Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Воронежской областной Думы от 19 декабря 2007 г. N 1157-IV-ОД в приложение 9 к настоящей Программе внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Приложение 9
"Предупреждение и борьба с заболеваниями
социального характера на 2007-2011 годы"
Подпрограмма "Артериальная гипертония"
19 декабря 2007 г.
Паспорт
подпрограммы "Артериальная гипертония" областной целевой программы
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера
на 2007-2011 годы"
Наименование подпрограммы |
"Артериальная гипертония" |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации". Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 1706-р "Об утверждении концепции федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)". Распоряжение администрации Воронежской области от 9 июня 2006 г. N 1500-р "О разработке областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007-2011 годы". |
Государственный заказчик подпрограммы |
главное управление здравоохранения Воронежской области |
Основные разработчики подпрограммы |
главное управление здравоохранения администрации Воронежской области; Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко. |
Основная цель и задачи подпрограммы |
Цель подпрограммы - уменьшение числа заболеваний, обусловленных артериальной гипертонией, а также снижение уровня инвалидности и смертности от ее осложнений. Задачи: - создание эффективной системы профилактики артериальной гипертонии и других сердечно-сосудистых заболеваний в группах риска; - внедрение современных методов ранней диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Число больных артериальной гипертонией, состоящих под диспансерным наблюдением,- человек; - заболеваемость цереброваскулярной патологией на 100000 населения; - смертность от ишемической болезни сердца, цереброваскулярных заболеваний и в целом сердечно-сосудистых заболеваний на 100000 населения. |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2007-2011 годы |
Перечень основных мероприятий подпрограммы |
1. Повышение эффективности раннего выявления, диагностики и лечения больных с артериальной гипертонией и другими сердечно-сосудистыми заболеваниями. 2. Укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. 3. Разработка системы эпидемиологического мониторинга за сердечно-сосудистыми заболеваниями в Воронежской области. |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Объем финансирования подпрограммы в 2007 - 2011 годах (в ценах 2007 года): всего - 9 460,0 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 1 793,0 тыс. рублей; областной бюджет - 7 667,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
- число больных артериальной гипертонией, состоящих под диспансерным наблюдением - 85 000 человек; - заболеваемость цереброваскулярной патологией на уровне 5492,5 на 100000 населения; - снижение смертности населения в целом от болезней системы кровообращения на 10%, от ишемической болезни сердца на 10 %, от цереброваскулярной патологии на 12 %. |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма
В течение последних двадцати лет в Воронежской области отмечается неуклонный рост смертности от болезней системы кровообращения. Так, в 2004 году смертность от болезней системы кровообращения на 100000 населения составила в Российской Федерации 892,0, а в Воронежской области 1000,4 (112 % от уровня по РФ). При этом, с 2000 по 2004 год произошло увеличение сердечно-сосудистой смертности в Воронежской области на 7%, в основном за счет роста смертности от ишемической болезни сердца на 24% с 401,4 до 496,6 на 100 000 населения. При этом в структуре общей смертности населения Воронежской области доля сердечно-сосудистых заболеваний устойчиво составляет 50-55% на протяжении последних 5 лет. Отмечается постоянный рост внезапной коронарной смерти. В 2005 году внезапная коронарная смерть в Воронежской области превысила этот показатель 2000 года на 47%.
В то же время распространенность болезней системы кровообращения, которая отражает выявляемость патологии, в течение многих лет не менялась. Рост распространенности начал наблюдаться лишь с 2002-2003 года и в 2005 году этот показатель увеличился в сравнении с 2000 годом на 59%, что было связано с улучшением выявляемости артериальной гипертонии в рамках областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Воронежской области на 2002-2008 годы".
Если в 2000 году повышенное артериальное давление имели 5,4% взрослого населения, то в 2005 году артериальная гипертония зарегистрирована уже у 11% взрослого населения Воронежской области. В тоже время по данным эпидемиологического мониторинга, проведенного в 2004 году, распространенность артериальной гипертонии в Воронежской области составляет не менее 33%, что соответствует в целом показателям по Российской Федерации.
Известно, что артериальная гипертония является самым распространенным хроническим неинфекционным заболеванием. При изучении частоты распространенности артериальной гипертонии у пациентов, поступивших на стационарное лечение, было показано, что она имеется у 70% больных с инфарктом миокарда и у 77% - с мозговым инсультом, однако в основной диагноз эта патология выносится лишь в 15% случаев.
В Воронежской области смертность от нарушений мозгового кровообращения занимает второе место после ишемической болезни сердца в структуре смертности от болезней системы кровообращения и первое место в структуре первичного выхода на инвалидность. Артериальная гипертония регистрируется в 70-100% случаев при различных типах инсультов. При этом риск смерти от инсульта прямо связан с уровнем артериального давления.
