24 мая 2011 г., 4 апреля, 25 июня 2012 г.
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области", распоряжением правительства Воронежской области от 03.11.2010 N 730-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" Правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа).
2. Департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области (Сафонова) осуществить финансирование Программы в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в областном бюджете.
3. Государственному заказчику - департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области (Куприн) - обеспечить реализацию мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Воронежской области - руководителя департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области Куприна С.Н.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гордеев |
Постановлением Правительства Воронежской области от 4 апреля 2012 г. N 243 в настоящую Программу внесены изменения
Долгосрочная областная целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Воронежской области
от 29 декабря 2010 г. N 1140)
24 мая 2011 г., 4 апреля, 25 июня 2012 г.
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование, дата, номер соответствующего нормативного акта) |
Распоряжение правительства Воронежской области от 03 ноября 2010 года N 730-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" |
Государственные заказчики Программы |
Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области |
Основные разработчики Программы |
Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области |
Цели и задачи Программы |
Основная цель Программы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории Воронежской области. Основные задачи Программы: - предоставление молодым семьям - участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; - создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011 - 2015 годы, Программа реализуется в один этап |
Перечень подпрограмм (мероприятий) Программы |
Оказание государственной поддержки молодым семьям на приобретение (строительство) жилья |
Объемы и источники финансирования Программы (в действующих ценах каждого года реализации Программы, млн. рублей) (*) |
Общие затраты на реализацию данных мероприятий в 2011 - 2015 годах составят 4063,8 млн. рублей, в том числе: - средства федерального бюджета - 600,8 млн. рублей; - средства областного бюджета - 661,0 млн. рублей; - средства местных бюджетов - 159,7 млн. рублей; - внебюджетные источники (собственные и заемные средства молодых семей) - 2642,3 млн. рублей. Затраты на реализацию Программы по годам: - 2011 год - 545,1 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 54,2 млн. рублей; - областной бюджет - 101,0 млн. рублей; - местные бюджеты - 35,6 млн. рублей; - внебюджетные источники - 354,3 млн. рублей; - 2012 год - 410,6 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 46,6 млн. рублей; - областной бюджет - 60,0 млн. рублей; - местные бюджеты - 37,1 млн. рублей; - внебюджетные источники - 266,9 млн. рублей; - 2013 год - 651,4 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 100,0 млн. рублей; - областной бюджет - 100,0 млн. рублей; - местные бюджеты - 28,0 млн. рублей; - внебюджетные источники - 423,429 млн. рублей; - 2014 год - 1225,714 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 200,0 млн. рублей; - областной бюджет - 200,0 млн. рублей; - местные бюджеты - 29,0 млн. рублей; - внебюджетные источники - 796,714 млн. рублей; - 2015 год - 1228,571 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 200,0 млн. рублей; - областной бюджет - 200,0 млн. рублей; - местные бюджеты - 30,0 млн. рублей; - внебюджетные источники - 798,571 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации Программы 3054 молодых семьи улучшат свои жилищные условия. Также будет обеспечено: - улучшение жилищных условий молодых семей; - повышение доступности приобретения жилья молодыми семьями; - увеличение объемов предоставления ипотечных жилищных кредитов и займов; - вовлечение в экономический оборот области собственных средств молодых семей, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты; - оживление экономики области в целом; - активизация рынка жилья; - увеличение годового объема ввода жилья; - создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики; - снижение социальной напряженности в обществе |
______________________________
(*) В процессе реализации Программы в случае изменения бюджетного финансирования в установленном порядке будет произведена корректировка программных показателей.
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
1.1. Итоги реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2010 годы"
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" является продолжением действующей в Воронежской области областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2010 годы", разработанной в соответствии с рекомендациями Правительства Российской Федерации на основе подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
К реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2010 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 27.05.2004 N 864-III-ОД, были привлечены все администрации муниципальных районов и городских округов Воронежской области. В рамках ежегодно заключавшихся соглашений между правительством Воронежской области и Министерством регионального развития Российской Федерации (государственный заказчик подпрограммы) ежегодно заключались соглашения о реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2010 годы" с муниципальными образованиями области. Для обеспечения проведения кассового обслуживания участников программы на конкурсной основе был заключен государственный контракт о реализации программы со Сбербанком России.
За период действия областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2010 годы" на развитие рынка доступного жилья привлечено 1402 млн. рублей внебюджетных средств (собственные средства молодых семей), более 2898 молодых семей Воронежской области улучшили свои жилищные условия.
Финансирование областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2010 годы" из федерального бюджета в 2004-2010 годах составило 493,54 млн. рублей. Из областного бюджета на предоставление социальных выплат молодым семьям было выделено 386,52 млн. рублей, софинансирование мероприятий программы из местных бюджетов составило 93,8 млн. рублей.
Абзац пятый утратил силу.
