексного характера.
4. Недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры и сервиса.
5. Низкий уровень использования туристского потенциала Воронежской области.
В целях последовательного развития региональной туристской отрасли предполагается поэтапная реализация Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Воронежской области до 2016 года.
В рамках первого "подготовительного" этапа концепции осуществляется реализация мероприятий ведомственной целевой программы "Первоочередные мероприятия по поддержке внутреннего и въездного туризма в Воронежской области в 2010 - 2011 годах".
В целях достижения плановых показателей реализации ведомственной целевой программы "Первоочередные мероприятия по поддержке внутреннего и въездного туризма в Воронежской области в 2010 - 2011 годах" изготовлен мобильный выставочный стенд для участия в международных и региональных выставочно-ярмарочных мероприятиях, издана рекламно-информационная продукция, презентующая туристский потенциал Воронежской области, осуществлен релиз некоммерческого рекламно-информационного фильма, посвященного туристским ресурсам Воронежской области, создан и размещен в сети Интернет туристско-информационный портал Воронежской области, организовано проведение курсов повышения квалификации на базе ВГУ для представителей органов местного самоуправления Воронежской области по программе "Современные технологии организации внутреннего туризма".
В I квартале 2011 года были осуществлены следующие программные мероприятия: размещена информация о туристских ресурсах Воронежской области в каталоге "Туристские ресурсы России", направленном на продвижение туристских объектов России на мировых туристских рынках, организовано участие департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка в международной туристской выставке "Интурмаркет-2011", г. Москва, межрегиональной выставке "Отдых. Туризм. Спорт" г. Воронеж, проведен рекламно-информационный тур для представителей туриндустрии по ключевым маршрутам Воронежской области, изготовлена рекламно-информационная продукция.
Общий объем финансирования программы составляет 5250,0 тыс. рублей средств областного бюджета, в том числе 2010 год - 1600,0 тыс. рублей, 2011 год - 3650,0 тыс. рублей.
Значение целевого индикатора "объем туристского потока" в 2010 году - 234393 человека (165% к плановому показателю на 2010 год).
Дополнительно реализуются мероприятия, не выделенные в отдельные этапы и запланированные к реализации в течение всего срока реализации концепции, в том числе направленные на совершенствование и усиление нормативно-правовой базы туризма.
Воронежской областной Думой 14 июня 2011 года рассмотрен и принят в первом чтении проект Закона "О развитии туризма в Воронежской области".
Предлагаемый законопроект определяет компетенцию законодательного, высшего исполнительного органов государственной власти Воронежской области и исполнительного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного в сфере развития туризма региона, регламентирует порядок ведения, учета и мониторинга туристских ресурсов Воронежской области, находящихся в собственности Воронежской области, определяет приоритетные направления туристской деятельности и формы областной государственной поддержки субъектам туристской индустрии, осуществляющим деятельность в приоритетных направлениях.
В целях повышения эффективности государственного управления в сфере туризма, роста деловой и инвестиционной активности субъектов туристической отрасли Воронежской областной принят закон Воронежской области от 06.10.2011 N 124-ОЗ "О развитии туризма в Воронежской области".
В связи с принятым законом необходимо активизировать деятельность по продвижению туристских ресурсов и инвестиционных предложений Воронежской области в сфере строительства туристско-рекреационных комплексов среди потенциальных инвесторов.
Дополнительно потребуется сформировать комплекс инвестиционных проектов, основанных на механизмах государственно-частного партнерства, для включения в областную долгосрочную программу развития туризма в Воронежской области и федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)". В настоящее время одновременно с созданием условий для привлечения в отрасль крупных инвесторов, осуществляются меры государственной областной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011 - 2015 годы".
В целях реализации первого этапа концепции в ближайшей перспективе необходимо продолжить осуществление ключевых мероприятий по поддержке внутреннего и въездного туризма на территории Воронежской области, в том числе:
- популяризацию туристского потенциала;
- развитие современной туристской инфраструктуры;
- информационное обеспечение туристской отрасли;
- повышение эффективности деятельности в сфере туризма органов местного самоуправления;
- совершенствование организационно-правовой среды в целях развития регионального туризма.
