Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1.1. Анализ состояния аварийности в Воронежской области
Аварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем, требующих решения на государственном уровне. Сложившийся дисбаланс между ростом автомобильного парка и уровнем развития улично-дорожной сети городов и населенных пунктов привел к ухудшению условий движения, заторам; снижение уровня обучения водителей транспортных средств - к появлению на автодорогах большого числа водителей, не имеющих достаточного опыта управления транспортными средствами, и, как результат, к росту количества ДТП и тяжести последствий совершенных аварий.
Учитывая важность сохранения жизни граждан на автомобильных дорогах, проблема обеспечения необходимых условий безопасности дорожного движения (БДД) 15 ноября 2005 года рассматривалась с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Президиума Госсовета Российской Федерации. На заседании было отмечено, что на протяжении последних четырех лет социально-экономический ущерб от аварий составляет более двух процентов ВВП, что в абсолютном выражении составляет сотни миллиардов рублей, которых лишается страна. Повышение безопасности дорожного движения должно стать самостоятельным направлением государственной политики.
На протяжении последних лет в Воронежской области также отмечается тенденция роста дорожно-транспортных происшествий. Если в период до 2001 года обстановка отмечалась как относительно стабильная и даже с некоторым снижением показателей, характеризующих состояние аварийности, то начиная с 2002 года эта ситуация приобрела устойчивую тенденцию к росту количества ДТП и тяжести последствий совершенных аварий.
Динамика показателей аварийности
а) по Воронежской области
Год |
Воронежская область |
|||||
Всего ДТП (ед.) |
Погибло (чел.) |
Ранено (чел.) |
||||
Кол-во |
% к пред. году |
Кол-во |
% к пред. году |
Кол-во |
% к пред. году |
|
1998 |
2 683 |
-0,2 |
538 |
-0,7 |
3 074 |
-0,7 |
1999 |
2 610 |
-2,8 |
554 |
+3,0 |
3 008 |
-2,2 |
2000 |
2 589 |
-0,8 |
552 |
-0,3 |
2 951 |
-1,9 |
2001 |
2 562 |
-1,0 |
551 |
-0,2 |
2 848 |
-3,5 |
2002 |
2 917 |
+13,9 |
609 |
+10,5 |
3 259 |
+14,4 |
2003 |
2 970 |
+1,8 |
658 |
+8,0 |
3 410 |
+4,6 |
2004 |
3 604 |
+21,3 |
639 |
-2,9 |
4 244 |
+24,5 |
2005 |
4 006 |
+11,2 |
607 |
-5,0 |
4 966 |
+17,0 |
2006 |
4 116 |
+2,7 |
576 |
-5,1 |
5 177 |
+4,2
|
б) по городу Воронежу
Год |
г. Воронеж |
|||||
Всего ДТП (ед.) |
Погибло (чел.) |
Ранено (чел.) |
||||
Кол-во |
% к пред. году |
Кол-во |
% к пред. году |
Кол-во |
% к пред. году |
|
1998 |
743 |
-7,5 |
70 |
-11,4 |
807 |
-6,6 |
1999 |
749 |
+0,8 |
88 |
+25,7 |
774 |
-4,1 |
2000 |
747 |
-0,3 |
92 |
+4,5 |
784 |
+1,3 |
2001 |
746 |
-0,1 |
80 |
-13,1 |
762 |
-2,8 |
2002 |
895 |
+19,9 |
71 |
-11,2 |
953 |
+25,1 |
2003 |
904 |
+1,0 |
93 |
+30,9 |
978 |
+2,6 |
2004 |
1 183 |
+30,9 |
97 |
+4,3 |
1 285 |
+31,4 |
2005 |
1 460 |
+23,1 |
78 |
-19,6 |
1 744 |
+35,7 |
2006 |
1 589 |
+7,4 |
101 |
+29,5 |
1 806 |
+3,6 |
Социально-экономический ущерб от гибели граждан в дорожно-транспортных происшествиях на территории Воронежской области с 1998-го по 2006 годы составил 11624,8 млн. рублей, в том числе по годам:
Год |
Количество погибших в ДТП (чел.) |
Социально-экономический ущерб (млн. рублей) |
1998 |
538 |
1 183,6 |
1999 |
554 |
1 218,8 |
2000 |
552 |
1 214,4 |
2001 |
551 |
1 212,2 |
2002 |
609 |
1 339,8 |
2003 |
658 |
1 447,6 |
2004 |
639 |
1 405,8 |
2005 |
607 |
1 335,4 |
2006 |
576 |
1 267,2 |
Итого |
4708 |
11 624,8 |
Анализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма на территории Воронежской области остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту. Начиная с 2002 года зарегистрировано увеличение всех основных показателей аварийности.
Основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения.
