Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий является совокупностью организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий, выполнение которых обеспечивает реализацию программы.
Мероприятия сгруппированы в соответствии с задачами программы в 7 разделов. Перечень мероприятий программы, показатели их эффективности и источники финансирования приведены в приложениях 1-5.
1. Нормативное и информационное обеспечение охраны труда
Раздел содержит 3 мероприятия с общим объемом финансирования из областного бюджета 392 тыс. рублей на весь период реализации программы.
Социальный эффект выразится в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости до 5% ежегодно. Число объектов, на которых будут реализовываться мероприятия до 3000 организаций Воронежской области различных сфер экономической деятельности.
1.1. Пополнение библиотечного фонда нормативной документацией
по охране труда
Цель мероприятия - обновление существующего фонда нормативной документации по охране труда управления труда Воронежской области для реализации функции методического руководства работой служб охраны органов местного самоуправления и субъектов экономической деятельности (организаций).
Эффективность управления охраной труда во многом зависит от своевременного получения обновленной и адаптированной к современным экономическим условиям информации по охране труда. В стране нарушен действовавший ранее порядок обеспечения отраслевыми министерствами и ведомствами своих подразделений нормативными и правовыми актами по охране труда, типовыми отраслевыми правилами и ведомственными регламентирующими документами по безопасности труда. Проблема нормативного обеспечения охраны труда ведет к нарушениям в организации работы по обеспечению безопасности труда на производстве. Различные виды организационных нарушений являются основными причинами более 60 % несчастных случаев на производстве, в том числе и со смертельным исходом.
Для реализации своих полномочий, определенных нормами действующего законодательства, управлением труда Воронежской области создан библиотечный фонд нормативной документации по охране труда. В настоящее время имеется порядка 1500 различных отраслевых и межотраслевых правил, типовых инструкций и других нормативных актов, часть из которых пересмотрена и актуализирована к современным социально-экономическим условиям. В связи с этим необходимо пополнять существующий нормативный фонд по охране и условиям труда главного управления труда и социального развития Воронежской области.
Мероприятием предусматривается ежегодное пополнение существующего фонда нормативной документации по охране труда управления труда Воронежской области на 150 единиц правил, норм, инструктивного материала по охране труда.
Реализация мероприятия повысит обеспеченность участников социально-трудовых отношений информационными ресурсами по безопасности труда, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иными требованиям, необходимыми для организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда в соответствии с нормами действующего законодательства.
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в улучшении информационного обеспечения охраны труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости до 5% .
Мероприятие финансируется из областного бюджета. Общий объем финансирования составит 120 тыс. рублей. Срок реализации 2007-2010 годы.
1.2. Обеспечение отраслевыми нормативными актами специалистов по
охране труда органов местного самоуправления
Цель мероприятия - улучшение методического обеспечения в сфере охраны и условий труда на территориях муниципальных образований на основе действующей отраслевой нормативной документации по охране труда.
Законом Воронежской области от 10.04.2000 г. N 155-II-ОЗ "Об охране труда в Воронежской области" разграничены полномочия исполнительных органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в сфере охраны и условий труда на территории муниципального образования. Однако, дотационный характер местных бюджетов и недостаток средств на обеспечение деятельности служб охраны труда органов местного самоуправления, отсутствие в ряде случаев необходимой нормативной и правовой документации по охране труда, негативно влияют на организацию работы по улучшению состояния условий и охраны труда работников организаций, расположенных на подведомственной территории.
Мероприятием предусматривается обеспечение служб охраны труда органов местного самоуправления, правилами по охране труда (растениеводство, животноводство и транспорт) в количестве 3 единиц на каждую службу.
Наличие отраслевой нормативной документации, адаптированной к современным условиям, способствует повышению компетентности и правовой грамотности работников, качеству и эффективности работы по профилактике травм и заболеваемости на производстве. Более 2000 специалистов по охране труда организаций и других заинтересованных лиц получат возможность знакомиться с действующей отраслевой нормативной документацией, что окажет положительное влияние на организацию работы по охране труда, эффективное функционирование областной системы государственного управления охраной труда.
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в улучшении информационного обеспечения по охране труда до 2000 человек в год (работники органов местного самоуправления, специалисты организаций АПК), снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Мероприятия финансируются из областного бюджета. Общий объем финансирования на весь период реализации программы составит 32 тыс. рублей. Срок реализации 2007-2010 годы.
1.3. Разработка нормативно-методической документации по охране труда
Цель мероприятия - развитие региональной нормативной базы по охране труда, приведение ее в соответствие с нормами федерального законодательство# и современными экономическими условиями.
В последние годы в нашей стране на федеральном уровне создана правовая база по охране труда. Это Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 17.07.1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.1998г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Эти законодательные акты создали правовой фундамент в области охраны труда и учитывают условия, необходимые для формирования современных форм и методов управления охраной труда, соответствующие рыночным принципам хозяйствования, экономике, где начинают превалировать частная форма собственности и новые принципы в деятельности предприятий и организаций. Федеральным законом от 24.07.1998г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" заложены основы механизма экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасности труда. Департамент трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации планирует и в дальнейшем осуществлять функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздненного Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в частности по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и условий труда.