Высокая смертность от осложнений артериальной гипертонии и инвалидизация в связи с артериальной гипертонией сделали это заболевание социально значимым. Артериальная гипертония рассматривается в настоящее время как самый распространенный, но потенциально устранимый фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. При наличии артериальной гипертонии частота возникновения ишемической болезни сердца увеличивается в 3 раза, ишемической болезни мозга - в 7 раз. Артериальная гипертония и сопутствующий инфаркт миокарда увеличивают риск внезапной коронарной смерти в 3 раза.
Эффективный контроль артериального давления является одним из реальных методов снижения сердечно-сосудистой смертности и инвалидности в обществе. Известно, что снижение систолического артериального давления на 12-13 мм.рт.ст. приводит к снижению риска развития ишемической болезни сердца на 21%, инсульта на 37%, смерти от сердечно-сосудистых заболеваний - на 25%, общей смертности на 13%.
Снижение систолического артериального давления на 16 мм.рт.ст. в промежутке между 1960 и 1990 годами привело к снижению смертности в США от инсульта на 60% и ишемической болезни сердца на 50%.
Данные эпидемиологического мониторинга 2004 года показывают, что среди населения Воронежской области высока распространенность и других кроме артериальной гипертонии основных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний: гиперхолестеринемия выявлена у 23%, ожирение - у 57%, курят 27% населения. За последние пять лет распространенность основных факторов риска среди населения Воронежской области возросла. Если в 2000 году курили 17 % населения, а в 2002 году - 19%, то в 2004 - уже 27%. В 2000 году регулярно употребляли алкоголь 7% населения, в 2002 году - 25%, а в 2004 году - 39%. Частота встречаемости ожирения возросла с 15% в 2000 году до 19% в 2002 году и до 51% в 2004 году.
В Воронежской области среди пациентов с артериальной гипертонией у 52% имеется гипертрофия миокарда левого желудочка, у 30% сопутствующая цереброваскулярная патология и у 33% - ишемическая болезнь сердца. В целом же с учетом всех факторов риска низкий уровень риска развития сердечно-сосудистых осложнений имеют только 9% населения, страдающих артериальной гипертонией, средний - 39%, высокий -35% и очень высокий - 19%.
При скрининге населения Воронежской области, проводившегося# выборочно в 2002, 2004, 2005 годах было показано, что не знали о наличии у них повышенного артериального давления 32% людей, среди больных артериальной гипертонией принимали гипотензивные препараты только 52%, при этом эффективно лечились лишь15%.
Учитывая социальную значимость проблемы выявления, лечения и реабилитации пациентов с артериальной гипертонией и ее осложнениями, высокую смертность трудоспособного населения, высокую инвалидизацию, необходим комплексный подход к ее решению с привлечением не только медицинских учреждений, но и средств массовой информации и других общественных организаций.
2. Цели, задачи и сроки реализации подпрограммы
Цель подпрограммы - уменьшение числа заболеваний, обусловленных артериальной гипертонией, а также снижение уровня инвалидности и смертности от ее осложнений. Задачами, которые будут решены в рамках подпрограммы, являются:
- создание эффективной системы профилактика артериальной гипертонии и других сердечно-сосудистых заболеваний в группах риска;
- внедрение современных методов ранней диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями.
Целевые индикаторы подпрограммы указаны в таблице 1.
Таблица 1
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы "Артериальная гипертония"
|
Единица измерения |
Базовые значения (2005 год) |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Число больных артериальной гипертонией, состоящих под диспансерным наблюдением |
человек |
77000 |
79000 |
80000 |
81000 |
83000 |
85000 |
Заболеваемость цереброваскулярной патологией |
Случаев на 100000 населения |
4255 |
4500 |
4800 |
5100 |
5300 |
5492 |
Смертность от болезней системы кровообращения |
Случаев на 100000 населения |
1081 |
1020 |
1000 |
990 |
980 |
973 |
Смертность от ишемической болезни сердца |
Случаев на 100000 населения |
583 |
570 |
560 |
550 |
540 |
525 |
Смертность от цереброваскулярной патологии |
Случаев на 100000 населения |
342 |
335 |
330 |
320 |
315 |
307 |
Сроки реализации подпрограммы: 2007-2011 годы.
5. Механизм реализации подпрограммы
Ответственным за реализацию подпрограммы является государственный заказчик подпрограммы - главное управление здравоохранения Воронежской области.
