Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Воронежской областной Думы
"Об утверждении областной целевой программы
"Развитие сельского хозяйства на территории
Воронежской области на 2008 - 2012 годы"
от 22.11.2007 N 1107-IV-ОД
Областная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства
на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы"
Паспорт
областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства
на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы"
Наименование программы | - областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы" (далее - программа) |
Дата принятия решения о разработке программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
- Закон Воронежской области от 7 июня 2007 года N 66-ОЗ "О развитии сельского хозяйства на территории Воронежской области", распоряжение администрации Воронежской области от 21 сентября 2007 года N 719-р "О разработке областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы" |
Государственный заказчик программы |
- Главное управление аграрной политики Воронежской области |
Основные исполнители программы |
- Главное управление аграрной политики Воронежской области; - органы местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области |
Основные разработчики программы |
- Главное управление аграрной политики Воронежской области |
Цели программы | - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения в Воронежской области; - повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, произведенной в Воронежской области на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов |
Задачи программы | - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий в Воронежской области; - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства в Воронежской области; - обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства на территории Воронежской области; - повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства |
Сроки реализации программы |
2008 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования программы в 2008 - 2012 годах составляет 100284,06 млн. рублей: средства федерального бюджета - 14872,60 млн. рублей (2008 год - 2206,50 млн. рублей, 2009 год - 20889,10 млн. рублей, 2010 год - 2910,20 млн. рублей, 2011 год - 3201,60 млн. рублей, 2012 год - 3665,20 рублей); средства областного бюджета - 7728,30 млн. рублей (2008 год - 1089,89 млн. рублей, 2009 год - 1359,98 млн. рублей, 2010 год - 1551,50 млн. рублей, 2011 год - 1741,47 млн. рублей, 2012 год - 1985,39 млн. рублей); средства муниципальных бюджетов - 395,4 млн. рублей (2008 год - 66,8 млн. рублей, 2009 год - 74,0 млн. рублей, 2010 год - 78,3 млн. рублей, 2011 год - 85,2 млн. рублей, 2012 год - 91,1 млн. рублей); внебюджетные источники - 77287,83 млн. рублей. В общем объеме средств 3813,00 млн. рублей составляют средства на реализацию мероприятий, финансируемых в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы", в том числе средства федерального бюджета - 1011,10 млн. рублей, средства областного бюджета - 696,0 млн. рублей, средства муниципальных бюджетов - 395,40 млн. рублей, внебюджетные источники - 1710,50 млн. рублей и 15954,11 млн. рублей в рамках областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006 - 2010 годы", в том числе средства федерального бюджета - 3408,30 млн. рублей, средства областного бюджета - 1204,71 млн. рублей, собственные средства организаций - 11341,10 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- Улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 2,3 раза по отношению к 2006 году); - повышение обеспеченности сельского населения в Воронежской области питьевой водой до 60,4 процента и уровня газификации домов природным газом - до 53,5 процента; - увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 22,36 процента по отношению к 2006 году; - привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008 - 2012 годы в размере 33094 млн. рублей |
Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения |
Реализация программы координируется Главным управлением аграрной политики Воронежской области. Главное управление аграрной политики ежегодно готовит и представляет в Воронежскую областную Думу доклад о ходе и результатах реализации программы. Экспертная комиссия, созданная в установленном порядке для оценки результатов реализации направлений программы, составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности программы, степени достижения целей государственной аграрной политики, а также рекомендации об изменении таких направлений |
1. Характеристика проблемы
Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы" (далее - программа) разработана в соответствии со статьей 8 Закона Воронежской области от 7 июня 2007 года N 66-ОЗ "О развитии сельского хозяйства на территории Воронежской области" и распоряжением администрации Воронежской области от 21 сентября 2007 года N 719-р "О разработке областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы".
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Экономический рост в сельском хозяйстве Воронежской области продолжается последние 7 лет. За период 2001 - 2006 годов среднегодовой темп прироста объемов производства в сельском хозяйстве составлял более 3,0 процента.
Благодаря реализации целевых программ по развитию сельского хозяйства в Воронежской области уже превышен уровень производства 1990 года по сахарной свекле и подсолнечнику. Однако по производству зерна, молока и мяса его предстоит достигнуть.
