В целях реализации Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 114-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу", Программы реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007-2008 годы, утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 22.12.2006 г. N 704-IV-ОД, администрация Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Требования к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям областных целевых программ и показатели непосредственных и конечных результатов областных целевых программ, включающие показатели общественной и экономической эффективности реализации программ.
2. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области Л.И.Селитренникова.
Исполняющий обязанности губернатора |
В.Г. Кобяшев |
Требования
к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям
областных целевых программ и показатели непосредственных
и конечных результатов областных целевых программ, включающие показатели
общественной и экономической эффективности реализации программ
(утв. постановлением Администрации Воронежской области
от 18 января 2008 г. N 27)
I. Общие положения
1. Настоящие Требования определяют методические основы формирования стратегических целей, тактических задач, мероприятий и показателей непосредственных и конечных результатов областных целевых программ в процессе разработки, реализации, оценки результативности и эффективности областных целевых программ, и направлены на создание системы стратегического управления и контроля за достижением стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области, совершенствование среднесрочного финансового планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области и оптимизацию механизмов их эффективного взаимодействия в целях обеспечения преемственности государственной и региональной политики.
2. Основой для разработки системы стратегических целей, тактических задач, мероприятий и показателей непосредственных и конечных результатов областных целевых программ являются меры социальной и экономической политики, предусмотренные Законом Воронежской области от 20.11.2007 г. N 114-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу", цели и задачи соответствующих федеральных целевых программ.
3. Система стратегических целей, тактических задач, мероприятий и показателей непосредственных и конечных результатов областных целевых программ самостоятельно формируется исполнительными органами государственной власти Воронежской области с учетом полномочий и компетенций Воронежской области как субъекта Российской Федерации в регулируемой областной целевой программе# сфере деятельности, в соответствии с настоящими Требованиями, Указом Президента РФ от 28.06.2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", распоряжением администрации области от 05.09.2007 г. N 669-р "О показателях для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Воронежской области и структурных подразделений администрации области на 2007-й, 2008-й, 2009 годы" (в редакции распоряжения администрации области от 19.10.2007 г. N 825-р), а также иными нормативными правовыми актами, составляющими правовую базу разработки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и областных целевых программ.
4. Исполнительным органам государственной власти Воронежской области следует обеспечить преемственность стратегических целей, тактических задач и показателей, разработанных в соответствии с настоящими Требованиями. Корректировка состава стратегических целей, тактических задач и показателей допускается в случаях:
- изменения стратегических целей развития области на планируемый период;
- изменения полномочий и компетенций исполнительного органа государственной власти Воронежской области;
- выявления необходимости изменения указанных параметров по результатам мониторинга достижения запланированных показателей деятельности или реализации областных целевых программ.
5. Понятия, используемые в настоящих Требованиях и имеющие отношение к составу, содержанию и терминологическому аппарату областных целевых программ, применяются в значениях, определенных в действующем законодательстве Российской Федерации и Воронежской области.
II. Требования к системе описания (формулированию) стратегических целей,
тактических задач, мероприятий и показателей их достижения
6. При формулировании стратегических целей областных целевых программ необходимо принимать во внимание следующее.
6.1. Стратегическая цель должна представлять собой стратегическое направление деятельности, соответствующее долгосрочным и среднесрочным приоритетам развития Воронежской области, и предполагающее решение системных проблем в отнесенной к компетенции исполнительного органа государственной власти Воронежской области сфере деятельности программными методами.
6.2. Формулировка стратегической цели областной целевой программы должна состоять из одного предложения и точно отвечать на вопрос: какую проблему социально-экономического развития области решает областная целевая программа.
7. При формулировании тактических задач необходимо принимать во внимание следующее.
7.1. Тактическая задача - одно из направлений или способов деятельности, обеспечивающее во взаимосвязи с другими тактическими задачами достижение одной из стратегических целей.
7.2. В случае, если стратегическая цель может быть достигнута путем решения разных тактических задач, следует выбирать наиболее эффективные из них, руководствуясь следующими критериями:
- количественная эффективность или экономичность - достижение стратегической цели посредством решения наименее затратных тактических задач;
- качественная эффективность или степень достаточности (но не избыточность) достижения стратегической цели;
- наличие (отсутствие) рисков, могущих повлиять на достижение целей и задач и возможность разработки системы мер по оценке рисков и оперативному управлению ими.
7.3. Для стратегической цели должны быть сформулированы от трех до пяти тактических задач.
7.4. При формулировании тактических задач необходимо обеспечивать соответствие стратегическим целям.
7.5. Формулировка тактической задачи должна отвечать на вопрос о том, как обеспечить достижение соответствующей стратегической цели.
