9 декабря 2011 г., 3 апреля, 6 сентября 2012 г.
С целью повышения качества жизни пожилых людей в Воронежской области и в соответствии с распоряжением Правительства Воронежской области от 28.02.2011 N 92-р "О разработке региональной программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Воронежской области на 2011-2013 годы" Правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Повышение качества жизни пожилых людей в Воронежской области на 2011-2013 годы" (далее - программа).
2. Департаменту экономического развития Воронежской области (Букреев) совместно с департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области (Сафонова) и департаментом труда и социального развития Воронежской области (Самойлюк) провести инвентаризацию областных целевых программ и в установленном порядке в срок до 01.06.2011 подготовить проект закона Воронежской области о внесении изменений в Закон Воронежской области от 02.12.2010 N 132-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусмотрев в нем расходы на реализацию программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гордеев |
Региональная программа
"Повышение качества жизни пожилых людей в Воронежской области
на 2011 - 2013 годы"
(утв. постановлением Правительства Воронежской области
от 28 апреля 2011 г. N 338)
9 декабря 2011 г., 3 апреля, 6 сентября 2012 г.
Постановлением Правительства Воронежской области от 6 сентября 2012 г. N 774 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Основание для разработки программы |
Поручение Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010, распоряжение правительства Воронежской области от 28.02.2011 N 92-р "О разработке региональной программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Воронежской области на 2011-2013 годы" |
Государственный заказчик-координатор и основной разработчик программы |
Департамент труда и социального развития Воронежской области |
Основные исполнители программы, государственные заказчики |
Департамент труда и социального развития Воронежской области, департамент здравоохранения Воронежской области, департамент культуры Воронежской области, департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, управление физической культуры и спорта Воронежской области |
Цель программы |
Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества |
Целевые показатели |
Охват социальными услугами не менее 90 % пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании; создание в регионе 5 пунктов проката (продажи) современных средств и предметов ухода за пожилыми людьми; приведение в соответствие с действующими нормами жилой площади в учреждениях социального обслуживания населения с круглосуточным проживанием пожилых людей; строительство 2 новых домов-интернатов для престарелых и инвалидов; доля произведенного текущего ремонта к запланированному объему проводимых работ; организация мобильных бригад и оснащение их автотранспортными средствами для предоставления гражданам социальных и социально-бытовых услуг; создание компьютерных классов на базе бюджетных учреждений Воронежской области "Липовский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и "Новоусманский дом-интернат для престарелых и инвалидов", бюджетных учреждений Воронежской области комплексных центров социального обслуживания населения; удельный вес комплексных центров социального обслуживания населения, имеющих мобильные бригады, оснащенные автомобильным транспортом, в общем числе комплексных центров социального обслуживания населения; проведение мероприятий, направленных на организацию досуга и вовлечение пожилых людей в общественную жизнь; привлечение к участию в физкультурных и спортивно-реабилитационных мероприятиях не менее 10 000 пожилых людей в год |
Сроки реализации программы |
2011 - 2013 годы |
Основные мероприятия программы |
Нормативное правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей; основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей; пропаганда здорового образа жизни граждан пожилого возраста; меры по укреплению здоровья пожилых людей; меры по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей; совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания пожилых жителей сельской местности; меры по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей; меры по организации свободного времени и культурного досуга пожилых людей; кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами; научно-методическое и информационное сопровождение программы |
Основные исполнители программы |
Департамент труда и социального развития Воронежской области, департамент здравоохранения Воронежской области, департамент культуры Воронежской области, департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, управление физической культуры и спорта Воронежской области |
Объемы и источники |
Из средств бюджета Воронежской области: 197 437,90 тыс. рублей, в том числе: на 2011 год - 183 437,90 тыс. рублей, на 2012 год - 7 000,0 тыс. рублей, на 2013 год - 7 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты |
Улучшение социально-экономического положения и повышение качества пожилых людей. Создание качественно нового уровня жизни для пожилых людей |
Организация контроля за исполнением программы |
Правительство Воронежской области, департамент труда и социального развития Воронежской области. Контроль осуществляется в рамках действующего законодательства. |
Введение
Региональная программа "Повышение качества жизни пожилых людей в Воронежской области на 2011 - 2013 годы" разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010.
