Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Обоснование необходимости разработки программы
В рамках планируемого вхождения России во Всемирную торговую организацию, усиления конкурентной борьбы становится актуальным активное внедрение инновационного продукта в промышленности. Для защиты отечественного производителя и обеспечения более высоких конкурентных преимуществ отечественных технологий, продукции и услуг, необходимо осуществлять протекционистскую государственную политику по отношению к промышленному комплексу области, в целях его перехода на инновационный путь развития.
Вопрос о необходимости стимулирования инновационной деятельности, формирования единой общегосударственной политики прорабатывался на федеральном уровне еще в начале 90-х годов, но только в 2002 году на совместном заседании президиума Госсовета, Совета безопасности и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и технологиям были приняты "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Этим документом определены приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий, конкретные меры государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным неоднократно отмечалась необходимость создания благоприятных условий для стимулирования внедрения достижений научно-технического прогресса на российских промышленных предприятиях, в целях повышения их конкурентоспособности; коммерциализации прикладной науки.
1.1. Анализ состояния инновационной деятельности
в Российской Федерации
До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инновационной деятельности выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники.
Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно- производственная база. В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие в значительном научно-техническом потенциале и высококвалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как, например, доля США составляет 36%, Японии - 30%.
В последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленности в целом. Количественно она выражается показателем удельного веса организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений: в 1992 году - 16,3%, в 1993 году 17,3%, в 1994 году - 19,5%, в 1995 году - 5,6%, в 1996-2002 годах - около 5%. Особенно низким уровнем инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. В основных отраслях промышленности лишь 5% предприятий самостоятельно занимаются исследованиями и разработками.
Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры научно-технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют экспериментальной базы. Значительный физический и моральный износ производственного аппарата не позволяет при отсутствии протекционистских мер, способствующих его обновлению, выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.
Для компенсирования выбывающих основных производственных мощностей на современном научно-техническом уровне потребуется резкое увеличение инвестиционной и инновационной активности в промышленном комплексе.
Научно-технические разработки далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Существуют проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции, существенного совершенствования требует инвестиционный механизм инновационной деятельности.
Инновационная сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.
Развитие науки и технологий и формирование национальной инновационной системы служит решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации, неотъемлемой частью экономической политики государства.
1.2. Анализ состояния инновационной деятельности в промышленности
Воронежской области
Воронежская область отличается от многих регионов России высокой концентрацией научно-производственных организаций в обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении.
Научные исследования ведут 64 научных организаций, а также научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро, в которых работают более 100 докторов и 2000 кандидатов наук. Высшая школа располагает значительным инновационным потенциалом, включая: технологические центры, лаборатории и т.д.
Для научно-технического комплекса области характерна высокая доля оборонного сектора, в научных организациях которого занято до 50% специалистов, выполняющих более 60% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР).
Воронежская область, являясь крупным научным центром Черноземья и занимая 3 место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области по числу организаций, выполняющих исследования и разработки, не в полной мере использует свой научно-технологический и интеллектуальный потенциал. Число используемых передовых производственных технологий по виду: - проектирование и инжиниринг сократилось с 1998 по 2001 год с 1871 до 315 единиц (в 6 раз), - производство, обработка и сборка - с 882 до 475 единиц (почти в 2 раза). Хотя в последние годы произошли стабилизация и рост объемов научно-технических работ, количества заявок на регистрацию объектов промышленной собственности, ситуация в целом в инновационной сфере остается сложной. В основных отраслях промышленности число крупных и средних предприятий, применяющих инновационные технологии, не превышает 14%. Всего в последние годы промышленными предприятиями использованы только около 340 передовых технологий.
1.3. Проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности в
промышленности области
Сложившаяся ситуация в промышленном комплексе области во многом предопределена падением уровня загрузки производственных мощностей, с этим связано возрастание объема условно-постоянных расходов, повлиявшего на ухудшение финансовых результатов деятельности предприятий и соответственно на объемы собственных средств, направляемых на модернизацию, развитие и научные исследования.
Для повышения эффективности производства, увеличения его объемов и выпуска конкурентоспособной продукции необходимо кардинальное обновление состава производственных фондов. Однако, за счет внутренних ресурсов предприятий - прибыли и амортизационных отчислений - обеспечить внедрение в производство наукоемкой продукции невозможно. Получение долгосрочных кредитов на реализацию инновационных проектов осложняется неустойчивым финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, жесткой кредитной политикой коммерческих банков, дороговизной заемных ресурсов.
Другим существенным фактором является отсутствие достоверной и доступной всем заинтересованным предприятиям и организациям, работающим на территории области, информации о разрабатываемых и (или) находящихся в процессе внедрения перспективных инновационных проектах. В результате нарушается взаимосвязь между отдельными этапами инновационного цикла от рождения идеи, до технического воплощения и успешной коммерческой реализации конечного продукта на рынке.
Не развита инфраструктура поддержки инновационной деятельности. Области необходим интегрированный механизм (инновационные центры, техно-внедренческие зоны, консалтинговые фирмы, информационно-правовые центры и т.д.) поддержки инновационной деятельности, обеспечивающий ускоренное продвижение инноваций на рынок, коммерциализацию завершенных НИОКР, а также инновационных проектов промышленных предприятий. К числу неблагоприятных факторов, влияющих на продвижение инновационных проектов, следует отнести снижение потенциала рынка труда, вызванное оттоком высококвалифицированных кадров из промышленности в другие сферы хозяйственной деятельности и, как следствие, трудности при формировании новых высокотехнологических производств. Работающие в настоящее время на промышленных предприятиях специалисты не имеют достаточной подготовки и опыта в области инновационного менеджмента и бизнес-планирования. Отсутствие качественно выполненных бизнес-планов в значительной мере препятствует привлечению в инновационные проекты, как прямых инвестиций, так и банковских кредитов.
Одним из основных механизмов стимулирования развития инновационной деятельности является участие предприятий Воронежской области в Федеральных целевых программах и Федеральной адресной инвестиционной программе (ФЦП и ФАИП), а именно: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы"; "Национальная технологическая база на 2002-2006 годы"; "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года"; "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002-2006 годы"; "Электронная Россия на 2002-2010 годы" и др. Однако участие в них ограничивается крупными промышленными предприятиями, ведущими научно-технические и инновационные разработки федерального значения, выполняющих государственный оборонный заказ.
В связи с вышеперечисленными проблемами, большое количество идей, инновационных проектов так и не доходят до стадии своей коммерческой реализации. Исходя из сказанного выше, возникает необходимость разработки и осуществления последовательной государственной (областной) поддержки инновационной деятельности в промышленности Воронежской области, которая обусловлена:
- фактическим исчерпанием экстенсивных факторов развития промышленного комплекса области;
- усилением, как международной конкуренции, так и конкуренции на внутренних рынках России;
- наметившимся прекращением спада производства, что в перспективе, может способствовать росту внутреннего спроса на научно-технические разработки;
- необходимостью осуществления роста промышленного производства области на базе внедрения в производство новых наукоемких технологий.
На современном этапе структурной перестройки и технологической модернизации промышленного комплекса проблемы развития инновационной деятельности, а также создания условий для продвижения научно-технических разработок на рынок являются исключительно важными и актуальными для Воронежской области, и требуют формирования целостной системы мер государственного (областного) стимулирования инновационной деятельности в промышленности области на основе программно-целевого подхода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.