См. текст абзаца пятого подраздела 1.1 раздела 1
Результаты реализации областной целевой программы по годам в разрезе муниципальных образований Воронежской области представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия по областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей на 2004 - 2010 годы" в период с 2005 - по 2010 годы (единиц)
N п/п |
Наименование муниципального образования |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1 |
Аннинский |
|
1 |
9 |
10 |
6 |
19 |
2 |
Бобровский |
|
|
|
21 |
6 |
20 |
3 |
Богучарский |
|
|
8 |
44 |
31 |
24 |
4 |
Борисоглебский |
|
10 |
12 |
13 |
11 |
16 |
5 |
Бутурлиновский |
|
|
7 |
16 |
19 |
22 |
6 |
Верхнемамонский |
1 |
|
3 |
4 |
1 |
3 |
7 |
Верхнехавский |
|
|
10 |
20 |
8 |
12 |
8 |
Воробьевский |
|
|
6 |
11 |
1 |
2 |
9 |
Грибановский |
|
|
2 |
10 |
4 |
8 |
10 |
Калачеевский |
3 |
3 |
6 |
40 |
7 |
10 |
11 |
Каменский |
5 |
12 |
12 |
12 |
1 |
7 |
12 |
Кантемировский |
|
5 |
12 |
32 |
11 |
9 |
13 |
Каширский |
|
|
11 |
11 |
11 |
16 |
14 |
Лискинский |
|
|
19 |
43 |
15 |
23 |
15 |
Нижнедевицкий |
|
|
2 |
25 |
4 |
2 |
16 |
Новоусманский |
1 |
19 |
4 |
11 |
20 |
26 |
17 |
Новохоперский |
|
|
10 |
19 |
8 |
13 |
18 |
Ольховатский |
|
|
6 |
22 |
8 |
17 |
19 |
Острогожский |
4 |
40 |
25 |
47 |
15 |
20 |
20 |
Павловский |
12 |
89 |
140 |
87 |
19 |
15 |
21 |
Панинский |
|
|
6 |
18 |
7 |
12 |
22 |
Петропавловский |
|
3 |
3 |
15 |
6 |
9 |
23 |
Поворинский |
|
|
3 |
8 |
3 |
3 |
24 |
Подгоренский |
6 |
18 |
57 |
24 |
15 |
20 |
25 |
Рамонский |
|
|
10 |
11 |
4 |
6 |
26 |
Репьевский |
|
|
1 |
9 |
9 |
3 |
27 |
Россошанский |
47 |
73 |
102 |
107 |
27 |
40 |
28 |
Семилукский |
1 |
8 |
3 |
15 |
1 |
8 |
29 |
Таловский |
|
|
3 |
8 |
11 |
14 |
30 |
Терновский |
|
|
13 |
10 |
2 |
3 |
31 |
Хохольский |
3 |
11 |
6 |
16 |
5 |
3 |
32 |
Эртильский |
|
2 |
9 |
22 |
6 |
13 |
33 |
г. Нововоронеж |
|
9 |
4 |
30 |
29 |
52 |
34 |
г. Воронеж |
8 |
35 |
119 |
169 |
51 |
80 |
|
ИТОГО: |
91 |
338 |
577 |
960 |
382 |
550 |
Таблица 2
Итоги реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2004 - 2010 годы" с 2005 года по 2010 год
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Объем финансирования, всего |
млн. рублей |
47,3 |
153,3 |
397,8 |
819,51 |
390,7 |
566 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
млн. рублей |
15 |
30,77 |
40,15 |
206,87 |
100,3 |
95,6 |
областной бюджет |
млн. рублей |
2 |
55,52 |
100 |
100 |
29 |
100 |
местный бюджет |
млн. рублей |
|
3,26 |
16,72 |
20,92 |
26,9 |
26,3 |
внебюджетные источники |
млн. рублей |
30,3 |
63,96 |
240,9 |
491,7 |
234,4 |
332,9 |
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки |
единиц |
91 |
338 |
577 |
960 |
382 |
505 |
1.2. Развернутая постановка нерешенных проблем
Несмотря на то что за время реализации областной целевой программы достигнуты определенные положительные результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в полном объеме не решена.
По состоянию на 1 сентября 2010 года на территории Воронежской области в сводном списке участников Программы состоит 8080 молодых семей, в том числе по муниципальным образованиям Воронежской области:
1. Аннинский - 110 18. Ольховатский - 166
2. Бобровский - 270 19. Острогожский - 535
3. Богучарский - 244 20. Павловский - 796
4. Борисоглебский - 273 21. Панинский - 105
5. Бутурлиновский - 502 22. Петропавловский - 117
6. Верхнемамонский - 63 23. Поворинский - 30
7. Верхнехавский - 94 24. Подгоренский - 324
8. Воробьевский - 46 25. Рамонский - 137
9. Грибановский - 172 26. Репьевский - 44
10. Калачеевский - 279 27. Россошанский - 650
11. Каменский - 176 28. Семилукский - 120
12. Кантемировский - 147 29. Таловский - 32
13. Каширский - 93 30. Терновский - 69
14. Лискинский - 132 31. Хохольский - 197
15. Нижнедевицкий - 110 32. Эртильский - 154
16. Новоусманский - 291 33. город Нововоронеж - 104
17. Новохоперский - 57 34. город Воронеж - 1441
Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для молодых семей. По итогам исследований, проведенных в 2010 году, только 19 процентов семей имеют доход, который позволяет приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных или заемных средств.
