Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Разработка для рабочих и для служащих раздельных
условий оплаты труда
Подобный подход к тарифным условиям оплаты труда является достаточно традиционным для нашей страны. Он был, в частности, характерен для ранее действовавших тарифных условий оплаты труда работников производственных отраслей, установленных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115.
Основными составляющими тарифных условий оплаты, разработанных в централизованном порядке последний раз в 1986 г., являлись: минимальная ставка оплаты труда работника, которая устанавливалась на базе общегосударственной минимальной заработной платы, была равна ей и стала исходной для расчета системы тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих; тарифные ставки 1-го разряда, дифференцированные по основным тарифообразующим факторам (интенсивности труда, месту приложения труда - отрасли, виду работ, условиям труда и т.д.) и образующие так называемую вертикаль ставок 1-го разряда, тарифные ставки по разрядам рабочих, дифференцированные по сложности выполняемых ими работ (квалификации) и образующие так называемую горизонталь ставок или тарифные сетки; схемы должностных окладов служащих, включая руководителей, специалистов и других служащих, построенные с учетом сложности должностных обязанностей (квалификации) служащих и отраслевой принадлежности; ЕТКС работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Основным показателем состояния упорядоченности заработной платы, построенной на основе такой тарифной системы, являлся удельный вес тарифной части оплаты в общем заработке: чем он выше, тем выше степень упорядоченности и стимулирующая роль заработной платы. Оптимальным удельным весом тарифа по условиям оплаты, предусмотренным постановлением N 1115, считался удельный вес, равный 75%.
Практика организации оплаты труда, базирующаяся на тарифной системе, разработанной в 1986 г., показала эффективность этой системы на начальных этапах ее применения, когда выдерживался сравнительно высокий удельный вес тарифа. По мере его падения из-за неизменности размеров централизованно установленных тарифных ставок и должностных окладов нарушались межотраслевые, внутриотраслевые, межкатегорийные и другие соотношения в оплате труда работников, предусмотренные тарифными условиями оплаты, не содержавшими механизма поддержания первоначально установленных соотношений.
Оценивая ранее действовавшую тарифную систему с позиций ретроспективы и возможностей применения принципов ее построения в современных условиях, можно заключить, что эта система может быть жизнеспособной и достаточно эффективной, если будет дополнена механизмом поддержания первоначально установленных соотношений ставок оплаты, например, посредством сокращения сроков пересмотра основных параметров тарифной системы и прежде всего размеров исходной минимальной ставки оплаты труда. Если на централизованном уровне сокращение сроков пересмотра основных условий оплаты труда весьма сложно и требует больших затрат времени и средств, то на уровне предприятия, тем более в условиях его полной самостоятельности, регулярному пересмотру тарифных условий оплаты труда может препятствовать только отсутствие финансовых возможностей.
Рекомендуя предприятиям, работающим в условиях становления рыночных отношений, воспользоваться в порядке преемственности ранее применяемыми подходами к разработке тарифных условий оплаты труда, мы имеем в виду не простое копирование этих подходов, а их творческое использование и необходимую корректировку, отвечающую интересам и возможностям предприятий. Корректировке не подлежат только условия тарификации работников, поскольку разработка ЕТКС работ и профессий рабочих и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих по-прежнему осуществляется в централизованном порядке, обеспечивая необходимое в рыночных условиях межотраслевое единство в вопросах установления разрядов работ и рабочих, квалификационного категорирования специалистов и регламентации должностных обязанностей руководителей и служащих. В этой связи вопросы, рассмотренные в предыдущем и данном разделах Рекомендаций, ограничиваются только определением на уровне предприятия минимальной ставки оплаты труда, а также осуществлением вертикальной и горизонтальной дифференциации ставок и окладов.
1. Определение размера тарифных ставок 1-го разряда для оплаты
труда рабочих
2.1. В практике организации заработной платы в настоящее время применяются, как правило, несколько уровней тарифных ставок 1-го разряда, из которых низшей является минимальная ставка 1-го разряда. Она либо совпадает с общероссийским уровнем минимальной заработной платы, либо равна размеру минимальной ставки оплаты труда, рассчитанному по изложенной выше методике (см. раздел I).
