Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Воронежской областной Думы от 28 февраля 2008 г. N 1195-IV-ОД приложение 6 к настоящей Программе изложено в новой редакции
Приложение 6
к областной целевой программе
"Экология и природные ресурсы
Воронежской области на 2006-2010 годы"
Методика оценки эффективности программы
28 февраля 2008 г.
Эффективность программы оценивается посредством сопоставления ожидаемых программных результатов с затратами на их достижение.
Экономическая эффективность программы будет определяться поступлением налоговых платежей в бюджеты разных уровней, привлечением дополнительных поступлений из федерального и местных бюджетов и внебюджетных источников.
Бюджетный эффект определяется как разность между платежами в бюджет и расходами бюджета (без учета внебюджетных источников) на реализацию мероприятий программы.
Поступления налоговых платежей в бюджеты разных уровней определяются:
1. Расчет дополнительных поступлений в бюджеты от реализации программных мероприятий производился по формулам:
1.1. Дополнительные поступления в федеральный бюджет:
где:
Рфб - сумма дополнительных поступлений в федеральный бюджет;
Рм - расходы на реализацию мероприятия;
Рсмр - расходы на строительно-монтажные работы;
Рпсд - расходы на разработку проектно-сметной документации;
Рниокр - стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках мероприятия.
1.2. Дополнительные поступления в областной бюджет:
где:
- сумма дополнительных поступлений в областной бюджет;
- расходы на строительно-монтажные работы;
- расходы на разработку проектно-сметной документации;
- стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках мероприятия.
1.3. Дополнительные поступления в местные бюджеты:
где:
- сумма дополнительных поступлений в местные бюджеты;
- расходы на строительно-монтажные работы;
- расходы на разработку проектно-сметной документации;
- стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках мероприятия.
Социальный эффект определяется количеством сохраненных и вновь созданных рабочих мест, выплачиваемой заработной платой и поступлением в социальные фонды. Социальные последствия реализации программы заключаются в сохранении здоровья людей, что в свою очередь предотвратит и экономические потери.
Расчет социального эффекта от реализации программных мероприятий производился по формуле:
где:
- сумма социального эффекта;
- расходы на строительно-монтажные работы;
- расходы на разработку проектно-сметной документации;
- стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках мероприятия;
- сумма месячного фонда оплаты труда по новым (образуемым в рамках мероприятия) и сохраняемым рабочим местам;
N - срок, на который образуются новые и сохраняются рабочие места (в месяцах).
Экономический эффект определяется как сумма бюджетного и социального налога. В сфере экологии имеется ряд методических рекомендаций по оценке экологических эффектов, а именно:
- "Методика определения предотвращенного экологического ущерба", утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды от 30.11.1999г.;
- "Методика оценки вероятностного ущерба от вредного воздействия вод и оценки эффективности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий", разработанной отделом экономических механизмов и правового регулирования водопользования ФГУП "ВИЭМС", 2005г.
Однако, эти методики не утверждены в установленном порядке и не являются нормативными правовыми актами. Поэтому оценка эффективности реализации программы проводится на основании достижения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы, приведенных в таблице 8 по тексту программы.
Положительным эффектом в реализации программы является привлечение средств федерального бюджета. Разница между объемом ассигнований федерального бюджета и экономическим эффектом реализации по мероприятиям отразит положительный процесс.
Методика расчета целевых индикаторов программы приведена ниже.
Подпрограмма "Водные ресурсы и водные объекты"
1. Ликвидация подтопления территории в результате расчистки русел рек, га.
В последние годы происходит прогрессирующая деградация естественных водоемов Воронежской области. Ухудшение экологического и санитарного состояния малых рек, их гидрологического режима напрямую связано с мощным антропогенным воздействием. В результате происходит повсеместное подтопление территории населенных пунктов Воронежской области и сельхозугодий. С целью обеспечения сохранности естественных водотоков в Воронежской области, решения задач улучшения условий проживания населения на прилегающих к рекам территориях, возврата земель в сельскохозяйственный оборот производится их расчистка.
Расчет показателя проводится по следующей формуле:
,
где:
- ликвидация подтопления территории в результате расчистки русел рек, в расчетном году, %;
- общая площадь подтопления территории Воронежской области (Sо = 29000 га).
