Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
региональной комплексной системы обеспечения,
государственного и хозяйственного управления
качеством продукции, энерго- и ресурсосбережением
Воронежской области
(утв. постановлением Администрации Воронежской области
от 6 июля 1998 г. N 653)
Введение
Настоящая Концепция разработана с целью реализации Концепции социально-экономической безопасности и устойчивого развития Воронежской области с учетом "Основных направлений государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации на 1997 - 2000 годы".
При разработке Концепции учтены:
- требования законодательных и нормативных документов по вопросам стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей;
- требования международных стандартов ИСО серий 9000, 14000 к системам качества продукции и системам управления качеством окружающей среды;
- передовой опыт создания эффективных отечественных комплексных систем управления качеством продукции (КСУКП) в прошлом;
- необходимость гармонизации отечественных норм и стандартов с международными в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО);
- опыт системного подхода к решению задач обеспечения качества и конкурентоспособности продукции в Татарстане, Ярославской, Ленинградской и др. областях;
- рекомендации и предложения семинара-совещания по реализации "Основных направлений государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации на 1997 - 2000 годы в Воронежской области" (июль 1997г.).
С целью реализации настоящей Концепции целесообразно:
На основе Концепции разработать и реализовать целевую программу Воронежской области "Качество и ресурсосбережение".
Оформить соглашение о разграничении предметов ведения, полномочий и взаимодействия областной Думы и администрации Воронежской области с Воронежским центром стандартизации, метрологии и сертификации.
С этой целью рекомендуется образовать при главе администрации Воронежской области Координационный совет (КС).
Настоящая Концепция может быть уточнена и дополнена по замечаниям и предложениям участников процесса ее реализации.
1. Задачи управления качеством энерго- и ресурсосбережением
при проведении экономических реформ
Конечной целью проводимых в стране Экономических реформ (мероприятий по структурной перестройке экономики (конверсии, реструктуризации), приватизации, созданию малых и средних предприятий, ФПГ, санации и банкротству, формированию органов местного самоуправления, проведению антимонопольных мероприятий и т. п.) является повышение эффективности производства, качества продукции, энерго- и ресурсосбережение, создание новых рабочих мест, повышение качества жизни населения.
Поставленные цели и задачи могут быть успешно решены, если в результате проводимых мероприятий будут обеспечены следующие условия создания и функционирования эффективной системы государственного и хозяйственного управления эффективностью производства, качества продукции, энерго- и ресурсосбережения:
1.1. С учетом природных особенностей, сырьевого, производственного, кадрового и интеллектуального потенциала, социально-экономического, экологического и демографического состояния, транспортных коммуникаций, хозяйственных связей и т. п. определены приоритетные направления производства жизненно-необходимой (для продовольственной, демографической, энергетической и экологической безопасности, формирования госзаказа) и конкурентоспособной (для устойчивого развития) продукции.
1.2. Учтены интересы потребителей, государства, разработчиков, производителей, продавцов, служб сервисного обслуживания и др., заинтересованных в создании, производстве, реализации и использовании конкурентоспособной продукции по назначению.
1.3. В законодательных и нормативных документах по разработке и реализации программ и проектов по созданию, производству и реализации жизненно необходимой и конкурентоспособной продукции. оформлению договоров и соглашений оговорены требования по созданию и обеспечению функционирования систем качества.
1.4. При конкурсном отборе управляющих предприятий и организаций государственного сектора экономики учитываются предложения участников по созданию и функционированию систем управления качеством.
1.5. Разработана единая общесистемная , критериальная, организационно-методическая и информационно-аналитическая основа построения и обеспечения государственного и хозяйственного управления качеством, энерго- и ресурсосбережением, позволяющая:
- свести к минимуму упущения в работе по созданию качественной продукции, сертификации систем управления и качеством;
- обеспечить минимальные затраты времени и средств, всех видов ресурсов на достижение высоких конечных результатов;
- своевременно профилактически выявлять, предупреждать и устранять дефекты, непроизводственные затраты и т.п.
1.6. Создана система экономического и морального стимулирования работ по обеспечению качества (конкурентоспособности) продукции, энерго- и ресурсосбережению, внедрению новой техники и прогрессивной организации и технологии; достижению высоких конечных результатов на основе льготного кредитования, налогообложения, ценообразования, размещения производительных сил, присуждения премий в области качества, образования консолидированного фонда, пополняемого за счет экономии средств от внедрения новых решений и т.п.
