Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблем, на решение
которых направлена областная целевая программа
Приоритетным направлением национального проекта развития агропромышленного комплекса является решение задач по наращиванию численности поголовья скота и птицы, повышению их продуктивности, увеличению объемов производства молока, мяса и другой продукции. Это невозможно без надлежащего ветеринарного обслуживания и эпизоотического благополучия.
За последние годы за счет стабильного (хотя и недостаточного) финансирования противоэпизоотических мероприятий и квалифицированной работы специалистов государственной ветеринарной службы в Воронежской области поддерживается эпизоотическое благополучие по большинству заразных болезней животных, в том числе гриппу птиц, чуме свиней, бруцеллезу, туберкулезу и другим болезням. Не допущено случаев заболеваний и отравлений людей через продукты животноводства, прошедшие ветеринарно-санитарную экспертизу.
Наряду с предупреждением болезней животных и защитой населения от зооантропонозных заболеваний перед ветеринарной службой стоит задача по охране территории Воронежской области от заноса заразных болезней животных из других регионов Российской Федерации и иностранных государств. Выполняя диагностические исследования и вакцинацию животных против 50 заразных заболеваний, ветеринарная служба создает буферную зону по защите территории от заноса и распространения опасных инфекционных болезней, обеспечивая поставку безопасной и доброкачественной продукции для населения.
Ветеринарным обработкам за 2006 год в Воронежской области подвергнуто 2,9 млн. гол. крупного рогатого скота, 3,5 млн. гол. свиней, 0,3 млн. гол. овец и коз, 83 млн. гол. птицы, 0,03 млн. гол. лошадей, проведено 2,2 млн. ветеринарных осмотров животных, 2,4 млн. экспертиз (исследований) продуктов животноводства, более 3500 госветинспекторских проверок подконтрольных госветнадзору объектов.
В 2006 году за счет федерального бюджета в Воронежскую область поставлены предусмотренные разнарядкой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации вакцины для иммунизации животных и птицы на сумму 33299 тыс. рублей. Затрачено на транспортировку, хранение и отпуск ветеринарных иммунобиологических препаратов из средств областного бюджета 1,9 млн. рублей.
Для поддержания ветеринарного благополучия, качественного обслуживания скота и птицы общественного и личного секторов, решения других вопросов, стоящих перед ветеринарной службой, в Воронежской области имеются 32 районные станции по борьбе с болезнями животных, 161 участковая ветеринарная лечебница, 9 ветеринарных участков, 7 ветеринарных пунктов, 30 лабораторно-диагностических отделов, 33 лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, Воронежская областная ветеринарная лаборатория, Воронежская областная станция по борьбе с болезнями животных. Кроме этого, в городе Воронеже имеются: Воронежская городская станция по борьбе с болезнями животных, 2 участковые ветеринарные лечебницы, 6 ветеринарных участков, 6 лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках. Схема построения государственной ветеринарной службы Воронежской области представлена следующим образом.
Схема
построения государственной ветеринарной
службы в Воронежской области
/----------------------------------\
|Администрация Воронежской области |
\----------------------------------/
|
|
/---------------------\ /----------------------\ /--------------------\
|ФГУП | |Управление ветеринарии| |Федеральная служба |
|Воронежоблветсанотряд| - |штат - 12 ед. | -|по ветеринарному и |
| | | | |фитосанитарному |
\---------------------/ \----------------------/ |надзору по |
| |Воронежской области |
| \--------------------/
/--------------/
|
| /-------------------------\
| |ГУ "Воронежская областная|
|-|ветеринарная лаборатория"|
| |штат - 94 ед. |
| \-------------------------/
|
| /-----------------------------\
| |ГУ "Воронежская областная |
|-|станция по борьбе с болезнями|
| |животных" штат - 17 ед. |
| \-----------------------------/
|
| /-----------------------------\
| |ГУ "Воронежская городская |
|-|станция по борьбе с болезнями|
| |животных" штат - 97 ед. |
| \-----------------------------/
|
| /---------------------------\
| |32 ГУ районные станции по |
|-|борьбе с болезнями животных|
| |штат - 1 305 ед. |
| \---------------------------/
|
| /---------------------------\
| |Подконтрольные госветслужбе|
\-|объекты - 16 845 |
\---------------------------/
В 35 государственных учреждениях ветеринарии трудятся 1513 человек, из них ветеринарных специалистов - 1004, а в учреждениях, занимающихся непосредственно лечебно-профилактической работой, - 766.