Программа направлена на формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Повышение качества жизни старшего поколения - одна из целей современной социальной политики, предмет заботы органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Повышение качества жизни пожилых людей предполагает комплексный подход к решению основных проблем, присущих пожилому возрасту, к которым можно отнести малообеспеченность, ухудшение состояния здоровья, неконкурентоспособность на рынке труда, рост невостребованности в семье, резкое снижение социальной активности.
Значительная часть функций по реализации политики в отношении пожилых людей в России передана на региональный уровень с целью определения своих дополнительных приоритетов политики в отношении пожилых людей.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Особенностью демографической ситуации в Воронежской области является сравнительно высокий удельный вес граждан старшего поколения.
Численность населения Воронежской области составляет 2 261,6 тыс. человек, из них: лица пенсионного возраста - 582,5 тыс. человек. Удельный вес данной возрастной группы в регионе в 2010 году составил 25,8 %, а по прогнозам этот показатель увеличится в 2011 году до 26,1 %, 2013 году - 26,9 %, 2015 году - 27,7 %. В целом по Российской Федерации данный показатель увеличится к 2015 году до 23,8 %.
В Воронежской области отмечается общая для страны тенденция - уровень и качество жизни граждан пожилого возраста ниже, чем у трудоспособной части населения, так как главным источником дохода большинства пожилых людей остается пенсия. В Воронежской области насчитывается 726 тысяч пенсионеров, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда РФ.
При установленном в Воронежской области для пенсионеров прожиточном минимуме 4590 рублей средний размер пенсии составляет 7134 рубля. В то же время, пенсионное обеспечение в минимальном размере получают около 688 тыс. жителей области. Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета ограничивается возрастным состоянием здоровья (до 80 % пенсионеров нуждаются в медико-социальной помощи, более 50 % - в посторонней помощи и уходе).
Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Процесс старения сопровождается одиночеством в связи с утратой супруга, разрывом родственных связей, невозможностью или нежеланием близких осуществлять необходимую помощь и уход за престарелым человеком.
В сложившейся ситуации обеспечение достойной старости, продление активной позиции пожилых людей в жизни общества, оказание квалифицированных медицинских услуг, сохранение способности к самообслуживанию, предоставление с учетом индивидуальных потребностей пожилых граждан адресной социальной помощи, различных мер социальной поддержки и форм социального обслуживания являются актуальными задачами социальной политики Воронежской области.
Для решения данных вопросов в Воронежской области разработана Концепция развития социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области до 2015 года, утвержденная приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 25.03.2011 N 577/ОД, в рамках которой осуществляется комплексный подход к улучшению качества жизни граждан пожилого возраста.
Основной целью реформирования бюджетного процесса в Воронежской области является переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами социальной политики, а также повышение эффективности расходования бюджетных средств и рост качества государственных услуг.
Реализация мероприятий Концепции программно-целевым методом позволит комплексно решать вопросы социальной поддержки пожилых людей, увеличить объем и улучшить качество предоставления государственных социальных услуг гражданам пожилого возраста.
Таким образом, необходимость разработки и реализации региональной программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Воронежской области на 2011 - 2013 годы" обусловлена многообразием и сложностью социальных проблем, связанных со старением населения и необходимостью комплексного их решения.
Постановлением Правительства Воронежской области от 6 сентября 2012 г. N 774 в раздел II настоящей программы внесены изменения
II. Основные цели и задачи программы
Цель программы - формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
В ходе реализации программы запланировано решение следующих задач:
- совершенствование регионального законодательства в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста;
- обеспечение прав пожилых людей на социальную защиту и участие в социально-экономических процессах с учетом их возможностей и потребностей;
- создание комплексной системы медико-социальной адаптации и реабилитации пожилых людей;
- разработка и внедрение новых социальных технологий и обеспечение социальной сферы квалифицированными специалистами по работе с пожилыми людьми;
- вовлечение самих пожилых людей в работу по самореализации и самообслуживанию, инициирование их социальной активности, повышение и поддержка общественной активности пожилых;
- организация методического обеспечения работы учреждений с пожилыми гражданами, проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан старшего поколения, содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, а также путем продолжения образования в пожилом возрасте;
- содействие в развитии творческого потенциала пожилых людей, в том числе проживающих в сельской местности и наиболее удаленных от крупных культурных центров населенных пунктах;
- формирование позитивного отношения к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества.
Решение данных задач программно-целевым методом позволит обеспечить улучшения условий и качества жизни пожилых людей, доступа ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
Выполнение поставленных задач реализуется через конкретные мероприятия, направленные на организационно-финансовое обеспечение процессов модернизации социальной защиты пожилых людей.