7.6. Необходимо использовать одно общее основание для выделения тактических задач и далее детализировать мероприятия по содержанию работ в каждой из сфер.
Например, выделение по сферам деятельности:
- в сфере образования: дошкольное образование, начальное образование, среднее общее образование, дополнительное образование;
- в сфере культуры: музеи, библиотеки и т.п.
Другой подход к детализации - выделение тактических задач по содержанию работ:
- улучшение материально-технического обеспечения;
- подготовка и переподготовка кадров и т.п., и дальнейшая конкретизация сфер, в которых подобные работы должны проводиться уже в рамках мероприятий.
Рекомендуется отдавать приоритет выделению тактических задач по сферам деятельности, а мероприятия внутри задач выделять исходя из содержания работ.
8. Стратегические цели могут быть достигнуты, а тактические задачи решены в ходе реализации мероприятий областных целевых программ. При формулировании мероприятий необходимо принимать во внимание следующее.
8.1. Мероприятие - носящее предельно конкретный характер действие или несколько взаимосвязанных действий в отношении однозначно поименованного объекта, дающее четкое представление о содержании производимых работ.
Выделение мероприятий позволяет однозначно определить планируемую тактику работы по достижению стратегических целей и решению тактических задач.
8.2. Для каждой тактической задачи должно быть сформулировано не менее двух мероприятий.
9. Для каждой стратегической цели, тактической задачи и мероприятия должны быть определены не менее одного показателя их достижения и их значения:
- фактическое - за предыдущий год;
- планируемые - за текущий и последующие годы.
9.1. Количественно измеримые показатели (индикаторы) позволяют оценить эффективность и результативность реализации областной целевой программы. С помощью их пороговых значений задаются ориентирующие результативные параметры экономического и социального развития на определенный период (квартал, год и т.д.) с учетом значений стратегических индикаторов развития Воронежской области, определенных Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, затем осуществляется мониторинг за их выполнением, производятся корректирующие и регулирующие действия и, на заключительном этапе, дается комплексная оценка эффективности. Индикаторы должны соответствовать требованиям, содержащимся в постановлении администрации области от 07.07.2005 г. N 582 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
9.2. При разработке системы показателей следует руководствоваться принципом минимизации количества планируемых (отчетных) показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления.
9.3. При выборе формулировки и значений показателя следует учитывать наличие необходимых для наблюдения за состоянием показателя статистических данных либо предусматривать возможность применения иных способов сбора информации для получения достоверных фактических значений достижения поставленных результатов (например, социологического опроса и т. д.).
9.4. Основными видами показателей, используемых для проведения оценки результатов достижения стратегических целей, решения тактических задач и выполнения мероприятий, являются показатели:
9.4.1. Непосредственных результатов деятельности, характеризующие в числовом виде объем государственных услуг, оказанных исполнительными органами государственной власти Воронежской области и подведомственными бюджетными учреждениями внешним потребителям (например, количество произведенной продукции, обслуженных клиентов и т. д.).
Под внешними потребителями услуг понимаются физические и юридические лица, их группы, а также органы местного самоуправления, за исключением органа исполнительной власти области и подведомственных ему бюджетных учреждений и иных организаций.
9.4.2. Конечных общественно значимых результатов деятельности, характеризующих эффект для внешних потребителей от государственных услуг, оказанных исполнительными органами государственной власти Воронежской области и подведомственными бюджетными учреждениями, качественное изменение социально-экономической или общественной среды (например, снижение числа аварий на объекте, снижение числа населенных пунктов, не имеющих выхода на автомобильную сеть с твердым покрытием, и т.д.).
9.5. В качестве показателей, характеризующих степень достижения стратегической цели, используются исключительно показатели конечных общественно значимых результатов (далее - индикаторы цели).
9.6. В качестве показателей, характеризующих степень решения тактической задачи, используются показатели непосредственных или конечных общественно значимых результатов.
9.7. В качестве показателей, характеризующих степень выполнения конкретного мероприятия, используются исключительно показатели непосредственных результатов.
9.8. Для характеристики процесса реализации областных целевых программ, при приведении соответствующих обоснований, допускается использование ряда дополнительных показателей:
9.8.1. Организации управленческого и производственного процессов, описывающих суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики.
9.8.2. Ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, используемых для реализации областных целевых программ, а также экономичность их использования (например, часы работы, прямые затраты, льготы, затраты на производство единицы продукта, кол-во потраченных часов на разбор одной жалобы потребителя и т.д.).
