Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Характеристика проблем, на решение которых направлена областная целевая
программа
1.1. Анализ состояния аварийности в Воронежской области
Аварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем, требующих решения на государственном уровне. Сложившийся дисбаланс между ростом автомобильного парка и уровнем развития улично-дорожной сети городов и населенных пунктов привел к ухудшению условий движения, заторам ; снижение уровня обучения водителей транспортных средств - к появлению на автодорогах большого числа водителей, не имеющих достаточного опыта управления транспортными средствами и, как результат, к росту количества ДТП и тяжести последствий совершенных аварий.
Учитывая важность сохранения жизни граждан на автомобильных дорогах, проблема обеспечения необходимых условий безопасности дорожного движения (БДД) 15 ноября 2005 года рассматривалась с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Президиума Госсовета Российской Федерации. На заседании было отмечено, что на протяжении последних четырех лет социально-экономический ущерб от аварий составляет более двух процентов ВВП, что в абсолютном выражении составляет сотни миллиардов рублей, которых лишается страна; повышение безопасности дорожного движения должно стать самостоятельным направлением государственной политики.
На протяжении последних лет в области также отмечается тенденция роста дорожно-транспортных происшествий: если в период до 2001 года обстановка отмечалась как относительно стабильная и даже с некоторым снижением показателей, характеризующих состояние аварийности, то начиная с 2002 года эта ситуация приобрела устойчивую тенденцию к росту количества ДТП и тяжести последствий совершенных аварий.
Динамика показателей аварийности
а) по Воронежской области
Год | Воронежская область | |||||
Всего ДТП (ед.) | Погибло (чел.) | Ранено (чел.) | ||||
Кол-во | % к пред. году |
Кол-во | % к пред. году |
Кол-во | % к пред. году |
|
1998 | 2683 | -0,2 | 538 | -0,7 | 3074 | -0,7 |
1999 | 2610 | -2,8 | 554 | +3,0 | 3008 | -2,2 |
2000 | 2589 | -0,8 | 552 | -0,3 | 2951 | -1,9 |
2001 | 2562 | -1,0 | 551 | -0,2 | 2848 | -3,5 |
2002 | 2917 | +13,9 | 609 | +10,5 | 3259 | +14,4 |
2003 | 2970 | +1,8 | 658 | +8,0 | 3410 | +4,6 |
2004 | 3604 | +21,3 | 639 | -2,9 | 4244 | +24,5 |
2005 | 4006 | +11,2 | 607 | - 5,0 | 4966 | + 17,0 |
б) по г. Воронежу
Год | г. Воронеж | |||||
Всего ДТП (ед.) | Погибло (чел.) | Ранено (чел.) | ||||
Кол-во | % к пред. году |
Кол-во | % к пред. году |
Кол-во | % к пред. году |
|
1998 | 743 | -7,5 | 70 | - 11,4 | 807 | -6,6 |
1999 | 749 | +0,8 | 88 | +25,7 | 774 | -4,1 |
2000 | 747 | -0,3 | 92 | +4,5 | 784 | +1,3 |
2001 | 746 | -0,1 | 80 | -13,1 | 762 | -2,8 |
2002 | 895 | +19,9 | 71 | -11,2 | 953 | +25,1 |
2003 | 904 | +1,0 | 93 | +30,9 | 978 | +2,6 |
2004 | 1183 | +30,9 | 97 | +4,3 | 1285 | +31,4 |
2005 | 1460 | + 23,1 | 78 | -19,6 | 1744 | +35,7 |
Социально-экономический ущерб от гибели граждан в дорожно-транспортных происшествиях на территории области с 1998 по 2005 годы составил 10357,6 млн. руб., в том числе по годам:
Год | Количество погибших в ДТП (чел.) |
Социально-экономический ущерб (млн.руб.) |
1998 | 538 | 1183,6 |
1999 | 554 | 1218,8 |
2000 | 552 | 1214,4 |
2001 | 551 | 1212,2 |
2002 | 609 | 1339,8 |
2003 | 658 | 1447,6 |
2004 | 639 | 1405,8 |
2005 | 607 | 1335,4 |
Итого | 4708 | 10357,6 |
Анализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма на территории Воронежской области остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту. Начиная с 2002 года, зарегистрировано увеличение всех основных показателей аварийности.