,
где:
- ликвидация подтопления территории в результате расчистки русел рек, в расчетном году, га;
n - временной интервал;
- площадь защищаемой территории в результате расчистки русел рек в iм году, га.
Площадь защищаемой территории в результате расчистки русел рек принята на основании комиссионных актов обследования и прогнозного расчета возможного влияния уровня грунтовых вод по топографическим картам.
NN п/п |
Наименование реки, по которой планируется проведение расчистки русла |
Протяженность расчистки, км |
Площадь защищаемой территории,га |
1. | р. Сухой Лог в п.Давыдовка Лискинского района |
1,0 | 182,0 |
2. | р. Хворостань Лискинского района | 2,5 | 286,0 |
3. | р. Чигла Таловского района | 0,2 | 120,0 |
4. | р. Хава Верхнехавского района | 0,3 | 100,0 |
5. | р. Осередь Бутурлиновского района | 1,13 | 195,0 |
6. | р. Усмань у с.Бабяково Новоусманского р-на | 0,7 | 30,0 |
7. | р. Усмань у с.Рыкань Новоусманского р-на | 1,04 | 80,0 |
8. | р. Сухая Россошь Подгоренского района | 13,0 | 406,0 |
9. | р. Тамлык Новоусманского района | 15,0 | 125,0 |
10. | р. Толучеевка Калачеевского района | 0,7 | 580,0 |
11. | р. Кантемировка Кантемировского района | 7,9 | 567,0 |
12. | р. Икорец Лискинского района | 1,0 | 120,0 |
13. | р. Хворостань Каширского района | 2,24 | 189,0 |
14. | р. Чигла Бутурлиновского района | 2,31 | 218,0 |
15. | р. Богана Борисоглебского района | 9,54 | 153,0 |
16. | р. Таганка Павловского района | 6,0 | 160,0 |
17. | р. Чигорак Борисоглебского района | 11,0 | 144,9 |
18. | р. Гаврило Павловского района | 12,0 | 250,0 |
19. | р. Толучеевка Воробьевского района | 7,0 | 510,0 |
20. | р. Хохол Хохольского района | 8,0 | 69,74 |
21. | р. Богучарка у с.Луговое-Поповка Богучарского района |
14,6 | 489,3 |
22. | р. Криуша Петропавловского района | 30,0 | 968,0 |
23. | р. Потудань Репьевского района (ПСД) | 3,2 | - |
24. | р.Черная Калитва Ольховатского района | 1,2 | 180,0 |
25. | р.Битюг Аннинского и Бобровского района (16 км, 9,0км до 2011г.) |
9,0 | 20,0 |
26. | р. Савала Новохоперского района (ПСД) | 4,0 | - |
27. | р. Усмань у с.Орлово Новоусманского р-на (7 км, 4,0км до 2011г.) |
4,0 | 280,0 |
28. | р. Сухая Чигла Таловского района (4,0 км, 1,0км до 2011г.) |
1,0 | 15,0 |
29. | р. Богучарка в с.Данцевка Богучарского р-на | 3,725 | 159,63 |
30. | р. Усмань в районе моста а/д Воронеж-Тамбов Новоусманского района (ПСД) |
1,0 | - |
2. Защищаемая территория при проведении капитального ремонта ГТС, га
На основании материалов "Паспортизации населенных пунктов и объектов хозяйствования по предупреждению чрезвычайных ситуаций от затопления и подтопления на территории Воронежской области" и обследований составлен "Перечень прудов и водохранилищ, несущих опасность возникновения чрезвычайных ситуаций по районам Воронежской области". В него входят 138 ГТС. В случае аварий на них возможно затопление жилых домов, автодорожных и железнодорожных переходов и автодорожных мостов. Из этого перечня 63 ГТС находятся в неудовлетворительном техническом состоянии - на 32 объектах требуется проведение реконструкции, на 31 - капитальный ремонт.
Расчет показателя проводится по следующей формуле:
где:
- защищаемая территория при проведении капитального ремонта ГТС в расчетном году, га;
n - временной интервал;
- площадь защищаемой территории в результате проведенного капитального ремонта ГТС в i-м году, га.
