Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Современный этап развития Воронежской области характеризуется нарастающими противоречиями между человеком и окружающей средой. Аварии и катастрофы природного и техногенного характера оказывают все более существенное влияние на жизнь и здоровье населения Воронежской области. Так, за последние 5 лет от чрезвычайных ситуаций и происшествий погибло 5 820 человек, пострадало 25 269 человек, заявленный материальный ущерб составил более 3 492 млн. рублей.
Чрезвычайные ситуации и происшествия за 2003-2005 годы
|
|
2003 |
2004 |
2005 |
ЧС техногенного характера |
Россия |
518 |
542 |
542 |
ЦФО |
110 |
114 |
121 |
|
Воронежская область |
24 |
26 |
23 |
|
ЧС природного характера |
Россия |
286 |
222 |
179 |
ЦФО |
15 |
18 |
16 |
|
Воронежская область |
5 |
6 |
5 |
|
Гибель на водах |
Воронежская область |
178 |
230 |
265 |
На территории Воронежской области расположено 255 потенциально опасных объектов, из них более 150 представляют угрозу возникновения ЧС техногенного характера.
Наивысший риск подвергнуться воздействию ЧС техногенного характера у населения городов: Воронеж, Нововоронеж, Лиски, Россошь. Наибольшую угрозу представляют Нововоронежская АЭС, ОАО "Воронежсинтезкаучук", ОАО "Минудобрения".
На территории Воронежской области находятся 2 553 гидротехнических сооружения (далее - ГТС), из них 134 представляют опасность затопления населенных пунктов и объектов экономики, 407 - бесхозяйных ГТС, представляющих повышенную угрозу возникновения ЧС.
Индивидуальный риск по отдельным факторам опасности на территории Воронежской области принимает следующие показатели:
- риск гибели человека от половодья (в зонах затопления) - 1,9* случаев в год;
- риск гибели человека от технического пожара - 1,3чх случаев;
- риск гибели человека на водах - 9,7х случаев.
Предельно допустимый социальный риск смерти (гибели) на территории Российской Федерации принимается на уровне 10-4 случаев в год при максимальном числе жертв не превышающем десяти. Как видно, суммарный риск только по трем показателям превышает допустимую величину в 4,2 раза.
В целях снижения риска и смягчения последствий от чрезвычайных ситуаций на территории Воронежской области Законом Воронежской области от 10 июля 2002 года N 44-ОЗ была утверждена программа экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2007 годы, в которую был включен подраздел "Предотвращение чрезвычайных ситуаций" с общим объемом финансирования 41,05 млн. рублей: из них 20,5 млн. рублей из федерального бюджета и 20,55 млн. рублей из областного бюджета.
В этот подраздел вошли следующие мероприятия:
- модернизация системы централизованного оповещения населения Воронежской области;
- создание территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- создание страхового фонда документации;
- обеспечение населения Воронежской области средствами индивидуальной защиты;
- реконструкция объектов гражданской обороны.
За весь период реализации программы экономического и социального развития Воронежской области финансирование программных мероприятий подраздела "Предотвращение чрезвычайных ситуаций" из федерального и областного бюджетов не осуществлялось.
Постановлением администрации Воронежской области от 10 декабря 2004 года N 1105 в целях реализации полномочий, возложенных на субъект Российской Федерации в области защиты населения от ЧС, создано областное государственное учреждение "Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области" (далее - Учреждение).
Практически вся переданная Учреждению техника, имущество и спецсредства находятся в крайне изношенном состоянии, большинство оборудования морально и физически устарело и требует замены.
В рамках текущего финансирования основной целью Учреждения становится недопущение критического ухудшения обстановки.
В 2005 году размер заявленного материального ущерба, нанесенного экономике Воронежской области в результате природных и техногенных ЧС, составил 8,6 процента (1 250 млн. рублей) от доходной части бюджета, в то время как средний показатель по Российской Федерации колеблется в пределах 3 процентов.
Эффективное противодействие ЧС не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики Воронежской области для ее решения.
Для предотвращения ЧС и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений и факторов.
Только на базе применения программных механизмов возможно повышение эффективности предупреждения ЧС и снижение материальных затрат на их ликвидацию.
Без применения программно-целевого метода стабилизировать ситуацию не удается, о чем свидетельствует ежегодное увеличение материального ущерба и числа пострадавших от ЧС. Целью реализации программных мероприятий должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого риска.
