Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена областная
целевая программа
Современный этап развития Воронежской области характеризуется нарастающими противоречиями между человеком и окружающей средой. Аварии и катастрофы природного и техногенного характера оказывают все более существенное влияние на жизнь и здоровье населения Воронежской области. Так, за последние 5 лет от чрезвычайных ситуаций и происшествий погибло 5 820 человек, пострадало 25 269 человек, заявленный материальный ущерб составил более 3 492 млн. рублей.
Чрезвычайные ситуации и происшествия за последние 3 года
2003 | 2004 | 2005 | ||
Бытовые и промышленные пожары |
Россия | 246017 | 188497 | 185165 |
ЦФО | 50321 | 38556 | 37875 | |
область | 3346 | 3281 | 3257 | |
Лесные пожары |
Россия | 69804 | 31752 | 64008 |
ЦФО | 9972 | 4536 | 9144 | |
область | 554 | 252 | 508 | |
ЧС техногенного характера |
Россия | 518 | 542 | 542 |
ЦФО | 110 | 114 | 121 | |
область | 24 | 26 | 23 | |
ЧС природного характера |
Россия | 286 | 222 | 179 |
ЦФО | 15 | 18 | 16 | |
область | 5 | 6 | 5 | |
Гибель на водах | область | 178 | 230 | 265 |
На территории Воронежской области расположены 323 потенциально опасных объекта, из них более 150 представляют угрозу возникновения ЧС техногенного характера.
Наивысший риск подвергнуться воздействию ЧС техногенного характера у населения городов: Воронеж, Нововоронеж, Лиски, Россошь. Наибольшую угрозу представляют Нововоронежская АЭС, ОАО "Воронежсинтезкаучук", ОАО "Минудобрения".
На территории Воронежской области находятся 2 553 гидротехнических сооружений (далее - ГТС), из них 184 представляют опасность затопления населенных пунктов и объектов экономики, 73 - бесхозяйных ГТС, представляющих повышенную угрозу возникновения ЧС.
В связи с тем, что значительную территорию Воронежской области занимают лесные массивы, преимущественно хвойные, - очень велик риск возгорания в пожароопасный период.
По количеству погибших в ЧС и происшествиях на территории Воронежской области 1-е место занимают дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП), 2-е место - бытовые и промышленные пожары, 3-е место - происшествия на водоемах Воронежской области.
Индивидуальный риск по отдельным факторам опасности на территории Воронежской области имеет следующие показатели:
- риск гибели человека от половодья (в зонах затопления) - 1,9x10(-4) случаев в год;
- риск гибели человека от технического пожара - 1,3x10(-4) случаев;
- риск гибели человека на водах - 9,7x10(-5) случаев.
Предельно допустимый социальный риск смерти (гибели) на территории Российской Федерации принимается на уровне 10(-4) случаев в год при максимальном числе жертв, не превышающем десяти. Как видно, суммарный риск только по трем показателям превышает допустимую величину в 4,2 раза.
В целях снижения риска и смягчения последствий от чрезвычайных ситуаций на территории Воронежской области Законом Воронежской области от 10.07.2002 г. N 44-ОЗ была утверждена программа экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2006гг., в которую был включен подраздел "Предотвращение чрезвычайных ситуаций" с общим объемом финансирования 41,05 млн. рублей: из них 20,5 млн. рублей из федерального и 20,55 млн. рублей из областного бюджетов.
В этот подраздел вошли следующие мероприятия:
- модернизация системы централизованного оповещения населения Воронежской области;
- создание территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- создание страхового фонда документации;
- обеспечение населения Воронежской области средствами индивидуальной защиты;
- реконструкция объектов гражданской обороны.
За весь период реализации программы экономического развития Воронежской области финансирование программных мероприятий подраздела "Предотвращение чрезвычайных ситуаций" из федерального и областного бюджетов не осуществлялось.
Постановлением администрации Воронежской области от 10.12.2004 г. N 1105 в целях реализации полномочий, возложенных на субъект Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, создано областное государственное учреждение "Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территорий, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области" (далее - Учреждение).