1.7. Создана (при ЦСМС) служба государственного управления качеством продукции штабного типа, призванная :
- обеспечить организационно-методическую помощь предприятиям во внедрении систем управления качеством продукции, энерго- и ресурсосбережением и экологической безопасностью;
- организовать, в основном на базе действующих учебных заведений, курсов, опережающую подготовку и переподготовку кадров (госслужащих, управляющих предприятиями, организаторов производства, ведущих специалистов, рабочих, студентов, учащихся);
- оказать помощь предприятиям в нормативном информационно-аналитическом обеспечении маркетинговых исследований, поиске рынков сбыта продукции;
- формировать банк данных законодательных и нормативных документов по вопросам обеспечения и управления качеством продукции, энерго- и ресурсосбережением;
- организовать проведение научно-исследовательских работ по повышению эффективности производства, качества продукции, энерго- и ресурсосбережению;
- участвовать в разработке, экспертизе и реализации федеральных и региональных законодательных и нормативных документов по вопросам качества, энерго- и ресурсосбережения, в т. ч. по мероприятиям, проводимым в рамках экономической реформы;
- привлекать к разработке новых видов продукции специалистов ВЦСМС.
Выбор приоритетных направлений развития регионов России и их территорий, отраслей позволит адресно, целенаправленно, обоснованно решать задачи проведения экономических реформ, структурной перестройки экономики, конверсии, приватизации, разграничения предметов ведения и полномочий между различными органами государственной власти и местного самоуправления, формирования бюджета, проведения инвестиционной политики, антимонопольных мероприятий, поддержки малых и средних предприятий и т.п.
При обосновании приоритетных направлений развития регионов и проводимых экономических реформ следует учитывать интересы участников процессов создания, производства, реализации и использования продукции по назначению.
2. Основы построения программ обеспечения качества продукции
(устойчивого развития) региона и инфраструктуры организации
и управления процессами их разработки и реализации
В настоящее время имеется достаточная законодательная, нормативная, методическая основа для решения задач построения, разработки и реализации программ и проектов создания, производства, реализации и использования продукции по назначению:
Федеральные законы - "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг", "Об энергосбережении", "О природопользовании" и др.
Основополагающие стандарты Единых систем - государственной стандартизации (ГСС), конструкторской и технологической документации (ЕСКД и ЕСТД), технологической подготовки производства (ЕСТПП), разработки и постановки продукции на производство (СРПП) и др.
Международные стандарты ИСО серий 9000-14000 и др.
Этими законодательными и нормативными документами определены предметы ведения, полномочия, функции, права, ответственность заказчика, подрядчика (разработчика, производителя продукции, продавца), потребителя, государства в процессе создания, производства, реализации и использования продукции по назначению.
Предметами ведения заказчика являются формирование технических требований (ТТ), технических заданий (ТЗ), технических условий (ТУ) по созданию, производству, сертификации продукции, проведению конкурса подрядчиков, оформлению договоров и контролю их выполнения.
Предметами ведения подрядчика являются разработка и реализация программ и проектов создания (разработчик), производства (производитель), реализация (продавец) продукции в соответствии с ТТ, ТЗ, ТУ, ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, СРПП, стандартами ИСО серий 9000-14000, МЭК и др., оговоренными договором.
Предметы ведения Государства (органов государственной власти и местного самоуправления) определены Конституцией Российской Федерации, указанными выше законодательными и нормативными документами, а также условиями предоставления кредита, инвестиций, льгот, проведения конкурса управляющих государственных и муниципальных предприятий при их банкротстве и санации и т. п.
Предметами ведения ЦСМС является Государственный надзор за соблюдением законодательных и нормативных документов по вопросам стандартизации, метрологии. сертификации и качества продукции и услуг, энерго- и ресурсосбережения, природопользования в Воронежской области, организационно-методическое обеспечение процессов создания, внедрения, обеспечения функционирования и сертификации государственных и хозяйственных систем управления качеством продукции.
При построении, разработке и реализации взаимосвязанных региональных, отраслевых, территориальных программ и проектов создания, производства и реализации жизненно необходимой и конкурентоспособной продукции (основы устойчивого развития) необходимо учитывать предметы ведения, полномочия, функции, права и ответственность Заказчика, Подрядчика, Потребителя и Государства, их возможности и используемые ими методы и способы воздействия при нарушении хода работ (требований законов и других нормативных документов, а также ТЗ, ТУ, договоров), в условиях рынка.