Кроме того, первоочередной задачей остается рост уровня социальной и инженерной инфраструктуры села и доходов сельского населения.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства Воронежской области на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
2. Цели и задачи программы
Целями программы на 5-летний период являются:
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения в Воронежской области;
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, произведенной в Воронежской области, на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий в Воронежской области и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 2,3 раза по отношению к 2006 году);
повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 60,4 процента, а уровня газификации домов природным газом - до 53,5 процента за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства в Воронежской области путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 60 процентов органов управления агропромышленным комплексом муниципальных образований Воронежской области;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства на территории Воронежской области, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 19,5 процента, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева до 10 процентов;
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей Воронежской области к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 30 процентов.
В результате реализации программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении 1.
Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 22,36 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011 - 2012 годах - их стабилизация.
За 2008 - 2012 годы среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства должен составить более 4 процентов.
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. В 2008 - 2012 годах в развитие сельскохозяйственного производства будет привлечено 33,1 млрд. рублей инвестиций.
В первые годы реализации программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей в Воронежской области некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2012 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации программы будет приобретено более 3,0 тыс. тракторов, 582 зерноуборочных, 154 свекловичных и 269 кормоуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 19,6 процента, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 15,2 процента, свеклоуборочных - 14,3 процента, кормоуборочных - 30,6 процента (к уровню 2006 года).
Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,7 раза и составят 9,8 тыс. рублей в месяц на 1 работающего.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:
развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных программой;
развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;
ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства в Воронежской области на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся следующие:
макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
3. Система программных мероприятий
3.1. Устойчивое развитие сельских территорий
Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя:
мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
мероприятия поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
Повышение уровня развития социальной инфраструктуры
и инженерного обустройства сельских поселений
Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
улучшение жилищных условий сельского населения;
повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;
развитие социальной инфраструктуры села.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 3 марта 2005 года N 1183-III-ОД, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета Воронежской области и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.
Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 года N 250.
Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.
Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:
приобретение готового жилого помещения в сельской местности;
создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;
приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.
Поддержка комплексной компактной застройки
и благоустройства сельских поселений
в рамках пилотных проектов
Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
обеспечение благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
повышение уровня архитектурно-планировочных решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры;
распространение передового опыта комплексной компактной застройки сельских поселений среди муниципальных районов Воронежской области.
Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора.
В состав проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:
инженерной подготовки строительной площадки массовой жилищной застройки, озеленения, уличных дорог и тротуаров;
социальной и культурно-бытовой сферы, необходимые для обслуживания населения, проживающего на территории компактной застройки.
3.2. Создание общих условий
функционирования сельского хозяйства
Несмотря на неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности, сельское хозяйство остается интегрированным в экономику Воронежской области и занимает значительное место по территории, трудовому и производственному ресурсам. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет важную роль в экономике Воронежской области.
Однако уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составил 7,8 процента их объема в экономике Воронежской области. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.
Для изменения наметившейся тенденции снижения темпов роста сельскохозяйственного производства требуется активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.
Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе поддержке почвенного плодородия, разработке технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и готовой продукции, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства.
3.2.1. Поддержание почвенного плодородия
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
защита земель от затопления и подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;
сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания;
внесение минеральных удобрений;
организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 20 апреля 2006 года N 436-IV-ОД, с учетом при этом предполагаемого продолжения программных мероприятий до 2012 года включительно.
Программой предусматривается выделение государственных инвестиций на агрохимические мероприятия, мелиорацию земель и агролесомелиорацию, а также оказание государственной поддержки в отношении отдельных мероприятий, предусмотренных указанной областной целевой программой.
Финансирование мероприятий, предусмотренных областной целевой программой, предполагается осуществлять на долевой основе за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников.
Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять на приобретение минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств областного бюджета.
3.2.2. Оказание консультационной помощи
сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка
специалистов для сельского хозяйства
Целями осуществления мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, переподготовке специалистов для сельского хозяйства являются расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
развитие на областном уровне учебно-методического центра по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и центров по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в районах Воронежской области (далее - учебно-методические центры);
интеграция учебно-методических центров с системой информационного обеспечения;
обеспечение переподготовки специалистов для сельского хозяйства с учетом современных экологически чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению.
Развитие учебно-методических центров предусматривается осуществлять путем реализации следующих мероприятий:
квалифицированное предоставление консультационной помощи, в том числе при оформлении кредитов, по которым предоставляются субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области;
методическая работа учебно-методических центров;
подготовка специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
мониторинг, маркетинг и публикация материалов для распространения опыта консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
интеграция консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям с системой информационного обеспечения, в том числе доступ к государственным информационным ресурсам в области сельского хозяйства и участие в их формировании.
