Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
об областном регистре нормативных правовых актов органов местного
самоуправления муниципальных образований Воронежской области
(утв. постановлением Администрации Воронежской области
от 1 декабря 2005 г. N 1139)
I. Общие положения
1.1. Настоящим положением определяются цели создания, статус, состав, порядок формирования и использования областного регистра нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области (далее - регистр муниципальных правовых актов).
1.2. Регистр муниципальных правовых актов является областным государственным информационным ресурсом.
1.3. Регистр муниципальных правовых актов ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов муниципальных образований Воронежской области действующему законодательству Российской Федерации и Воронежской области, конституционного права граждан Российской Федерации на получение достоверной информации о муниципальных нормативных правовых актах и создания условий для получения информации об указанных актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
1.4. Принципами ведения регистра муниципальных правовых актов являются достоверность, общедоступность и открытость содержащейся в нем информации.
1.5. Регистр муниципальных правовых актов ведется на русском языке в электронном виде (на машиночитаемых магнитных носителях) и документальном виде (на бумажных носителях).
1.6. В регистр муниципальных правовых актов включаются решения, принятые на местном референдуме, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, нормативные правовые акты глав муниципальных образований (других выборных должностных лиц местного самоуправления), нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.
1.7. В регистр включаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые после 1 января 2006 года. В целях обеспечения целостности данных регистра правовым управлением администрации области могут быть запрошены нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые до указанной даты.
II. Система муниципального регистра
2.1. Систему регистра муниципальных правовых актов составляют:
- решения, принятые на местном референдуме;
- уставы муниципальных образований;
- нормативные правовые акты, вносящие изменения и дополнения в уставы муниципальных образований;
- нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования;
- нормативные правовые акты главы муниципального образования (других выборных должностных лиц местного самоуправления);
- акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, если они носят нормативный характер;
- муниципальные акты, изменяющие (дополняющие) муниципальный акт в целом (новая редакция) или его часть;
- акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия муниципального акта, признании недействующим;
- акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного муниципального акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов муниципального акта;
- акты, вносящие в правовой акт изменения ненормативного характера (например, изменяющие поименный состав комиссии или органа).
III. Структура регистра муниципальных правовых актов
3.1. В регистр муниципальных правовых актов включаются:
- реквизиты нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок);
- сведения об источниках официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований;
- тексты нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований;
- дополнительные сведения.
3.2. Дополнительными сведениями регистра муниципальных правовых актов являются:
- заключения правового управления администрации области на нормативные правовые акты муниципальных образований;
- решения Уставного суда Воронежской области по делам о проверке соответствия нормативных правовых актов муниципальных образований Уставу (Основному Закону) Воронежской области, а также о толковании Устава (Основного Закона) Воронежской области;
- решения судов общей юрисдикции по делам об оспаривании нормативных правовых актов муниципальных образований, рассмотренным ими в качестве суда первой инстанции, а также судебные постановления, вынесенные по кассационным и надзорным жалобам на эти решения независимо от результата рассмотрения жалоб;
- решения и постановления арбитражных судов;
- информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении нормативных правовых актов муниципальных образований (протесты и представления, заявления в суд);
- письма, ответы, иная информация прокуратуры, иных органов государственной власти.
IV. Взаимодействие правового управления Администрации Воронежской
области и органов местного самоуправления Воронежской области
4.1. Органы местного самоуправления обеспечивают:
- полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в регистр муниципальных правовых актов;
- направление в правовое управление администрации Воронежской области копий нормативных правовых актов муниципальных образований Воронежской области в 7-дневный срок со дня официального опубликования, сведений об изданиях, в которых опубликованы указанные акты, а также дополнительных сведений, подлежащих включению в регистр (решения и постановления судов, информация о мерах прокурорского реагирования);
- предоставление нормативных правовых актов муниципальных образований Воронежской области в электронном виде.
4.2. В случае выявленного несоответствия нормативных правовых актов муниципальных образований Воронежской области правовое управление администрации области обеспечивает направление своих заключений соответствующим органам местного самоуправления с предложением о приведении нормативных правовых актов муниципальных образований в соответствие с действующим федеральным и (или) областным законодательством.
V. Организация ведения регистра муниципальных правовых актов
5.1. Ведение регистра муниципальных правовых актов включает в себя:
- юридическую обработку нормативного правового акта муниципального образования и присвоение ему регистрационного номера;
- формирование текста нормативного правового акта муниципального образования в электронном виде;
- формирование реквизитов нормативного правового акта муниципального образования и заполнение полей карточек документа;
- формирование дела нормативного правового акта муниципального образования;
- обработку дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде;
- поддержание базы данных муниципального регистра в актуальном состоянии;
5.2. Основой регистра муниципальных правовых актов в документальном виде является архивный фонд.
Архивный фонд составляют дела (папки) муниципальных актов. Дело муниципального акта состоит из правового акта, включенного в регистр муниципальных правовых актов, и дополнительных сведений к нему.
Акт, изменяющий, дополняющий, отменяющий другой муниципальный акт, признающий утратившим силу муниципальный акт или приостанавливающий его действие, а также дополнительные сведения к нему подшиваются в дело соответственно измененного, отмененного, признанного утратившим силу или приостановленного муниципального акта. При этом отдельное дело на муниципальный акт, изменяющий (дополняющий), отменяющий (признающий утратившим силу) и (или) приостанавливающий действие основного (первоначального) акта, не заводится.