NN п/п |
Наименование | Мощность, тыс.м3 |
Площадь защищаемой территории, га |
1. | Кантемировский район - пруд на б. Федоровка |
2200 | 106,0 |
2. | Грибановский район - пруд на б. Грибань | 3150 | 86,0 |
3. | Панинский район - пруд на б. Живой Лог | 457 | 62,0 |
4. | Таловский район - пруд на б. Крутень Яр | 721 | 72,0 |
5. | Кантемировский район - пруд на б. Ясиноватая |
1920 | 112,0 |
6. | Каширский район - пруд на б. Кондрашкин Лог |
1854 | 268,0 |
7. | Поворинский район - пруд на б. Дальний Кардаил |
3170 | 310,0 |
8. | Аннинский район - пруд на б. Яменка | 2140 | 220,0 |
9. | Ольховатский район - пруд на б. Криничная | 560 | 20,0 |
10. | Бутурлиновский район - пруд на р. Чигла | 760 | 200,0 |
11. | Бутурлиновский район - пруд на б. Яр Березовый |
- | 350,0 |
Подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности"
3. Сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта, переведенного на газомоторное топливо, условных тонн (приведенных к СО).
Одним из наиболее эффективных методов снижения негативного воздействия на окружающую среду является перевод автомобильного транспорта на альтернативные виды топлива и в частности на газ. По сравнению с бензином, применение газа заметно снижает суммарную токсичного отработавшего топлива (выхлоп). До 3-х раз уменьшается количество крайне токсичной окиси углерода СО (угарный газ), в 1,6 раза сокращается содержание канцерогенных углеводородов СН, состоящих из частичек несгоревшего топлива, в 1,2 раза сокращается содержание ядовитых окислов азота NO. Соединения свинца и различные ароматические полимеры, содержащие в бензине и являющиеся опасными канцерогенам, при работе на газовом топливе совершенно отсутствуют. Дымность выхлопа на газовом топливе в три раза ниже, чем при работе на бензине.
Учитывая, что различные компоненты выхлопных газов имеют различную величину экологической опасности, удельные выбросы рассчитаны в виде приведенного эквивалентного выброса СО, имеющего такое же, как и суммарный выброс выхлопных газов экологически вредное воздействие на биосферу. При этом использовались сравнительные коэффициенты экологической опасности (КЭО), рассчитанные на основании соответствующих среднесуточных предельно-допустимых концентраций вредных веществ в воздухе, причем КЭО для угарного газа принят за единицу.
Эксплуатационные удельные массовые выбросы загрязняющих веществ для автобусов приведены ниже.
Тип двигателя | Компонент выброса (КЭО) | Абсол. выброс, кг/т |
Привед. эквивал. выброс СО, кг/т |
|||||
СО (1.0) |
СН (2,0) |
NOx (70) |
Сажа (60) |
SOx (60) |
PbOx (10000) |
|||
На бензине | 320,6 | 38,3 | 23,5 | 0,6 | 2,0 | 03 | 385,3 | 5198,2 |
На дизтопливе | 100,0 | 30,8 | 20,3 | 14,5 | 20,0 | - | 185,3 | 3652,6 |
На природном газе | 121,6 | 31,6 | 14,8 | - | - | - | 168,0 | 1221,0 |
При среднем годовом расходе топлива около 7 тонн на один автобус, годовое снижение выбросов загрязняющих веществ на 1 автотранспортное средство составит:
- при переводе с бензина на газ - 27,84 условных тонн (приведенных к СО);
- при переводе с дизтоплива на газ - 17,0 условных тонн (приведенных к СО).
Показатель рассчитывается по следующей формуле:
где:
- снижение выбросов загрязняющих веществ в расчетном году, условных тонн (приведенных к СО);
- количество автотранспорта, переведенного с бензинового на газообразное топливо в i-м году, шт.;
- количество автотранспорта, переведенного с дизтоплива на газообразное топливо в i-м году, шт.;
Б - годовое снижение выбросов загрязняющих веществ на автотранспортное средство при переводе с бензина на газ = 27,84;
Д - годовое снижение выбросов загрязняющих веществ на автотранспортное средство при переводе с дизтоплива на газ = 17,0;
n - временной интервал.
4. Увеличение объема твердых бытовых отходов, размещаемых на
полигонах, соответствующих нормативным требованиям, тонн.
Строительство полигонов ТБО - важнейшее природоохранное мероприятие.