Разработка областных нормативных актов, методических руководств предполагается во взаимосвязи и с учетом изменений федерального законодательства и направлена на практическую реализацию Закона Воронежской области от 10.04.2000 г. N 155-II-ОЗ "Об охране труда в Воронежской области", проведение анализа, текущего и перспективного прогнозирования ситуации с обеспечением безопасности труда в организациях Воронежской области.
Мероприятием предусматривается разработка и оплата типографских услуг:
- за издание в 2007-2008 году Справочника специалиста по охране труда в количестве 2000 экз.;
- за издание в 2009 году Методического пособия по организации работы по охране труда на предприятии в количестве 2000 экз.;
- за публикацию в областных газетах информационных материалов, статей по актуальным проблемам охране# труда (16 публикаций в год).
Реализация мероприятия повысит эффективность управленческих решений регионального уровня в сфере охраны труда работающего населения, усилит внимание работодателей, трудовых коллективов к принятию мер по созданию здоровых и безопасных условий труда работников.
Социальный эффект выразится в обеспечении 2000 служб охраны труда различных организаций области нормативно-правовыми актами, методическими пособиями и рекомендациями.
Мероприятие финансируется из областного бюджета. Общий объем финансирования составит 240 тыс. рублей. Срок реализации 2007-2010 годы.
2. Организационное обеспечение охраны труда
Раздел содержит четыре мероприятия с общим объемом финансирования на весь период реализации 1192 тыс. руб. из областного бюджета.
Социальный эффект от реализации мероприятий выразится в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на 5% ежегодно, за счет снижения уровней вредных факторов производственной среды и улучшения условия# труда на 15000 рабочих местах.
2.1. Проведение ежегодных областных смотров-конкурсов на лучшее
состояние условий и охраны труда в организации, районе (городе)
Цель мероприятия - активизация деятельности работодателей, трудовых коллективов, органов местного самоуправления по созданию здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте. Смотр - конкурс проводится в двух номинациях: лучшая организация и лучший район (город) области.
Постановление администрации Воронежской области от 25.07.03 г. N 569 "О проведении областного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организации, районе (городе) Воронежской области" является неотъемлемой частью деятельности управления труда Воронежской области, проводимой совместно с органами местного самоуправления в целях формирования общественного мнения о приоритете жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности. Начиная с 1999 года, в Воронежской области ежегодно организуются смотры-конкурсы на лучшее состояние условий и охраны труда в организации Воронежской области по отраслевому принципу. С 2003 года в практику поощрения за лучшую организацию работы на подведомственной территории введено награждение коллективов администраций районов, наиболее активно принимающих участие в работе по обеспечению безопасности труда работников организаций, расположенных на подведомственной территории. На областной конкурс за 2005 год были представлены 102 организаций - победителей районных смотров-конкурсов из 32 районов области.
Мероприятием предусматривается награждение победителей смотра-конкурса по следующим направлениям: промышленность, транспорт, связь, строительство, топливно-энергетический комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, торговля и бытовое обслуживание, органы местного самоуправления. При подведении итогов смотра-конкурса анализируются и уточняются представленные организациями области количественные показатели:
- количество работников, занятых в неблагоприятных условиях труда:
- обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями;
- количество работников, прошедших периодическое медицинское освидетельствование;
- обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты;
- количество работников обученных и аттестованных по охране труда;
- объемы финансовых средств, направляемых на мероприятия по охране труда в целом по предприятию и в расчете на одного работающего;
- динамика показателей производственного травматизма и заболеваемости и др. показатели.
В областном смотре-конкурсе ежегодно примут участие порядка 2500 организаций различных сфер экономической деятельности с общей численностью работающих более 600 тыс. человек. На основе анализа показателей смотра-конкурса будет осуществляться оценка и прогнозирование ситуации в сфере условий и охраны труда в целом по Воронежской области.
Социальный эффект за период реализации программы проявится в активизации деятельности по охране труда всех хозяйствующих субъектов области, в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на 5%. Улучшатся условия труда на 15000 рабочих местах, за счет проведения мероприятии по техническому перевооружению производства, устранению неблагоприятных факторов производственной среды и доведения их значений до предельно допустимых уровней.
Финансирование мероприятия из областного бюджета на весь период реализации составит 1000 тыс. руб. Срок реализации 2007-2010 годы.
2.2. Организация экспонирования достижений Воронежской области в
сфере условий и охраны труда на международных специализированных
выставках
Цель мероприятия - демонстрация достижений науки и техники Воронежской области в сфере условий и охраны труда на международных специализированных выставках, проводимых ежегодно в г. Москве под девизом "Безопасность и охрана труда".
Выставки, организуемые Минздравсоцразвития РФ на ВВЦ в г. Москве, являются традиционным международным смотром в сфере охраны труда, в котором принимают участие российские ученые и специалисты, представители государств СНГ и дальнего зарубежья. В рамках выставки проходят научно-практические конференции и конкурсы. На научно-практических конференциях обсуждаются актуальные проблемы охраны и безопасности труда, отечественный и зарубежный опыт трудоохранной деятельности, новые подходы в государственном управлении охраной труда, пути совершенствования форм и методов реализации государственной политики в сфере охраны и условий труда.
За активное участие в выставках, решение проблем охраны труда в регионе губернатор Воронежской области в 2002 году получил от Министерства труда и социального развития Российской Федерации благодарственное письмо.
Мероприятием предусматривается аренда 6 кв.м. выставочной площади на ВВЦ в г. Москве, участие в работе выставок и научно-практических конференций представителей управления труда Воронежской области, руководителей кафедр БЖД ВУЗов г.Воронежа, представителей организаций, выпускающих сертифицированные средства защиты.