Комплексную реализацию вышеуказанных направлений деятельности предполагается осуществить в рамках данной Программы.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - обеспечение базовых информационных и организационно-экономических условий для развития туриндустрии Воронежской области.
Для достижения этой цели следует решить ряд задач:
1. Позиционирование Воронежской области как региона, благоприятного для развития туризма.
2. Кадровое и информационное обеспечение органов государственной и муниципальной власти в сфере туризма.
3. Совершенствование и расширение туристской инфраструктуры на территории Воронежской области.
4. Создание организационных, правовых и экономических условий для развития приоритетных направлений туризма.
Приказом Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 28 ноября 2013 г. N 109 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Описание ожидаемых результатов реализации Программы, индикаторы ведомственной целевой программы
К ожидаемым результатам реализации Программы можно отнести следующие:
- создание благоприятной среды для привлечения инвесторов в туристскую отрасль;
- создание реестра туристских ресурсов Воронежской области;
- формирование положительного имиджа Воронежской области как привлекательной туристской дестинации;
- повышение информированности населения и заинтересованных субъектов туриндустрии о туристском потенциале Воронежской области;
- создание новых мест массового отдыха населения у водных объектов на территории муниципальных образований Воронежской области;
- повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, курирующих сферу туризма;
- совершенствование системы управления туристской сферой;
- повышение качества жизни населения;
- активизация деятельности региональных общественных институтов и молодежных организаций в сфере развития туризма.
Ожидается следующее увеличение объема туристского потока по результатам реализации мероприятий Программы:
N п/п |
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 (план) |
1. |
Объем туристского потока, (чел.) |
234393 |
278800 |
378000 |
393120 |
(104%)* |
(119%)* |
(136%)* |
(104%)* |
______________________________
*процент по отношению к показателю предыдущего периода.
Для расчета и прогнозирования объема туристского потока были использованы данные статистического наблюдения по форме N 1-КСР (годовая) "Сведения о деятельности коллективного средства размещения", предоставленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, и средний показатель динамики роста туристского потока в целом по Российской Федерации, рассчитанный на основании приложения 3 к Положению о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования "Федерального агентства по туризму" на 2010 - 2012 годы.
Предполагаемые целевые индикаторы Программы
Наименование индикатора Программы |
2012 |
2013 |
Количество утвержденных муниципальных целевых программ развития туризма (ед.) |
2 |
2 |
Количество специалистов туриндустрии, принявших участие в обучающих курсах, конференциях и пр. (чел.) |
30 |
30 |
Количество рекламно-информационных мероприятий, проведенных с целью популяризации туристских ресурсов (ед.) |
3 |
3 |
IV. Перечень и описание программных мероприятий
Приказом Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 28 ноября 2013 г. N 109 в подраздел 1 раздела IV настоящего приложения внесены изменения
1. Продвижение туристского потенциала Воронежской области на межрегиональном и международном уровнях
Реализация данного мероприятия предполагается в первую очередь посредством участия делегации Воронежской области в международных и межрегиональных выставках, ярмарках, конференциях и т.п., публикации материалов, посвященных туристским ресурсам Воронежской области в профильных федеральных и региональных СМИ, издания некоммерческой рекламно-информационной продукции, организации проведения конкурсов туристских проектов. Также, в программных мероприятиях запланирован поощрительный фонд для награждения победителей среди участников вышеуказанных конкурсов.
Основным инструментом продвижения региона, является туристско-информационный портал Воронежской области www.tourist36.ru. В связи с чем, предусмотрены расходы на продвижение и сопровождение деятельности данного информационного ресурса.
В целях формирования информационно-навигационной системы основных объектов туризма запланированы расходы на разработку концепции, макетов и изготовление информационно-рекламных баннеров, туристской тематики, для размещения на автодорогах Воронежской области.
2. Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров в сфере туризма
Осуществление мероприятия планируется за счет организации проведения и обеспечения участия в семинарах, обучающих курсах, научно-практических конференциях и пр. специалистов туриндустрии, государственных и муниципальных служащих, ответственных за региональную сферу туризма.