Полигон является природоохранным сооружением для централизованного сбора, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов промышленных организаций. Захоронение твердых бытовых отходов на полигонах, отвечающих нормативным требованиям и обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод.
Расчет увеличения количества твердых бытовых отходов, размещаемых на полигонах, введенных в эксплуатацию и соответствующих нормативным требованиям, производится по следующей формуле:
,
где:
- увеличение количества твердых бытовых отходов, размещаемых на полигонах, соответствующих нормативным требованиям в расчетном году, %;
- годовое количество твердых бытовых отходов, размещаемых в необустроенных местах хранения отходов по состоянию на 2006 год.
где:
- увеличение объема твердых бытовых отходов, размещаемых на полигонах, соответствующих нормативным требованиям в расчетном году, тонн;
n - временной интервал;
- количество обслуживаемого полигоном населения в i-м году, чел.;
Н - удельные показатели образования твердых бытовых отходов, тонн.
Количество обслуживаемого полигонами населения принято на основании анализа данных госстатистики и данных муниципальных образований.
Информация приведена в таблице.
N п/п |
Объект размещения ТБО | Количество обслуживаемого полигоном населения, чел. |
1. | Полигон ТБО в п.г.т. Грибановский | 15500 |
2. | Полигона ТБО в п. Каменка | 7800 |
3. | Полигона ТБО в с. Верхний Мамон | 7600 |
4. | Полигона ТБО в г. Эртиль | 11700 |
5. | Полигона ТБО в с. Терновка | 5400 |
6. | Полигона ТБО в с. Новая Усмань | 4300 |
7. | Полигона ТБО в г. Калач | 18500 |
8. | Полигона ТБО в п. Ольховатка | 9500 |
9. | Полигона ТБО в п. Россошь | 56600 |
10. | Полигона ТБО в г. Острогожск | 30600 |
Удельные показатели образования твердых бытовых отходов по районным центрам и городам приведены в "Сборнике удельных показателей образования отходов производства и потребления", утвержденном Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды в марте 1999 года.
N п/п |
Источник образования отходов | Среднегодовая норма образования |
1. | Накопление ТБО в благоустроенных домах: - при отборе пищевых отходов - без отбора пищевых отходов |
180-200 кг (0,9-1,0 куб.м) на человека в год 210-225 кг (1,0-1,1 куб.м) на человека в год |
2. | Общая норма накопления ТБО по благоустроенным жилым и общественным зданиям для городов с населением более 100 тыс.чел. |
260-280 кг (1,4-1,5 куб.м) на человека в год |
5. Уровень ликвидации источников опасного воздействия непригодных
к использованию пестицидов на окружающую среду, %
По состоянию на 01.01.2006 года на территории Воронежской области находилось около 1191,7 тонн непригодных пестицидов. Такие химические соединения как пестициды при попадании в окружающую среду неизбежно окажут отрицательное влияние на экосистемы любого уровня и на здоровье человека. Хранение непригодных пестицидов в большинстве случаев не отвечает нормативным требованиям и потенциально опасно для окружающей среды.
Целью мероприятия является полная очистка от непригодных пестицидов территории Воронежской области. Однако из-за того, что фактические объемы вывозимых пестицидов значительно превышают данные ранее проведенной инвентаризации, возможно увеличение предусмотренных программой.
Уровень ликвидации источников опасного воздействия непригодных к использованию пестицидов на окружающую среду определяется по следующей формуле:
где:
- уровень ликвидации источников опасного воздействия непригодных к использованию пестицидов на окружающую среду в расчетном году, %;
- объем непригодных пестицидов, вывезенный на утилизацию в i-м году, тонн;
Н - общий объем пестицидов на 01.01.2006 года на территории Воронежской области (1191,7 тонн);
n - временной интервал.
6. Объем сброса загрязненных сточных вод в водные объекты, млн.м3
Основными источниками загрязнения природных вод в Воронежской области являются объекты жилищно-коммунального хозяйства (очистные сооружения) или при их отсутствии сброс сточных вод без очистки.
Так в настоящее время в 10 райцентрах Воронежской области общепоселковые сооружения отсутствуют, и сброс загрязненных сточных вод производится в водные объекты и на рельеф местности.
На снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности человека направлено строительство очистных сооружений.