Участие в работе международных выставок и конференций, изучение передового опыта и обмен мнениями, способствует качественному совершенствованию работы и принятию эффективных управленческих решений по улучшению условий и охраны труда работающего населения Воронежской области. Необходимо использовать и развивать научно-технический потенциал области, содействовать его продвижению на российском и международных рынках.
Социальный эффект выразится во внедрении в Воронежской области отечественного и зарубежного опыта работы по охране труда. Повысится заинтересованность НИИ, ВУЗов и организаций области в разработке и выпуске современных средств защиты, проведении НИР по актуальным проблемам безопасности труда.
Финансирование мероприятия предусматривается из областного бюджета в размере 160 тыс. руб. на весь период реализации. Срок реализации 2007-2010 годы.
2.3. Развитие социального партнерства между субъектами
социально-трудовых отношений
Цель мероприятия - обеспечение взаимодействия и координации деятельности участников социально-трудовых отношений по проведению единой государственной политики по условиям и охране труда на территории Воронежской области.
Развитие социального партнерства между субъектами социально-трудовых отношений в Воронежской области осуществляется в рамках полномочий участников социально-трудовых отношений, определенных действующим законодательством, на основе Трехстороннего соглашения, совместных договоров о сотрудничестве, совместных решений и постановлений по вопросам позитивного воздействия на состояние дел в сфере условий и охраны труда.
В проводимых совместных мероприятиях ежегодно принимают участие более 2000 руководителей структурных подразделений администрации Воронежской области, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, государственных органов надзора и контроля, областного совета профсоюзов и обкома профессиональных союзов, объединений работодателей, служб охраны труда предприятий и других заинтересованных граждан. Мероприятием предусматривается:
- ежеквартальное проведение заседаний областного координационного совета по охране труда;
- проведение в период реализации программы 3 областных совещаний;
- участие специалистов отдела реализации государственной политики в сфере охраны и условий труда в течение года в трех всероссийских совещаниях.
Реализация мероприятия позволит:
- совершенствовать систему государственного управления охраной труда на территории Воронежской области;
- повысить социальную направленность принимаемых совместных решений на основе согласованных действий органов исполнительной власти Воронежской области, местного самоуправления, надзора и контроля, работодателей и профессиональных союзов.
Источник финансирования мероприятия - ассигнования на основную деятельность управления труда Воронежской области. Срок реализации 2007-2010 годы.
2.4. Повышение квалификации специалистов по условиям и охране труда
во всероссийских профильных учебных заведениях
Цель мероприятия - повышение уровня трудоохранной деятельности на территории Воронежской области на основе обеспечения исполнительного органа государственной власти по труду квалифицированными специалистами, обеспечивающими реализацию государственной политики по охране и условиям труда на территории Воронежской области.
В целом компетентность органов всех уровней управления охраной труда оценивается качеством базового образования, послевузовской подготовкой и повышением квалификации руководителей, специалистов, других категорий работников.
Порядок повышения квалификации руководителей, специалистов в целом по России определен стандартом ГОСТ Р12.0.006 - 2002 и постановлением Минтруда РФ от 13.01.2003 года N1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников". Данный порядок устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда всех работников, в том числе руководителей.
Мероприятием предусматривается ежегодное повышение квалификации одного специалиста отдела реализации государственной политики в сфере охраны и условий труда во всероссийских профильных учебных центрах (г. Москва).
Реализация мероприятия позволит совершенствовать формы и методы государственного управления охраной труда на территории Воронежской области, повысить правовую грамотность специалистов органа исполнительной власти по труду субъекта РФ в вопросах реализации государственной политики по охране и условиям труда на территории региона.
Социальный эффект от реализации мероприятия проявится в повышении качества работы специалистов, обеспечивающих реализацию государственной политики по охране труда на территории области, в принятии эффективных управленческих решений, направленных на сохранение жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности.
Общий объем финансирования мероприятия составит из областного бюджета 32 тыс. руб. Срок реализации 2007-2010 годы.
3. Санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое
обеспечение охраны труда
Раздел содержит четыре мероприятия с общим объемом финансирования на весь период реализации 11252 тыс. руб., в том числе: областной бюджет 1820 тыс. руб., собственные средства исполнителей программных мероприятий - 5782 тыс. руб., муниципальные бюджеты - 1500 тыс. руб., средства Фонда социального страхования - 800 тыс. руб., средства организаций - 1350 тыс. руб.
Эффективность мероприятий заключается в снижении уровня профессиональной заболеваемости в области до 10%, снижение затрат по возмещению вреда, причиненного здоровью от профессиональных заболеваний - 800,0 тысяч руб. Будет сохранено около 2000 рабочих мест со средней заработной платой 3100 тыс.рублей. Социальный эффект составит порядка 1,259 млн.рублей.
3.1. Физиолого-гигиеническая оценка условий труда на предприятиях
розничной и мелкооптовой торговли сферы малого бизнеса. ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии в Воронежской области"
Цель мероприятия - выявление особенностей региональной ситуации по условиям труда и заболеваемости работающих, занятых в сфере розничной и мелкооптовой торговли на основе современных методов лабораторного контроля приоритетных промышленных загрязнителей, инструментального контроля факторов физической природы, а также своевременной диагностики состояния здоровья работающих.