В городах и населенных пунктах ежегодно совершается почти три четверти от всех происшествий в области. В 2005 году здесь зарегистрировано 2868 ДТП, что составило 71,6% от всех происшествий. В них погибли 258 и ранено 3401 человек.
На автомобильных дорогах в 2005 году совершено 1137 ДТП, в которых погибли 349 и получили ранения 1563 человека. Характерной особенностью ДТП на автомобильных дорогах является высокая тяжесть последствий.
В 2005 году, как и в предшествующие годы, самым распространенным видом ДТП был наезд на пешехода (удельный вес таких ДТП - 39%). Средняя тяжесть последствий наездов на пешеходов выше, чем ДТП других видов.
Столкновения транспортных средств составили 29,5%, опрокидывания - 16,3% всех ДТП.
Основные виды ДТП в Воронежской области за 2005 год
Происшествие | ДТП | Погибло | Ранено | |||
кол-во | +/- в % к 2004г. |
чел. | +/- в % к 2004г. |
чел. | +/- в % к 2004г. |
|
Столкновение | 1180 | +18,7 | 205 | -2,8 | 1915 | +24,8 |
Опрокидывание | 654 | +14,9 | 100 | -2,9 | 850 | +14,1 |
Наезд на стоящее ТС | 95 | +35,7 | 26 | +188,9 | 112 | +19,1 |
Наезд на препятствие | 241 | -4,4 | 28 | -33,3 | 337 | +6,3 |
Наезд на пешехода | 1563 | +3,9 | 215 | -15,4 | 1476 | +10,7 |
Наезд на велосипедиста |
157 | +48,1 | 29 | +107,1 | 138 | +39,4 |
Наезд на гужевой транспорт |
18 |
-10 |
2 |
-50 |
25 |
-10,7 |
Иные виды ДТП | 98 | +10,1 | 2 | 0 | 113 | +20,2 |
Основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения.
В настоящее время в Воронежской области эксплуатируется более 700 тыс.ед. автомототранспортных средств, в том числе 445,0 тыс. ед. легковых автомобилей, 73 тыс. грузовых автомобилей и более 10,0 тыс. автобусов. За период 2000-2005 годы количество автотранспорта, принадлежащего организациям и гражданам увеличилось на 6,5 %. Дальнейший рост этого показателя приведет к резкому повышению интенсивности транспортных потоков и осложнению условий движения на дорогах.
Сведения о ДТП, совершенных по вине
водителей и пешеходов (2005 год)
"Рис. 1"
По итогам 2004 - 2005 г.г. девять из десяти ДТП были связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.
Из-за нарушений ими Правил дорожного движения только в 2005 году зарегистрировано 3050 (рост к 2004 году 15,4%) ДТП. Удельный вес этих происшествий составил 76,1% от всех ДТП или 86,4% от происшествий по вине водителей.
Сведения о ДТП по видам нарушений.
"Рис. 2"
Практически каждое двадцатое ДТП совершено водителями транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам. В 2005 году наметилась тенденция снижения количества таких происшествий (снижение к 2004 г. 14,3%). Две трети всех происшествий произошло из-за нарушений Правил дорожного движения водителями легковых автомобилей.
Ухудшилось положение с обеспечением безопасности пассажирских перевозок. В 2005 году на территории области зарегистрировано по вине водителей автобусов 117 ДТП, в которых погибли 8 человек и 160 получили ранения. К этому следует добавить, что по вине водителей автобусов совершено 40% ДТП от общего количества с их участием.
Из-за нарушений Правил дорожного движения пешеходами произошло 15% от всех ДТП. Из 100 пострадавших в этих ДТП 14 человек получили смертельные травмы. Каждый шестой пешеход-нарушитель Правил дорожного движения находился в состоянии алкогольного опьянения.
В течение 2005 года количество ДТП, связанных с недостатками в состоянии и содержании улично-дорожной сети (неудовлетворительными дорожными условиями - НДУ) составило 1107 (рост к 2004 г. 79,4%). Тяжесть последствий таких ДТП была ниже среднего по стране значения и составила 8 погибших на 100 пострадавших.
Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной из основных причин высокой смертности при дорожно-транспортных происшествиях. По оценкам специалистов Воронежской государственной медакадемии из 100 человек, погибших в дорожно-транспортных происшествиях от тяжелых травм, 80 погибают на догоспитальном этапе. Более половины из них могут быть спасены при оказании своевременной медицинской помощи. В настоящее время только 10 % пострадавших в ДТП, совершенных на автомобильных дорогах Воронежской области, получают своевременную медицинскую помощь.
Особое место в системе обеспечения безопасности дорожного движения занимают мероприятия по устранению мест аварийности в городе Воронеже.
Улично-дорожная сеть города Воронежа создавалась в 50-80 годах с расчетной нагрузкой на ось не более 6 тонн. В настоящее время движущийся по улицам города транспорт создает осевую нагрузку в 8 и более тонн.
Кроме того, при строительстве основания большинства объектов улично-дорожной сети использовался известковый щебень, который не обладает необходимой прочностью даже для автомобильных дорог с нагрузкой в 6 тонн на ось.
Негативные факторы состояния улично-дорожной сети города Воронежа дополняются резким увеличением количества транзитного транспорта, движущегося по магистральным улицам, а также систематическим недофинансированием ремонтных работ.
Некоторые объекты при 12 летнем# периоде межремонтного срока, не ремонтируются в течение 35 лет. В результате чего из 312 улиц, по которым движется пассажирский транспорт, на 76 требуется замена основания дорожной одежды, а на 45 - капитальный ремонт.
Анализ влияния уровня развития улично-дорожной сети на состояние аварийности убедительно свидетельствует о наличии определенной зависимости между этими показателями.
По данным УГИБДД ГУВД Воронежской области в городе Воронеже отмечено 149 очагов аварийности, в которых основными потерпевшими являются пешеходы. Начиная с 1997 года, показатель риска гибели пешеходов в автоавариях увеличился в 1,3 раза. Повышению травматизма пешеходов способствуют недостатки в содержании улично-дорожной инфраструктуры, автобусных остановок, перекрестков, уличного освещения и так далее.
В городе Воронеже совершается каждое третье дорожно-транспортное происшествие из общего количества совершенных в области и в половине из них указаны неудовлетворительные дорожные условия.
За 2004 год в городе Воронеже совершено 1183 ДТП, за 2005 год - 1480, за 1 квартал 2006 года - 270. В более половины совершенных ДТП отмечены неудовлетворительные дорожные условия. Удельный вес таких ДТП в 2005 году составил 52,5 % (каждое второе) и их количество выросло по сравнению с 2004 годом на 3,8 %. В совершенных ДТП погибло 33 и ранено 307 человек.
На территории Воронежской области находятся 267 железнодорожных переездов принадлежащих ЮВЖД - филиалу ОАО "РЖД". Из общего количества переездов только на 58 (21,7 %) обеспечивается регулярное дежурство сотрудниками железной дороги.
Аварийность с участием железнодорожного транспорта, как правило, связана с нанесением значительного материального ущерба и большим количеством пострадавших:
2003 год - совершено 4 ДТП, в которых 1 человек погиб и 3 -ранено;
2004 год - совершено 7 ДТП, в которых ранено 2 человека;
2005 год - совершено 1 ДТП, в котором ранено 2 человека.
Уже по итогам 6 месяцев 2006 года на переездах области совершено 3 ДТП в которых 16 человек ранено и 8 погибло.
Проводимые проверки технического состояния железнодорожных переездов показывают, что уровень их содержания не в полной мере отвечает действующим положениям и требованиям обеспечения на них безопасности дорожного движения и правилам их содержания. Анализ проведенных проверок показывает, что из общего количества переездов 129 (48,4 %) имеют значительные нарушения в их содержании, в том числе:
- 37 переездов не соответствуют предъявляемым требованиям по условиям видимости;
- 54 переезда не соответствуют нормативным документам по состоянию проезжей части;
- на 46 переездах отсутствуют или находятся в неудовлетворительном состоянии дорожные знаки;
- на 42 переездах отсутствуют пешеходные дорожки;
- на всех переездах отсутствует разметка проезжей части на подходах к ним автомобильных дорог;
- на 38 переездах уровень освещенности не соответствует предъявляемым требованиям.
