Решение Воронежского областного суда
от 26 марта 2012 г. N 3-17/12
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью юридическое бюро "Т" обратилось в Воронежский областной суд с заявлением, в котором просило признать недействующими абзацы 4, 10, 11 пункта 1.1 приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.01.2012 N 108 "О внесении изменений в приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.12.2010 N 1907 "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками" со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований ООО "Т" указало, что оно обратилось в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о формировании с дальнейшим предоставлением в аренду для целей, связанных со строительством непродовольственного магазина мелкооптовой торговли, земельного участка в пределах территориальной зоны П1 "зона промышленных и коммунальных предприятий", расположенного по адресу: <...>. Будучи заинтересовано в дальнейшем предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, общество полагает нарушенными свои законные интересы и права в результате издания департаментом оспариваемого приказа, который содержит ряд положений, предъявляющих к заявителям, обращающимся в уполномоченные органы за согласованием места размещения объекта на земельных участках и за предоставлением земельных участков, требования, не предусмотренные действующим федеральным законодательством в сфере земельных правоотношений, противоречащие положениям ст.ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ и п. 2 ч. 1 ст. 15, ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
В судебном заседании представители заявителя ООО юридического бюро "Т" К. и П. заявленные требования поддержали, пояснив изложенное.
Представитель департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области З. заявление посчитал необоснованным, а оспариваемый акт - принятым в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с федеральным законодательством.
Выслушав представителей заявителя, представителя исполнительного органа, заключение прокурора Б., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из содержания части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд признает нормативный правовой акт недействующим, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По материалам дела судом установлено, что приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.01.2012 N 108 внесены изменения в ранее изданный приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.12.2010 N 1907 "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками". Данный документ опубликован в официальном органе печати - газете "Воронежский курьер", N 9, 28.01.2012 и вступил в силу.
В частности, оспариваемый заявителем пункт 1.1 приказа предписывает часть 3 статьи III приложения к приказу департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.12.2010 N 1907 "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками" (далее по тексту - Положение) изложить в следующей редакции: "В случае реализации процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта для формирования земельного участка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Департамент в течение трех дней с момента поступления заявления, обращается в администрацию городского округа город Воронеж для получения информации о разрешенном использовании испрашиваемого земельного участка и об обеспечении этого земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения с направлением копии такого обращения в адрес заявителя, а также в областное государственное бюджетное учреждение Воронежской области "Управление природных ресурсов" для изготовления плана границ земельного участка в масштабе М1:500.
В двухнедельный срок со дня получения документов, указанных в абзаце 3 части 3 настоящей статьи Положения, на заседании комиссии при департаменте осуществляется рассмотрение заявления с имеющимися документами и в течение трех дней с даты заседания комиссии департамент направляет в администрацию городского округа город Воронеж обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, с направлением копии такого обращения в адрес заявителя либо направляет заявителю отказ в размещении объекта.
Департамент, после получения от администрации городского округа город Воронеж акта о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и акта об установлении охранной или санитарно-защитной зоны участка, с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, не ранее чем по истечении двух недель с момента публикации информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, а в случаях необходимости установления охранной или санитарно-защитной зоны принимает решение об утверждении соответствующего акта.
Приказ Департамента о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для выполнения по инициативе заявителя и за его счет в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учета в установленном порядке.
После осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заявитель обращается в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Департамент на основании заявления гражданина или юридического лица, в отношении которого принималось решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Предоставление земельных участков для строительства в аренду или в безвозмездное срочное пользование осуществляется на срок до 5 лет.
Предоставление земельных участков в аренду для строительства в коммерческих целях осуществляется при условии выкупа заявителем права на заключение договоров аренды. Решение о предоставлении в аренду земельного участка для строительства принимается после осуществления независимой оценки права на заключение договора аренды земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Данное правило не распространяется на случай предоставления земельных участков для строительства при реализации инвестиционных проектов, признанных таковыми в соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области".
Договор аренды земельного участка в установленных настоящим Положением случаях заключается с заявителем после выполнения им условий выкупа права на заключение договора аренды земельного участка для строительства".
Таким образом, суд приходит к выводу, что фактически заявителем оспариваются абзацы 4, 10, 11 части 3 статьи III Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, действующего в настоящее время в редакции приказов департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.12.2010 года N 1907, от 31 мая 2011 года N 788, и от 24 января 2012 года N 108.