На корешке и титульном листе дела муниципального акта указываются регистрационный номер акта, а также регистрационные номера всех муниципальных актов, вносящих изменения (дополнения), приостанавливающих и (или) отменяющих (признающих утратившим силу) его действие.
Дела хранятся по годам в порядке возрастания регистрационных номеров муниципальных актов.
VI. Правовая экспертиза муниципальных правовых актов
6.1. Правовая экспертиза муниципальных правовых актов осуществляется в целях обеспечения их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам органов государственной власти Российской Федерации, а также Уставу Воронежской области, законам и иным правовым актам Воронежской области.
6.2. Правовая экспертиза проводится в срок до 20 дней с момента поступления муниципального акта. При необходимости этот срок может быть продлен руководителем правового управления.
6.3. Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Воронежской области, а также порядка принятия и опубликования.
6.4. Не проводится юридическая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу актов.
6.5. Повторная юридическая экспертиза проводится в следующих случаях:
- если принят федеральный закон или иной акт федерального законодательства по вопросу, регулируемому муниципальным актом;
- если принят закон или иной нормативный правовой акт Воронежской области по вопросу, регулируемому муниципальным актом;
- если в экспертном заключении содержится ошибочное положение или отсутствует указание на имеющееся в муниципальном акте противоречие законодательству.
6.6. При поступлении акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый акт, проводится юридическая экспертиза измененного (дополненного) акта и составляется экспертное заключение на измененный (дополненный) акт. Если акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый акт, устанавливает также новые нормы или вносит изменения (дополнения) в большое количество актов, возможно составление экспертного заключения на акт о внесении изменений (дополнений).
6.7. При проведении юридической экспертизы акта, признающего утратившим силу другого акта, оценивается компетенция органа, его принявшего, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены акта.
6.8. При проведении правовой экспертизы устанавливается следующее:
- во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (иным нормативным правовым актом органов государственной власти Российской Федерации), законом или иным актом Воронежской области принят муниципальный акт;
- соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и законодательстве Воронежской области, а также в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающих соответствующие правоотношения, и иных органов судебной власти Российской Федерации.
6.9. Если при анализе конкретных норм права возникает расхождение между действующими нормативными актами, регулирующими одни и те же правоотношения, необходимо руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.
6.10. Вывод о несоответствии муниципального правового акта законодательству должен быть сформулирован с учетом возможности обращения в суд и прокуратуру.
6.11. В ходе юридической экспертизы также оценивается соблюдение правил юридической техники при подготовке муниципального правового акта, то есть наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.
Муниципальный акт должен иметь следующие элементы:
- форма акта;
- наименование органа, принявшего акт (в целях определения компетенции данного органа);
- название акта, в котором в краткой форме должен быть отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального акта;
- дата и место принятия и (или) подписания акта;
- номер акта;
- полное наименование должности лица, подписавшего акт;
- источник официального опубликования;
- дата (срок) и порядок вступления в силу.
6.12. При оценке юридических терминов должно быть проанализировано следующее:
- употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном акте в одном и том же значении;
- имеют ли термины общепризнанное значение;
- обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве.
6.13. Основными признаками нарушений муниципальным актом законодательства являются:
- отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами необходимы для издания муниципального акта;
- принятие муниципального акта во исполнение отмененного закона;
- неправильный выбор закона, примененного при принятии муниципального акта;
- принятие муниципального акта органом, в компетенцию которого это не входит, либо издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу;
- нарушение порядка принятия муниципального акта;
- включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации и другим актам федерального законодательства;
- нарушение порядка введения муниципального акта в действие.
VII. Подготовка заключения
7.1. По результатам проведения правовой экспертизы составляется мотивированное заключение о соответствии или несоответствии акта действующему законодательству.
Заключение должно быть оформлено на бланке правового управления администрации Воронежской области и подписано руководителем управления. В случае выявления несоответствия муниципального акта действующему законодательству экспертное заключение направляется в орган местного самоуправления, принявший акт.
7.2. В заключении отражаются следующие сведения:
- реквизиты акта, проходящего юридическую экспертизу (в случае, если проводится юридическая экспертиза акта с изменениями и дополнениями, то указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась юридическая экспертиза);
- предмет регулирования и его соответствие предметам ведения местного самоуправления, установленным Конституцией Российской Федерации и законом (с указанием конкретных статей и пунктов);
- состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов законодательства, на соответствие которым рассматривался акт), необходимость и достаточность акта для урегулирования общественных отношений;
- оценка компетенции принявшего акт органа местного самоуправления;
- соответствие содержания акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам, законам и иным правовым актам Воронежской области;
- соответствие формы и текста акта правилам юридической техники.
7.3. При составлении мотивированного заключения о несоответствии акта законодательству должны быть описаны и проанализированы конкретные нормы рассматриваемого акта, противоречащие действующему законодательству.
При описании норм акта необходимо указывать следующее:
- положение (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) акта, противоречащее законодательству, а также его содержание;
- нарушенные положения законодательства (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел Конституции Российской Федерации, федерального закона и (или) акта органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Воронежской области) и изложение их содержания.
VIII. Организация работы по приведению муниципального
правового акта в соответствие с действующим законодательством
При выявлении в акте положений, не соответствующих Конституции Российской Федерации и (или) законодательству, заключение для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган местного самоуправления, принявший акт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.