В настоящее время в Воронежской области эксплуатируется более 700 тыс. ед. автомототранспортных средств, в том числе 445,0 тыс. ед. легковых автомобилей, 73 тыс. грузовых автомобилей и более 10,0 тыс. автобусов. За период 2000 - 2006 годов количество автотранспорта, принадлежащего организациям и гражданам, увеличилось более чем на 6,5%. Дальнейший рост этого показателя приведет к резкому повышению интенсивности транспортных потоков и осложнению условий движения на дорогах.
Сведения о ДТП, совершенных по вине
водителей и пешеходов в 2006 году
N п/п |
Причины совершенных ДТП |
Количество совершенных ДТП (ед.) |
% от общего количества |
1. |
По вине водителей |
3 629 |
88,1 |
|
в том числе нетрезвых |
322 |
7,8 |
2. |
По вине пешеходов |
610 |
14,8 |
По итогам 2004 - 2006 годов девять из десяти ДТП были связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Из-за нарушений ими Правил дорожного движения только в 2006 году зарегистрировано 3629 (рост к 2004 году - 15,1%) ДТП. Удельный вес этих происшествий составил 88,2% от всех ДТП. Две трети всех происшествий произошло из-за нарушений Правил дорожного движения водителями легковых автомобилей. В истекшем году каждое четвертое ДТП (23,1%) совершено по вине водителей со стажем управления менее 3 лет, из них более половины (56%) со стажем управления до 1 года.
В 2006 году оставалась сложной ситуация с аварийностью на пассажирском транспорте. С участием автобусов зарегистрировано 286 ДТП (снижение на 2,4% по сравнению с уровнем 2004 года), в которых погибли 45 (снижение на 2,2% по сравнению с уровнем 2004 года) и получили ранения 430 (рост на 7,8% по сравнению с уровнем 2004 года) человек. А всего с материальным ущербом совершено более 2 тысяч автоаварий. Восемь из десяти таких ДТП произошли в городе Воронеже. Каждое третье ДТП совершено по вине водителей автобусов, абсолютное большинство которых принадлежат физическим лицам. Достаточно сказать, что из совершенных в 2006 году 7 ДТП с особо тяжкими последствиями в 5 случаях виновниками были водители автобусов.
Согласно статистическим данным каждое второе ДТП, совершенное на улично-дорожной сети городов и населенных пунктов, связано с наездами на пешеходов, и в каждом четвертом случае установлена вина самих пешеходов.
Крайне негативный общественный резонанс вызывают дорожные происшествия, в которых погибли либо пострадали дети. В 2006 году зарегистрировано 454 (рост на 3,4% по сравнению с уровнем 2004 года) ДТП, в которых погибли 30 (рост на 42,9% по сравнению с уровнем 2004 года) и были ранены 475 (рост на 2,8% по сравнению с уровнем 2004 года) детей. Основную долю количества пострадавших в ДТП в 2006 году детей составили пешеходы (43%) и пассажиры (36%). По вине детей совершено 121 дорожно-транспортное происшествие.
Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной из основных причин высокой смертности при дорожно-транспортных происшествиях. По оценкам специалистов Воронежской государственной медакадемии, из 100 человек, погибших в дорожно-транспортных происшествиях от тяжелых травм, 80 погибают на догоспитальном этапе. Более половины из них могут быть спасены при оказании своевременной медицинской помощи. В настоящее время только 10% пострадавших в ДТП, совершенных на автомобильных дорогах Воронежской области, получают своевременную медицинскую помощь.
Особое место в системе обеспечения безопасности дорожного движения занимают мероприятия по устранению мест аварийности в городе Воронеже. Улично-дорожная сеть города Воронежа создавалась в 50 - 80 годах с расчетной нагрузкой на ось не более 6 тонн. В настоящее время движущийся по улицам города транспорт создает осевую нагрузку в 8 и более тонн. Кроме того, при строительстве основания большинства объектов улично-дорожной сети использовался известковый щебень, который не обладает необходимой прочностью даже для автомобильных дорог с нагрузкой в 6 тонн на ось. Негативные факторы состояния улично-дорожной сети города Воронежа дополняются резким увеличением количества транзитного транспорта, движущегося по магистральным улицам, а также систематическим недофинансированием ремонтных работ. Некоторые объекты при 12-летнем периоде межремонтного срока не ремонтируются в течение 35 лет. В результате чего из 312 улиц, по которым движется пассажирский транспорт, на 76 требуется замена основания дорожной одежды, а на 45 - капитальный ремонт.
Анализ влияния уровня развития улично-дорожной сети на состояние аварийности убедительно свидетельствует о наличии определенной зависимости между этими показателями.
По данным УГИБДД ГУВД Воронежской области, в городе Воронеже отмечено более 300 очагов аварийности, в которых основными потерпевшими являются пешеходы. Начиная с 1997 года показатель риска гибели пешеходов в автоавариях увеличился более чем в 1,3 раза. Повышению тр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.