2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда на 2008-2011 годы" (далее - Программа) главное управление жилищно-коммунальной политики Воронежской области (Воробей).
3. Финансирование разработки проекта Программы произвести за счет средств, предусмотренных на эти цели Законом Воронежской области от 28.12. 2006 г. N 121-ОЗ "Об областном бюджете на 2007 год" (раздел 01, подраздел 14, целевая статья расходов 0810000, вид расходов 196).
4. Главному управлению экономического развития Воронежской области (Соболев) предусмотреть расходы на разработку программы в сумме 200000 рублей и в установленном порядке подготовить проект постановления администрации Воронежской области "О внесении изменений в постановление администрации области от 06.03.2007 г. N 158 "О финансировании расходов по государственным контрактам на выполнение НИОКР".
5. Главному финансовому управлению Воронежской области (Сафонова) осуществлять финансирование разработки проекта программы в установленном порядке согласно заключенным госконтрактам и актам сдачи-приемки выполненных работ.
6. Главному управлению жилищно-коммунальной политики Воронежской области подготовить техническое задание и заключить в пределах выделенных средств госконтракт на разработку проекта программы в соответствии с действующим законодательством.
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора области А.Н. Цапина.
Губернатор Воронежской области |
В.Г. Кулаков |
Концепция
областной целевой программы "Переселение граждан,
проживающих на территории Воронежской области, из аварийного
жилищного фонда на 2008-2011 годы"
(утв. распоряжением Администрации Воронежской области
от 31 октября 2007 г. N 881-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной целевой
программы "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской
области, из аварийного жилищного фонда на 2008-2011 годы"
Приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу являются следующие приоритетные направления:
- формирование основы для долговременной капитализации человеческого потенциала территории;
- проектирование сбалансированного пространства развития Воронежской области;
- повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Воронежской области.
Учитывая это, областная целевая программа "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда на 2008-2011 годы" (далее - Программа) направлена на создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан Воронежской области и повышение ответственности собственников за состояние и эксплуатацию общего имущества домовладений.
Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются из наличия существующих проблем, которые обусловлены:
- значительным количеством аварийного жилищного фонда в регионе;
- отсутствием концентрации сил и аккумулирования средств органов государственной власти, местного самоуправления, инвесторов для решения проблемы аварийного жилищного фонда,
- отсутствием ответственности собственников за содержание и сохранность жилищного фонда.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Многолетнее недофинансирование ремонта жилья привело к его повышенному износу, ресурсной неэффективности, аварийности. По статистическим данным доля ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации доходит до 14%.
Что касается Воронежской области, то по состоянию на 01.05.2000 года в государственном и муниципальном жилищном фонде имелось 586 ветхих и аварийных жилых домов общей площадью 211,9 тыс. кв.м. с количеством проживающих 13234 человека (5166 семей), на 01.01 2007 г. количество ветхого и аварийного жилья составило уже 396,3 тыс. кв. м. (ветхого 364, 8 тыс. кв. м., аварийного 31,5 тыс.кв.м.). При чем в этом жилищном фонде проживают в основном малоимущие граждане с доходами ниже прожиточного уровня.
В рамках ФЦП "Жилище" ранее действовала подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда". В 2002 году на реализацию указанной подпрограммы из федерального бюджета было выделено 5,5 млн.руб., из местного - 31,4 млн.руб. За счет этих средств введено 5577 кв.м. жилья, переселено 109 семей.
В 2003 году по данной программе из федерального бюджета выделено 8,7 млн.руб., из областного - 3,3 млн.руб., из местных - 99,4 млн.руб. Введено 13876 кв.м. жилья, переселено 232 семьи.
В 2004 году из федерального бюджета было выделено 19,8 млн.руб., из областного - 2,8 млн.руб., из местных - 41,9 млн.руб. Введено 4891,1 кв.м., переселено 104 семьи.
В 2005 году из средств федерального бюджета выделено 78,5 млн.руб., которые освоены полностью. Из местных бюджетов выделено 90,2 млн.руб., что составляет 49% от предусмотренных на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. За счет этих средств введено 11401,1 кв.м. жилья, переселено 266 семей. Из областного бюджета средства не выделялись.
С 2006 года подпрограмма ликвидирована.
Данное обстоятельство привело к увеличению количества ветхих и аварийных домов, росту социальной напряженности среди населения области. На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии самостоятельно без государственной поддержки решить эту проблему.
Программно-целевой метод в реализации мер по решению проблемы ветшания жилищного фонда, переходящего в аварийность, консолидации финансовых средств всех уровней, развития уровня сознательности собственников жилья доказал свою эффективность.
Разработка областной целевой программы "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда" на 2008-2011 годы обусловлено принятием Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Разработка Программы будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Воронежской области. Исходным является анализ состояния жилищного фонда области и факторов, влияющих на изменение ситуации.
