Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
о контроле качества
медицинской помощи в системе
обязательного
медицинского страхования населения
Воронежской области
Требования
к условиям предоставления медицинской помощи
застрахованным по договорам обязательного
медицинского страхования Воронежской области.
Лечебно-профилактическое учреждение, работающее в системе обязательного медицинского страхования обязано:
- вести учет финансовых операций на отдельных счетах по средствам обязательного медицинского страхования в порядке, установленном действующим законодательством, положениями министерства финансов РФ, Федерального и Воронежского фондов обязательного медицинского страхования;
- вести статистический учет деятельности в соответствии с инструкцией по составлению государственного статистического отчета о деятельности лечебно-профилактического учреждения, фукционирующего в системе медицинского страхования (отчетная форма N 52, утверждена постановлением Госкомстата России от 06.06.94 г. N 59).
Амбулаторно-поликлинические учреждения.
Требования к месту оказания медицинской помощи ( в поликлинике, на дому).
При оказании медицинской помощи и услуг в медицинском учреждении предусматривается:
- время ожидания приема - не более 20-ти минут от времени, назначенного пациенту и указанного в талоне, либо в другом документе (амбулаторной карте, консультативном заключении, направлении и др.). Исключение из этого правила допускается только в случаях, отвлекающих врача от его плановых обязанностей (оказание экстренной помощи другому пациенту по срочному вызову или жизненным показаниям, о чем пациенты, ожидающие приема, должны быть проинформированы персоналом медицинского учреждения;
- совпадение времени приема врача с временем работы основных кабинетов и служб медицинского учреждения, обеспечивающих консультации, исследования, процедуры;
- предварительная запись, самозапись больных на амбулаторный прием, выдача повторных талонов на прием к врачу, порядок вызова врача на дом(с указанием телефонов, по которым регистрируются вызовы на дом),удобный режим работы регистратуры в соответствии с внутренними правилами работы медицинского учреждения;
- амбулаторная карта застрахованного хранится в регистратуре медицинского учреждения. Работники регистратуры обеспечивают доставку амбулаторной карты к месту назначения при необходимости ее использования и несут ответственность за сохранность амбулаторных карт пациентов, прикрепленных к медицинскому учреждению;
- медицинскому учреждению вменяется обязанность обеспечивать преемственность оказания медицинской помощи гражданам в выходные и праздничные дни в период отсутствия участковых специалистов (отпуска, командировки, болезни и по другим причинам), а также в нерабочие для участковых специалистов часы при возникновении необходимости оказания экстренной и неотложной помощи гражданам.
При оказании медицинской помощи и услуг на дому пациента предусматривается:
- время ожидания медицинского работника (врача, медицинской сестры, фельдшера) не превышает 7 часов с момента регистрации вызова. Показания для оказания медицинской помощи на дому:
- острые и внезапные ухудшения в состоянии здоровья (температура от 38 и выше, боли в сердце, нарушения сердечного ритма, боли в животе, кровотечения, иные состояния, заболевания, травмы, требующие экстренной помощи и консультации врача). Исключением из этого правила являются легкие травмы и ушибы конечностей с остановленным кровотечением и не мешающие передвижению пациента, травмы пальцев рук (в том числе с отрывом фаланг) после оказания первой медицинской помощи;
- состояния, угрожающие окружающим(наличие контакта с инфекционными больными, появление сыпи на теле без причин), инфекционные заболевания до окончания минимального срока инкубационного периода ;
- наличие показаний для соблюдения домашнего режима, рекомендованного лечащим врачом при установленном заболевании (вызов врача на дом после выписки из стационара, по рекомендации консультанта или в иных случаях - при наличии документа, либо по договоренности с лечащим врачом);
- тяжелые хронические заболевания или невозможность передвижения пациента;
- патронаж хронических, диспансерных больных и инвалидов по инициативе врача (фельдшера, медицинской сестры);
- организация профилактических и привентивных мероприятий по инициативе медицинских работников(врача, фельдшера, медсестры).