Выработка системы мероприятий по снижению заболеваемости работающего населения и обеспечению гигиенической безопасности условий труда и среды обитания, базирующаяся на вероятностной оценке риска для здоровья, раннем своевременном выявлении и коррекции критериально значимых отклонений в состоянии организма.
Развитие малого бизнеса происходит во всех отраслях народного хозяйства, однако, ведущими по количеству занятого населения являются: торговля, сфера услуг, производство товаров народного потребления, пищевые производства. Особенностью малых производств являются: малые площади, кубатура помещений, хотя и отвечающие требованиям действующих нормативов (нормируется площадь на одного работающего), но не позволяющие организовать рациональную вентиляцию, отопление помещений, рационально организовать технологический цикл, рабочие места, обеспечить работающих в полном объеме необходимыми санитарно-бытовыми помещениями. Данная ситуация приводит к формированию на рабочем месте целого ряда неблагоприятных производственных факторов, которые комплексно воздействуют на работников. Этому же способствует и работа по смежным специальностям. Более того, существующие нормативные требованиями, не рассчитанные на предприятия малого бизнеса, не требуют решения вопросов по организации питания работающих, условий для эффективного отдыха в течение рабочего дня. Неуклонно растет число выявленных подозрений на профзаболевание именно на малых предприятиях, причем возраст работающих не превышает 30 лет, стаж 5 лет. Таким образом, отсутствие до настоящего время профессиональной заболеваемости среди работников малого бизнеса объяснялось спецификой контингента работающих в данной сфере производства: это лица в возрасте 20 - 30 лет, малым стажем работы, а также несвоевременной организацией и низкой эффективностью проводимых проф. осмотров.
Мероприятием предусмотрено для обеспечения достоверности результатов, полученных при лабораторных исследованиях, провести не менее 100 исследований воздуха рабочей зоны по 6 химическим веществам, неионизирующему излучению, провести физиологические исследования.
Реализация мероприятия обеспечит снижение риска профессиональной заболеваемости 50 тысяч работающих на данных производствах. Будут разработаны гигиенические рекомендации по условиям эксплуатации малых предприятий, с установлением минимальной площади вне зависимости от количества работающих, с учетом возможности организации эффективной вентиляции, отопления, санитарно-бытового обеспечения работающих.
Общий объем финансирования составляет 240 тыс. рублей, в том числе, из областного бюджета - 170,0 тыс. рублей на проведение лабораторных исследований, 70 тыс. рублей средства организаций.
3.2. Улучшение оснащения лабораторных баз ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в Воронежской области"
Цель мероприятия - снижение риска возникновения профессиональных и производственно обусловленных заболеваний на основе повышения качества контроля и достоверности определения уровней неблагоприятных, а также вредных и опасных факторов производственной среды, санитарно-гигиеническая оценка их влияния на состояние здоровья работающего населения.
Мероприятием предусматривается оснащение современным оборудованием лаборатории ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" и его филиалов.
За период с 2004 по 2006 год лабораториями ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" и его филиалов, с целью обеспечения мониторинга условий труда и состояния здоровья работников, определения на их основе групп повышенного риска; разработки мероприятий по приспособлению производства и производственной среды к функциональным возможностям человека, приобретено 72 единицы оборудования. В структуре различных санитарно-гигиенических исследований одно из ведущих мест принадлежит химическому анализу и, особенно, инструментальным физико-химическим методам с использованием современного и дорогостоящего оборудования, в том числе, импортного производства, не имеющего отечественных аналогов, стоимостью от 40 до 120 тыс.рублей. за единицу. Реализация мероприятия позволит по результатам санитарно-гигиенических исследований разработать оздоровительные мероприятия по улучшению условий труда работников занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в том числе по уровню содержания химических канцерогенов; способствовать профилактике профессиональной заболеваемости, увеличению продолжительности жизни населения, сохранению репродуктивных функций женщин, работающих во вредных условиях, численность которых составляет более половины от общего количества работников занятых в соответствующих производствах. Средства областного бюджета будут направлены на организацию и ведение мониторинга условий труда и состояния здоровья работающего населения Воронежской области.
Социальный эффект за четыре года - снижение профзаболеваемости на 8%, снижение затрат по возмещению вреда, причиненного здоровью от профессиональных заболеваний - 500,0 тысяч руб. Будет сохранено более - 1,5 тыс. рабочих мест.
Общий объем финансирования составит 5502 тыс. руб., в том числе, 5382 - тыс.рублей - собственных средств ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области", 120 тыс. рублей - областной бюджет. Срок реализации 2007-2010 годы.
3.3. Обеспечение профессиональной гигиенической подготовки
работников, занятых во вредных условиях труда. ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в Воронежской области"
Цель мероприятия - снижение риска возникновения профессиональных и производственно обусловленных заболеваний на основе повышения уровня знаний вопросов промышленной гигиены, мер профилактики как общей, так и профессиональной заболеваемости лиц, занятых во вредных условиях труда и тяжелым физическим трудом на производстве.
Мероприятием предусмотрено:
- разработка нормативно-методического материала по профессиональной гигиенической подготовке работников, деятельность которых связана с воздействием на рабочем месте вредных факторов производственной среды;
- проведение профессиональной гигиенической подготовки на предприятиях отдельных отраслей промышленности.