Программно-целевой метод в качестве основы государственного управления в жилищном секторе экономики является наиболее предпочтительным инструментом управления, поскольку позволит существенно повысить эффективность деятельности органов государственной власти в данной отрасли. Результатом будет решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также улучшение среды обитания за счет комплексного освоения территорий ликвидации аварийных домов.
Необходимость комплексного решения проблем обусловлена:
- многообразием, сложностью и масштабностью задач по обеспечению благоустроенным жильем граждан Воронежской области, проживающих в аварийных условиях;
- необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2007 года;
- необходимостью выполнения мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;
- необходимостью развития общественного самоуправления собственностью.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
без использования программно-целевого метода
Жилищный фонд Воронежской области составляет около 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества области и насчитывает 56,2 млн.кв.м. общей площади. В собственности граждан находится 85,6% жилого фонда. Государственная и муниципальная часть жилищного фонда составляет 11,2%. 57,4% жилищного фонда находится в городах, остальные 42,6% составляют сельский жилищный фонд. Обеспеченность жильем на селе выше, чем в городе (27,3% кв.м. на человека против 21,9 кв.м.).
В составе жилищного фонда Воронежской области значительную долю занимают дома, построенные индустриальным способом в 60-70-е годы, поэтому степень износа жилищ достаточна высока:
- от 0 до 30% - 38% жилых зданий,
- от 31 до 65% - 60%,
- свыше 66% - 2%.
Такое состояние жилищного фонда вызвано тем, что за последние годы резко сокращено государственное финансирование на работы, связанные с поддержанием в нормальном состоянии жилищного фонда. А так же тот, факт, что муниципалитеты сознательно отказываются признавать аварийными дома, уже непригодные для постоянного проживания и грозящие обрушением.
Таким образом, необходимо тщательное планирование мероприятий, консолидированное участие средств всех уровней власти.
Отказ от использования программно-целевого метода при решении данных вопросов приведет к дискредитации принципов реформы жилищно-коммунального хозяйства, росту социальной напряженности среди населения.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
Использование программно-целевого метода дает возможность консолидировать средства бюджетов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, на создание мероприятий по ликвидации домов, подлежащих сносу, на создание условий по развитию инициативы собственников по надлежащей эксплуатации и управлению собственностью, что в свою очередь должно привести к позитивным изменениям в жилищной сфере, формированию рынка управляющих компаний, увеличению количества товариществ собственников жилья, развитию инициативы собственников.
Вместе с тем, выполнению поставленных задач могут помещать риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем. К ним можно отнести неустойчивость темпов экономического роста, усиливающееся имущественное расслоение, низкие доходы граждан, проживающих в домах, признанных аварийными на 1 января 2007 года, активизацию процессов ликвидации и банкротства предприятий ЖКХ, недостаточную активность собственников к самоуправлению в жилищной сфере.
Наличие рисков, обусловленных нестабильностью позитивных перемен в социально-экономической сфере, не может не учитываться при разработке Программы. Таким образом, в настоящей Концепции рассматриваются два возможных варианта реализации Программы.
Первый вариант предусматривает выполнение всех программных мероприятий и финансирование Программы в полном объеме, что позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей реализации Программы к началу 2012 года.
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при первом варианте финансирования приведены в приложении N 1.
Второй вариант предусматривает реализацию Программы с уменьшенным объемом финансов (от 70 до 80% заявленного объема).
Сокращение финансирования Программы приведет к невозможности реализации части мероприятий Программы, к росту домов, непригодных для проживания, к снижению инициативы собственников жилья в решении вопросов управления и содержания общедолевого имущества, к невозможности выстраивания эффективной системы управления многоквартирными домами в регионе.
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при втором варианте финансирования приведены в приложении N 2.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Программа предусматривает достижение целей к концу 2011 года. С учетом того, что в рамках Программы ежегодно решаются аналогичные задачи, не целесообразно выделять отдельные этапы ее реализации. По итогам года и ежеквартально проводится анализ эффективности реализации мероприятий и Программы в целом, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, основным целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации
Программы по годам
Основываясь на особенностях и тенденциях развития экономики области, а также ключевых проблемах жилищно-коммунального комплекса региона, в качестве основной цели Программы определяются создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач, определенных на основе целевых индикаторов и показателей:
- доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными, с 0,08% до 0,049%,
Расходы на реализацию мероприятий составят:
Средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, млн.руб. | |||
Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ |
Средства областного бюджета |
Средства местных бюджетов |
Общая сумма средств |
1795,2 | 178,587 | 176,084 | 2149,871 |
В том числе по годам:
2008 год, млн.руб. | |||
Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ |
Средства областного бюджета |
Средства местных бюджетов |
Общая сумма средств |
448,799 | 44,647 | 44,021 | 537,467 |
2009 год, млн.руб. | |||
Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ |
Средства областного бюджета |
Средства местных бюджетов |
Общая сумма средств |
448,799 | 44,647 | 44,021 | 537,467 |
2010 год, млн.руб. | |||
Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ |
Средства областного бюджета |
Средства местных бюджетов |
Общая сумма средств |
448,799 | 44,647 | 44,021 | 537,467 |
2011 год, млн.руб. | |||
Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ |
Средства областного бюджета |
Средства местных бюджетов |
Общая сумма средств |
448,803 | 44,646 | 44,021 | 531,968 |
В рамках Программы предусмотрена реализация следующих мероприятий.