3.3. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
в Воронежской области
Задачей развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства в Воронежской области является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. В Воронежской области такими подотраслями являются молочное и мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Меры государственной поддержки в 2008 - 2012 годах направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, рост объемов сельскохозяйственного производства.
Для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественными племенными животными и сокращения поставок их по импорту необходимо укреплять существующую племенную базу. К 2012 году племенная база Воронежской области должна обеспечить удельный вес племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных до 19,5 процента.
Рост объемов производства продукции животноводства будет способствовать увеличению потребности в продукции растениеводства, используемой на корм животным.
Повышение эффективности отрасли растениеводства связано с доступностью сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретения качественных семян. Для воспроизводства семенного материала высшей репродукции площадь, засеваемая элитными семенами, должна составить 10 процентов общей площади посевов, что обеспечит внедрение новых сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям Воронежской области.
Развитие подотраслей растениеводства имеет стратегическое значение для реализации высоких потенциальных возможностей Воронежской области на внутреннем и мировом рынках.
3.3.1. Приоритетное развитие животноводства
в Воронежской области
Поддержка племенного животноводства
Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного животноводства является формирование племенной базы, обеспечивающей потребность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции (материале).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение производства высококачественной племенной продукции (материала) и ее реализация на внутреннем рынке;
стимулирование селекционной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных;
стимулирование приобретения высококачественной продукции (материала), отвечающей требованиям мирового рынка.
Компенсацию на возмещение части затрат предполагается предоставлять сельхозтоваропроизводителям Воронежской области:
на приобретение племенных животных крупного рогатого скота (нетели, телки случного возраста, быки-производители), племенного молодняка крупного рогатого скота, свиней (за один килограмм живой массы);
на приобретение племенного яйца, суточных цыплят для комплектования маточного стада (по ставке на одно яйцо и за одну голову);
на приобретение семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства (по ставке за одну дозу);
на приобретение молоди рыбы (по ставке за одну голову).
Для племенных хозяйств Воронежской области:
на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (из расчета за одну условную голову);
на содержание племенных быков-производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, у которых проверено качество потомства;
на приобретение быков-производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных из расчета за один килограмм живой массы.
Реализация мер по поддержке племенного животноводства будет осуществляться также посредством поставок по лизингу племенного скота и современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм.
Развитие овцеводства и козоводства
Целями осуществления мероприятий по развитию овцеводства и козоводства являются сохранение традиционного уклада жизни и поддержание занятости и доходности сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на овцеводстве и козоводстве.
Для достижения поставленных целей необходимо увеличение маточного поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять на содержание маточного поголовья овец и коз сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, специализирующимся на овцеводстве и козоводстве.
3.3.2. Проведение противоэпизоотических мероприятий
Целями осуществления мероприятий по проведению противоэпизоотических мероприятий являются предупреждение болезней сельскохозяйственных животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных, включая рыб, на основе плана противоэпизоотических мероприятий;
обеспечение биологическими и другими препаратами для профилактики и ликвидации карантинных и других заразных болезней животных на территории Воронежской области;
проведение лабораторно-диагностических исследований, направленных на выявление животных, больных инфекционными болезнями;
совершенствование методов диагностики и ранней профилактики туберкулеза крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях Воронежской области.
3.3.3. Развитие приоритетных отраслей растениеводства
В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на производство высококачественного семенного материала, закладку многолетних насаждений, компенсацию части затрат на приобретение сельхозтоваропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) средств химической защиты растений (протравители семян, гербициды, инсектициды, фунгициды) и минеральных удобрений.
Поддержка элитного семеноводства
Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства на территории Воронежской области является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами высокопродуктивных сортов и гибридов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно обоснованной нормы, исходя из расчета 10 процентов общей площади посевов;
обеспечение доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала.
В целях осуществления поддержки из областного бюджета предоставляется компенсация части затрат научно-исследовательским учреждениям на производство оригинальных семян, сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности на приобретение семян высших репродукций у российских производителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) по следующим культурам: зерновые, зернобобовые, крупяные, кукуруза, соя, сахарная свекла, подсолнечник, рапс, овощные культуры, картофель, многолетние травы по ставкам за одну тонну.
Кроме того, из областного бюджета компенсация части затрат предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности на приобретение семян сахарной свеклы 1-й репродукции и гибридов у семеноводческих организаций Воронежской области.