Контроль за объемом сброса сточных вод, в том числе загрязненных и недостаточно очищенных отражается в форме государственной статистической отчетности 2-ТП (водхоз).
Годовое уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод рассчитывается по формуле:
где:
- годовое уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод в расчетном году, млн.м3;
- мощность введенных в i-ом году очистных сооружений, м3/сут;
365 - количество дней в году.
Объем сброса на последующий год за годом ввода в эксплуатацию очистных сооружений считается от предыдущего года за минусом годового уменьшения сброса загрязненных сточных вод.
где: - объем сброса загрязненных сточных вод в водные объекты в расчетном году, млн.м3;
- объем сброса загрязненных сточных вод в водные объекты в предыдущему к расчетном году, млн.м3;
- годовое уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод в расчетном году, млн.м3;
7. Увеличение озелененной территории населенных пунктов к уровню
2005 года, %.
Зеленые насаждения - это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определенной территории. В населенных пунктах они выполняют ряд функций, способствующих созданию оптимальных условий для труда и отдыха жителей населенного пункта, основные из которых - оздоровление воздушного бассейна населенного пункта и улучшение его микроклимата. Этому способствуют следующие свойства зеленых насаждений:
- поглощение углекислого газа и выделение кислорода в ходе фотосинтеза;
- понижение температуры воздуха за счет испарения влаги;
- снижение уровня шума;
- снижение уровня загрязнения воздуха пылью и газами;
- защита от ветров;
- выделение растениями фитонцидов - летучих веществ, убивающих болезнетворные микробы;
- положительное влияние на нервную систему человека.
Одним га городских зеленых насаждений выделяется в день до 200 кг кислорода (Экологическая безопасность в городе Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г.)
Увеличение территории населенных пунктов Воронежской области, покрытых зелеными насаждениями, имеет позитивную тенденцию.
Уровень озеленения территории населенных пунктов в Воронежской области рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- территория населенных пунктов в Воронежской области, покрытых зелеными насаждениями в расчетном году, га.;
- общая территория населенных пунктов в Воронежской области, покрытая древесно-кустарниковой растительностью по состоянию на 2005 год, га (So = 12600 га).
,
где:
- территория населенных пунктов Воронежской области, покрытых зелеными насаждениями в расчетном году, га.;
- количество посаженных в i-м году зеленых насаждений, шт.;
Н - норма посадки деревьев на 1 га ( в расчетах принята 150 шт/га).
При проведении работ по приобретению посадочного материала норма посадки деревьев высаживаемых на 1 га озеленяемой территории составляет 90-150 штук.
При обеспечении достаточного финансирования имеются следующие риски не достижения целевых индикаторов:
1) обстоятельства непреодолимой силы, а именно природные явления и катаклизмы, пожары, диверсии, военные действия и другие чрезвычайные обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению заключенных договорных обязательств;
2) опережающий рост стоимости оборудования и материалов по отношению к индексам-дефляторам, установленным Минэкономразвития РФ;
3) природные явления и катаклизмы, уничтожившие результаты выполненной работы.
Методика расчета эффективности областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2006 - 2010 годы" разработана на основании следующих правовых нормативных документов:
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов";
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года N 25н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету";
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 года N 168н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации";
- методические рекомендации по определению лимитных цен на НИОКР, утвержденные распоряжением Минтранса Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N ОС-1109-р;
- Закон Воронежской области от 28 декабря 2006 года N 121-ОЗ "Об областном бюджете на 2007 год";
- постановление администрации Воронежской области от 7 июля 2005 года N 582 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ";
- распоряжение администрации Воронежской области от 25 марта 2003 года N 479-р "Об оценке эффективности реализации областных целевых программ";
- распоряжение администрации Воронежской области от 6 июля 2006 года N 1807-р "О стратегических целях, основных стратегических индикаторах развития Воронежской области и целевых показателях деятельности исполнительных органов государственной власти";
- постановления администрации Воронежской области от 28 июня 2007 года N 582 "Об утверждении порядка оценки инвестиционных проектов";
- приказ главного управления экономического развития Воронежской области от 29 июня 2007 года N90-О "Об утверждении методики оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности от реализации инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, осуществляемому с участием средств областного бюджета, методики расчета финансового эффекта от их реализации и эксплуатационных расходов будущих периодов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.