Анализ денежных расходов населения за последние пять лет наглядно иллюстрирует, что расходы на покупку недвижимости составляют около 3% от общей суммы денежных расходов населения. Купить жилье за счет текущих заработков и имеющихся сбережений могут лишь семьи с высокими доходами, и этот фактор является источником социальной напряженности в обществе.
На сегодня актуальность жилищной проблемы сохраняется и ее решение отнесено к приоритетным задачам социально-экономической политики государства.
Жилищная проблема в Российской Федерации, и в частности в Воронежской области, определяет необходимость дальнейшего внедрения системы адресной поддержки данной льготной категории граждан, как неотъемлемой части стабилизации и осуществления структурных изменений в экономике.
По последним статистическим данным в Воронежской области официально признаны нуждающимися в жилых помещениях 47554 семьи, доля молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от общего количества семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в области составляет 24,82%.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Воронежской области. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых семей позволит сформировать экономически активный слой населения.
Для успешной реализации Программы необходимо:
- достаточное финансирование Программы;
- совершенствование механизма предоставления социальной выплаты;
- развитие мероприятий, позволяющих снизить процентную ставку ипотечного жилищного кредитования.
Актуальность разработки Программы обусловлена соответствием ее приоритетам и задачам социально-экономического развития Воронежской области, одним из основных направлений которого является формирование рынка доступного жилья.
Разработка долгосрочной областной целевой программы на последующие годы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Программно-целевой метод реализации Программы позволяет:
- определить основные направления, цели и задачи государственной политики в жилищной сфере с учетом действующего законодательства;
- систематизировать мероприятия по решению основных задач в сфере оказания государственной поддержки молодым семьям посредством предоставления социальных выплат в рамках долгосрочной областной целевой программы;
- привлечь к оказанию государственной поддержки молодым семьям администрации муниципальных образований области, которые разработали свои муниципальные программы по предоставлению молодым семьям социальных выплат и предусмотрели в своих бюджетах средства по софинансированию мероприятий долгосрочной областной целевой программы;
- привлечь внебюджетные источники финансирования - собственные средства молодых семей для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, средства кредитных банковских и небанковских организаций (организаций-заимодавцев), предоставляющих жилищные ипотечные кредиты;
- обеспечить рациональное использование ограниченных бюджетных финансовых ресурсов.
На сегодняшний день ситуация на рынке жилья в области, и в целом по России, значительно осложнилась. В условиях мирового финансово-экономического кризиса кредитные организации ужесточили условия предоставления ипотечных жилищных кредитов, сократилось бюджетное финансирование. В текущих условиях развитие регионального рынка жилья невозможно без его обеспечения необходимыми кредитно-финансовыми механизмами, которые могли бы обеспечить привлечение в строительный комплекс средств банков и населения. Долгосрочное кредитование и оказание бюджетной поддержки молодым семьям в приобретении жилья обеспечат эффективно работающую систему обеспечения населения доступным жильем.
Создание указанной системы позволит сохранить платежеспособный спрос граждан, активизировать рынок жилья, вовлечь в реальный экономический оборот приобретаемое жилье, привлечь в жилищную сферу другие внебюджетные финансовые ресурсы, собственные средства молодых семей, обеспечить развитие строительного комплекса и оживить экономику области в целом.
В качестве основных проблем, сдерживающих развитие регионального рынка жилья, следует отметить:
- снижение платежеспособного спроса населения;
- рост процентных ставок по жилищным кредитам.
Возникает угроза возникновения социальной напряженности в области жилищной политики, снижения социальной роли бюджетной поддержки молодым семьям путем предоставления социальных выплат, потери существенного источника инвестирования застройщиков через физических лиц.
Программно-целевой метод необходим для обеспечения системности перечисленных мероприятий, эффективного использования бюджетных инвестиций и достижения одной из основных целей областной социально-экономической политики - улучшения жилищных условий граждан.
Отсутствие программно-целевого метода серьезно осложнит:
- определение целей и задач органов государственной власти в сфере предоставления молодым семьям адресной бюджетной поддержки в условиях мирового финансово-экономического кризиса;
- создание условий для консолидации бюджетных и внебюджетных средств для оказания помощи молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья;
- создание условий для совершенствования нормативно-правового обеспечения, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
- укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
- дальнейшее развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Одной из задач Программы станет дальнейшее увеличение темпов и масштабов оказания государственной поддержки молодым семьям, осуществляемой через систему соглашений, совершенствование механизма взаимодействия с федеральными структурами, органами местного самоуправления, молодыми семьями, изъявившими желание участвовать в Программе.
При расчете бюджета Программы и целевых показателей рассмотрены два варианта решения проблемы.
Первый вариант рассчитан исходя из:
- реальных возможностей финансирования Программы из федерального, областного и местных бюджетов;
- собственных и заемных средств молодых семей;
- стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Воронежской области;
В качестве базовых приняты ожидаемые показатели за 2009 год (кризисный период).
Второй вариант (оптимистический) ориентирован на увеличение бюджетного финансирования Программы, возможное достижение к 2015 году наибольшего объема выданных за последние два года социальных выплат и более доступных условий приобретения жилья для молодых семей, чем в кризисный период.