9.8.3. Качества бюджетных услуг, основными критериями которых являются степень удовлетворенности потребителей, аккуратность предоставления услуги, своевременность предоставления услуги (например, процент респондентов, удовлетворенных услугой, частота ремонтных работ или сервисного обслуживания, среднее время ожидания и т.д.).
9.9. Необходимо обеспечить:
- сбалансированность комплекса показателей (наличие показателей непосредственного и конечного общественно значимого результата; показателей удовлетворенности потребителей бюджетных услуг, организации производственных процессов и управления персоналом и т.д.);
- возможность использования показателей в системах стимулирования государственных служащих и работников бюджетной сферы.
9.10. В случае использования нескольких показателей для характеристики достижения стратегической цели (решения тактической задачи, выполнения мероприятия) необходимо выбрать один показатель - основной, который содержит наиболее значимую характеристику достижения стратегической цели (решения тактической задачи, выполнения мероприятия) и может быть использован при расчете показателей эффективности достижения стратегической цели (решения тактической задачи, выполнения мероприятия).
III. Требования к аналитическим показателям оценки конечных общественно
значимых результатов и социально-экономической эффективности областных
целевых программ
10.1. При выполнении областной целевой программы и ее отдельных мероприятий предусматривается получение количественно измеримых конечных общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку.
10.2. В целях достижения оптимального соотношения связанных с реализацией областной целевой программы затрат и достигаемых в ходе реализации результатов осуществляется оценка эффективности областной целевой программы.
10.3. Эффективность областной целевой программы отражает ее соответствие целям и приоритетным направлениям стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития Воронежской области на среднесрочную перспективу. Понятие эффективности включает в себя все положительные результаты реализации областной целевой программы: рост валового регионального продукта, экологической и общественной безопасности; повышение качества человеческого капитала, выражаемого показателями продолжительности жизни, уровня образования, обеспеченности жильем, занятости, творческой и предпринимательской активности, гражданской инициативы, правовой культуры и т.д.
Эффективность как расчетная категория характеризуется системой аналитических показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к процессу достижения стратегической цели.
10.4. При проведении оценки конечных результатов реализации областной целевой программы рекомендуется провести расчет и анализ динамики следующих аналитических показателей, позволяющих определить социально-экономическую эффективность расходования бюджетных средств:
10.4.1. Экономическая эффективность - соотношение непосредственного результата деятельности, планируемого для достижения в рамках тактических задач или программных мероприятий, с затратами на его достижение.
Экономическая эффективность равна отношению показателя непосредственного результата деятельности к сумме затрат в рублях.
Показатели экономической эффективности используются исключительно для оценки эффективности решения тактических задач и конкретных программных мероприятий.
10.4.2. Общественная эффективность - соотношение общественно значимого эффекта деятельности с непосредственным результатом деятельности.
Общественная эффективность равна отношению показателя конечного результата деятельности, то есть индикатора цели (его прироста) к показателю непосредственного результата деятельности (его приросту).
При использовании показателей прироста оценивается величина ресурсов единицы улучшения качественного показателя (индикатора цели);
10.4.3. Общественно-экономическая эффективность - соотношение величины достигнутого в результате реализации программы конечного общественно значимого результата и величины затрат на его достижение.
Общественно-экономическая эффективность равна отношению показателя конечного результата деятельности (индикатора цели) к сумме затрат в рублях.
Показатели общественной и общественно-экономической эффективности используются для оценки эффективности достижения стратегических целей и решения тактических задач.
10.5. Для того чтобы показатели эффективности не искажали реальную динамику эффективности по годам, необходимо привести расходы каждого года к ценам некоторого базового года (дисконтирование при помощи необходимых индексов дефляторов).
10.6. В случае невозможности расчета показателей экономической, общественной либо общественно-экономической эффективности приводится соответствующее обоснование и описание альтернативной методики оценки эффективности реализации программы.
10.7. Планирование значения показателей эффективности и отслеживание их фактического уровня создает эмпирическую базу для оценки того, насколько оптимальным является управление бюджетными ресурсами, как изменяется данная характеристика с течением времени, насколько отличаются показатели эффективности деятельности при реализации областной целевой программы от аналогичных показателей в других регионах, на федеральном уровне, в коммерческом секторе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Воронежской области от 18 января 2008 г. N 27 "Об утверждении требований к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям долгосрочных областных целевых программ, а также показателей непосредственных и конечных результатов областных целевых программ, включающих показатели эффективности реализации программ"
Текст постановления опубликован в газете "Молодой Коммунар" от 31 января 2008 г. N 10
Постановлением Правительства Воронежской области от 24 апреля 2015 г. N 305 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Воронежской области от 11 октября 2010 г. N 847