С целью реализации этих требований, максимального использования передового отечественного и зарубежного опыта, организации и управления процессами создания конкурентоспособной продукции предполагается при построении региональных, отраслевых и территориальных программ руководствоваться следующими общесистемными принципами:
Принцип согласованности. Реализация данного принципа связана с разработкой программы обеспечения качества продукции, концепции устойчивого развития региона, его отраслей, экономических районов, построении необходимой инфраструктуры организации и управления процессами их реализации, создания систем обеспечения, Государственного и хозяйственного управления качеством, энерго- и ресурсосбережением и экологической безопасности одновременно (параллельно).
Блочный (модульный) принцип построения. Программа содержит подпрограммы, блоки, модули, сформированные под конкретные виды продукции (объекты, изделия, продукты, энергия, документация, информация, услуги).
Принцип декомпозиции. В основу разделения программы на подпрограммы, блоки, модули положен принцип деления по отраслям, направлениям деятельности, видам продукции.
Принцип определенности. В программу включаются те виды продукции, по которым проведены маркетинговые исследования, разработаны ТЗ, проекты, бизнес-планы, определены генеральный и головной заказчик, генеральный подрядчик, ответственные за экспертизу и научное сопровождение проекта, источники финансирования, рынок сбыта.
Принцип открытости. Поэтапная разработка и расширение ( дополнение ) программы по мере разработки концепции и результатам маркетинговых исследований.
Принцип необходимости. Построение и функционирование основных систем инфраструктуры организации и управления, в т.ч. информационного обеспечения, лицензирования деятельности, сертификации продукции, инновационной, налоговой и ценовой политики, опережающей подготовки и переподготовки кадров и др. - необходимое условие сопровождения, сбалансированности и корректировки процесса реализации программ и проектов.
При этом должны быть реализованы следующие организационные принципы и условия:
Генеральный заказчик организует работы по обоснованию приоритетов и формулирует требования к потребительским свойствам, объему продукции, политике в области качества.
Головной заказчик разрабатывает техническое задание в соответствии с требованиями генерального заказчика.
Генеральный подрядчик разрабатывает и реализует целевую программу, бизнес планы, адекватные требованиям технического задания.
Эксперт формулирует заключение по обоснованности требований, технических заданий и целевых программ, бизнес-планов, предложения по научно-методическому обеспечению и сопровождению разработки и экспертизы программы.
Учитываются требования Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", отечественных и международных (ИСО и МЭК) стандартов, устанавливающих порядок взаимодействия потребителей (заказчиков), производителей (разработчиков) и администрации в условиях цивилизованного рынка и единый методический подход к ее системной разработке, реализации, к построению инфраструктуры экономики и бизнеса.
Во всех подпрограммах, блоках, модулях предусматриваются научно-исследовательские работы, связанные с решением проблем повышения качества продукции, обеспечения ее экологической чистоты, безопасности, энерго- и ресурсосбережения в процессе производства и эксплуатации, подготовки и переподготовки кадров, социального обеспечения.
Финансирование разработки и реализации отдельных проектов программы может проводиться с учетом взаимных интересов потребителей, товаропроизводителей и администрации за счет внебюджетных, местных бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законом.
Предложенный методический подход значительно упрощает выполнение требований "Типовой методики по разработке и реализации региональных программ в Российской Федерации" Министерства экономики РФ.
Для выполнения изложенных принципов, с целью экономии времени и средств, исключения параллелизма в работе целесообразно ЦСМС разработать единые методические рекомендации по их реализации.
В разработке и реализации программ и проектов, построения и функционирования систем управления качеством должны участвовать большое количество различных специалистов (организаторов производства, инженерно технических работников, экономистов, системотехников, ученых, госслужащих и т.п.).
С целью обеспечения единого общественного, организационно-методического и информационно-аналитического обеспечения процессов создания, внедрения, функционирования и сертификации систем Государственного и хозяйственного управления качеством, обеспечения их совместимости и взаимодействия целесообразно образовать систему органов управления (штабов при руководителе предприятия, или органах власти) из ведущих специалистов по качеству, энерго- и ресурсосбережению, призванных с участием ЦСМС обеспечить:
2.1. На уровне предприятия - единое общесистемное организационно-методическое руководство разработкой и реализацией программ и проектов создания и производства продукции; построение и обеспечение функционирования систем обеспечения и управления качеством.
2.2. На уровне отраслей - маркетинговые исследования, выбор приоритетных направлений развития отраслей, участие в формировании и конкурсном отборе федеральных и региональных инвестиционных программ и проектов.
2.3. На уровне органов государственной власти и местного самоуправления - решение задач занятости населения и создания благоприятных условий реализации программ предприятий, расположенных на данной территории.