Практически вся переданная Учреждению техника, имущество и спецсредства находятся в крайне изношенном состоянии, большинство оборудования морально и физически устарело и требует замены.
В рамках текущего финансирования основной целью Учреждения становится недопущение критического ухудшения обстановки.
В 2005 году размер заявленного материального ущерба, нанесенного экономике Воронежской области в результате природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, составил 8,6 процентов (1 250 млн. рублей) от доходной части бюджета, в то время как средний показатель по Российской Федерации колеблется в пределах 3-х процентов.
Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики Воронежской области для ее решения.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений и факторов.
Только на базе применения программных механизмов возможно повышение эффективности предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижение материальных затрат на ликвидацию.
Без применения программно-целевого метода стабилизировать ситуацию не удается, о чем свидетельствует ежегодное увеличение материального ущерба и числа пострадавших от чрезвычайных ситуаций. Целью реализации программных мероприятий должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого риска.
Наиболее остро сложилась ситуация по следующим направлениям:
1. Обеспечение пожарной безопасности на территории
Воронежской области.
В условиях сохранения высокого уровня угрозы пожаров и негативных последствий от них для устойчивого социально-экономического развития Воронежской области одним из важных элементов обеспечения безопасности является повышение защиты населения, территорий и объектов.
Проблема заключается в обеспечении снижения рисков возникновения пожаров и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности.
В настоящее время в Воронежской области функционируют химически-, радиационно-, пожаро- и взрывоопасные объекты, большая часть которых представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для Воронежской области и для страны в целом, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях и пожарах на этих объектах могут сложиться катастрофические последствия.
Количество пожаров, погибших людей и размер материального ущерба
от пожаров на территории Воронежской области за период 2001-2005 гг.
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Количество пожаров | 4 527 | 6 355 | 4 024 | 4 133 | 5 757 |
Материальный ущерб, млн. руб. | 25 | 37 | 35 | 45,7 | 62,3 |
Развитие обстановки исходя из среднесрочного прогноза до 2010 года
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Материальный ущерб, млн. руб. | 66 | 74,3 | 82,7 | 90,9 | 99,3 |
Уровень потерь от пожаров в Воронежской области составляет 1,5-2 процента от общероссийского показателя.
Сложившееся положение с пожарами обусловлено комплексом проблем правового и материально-технического характера, накапливающихся годами и не получивших своего разрешения.
Одной из причин такого положения дел является недостаток бюджетных средств, выделяемых на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, низкая техническая оснащенность подразделений пожарной охраны. На вооружении пожарных подразделений Воронежской области имеется 474 единицы техники, из которых эксплуатируются более 10 лет - 80 процентов, более 15 лет - 14 процентов, более 20 лет - 6 процентов. Потребность в технических средствах тушения пожаров на протяжении ряда лет не удовлетворяется, 93 процента пожарной техники подлежит списанию. В муниципальных образованиях Воронежской области практически полностью отсутствует специальная техника для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ. Отсутствие механизированных средств снижает оперативность в выполнении поставленной задачи, тушение пожаров необоснованно затягивается, порой невозможно вовремя оказать помощь людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию.
Не лучшее положение сложилось и с пожарно-технической продукцией и аварийно-спасательным оборудованием. Плохое состояние пожарно-технического инвентаря приводит к излишнему проливу воды. При тушении пожаров в многоэтажных зданиях ветхое состояние рукавов не дает возможности поднять необходимое давление в рукавных линиях, и стволы работают малоэффективно. Пожарно-техническим оборудованием и аварийно-спасательным инструментом пожарные расчеты обеспечены только на 35 процентов.
На вооружении личного состава пожарных подразделений находится 350 противогазов, последнее их поступление в гарнизон осуществлялось в 1994 году (срок эксплуатации 10 лет). До настоящего времени продолжают эксплуатироваться 99 кислородоизолирующих противогазов, не рекомендованных к использованию по отрицательным показателям воздействия на организм.