Оказание медицинской помощи пациенту в амбулаторных условиях и на дому включает:
- сбор анамнеза;
- осмотр пациента;
- необходимое инструментальное, лабораторное обследование;
- постановку предварительного диагноза, составление плана диагностики и амбулаторного лечения;
- оформление медицинской документации в соответствии с установленными требованиями;
Амбулаторная карта пациента должна содержать: - полностью заполненную паспортную часть; - лист уточненных диагнозов; - четко оформленные записи об амбулаторных посещениях:патронаже, активных посещениях; - лечебные назначения; - результаты дополнительного обследования и консультации - для диспансерных больных; - годичные эпикризы; выписки из истории болезни (в случае госпитализации). В амбулаторной карте соответствующим образом (даты, подписи) должны быть оформлены записи о прививках,о выдаче листка нетрудоспособности; - о решении ВКК, о направлении на ВТЭК, - о направлении на госпитализацию; - о направлении на санаторно-курортное лечение; - о выписке льготного рецепта. Все записи лечащего врача должны быть им подписаны и содержать отметку о времени осмотра пациента;
- предоставление пациенту необходимой информации о состоянии его здоровья и разъяснения порядка проведения лечебно-диагностических и превентивных мероприятий до момента возможной компенсации уровня здоровья;
- организацию соответствующих лечебно-диагностических, превентивных мероприятий и содействие их своевременному осуществлению.
Содержание медицинской помощи, оказываемой застрахованным
в амбулаторных условиях на дому.
Медицинский персонал:
- в полном объеме обеспечивает экстренные и неотложные мероприятия средствами, предусмотренными медицинскими стандартами (включая лекарственное обеспечение и экстренную диагностику);
- сопровождает пациента на следующий этап оказания медицинской помощи в случае наличия непосредственной угрозы жизни;
- обеспечивает в полном объеме противоэпидемические и карантинные мероприятия;
- обеспечивает пациента необходимой информацией по лечебноохранительному режиму, порядку лечения и диагностики, порядку приобретения лекарств, а также представляет пациенту необходимые документы, обеспечивающие возможность лечения амбулаторно или на дому (рецепты, справки или больничный лист, направление на лечебно-диагностические процедуры и т.д.);
- оказывает медицинскую помощь и консультативные услуги в соответствии с установленными санитаро-гигиеническими требованиями.
Консультация застрахованных
в системе ОМС.
Консультация врачей-специалистов диагностических и лечебных служб обеспечивается по инициативе врача- участкового, специалиста, который выдает пациенту направление на консультацию. В экстренных случаях допускаются консультации по инициативе пациента. Показанием для консультации является наличие проблемы пациента, которую не может решать врач-участковый,специалист в силу недостаточной квалификации, отсутствия необходимого оборудования и материального обеспечения, отсутствия требуемого вида медицинской помощи и услуг в программе ОМС, безусловной необходимости специализированной, либо высококвалифицированной медицинской помощи, неясности и сложности текущего лечебно-диагностического процесса, иных, сложившихся в конкретной ситуации условий. При этом врач - участковый,специалист обязан обеспечить своевременность консультации пациента.
Консультации врачей-специалистов представляются застрахованным по ОМС по всем врачебным специальностям, финансируемым из системы ОМС и из средств государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Правила консультации застрахованных по ОМС.
Правила консультации пациентов утверждаются руководителем медицинского учреждения и включают:
- перечень врачей -специалистов, обеспечивающих консультации по договору ОМС, содержащий фамилии врачей-специалистов, профиль их деятельности, лицензированные виды медицинской помощи и услуг;
- порядок направления на консультацию;
- сроки ожидания консультации с момента направления к консультанту;
- условия записи на прием к консультанту (по телефону, самозапись, предварительная беседа с врачом, личная явка с направлением, иные условия);
- место работы консультанта;
- особые условия (порядок расчетов медицинского учреждения с консультантом по договору ОМС, иные условия деятельности консультанта и по требованию пациента, отразив мотивы и требования в амбулаторной карте больного.
Требование к консультации.
Консультация предполагает наличие ясного ответа на поставленные перед консультантом вопросы. Для выполнения этой задачи консультант:
- требует от лечащего врача необходимые ему дополнительные сведения и документы;
- организует или проводит необходимые лечебно-диагностические процедуры и исследования для установления диагноза;
- информирует пациента о дальнейшем плане лечебно-диагностических мероприятий и порядке его осуществления;
- оформляет медицинскую документацию в соответствии с установленными требованиями;
- - информирует лечашего врача о дальнейшей судьбе и тактике ведения пациента.