3. Основы построения систем инфраструктуры государственного
и хозяйственного управления качеством продукции,
энерго- и ресурсосбережением
Эффективность созданных систем обеспечения, государственного и хозяйственного управления качеством продукции, энерго- и ресурсосбережением зависит от целевой направленности проводимых экономических реформ, заинтересованности предприятия во внедрении таких систем и наличии инфраструктуры, обеспечивающей разработку, внедрение, сертификацию и функционирование этих систем, опережающую подготовку и переподготовку необходимых кадров.
При целевой направленности экономических реформ на обеспечение занятости населения в эффективном производстве конкурентоспособной продукции, энерго- и ресурсосбережении необходимо разработать и реализовать в регионах законодательные и нормативные документы, создающие условия, при которых предприятия заинтересованы во внедрении систем обеспечения и управления качеством продукции, энерго- и ресурсосбережением, позволяющим:
Увеличить номенклатуру, ассортимент, количество и качество производимой ими продукции при минимальных затратах времени и средств.
Участвовать в конкурсах на выполнение госзаказов, инвестиционных программ и проектов.
Получать льготы при кредитовании, инвестировании, налогообложении, ценообразовании, размещении производительных сил и т. п.
Обеспечить условия участия предприятий в конкурсном отборе на получение престижных региональных, государственных и международных премий по качеству.
Создать эффективную рекламу продукции предприятий.
С целью экономии времени и средств на создание, внедрение, сертификацию, регистрацию и обеспечение функционирования этих систем, исключения параллелизма в работе, обеспечения взаимодействия и согласованности органов государственного и хозяйственного управления, установления баланса и защиты интересов потребителей, производителей и государства необходимо на основе интеграции действующих органов, предприятий, организаций, специалистов создать инфраструктуру - большую систему взаимосвязанных и взаимодействующих систем:
3.1. Маркетинговых исследований, обоснования и выбора приоритетных направлений развития производства продукции региона, ее территорий, отраслей.
3.2. Разработки и реализации законодательных актов по вопросам обеспечения, государственного и хозяйственного управления качеством продукции, энерго- и ресурсосбережения, экологической безопасности.
3.3. Организационно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения процессов разработки, внедрения, сертификации, регистрации, функционирования систем обеспечения и управления качеством продукции, энерго- и ресурсосбережения, проведения конкурсов соискателей региональных, государственных и международных премий по качеству.
3.4.Информационно-аналитического обеспечения функционирования систем управления качеством продукции, энерго- и ресурсосбережения, (маркетинговых исследований, системного проектирования, освоения и серийного производства, реализации и использования продукции по назначению).
3.5.Лицензирования деятельности и сертификации продукции.
3.6.Энерго- и ресурсосбережения, сертификации энергопотребляющей продукции и энергоресурсов.
3.7.Подготовки и переподготовки кадров по вопросам обеспечения и управления качеством продукции, обеспечения ее конкурентоспособности, энерго- и ресурсосбережения, экологической безопасности (госслужащих, управляющих предприятиями и организаторов производства, ведущих специалистов, рабочих , студентов, учащихся ).
Создание и обеспечение функционирования (курирование) названных систем должно быть поручено органам государственной власти, на которые, в соответствии с Конституцией России, федеральными и областными законодательными и нормативными актами, возложены обязанности ведения соответствующих систем.
Ответственность за курирование систем 3.1 и 3.7 следует возложить на администрацию области, 3.2- на областную Думу, 3.3, 3.5, 3.6, Центр стандартизации, метрологии и сертификации, 3.4 - Воронежский областной комитет государственной статистики (облкомстат).
Система маркетинговых исследований призвана обеспечить:
Обоснование приоритетных направлений развития экономики и производства жизненно необходимой и конкурентоспособной продукции региона, его территорий, отраслей, требований по объему производства и показателям качества этой продукции.
Проведение конкурсов по выбору лучших вариантов проектов, разработчиков и производителей жизненно необходимой продукции; оформление договоров на создание, производство и реализацию этой продукции.
Участие региона в формировании Федеральных инвестиционных программ и проектов, в выработке "стратегии прорыва".
Система разработки и реализации законодательных и нормативных актов призвана обеспечить:
Разработку концепции и программы обеспечения занятости населения в производстве жизненно необходимой (для безопасности и формирования госзаказа) и конкурентоспособной (для устойчивого развития) продукции региона.
Участие региона в разработке, согласовании федеральных законодательных и нормативных документов по вопросам качества продукции, энерго- и ресурсосбережения, природопользования, механизма их выполнения.