Размеры ставки на одну тонну семян высших репродукций устанавливаются нормативным правовым актом администрации Воронежской области с учетом объема средств, предусмотренных в областном бюджете на поддержку семеноводства.
Поддержка мероприятий по улучшению фитосанитарного
состояния посевов сельскохозяйственных культур
Целью осуществляемых мероприятий по улучшению фитосанитарного состояния посевов сельскохозяйственных культур является повышение урожайности сельскохозяйственных культур за счет увеличения обработки посевов средствами защиты растений: гербицидами, фунгицидами, инсектицидами, стимуляторами роста. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
расширение посевных площадей сельскохозяйственных культур, обработанных средствами защиты растений за счет обеспечения доступности их приобретения;
недопущение гибели посевов сельскохозяйственных культур, снижения урожая и его качества от комплекса вредителей, болезней и сорняков.
В целях обеспечения реализации поставленных задач из областного бюджета предполагается предоставлять субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на приобретение наиболее эффективных химических средств защиты растений отечественного и импортного производства.
Кроме того, за счет средств областного бюджета предполагается финансирование на конкурсной основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с разработкой современных зональных экологически безопасных технологий защиты посевов сельскохозяйственных культур от комплекса вредителей, болезней и сорняков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Воронежской области.
Поддержка мониторинга
состояния посевов сельскохозяйственных культур
Целью осуществления мероприятий по поддержке мониторинга состояния посевов сельскохозяйственных культур является повышение эффективности использования минеральных удобрений за счет корректировки доз их внесения с учетом почвенно-климатических условий, фаз развития культурных растений.
Кроме того, особое значение имеет мониторинг состояния сельскохозяйственных культур, особенно озимых в период их зимовки, который позволит в случае возникновения чрезвычайной ситуации своевременно скорректировать план проведения весенне-полевых работ.
Участниками данного мероприятия являются сельскохозяйственные организации, а также организации, имеющие аккредитацию на проведение почвенно-листовой диагностики, в соответствии с утвержденным Главным управлением аграрной политики Воронежской области списком хозяйств и графиком проведения обследований. Отбор организаций, которые будут проводить почвенно-листовую диагностику, осуществляется посредством проведения конкурса (ценовые котировки).
Государственная поддержка организациям - участникам мероприятий осуществляется в форме финансирования работ по проведению мониторинга посевов сельскохозяйственных культур из объема средств, предоставляемых из областного бюджета.
Государственная поддержка организациям - участникам мероприятия осуществляется при представлении пакета документов, подтверждающих фактическое выполнение работ Главному управлению аграрной политики Воронежской области. Перечень указанных документов утверждается приказом Главного управления аграрной политики Воронежской области.
Производство рапса
Целью осуществления мероприятий по производству рапса на территории Воронежской области является увеличение его валового производства в целях обеспечения потребности организаций масложировой промышленности сырьем, населения в растительном масле и отрасли животноводства в кормовом белке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение посевных площадей рапса;
увеличение валовых сборов масло-семян рапса.
В целях обеспечения реализации поставленных задач из областного бюджета предполагается предоставлять субсидии для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство):
на приобретение элитных семян рапса по ставке на одну тонну семян, установленной, исходя из возмещения затрат за счет средств областного бюджета на указанные цели;
на приобретение средств химической защиты растений.
За счет средств областного бюджета предполагается предоставлять субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным ими в российских кредитных организациях на строительство заводов по переработке масличного сырья.
Закладка многолетних насаждений
Целями осуществления мероприятий по закладке многолетних насаждений в Воронежской области являются: стимулирование закладки многолетних насаждений с целью обеспечения населения свежей продукцией, перерабатывающей промышленности - сырьем, а также создание условий для развития садоводства.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
увеличение закладки площадей плодовых насаждений, в том числе садов интенсивного типа, ягодных кустарниковых насаждений, питомников, хмельников.
Участниками комплекса мер по государственной поддержке посредством субсидирования являются юридические лица любой организационно-правовой формы собственности (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющие на начало текущего года площади плодовых насаждений - не менее 50 гектаров, ягодных кустарниковых насаждений - не менее 10 гектаров, питомников - не менее 3 гектаров, хмельников - не менее 2 гектаров.
Субсидии за счет средств областного бюджета будут предоставляться на компенсацию части затрат на:
закладку ягодных кустарниковых и плодовых насаждений, хмельников, уход за ними до начала товарного плодоношения;
закладку и уход за плодовыми и ягодными питомниками;
создание садов интенсивного типа, в том числе с капельным орошением.