Общий объем финансирования мероприятия - 480 тыс. руб., в том числе, средства ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" - 200 тыс. рублей, средства организаций - 280 тыс.рублей. Срок реализации 2007-2010г.г.
3.4. Развитие системы оказания учреждениями здравоохранения
Воронежской области профпатологической помощи, системы медицинской
реабилитации пострадавших на производстве от профессиональных
заболеваний, Главное управление здравоохранения Воронежской области.
Цель мероприятия - совершенствование системы профилактических мероприятий, экспертизы связи заболевания с профессией и экспертизы профессиональной пригодности, медицинской реабилитации лиц с профессиональными заболеваниями, предупреждение и снижение профессиональной обусловленной# заболеваемости и инвалидности по причине профессионального заболевания; восстановление трудоспособности и снижение степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавших.
С ликвидацией в Воронежской области большинства медико-санитарных частей, цеховой службы значительно сократились услуги по оказанию медицинской помощи работающему населению. При этом показатели профессиональной заболеваемости в Воронежской области носят противоречивый характер. С одной стороны, снижение абсолютных показателей, с другой стороны - утяжеление первично выявляемых профессиональных патологий. Хронические профессиональные патологии составляют 96.6%, у 20% работников регистрируется по два и более видов профессиональных заболеваний. Профессиональные заболевания развиваются в более ранние сроки.
В структуре хронических профессиональных заболеваний преобладают заболевания, связанные с воздействием физических факторов - 31,3% (нейросенсорная тугоухость, вибрационная болезнь), заболевания органов дыхания (хронически пылевые бронхиты, силикоз, пневмокониозы) - 27,6%; заболевания, связанные с перенапряжением систем и органов (хронические радикулопатии, вегетосенсорная полинейропатия верхних конечностей) - 27,6%.
Наиболее высокие уровни профессиональной заболеваемости зарегистрированы на предприятиях сельского хозяйства (37,3%), черной металлургии (13,7%), авиационной промышленности (11,8%).
При этом 78,5% вновь выявленных заболеваний регистрируется на объектах с частной формой собственности. Удельный вес хронических профессиональных заболеваний с утратой трудоспособности составил 68,6% в 2005 году.
В Воронежской области создана система оказания профпатологической помощи: первичной и специализированной.
Первичная профпатологическая помощь оказывается в территориальных ЛПУ(лечебно профилактическое# учреждение) в виде: проведения профилактических медицинских осмотров работников, диспансеризации и медицинской реабилитации больных и инвалидов с профессиональными заболеваниями.
Специализированная профпатологическая помощь оказывается в Центре профессиональной патологии (ЦПП ГУЗ "ВОКБ N1") в виде: экспертизы связи заболевания с профессией, экспертизы профпригодности, реабилитации больных и инвалидов с профзаболеваниями.
Серьезной проблемой остается выявление на ранних стадиях признаков профессиональных заболеваний. В связи с этим необходимо улучшать качество профилактических осмотров лиц, занятых во вредных условиях труда. Особенно остро, в связи со сложностями финансирования МУЗ ЦРБ (муниципальное учреждение здравоохранения центральная районная больница) из местных бюджетов, стоит вопрос об обязательной специализации по профпатологии на базе факультета усовершенствования врачей Воронежской государственной медицинской академии (ФУВ ВГМА) им.Бурденко - врачей, проводящих медицинские осмотры, об обеспечении местных больниц необходимым диагностическим оборудованием, позволяющим качественно проводить периодические медицинские осмотры, в том числе и выездные, установленных категорий работников.
Кроме того, медицинскую реабилитацию пострадавших на производстве осуществляют учреждения здравоохранения по месту жительства пострадавшего, где должны проводиться курсы профилактического лечения и мероприятия по диспансеризации. Но в штате большинства МУЗ ЦРБ области нет врача-профпатолога, то есть врача, имеющего базовое специальное образование (стоимость подготовки составляет порядка 70 тыс.рублей на базе высшего медицинского образования), который координирует работу по реабилитации лиц с профессиональными заболеваниями и трудовыми увечьями, разрабатывает план мероприятий по снижению в организациях района риска возникновения профзаболеваний.
В связи с этим на сегодняшний день наиболее эффективна медицинская реабилитация, проводимая в Центре профессиональной патологии ГУЗ ВОКБ N1, где больные и инвалиды проходят ежегодно плановую реабилитацию 1-2 раза в год по индивидуальным программам, разработанным для каждого больного. В программу входят медикаментозное лечение и методики восстановительной терапии (ЛФК, массаж, физиотерапевтическое лечение). Достигнутые результаты реабилитации объективизируются данными параклинических методов исследования. Каждому больному выдаются рекомендации для формирования программы реабилитации пострадавших (ПРП), проведения курсового лечения в территориальной ЛПУ, рекомендации по санаторно-курортному лечению. За период 2004-2005 г.г в ЦПП ГУЗ ВОКБ N1 прошли реабилитацию 1863 человека, из них 82% выписаны с улучшением.
Эффективность медицинских реабилитационных мероприятий связана с финансовым обеспечением. В нормативных документах Фонда социального страхования РФ не предусмотрены статьи расходов на обеспечение медицинской реабилитации в условиях Центра профпатологии (ЦПП). Недостаточность финансирования ЦПП крайне осложняет проведение работы по экспертизе и реабилитации профбольных.