Динамика изменения целевых показателей эффективности реализации программы по годам ее реализации представлена в таблице.
Динамика целевых показателей эффективности реализации программы
III. Сроки реализации программы
Сроки реализации программы - 2011-2013 годы.
IV. Система программных мероприятий
Программа содержит мероприятия (приложение к настоящей Программе) с общим объемом финансирования: 197 437,90 тыс. рублей, в том числе: на 2011 год - 183 437,90 тыс. рублей, на 2012 год - 7 000,00 тыс. рублей, на 2013 год - 7 000,00 тыс. рублей.
1. Нормативное правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей
В целях повышения социальной защищенности пожилых людей и эффективности социального обслуживания населения в ходе реализации программы предусмотрено совершенствование действующего законодательства Воронежской области в части поддержки добровольчества, взаимодействия государственных структур социального обслуживания с негосударственными некоммерческими организациями, развития сети государственных стационарных учреждений социального обслуживания, создания новых форм социального обслуживания (услуги сиделок, организация приемных семей, пожизненное содержание одиноких престарелых граждан).
2. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей
В целях укрепления социально-экономического положения пожилых людей и снижения числа граждан, не охваченных социальными услугами, необходимо проведение комплексного мониторинга их социально-экономического положения, включая выявление и учет лиц пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании.
В ходе реализации мероприятий программы предусмотрено осуществить охват социальными услугами не менее 90% пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании.
Информационное обеспечение, отвечающее всем основным требованиям и способствующее улучшению функционирования социальной политики в отношении пожилых людей, предполагает:
- проведение социологических исследований, направленных на определение потребностей и интересов пожилых людей;
- введение постоянных мониторингов качества предоставляемых услуг пожилым людям с последующей публикацией данных мониторинга в средствах массовой информации.
3. Пропаганда здорового образа жизни граждан пожилого возраста
Формирование здорового образа жизни включает в себя систему реабилитационных, профилактических и социальных мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья людей пожилого возраста, продление активного периода их жизни, профилактику преждевременного старения, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Все звенья восстановительного процесса сформированы в проекте "Школа активного долголетия", что является принципиально новым направлением деятельности учреждений социального обслуживания и позволит гражданам пожилого возраста обрести навыки укрепления и сохранения здоровья, физического совершенства, духовного и социального благополучия.
Внедрение технологии проекта запланировано в стационарных учреждениях, в комплексных центрах социального обслуживания и социально-оздоровительных центрах для граждан пожилого возраста и инвалидов.
4. Меры по укреплению здоровья пожилых людей
Хорошее здоровье является жизненно важным достоянием каждого человека. Для обеспечения устойчивого экономического роста и развития общества огромное значение имеет состояние здоровья всех возрастных групп населения, особенно лиц пожилого возраста.
Более половины визитов к участковому врачу поликлиники приходятся на лиц 60 лет и старше. Лица старшего возраста отмечают недостаточную доступность медицинской помощи как в традиционной форме - стационарной, поликлинической и санаторной, так и в стационарозамещающей - на дому и в дневном отделении. Большинство пациентов оценивают качество медицинских услуг, предоставляемых пожилому населению, на относительно низком уровне. Наиболее перспективным способом улучшения медицинской помощи хроническим терапевтическим больным является организация гериатрических отделений и консультаций врача-геронтолога.
На сегодняшний момент существует острая необходимость расширения гериатрической и геронтологической подготовки всех специалистов, работающих с пожилыми людьми в сфере здравоохранения, а также расширения учебных программ по вопросам охраны здоровья и ухода за пожилыми людьми для сотрудников сферы социального обслуживания.
Вместе с тем, необходимо предусмотреть в каждом лечебно-профилактическом учреждении не менее одной ставки врача-геронтолога для консультации лиц старшего возраста и координирования работы участковых врачей и специалистов с больными пожилого возраста.
Одним из главных этапов профилактики и раннего выявления заболеваний у пожилых людей является первичное медико-санитарное обслуживание, повышение доступности которого возможно посредством проведения диспансеризации населения.
В настоящее время более 60 % пожилых людей проходят медицинские профилактические осмотры в рамках действующего законодательства: дополнительная диспансеризация работающих граждан; обязательные медицинские осмотры инвалидов; граждан, с хроническими заболеваниями, состоящих под диспансерным наблюдением лечебно-профилактических учреждений; льготных категорий граждан пожилого возраста, остальные 40 % не могут воспользоваться данными услугами.