3. Содействие ОМСУ в развитии туристской инфраструктуры
В рамках данного мероприятия планируется выделение субсидий муниципальным бюджетам на обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах (на условиях софинансирования).
4. Организационно-методическое обеспечение сферы туризма
Мероприятие предполагает осуществление работ по формированию и мониторингу реестра туристских ресурсов, проведению маркетинговых исследований регионального туристского рынка, обеспечению методологической поддержки органов местного самоуправления по вопросам управления туристской сферой.
Кроме того, планируется организация деятельности общественного совета по туризму, что будет способствовать активизации деятельности общественных региональных институтов, направленной на развитие регионального туризма и формированию регионального туристского бренда.
Приказом Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 28 ноября 2013 г. N 109 в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам в течение всего срока реализации Программы и методика оценки эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность функционирования региональной туристской сферы.
Активная пропагандистская компания туристских ресурсов Воронежской области посредством участия региона в крупных международных и межрегиональных выставочно-ярмарочных мероприятиях, организации конкурсов туристской тематики, рекламно-информационных туров, продвижения туристско-информационного интернет-портала в сети Интернет, публикации материалов о туристском потенциале Воронежской области в СМИ будет способствовать самоидентификации Воронежской области среди регионов ЦФО, положительно скажется на имидже региона, привлечет в регион дополнительный турпоток.
Обеспечению безопасности населения во время отдыха на водных объектах, улучшению качества предоставляемых туристских услуг, повышению качества жизни будет способствовать создание новых мест массового отдыха у водных объектов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным объектам.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий населения в активном и полноценном отдыхе.
Экономический эффект Программы будет достигнут за счет увеличения туристского потока на территорию Воронежской области, что повысит рентабельность туристских объектов, и субъектов туриндустрии. Активизация деятельности предпринимательского сообщества в сфере туриндустрии позволит создать новые направления занятости населения на территориях с высоким уровнем туристского потенциала, создаст предпосылки для формирования региональных туристских кластеров.
Объем туристского потока прогнозируется в 2013 году - 393 120 человек.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области ежегодно на основе целевых индикаторов и показателей, что обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период с целью уточнения степени эффективности реализации мероприятий Программы.
Оценка эффективности реализации Программы по каждому целевому индикатору и показателю осуществляется путем сравнения достигнутого значения индикатора с его целевым значением и определяется по следующей формуле:
,
где:
Эп - эффективность реализации Программы по данному индикатору;
Иф - фактическое достигнутое значение индикатора;
Иц - целевое значение индикатора.
Результативность мероприятий Программы определяется исходя из оценки эффективности реализации Программы по каждому целевому индикатору и показателю с учетом соответствия полученных результатов поставленной цели, косвенных позитивных воздействий на социально-экономическую ситуацию в Воронежской области.
Приказом Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 28 ноября 2013 г. N 109 раздел VI настоящего приложения изложен в новой редакции
VI. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах. Объемы финансирования, источники и статьи расходов Программы:
Таблица 1
|
Источники и направления расходов |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
Планируемые результаты реализации мероприятий Программы |
||||
Всего |
2012 г. |
2013 г. |
|||||
ОБ |
МБ |
ОБ |
МБ |
||||
|
Общий объем финансирования, всего |
10025,0 |
6650,0 |
475,0 |
2900,0 |
- |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
||
1. |
Продвижение туристского потенциала Воронежской области на межрегиональном и международном уровне. |
||||||
1.1. |
Публикация информационных материалов в СМИ. |
150,0 |
50,0 |
- |
100,0 |
- |
2 публикации |
1.2. |
Формирование банка профессиональных фото и видеоматериалов, создание телевизионных роликов (фильмов). |
250,0 |
50,0 |
|
200,0 |
- |
- |
1.3. |
Издание некоммерческой рекламно-информационной продукции (буклеты, флаеры, календари, презентационные диски и т.п.). |
635,0 |
235,0 |
- |
400,0 |
- |
6000 единиц печатной продукции |
1.4. |