Программными мероприятиями предусматривается:
- оснащение медицинским и компьютерным оборудованием Центра профпатологии ГУЗ "Воронежская областная клиническая больница N1";
- подготовка и повышение квалификации на базе ФУВ ВГМА по вопросам профессиональной патологии врачей первичного звена, участвующих в оказании медицинской помощи работникам организаций на территории муниципальных образований;
- обеспечение в Центре профпатологии ГУЗ "Воронежская областная клиническая больница N1" лечения, медицинской реабилитации лиц с профессиональными заболеваниями и проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых в неблагоприятных условиях труда свыше пяти лет.
Средства областного бюджета планируется направить на:
- оснащение медицинским и компьютерным оборудованием ЦПП ГУЗ "ВОКБ N1" (центр профессиональной патологии государственного учреждения "Воронежская областная больница N 1") , обучение специалистов ВОКБ, участвующих в проведении углубленных осмотров - 6 человек- 830 тыс.рублей;
- обучение врачей районных ЦРБ (центральная районная больница), председателей комиссий по проведению профосмотров путем первичной переподготовки по профессиональной патологии- 250 тыс. рублей,
- обучение врачей районных ЦРБ, участвующих в профосмотрах путем общего усовершенствования по профпатологии в количестве 300 человек - 450 тыс. рублей.
Эффект от реализации мероприятий заключается в повышении выявляемости ранних признаков профессиональных заболеваний без утраты трудоспособности, в снижении выплат в возмещение ущерба здоровью в связи с профессиональным заболеванием, снижением степени утраты трудоспособности в результате своевременных реабилитационных мероприятий. Будет сохранено порядка 500 рабочих мест.
Общий объем финансирования составит 4830 тыс. руб., в том числе: областной бюджет - 1530 тыс. руб.; средства местных бюджетов - 1500 тыс. руб. будут направлены на оплату командировочных расходов врачей МУЗ ЦРБ, проходящих специализацию в областном центре по профпатологии по мере выделения средств областного бюджета; средства Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - 800 тыс. руб.; средства организаций - 1000 тыс. руб. Срок реализации 2007-2010 годы.
4. Развитие системы санаторной и профессиональной реабилитации лиц,
пострадавших на производстве
В раздел включены 4 мероприятия с общим объемом финансовых затрат 66810,0 тыс. рублей. В том числе из средств областного бюджета 3690,0 тыс.рублей, из средств Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования- 49000,0 тыс.рублей, собственные средства исполнителей программных мероприятий -14120,0 тыс.рублей.
Эффективность от реализации мероприятий раздела в год составит: социальный эффект - 27,52 млн. рублей, бюджетный эффект - 6,14 млн. рублей, экономический эффект- - 33,52 млн.рублей.
Будет создано 6 и сохранено 497 рабочих мест.
4.1. Санаторно-курортная реабилитация профессиональных больных на
базе ООО "Санаторий им. Дзержинского"
Цель мероприятия - оказание эффективного и качественного санаторно-курортного лечения лицам с профессиональными заболеваниями. Создание эффективной системы анализа проводимых реабилитационных мероприятий, качественное оказание санаторно-курортной помощи, подготовка пакета специальной медицинской документации для реабилитационного отделения.
В целях предупреждения прогрессирования заболеваний и сохранения трудоспособности профессиональных больных в Воронежской области в результате взаимодействия ГУ ВРО ФСС (государственное учреждение Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования), ФГУ "ГБ МСЭ по Воронежской области" (федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области"), Управления федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) по Воронежской области, главного управления здравоохранения Воронежской области, управления труда Воронежской области, санаторно-курортных учреждений, ГРОУ "Воронежский областной модельный центр реабилитации инвалидов" (государственное реабилитационно-образовательное учреждение) , ФГУП "Воронежское протезно - ортопедическое предприятие", отделения профпатологии ГУЗ "Воронежская областная клиническая больница N1" , создана определенная система поэтапной реабилитации пострадавших в результате производственных травм и профессиональных заболеваний, позволяющая осуществлять длительное динамическое наблюдение за ними, оценивать эффективность и качество реабилитационных мероприятий, своевременно проводить их коррекцию. Санаторно-курортная реабилитация пострадавших на производстве является вторым этапом и проводится в профильных отделениях санаториев.
ООО "Санаторий им. Дзержинского" является основной базой области для реабилитации профессиональных больных в соответствии со стандартами, разработанными и утвержденными ЦПП ГУЗ ВОКБN1 (центр профессиональной патологии государственное учреждение здравоохранения Воронежская областная клиническая больница). За период 2001-2005 г.г. в отделении реабилитации санатория прошли лечение 6000 человек, у 85% достигнута стабилизация состояния, у 3% восстановлены нарушенные функции.
Мероприятием предусмотрено:
- проведение капитального ремонта отдельных помещений реабилитационного отделения. Капитальные вложения составят 9,82 млн. рублей, из них - общестроительные работы на сумму 7,12 млн. рублей;
- приобретение диагностической и лечебной аппаратуры для повышения эффективности санаторно-курортного лечения;
- ведение реестра профессиональных больных и коррекция системы анализа эффективности реабилитации больных на основе компьютерного и программного обеспечения;
- подготовка и переподготовка медперсонала со специализацией по вопросам профессиональной патологии, разработка и издание методических пособий по реабилитации профессиональных больных.