Условия госпитализации застрахованных.
Госпитализация застрахованных обеспечивается в оптимальные сроки врачом-участковым, специалистом или иным медицинским работником при наличии показаний для госпитализации.
Экстренная госпитализация (по экстренным показаниям) обеспечивается в дежурные стационары по установленным правилам, с организацией, при необходимости, транспортировки больного в сроки не более 3 часов с момента определения показаний к госпитализации.
Плановая госпитализация обеспечивается в соответствии с установленными правилами и условиями договора ОМС с конкретным стационаром, после проведения необходимого минимума диагностических исследований, конкретизации диагноза, формулировки плана лечения и ожидаемых результатов.
Общими показаниями для госпитализации являются :
- наличие абсолютных показаний для экстренной госпитализации;
- наличие относительных показаний для экстренной госпитализации при отсутствии возможностей обеспечить эффективное динамическое наблюдение пациента;
- неясные и труднокурабельные случаи при отсутствии возможности обеспечить квалифицированную консультацию и лечение, в том числе:состояние с отсутствием эффекта от проводимых лечебно-диагностических мероприятий , лихорадка в течении 5 дней, длительный субфебрилитет неясной этиологии, иные состояния , требующие дополнительного обследования, если установить причину в амбулаторных условиях невозможно;
- отсутствие лицензии на конкретный вид медицинской помощи и услуг;
- наличие абсолютных показаний для плановой госпитализации;
- наличие относительных показаний для плановой госпитализации в сочетании с невозможностью обеспечить необходимые обследования и лечение по социальным условиям в амбулаторных условиях, необходимостью подключения специализированных видов медицинской помощи и услуг (в том числе оперативного лечения и реабилитации);
- необходимость проведения различных видов экспертиз или стационарного обследования при невозможности провести их в амбулаторных условиях, в том числе: врачебно-трудовая экспертиза, обследование по направлениям военкомата, суда, иные обследования или экспертные оценки, требующие динамического наблюдения и комплексного обследования.
При направлении больного на стационарное лечение обеспечивается :
- очный осмотр пациента лечащим врачом;
- оформление документации по установленным требованиям ( запись в амбулаторной карте, напрвление на госпитализацию);
- направление в стационар результатов предварительного обследования (результаты анализов и иных исследований, рентгеновские снимки, выписки из амбулаторной карты и иная документация, позволяющая ориентироваться в состоянии пациента);
- комплекс мер по оказанию экстренной помощи, организация противоэпидемических и иных мероприятий на этапах оказания медицинской помощи пациенту;
- обеспечение больного санитарным транспортом и организация транспортировки больного;
- сопровождение больного на последующий этап оказания медицинской помощи при необходимости (с участием родственников, медицинского персонала или доверенных лиц);
- при наличии относительных показаний к экстренной госпитализации, транспортировка больного в приемное отделение обеспечивается в срок не более 24 часов с момента определения показаний к госпитализации;
- при определении абсолютных показаний к плановой госпитализации необходимое амбулаторное обследование проводится в срок не более 3 дней;
- при определении относительных показаний для плановой госпитализации необходимое амбулаторное обследование проводится в сроки удобные для больного. Время госпитализации согласовывается с пациентом.
Правила госпитализации.
Наличие правил госпитализации проверяется Страховщиком при заключении договоров ОМС со стационарами. Правила госпитализации должны быть доступны пациенту и предъявляться ему по первому требованию в СМО или стационаре.
Правила госпитализации включают:
- условия и порядок направления на госпитализацию;
- показания к госпитализации;
- обязанности медицинского учреждения;
- права и обязанности лечащего врача (иного медработника);
- права и обязанности пациента, опекуна, ближайших родственников;
- права и обязанности Страховщика;
- перечень медицинских услуг по стационарному виду медицинской помощи, лицензируемых на территории, с указанием наименования и адреса стационара;
- особые условия оказания стационарной помощи по договорам ОМС (порядок оплаты медицинских услуг, гарантии качества и другие условия);
- условия размещения госпитализированных в палатах (число мест в палате, площадь на одного госпитализированного, наличие санузлов и т.д.);
- условия преемственности.