В соответствии с ранее действовавшими тарифными условиями тарифные ставки 1-го разряда дифференцируются по трем тарифообразующим факторам:
1) по формам оплаты труда: применяются тарифные ставки 1-го разряда для сдельщиков (более высокие) и повременщиков;
2) по отдельным профессиональным группам: выделяются, например, группы с явно повышенной интенсивностью труда (станочники, рабочие на конвейерах и поточных линиях и т.п.) или с повышенной ответственностью, вызванной применяемыми техническими средствами (рабочие на высокопроизводительных машинах или агрегатах и т.п.);
3) по условиям труда: тарифные ставки повышаются в определенном проценте в зависимости от степени отклонения условий труда на рабочем месте от нормальных.
Эти признаки дифференциации ставок 1-го разряда могут быть предприятием приняты полностью, частично либо заменены другими, органически вытекающими из его специфики.
В случае принятия предприятием минимальной ставки оплаты в размере, соответствующем общегосударственному минимуму заработной платы, при разработке системы тарифных ставок 1-го разряда следует руководствоваться общероссийскими нормами оплаты простого труда, утвержденными Правительством Российской Федерации. Так, в соответствии с централизованно установленной среднемесячной продолжительностью рабочего времени (среднемесячным фондом рабочего времени) на 2000 г., равной 166,25 часа при 40-часовой рабочей неделе, 150 часов - при 36-часовой рабочей неделе, 125 часов - при 30-часовой рабочей неделе, 100 часов - при 24-часовой рабочей неделе*(6), и действующим (т.е. по состоянию на 1 июля 2000 г.) общероссийским минимальным уровнем заработной платы, равным 132 руб., минимальные размеры часовых тарифных ставок составят:
0,79 руб. - при 40-часовой рабочей неделе (132:166,25);
0,88 руб. - при 36-часовой рабочей неделе (132:150);
1,06 руб. - при 30-часовой рабочей неделе (132:125);
1,32 руб. - при 24-часовой рабочей неделе (132:100).
При минимальной ставке оплаты в размере 450 руб., принятой в нашем примере, минимальные размеры часовых тарифных ставок 1-го разряда при различных вариантах продолжительности рабочей недели соответственно составят: 2,71 руб. (450:166,25); 3,00 руб. (450:150); 3,60 руб. (450:125); 4,50 руб. (450:100).
Основываясь на этих минимальных ставках 1-го разряда, администрация и профсоюзная организация предприятия могут принять решение о сохранении дифференциации ставок 1-го разряда по формам оплаты труда, по отдельным профессиональным группам рабочих и по условиям труда в размерах, определенных ранее действовавшими централизованными решениями. На машиностроительных предприятиях, например, были установлены три группы ставок по профессиональным группам и видам работ, дифференцированные по формам (видам) оплаты, - для рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков, т.е. всего шесть уровней ставок:
первая группа ставок - для слесарей-инструментальщиков и станочников широкого профиля, занятых на универсальном оборудовании инструментальных и других цехов подготовки производства при изготовлении особо точных, ответственных и сложных пресс-форм, штампов, приспособлений, инструмента, приборов и оборудования; для станочников на уникальном оборудовании, занятых изготовлением особо сложной продукции; для слесарей-ремонтников, электромонтеров и наладчиков, занятых ремонтом, наладкой и обслуживанием особо сложного и уникального оборудования;
вторая группа ставок - для станочных работ по обработке металла и других материалов резанием на металлообрабатывающих станках; для работ по холодной штамповке металла и других материалов; для работ по изготовлению и ремонту инструмента и технологической оснастки;
третья группа ставок - для остальных работ.
При этом дифференциация ставок 1-го разряда по формам оплаты труда между рабочими-сдельщиками и рабочими-повременщиками предусмотрена в ранее действовавших тарифных условиях для всех трех групп ставок в среднем на уровне 7%, а высшая по размерам первая группа ставок примерно на 21% превышает третью группу и на 8% - вторую группу ставок.