Эффективность от проведения реабилитационных мероприятий выразится в уменьшении степени или восстановлении утраченной трудоспособности, в уменьшении доли профессиональных больных, вышедших на инвалидность, возвращении к активной трудовой деятельности до 10% лиц, прошедших реабилитацию.
Во время и после завершения реализации мероприятий будет сохранено 440 рабочих мест со средней месячной заработной платой 3700 рублей. Социальный эффект 24,62 млн. рублей, бюджетный - 4,72 млн. рублей, экономический - 29,34 млн. рублей в год.
Общий объем необходимых финансовых средств составит 56120 тыс. рублей, в том числе собственные средства ООО "Санаторий им. Дзержинского" - 8620 тыс. руб., средства ВРО ФСС - 47500 тыс. рублей. Срок реализации 2007-2010 годы.
4.2. Санаторно-курортная реабилитация профессиональных больных и лиц
с трудовыми увечьями на базе Государственного учреждения социального
обслуживания населения санаторий "Белая горка", г. Богучар
Цель мероприятия - оказание эффективного и качественного санаторно-курортного лечения лицам с трудовыми увечьями и инвалидов труда.
Создается возможность осуществлять реабилитацию пострадавших на производстве, получивших травмы конечностей, совмещая ее с протезированием, в силу того, что основной профиль санатория - лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата и в г. Богучаре функционирует протезная мастерская. Стоимость путевки в санаторий "Белая горка" ниже в среднем на 40% стоимости путевки санаторных учреждений Воронежской области уровня санатория им. Горького или им. Дзержинского. На территории санатория имеется уникальный источник минеральной воды, что также определяет перспективность развития санатория.
Мероприятием предусмотрено проектирование и начало строительства бытового корпуса общей площадью 456 кв. м; приобретение диагностической и лечебной аппаратуры для повышения эффективности санаторно-курортного лечения.
В результате осуществления реабилитационных мероприятий уменьшится степень утраченной трудоспособности, к активной трудовой деятельности возвратится до 10% лиц, прошедших реабилитацию. За 2004-2005 гг. снижение утраты трудоспособности на 10-30% наблюдалось у 46 человек из 117 пролеченных. У 96 человек наступила стабилизация процесса без повышения степени утраты трудоспособности.
Во время и после завершения реализации мероприятия будет создано 6 рабочих мест со средней месячной заработной платой 3100 рублей, сохранено 46 рабочих мест со средней месячной заработной платой 3100 рублей. Социальный эффект составит -2,39 млн.рублей, бюджетный -1,41 млн.рублей, экономический - 3,8 млн.рублей в год.
Объем необходимых финансовых средств составит 9400 тыс.рублей, в том числе собственные средства ГУСОН санаторий "Белая горка" (государственное учреждение социального обслуживания населения санаторий "Белая горка") 5500 тыс.рублей, средства областного бюджета -2400 тыс.рублей, средства ВРО ФСС-1500 тыс.рублей. Срок реализации 2007-2010 гг.
4.3. Развитие профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на
производстве, Воронежский областной модельный центр профессиональной и
медико-социальной реабилитации инвалидов
Цель мероприятия - интеграция в общество лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания путем создания условий для реализации и непосредственного осуществления программ профессиональной реабилитации, через социальную реабилитацию, профессиональную ориентацию и трудовую реабилитацию, психологическую поддержку и профессиональное обучение.
Из общего количества инвалидов области - 174.5 тысячи человек (6.7% от численности населения области) порядка 58% составляют лица, трудоспособного возраста. Только 1% лиц, получивших инвалидность, достигают на сегодняшний день полной реабилитации, возвращаются к активной трудовой деятельности, в связи с этим проведение реабилитационных мероприятий приобретает особую актуальность.
Основная доля пострадавших на производстве согласно степени утраты профессиональной трудоспособности нуждаются в реабилитации. В настоящее время только 10-12 % лиц указанной категории имеют возможность трудиться. Причины невысокой занятости заключаются в несоответствии имеющейся профессии пострадавшего возможностям трудиться при наличии инвалидности или медицинских противопоказаний, социальная дезадаптация, психологическая неустойчивость вследствие повреждения здоровья, причиненного трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, отсутствие необходимых условий труда.
В рамках индивидуальных программ реабилитации, которые разрабатываются МСЭ (Федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области"), пострадавшим предоставляется помощь в выборе профессии, они обеспечиваются профессиональной информацией на доступных носителях. Затем проводятся профессиональная проба и практическая диагностика по выявлению профессиональных знаний, навыков и умений, обучение владению инструментом и оборудованием для выполнения трудовых операций, адаптация к месту работы или учебы, при необходимости предоставляется возможность пройти профессиональную подготовку по выбранной профессии.
Мероприятием предусматривается в целях дальнейшего развития в области системы профессиональной ориентации, психологической реабилитации, профессиональной переподготовки пострадавших на производстве на базе Воронежского областного модельного центра профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов и рационального трудоустройства пострадавших на производстве, осуществление следующих мероприятий (в том числе, выполнение которых намечено в программе 2004-2006 г.г, но не выполненных в связи с недостаточностью финансирования):
- завершение комплектования в центре реабилитации компьютерного класса на 10 учебных мест, для обучения пострадавших граждан профессиям бухгалтер, оператор ЭВМ и др.,
- приобретение и монтаж учебно-производственной базы в центре реабилитации для обучения пострадавших граждан пользованию и ремонту специальных технических средств;
- создание учебной аудитории с аудиовизуальным комплексом;
- оказание услуг по профессиональной реабилитации: а) профессиональная ориентация (помощь в профессиональном самоопределении) - 240 человек, б) профессиональная подготовка -80 человек.