Наиболее остро сложилась ситуация по следующим направлениям:
1. Реконструкция региональной автоматизированной системы
централизованного оповещения населения Воронежской области
Техническую основу существующей системы оповещения населения Воронежской области составляет оборудование 1964-1980 годов выпуска, которое морально и технически устарело, за последние годы резко возросло количество аппаратуры, находящейся в нерабочем состоянии. Запасные части израсходованы на 100 процентов. В настоящее время выпуск этого типа оборудования и запасных частей прекращен.
Основу оборудования составляют аналоговые средства оповещения, что вызывает затруднение при их использовании на широко внедряемых цифровых сетях связи (в 25 районах Воронежской области уже организованы цифровые сети связи вещания). Существующая система оповещения обеспечивает доведение сигналов оповещения только до половины населения Воронежской области.
Наблюдается устойчивая тенденция к постоянному сокращению численности населения Воронежской области, охваченного оповещением, что при возможных ЧС может повлечь существенные человеческие жертвы и нанести большой материальный ущерб.
Реализация мероприятия программы позволит расширить возможности системы оповещения за счет широких функциональных возможностей нового комплекса средств оповещения П-166 и использования современных каналов звукового сопровождения телерадиовещания, кабельного телевидения, цифровых сетей и станций связи, мощных звукоизлучающих устройств, систем контроля за потенциально опасными объектами. Это позволит доводить сигналы оповещения и информацию о ЧС до населения сел и поселков включительно, что в конечном итоге повысит процент информирования и предупреждения населения Воронежской области с 55 до 95 процентов, снизит прогнозируемое количество пострадавших на 30-32 тысячи человек и вдвое сократит расходы на эксплуатационно-техническое обслуживание автоматизированной системы оповещения населения Воронежской области.
Непринятие мер по реконструкции региональной системы автоматизированного оповещения создает ситуацию, когда неожиданный отказ или ложное срабатывание системы может привести к большим человеческим и материальным потерям в случае возникновения ЧС.
2. Совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
По состоянию на 1 января 2006 года территориальная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой два структурных подразделения (отдел мониторинга и прогнозирования, отдел анализа и экспертизы) Центра гражданской обороны, защиты населения и территории и мобилизационной работы Учреждения, оснащенных тремя компьютерами, которые не обеспечивают проведение высококачественных расчетов по причине недостаточной мощности. Имеющиеся методики проведения мониторинга и прогнозирования трудоемки, отсутствует их автоматизированная версия. В настоящее время существует проблема оперативного получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, возможности проведения мониторинга возникших ЧС, а также накопления полученной информации в централизованной базе данных и последующей ее обработки. Имеющаяся географическая информационная система Воронежской области на базе ГИС "Компас" морально и технически устарела и не соответствует современным требованиям для проведения мониторинга и прогнозирования ЧС.
Непринятие мер по усовершенствованию и расширению возможностей системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может привести к тому, что вовремя не полученный или некачественно составленный прогноз приведет к увеличенным человеческим и материальным потерям в случае возникновения ЧС.
3. Совершенствование материально-технической базы для обеспечения
безопасности людей на водных объектах и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
Ежегодно на водных объектах Воронежской области гибнут сотни человек (в 2003 году - 178 человек, в 2004 году - 230 человек, в 2005 году - 265 человек), многие из-за загрязнения дна водоемов посторонними предметами получают травмы; на дне водоемов обнаруживаются взрывоопасные предметы времен Великой Отечественной войны, происходят техногенные аварии на воде.
В 2006 году в результате структурных изменений в Воронежской областной поисково-спасательной службе (далее - ВО ПСС) создан водный аварийно-спасательный отряд ВО ПСС (со спасательными станциями в гг. Борисоглебск, Лиски, Павловск) общей численностью 42 человека, который необходимо оснастить соответствующей техникой, оборудованием и провести подготовку спасателей.
Оснащение и функционирование водных аварийно-спасательных отрядов, спасательных станций позволит предотвратить многие ЧС на воде, минимизировать их последствия.
Для предотвращения последствий разливов нефти и нефтепродуктов также необходимы спасатели, оснащенные соответствующими техникой и оборудованием.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", постановлением администрации Воронежской области от 10 августа 2005 года N 764 "О мерах по совершенствованию работы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Воронежской области" необходим комплекс мер, направленных не только на предупреждение разливов нефти и нефтепродуктов, но и на их ликвидацию при авариях.