Анализ аварийности в области показывает, что оснащенность городов и административных центров муниципальных образований области техническими средствами организации дорожного движения находится на низком уровне. В настоящее время в области эксплуатируется 190 светофорных объектов, из них 148 - в г. Воронеже. В эксплуатации находятся 14327 дорожных знаков, в г. Воронеже - 9,6 тыс.ед., что составляет соответственно 10% и 30 % от необходимого количества регламентируемого нормативными требованиями.
Влияние уровня развития улично-дорожной сети на состояние аварийности убедительно свидетельствует о наличии определенной зависимости между этими показателями и основным видом ДТП в городах и административных центрах муниципальных образований области - наездов на пешеходов.
Только по вине пешеходов за 2003 год совершено 263 таких ДТП, в 2004 году - 314, в 2005 году - 344 (каждая четвертая авария).
Особое внимание в решении вопроса организации дорожного движения, снижения аварийности на улично-дорожной сети городов и районов области занимает город Воронеж.
Низкая пропускаемая способность улично-дорожной сети города Воронежа, неудовлетворительное состояние технических средств регулирования дорожным движением, отсутствие необходимой дорожной разметки, дорожных знаков значительно повышают риск совершения дорожно-транспортного происшествия.
Если в городе Воронеже в 1998 году было совершено 743 ДТП, то в 2005 - 1460 (рост в два раза), в которых было ранено 807 и 1744 человека соответственно (рост 216 %).
В городе Воронеже из действующих 148 светофорных объектов более половины физически устарели и требуют замены. В связи с возросшей интенсивностью движения, на городских магистралях снижена средняя скорость движения транспортных средств до 25 км./час, что свидетельствует о необходимости введения на основных автомагистралях города режима движения транспортных средств "зеленая волна".
Под термином "зеленая волна" понимается координированное управление светофорными объектами, при котором осуществляется максимальная пропускная способность улично-дорожной сети с минимальными задержками транспортных средств.
За период с 2001 года по настоящее время построено всего лишь 18 и реконструировано 8 светофорных объектов и в основном за счет средств заинтересованных организаций и физических лиц.
В 2006 году в областном бюджете предусмотрены финансовые средства на общую сумму 5,69 млн.руб. для развития автоматизированной системы управления дорожным движением на проспекте Революции, ул. Ленина, реконструкция светофорных объектов на ул. Ленинградская - ул. Брусилова, Ленинский проспект - ул. Ильича, у дворца им. Кирова, ул. Степана Разина - Б. Манежная, нанесение сопутствующей дорожной разметки и установка дорожных знаков.
По информации УГИБДД ГУВД Воронежской области только в городе Воронеже подлежит замене и установке 5,6 тыс. дорожных знаков, необходимо строительство 40 новых и реконструкция 33 действующих светофорных объектов.
1.2. Основные проблемы обеспечения безопасности дорожного
движения в Воронежской области
Быстрый рост численности автотранспортного комплекса за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению условий дорожного движения, что оказало негативное влияние на состояние аварийности.
В городах Российской Федерации к 2020-2025 г.г. ожидаемый уровень автомобилизации составит 550 автомобилей на 1000 жителей, что в 1,5 раза выше уровня достигнутого сегодня на большей части территории России и в 5-8 раз выше уровня, в расчете на который создавалась улично-дорожная сеть. Воронежская область не является исключением.
В целях уменьшения социально-экономического ущерба от дорожной аварийности в условиях постоянного роста автомобильного парка, необходимо непрерывное развитие государственной системы обеспечения БДД.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности относятся:
- недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по БДД, отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению БДД;
- массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения, недостаточное понимание и поддержка мероприятий со стороны общества, отсутствие должной ответственности у руководителей автотранспортных предприятий и организаций;
- низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;
- недостатки технического обеспечения мероприятий по БДД, в первую очередь несоответствие современным требованиям технического уровня транспортных средств, отставание в системах связи, приводящее к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим.
Эффективное обеспечение безопасности дорожного движения не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В процессе реализации программы будут осуществляться:
- формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
- координация действий субъектов управления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- реализация комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и число граждан, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Осуществление этих мероприятий позволит снизить аварийность на автомобильных дорогах области и улично-дорожной сети города Воронежа, уменьшить количество погибших в автокатастрофах.