Некомплект специальной одежды и снаряжения для тушения пожаров составляет более 30 процентов. Специальная одежда и снаряжение пожарных обезличено, что значительно уменьшает ее срок эксплуатации.
"Все здания пожарных частей требуют капитального ремонта, который не проводился более двадцати лет. Особенно критическое положение сложилось в пожарных частях с. Терновка и рп Кантемировка, в которых пребывание людей и пожарной техники становится небезопасным. Органами местного самоуправления предоставлены другие здания, в которых будут размещаться пожарные подразделения этих населенных пунктов, но они также требуют реконструкции и капитального ремонта. Здания отряда технической службы областного государственного учреждения и пожарных частей г. Борисоглебска, г. Лиски, г. Острогожска, г. Эртиль, с. В. Мамон, п.г.т. Подгорное, рп Таловая и рп Ольховатка требуют срочного ремонта крыш.
Непринятие мер по укреплению материально-технической базы пожарного гарнизона приведет к снижению оперативности пожарной службы и, как следствие, к значительному увеличению числа погибших при пожарах и увеличению материального ущерба, а в ближайшее время и к полной неспособности выполнять задачи по обеспечению пожарной безопасности.
2. Реконструкция территориальной автоматизированной системы
централизованного оповещения населения Воронежской области.
Техническую основу существующей системы оповещения населения Воронежской области составляет оборудование 1964-1980 годов выпуска, которое морально и технически устарело, за последние годы резко возросло количество аппаратуры, находящейся в не рабочем состоянии. Запасные части израсходованы на 100 процентов. В настоящее время выпуск этого типа оборудования и запасных частей прекращен.
Основу оборудования составляют аналоговые средства оповещения, что вызывает затруднение при их использовании на широко внедряемых цифровых сетях связи (в 25 районах Воронежской области уже организованы цифровые сети связи вещания). Существующая система оповещения обеспечивает доведение сигналов оповещения только до половины населения Воронежской области.
Наблюдается устойчивая тенденция к постоянному сокращению численности населения Воронежской области, охваченного оповещением, что при возможных чрезвычайных ситуациях может повлечь существенные человеческие жертвы и нанести большой материальный ущерб.
Реализация мероприятия программы позволит расширить возможности системы оповещения за счет широких функциональных возможностей нового комплекса средств оповещения П-166 и использования современных каналов звукового сопровождения телерадиовещания, кабельного телевидения, цифровых сетей и станций связи, мощных звукоизлучающих устройств, систем контроля за потенциально-опасными объектами. Это позволит доводить сигналы оповещения и информацию о чрезвычайных ситуациях до населения сел и поселков включительно, что в конечном итоге повысит процент информирования и предупреждения населения Воронежской области с 55 до 95 процентов снизит прогнозируемое количество пострадавших на 30-32 тыс. человек и вдвое сократит расходы на эксплуатационно-техническое обслуживание автоматизированной системы оповещения Воронежской области.
Непринятие мер по реконструкции областной системы автоматизированного оповещения создает ситуацию, когда неожиданный отказ или ложное срабатывание системы может привести к большим человеческим и материальным потерям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
3. Совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера.
По состоянию на 01.01.2006 года территориальная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой два структурных подразделения (отдел мониторинга и прогнозирования, отдел анализа и экспертизы) Центра гражданской обороны, защиты населения и территории и мобилизационной работы учреждения, оснащенные тремя компьютерами, которые не обеспечивают проведение высококачественных расчетов по причине недостаточной мощности. Имеющиеся методики проведения мониторинга и прогнозирования трудоемки, отсутствует их автоматизированная версия. В настоящее время существует проблема оперативного получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, возможности проведения мониторинга возникших чрезвычайных ситуаций, а также накопления полученной информации в централизованной базе данных и последующей ее обработки. Имеющаяся географическая информационная система Воронежской области на базе ГИС "Компас" морально и технически устарела и не соответствует современным требованиям для проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Непринятие мер по усовершенствованию и расширению возможностей системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций может привести к тому, что вовремя не полученный или некачественно составленный прогноз приведет к увеличенным человеческим и материальным потерям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
4. Совершенствование материально-технической базы для обеспечения
безопасности людей на водных объектах и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов.