Динамика целевых показателей по вариантам представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика целевых показателей Программы за период 2011 - 2015 годов
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки |
единиц |
469 |
279 |
484 |
910 |
912 |
По второму варианту имеет место высокая степень риска невыполнения показателей Программы.
В 2007 - 2008 годах финансирование областной целевой программы в значительной степени обеспечивалось достаточным финансированием из федерального бюджета, доступом молодых семей к кредитным ресурсам на более выгодных для них условиях и снижением процентных ставок ведущими банками области. В условиях мирового экономического кризиса, начавшегося в конце 2008 года, банки повысили ставки по ипотечным кредитам, что негативно сказалось на покупательной способности и спросе на жилье.
В соответствии с проектом областного бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов уровень бюджетных ассигнований на финансирование Программы в ближайшие три года не превышает уровень 2010 года. В случае изменения финансового состояния области в сторону улучшения параметры ресурсного обеспечения Программы будут пересмотрены.
В качестве возможного варианта решения проблемы выбран первый вариант (приложение N2).
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" является инициативной самостоятельной программой, которая в том числе действует в рамках софинансирования Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы.
Формат Программы предусматривает ее реализацию с использованием средств федерального, областного и местных бюджетов и внебюджетных источников.
Раздел 2. Основные цели и задачи долгосрочной областной целевой программы
Основная цель Программы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории Воронежской области.
Развитие системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, позволит:
- увеличить количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы;
- обеспечить закрепление положительных демографических тенденций в обществе за счет увеличения рождаемости;
- укрепить семейные отношения и снизить уровень социальной напряженности в обществе;
- обеспечить развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
- активизировать рынок жилья;
- вовлечь в экономический оборот области собственные средства молодых семей, дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты;
- обеспечить развитие строительного комплекса;
- оживить экономику области в целом.
Для развития системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо предусмотреть решение следующих основных задач:
- обеспечение предоставления молодым семьям - участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома.
Основными принципами реализации Программы являются:
- добровольность участия в Программе молодых семей;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы;
- однократность реализации молодой семьей своего права на получение государственной поддержки за счет средств федерального, областного и местных бюджетов на улучшение жилищных условий в рамках Программы.
Достижение поставленной цели и задач возможно при условии финансирования запланированных мероприятий.
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на ее реализацию средств федерального, областного и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
- целевого использования бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета;
- государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
- адресного предоставления социальных выплат;
- привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Показателем, позволяющим оценивать ход реализации Программы, является количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью государственной поддержки.
Значение целевого индикатора: за весь период реализации Программы (2011-2015 годы) количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью государственной поддержки, возрастет с 439 молодых семей в 2011 году до 912 молодых семей в 2015 году.
Динамика целевого показателя и индикатора эффективности реализации Программы по годам реализации приведена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика целевого индикатора и показателя эффективности реализации долгосрочной областной целевой программы в 2011 - 2015 годах
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью государственной поддержки |
единиц |
469 |
279 |
484 |
910 |
912 |
Решение поставленных целей и задач позволит обеспечить жильем с помощью предоставления государственной поддержки в виде социальной выплаты 3054 молодых семьи.
Раздел 3. Сроки и этапы реализации долгосрочной областной целевой программы
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" призвана продолжить решение задач, систематизированных и ранее достаточно успешно выполняемых, областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2010 годы".
Ввиду того, что в результате выполнения мероприятий областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2004-2010 годы" создана необходимая база для дальнейшего развития государственной поддержки в улучшении жилищных условий молодых семей в Воронежской области (сформирован механизм взаимодействия с органами местного самоуправления области, государственным заказчиком Программы и молодыми семьями Воронежской области, создана и постоянно развивается нормативная правовая основа, организована система предоставления социальных выплат молодым семьям согласно параметрам Программы), реализация Программы не предусматривает деления на этапы.
Реализация всего комплекса мероприятий, намеченных Программой, будет осуществляться с 2011 по 2015 годы.
Развитие системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как экономически активного слоя населения является необходимым для Воронежской области и остается актуальным и перспективным , так как способствует обеспечению устойчивого развития строительного комплекса области.
Раздел 4. Система основных мероприятий долгосрочной областной целевой программы
4.1. Основным мероприятием Программы является оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам Программы в улучшении жилищных условий путем предоставления социальных выплат.
Реализацию мероприятия Программы в установленном порядке обеспечивает государственный заказчик Программы - департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
Общие затраты на реализацию мероприятия в 2011 - 2015 годах составят 4 063,8 млн. рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета - 600,8 млн. рублей;
- средства областного бюджета - 661 млн. рублей;
- средства местных бюджетов - 159,7 млн. рублей;
- внебюджетные источники (собственные и заемные средства молодых семей) - 2 642,3 млн. рублей.
4.2. Государственная поддержка оказывается молодым семьям из числа семей, включенных в сводный список молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, сформированный на основании списков молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Воронежской области. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются в соответствии с порядком, утвержденным приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении.