Цели, задачи и мероприятия подпрограммы определены в соответствии с приоритетами развития здравоохранения Российской Федерации и Воронежской области.
Главное управление здравоохранения Воронежской области обеспечивает в ходе реализации подпрограммы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование выделенных средств и выполнение намеченных мероприятий, формирует совместно с исполнителями подпрограммы бюджетные заявки, предусматривая в них ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы за счет средств федерального и областного бюджетов, и ежегодно представляет их в установленном порядке в главное финансовое управление администрации Воронежской области, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, принимает возможные меры по полному финансированию подпрограммы.
Объемы финансирования подпрограммы будут ежегодно корректироваться, исходя из возможностей бюджета на очередной финансовый год, результатов проводимого государственным заказчиком мониторинга и оценки эффективности реализации подпрограммы.
Для текущего управления подпрограммой создается Координационный совет и рабочие группы по основным направлениям подпрограммы.
Предполагается проводить полугодовой и ежегодный анализ объемов и сроков выполнения разделов подпрограммы с помощью экспертной группы созданной в рамках Координационного совета.
Текущее управление осуществляется Координационным советом, возглавляемым заместителем начальника главного управления здравоохранения администрации Воронежской области.
Исполнители отдельных мероприятий подпрограммы определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
Координационный совет с учетом выделяемых на реализацию подпрограммы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы и состав исполнителей.
6. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Социальная значимость подпрограммы определяется комплексом мероприятий, направленных на существенное улучшение показателей здоровья населения по сердечно-сосудистым заболеваниям.
В результате реализации подпрограммы экономический эффект только от снижения заболеваемости и инвалидности с временной или стойкой утратой трудоспособности, а также смертности в связи с сердечно-сосудистыми заболеваниями, при которых артериальная гипертония является основным фактором риска, составит около 480 млн. рублей в течение 2007-2011 годов.
Оценка эффективности реализации подпрограммы будет проводиться в сравнении с 2005 годом с учетом следующих показателей:
число больных артериальной гипертонией, состоящих под диспансерным наблюдением - 85000 человек, заболеваемость цереброваскулярной патологией на уровне 5492,5 на 100000 населения. Снижение смертности населения в целом от болезней системы кровообращения на 10%, ишемической болезни сердца на 10%, от цереброваскулярной патологии на 12%.
Методика оценки эффективности подпрограммы
Число больных артериальной гипертонией, состоящих под диспансерным наблюдением - абсолютное значение зарегистрированных больных с артериальной гипертонией (I10-I13), состоящих под диспансерным наблюдением.
Заболеваемость цереброваскулярной патологией определяется по формуле:
З=(ЦВБ/Н)*100000, где З - показатель заболеваемости, ЦВБ - число зарегистрированных больных с цереброваскулярной патологией (I60-I69), Н - численность населения.
Смертность от болезней системы кровообращения - С=(СБК/Н)*100000, где: С - показатель смертности, СБК - число умерших от болезней системы кровообращения (I00-I99), Н - численность населения.
Смертность от ишемической болезни сердца - С=(ИБС/Н)*100000, где С - показатель смертности, ИБС - число умерших от ишемической болезни сердца (I20-I25), Н - численность населения.
Смертность от цереброваскулярных болезней - С=(ЦВБ/Н)*100000, где С - показатель смертности, ЦВБ - число умерших от цереброваскулярных заболеваний (I60-I69), Н - численность населения.
7. Организация управления и контроль за ходом реализации подпрограммы
Комплексное управление реализацией областной целевой подпрограммы "Артериальная гипертония" осуществляется государственным заказчиком - главным управлением здравоохранения Воронежской области, который в рамках своей компетенции:
- координирует деятельность различных ведомств по выполнению программных мероприятий;
- оценивает эффективность реализации отдельных разделов подпрограммы;
- участвует в финансировании программных мероприятий;
- обеспечивает контроль за реализацией подпрограммы, включающий в себя контроль за эффективным использованием выделяемых финансовых средств, контроль за качеством проводимых мероприятий путем экспертных оценок, контроль за выполнением сроков реализации мероприятий, исполнением договоров и контрактов;
- осуществляет разработку проектов постановлений и распоряжений администрации Воронежской области, направленных на выполнение подпрограммы.
В своей работе государственный заказчик подпрограммы руководствуется федеральными и областными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами.
Финансовый контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке. При необходимости будут проводиться экспертные оценки проверки хода реализации подпрограммы структурными подразделениями администрации Воронежской области, Контрольно-счетной палатой Воронежской области, Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов по Воронежской области, иными заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации и Воронежской области.
Целью проверок станет подтверждение соответствия сроков реализации мероприятий утвержденным параметрам подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.