При сохранении этих размеров дифференциации часовые тарифные ставки, пересчитанные на принятую в коллективном договоре минимальную ставку оплаты (450 руб.) для 40-часовой рабочей недели, составят, руб.:
первая группа ставок:
для рабочих-повременщиков 3,28 (2,71 х 1,21);
для рабочих-сдельщиков 3,51 (3,28 х 1,07);
вторая группа ставок:
для рабочих-повременщиков 3,04 (3,28:1,08);
для рабочих-сдельщиков 3,25 (3,04 х 1,07);
третья группа ставок:
для рабочих-повременщиков 2,71 (расчетом, выше);
для рабочих-сдельщиков 2,90 (2,71 х 1,07).
Кроме того, могут быть сохранены и другие виды дифференциации ставок (точнее - доплат, образующих новые уровни ставок): доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, в размере до 12% на работах с тяжелыми и вредными и до 24% на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда и доплаты за высокую интенсивность труда работающим на конвейерах, поточных и автоматических линиях в размере до 12% при условии, что общая сумма доплат с учетом этих факторов не должна превышать 24% тарифной ставки.
2.2. При сохранении ранее установленных форм дифференциации ставок 1-го разряда, пересчитанных на "заводскую" минимальную ставку оплаты труда, администрация с согласия профсоюзной организации может изменить размеры этой дифференциации. В целом же в настоящее время не следует воспроизводить старые тарифные условия оплаты и в коллективном договоре предприятия целесообразно по возможности не предусматривать столь дробной дифференциации тарифных ставок 1-го разряда, имея в виду, что она в значительной мере носила искусственный характер и была порождена недостатками в организации труда и заработной платы. В частности, недостатки в нормировании повременных работ обусловили выделение рабочих-сдельщиков по уровню тарифной оплаты еще в то время, когда по решению центральных органов ежегодно пересматривались нормы и искусственно снижался заработок рабочих-сдельщиков. В современных условиях, при резко возросшей самостоятельности предприятий, вероятно, следует пересмотреть ранее практиковавшиеся подходы, и тем предприятиям, где хорошо поставлено нормирование труда, целесообразно отказаться от дифференциации размеров ставок между сдельщиками и повременщиками и перейти к одному исходному уровню ставок оплаты труда различных профессиональных групп рабочих.
Что же касается дифференциации тарифных ставок 1-го разряда по условиям труда, то ее целесообразность также вызывает сомнение, поскольку такая дифференциация приводит к различной по величине компенсации за одинаковые условия труда, отклоняющиеся от нормальных, в зависимости от уровня квалификации работников (разряда). Поэтому вместо дифференциации тарифных ставок 1-го разряда следовало бы ввести надбавки в равном абсолютном размере всем работникам, занятым в одинаковых по тяжести и вредности условиях труда независимо от их квалификации. В этом, как и в других вопросах организации заработной платы, действующими законами и решениями Правительства Российской Федерации предприятиям предоставлена полная самостоятельность.
2. Дифференциация тарифных ставок рабочих и должностных окладов
служащих по сложности труда (квалификации работников)
2.3. Согласно ранее принятым условиям оплаты труда, разработанным в централизованном порядке, дифференциация заработной платы по сложности труда (квалификации работников) осуществляется с помощью тарифных сеток для рабочих и схем должностных окладов для служащих, включая руководителей, специалистов и других служащих. Предприятия, решая вопрос о методах дифференциации оплаты труда по сложности, при разработке внутрипроизводственных условий оплаты труда чаще всего сохраняют подход к этому направлению дифференциации, т.е. дифференцируют тарифную часть заработной платы по категориям работников - отдельно по рабочим и отдельно по служащим.