1. Переселение в благоустроенное жилье граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, признанным таковым на 1 января 2007 года.
2. Ликвидация аварийного жилищного фонда.
3. Создание условий для развития ответственности собственников за сохранность и качественную эксплуатацию жилья.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, средств областного, средств местных бюджетов.
Затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 2149,871 млн.руб..
Прогнозные объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении N 3.
VIII. Предварительная оценка эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
Оценка эффективности реализации Программы производится с учетом главной ее цели - создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом. Эффективность оценивается по таким целевым показателям (индикаторам):
- доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными,
IX. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти,
ответственных за формирование и реализацию Программы
Формирование и реализация Программы осуществляется главным управлением жилищно-коммунальной политики Воронежской области с участием главного управления экономического развития области, органов местного самоуправления области.
X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Функции государственного заказчика Программы предлагается возложить
на главное управление жилищно-коммунальной политики Воронежской области.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам
реализации Программы.
Предполагаемые сроки реализации Программы - 2008-2010 годы.
Общий объем финансирования Программы составит 2149,871 млн.руб.
Финансирование Программы из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ планируется осуществлять в форме субсидий муниципальным образованиям на софинансирование проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2007 года.
Финансирование Программы из средств областного бюджета планируется осуществлять в виде субсидий, направляемых на:
- софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Финансирование Программы из средств местных бюджетов планируется осуществлять в виде субсидий на:
- софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда.
XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Государственный заказчик Программы формирует предложения по проекту Программы, привлекая к разработке Программы, целевых индикаторов и показателей научные институты и иные соответствующие организации.
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы органов государственной власти и органов местного самоуправления во взаимодействии при реализации мероприятий Программы.
Органы государственной власти области:
- участвуют в разработке и реализации Программы;
- проводят совместно с органами сетного самоуправления мероприятия по формированию Программы;
- обеспечивают финансирование мероприятий Программы в части средств областного бюджета;
- осуществляют руководство процессом переселения граждан из авариных жилых домов в муниципальных образованиях.
Оперативное управление Программой производится государственным заказчиком в соответствии с ежеквартальными плановыми показателями и мероприятиями по ее выполнению.
XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления
реализацией Программы.
Главное управление жилищно-коммунальной политики Воронежской области как государственный заказчик Программы:
- подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет по ним затраты, а также механизм реализации Программы;
- уточняет перечень целевых индикаторов и показателей реализации Программы на соответствующий год и их поквартальную разбивку;
- несет ответственность за своевременность и качество подготовки и реализации Программы, обеспечивает эффективное использование финансовых средств, выделяемых на ее реализацию;
- подготавливает ежеквартальные и годовые отчеты, доклад о ходе реализации Программы.