В ходе реализации программы предусмотрена комплектация лечебно-профилактических учреждений кадрами врачей-геронтологов, а также диспансеризация лиц пожилого возраста для проведения первичного медико-санитарного обслуживания.
Создание пунктов проката (продажи) современных средств, предметов ухода за пожилыми людьми и реабилитационного оборудования позволит обеспечить доступность средствами реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов и осуществлять оказание им паллиативной помощи на более качественном уровне.
5. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей
В целях повышения качества и улучшения условий жизни пожилых людей в учреждениях социального обслуживания и на дому необходимо осуществление мер по оптимизации инфраструктуры социального обслуживания, обеспечивающей развитие надомных форм социального и социально-медицинского обслуживания.
В Воронежской области создана и действует областная инфраструктура системы социального обслуживания, состоящая из стационарных, полустационарных и нестационарных форм социального обслуживания. Ежегодно государственные услуги в 86 государственных учреждениях системы социального обслуживания получают пожилые люди, из которых более 6 тыс. проживают и пользуются социальными услугами в 47 стационарных учреждениях и 15 отделениях временного проживания комплексных центров социального обслуживания населения, остальные обслуживаются на дому, продолжая жить в привычных условиях, и (или) пользуются услугами комплексных центров социального обслуживания и филиалов управлений социальной защиты населения.
Многие из этих учреждений располагаются в зданиях, не отвечающих нормам по набору необходимых помещений и жилых площадей. Капитальный ремонт данных объектов не может в полной мере обеспечить надлежащие условия для качественного предоставления государственных социальных услуг.
В этой связи для улучшения качества предоставления государственных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в Воронежской области разработана социальная программа по строительству новых домов-интернатов, оснащенных современным технологическим, медицинским и реабилитационным оборудованием для обеспечения максимального комфорта и квалифицированного ухода, осуществления комплексной реабилитации и постоянного медицинского контроля, организации интересного досуга и общения со сверстниками.
В 2010 году начато строительство двух домов-интернатов по 100 мест в каждом с использованием последних строительных технологий и архитектурных решений на условиях паритетного софинансирования. В текущем году в рамках финансирования данной программы запланировано открытие данных учреждений.
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010 в Воронежской области разработана перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года.
Перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Воронежской области предполагает строительство домов-интернатов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов для лиц, имеющих хронические психические заболевания, реконструкцию объектов для размещения в них учреждений социального обслуживания и создание учреждений с новыми формами социального обслуживания населения.
6. Совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания пожилых жителей сельской местности
Свыше 64% лиц пожилого возраста проживают в сельской местности. При этом следует отметить, что одинокие пожилые люди в сельской местности представляют особую группу социального и медицинского риска, так как слабое развитие инфраструктуры, удаленность от населенных пунктов, где находятся лечебные учреждения, низкая плотность расселения и плохая связь между отдельными селами затрудняют доступность для этой категории граждан медико-социальной помощи.
В целях повышения эффективности мер социальной защиты и социального обслуживания пожилых жителей сельской местности перспективным направлением в сфере социального обслуживания граждан становятся мобильные бригады помощи, которые могли бы выезжать к гражданам и на местах оказывать пенсионерам социальную или медицинскую помощь.
Реализация данного мероприятия позволит обеспечить коммуникационные связи пожилых жителей сельской местности со структурами органов социальной защиты населения. В этой связи программой предусмотрена организация дополнительных мобильных бригад, оснащенных автотранспортом, для повышения доступности социальных услуг, эффективной адаптации пожилых людей в обществе, увеличения объема и улучшения качества обслуживания граждан пожилого возраста.
7. Меры по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей
Следует отметить, что многие граждане пожилого возраста, желающие работать, не учтены в центрах занятости, они не владеют информацией о спросе на рынке рабочей силы пожилых людей. В целом не создана единая база данных о вакансиях для пожилых людей и соискателях пожилого возраста на этих вакансии. Можно отметить низкую информированность пожилых людей о возможности трудоустройства на приемлемых для них условиях.
При изменении условий труда и внедрении информационных технологий в производственный процесс многие оказываются неконкурентоспособными, не являются пользователями компьютера, сети Интернет, многих компьютерных программ.