При этом применительно к оплате труда абсолютного большинства рабочих всех отраслей многие предприятия считают целесообразным применять 6-разрядную тарифную сетку с соотношением тарифных ставок крайних разрядов 1:1,8. Для ограниченного круга работ в машиностроении, в основном производстве черной металлургии, на добыче сырья для черной металлургии, для некоторых работ в электроэнергетике используются два дополнительных разряда тарификации - 7-й и 8-й, применение которых расширяет диапазон дифференциации тарифных ставок до 1:2,0. Например, в машиностроении по 8-разрядной сетке тарифицируются только отдельные профессии рабочих и виды работ, для которых применяется первая группа ставок 1-го разряда (см. выше), т.е. слесари-инструментальщики и станочники широкого профиля, занятые на универсальном оборудовании инструментальных и других цехов подготовки производства, при изготовлении особо точных, ответственных и сложных пресс-форм, штампов, приспособлений, инструмента, приборов и оборудования; станочники на уникальном оборудовании, занятые изготовлением особо сложной продукции; слесари-ремонтники, электромонтеры и наладчики, занятые ремонтом, наладкой и обслуживанием особо сложного и уникального оборудования.
Межразрядные соотношения тарифных ставок в 8-разрядной тарифной сетке, установленные ранее принятыми централизованными решениями, составляли:
Тарифные разряды | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Тарифные коэффициенты |
1,0 | 1,088 | 1,204 | 1,350 | 1,531 | 1,800 | 1,892 | 2,0 |
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов |
- | 0,088 | 0,116 | 0,146 | 0,181 | 0,269 | 0,092 | 0,108 |
Относительное возрастание тарифных коэффициентов, % |
- | 8,8 | 10,7 | 12,1 | 13,4 | 17,6 | 5,1 | 5,7 |
В случае сохранения предприятием этих размеров дифференциации тарифных ставок по сложности труда, а также ранее установленных условий дифференциации тарифных ставок 1-го разряда по видам работ и формам оплаты (для сдельщиков и повременщиков) размеры тарифных ставок по разрядам для машиностроительного предприятия, пересчитанные на минимальную ставку оплаты труда (450 руб.), принятую в нашем примере, при 40-часовой рабочей неделе с условным среднемесячным фондом рабочего времени 167,0 часов для работ с нормальными условиями труда приведены в табл. 1.
2.4. Для расчета системы ставок может быть принята тарифная сетка с другими параметрами, характер изменения которых по разрядам зависит от задач, решаемых предприятием с помощью дифференциации тарифных ставок.
Из практики построения тарифных сеток в нашей стране известны следующие четыре основных типа 6-разрядных тарифных сеток, различающихся характером изменения тарифных коэффициентов от разряда к разряду:
а) с прогрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов:
Тарифные разряды | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Тарифные коэффициенты | 1,0 | 1,13 | 1,29 | 1,48 | 1,71 | 2,0 |
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов |
- | 0,13 | 0,16 | 0,19 | 0,23 | 0,29 |
Относительное возрастание тарифных коэффициентов, % |
- | 13,0 | 14,1 | 14,7 | 15,6 | 16,9 |
б) с прогрессивным абсолютным и постоянным относительным возрастанием тарифных коэффициентов:
Тарифные разряды | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Тарифные коэффициенты | 1,0 | 1,15 | 1,32 | 1,52 | 1,74 | 2,0 |
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов |
- | 0,15 | 0,17 | 0,20 | 0,22 | 0,26 |
Относительное возрастание тарифных коэффициентов, % |
- | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 |
Таблица 1
Часовые и месячные тарифные ставки для машиностроительного
предприятия (на работах с нормальными условиями труда), руб.
Тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||||
1,0 | 1,088 | 1,204 | 1,350 | 1,531 | 1,800 | 1,892 | 2,0 | ||||||||||||
час. | мес. | час. | мес. | час. | мес. | час. | мес. | час. | мес. | час. | мес. | час. | мес. | час. | мес. | ||||
I - Слесари-инструментальщики и станочники широкого профиля, занятые на универсальном оборудовании инструментальных и других цехов подготовки производства при изготовлении особо точных, ответственных и сложных пресс-форм, штампов, приспособлений, инструмента, приборов и оборудования; - станочники на уникальном оборудовании, занятые изготовлением особо сложной продукции; - слесари-ремонтники, электромонтеры и наладчики, занятые ремонтом, наладкой и обслуживанием особо сложного и уникального оборудования: |
|||||||||||||||||||
Формы оплаты |
сдельная | 3,50 | - | 3,81 | - | 4,21 | - | 4,73 | - | 5,36 | - | 6,30 | - | 6,62 | - | 7,00 | - | ||
повремен- ная |
3,27 | 546,09 | 3,56 | 594,52 | 3,94 | 657,98 | 4,41 | 736,47 | 5,01 | 836,67 | 5,89 | 983,63 | 6,19 | 1033,73 | 6,54 | 1092,18 | |||
II - Станочные работы по обработке металла и других материалов резанием на металлообрабатывающих станках; - работы по холодной штамповке металла и других материалов, работы в литейных и кузнечных цехах, работы по изготовлению и ремонту инструмента и технологической оснастки: |
|||||||||||||||||||
Формы оплаты |
сдельная | 3,24 | - | 3,53 | - | 3,90 | - | 4,37 | - | 4,96 | - | 5,83 | - | - | - | - | - | ||
повремен- ная |
3,03 | 506,01 | 3,30 | 551,10 | 3,65 | 609,55 | 4,09 | 683,03 | 4,64 | 774,88 | 5,45 | 910,15 | - | - | - | - | |||
III - Остальные работы: | |||||||||||||||||||
Формы оплаты |
сдельная | 2,89 | - | 3,14 | - | 3,48 | - | 3,90 | - | 4,42 | - | 5,20 | - | - | - | - | - | ||
повремен- ная |
2,70 | 450,90 | 2,94 | 490,98 | 3,25 | 542,75 | 3,65 | 609,55 | 4,13 | 689,71 | 4,86 | 811,62 | - | - | - | - | |||
Примечание: Часовые тарифные ставки 1-го разряда взяты в размерах, определенных выше (см. с. II). Ставки 2-го и последующих разрядов рассчитаны путем умножения ставки 1-го разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Месячные тарифные ставки рабочих-повременщиков определены умножением ставки соответствующего разряда на условный среднемесячный фонд рабочего времени (167,0 часов). |
в) с постоянным абсолютным и регрессивным относительным возрастанием тарифных коэффициентов:
Тарифные разряды | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Тарифные коэффициенты | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,0 |
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов |
- | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Относительное возрастание тарифных коэффициентов, % |
- | 20,0 | 16,7 | 14,3 | 12,5 | 11,0 |
г) с регрессивным, абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов:
Тарифные разряды | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Тарифные коэффициенты | 1,0 | 1,26 | 1,49 | 1,69 | 1,86 | 2,0 |
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов |
- | 0,26 | 0,23 | 0,20 | 0,17 | 0,14 |
Относительное возрастание тарифных коэффициентов, % |
- | 26,0 | 18,0 | 13,0 | 10,0 | 8,0 |
Приведенные типы тарифных сеток могут быть модифицированы предприятием в желательном для него направлении: увеличен или уменьшен диапазон сетки, т.е. соотношение тарифных ставок крайних разрядов, принят смешанный характер построения ее параметров, основанный на сочетании прогрессивного, регрессивного и равного относительного и абсолютного возрастания тарифных коэффициентов.
Выбор характера построения тарифной сетки во многом зависит от финансовых возможностей предприятия. В этой связи следует иметь в виду, что наиболее экономичным является первый тип сетки - с прогрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов, когда числовые параметры сетки в блоке 2-4-го разрядов (где сосредоточена основная масса рабочих) несколько меньше, чем в трех других типах сеток, что наглядно прослеживается при их сопоставлении.
С другой стороны, характер построения тарифной сетки зависит также от профессионально-квалификационного состава и баланса рабочих кадров: при устойчивом дефиците квалифицированных кадров следует обеспечить ощутимое стимулирование их с помощью усиления прогрессии тарифных коэффициентов соответствующих разрядов; дефицит малоквалифицированных рабочих и их высокая текучесть также могут быть в определенной мере сдержаны повышением тарифных коэффициентов начальных разрядов. При этом, конечно, следует иметь в виду, что тарифная сетка - это инструмент дифференциации тарифных ставок по сложности труда и квалификации рабочих и основа организации заработной платы. Поэтому предлагаемое маневрирование тарифными коэффициентами допустимо только в разумных пределах, тем более что есть и другие механизмы стимулирования рабочих дефицитных профессий - премии, доплаты, надбавки, выплаты социального характера и т.д.