Применительно к настоящей Программе под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Порядок признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, утверждается приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области.
4.3. Право молодой семьи на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Оплата изготовления бланков свидетельств осуществляется департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области за счет средств областного бюджета, предусматриваемых на финансирование Программы. Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Срок действия свидетельства составляет 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Оформление свидетельств на получение социальной выплаты и их выдачу осуществляют органы местного самоуправления в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, утвержденным государственным заказчиком Программы.
4.4. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.
Социальная выплата предоставляется:
а) на условиях софинансирования за счет средств федерального, областного и (или) местных бюджетов в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050:
- 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой для молодых семей, не имеющих детей;
- 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более;
б) за счет средств бюджета Воронежской области:
- 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой для молодых семей-участников программы, не имеющих детей, возраст которых превысил 35 лет;
- 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой для молодых семей-участников программы, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более, возраст которых превысил 35 лет.
В случае использования социальной выплаты на уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса ее размер устанавливается в соответствии с настоящим пунктом и ограничивается суммой остатка задолженности по выплате остатка пая.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников Программы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Воронежской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:
для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
для семьи, состоящей из 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей) - по 18 кв. м на 1 человека.
Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:
,
где:
СтЖ - расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты;
Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определенный в соответствии с требованиями Программы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определенный для расчета размера социальной выплаты исходя из состава семьи.
4.5. Для участия в Программе в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 4.9 настоящего раздела молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
4.5.1. Для участия в Программе в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 4.9 настоящего раздела молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство);
д) копия кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно;
е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 4.2 настоящего раздела на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;
ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
От имени молодой семьи документы, предусмотренные пунктом 4.5 либо подпунктом 4.5.1 настоящего раздела, могут быть поданы одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных настоящим пунктом, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
4.6. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Программы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 4.2 настоящего раздела;
б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 4.5 либо подпунктом 4.5.1 настоящего раздела;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального или областного бюджетов.
4.7. Повторное обращение с заявлением об участии в Программе допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных пунктом 4.6 настоящего раздела.
4.8. Социальная выплата может быть использована на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья, или создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.
Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы:
а) в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 4.9 настоящего раздела - документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 4.5 настоящего раздела;
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 4.9 настоящего раздела - документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" и "ж" пункта 4.5.1 настоящего раздела.
В заявлении молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые указаны в уведомлении.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.
Основанием для отказа в выдаче свидетельства является нарушение установленного настоящим пунктом срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям, указанным ниже.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории Воронежской области, и его общая площадь в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения (строительства) жилья.
Молодые семьи - участники Программы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.
В случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения.
4.9. Социальная выплата используется:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
4.10. Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам Программы (далее - банк).
Владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает его в банк.
Свидетельство, представленное в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается.
Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца свидетельства, а также своевременность представления свидетельства в банк.
В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в представленных документах, банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство его владельцу, а в остальных случаях заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты.
4.11. Распорядитель счета представляет в банк следующие документы:
1. При использовании социальной выплаты для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения:
- договор банковского счета;
- договор купли-продажи жилого помещения, в котором указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение;
- документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
2. При использовании социальной выплаты для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома:
- договор банковского счета;
- договор строительного подряда;
- документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
- документы, подтверждающие предоставление земельного участка;
- разрешение на строительство.
3. В случае использования социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома:
а) договор банковского счета;
б) кредитный договор (договор займа);
в) в случае приобретения жилого помещения - договор на жилое помещение, прошедший в установленном порядке государственную регистрацию;
г) в случае строительства индивидуального жилого дома - договор строительного подряда.
4. В случае использования социальной выплаты для погашения долга по кредитам распорядитель счета представляет в банк следующие документы:
а) договор банковского счета;
б) кредитный договор (договор займа), заключенный в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно;
в) свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по строительству индивидуального жилого дома (далее - документы на строительство);
г) справка кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
5. При использовании социальной выплаты для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья:
- договор банковского счета;
- договор с вышеуказанной организацией, в котором указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) уполномоченной организации и ее банковского счета (банковских счетов), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, необходимой для приобретения жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья.
6. При использовании социальной выплаты для направления в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере, после чего это жилое помещение переходит в собственность молодой семьи - члена кооператива (или одного из членов молодой семьи - члена кооператива):
- договор банковского счета;
- справку об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его пользование;
- копию устава кооператива;
- выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе;
- копию свидетельства о государственной регистрации права собственности кооператива на жилое помещение, которое приобретено для молодой семьи - участницы Программы;
- копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива.
4.12. Банк в течение 5 рабочих дней с даты получения от распорядителя счета документов, указанных в пункте 4.11 настоящего раздела, осуществляет проверку содержащихся в них сведений.
В случае вынесения банком решения об отказе в принятии договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 года, либо об отказе от оплаты расходов на основании этих документов или уплаты оставшейся части паевого взноса распорядителю счета вручается в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов соответствующее уведомление в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.
Оригиналы договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 года, хранятся в банке до перечисления средств указанному в них лицу или до отказа от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета.
В течение 1 рабочего дня после вынесения банком решения о принятии договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 года, банк направляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов.