В Воронежской области имеется 504 городских и сельских поселения, в которых насчитывается 1751 населенный пункт (поселки, села, хутора), из них 1533 (87,5%) не имеют лечебно-профилактических учреждений ветеринарии (таблица 1).
Таблица 1
Наличие лечебных учреждений ветеринарии
в Воронежской области на 01.01.2007
Муниципальные образования |
Количество городских и сельских поселений |
Количество населенных пунктов |
Количество населенных пунктов, не имеющих уч. вет. лечеб., вет. участ., вет. пункт. |
% | Наличие лечебных учреждений ветеринарии | ||||
всего | в том числе | ||||||||
вет. станций |
уч. вет. лечебниц |
вет. участков |
вет. пунктов |
||||||
Аннинский муницип. район |
23 | 67 | 61 | 91,0 | 6 | 1 | 4 | 1 | - |
Бобровский муницип. район |
19 | 56 | 46 | 82,1 | 10 | 1 | 7 | 1 | 1 |
Богучарский муницип. район |
14 | 51 | 44 | 86,3 | 7 | 1 | 6 | - | - |
Борисоглебский городской округ |
1 | 25 | 17 | 68,0 | 8 | 1 | 3 | 2 | 2 |
Бутурлиновский муницип. район |
16 | 35 | 28 | 80,0 | 7 | 1 | 5 | 1 | - |
Верхнемамонский муницип. район |
12 | 16 | 10 | 62,5 | 6 | 1 | 5 | - | - |
Верхнехавский муницип. район |
17 | 65 | 59 | 90,8 | 6 | 1 | 5 | - | - |
Воробьевский муницип. район |
11 | 29 | 24 | 82,8 | 5 | 1 | 4 | - | - |
Грибановский муницип. район |
17 | 44 | 37 | 84,1 | 7 | 1 | 6 | - | - |
Калачеевский муницип. район |
17 | 48 | 40 | 83,3 | 8 | 1 | 7 | - | - |
Каменский муницип. район |
11 | 42 | 38 | 90,5 | 4 | 1 | 3 | - | - |
Кантемировский муницип. район |
16 | 60 | 53 | 88,3 | 7 | 1 | 6 | - | - |
Каширский муницип. район |
14 | 30 | 23 | 76,7 | 7 | 1 | 6 | - | - |
Лискинский муницип. район |
23 | 76 | 66 | 86,8 | 10 | 1 | 9 | - | - |
Нижнедевицкий муницип. район |
15 | 51 | 45 | 88,2 | 6 | 1 | 5 | - | - |
Новоусманский муницип. район |
16 | 55 | 48 | 87,3 | 7 | 1 | 6 | - | - |
Новохоперский муницип. район |
23 | 67 | 61 | 91,0 | 6 | 1 | 5 | - | - |
Ольховатский муницип. район |
13 | 53 | 45 | 84,9 | 8 | 1 | 3 | - | 4 |
Острогожский муницип. район |
20 | 80 | 73 | 91,3 | 7 | 1 | 6 | - | - |
Павловский муницип. район |
15 | 54 | 46 | 85,2 | 8 | 1 | 7 | - | - |
Панинский муницип. район |
16 | 81 | 76 | 93,8 | 5 | 1 | 4 | - | - |
Петропавловский муницип. район |
11 | 28 | 22 | 78,6 | 6 | 1 | 4 | 1 | - |
Поворинский муницип. район |
9 | 20 | 17 | 85,0 | 3 | 1 | 2 | - | - |
Подгоренский муницип. район |
16 | 76 | 71 | 93,4 | 5 | 1 | 4 | - | - |
Рамонский муницип. район |
16 | 69 | 65 | 94,2 | 4 | 1 | 3 | - | - |
Репьевский муницип. район |
11 | 42 | 36 | 85,7 | 6 | 1 | 4 | 1 | - |
Россошанский муницип. район |
18 | 89 | 83 | 93,3 | 6 | 1 | 5 | - | - |
Семилукский муницип. район |
23 | 79 | 71 | 89,9 | 8 | 1 | 6 | 1 | - |
Таловский муницип. район |