1.3. Оценка мер, принятых по снижению аварийности в Воронежской области
и областном центре
В целях сдерживания роста аварийности на автомобильном транспорте и уменьшения количества погибших в ДТП, разработана и в настоящее время реализуется областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения на территории Воронежской области на период 2005-2006 годы", принятая Воронежской областной Думой (постановление Воронежской областной Думы от 30.06.2005 г. N 168-IV-ОД).
На реализацию мероприятий программы в течение 2005 года направлено 587,0517 млн. руб., в том числе на мероприятия:
1. Совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения (1,67 млн. руб.).
Областным отделением общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" на совершенствование контрольно-надзорной деятельности УГИБДД ГУВД Воронежской области направлено 0,765 млн. руб., ОАО "Русская страховая транспортная компания" на предупредительные мероприятия по предотвращению ДТП на пригородных и междугородных автобусных маршрутах направлено 0,905 млн. руб.
2. Совершенствование государственной политики в работе с участниками дорожного движения (0,058 млн.руб.).
Областным отделением общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" совместно с районными отделениями ГИБДД в школьных и дошкольных детских учреждениях проведены внеклассные уроки и дополнительные занятия по соблюдению Правил дорожного движения, тематические и спортивно-массовые мероприятия, викторины "За безопасность дорожного движения", "Эрудиты АБС", конкурсы "Дорожная мотаня", "С чего начинается Родина", "Дорожка-пешеход" и другие. Оказана материальная помощь областной молодежной организации "Молодое поколение России за безопасность дорожного движения".
3. Совершенствование организации дорожного движения.
На реализацию мероприятия направлено 96,2537 млн.руб., в том числе средства:
- федерального бюджета - 74,64 млн. руб. (строительство на федеральных дорогах 2-х надземных пешеходных перехода# с устройством 2-х автопавильонов, нанесение 712,9 км. горизонтальной разметки, установка 405 дорожных знаков, из них 401 - на высокоинтенсивной пленке);
- областного бюджета - 19,754 млн. руб. (нанесение на областных автодорогах 1484,16 км. горизонтальной разметки, замена 1174 дорожных знаков, обустройство 3-х примыканий и пересечений с второстепенными дорогами);
- бюджета г. Воронежа - 0,9272 млн. руб. (нанесение на улично-дорожной сети города Воронежа 8,7 тыс. м. кв. горизонтальной дорожной разметки и установка одного светофорного объекта);
- иные источники - 0,9325 млн. руб. (строительство 11 светофорных объектов).
4. Совершенствование условий дорожного движения на автодорогах общего пользования.
На реализацию мероприятия направлено 449,657 млн. руб. в том числе средства:
- федерального бюджета - 198,575 млн. руб. (капитальный и текущий ремонт 73,81 км. федеральных автодорог, ремонт 3-х мостов, установка 5597 погонных метров барьерных ограждений и 1220 шт. направляющих устройств) ;
- областного бюджета - 173,29 млн. руб. (восстановление изношенных верхних слоев областных автодорог на 45,59 км., установка 80 м. барьерных ограждений, 187,2 п.м. мостовых сооружений);
- бюджета г. Воронежа - 45,492 млн. руб. (ямочный ремонт 169,8 тыс. кв. м. и капитальный ремонт 30,2 тыс. м. кв. улично-дорожной сети города Воронежа);
- иные источники - 32,3 млн. руб. (ремонт 115,6 тыс.кв.м. улично-дорожной сети города Воронежа).
5. Обеспечение безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" (37,86 млн.руб.).
ЮВЖД - филиалом ОАО "РЖД" за счет собственных средств капитально отремонтирован 21 переезд, оборудовано автоматической сигнализацией 2 переезда, уложен настил из резинобетонных плит на 15 и установлены светофорные головки на светоотражающих диодах на 26 переездах.
6. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (1,553 млн. руб.).
УГИБДД ГУВД Воронежской области на техническое обслуживание и ремонт специальных средств связи и автотранспорта направлено 1,553 млн. руб.
Недостаточный уровень финансирования мероприятий программы оказывает негативное влияние на конечные результаты. При запланированном объеме финансирования программы в 2005 году 1211,913 млн.руб. фактически на выполнение мероприятий, направленных на снижение аварийности и тяжести последствий, направлено 587,0517 млн. руб. ( 48,4 %).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.