4.13. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление бюджетных средств на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.
Перечисление средств с банковского счета лицу, в пользу которого распорядитель счета должен осуществить платеж, осуществляется в безналичной форме в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств из местного бюджета для предоставления социальной выплаты на банковский счет.
4.14. По соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если:
а) до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор на жилое помещение, документы на строительство, справку об оставшейся части паевого взноса, справку об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 года, но оплата не произведена;
б) в банк до истечения срока действия договора банковского счета представлена расписка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о получении им документов для государственной регистрации. В этом случае документ, являющийся основанием для государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение представляются в банк не позднее 2 рабочих дней после окончания срока, предусмотренного в расписке указанного органа, а принятие банком договора на жилое помещение для оплаты осуществляется в порядке, установленном пунктом 4.10 настоящего раздела Программы.
Социальная выплата считается предоставленной участнику Программы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена кооператива.
Перечисление указанных средств является основанием для исключения органом местного самоуправления молодой семьи - участницы Программы из списков участников Программы.
4.15. Свидетельства, находящиеся в банке, погашаются банком в устанавливаемом им порядке. Погашенные свидетельства подлежат хранению в течение 3 лет. Свидетельства, не представленные в банк в порядке и сроки, которые установлены настоящей Программой, считаются недействительными.
4.16. В случае если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог в установленный срок действия свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в Программе на общих основаниях.
При возникновении у молодой семьи - участницы Программы обстоятельств, потребовавших замены выданного свидетельства, молодая семья представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, заявление о его замене с указанием обстоятельств, потребовавших такой замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства.
К указанным обстоятельствам относятся утрата (хищение) или порча свидетельства, а также уважительные причины, не позволившие молодой семье представить свидетельство в банк в установленный срок.
В течение 30 дней с даты получения заявления орган местного самоуправления принимает решение о замене свидетельства и выдает новое свидетельство, в котором указывается размер социальной выплаты, предусмотренный в замененном свидетельстве, и срок действия, соответствующий оставшемуся сроку действия.
Молодой семье - участнице Программы при рождении (усыновлении) первого ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств местного бюджета в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства), в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
Раздел 5. Ресурсное обеспечение долгосрочной областной целевой программы
Основными источниками финансового обеспечения Программы являются:
- средства федерального бюджета - 14,8%;
- средства областного бюджета - 16,3%;
- средства местных бюджетов - 3,9%;
- внебюджетные источники - 65%.
Общие затраты на реализацию данных мероприятий в 2011 - 2015 годах составят 4 063,8 млн. рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета - 600,8 млн. рублей;
- средства областного бюджета - 661,0 млн. рублей;
- средства местных бюджетов - 159,7 млн. рублей;
- внебюджетные источники (собственные и заемные средства молодых семей) - 2 642,3 млн. рублей (приложение N 1).
Общие затраты на реализацию мероприятий Программы по годам представлены в таблице 5.
Таблица 5
Объемы финансирования, источники и статьи расходов Программы
Источники и направления расходов |
Объемы финансирования, млн. рублей |
|||||
Всего |
в том числе по годам реализации |
|||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Общий объем финансирования |
4063,8 |
545,1 |
410,6 |
651,4 |
1225,7 |
1228,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
600,8 |
54,2 |
46,6 |
100,0 |
200,0 |
200,0 |
областной бюджет |
661,0 |
101,0 |
60,0 |
100,0 |
200,0 |
200,0 |
местные бюджеты |
159,7 |
35,6 |
37,1 |
28,0 |
29,0 |
30,0 |
внебюджетные источники |
2642,3 |
354,3 |
266,9 |
423,4 |
796,7 |
798,6 |
Предусматриваемые на реализацию данного мероприятия средства позволят оказать государственную поддержку на приобретение (строительство) жилья 3054 молодым семьям, в том числе по муниципальным образованиям Воронежской области:
Аннинский муниципальный район |
76 |
Бобровский муниципальный район |
382 |
Богучарский муниципальный район |
104 |
Борисоглебский городской округ |
63 |
Бутурлиновский муниципальный район |
83 |
Верхнемамонский муниципальный район |
21 |
Верхнехавский муниципальный район |
49 |
Воробьевский муниципальный район |
7 |
Грибановский муниципальный район |
35 |
Калачеевский муниципальный район |
188 |
Каменский муниципальный район |
63 |
Кантемировский муниципальный район |
97 |
Каширский муниципальный район |
56 |
Лискинский муниципальный район |
90 |
Нижнедевицкий муниципальный район |
28 |
Новоусманский муниципальный район |
118 |
Новохоперский муниципальный район |
69 |
Ольховатский муниципальный район |
83 |
Острогожский муниципальный район |
69 |
Павловский муниципальный район |
63 |
Панинский муниципальный район |
76 |
Петропавловский муниципальный район |
49 |
Поворинский муниципальный район |
21 |
Подгоренский муниципальный район |
160 |
Рамонский муниципальный район |
28 |
Репьевский муниципальный район |
49 |
Россошанский муниципальный район |
97 |
Семилукский муниципальный район |
56 |
Таловский муниципальный район |
56 |
Терновский муниципальный район |
7 |
Хохольский муниципальный район |
28 |
Эртильский муниципальный район |
35 |
Городской округ г. Нововоронеж |
311 |
Городской округ г. Воронеж |
337 |
Объем финансирования за счет бюджетов всех уровней подлежит корректировке в соответствии с законами о федеральном, областном бюджетах и решениями о местных бюджетах на соответствующий период.