24 | 99 | 91 | 91,9 | 8 | 1 | 6 | 1 | - |
Терновский муницип. район |
15 | 41 | 36 | 87,8 | 5 | 1 | 4 | - | - |
Хохольский муницип. район |
16 | 36 | 29 | 80,6 | 7 | 1 | 6 | - | - |
Эртильский муницип. район |
14 | 63 | 58 | 92,1 | 5 | 1 | 4 | - | - |
Городской округ г. Воронеж |
1 | 23 | 14 | 60,9 | 9 | 1 | 2 | 6 | - |
Городской округ г. Нововоронеж |
1 | 1 | - | 100 | 1 | - | 1 | - | - |
Всего | 504 | 1 751 | 1 533 | 87,5 | 218 | 33 | 163 | 15 | 7 |
В среднем одно лечебно-профилактическое учреждение обслуживает 9,1 населенного пункта, радиус обслуживания - 70 км. Зона обслуживания одним ветеринарным специалистом составляет 2,6 населенного пункта. На 1751 населенный пункт приходится 648 ветеринарных специалистов, средняя площадь обслуживания - 77 кв. км.
При такой высокой нагрузке, отсутствии автотранспорта, дорог с твердым покрытием, износившихся зданий, сооружений, оборудования и приборов невозможно оперативно и качественно оказывать ветеринарную помощь. Ветеринарная служба вынуждена работать в режиме "пожарной команды". Ранее часть нагрузки компенсировалась ветеринарной службой хозяйств, которая в настоящее время практически ликвидирована. В сельскохозяйственных организациях работало в 1985 году - 2094 ветспециалиста, в 1989 году - 1983, в 1997 году - 1854, в 2004 году - 805, в настоящее время 479 ветеринарных врачей и ветеринарных фельдшеров. По состоянию на 01.01.2007 в Воронежской области трудится всего 1245 ветеринарных специалистов (в государственной - 766, ведомственной - 479), участвующих в лечебно-профилактической деятельности.
Изменение форм собственности, способов хозяйствования (переход от крупнотоварного производства на мелкотоварное), дробление производственных структур привели к многократному увеличению числа владельцев животных и усложнили проведение мониторинга за состоянием здоровья животных. К началу апреля 2007 года на долю хозяйств населения и фермеров (включая индивидуальных предпринимателей) приходилось 43% общего поголовья крупного рогатого скота, 55% свиней, 87% овец и коз.
Кроме того, Воронежская область стала приграничной, в связи с этим возникла острая необходимость усиления контроля за миграционными процессами населения, перемещением животных и получаемых от них продуктов, то есть создалась благоприятная среда для заноса и распространения заразных болезней животных.
Увеличение "в разы" товарообмена между производителями и потребителями животноводческой продукции вызвало необходимость усиления ветеринарного надзора за выращиванием и убоем скота, переработкой животноводческого сырья и реализацией готовой продукции на всех этапах.
Все перечисленные факторы значительно усложнили работу государственной ветеринарной службы.