Только в течение 2005 года и I полугодия 2006 года произошли 4 аварии, которые сопровождались разливом нефтепродуктов. В основном это были аварии в результате дорожно-транспортных происшествий при опрокидывании бензовозов. Наиболее серьезная авария произошла на Воронежском водохранилище, когда взорвался топливный бак на земснаряде и произошел выброс дизельного топлива в количестве 17 тонн.
Разливы нефти и нефтепродуктов ухудшают экологическую обстановку в Воронежской области, повышают пожароопасность. Необходимо отметить потенциальную опасность организаций, осуществляющих транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, число которых в Воронежской области составляет около 400. Наибольшую опасность из них представляют 28 организаций, на которых возможны аварии федерального и областного уровней. Имеющаяся оснащенность ВОПСС не позволяет гарантировать качественную и своевременную ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, что приведет к негативным воздействиям на окружающую среду и здоровье населения Воронежской области.
Исходя из долгосрочного прогноза, число гибнущих на водных объектах людей к 2010 году может увеличиться в 2 раза.
4. Совершенствование учебной и материальной базы учебно-методического
центра по ГОЧС Воронежской области
В связи с тем, что ранее принимаемые программы развития системы подготовки населения в Воронежской области защиты от ЧС (1999-2000 годы и 2003-2005 годы) не были профинансированы, произошло сокращение числа обучаемого населения действиям при ЧС с 15 до 4 тысяч человек в год. При этом обучение на существующей учебно-материальной базе несет невысокую практическую ценность, так как имеющиеся в наличии приборы, оборудование и средства защиты морально и технически устарели и неприменимы в реальных условиях. По той же причине невозможно производить качественную подготовку специалистов единой системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и спасателей.
В связи с реализацией Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ на территории Воронежской области образованы 29 городских и 471 сельское поселение, руководящий состав большинства которых полностью не готов к действиям при ЧС. Обучение действиям при ЧС неработающего населения в Воронежской области практически не осуществляется. Решение данной проблемы, учитывая значительную площадь территории Воронежской области, возможно только путем создания передвижного информационного центра для проведения занятий выездным методом.
Реализация мероприятия программы позволит значительно повысить качество обучения руководящего состава, населения, спасателей и специалистов РСЧС, а также увеличить число обучаемых до 8 тысяч человек в год.
5. Создание региональной подсистемы Общероссийской комплексной
системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей на территории Воронежской области
В настоящее время система обучения основам, направленным на бережное отношение к окружающей среде, собственной безопасности, безопасности общества и государства, эффективно работает в системе школьного образования. Принцип всеобщности предполагает обучение всех категорий населения независимо от их возраста, национальности, рода деятельности и других факторов. Непрерывность обучения связана с поэтапным формированием знаний, умений и навыков у обучаемых на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста. Этого можно добиться путем применения современных технологий в местах массового пребываний людей.
Реализация мероприятия позволит создать комплексную систему оповещения и обучения населения, охватывающую места с массовым пребыванием людей, что позволит сократить сроки информирования населения об угрозе или о факте ЧС в 1,6 раза и повысить безопасность жизнедеятельности населения за счет формирования у него культуры поведения при возникновении ЧС.
6. Создание объединенной системы оперативно-диспетчерского
управления Воронежской области
В настоящее время взаимодействие дежурно-диспетчерских служб Воронежской области производится преимущественно по телефонным линиям связи. Процесс установления взаимодействия, уточнения данных и проверки их достоверности тормозит принятие решений и как следствие сказывается на общем времени предупреждения и ликвидации ЧС. В целях ускорения взаимодействия дежурно-диспетчерских служб, задействуемых при ликвидации ЧС, необходимо их объединение в единое информационное поле.
Реализация мероприятия позволит значительно ускорить процессы взаимодействия и уточнения информации, получать своевременную оценку событий и их последствий, снизить затраты на реагирование по ложным сигналам.
В случае неиспользования программно-целевого метода и финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, исходя из выделяемых в настоящее время объемов финансовых средств, размер материального ущерба, число погибших и пострадавших от ЧС (как следует из динамики) неизбежно будет возрастать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.