Продвижение и сопровождение деятельности туристско-информационного портала Воронежской области. |
500,0 |
150,0 |
- |
350,0 |
- |
1-5 позиция в рейтингах поисковых интернет систем |
1.5. |
Участие в международных, межрегиональных выставочно-ярмарочных презентационных мероприятиях, рекламно-информационных турах, конгрессных мероприятиях. |
2650,0 |
1050,0 |
- |
1600,0 |
- |
4 мероприятия |
1.6. |
Организация рекламно-информационных туров по Воронежской области. |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
- |
2 мероприятия |
1.7. |
Поощрительный фонд для победителей конкурсных мероприятий в сфере туризма |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
- |
|
1.8. |
Разработка концепции, макета и изготовление информационно-рекламных баннеров туристской тематики для размещения на автодорогах Воронежской области |
70,0 |
70,0 |
- |
- |
- |
|
2. |
Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров в сфере туризма. |
||||||
2.1. |
Организация проведения семи наров, обучающих курсов, научно-практических конференций и пр. для специалистов туриндустрии, государственных и муниципальных служащих ответственных за сферу туризма. |
345,0 |
95,0 |
- |
250,0 |
- |
2 мероприятия |
3. |
Содействие ОМСУ в развитии туристской инфраструктуры. |
||||||
3.1. |
Субсидии муниципальным бюджетам на обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах (на условиях софинансирования). |
5225,0 |
4750,0 |
475,0 |
- |
- |
30 пляжей |
4. |
Организационно-методическое обеспечение сферы туризма. |
||||||
4.1. |
Исследование и мониторинг туристских ресурсов Воронежской области. |
- |
- |
- |
- |
- |
1 исследование |
4.2. |
Содействие в разработке муниципальных целевых программ развития туризма. |
- |
- |
- |
- |
- |
4 программы |
4.4. |
Организация работы общественного совета по туризму. |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4.5. |
Мониторинг инвестиционных предложений в сфере туризма на территории Воронежской области. |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Таблица 2
Источники и направления расходов |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
||
Всего |
2012г. |
2013г. |
|
Общий объем финансирования, всего |
10 025,0 |
7 125,0 |
2 900,0 |
в том числе: |
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
областной бюджет |
10 025,0 |
6 650,0 |
2 900,0 |
честные бюджеты |
475,0 |
475,0 |
- |
внебюджетные средства |
|
|
|
Капитальные вложения, всего |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
областной бюджет |
|
|
|
честные бюджеты |
|
|
|
внебюджетные средства |
|
|
|
НИОКР, всего |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
областной бюджет |
|
|
|
местные бюджеты |
|
|
|
внебюджетные средства |
|
|
|
Прочие расходы, всего |
10 025,0 |
7 125,0 |
2 900,0 |
в том числе: |
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
областной бюджет |
10 025,0 |
6 650,0 |
2 900,0 |
местные бюджеты |
475,0 |
475,0 |
- |
внебюджетные средства |
|
|
|
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Описание системы управления реализацией Программы
Комплексное управление реализацией Программы осуществляет департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области:
- определяет наиболее эффективные формы и порядок реализации мероприятий Программы, вносит предложения по корректировке программных мероприятий и целевых показателей эффективности;
- координирует работу исполнителей программных мероприятий;
- утверждает распределение бюджетных средств, выделяемых на безвозмездной основе по мероприятиям и расходным статьям, при сокращении объемов финансирования Программы корректирует перечень мероприятий, определяет приоритеты;
- обеспечивает контроль за ходом реализации Программы, за выполнением сроков реализации мероприятий, исполнением договоров и государственных контрактов;
- осуществляет формирование отчетности о ходе выполнения программных мероприятий.
В соответствии с Законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (в ред. от 17.07.2009) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" выбор исполнителей программных мероприятий, финансируемых из государственных средств, будет осуществляться на конкурсной основе.
Оценка достижения цели Программы по годам ее реализации осуществляется посредством определения степени и полноты решения поставленных задач, а также с использованием следующих целевых индикаторов:
- количество утвержденных муниципальных целевых программ развития туризма;
- количество специалистов туриндустрии, принявших участие в обучающих курсах, конференциях и пр.;
- количество рекламно-информационных мероприятий, проведенных с целью популяризации туристских ресурсов, (ед.).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 31 августа 2011 г. N 113... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.