Ежегодно на водных объектах Воронежской области гибнут сотни человек (в 2003 г. - 178 человек, в 2004 г. - 230 человек, в 2005 г. - 265 человек), многие из-за загрязнения дна водоемов посторонними предметами получают травмы; на дне водоемов обнаруживаются взрывоопасные предметы времен Великой Отечественной войны, происходят техногенные аварии на воде.
В 2006 году в результате структурных изменений в Воронежской областной поисково-спасательной службе (далее - ВО ПСС) создан водный аварийно-спасательный отряд ВО ПСС (со спасательными станциями в гг. Борисоглебск, Лиски, Павловск) общей численностью 42 человека, который необходимо оснастить соответствующей техникой, оборудованием и провести подготовку спасателей.
Оснащение и функционирование водных аварийно-спасательных отрядов, спасательных станций позволит предотвратить многие чрезвычайные ситуации на воде, минимизировать их последствия.
Для предотвращения последствий разливов нефти и нефтепродуктов также необходимы спасатели, оснащенные соответствующими техникой и оборудованием.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", постановлением администрации Воронежской области от 10.08.2005 г. N 764 "О мерах по совершенствованию работы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Воронежской области" необходим комплекс мер, направленных не только на предупреждение разливов нефти и нефтепродуктов, но и на их ликвидацию при авариях.
Только в течение 2005 года и I полугодия 2006 года произошли четыре аварии, которые сопровождались разливом нефтепродуктов. В основном, это были аварии в результате дорожно-транспортных происшествий при опрокидывании бензовозов. Наиболее серьезная авария произошла на Воронежском водохранилище, когда взорвался топливный бак на земснаряде и произошел выброс дизельного топлива в количестве 17 тонн.
Разливы нефти и нефтепродуктов ухудшают экологическую обстановку в Воронежской области, повышают пожароопасность. Необходимо отметить потенциальную опасность организаций, осуществляющих транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, число которых в Воронежской области составляет около четырехсот. Наибольшую опасность из них представляют 28 организаций, на которых возможны аварии федерального и областного уровней. Имеющаяся оснащенность Воронежской областной ПСС не позволяет гарантировать качественную и своевременную ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, что приведет к негативным воздействиям на окружающую среду и здоровье населения Воронежской области.
Исходя из долгосрочного прогноза, число гибнущих на водных объектах людей к 2010 году может увеличиться в 2 раза.
5. Совершенствование учебной и материальной базы учебно-методического
центра по ГОЧС Воронежской области.
В связи с тем, что ранее принимаемые программы развития системы подготовки населения в Воронежской области защиты от ЧС (1999-2000гг. и 2003-2005гг.) не были профинансированы, произошло сокращение числа обучаемого населения действиям при ЧС с 15 до 4 тысяч человек в год. При этом обучение на существующей учебно-материальной базе несет невысокую практическую ценность, так как имеющиеся в наличии приборы, оборудование и средства защиты морально и технически устарели и неприменимы в реальных условиях. По той же причине невозможно производить качественную подготовку специалистов единой системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и спасателей.
В связи с реализацией Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ на территории Воронежской области образованы 29 городских и 471 сельское поселение, руководящий состав большинства которых полностью не готов к действиям при ЧС. Обучение действиям при ЧС неработающего населения в Воронежской области практически не осуществляется. Решение данной проблемы, учитывая значительную площадь территории Воронежской области, возможно только путем создания передвижного информационного центра для проведения занятий выездным методом.
Реализация мероприятия программы позволит значительно повысить качество обучения руководящего состава, населения, спасателей и специалистов РСЧС, а также увеличить число обучаемых до 8 тысяч человек в год.
В случае неиспользования программно-целевого метода и финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, исходя из выделяемых в настоящее время объемов финансовых средств, размер материального ущерба, число погибших и пострадавших от ЧС (как следует из динамики) неизбежно будет возрастать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.