Отсутствие централизованных мероприятий, на которых целостно можно представить систему спроса и предложения рабочей силы лиц пожилого возраста, делает невозможным выбор интересующих вакансий пожилыми людьми и возможными работодателями. В наиболее неблагоприятной ситуации оказываются пожилые люди, проживающие в сельской местности, так как возможность их профессиональной реализации и достижение востребованности на рынке труда ничтожна мала.
В этой связи в ходе финансирования мероприятий программы по созданию компьютерных классов для обучения граждан пожилого возраста навыкам работы на компьютере и пользованию сетью Интернет граждане пожилого возраста смогут обучиться компьютерной грамотности на базе бюджетных учреждений Воронежской области "Комплексные центры социального обслуживания населения", "Липовский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и "Новоусманский дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Реализация данного мероприятия позволит пожилым людям продолжать заниматься приносящим доход трудом в современном обществе.
8. Меры по организации свободного времени и культурного досуга пожилых людей
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых и спорт, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям.
Организация досуга и спортивных мероприятий является одним из важных элементов реабилитации пожилых граждан. Не решена проблема реализации внутреннего потенциала пожилого человека в соответствии с его интересами и возможностями.
В этой связи в ходе реализации программных мер предусмотрено создание условий для организации культурного досуга и вовлечения в спортивные мероприятия лиц пожилого возраста, развитию их активной жизненной позиции.
Для пожилых граждан запланировано предоставление льготного экскурсионного обслуживания, бесплатного или льготного посещения музеев, выставок и театров, формирование книжного фонда областными библиотеками с учетом возрастных категорий, организация выездных выставок Воронежского зоопарка, концертов коллективов филармонии для домов- интернатов, проведение литературно-музыкальных композиций к Международному дню пожилых людей, проведение бесплатных мастер-классов мастеров народного творчества, ярмарок народных промыслов и ремесел, проведение всероссийских, межрегиональных, областных фестивалей, выпуск сборника сценариев досуговых мероприятий с участием пожилых людей, проведение ряда спортивных оздоровительных мероприятий.
9. Кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами
Одной из важнейших проблем в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в высших учебных заведениях; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере.
Учреждения социальной сферы укомплектованы квалифицированными кадрами не в полной мере, профессиональная подготовка специалистов не всегда соответствует требуемому уровню и направлению профессиональной деятельности.
Студенчество не мотивировано осуществлять профессиональную деятельность в социальной сфере в связи с низкой оплатой труда и высоким уровнем профессиональных рисков.
В целях обеспечения социальной сферы высококвалифицированными кадрами в необходимом объеме в рамках программы запланирована организация работы совместно с Воронежским филиалом Российского государственного социального университета по обучению молодежи и созданию условий для укомплектования учреждений социального обслуживания населения квалифицированными кадрами.
Вместе с тем, департаментом труда и социального развития Воронежской области осуществляется систематический мониторинг уровня профессиональной подготовленности специалистов сферы социального обслуживания лиц пожилого возраста, по результатам которого в рамках программы будет продолжена работа по организации плановой подготовки и периодического повышения квалификации персонала учреждений социального обслуживания на базе филиала Российского государственного социального университета в г. Воронеже.
В ходе реализации программы запланировано проведение научных конференций и методических семинаров с целью повышения квалификации и обмена профессиональным опытом, проведение обучающих семинаров для руководителей и специалистов комплексных центров социального обслуживания населения и стационарных учреждений.
10. Научно-методическое и информационное сопровождение программы
Осуществление научных исследований в области геронтологии, психологии лиц пожилого возраста, старения, социального обслуживания и социальной работы с гражданами пожилого возраста, проведение научных и научно-методических семинаров и конференций с целью внедрения достижений науки, обмена практическим опытом в сфере социальной защиты лиц пожилого возраста, осуществление мониторинга социальной ситуации развития лиц пожилого возраста в процессе реализации программы позволят повысить эффективность разработанной программы в ходе ее научно-методического и информационного сопровождения.
V. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять из средств бюджета Воронежской области - 197 437,90 тыс. рублей, в том числе: на 2011 год - 183 437,90 тыс. рублей, на 2012 год - 7 000,00 тыс. рублей, на 2013 год - 7 000,00 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
VI. Механизм реализации программы
Реализация программы предполагает объединение усилий и координацию действий исполнительных органов государственной власти Воронежской области, направленных на выработку единых подходов к формированию эффективно действующей системы повышения качества жизни пожилых людей.