Раздел 6. Механизм реализации долгосрочной областной целевой программы
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" является инициативной программой, которая в том числе действует в рамках софинансирования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12. 2010 N 1050.
Формат Программы предусматривает ее реализацию с использованием средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Механизм реализации Программы включает комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий.
1. Организационные мероприятия
1.1. Организационные мероприятия на муниципальном уровне:
- признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с утвержденным органами местного самоуправления для целей Программы порядком признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях с обязательным установлением срока действия документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для целей Программы ;
- прием документов для участия в Программе;
- организация работы по проверке сведений, содержащихся в представленных молодой семьей документах, в том числе соответствие сведений, подтверждающих наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в соответствии с порядком, утвержденном приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принятие решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы с письменным уведомлением молодой семьи о принятом решении;
- до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирование списков молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представление этих списков государственному заказчику долгосрочной областной целевой программы;
- после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из областного бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом , позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещение молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъяснение порядка и условий получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству;
- в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из областного бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, оформление и выдача свидетельств молодым семьям, включенным в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году.
1.2. Организационные мероприятия, осуществляемые государственным заказчиком долгосрочной областной целевой программы:
- на основании списков молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, полученных от органов местного самоуправления, утверждение сводного списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. В первую очередь в указанные список включаются молодые семьи - участники Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.;
- проведение конкурсного отбора муниципальных образований на участие в реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы;
- формирование и представление государственному заказчику подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы необходимого пакета документов для участия в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на получение средств федерального бюджета для софинансирования мероприятий Программы;
- формирование и утверждение на основании сводного списка молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и исходя из размера средств, предусматриваемых на финансирование мероприятий Программы в планируемом году за счет бюджетов всех уровней, списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году, а также внесение изменений в вышеуказанный список претендентов, в соответствии с порядком, утвержденным департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области ;
- доведение в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году до органов местного самоуправления лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из областного бюджета и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году;
- оплата изготовления бланков свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
- передача бланков свидетельств в органы местного самоуправления Воронежской области в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках Программы в соответствующем году;
- отбор банков в соответствии с установленными на федеральном и областном уровнях критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям конкурсной комиссией департамента архитектуры и строительной политики области ;
- организация информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач Программы.
2. Экономические мероприятия
2.1. Экономические мероприятия, осуществляемые на муниципальном уровне:
- обеспечение финансирования мероприятий Программы по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств местного бюджета;
- в соответствии с полученной из банка заявкой обеспечение своевременного перечисления бюджетных средств на банковский счет, открытый молодой семьей для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты.
2.2. Экономические мероприятия, осуществляемые государственным заказчиком Программы:
- подготовка и представление бюджетных заявок на ассигнования из областного и федерального бюджетов для финансирования мероприятий Программы;
- распределение средств областного бюджета, предусматриваемых на реализацию Программы в планируемом году, и средств федерального бюджета, выделяемых на софинансирование Программы в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, между муниципальными образованиями Воронежской области, прошедшими отбор на участие в реализации Программы;
- перечисление субсидий, выделяемых департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренного в сводной росписи областного бюджета, на реализацию Программы, в бюджеты муниципальных образований Воронежской области;
- контроль за целевым использованием органами местного самоуправления средств федерального и областного бюджетов, перечисленных на реализацию мероприятий Программы.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы утверждается законом Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Объемы финансирования мероприятий Программы будут корректироваться в процессе их реализации в установленном порядке, исходя из возможностей бюджета и фактических затрат.
Государственный заказчик Программы в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию Программы и обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
Порядок внесения изменений в Программу, в том числе изменение объемов финансирования, определяются постановлением Правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, и их формировании и реализации.
Раздел 7. Организация управления долгосрочной областной целевой программой и контроль за ходом ее реализации
Положением о департаменте архитектуры и строительной политики Воронежской области, утвержденным постановлением администрации Воронежской области от 18.12.2008 N 1109 "Об утверждении Положения о департаменте архитектуры и строительной политики Воронежской области" (в редакции постановлений правительства Воронежской области от 09.02.2009 N 65, от 30.04.2009 N 313, от 29.06.2009 N 537, от 19.10.2009 N 886, от 19.04.2010 г. N 304), предусмотрено выполнение государственной функции по разработке и реализации областных и ведомственных целевых программ.