Оценивая компетенцию департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по принятию названного Положения, суд учитывает, что оно принято в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 8 мая 2009 года N 365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области" и устанавливает порядок подготовки документов, рассмотрения заявлений и принятия решений департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области по вопросам распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе город Воронеж, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Воронежской области об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, статье 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
К числу полномочий субъектов Российской Федерации в области земельных отношений относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 2 статьи 7 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, относится к полномочиям уполномоченного органа в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ к полномочиям правительства Воронежской области в сфере земельных отношений относится определение исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченного осуществлять государственное управление в области управления и распоряжения земельными ресурсами на территории Воронежской области.
Таким уполномоченным органом в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 8 мая 2009 года N 365, утвердившим Положение о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, является департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем (в части абзацев 4, 10, 11 части 3 статьи III) Положение принято в пределах полномочий департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, являющегося уполномоченным органом в сфере земельных отношений, определенным правительством Воронежской области.
Согласно статье 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ (ред. от 05.04.2011) "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации", официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области.
В данном случае оспариваемый документ опубликован в официальном органе печати - газете "Воронежский курьер", и является действующим.
Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Абзацами 3, 4 части 3 статьи III Положения устанавливается следующая последовательность принятия уполномоченными органами решений о предварительном согласовании места размещения объекта:
- Департамент в течение трех дней с момента поступления заявления, обращается в администрацию городского округа город Воронеж для получения информации о разрешенном использовании испрашиваемого земельного участка и об обеспечении этого земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения с направлением копии такого обращения в адрес заявителя, а также в областное государственное бюджетное учреждение Воронежской области "Управление природных ресурсов" для изготовления плана границ земельного участка в масштабе М1:500;
- в двухнедельный срок со дня получения вышеуказанных документов на заседании комиссии при Департаменте осуществляется рассмотрение заявления с имеющимися документами и в течение трех дней с даты заседания комиссии департамент направляет в администрацию городского округа город Воронеж обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, с направлением копии такого обращения в адрес заявителя либо направляет заявителю отказ в размещении объекта.
Суд учитывает, что на федеральном уровне вопросы выбора земельных участков для строительства и принятия решений о предоставлении таких земельных участков регулируются статьями 31, 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
При этом Земельным кодексом РФ не предусмотрена стадия рассмотрения заявления о предварительном согласовании места размещения объекта на комиссии при органе, уполномоченном на дальнейшее предоставление земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что введение Положением процедуры рассмотрения на комиссии при департаменте земельных и имущественных отношений вопроса о возможности формирования земельного участка в данном случае не соответствует статье 31 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, суд учитывает, что ранее решением Воронежского областного суда от 9 августа 2011 года на основании заявления гражданина Е. содержание Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденного приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28 декабря 2010 года N 1907 (действовавшего в редакции приказа от 31 мая 2011 года N 788), проверялось в полном объеме на предмет соответствия полномочий департамента на принятие названного нормативного правового акта, и в удовлетворении заявления было отказано.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2011 г. N 14-Г11-40 решение Воронежского областного суда от 9 августа 2011 года было отменено в части, был признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 3 статьи III Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденного приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28 декабря 2010 года N 1907, в части абзацев 2-7, следующего содержания: "На стадии обеспечения выбора земельного участка для определения возможности формирования и последующего предоставления земельного участка гражданин или юридическое лицо обращаются в Департамент с соответствующим заявлением, приложив к нему документы, предусмотренные действующим законодательством.
В заявлении должны быть указаны испрашиваемое право, на котором заявитель намерен приобрести земельный участок (аренда, в установленных случаях постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование), назначение объекта строительства и предполагаемое разрешенное использование земельного участка, предполагаемое месторасположение земельного участка, обоснование примерного размера земельного участка, а также информация о заявителе (Ф.И.О., паспортные данные, место регистрации, ИНН (при наличии), контактные телефоны - для физических лиц; наименование, ИНН, ОГРН, адрес местонахождения, контактные телефоны и прочие реквизиты - для юридических лиц).
В месячный срок Департаментом рассматривается заявление с соответствующим перечнем документов о возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства с учетом заключения комиссии по предоставлению земельных участков при Департаменте (далее - Комиссия), полномочия и состав которой определяются соответствующим приказом Департамента.
В случае невозможности принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка Департамент извещает об этом заявителя с указанием причины отказа.
При положительном решении Департамент извещает заявителя о принятом решении с приложением выписки из протокола заседания Комиссии, которая является основанием для последующих подготовки и согласования акта о выборе земельного участка для строительства, подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
После проведения уполномоченным органом местного самоуправления работ по формированию и выбору земельного участка для строительства гражданин или юридическое лицо, по заявлению и за счет которого формируется земельный участок, обращается в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, приложив к нему материалы, подтверждающие формирование и выбор земельного участка для строительства".
Судебная коллегия Верховного Суда в своем определении посчитала, что субъект Российской Федерации не вправе был устанавливать правовое регулирование, налагающее на граждан и юридических лиц дополнительные обязанности при реализации процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, помимо предусмотренных статьей 31 ЗК РФ.