Что касается числа разрядов в разрабатываемой предприятием тарифной сетке (шесть, семь или восемь), то оно определяется в соответствии с действующим ЕТКС работ и профессий рабочих и предусмотренной в нем тарификацией работ и профессий рабочих по производствам и видам работ.
Институтом труда и Центральным бюро нормативов по труду разработаны Основные направления совершенствования ЕТКС работ и профессий рабочих, в соответствии с которыми по ряду производств, работ и профессий рабочих предстоит расширение диапазона тарификации с 6-го до 7-8-го разрядов*(7). Необходимость такого расширения обоснована результатами межотраслевых сопоставлений по сложности труда рабочих соответствующих отраслей и видов производств. В III разделе настоящих Рекомендаций этот вопрос изложен более подробно, а в приложениях к Рекомендациям приведены перечни производств и профессий рабочих, на которые в дальнейшем могут быть распространены условия тарификации по 7-8-му разрядам. Уточнение тарификации профессии, включенных в названный перечень, будет осуществляться согласно установленному порядку, т.е. путем принятия соответствующих постановлений Минтрудом России.
2.5. При сохранении предприятием размеров дифференциации тарифной части заработной платы руководителей, специалистов и других служащих, предусмотренной ранее действовавшими схемами их должностных окладов, размеры окладов должны быть пересчитаны в связи с повышением минимальной ставки оплаты труда работников. Корректировку окладов служащих по должностям необходимо провести пропорционально росту низших тарифных ставок рабочих-повременщиков 1-го разряда, относительно которых следует проектировать должностные оклады служащих в связи с введением нового размера минимальной тарифной ставки.
Вначале следует рассчитать коэффициенты соотношения окладов служащих по должностям к низшей тарифной ставке рабочих-повременщиков 1-го разряда по ранее действовавшим условиям оплаты. Затем, умножив новую базовую тарифную ставку рабочих-повременщиков, рассчитанную исходя из новой минимальной ставки оплаты труда, на полученные коэффициенты по должностям служащих, можно определить искомые уровни их должностных окладов.
Согласно условиям оплаты труда по ранее действовавшим централизованным решениям низшая часовая тарифная ставка рабочего-повременщика 1-го разряда в машиностроении составляла 0,50 руб., месячная - 86,6 руб. (0,50 х 173,1, где 173,1 - среднемесячный фонд рабочего времени при 41-часовой рабочей неделе, принятый до 1 января 1992 г.). Месячная тарифная ставка рабочего-повременщика 1-го разряда условного машиностроительного предприятия, фигурирующего в нашем примере, составляет 450 руб. (2,70 х 167,0), где 2,70 - низшая часовая тарифная ставка рабочего-повременщика 1-го разряда (см. табл. 1); 167,0 - условный среднемесячный фонд рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе в 2000 г.
Эти исходные данные в сочетании с ранее действовавшими размерами окладов служащих в машиностроении учтены в табл. 2, где приведен пересчет окладов служащих по должностям, номенклатура которых представлена выборочно, в связи с повышением минимальной ставки оплаты труда работников условного машиностроительного предприятия до 450 руб. в месяц.