Будет сохранено 8 рабочих мест со средней заработной платой 3050,0 руб. Ежегодный социальный эффект - 0,37 млн. рублей, бюджетный -0,01 млн.рублей, экономический -0,38 млн.рублей.
Объем финансирования составляет на весь период - 650 тыс. рублей из средств областного бюджета. Срок реализации 2007-2010 годы.
4.4. Развитие системы психологической реабилитации, Воронежский
областной модельный Центр профессиональной и медико-социальной
реабилитации инвалидов
Цель мероприятия - создание условий для реализации и непосредственное выполнение программы психологической реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
Психологическая реабилитация является составной частью комплексной реабилитации пострадавших на производстве и предваряет мероприятия по профессиональной подготовке или переподготовке граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профбольных, направленных органами государственной службы занятости или ФГУ Государственного бюро медико-социальной экспертизы.
Под психологической реабилитацией следует понимать развитие, восстановление различных видов психической деятельности, функций и качеств, позволяющих пострадавшему человеку успешно адаптироваться, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, повысить уровень самореализации с помощью специальных и целенаправленных психологических средств. Программа психологической реабилитации пострадавшего направлена на сохранение и укрепление социальных установок, ценностных ориентаций, активной позиции личности, формирование адекватной самооценки применительно к сфере профессиональной деятельности, кроме того, решаются вопросы - профилактика эмоциональных расстройств, коррекция нарушенной системы отношений, неадекватных реакций и форм поведения, уменьшения эмоционального напряжения, уровня тревоги, страха и т.п. Мероприятия включают:
1. Создание условий для проведения углубленной психологической диагностики и реабилитации (приобретение и монтаж психодиагностического и реабилитационного оборудования).
2. Повышение квалификации и переподготовку персонала центра со специализацией по вопросам профессиональной и психологической реабилитации.
3. Выполнение программ психологической реабилитации пострадавших на производстве:
- индивидуальная психологическая консультация пострадавших граждан (350 человек),
- групповая психокоррекционная программа (120 человек).
За период 2007-2010 годы 350 граждан, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пройдут программу индивидуальной и групповой психокоррекции. Система психологических мероприятий позволит устранить или компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, поможет пострадавшим гражданам вернуться к активной трудовой жизни (около 65% граждан, прошедших психологическую реабилитацию).
Будет сохранено 3 рабочих места со средней заработной платой 3100 рублей.
Социальный эффект составит ежегодно 0,14 млн.рублей.
Общий объем финансирования данного мероприятия из средств областного бюджета составит 640 тыс. руб. Срок реализации 2007-2010 годы.
5. Совершенствование системы оказания организациям Воронежской
области комплекса услуг по оценке производственных рисков, обеспечению
безопасности производства, обучения персонала по охране и безопасности
труда, оказанию первой помощи при травмах и неотложных состояниях.
Раздел содержит 5 мероприятий с общим объемом финансирования 31373 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета - 21320 тыс. руб., средства областного бюджета -3156,5 тыс. руб., собственные средства исполнителей мероприятий - 1836,5 тыс. руб., средства организаций - 5060,0 тыс. руб.
Социальный эффект - 13783,0 тыс. руб.
Будет создано 26 и сохранено 25 рабочих мест.
Анализ ситуации с обеспечением безопасности труда, травматизма и заболеваемости на производстве показывает, что почти 80% нарушений законодательства о труде и охране труда происходит в результате некомпетентных действий или низкой профессиональной подготовки участников трудового процесса. Преобладание причин производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, связанных с недостатками в организации работы по охране труда, не проведением инструктажей и обучения по охране труда лиц установленных категорий, актуализирует роль развития всех форм обучения по охране труда, пропаганды безусловного соблюдения нормативных требований охраны труда, безопасных методов и приемов при выполнении работы.
Обучение отдельных категорий застрахованных дает возможность развивать институт уполномоченных по охране труда, повышать их правовую грамотность, способствовать эффективности общественного контроля за состоянием охраны труда. Уполномоченные лица трудового коллектива и комиссии по охране труда формируются в соответствии с Трудовым кодексу# Российской Федерации и являются обязательной общественной структурой в организации охраны труда на предприятиях, наряду со службой охраны труда, проводят активную профилактическую работу.
Учитывая, что в настоящее время производство становится все более техногенным, с использованием высокотехнологичного оборудования, растет производственный риск, - в значительной степени повышаются требования к компетентности и профессионализму персонала. Быстро меняющиеся рынок и условия труда требуют оперативного непрерывного обучения и доведения знаний по охране труда до каждого работника. Особая роль отводится современным средствам обучения, технологиям обработки и накопления знаний, управления информационными потоками.
Новые технологии обучения представляют собой программный комплекс, включающий банки данных об основных опасностях на предприятиях по отдельным специальностям, современные методы их анализа и количественной оценки уровней профессионального риска, информацию о нормативных требованиях по безопасности труда, принципах, методах и средствах управления риском, обучающие программы, комплекты тестов, заданий и другие материалы. Обучение на фактическом материале, позволяет повысить уровень мотивации, творческую активность обучающихся и, следовательно, качество обучения по охр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.