Достижение целевых показателей программы и конечные результаты реализации мероприятий будут зависеть в значительной степени от сбалансированности экономической, финансовой и социальной политики, от принимаемых мер по совершенствованию и выравниванию социально-экономического развития области.
VII. Организация контроля за ходом реализации программы
В систему организации и контроля реализации программы входят следующие уполномоченные органы:
- департамент труда и социального развития Воронежской области, осуществляющий функции государственного заказчика-координатора и основного разработчика программы;
- основные исполнители программы, государственные заказчики: департамент труда и социального развития Воронежской области, департамент здравоохранения Воронежской области, департамент культуры Воронежской области, департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, управление физической культуры и спорта Воронежской области.
Комплексное управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик-координатор программы - департамент труда и социального развития Воронежской области.
Государственные заказчики программы несут ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
Государственные заказчики в рамках своей компетенции:
- определяют наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации программы;
- проводят согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации программы;
- в установленном порядке представляют проекты бюджетных заявок на ассигнования из областного бюджета для финансирования программы на очередной финансовый год;
- утверждают распределение выделяемых средств областного бюджета по соответствующим программным мероприятиям и статьям расходов, целевые показатели. При изменении объемов финансирования программы корректируют объемы и виды выполняемых работ на очередной финансовый год, определяют приоритеты, принимают меры по обеспечению выполнения программы;
- обеспечивают контроль реализации программы, включающий в себя контроль эффективности использования выделяемых финансовых средств, контроль качества реализации мероприятий путем экспертных оценок, контроль соблюдения сроков реализации мероприятий;
- в рамках своей компетенции обеспечивают контроль целевого использования выделяемых бюджетных средств;
- осуществляют сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
- проводят мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливают и в установленном порядке представляют отчеты о реализации программы, эффективности использования бюджетных средств;
- организуют внедрение и обеспечение использования информационных технологий в целях управления реализацией программы;
- координируют разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации программы;
- вносят в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой программы.
Государственные заказчики и государственный заказчик-координатор программы в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области.
Осуществление контроля реализации программы обеспечит своевременное и полное выполнение программных мероприятий, а также эффективное и целевое использование бюджетных средств.
При необходимости в установленном порядке будут проводиться экспертные проверки хода реализации программы исполнительными органами государственной власти Воронежской области, Контрольно-счетной палатой Воронежской области, иными заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации и Воронежской области.
Целью проверок станет подтверждение соответствия утвержденных сроков реализации мероприятий программы, целевого и эффективного использования бюджетных средств. По результатам экспертных проверок в случае необходимости в установленном порядке будут вноситься предложения о корректировке программы.
Постановлением Правительства Воронежской области от 6 сентября 2012 г. N 774 в раздел VIII настоящей Программы внесены изменения
VIII. Социально-экономические последствия и оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется по следующим показателям:
Реализация мероприятий программы позволит:
- усилить защиту прав и законных интересов пожилых людей;
- улучшить социальное положение пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной социальной помощи и услуг;
- способствовать повышению качества жизни пожилых людей - комплексного показателя, отражающего состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, гармоничные отношения в обществе;
- обеспечить более широкий доступ пожилых людей к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям;
- стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию пожилых людей в целях их интеграции в современное общество, участия в общественной и посильной трудовой деятельности;
- способствовать развитию сети учреждений социальной сферы, повышению качества обслуживания пожилых людей.
Постановлением Правительства Воронежской области от 6 сентября 2012 г. N 774 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
"Повышение качества жизни пожилых людей
в Воронежской области
на 2011 - 2013 годы"
Перечень
мероприятий региональной программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Воронежской области на 2011 - 2013 годы"
9 декабря 2011 г., 3 апреля, 6 сентября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Воронежской области от 28 апреля 2011 г. N 338 "Об утверждении региональной программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Воронежской области на 2011-2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Молодой Коммунар" от 5 мая 2011 г. N 47
Постановлением Правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 г. N 1187 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Воронежской области от 10 декабря 2013 г. N 1076
Постановление Правительства Воронежской области от 11 марта 2013 г. N 175
Постановление Правительства Воронежской области от 6 сентября 2012 г. N 774
Постановление Правительства Воронежской области от 3 апреля 2012 г. N 230
Постановление Правительства Воронежской области от 9 декабря 2011 г. N 1076
Постановление Правительства Воронежской области от 9 декабря 2011 г. N 1055