Разграничение предметов ведения, полномочий, функций, прав, ответственности участников процессов разработки и реализации инвестиционных программ и проектов по созданию и производству жизненно необходимой и конкурентоспособной продукции, энерго- и ресурсосбережению.
Организацию и формирование опережающей подготовки и переподготовки кадров (госслужащих, управляющих предприятиями, организаторов производства, ведущих специалистов, рабочих, студентов, учащихся) для решения задач создания, производства и реализации конкурентоспособной продукции, энерго- и ресурсосбережения и природопользования.
Формирование бюджета и льгот для решения задач создания, производства и реализации жизненно необходимой и конкурентоспособной продукции, энерго- и ресурсосбережения, рационального природопользования.
Система информационно-аналитического обеспечения призвана:
Создать головной (по региону), базовые (по отраслям и территориям) и опорные (по видам продукции) центры информационно-аналитического обеспечения процессов маркетинговых исследований, системного проектирования, обеспечения функционирования систем управления качеством, энерго- и ресурсосбережения.
Организовать разработку и внедрение взаимосогласованных программ для решения задач головного, базовых и опорных центров и предприятий и обеспечить сбор, обработку, анализ необходимой информации.
Система лицензирования деятельности и сертификации продукции призвана обеспечить:
Разработку, взаимное согласование (в т.ч. с другими регионами) и внедрение законодательных, нормативных и методических документов по вопросам лицензирования и сертификации.
Создание систем взаимосвязанных базовых (по отраслям и территориям) и опорных (по видам продукции) органов лицензирования и сертификации.
Инспекторский контроль и государственный надзор за соблюдением требований законодательных и нормативных документов по вопросам лицензирования и сертификации.
Информирование населения, общественных организаций и органов
власти о результатах сертификации продукции
Организационно-методическая система призвана обеспечить:
Создание Концепции общесистемной критериальной, организационной, учебно-методической, информационно-аналитической основы создания, внедрения, регистрации (сертификации), функционирования систем обеспечения, государственного и хозяйственного управления качеством продукции, энерго- и ресурсосбережением, разработки программ подготовки и переподготовки кадров.
Разработчиков систем и учебных Центров необходимыми законодательными, нормативными, методическими материалами по вопросам обеспечения и управления качеством, сертификации продукции, энерго- и ресурсосбережения, природопользования.
Содействие во внедрении, регистрации (сертификации) систем обеспечения и управления качеством продукции, подготовке материалов для участия в конкурсе соискателей премий по качеству.
Участие специалистов по вопросам качества продукции, энерго- и ресурсосбережения в подготовке и переподготовке кадров.
Организацию и обеспечение взаимодействия головных (ЦСМС), базовых (по отраслям и территориям) и опорных (по видам продукции) организаций, ответственных за разработку, внедрение, регистрацию (сертификацию) и функционирование соответствующих систем обеспечения, государственного и хозяйственного управления качеством продукции, энерго- и ресурсосбережения, проведение инспекторского контроля и государственного надзора.
Система энерго- и ресурсосбережения призвана обеспечить решение задач:
Установления требований к показателям энерго- и ресурсосбережения, энерго- и ресурсосберегающей продукции.
Создания системы лицензирования производства, ремонта, поверки и сертификации средств измерения и учета энергии.
Организации работ по энерго- и ресурсосбережению на предприятиях.
Стимулирования процессов энерго- и ресурсосбережения.
Разработки программ обучения населения, подготовки и переподготовки кадров по вопросам энерго- и ресурсосбережения.
Обобщения и распространения передового опыта энерго- и ресурсосбережения.
Участия в подготовке и переподготовке кадров.
Система опережающей подготовки, переподготовки кадров на базе действующих учебных заведений призвана:
Создать систему подготовки и переподготовки кадров (населения, учащихся, студентов, рабочих, ведущих специалистов, организаторов производства, управляющих предприятиями, госслужащих) по вопросам обеспечения и управления качеством продукции, энерго- и ресурсосбережения и природопользования (экономической безопасности).
Организовать разработку и взаимное согласование программ подготовки и переподготовки кадров.
Организовать подготовку, переподготовку, стажировку и аттестацию преподавателей.
В каждой системе инфраструктуры следует образовать координационные советы (КС) и научно-технические советы (НТС), призванные готовить для КС обоснованные проекты решения по вопросам качества, энерго- и ресурсосбережения.
С целью обеспечения взаимодействия и согласованности руководители НТС и КС, опорных и базовых систем (центров) должны входить в соответствующие советы вышестоящего уровня.
Кураторы систем и руководители головных НТС и КС должны образовать соответствующие советы инфраструктуры в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.