Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 138. Подсчет голосов участников референдума на участке референдума
1. Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно. При подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса, и лица, указанные в пункте 3 статьи 119 настоящего Кодекса.
2. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии референдума объявляет, что получить бюллетени референдума и проголосовать могут только участники референдума, уже находящиеся в помещении для голосования. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов, который проводится непосредственно членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса без перерыва до определения итогов голосования.
3. После окончания голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени референдума, а затем оглашают и заносят в строку 3 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней и числа бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования. После этого члены участковой комиссии референдума оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений и заносят его в строку 16 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Открепительные удостоверения, погашенные в соответствии с пунктом 5 статьи 135 настоящего Кодекса, подсчитываются, их число оглашается и заносится в строку 17 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. С погашенными бюллетенями референдума, с открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться члены комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:
а) число участников референдума, включенных в список (без учета участников референдума, которым выданы открепительные удостоверения);
б) число бюллетеней референдума, выданных участникам референдума на участке референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
в) число бюллетеней референдума, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
г) число открепительных удостоверений, выданных участникам референдума;
д) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума.
5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается членом комиссии референдума с правом решающего голоса, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии референдума и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка участников референдума председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой комиссии референдума. После этого со списком участников референдума вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 119 настоящего Кодекса.
6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы:
а) число участников референдума, включенных в список участников референдума на момент окончания голосования;
б) число бюллетеней референдума, полученных участковой комиссией референдума.
7. Оглашаются и заносятся в строки 13, 14 и 15 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы следующие данные:
а) число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией референдума;
б) число открепительных удостоверений, выданных участникам референдума;
в) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума.
8. Затем в строки 4 и 5 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы заносятся следующие данные:
а) число бюллетеней референдума, выданных участникам референдума на участке референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
б) число бюллетеней референдума, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума).
9. После этого председателем или секретарем комиссии референдума обеспечивается хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи.
10. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии, комиссии референдума для всех присутствующих при подсчете. Членам комиссии референдума, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии референдума запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.
11. При непосредственном подсчете голосов участковая комиссии референдума отделяет бюллетени референдума неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
12. В первую очередь производится подсчет бюллетеней референдума, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление количества участников референдума, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на них, в чем председатель участковой комиссии референдума предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются бюллетени референдума неустановленной формы. Суммарное число бюллетеней установленной формы, извлеченных из всех переносных ящиков для голосования, оглашается и заносится в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования бюллетеней референдума установленной формы превышает число заявлений участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня референдума, все бюллетени по данному референдуму, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии референдума признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии референдума, проводивших голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы и не учитывается при непосредственном подсчете голосов.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. В первую очередь отделяются бюллетени неустановленной формы, которые не учитываются при подсчете. Число бюллетеней референдума, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, оглашается и заносится в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Число участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется как сумма числа бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, и числа бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования. Указанное число оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
14. Члены комиссии референдума с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки бюллетени референдума - по голосам, поданным за или против вопроса, вынесенного на референдум, недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней референдума члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене референдума отметки участника референдума и представляют бюллетень для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
15. В случае одновременного голосования на нескольких выборах (выборах и референдумах) бюллетени подсчитываются и сортируются в соответствии с пунктами 13, 14 настоящей статьи с соблюдением следующей очередности:
избирательные бюллетени по выборам федеральных органов государственной власти;
бюллетени для голосования на областном референдуме;
бюллетени для голосования на местном референдуме;
избирательные бюллетени по выборам органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
16. После сортировки бюллетеней референдума производится подсчет голосов участников референдума по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена участковой комиссии референдума с правом решающего голоса подсчитывают бюллетени референдума - по позициям "Да" и "Нет". Полученные данные после оглашения заносятся в строку 18 и последующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
17. Недействительные бюллетени референдума подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных бюллетеней референдума, включая бюллетени, признанные недействительными на основании пункта 12 настоящей статьи, оглашается и заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, при этом в строку 12 протокола и его увеличенной формы вносится число недействительных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций. Недействительными считаются бюллетени референдума, по которым невозможно установить волеизъявление участника референдума, в частности, такие, в которых знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая комиссии референдума решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии.
18. Затем члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса суммируют данные строки 18 и последующих строк протокола об итогах голосования, оглашают число действительных бюллетеней референдума и заносят его в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
19. С рассортированными бюллетенями референдума вправе визуально ознакомиться члены комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
20. После подсчета бюллетеней референдума производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования. Проверяются следующие соотношения (цифрами обозначены числа в строках протокола об итогах голосования с соответствующими номерами):
1 больше или равно 4+5
2 равно 3+4+5
8 равно 9+10
9 равно 18+все последующие строки протокола.
В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия референдума принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, включая дополнительный подсчет бюллетеней. В случае, если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления.
21. После завершения подсчета бюллетени референдума упаковываются в отдельные пачки - по позициям "Да" и "Нет". В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные бюллетени. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней бюллетеней референдума и одна из отметок: "Недействительные бюллетени", "Погашенные бюллетени", "Да", "Нет". Сложенные таким образом бюллетени референдума упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер участка референдума, наименование референдума, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии референдума или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса.
22. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
23. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
24. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение. Об этом в протоколе делается соответствующая запись.
25. По требованию члена участковой комиссии референдума, лиц, указанных в пункте 3 статьи 119 настоящего Кодекса, участковая комиссии референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам копии протокола об итогах голосования, а также заверить их.
26. Первый экземпляр протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и после выдачи либо заверения копий протокола об итогах голосования всем присутствующим при подсчете голосов и потребовавшим выдать либо заверить указанные копии лицам из числа лиц, указанных в пункте 3 статьи 119 настоящего Кодекса, незамедлительно направляется в вышестоящую (территориальную) комиссии референдума и возврату в участковую комиссию референдума не подлежит. К первому экземпляру протокола приобщаются: поданные на отдельных листах особые мнения членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и поступившие в комиссии референдума жалобы (заявления), а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии референдума и составленные комиссией акты и реестры. Заверенные копии решений участковой комиссии референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола.
27. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной настоящим Кодексом документацией, включая опечатанные бюллетени референдума и списки членов участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса, лиц, указанных в пункте 3 статьи 119 настоящего Кодекса, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также печать участковой комиссии референдума помещаются секретарем участковой комиссии референдума в опечатанном виде в охраняемое помещение до окончания работы комиссии. Документы, включая бюллетени референдума, передаются в вышестоящую комиссию референдума не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов референдума.
28. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией референдума.
29. При наличии необходимого оборудования в соответствии с решением Избирательной комиссии Воронежской области об использовании технических средств подсчета голосов (в том числе сканера бюллетеней) комиссии референдума, избирательные комиссии муниципальных образований определяют участки референдума, на которых будут применяться указанные технические средства. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на участке референдума, за исключением данных об общем числе проголосовавших участников референдума.
30. В соответствии с решением Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования данные протокола об итогах голосования могут передаваться по техническим каналам связи в электронном виде в вышестоящую комиссию референдума как предварительная, не имеющая юридической силы информация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.