По мнению суда, в данном случае, установив в новой редакции приказа от 24 января 2012 года N 108 новое правовое регулирование в оспариваемом абзаце 4 части 3 статьи III Положения по рассмотрению заявления о предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта с участием комиссии при Департаменте, департамент по имущественным и земельным отношениям Воронежской области в нарушение части 4 статьи 253 ГПК РФ по существу преодолел судебное решение повторным принятием такого же акта.
Помимо изложенного, удлинение процедуры выбора земельного участка в результате введения, по сути, дополнительного согласовывающего органа в виде комиссии при департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области является нарушением также и антикоррупционного законодательства.
Так, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", определено, что наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), свидетельствуя о широте дискреционных полномочий, относится к коррупциогенным факторам, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. В данном случае наделение администрации городского округа город Воронеж и комиссии при департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области в результате применения абзаца 4 части 3 статьи III Положения дублирующими полномочиями по принятию решений о выборе земельного участка является коррупциогенным фактором, подлежащим устранению.
Обсуждая вопрос о соответствии оспариваемых абзацев 10 и 11 оспариваемой части 3 статьи III Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденного приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28 декабря 2010 года N 1907 (в редакции приказов департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 31 мая 2011 года N 788, от 24 января 2012 года N 108) содержанию законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд учитывает следующие обстоятельства.
Абзацами 10, 11 оспариваемой нормы предусмотрено, что предоставление земельных участков в аренду для строительства в коммерческих целях осуществляется при условии выкупа заявителем права на заключение договоров аренды; решение о предоставлении в аренду земельного участка для строительства принимается после осуществления независимой оценки права на заключение договора аренды земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; договор аренды земельного участка в установленных настоящим Положением случаях заключается с заявителем после выполнения им условий выкупа права на заключение договора аренды земельного участка для строительства.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определена пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Из анализа положений вышеприведенных норм суд приходит к выводу, что действующий Земельный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих лицо, которому земельный участок для строительства предоставлен уполномоченным органом в установленном законом порядке с предварительным согласованием места размещения объекта, выкупить право аренды данного земельного участка.
Кроме того, п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Субъекты Российской Федерации участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы. Гражданская правоспособность субъектов Российской Федерации ограничена теми целями и публичными интересами, которые обозначены в законах, регулирующих гражданские отношения с участием этих субъектов. Указание же п. 2 ст. 124 Гражданского кодекса РФ на особенности публично-правовых образований, в силу которых к ним не могут быть применимы положения, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, означает, что в гражданском законодательстве имеются специальные нормы, регулирующие участие данных субъектов в гражданских правоотношениях, а также правовые нормы о юридических лицах, которые неприменимы к государству и государственным образованиям.
Публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 ст. 125 ГК). Компетенция государственных органов, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение, прежде всего, их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.
Специальная (целевая) правоспособность юридического лица публичного права предполагает, что, осуществляя свои полномочия, оно как публично-правовое образование, в отличие от юридического лица частного права, которое может делать все, что не запрещено законом, вправе делать только то, что ему предписано или разрешено законом.
Поэтому отсутствие в действующем земельном законодательстве РФ положений, позволяющих взимание платы за право аренды земельных участков, предоставляемых с предварительным согласованием места размещения объекта, означает для уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ невозможность включения данного требования в нормативный акт.
Статья 2 Земельного кодекса РФ, провозглашая отнесение земельного законодательства Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, в части 3 конкретизирует, что органы исполнительной власти субъектов РФ могут издавать содержащие нормы земельного права акты на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 30 Земельного кодекса продажа права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрена исключительно с торгов (конкурсов, аукционов) без предварительного согласования места размещения объекта (п. 3 ч. 4 указанной статьи).
При взимании платы за право на заключение договоров аренды земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта налицо ущемление прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и возложение на них непредусмотренных действующим законодательством обязанностей в виде расходов на оплату права на заключение договоров аренды.
Согласно части 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку нормативный акт департамента в оспариваемой настоящим заявлением части мог быть применен в уже сложившихся правоотношениях, по мнению суда, он подлежит признанию недействующим в части абзацев 4, 10, 11 части 3 его статьи III со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 191-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
со дня вступления настоящего решения в законную силу признать недействующими абзацы 4, 10, 11 пункта 3 статьи III Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденного приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28 декабря 2010 года N 1907 (в редакции приказов департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 31 мая 2011 года N 788, от 24 января 2012 года N 108).
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 апреля 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Воронежского областного суда от 26 марта 2012 г. N 3-17/12
Текст решения официально опубликован не был