История болезни стационарного больного должна содержать:
- полностью заполненную паспортную часть (с отметкой о месте работы, учебы, номера страхового медицинского полиса);
- время поступления в приемное отделение ЛПУ и под наблюдением лечащего врача;
- диагноз направившего учреждения (его обоснование, перечень проведенных лечебных мероприятий, проведенных прививок);
- жалобы больного;
- анамнез;
- данные обьективного обследования;
- оценку тяжести состояния больного при поступлении;
- обоснование предварительного диагноза (диагнозов), тактики ведения (наблюдения)больного.
- обоснование клинического диагноза (по результатам дополнительного обследования), формулировка диагноза должна соответствовать принятой диагностической классификации (МКБ);
- осложнения и сопутствующие состояния;
- отметки о введении противостолбнячной сыворотки, группе крови, резус- факторе, обследовании на ВИЧ, RW и другие отметки в соответствии с требованиями органов здравоохранения и анэипднадзора (на титульном листе истории болезни - отметка о непереносимость лекарственных средств);
- дневник ведения больного (при плановом ведении больного не реже 1 раза в 2 дня, при динамическом наблюдении - 2-4 раза в сутки, при интенсивном наблюдении - каждые 2 часа);
- лист назначения с отметками о выполнении;
- температурный лист;
- результаты дополнительного обследования ( лабораторного, рентгенологического, функционально-диагностического и т. д.) в соответствии с листом назначения;
- этапные эпикризы - не реже 1 раза в 10 дней, а также при превышении контрольных сроков пребывания (обоснование необходимости задержки пациента, осмотр зав.отделением, 1 раз в неделю);
- выписной эпикриз с описанием итогового состояния больного, оценкой результата (исхода) и рекомендациями.
В соответствующих случаях должны быть:
- предоперационный эпикриз с обоснованием показаний к операции;
- протокол операции;
- наркозный лист, запись анестезиолога;
- реанимационная карта;
- протокол патологоанатомического исследования и патологоанатомический диагноз.
Соответствующим образом (фамилии, даты, подписи) должны быть оформлены записи:
- о проведенных трансфузиях;
- о введении наркотических препаратов;
- о выдаче листка нетрудоспособности;
- об отказе больного от лечебно-диагностических процедур, операций, нарушении режима;
- о решении консилиума ит.д.;
- о дополнительном питании.
Все записи лечащего врача должны быть им подписаны и содержать отметку о времени осмотра пациента. История болезни должна быть проверена и подписана зав.отделением.
Требования, предъявляемые к пациенту при получении им
медицинской помощи в условиях ОМС.
Для получения в лечебном учреждении адекватного уровня качества медицинской помощи, пациент обязан:
- сохранять и укреплять свое здороье доступными и зависящими от него способами, руководствуясь рекомендациями врача;
- соблюдать назначенный врачом режим амбулаторного лечения (включая режим приема медикаментов), лечебно-охранительный режим в стационаре. Пациент гарантирует безусловное исполнение врачебных рекомендаций, выполнение назначенных врачом диагностических и лечебных процедур в установленном врачом сроки и в рекомендованном объеме;
- соблюдать правила поведения в медицинском учреждении, этику взаимоотношений с медицинским персоналом;
Взаимоотношения пациента с лечащим врачом строятся на основе взаимного доверия и безусловных гарантий прав пациента, установленных "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Исходя из этого пациент:
- сообщает врачу достоверные данные о своих ощущениях, симптомах заболевания, динамике состояния своего здоровья и иные сведения, необходимые врачу для оценки состояния пациента;
- не скрывает от лечащего врача сведения, способные повлиять на процесс диагностики, лечения и тактики врачебного наблюдения;
- своевременно оповещает врача о необходимости оказания медицинской помощи;
- не требует от врача проведения лечебно-диагностических мероприятий без достаточных показаний.
При невыполнении застрахованным перечисленных обязанностей качество и объем медицинской помощи не гарантируется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.