Ответственным за формирование и реализацию Программы является департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области -
государственный заказчик Программы. Государственный заказчик Программы осуществляет:
- общее управление Программой;
- координацию работы всех исполнителей программных мероприятий долгосрочной областной целевой программы, участвующих в ее реализации;
- заключение соглашений с органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, участвующих в реализации программных мероприятий;
- определение наиболее эффективных форм и методов организации работы по реализации Программы;
- подготовку и представление в установленном порядке бюджетных заявок на финансирование Программы из областного бюджета на очередной финансовый год;
- с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей;
- при необходимости готовит и вносит в установленном порядке предложения и проекты нормативно-правовых актов Воронежской области о внесении изменений в Программу;
- подготовку и представление в установленные сроки ежеквартальных и годовых отчетов о ходе реализации Программы;
- мониторинг результатов реализации Программы;
- внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом реализации программных мероприятий.
Государственный заказчик Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты долгосрочной областной целевой программы, рациональное использование выделяемых на выполнение мероприятий Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Раздел 8. Оценка социально-экономической эффективности долгосрочной областной целевой программы
Оценка социально-экономической эффективности Программы будет производиться на основе индикатора Программы, которым является количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местных бюджетов. Данная методика оценки представляет собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики, что обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий. Также эффективность реализации долгосрочной областной целевой программы и использования, выделенных на нее средств федерального, областного и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления субсидий;
- адресного предоставления бюджетных средств;
- привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Социально-экономическая эффективность от реализации мероприятий Программы выражается в:
- улучшении жилищных условий молодых семей;
- повышении доступности приобретения жилья молодыми семьями;
- увеличении объемов предоставления ипотечных жилищных кредитов и займов;
- вовлечении в экономический оборот области собственных средств молодых семей, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты;
- оживлении экономики области в целом;
- активизации рынка жилья;
- увеличении годового объема ввода жилья;
- создании условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики;
- снижении социальной напряженности в обществе.
Постановлением Правительства Воронежской области от 4 апреля 2012 г. N 243 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к долгосрочной областной целевой программе
"Обеспечение жильем молодых семей
на 2011 - 2015 годы"
Перечень (план)
прочих нужд долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы"
24 мая 2011 г., 4 апреля 2012 г.
N п/п |
Наименование прочих нужд |
Срок реализации мероприятия |
Источники финансирования |
Сумма расходов, всего, тыс. рублей |
В том числе по годам реализации |
Индикаторы реализации мероприятия |
Главные распорядители бюджетных средств |
Ответственные за реализацию |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Оказание государственной поддержки молодым семьям на приобретение (строительство) жилья |
2011 - 2015 годы |
Всего по мероприятиям в т.ч |
4063,8 |
545,1 |
410,6 |
651,4 |
1225,7 |
1228,6 |
Количество семей, улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки |
Департамент архитектуры и строительной политики области |
Департамент архитектуры и строительной политики области |
федеральный бюджет |
600,8 |
54,2 |
46,6 |
100,0 |
200,0 |
200,0 |
|
|
|
|||
областной бюджет |
661,0 |
101,0 |
60,0 |
100,0 |
200,0 |
200,0 |
|
|
|
|||
местный бюджет |
159,7 |
35,6 |
37,1 |
28,0 |
29,0 |
30,0 |
|
|
|
|||
внебюджетные источники |
2642,3 |
354,3 |
266,9 |
423,4 |
796,7 |
798,6 |
|
|
|
Постановлением Правительства Воронежской области от 4 апреля 2012 г. N 243 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к долгосрочной областной целевой программе
"Обеспечение жильем молодых семей
на 2011 - 2015 годы"
Динамика
финансирования, источники и направления расходов долгосрочной областной целевой программы
24 мая 2011 г., 4 апреля 2012 г.
Источники и направления расходов |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
|||||
всего |
в том числе по годам реализации |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Финансирование Программы(*), всего |
4063,8 |
545,1 |
410,6 |
651,4 |
1225,7 |
1228,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
600,8 |
54,2 |
46,6 |
100,0 |
200,0 |
200,0 |
областной бюджет |
661,0 |
101,0 |
60,0 |
100,0 |
200,0 |
200,0 |
местный бюджет |
159,7 |
35,6 |
37,1 |
28,0 |
29,0 |
30,0 |
внебюджетные источники |
2642,3 |
354,3 |
266,9 |
423,4 |
796,7 |
798,6 |
1.1. Прочие нужды, всего |
4063,8 |
545,1 |
410,6 |
651,4 |
1225,7 |
1228,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
600,8 |
54,2 |
46,6 |
100,0 |
200,0 |
200,0 |
областной бюджет |
661,0 |
101,0 |
60,0 |
100,0 |
200,0 |
200,0 |
местный бюджет |
159,7 |
35,6 |
37,1 |
28,0 |
29,0 |
30,0 |
внебюджетные источники |
2642,3 |
354,3 |
266,9 |
423,4 |
796,7 |
798,6" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Воронежской области от 29 декабря 2010 г. N 1140 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Молодой Коммунар" от 13 января 2011 г. N 2
Постановлением Правительства Воронежской области от 18 февраля 2014 г. N 141 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Воронежской области от 19 февраля 2013 г. N 99
Постановление Правительства Воронежской области от 25 июня 2012 г. N 560
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 октября 2011 г.
Постановление Правительства Воронежской области от 4 апреля 2012 г. N 243
Постановление Правительства Воронежской области от 24 мая 2011 г. N 432