В результате проводимой реорганизации структурных подразделений органов исполнительной власти за последние 4 года штатная численность в государственных учреждениях ветеринарии необоснованно сокращена на 419 человек, или 21,7% от общей численности сотрудников службы. В связи с этим обеспеченность кадрами оказалась в 2 раза ниже, чем в других субъектах Российской Федерации. Информация приведена из Письма Россельхознадзора от 24.01.2007 N ФС-СД-2/534 "О состоянии ветеринарной службы Воронежской области".
Уровень финансового обеспечения деятельности ветеринарной службы Воронежской области крайне низок и не позволяет обеспечить осуществление полномочий на территории Воронежской области в объемах и качественных показателях, предусмотренных ветеринарным законодательством, и может отрицательно отразиться на ветеринарном благополучии.
Показатели по финансированию, обеспечению кадрами и автотранспортом государственных учреждений ветеринарии Воронежской области в сравнении со соседними регионами представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели Воронежской области
в сравнении с другими регионами
N п/п |
Наименование показателей | Единица измер. |
Наименование областей | ||||
Липецкая | Волгоградская | Курская | Белгородская | Воронежская | |||
1 | Финансирование ветслужбы на душу населения |
рублей | 165,5 | 100,0 | 78,6 | 50,0 | 14,3 |
2 | Финансирование ветслужбы на населенный пункт |
тыс. рублей |
133,3 | 184,0 | 33,3 | 45,8 | 16,7 |
3 | Финансирование ветслужбы на голову КРС |
рублей | 875 | 750 | 325 | 225 | 100 |
4 | Ветспециалистов на 1 000 человек населения |
чел. | 0,91 | 0,92 | 1,33 | 1,03 | 0,62 |
5 | Ветспециалистов на 1 населенный пункт (от среднего по России) |
% | 58,3 | 156,5 | 52,2 | 100,0 | 66,7 |
6 | Ветспециалистов на условную голову КРС (от среднего по России) |
% | 66,7 | 91,7 | 75,0 | 62,5 | 50,0 |
7 | Ветспециалистов на 1 000 человек населения (от среднего по России) |
% | 86,4 | 86,4 | 118,2 | 95,5 | 50,0 |
8 | Ветспециалистов на 1 автомобиль |
чел. | 7,8 | 7,8 | Нет данных |
Нет данных |
5,5 |
9 | Площадь обслуживания на 1 ветстанцию |
кв. км | 46,6 | 21,7 | 55,6 | 57,8 | 77,0 |
10 | Автомобилей на 10 000 душ населения |
шт. | 12 | 12 | Нет данных |
Нет данных |
11 |
11 | Число ветучреждений на тыс. кв. км |
кол. | 7,7 | 4,8 | Нет данных |
Нет данных |
5,6 |
12 | Населенных пунктов на 1 ветучреждение |
кол. | 9,2 | 3,3 | Нет данных |
Нет данных |
6,3 |
13 | Количество с/х животных и птицы на одно ветучреждение |
гол. | 980 | 898 | Нет данных |
Нет данных |
1 000 |
14 | Число ветучреждений на 100 000 населения |
кол. | 14,6 | 20 | Нет данных |
Нет данных |
12,3 |
Показатели взяты из ежегодного доклада за 2006 год Управления ветеринарного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации "Состояние ветеринарных служб субъектов Российской Федерации и соблюдение ветеринарного законодательства" ДСП экз. N 42.
Из таблицы 2 видно, что уровень финансового, материального и штатного обеспечения государственных учреждений ветеринарии значительно ниже, чем в Липецкой, Волгоградской, Курской и Белгородской областях.