Приложение N 1
Программы
Целевые индикаторы реализации Программы
при первом варианте финансирования
Динамика целевых показателей по годам,% | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными |
0,08 | 0,075 | 0,062 | 0,049 |
Приложение N 2
Программы
Целевые индикаторы реализации Программы
при втором варианте финансирования
Динамика целевых показателей по годам, | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными |
0,08 | 0,079 | 0,078 | 0,06 |
Приложение N 3
к концепции Программы
Распределение средств соответствующих бюджетов
на переселение граждан из аварийного жилищного фонда
на 2008 - 2011 годы по состоянию на 01.01.2007, исходя из
требований Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде
содействия реформированию ЖКХ"
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м |
Число индиви- дуально опреде- ленных зданий, ед. |
Число много- квартирных жилых домов, ед. |
Число прожива- ющих, тыс. чел. |
Денежные средства, млн. рублей | 2008 год | |||||||||
всего | в индиви- дуально опреде- ленных зданиях |
в много- квартирных домах |
Всего | Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
Всего | Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
||||
Воронеж | 30,2 | 30,2 | 81 | 1,1 | 2 061,148 | 1 721,0583 | 164,892 | 175,197 | 515,286 | 430,264 | 41,223 | 43,799 | ||
Борисоглебский городской округ |
||||||||||||||
Нововоронеж | ||||||||||||||
Аннинский район | ||||||||||||||
Бобровский район |
||||||||||||||
Богучарский район |
||||||||||||||
Бутурлиновский район |
0,5 | 0,5 | 1 | 34,399 | 28,7233 | 5,332 | 0,344 | 8,6 | 7,181 | 1,333 | 0,086 | |||
Верхнемамонский район |
||||||||||||||
Верхнехавский район |
||||||||||||||
Воробьевский район |
||||||||||||||
Грибановский район |
||||||||||||||
Калачеевский район |
||||||||||||||
Каменский район | ||||||||||||||
Кантемировский район |
||||||||||||||
Каширский район | ||||||||||||||
Лискинский район |
||||||||||||||
Нижнедевицкий район |
||||||||||||||
Новоусманский район |
||||||||||||||
Новохоперский район |
0,2 | 0,2 | 7 | 13,476 | 11,3098 | 2,032 | 0,135 | 3,369 | 2,827 | 0,508 | 0,034 | |||
Ольховатский район |
||||||||||||||
Острогожский район |
||||||||||||||
Павловский район |
||||||||||||||
Панинский район | ||||||||||||||
Петропавловский район |
||||||||||||||
Поворинский район |
0,6 | 0,6 | 12 | 40,848 | 34,1086 | 6,331 | 0,408 | 10,212 | 8,527 | 1,583 | 0,102 | |||
Подгоренский район |
||||||||||||||
Рамонский район | ||||||||||||||
Репьевский район |
||||||||||||||
Россошанский район |
||||||||||||||
Семилукский район |
||||||||||||||
Таловский район | ||||||||||||||
Терновский район |
||||||||||||||
Хохольский район |
||||||||||||||
Эртильский район |
||||||||||||||
Всего: | 31,5 | 0,8 | 30,7 | 19 | 82 | 1,1 | 2 149,871 | 1 795,2 | 178,587 | 176,084 | 537,467 | 448,799 | 44,647 | 44,021 |
2009 год | 2010 год | 2011 год | ||||||||||
Всего | Федеральный бюджет |
Областной | Местный | Всего | Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
Всего | Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
|
Воронеж | 515,286 | 430,264 | 41,223 | 43,799 | 515,286 | 430,264 | 41,223 | 43,799 | 515,29 | 430,266 | 41,224 | 43,8 |
Борисоглебский городской округ |
||||||||||||
Нововоронеж | ||||||||||||
Аннинский район | ||||||||||||
Бобровский район |
||||||||||||
Богучарский район |
||||||||||||
Бутурлиновский район |
8,6 | 7,181 | 1,333 | 0,086 | 8,6 | 7,181 | 1,333 | 0,086 | 8,599 | 7,18 | 1,333 | 0,086 |
Верхнемамонский район |
||||||||||||
Верхнехавский район |
||||||||||||
Воробьевский район |
||||||||||||
Грибановский район |
||||||||||||
Калачеевский район |
||||||||||||
Каменский район | ||||||||||||
Кантемировский район |
||||||||||||
Каширский район | ||||||||||||
Лискинский район |
||||||||||||
Нижнедевицкий район |
||||||||||||
Новоусманский район |
||||||||||||
Новохоперский район |
3,369 | 2,827 | 0,508 | 0,034 | 3,369 | 2,827 | 0,508 | 0,034 | 3,369 | 2,828 | 0,508 | 0,033 |
Ольховатский район |
||||||||||||
Острогожский район |
||||||||||||
Павловский район |
||||||||||||
Панинский район | ||||||||||||
Петропавловский район |
||||||||||||
Поворинский район |
10,212 | 8,527 | 1,583 | 0,102 | 10,212 | 8,527 | 1,583 | 0,102 | 10,211 | 8,527 | 1,582 | 0,102 |
Подгоренский район |
||||||||||||
Рамонский район | ||||||||||||
Репьевский район |
||||||||||||
Россошанский район |
||||||||||||
Семилукский район |
||||||||||||
Таловский район | ||||||||||||
Терновский район |
||||||||||||
Хохольский район |
||||||||||||
Эртильский район |
||||||||||||
Всего: | 537,467 | 448,799 | 44,647 | 44,021 | 537,467 | 448,799 | 44,647 | 44,021 | 531,968 | 448,803 | 44,646 | 44,021 |
Примечание: Распределение средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда произведено исходя из требований Федерального закона N 185-ФЗ. Фактические затраты на переселение из указанного жилищного фонда по состоянию на 01.01.2007 должны быть меньше. Доля средств областного бюджета взята для г. Воронежа - 8%, остальных муниципальных образований - 15,5%. Доля средств местных бюджетов взята для г. Воронежа - 8,5%, остальных муниципальных образований - 1%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Воронежской области от 31 октября 2007 г. N 881-р "О разработке областной целевой программы "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда на 2008-2011 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Администрации Воронежской области от 26 марта 2008 г. N 236-р