Таблица 2
Пересчет ранее действовавших размеров должностных окладов
служащих связи с повышением минимальной ставки оплаты труда
Наименование должностей | Оклад по схеме согласно ранее действовавшим условиям оплаты труда, руб. |
Коэффициент соотношения оклада с низшей тарифной ставкой рабочих- повременщиков 1-го разряда, равной 86,6 руб. (гр. 2:86,6) |
Пересчитанный оклад в связи с повышением минимальной ставки оплаты (450 руб. х гр. 3), руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Экспедитор, делопроизводитель, табельщик |
90-120 | 1,04-1,39 | 468-626 |
Машинистка: I категории |
110-140 |
1,27-1,62 |
572-729 |
II категории | 100-130 | 1,15-1,50 | 518-675 |
Техники всех специальностей: I категории |
130-160 |
1,50-1,85 |
675-833 |
II категории | 120-140 | 1,39-1,62 | 626-729 |
без категории | 110-130 | 1,27-1,50 | 572-675 |
Инженеры всех специальностей (кроме перечисленных ниже): I категории |
180-220 |
2,08-2,54 |
936-1143 |
II категории | 160-200 | 1,85-2,31 | 833-1040 |
без категории | 140-180 | 1,62-2,08 | 729-936 |
Инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, инженеры-программисты: I категории |
200-240 |
2,31-2,77 |
1040-1247 |
II категории | 180-220 | 2,08-2,54 | 936-1143 |
III категории | 160-200 | 1,85-2,31 | 833-1040 |
без категории | 140-180 | 1,62-2,08 | 729-936 |
Мастер производственного участка: I группы |
180-220 |
2,08-2,54 |
936-1143 |
II группы | 160-200 | 1,85-2,31 | 833-1040 |
III группы | 140-180 | 1,62-2,08 | 729-936 |
Начальник цеха: I группы |
250-300 |
2,89-3,46 |
1301-1557 |
II группы | 240-280 | 2,77-3,23 | 1247-1454 |
III группы | 220-260 | 2,54-3,00 | 1143-1350 |
Начальники отделов: технического, энергомеханического, планово-производственного |
270-320 | 3,12-3,70 | 1404-1665 |
Главные специалисты: главный технолог |
300-350 |
3,46-4,04 |
1557-1818 |
главный механик, главный энергетик |
270-320 | 3,12-3,70 | 1404-1665 |
2.6. Использование для дифференциации оплаты труда по сложности соотношений, предусмотренных ранее принятыми в законодательном порядке нормативными документами, является, как уже было отмечено, одним из возможных подходов при совершенствовании организации заработной платы в условиях реформы оплаты труда. К преимуществам этого подхода следует отнести прежде всего то, что он дает возможность трудовым коллективам постепенно приспособиться к меняющимся условиям хозяйствования и производства, накопить опыт регулирования уровня заработной платы экономическими методами в меру роста результатов труда. Однако с точки зрения стратегии реформы оплаты труда этот путь неперспективен ввиду того, что он, по существу, воспроизводит на новой основе - новом, значительно возросшем минимальном уровне оплаты, недостатки ранее действовавших тарифных условий, хотя и в несколько смягченном виде. Эти тарифные условия предусматривали фактически две параллельно существующие тарифные системы, недостаточно увязанные между собой с точки зрения единства в оплате равносложного труда по отраслям и категориям работников: систему тарифных ставок для дифференциации оплаты труда рабочих и систему должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих. Последствиями этой неувязки стали необоснованно сблизившиеся соотношения в заработной плате рабочих и служащих, особенно рабочих и специалистов. Главной причиной такого положения послужил разный характер построения тарифных сеток и схем должностных окладов: если в тарифных сетках предусмотрено прогрессивное нарастание ставок оплаты труда рабочих от разряда к разряду, то характер изменения должностных окладов служащих по мере возрастания сложности выполняемых ими функций обратный - регрессивный, когда с повышением сложности должностных обязанностей - служащих возрастание их окладов осуществляется в уменьшающихся размерах. В результате практически общим явлением на многих предприятиях, которые в последние годы строили заработную плату на базе ранее действовавших централизованных тарифных условий с корректировкой их на возросшие минимальные ставки оплаты труда, стала очевидной дискриминация в оплате труда специалистов по сравнению с рабочими и неоправданная уравнительность в оплате труда рабочих и руководителей: заработная плата специалистов, как правило, не превышала заработную плату рабочих среднего уровня квалификации (3-го разряда), а заработная плата цеховых руководителей и руководителей функциональных структурных подразделений незначительно превышала оплату труда наиболее квалифицированных рабочих 5-го и 6-го разрядов. Поэтому вряд ли целесообразно воспроизводить в дальнейшем такие тарифные условия, которые приводят к указанным диспропорциям в заработной плате.
<< Назад |
||
Содержание Рекомендации Минтруда РФ по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда работников предприятий (4-е издание,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.