3.3.4. Достижение финансовой устойчивости
сельского хозяйства в Воронежской области
В 2008 - 2012 годах государственная аграрная политика будет исходить из необходимости:
сохранения льготного режима налогообложения сельскохозяйственного производства в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и совершенствования законодательной базы, касающейся финансового оздоровления;
развития земельной ипотеки как важнейшего условия обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам.
За период реализации настоящей Программы предполагается стабилизация финансового положения в сельском хозяйстве в Воронежской области. Средняя рентабельность будет находиться на уровне 10 процентов, а доля убыточных хозяйств не должна превысить 30 процентов.
Повышение доступности кредитов
Целью осуществления мероприятий по повышению доступности кредитов является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере одной трети ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а по кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 года, возмещение части затрат на уплату процентов предполагается осуществлять в пределах одной второй, но не менее одной трети ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более 1/3 фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
Субсидии предполагается предоставлять на возмещение части затрат на уплату процентов по следующим видам кредитов (займов), установленным администрацией Воронежской области:
краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 1 года сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, - на закупку российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки;
инвестиционные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 8 лет сельскохозяйственным организациям и организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, - на приобретение оборудования (российского и зарубежного производства), оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, племенной продукции (материала), специализированного транспорта, спецтехники и оборудования, на закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию прививочных комплексов, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута).
Повышение финансовой устойчивости
малых форм хозяйствования на селе
Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе в Воронежской области является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;
развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;
повышение доходов сельского населения.
Государственная поддержка по решению указанных задач осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (снабженческими, сбытовыми, перерабатывающими, обслуживающими, в том числе кредитными), созданными в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, предоставляются в размере 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более чем 5 процентов их фактических затрат по следующим видам кредитов (займов), установленным администрацией Воронежской области:
для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство:
на срок до 2 лет - на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 300 тыс. рублей на одно хозяйство;
на срок до 5 лет - на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. рублей на одно хозяйство;
для крестьянских (фермерских) хозяйств:
на срок до 2 лет - на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн. рублей на одно хозяйство;
на срок до 8 лет - на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 10 млн. рублей на одно хозяйство;
для сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
на срок до 2 лет - на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, материалов для теплиц, в том числе для поставки их членам кооператива, приобретение российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, закупку сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооператива для ее дальнейшей реализации, а также на организационное обустройство кооператива и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 15 млн. рублей на один кооператив;
на срок до 8 лет - на приобретение техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе специализированного транспорта для перевозки комбикормов, инкубационного яйца, цыплят, ремонтного молодняка и родительского стада птицы, тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, приобретение специализированного технологического оборудования, холодильного оборудования, сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), в том числе для поставки их членам кооператива, строительство, реконструкцию и модернизацию складских и производственных помещений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов животноводства и кормопроизводства, строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых площадок, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, а также на закладку многолетних насаждений, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 40 млн. рублей на один кооператив.
Кроме того, государственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям будет предоставляться за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и потребительскими сельскохозяйственными кооперативами в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на срок до 5 лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья) в размере 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 года, возмещение части затрат на уплату процентов предполагается в пределах одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
Техническая и технологическая модернизации
сельского хозяйства на территории Воронежской области
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства на территории Воронежской области является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства.
В целях осуществления поддержки мероприятий программы за счет средств областного бюджета будут предоставляться сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства в размере одной трети ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 года, возмещение части затрат на уплату процентов будет осуществляться в размере одной второй, но не менее одной трети ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
Инвестиционные кредиты на эти цели предполагается предоставлять сроком до 10 лет.
Также предусматриваются поставки на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий.
Снижение рисков в сельском хозяйстве
Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве в Воронежской области является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 30 процентов;
обеспечение устойчивого воспроизводства в сельском хозяйстве в условиях роста цен на промышленную продукцию;
стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета для возмещения не менее 30 процентов затрат на уплату страховых взносов по договорам страхования сельскохозяйственным товаропроизводителям любых форм собственности и ведомственной подчиненности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования.
Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля и овощей), урожая многолетних насаждений, а также посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля), в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, половодье и переувлажнение почвы).
4. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования мероприятий программы на период 2008 - 2012 годов составит 100284,06 млн. рублей.