В соответствии с Письмом Минсельхоза России от 15.09.2003 N 13-В-14/1620 "Об организационной структуре учреждений госветслужбы" и Рекомендациями по примерной организационной структуре государственных учреждений ветеринарии и штатной численности их работников в субъектах Российской Федерации при определении штатной численности специалистов низового звена госветучреждений (участковые ветлечебницы, ветеринарные участки, ветеринарные пункты) по осуществлению лечебно-профилактических мероприятий необходимо исходить из местных условий. В связи с тем, что нормативных документов по нормам нагрузки ветеринарных специалистов нет, а трактовать местные условия можно по-разному, для расчета потребности в ветеринарных специалистах по Воронежской области была использована статья "Нормирование труда ветеринарных работников в сельском хозяйстве" (журнал "Ветеринария", 2000, N 3, с. 14 - 16).
Согласно этим нормам общая численность ветеринарных специалистов, занимающихся лечебно-профилактической деятельностью, должна составлять 1866 единиц, из них государственная - 1387 чел. и ведомственная - 479 чел., в настоящее время она составляет соответственно 1245, 766 и 479.
За последние десять лет в Воронежской области отмечалась отрицательная тенденция по финансированию государственной ветеринарной службы, что негативно сказалось на состоянии материально-технической базы государственных учреждений ветеринарии. Из-за отсутствия средств на новое строительство, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений 27 (из 33) станций по борьбе с болезнями животных размещены в приспособленных помещениях, 26 из 30 лабораторно-диагностических отделов (бывшие районные ветеринарные лаборатории) - в помещениях, не отвечающих санитарным требованиям, 136 участковых ветеринарных лечебниц (из 163) - в приспособленных или арендуемых помещениях, 22 участковые ветеринарные лечебницы, 7 ветеринарных участков и Каширская районная станция по борьбе с болезнями животных не имеют производственных помещений (таблица 3). Большинство зданий и сооружений, в которых размещены подразделения государственной ветеринарной службы, срочно требуют капитального или текущего ремонта.
Таблица 3
Размещение государственных учреждений ветеринарии
Воронежской области на 01.01.2007
Наименование учреждений ветеринарии |
Типовые | Приспособленные | Арендуемые | Не имеют | Всего производственных помещений |
ГУ "Воронежская областная станция по борьбе с болезнями животных" |
- | - | 1 | - | 1 |
ГУ "Воронежская городская станция по борьбе с болезнями животных" |
- | 1 | - | - | 1 |
ГУ "Воронежская областная ветеринарная лаборатория" |
1 | - | - | - | 1 |
Районные станции по борьбе с болезнями животных |
4 | 27 | - | 1 | 32 |
Лабораторно-диагностические отделы |
4 | 26 | - | - | 30 |
Участковые ветеринарные лечебницы |
5 | 135 | 1 | 22 | 163 |
Ветеринарные участки | - | 8 | - | 7 | 15 |
Ветпункты | - | 1 | 6 | - | 7 |
Всего | 14 | 198 | 8 | 30 | 250 |
Проведенные структурные изменения, необоснованное сокращение штатной численности и постоянное недофинансирование учреждений ветеринарии привели к ухудшению оперативности и качества ветеринарного обслуживания. По данным ученых, в регионах с хорошо организованной ветеринарной службой ущерб, причиняемый болезнями животных, составляет 15 - 20% от годовой стоимости продукции животноводства, в регионах с недостаточно организованной он достигает 35 - 40%.
Несмотря на принимаемые меры, падеж скота в 2005 году составил на уровне:
- по КРС - 2,2% от оборота стада;
- по свиньям - 6,6% от оборота стада;
- по овцам - 6,1% от оборота стада.
В 2005 году выявлено случаев заболевания животных:
- по КРС - 187,2 тыс. случаев;
- по свиньям - 291,5 тыс. случаев;
- по овцам - 31,6 тыс. случаев.
В 2005 году был выявлен 291 неблагополучный пункт по заразным болезням животных.
Анализ состояния государственной ветеринарной службы свидетельствует о том, что если не принять действенных мер по укреплению материальнотехнической базы и кадрового потенциала, то в Воронежской области могут возникнуть чрезвычайные ситуации по массовым незаразным и заразным болезням, в том числе общим для человека и животных, что приведет к большим экономическим издержкам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.