Основными источниками средств для реализации мероприятий программы являются:
- средства федерального бюджета на безвозвратной основе в сумме 14872,60 млн. рублей;
- средства областного бюджета в сумме 7728,53 млн. рублей, в том числе за счет возвратных средств - 1654,03 млн. рублей;
- средства муниципальных бюджетов - 395,4 млн. рублей;
- собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей в сумме 77287,83 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования в разрезе областных целевых программ представлены в таблице
млн. рублей
Наименование | Объемы финансирования, всего |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет | Муниципальный бюджет |
Собственные средства |
|
всего | в т.ч. за счет возвратных средств |
|||||
По программе (без ОЦП "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы", ОЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006 - 2010 годы"): |
||||||
Всего | 80 516,95 | 10 453,2 | 5 827,52 | 64 236,23 | ||
2008 год | 12 928,18 | 1 687,90 | 835,38 | 261,1 | 10 404,90 | |
2009 год | 14 940,91 | 2 099,20 | 1 015,98 | 404,7 | 11 825,73 | |
2010 год | 15 992,20 | 1 993,60 | 1 162,70 | 515,6 | 12 835,90 | |
2011 год | 17 347,67 | 2 194,40 | 1 317,57 | 13 835,70 | ||
2012 год | 19 307,99 | 2 478,10 | 1 495,89 | 15 334,00 | ||
Кроме того: | ||||||
ОЦП "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы" | ||||||
Всего | 3 813,00 | 1 011,10 | 696,00 | 395,40 | 1 710,50 | |
2008 год | 646,50 | 164,90 | 116,80 | 66,80 | 298,00 | |
2009 год | 714,60 | 190,40 | 130,30 | 74,00 | 319,90 | |
2010 год | 755,20 | 202,00 | 138,60 | 78,30 | 336,30 | |
2011 год | 816,60 | 218,30 | 149,30 | 85,20 | 363,80 | |
2012 год | 880,10 | 235,50 | 161,00 | 91,10 | 392,50 | |
ОЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006 - 2010 годы" |
||||||
Всего | 15 954,11 | 3 408,30 | 1 204,71 | 11 341,10 | ||
2008 год | 1 668,11 | 353,70 | 137,71 | 97,43 | 1 176,70 | |
2009 год | 2 817,50 | 599,50 | 213,70 | 170,8 | 2 004,30 | |
2010 год | 3 356,90 | 714,60 | 250,20 | 204,4 | 2 392,10 | |
2011 год | 3 684,50 | 788,90 | 274,60 | 2 621,00 | ||
2012 год | 4 427,10 | 951,60 | 328,50 | 3 147,00 |
Распределение средств по мероприятиям программы и годам ее реализации приведено в приложении 2.
Основные целевые индикаторы реализации мероприятий программы приведены в приложении 3.
5. Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется Главным управлением аграрной политики Воронежской области и соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области на основании соглашений.
Реализация мероприятий программы осуществляется на основе заключения Главным управлением аграрной политики Воронежской области соглашений с участниками мероприятий программы (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) о реализации мероприятий программы, которые должны будут предусматривать предоставление государственной поддержки на приобретение оборотных средств и современной сельскохозяйственной техники, развитие животноводства в интересах концентрации и эффективного использования средств федерального, областного и муниципальных бюджетов, направляемых на ресурсное обеспечение программы, с целью достижения конечных результатов, предусмотренных программой.
6. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Главное управление аграрной политики администрации Воронежской области ежегодно до 15 мая готовит и представляет в Воронежскую областную Думу доклад о ходе и результатах реализации программы. В докладе дается оценка хода реализации программы за прошедший год ее реализации в целом и по ее направлениям.
По каждому направлению анализируется выполнение намеченных задач, достижение запланированных показателей (индикаторов) и эффективность использования бюджетных средств. При необходимости в докладе должны содержаться предложения о корректировке программы.
Для оценки результатов реализации программы создается экспертная комиссия, которая ежегодно составляет заключение, содержащее оценку результатов реализации и эффективности по каждому направлению программы, степень достижения целей государственной аграрной политики и рекомендации об изменении таких направлений. В состав комиссии входят независимые эксперты, представители отраслевых ассоциаций сельскохозяйственных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и других некоммерческих организаций, представители органов государственной власти Воронежской области. Число государственных служащих в составе экспертной комиссии должно быть не более чем одна треть общей численности членов комиссии.
Заключение экспертной комиссии, содержащее оценку результатов реализации и эффективности программных мероприятий, степени достижения целей государственной аграрной политики, проводимой на территории Воронежской области, направляется в органы государственной власти Воронежской области и публикуется в средствах массовой информации одновременно с докладом о ходе и результатах реализации программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.