Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена областная
целевая программа
Основополагающей задачей развития Воронежской области является создание условий для роста благосостояния населения. Сохранение и улучшение физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанной задачи.
Физическая культура и спорт являются уникальными средствами воспитания физически и морально здоровых людей. Многочисленными исследованиями установлено, что занятия физической культурой и спортом оказывают позитивное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.
Особенно острыми проблемами, сдерживающими развитие физической культуры и спорта в Воронежской области и требующими неотложного решения, являются:
- недостаточное привлечение населения, особенно социально незащищенных слоев, к регулярным занятиям физической культурой (в Воронежской области - 10,5% , в Рязанской - 9,2%, в Курской - 8,3%, в Ярославской - 9,8%, в Российской Федерации - около 11%) и снижением их активности;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития физической культуры и спорта;
- нехватка профессиональных тренерских кадров;
- отсутствие потребности в активных занятиях физической культурой и спортом и осознанной необходимости здорового образа жизни.
Вышеуказанные проблемы обусловлены следующими факторами:
- отсутствием правовой и нормативной базы физической культуры и спорта, направленной на коренное улучшение и повышение эффективности средств физической культуры и спорта в решении государственных проблем и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта;
- недостаточно эффективным взаимодействием между общественными спортивными организациями и исполнительными органами власти муниципальных образований;
- снижением вклада научных и образовательных учреждений в развитие физической культуры, спорта высших достижений, в подготовку и переподготовку специалистов;
- недостаточным финансированием физической культуры и спорта (в Воронежской области на душу населения приходится 112,7 руб., в Российской Федерации - около 169,5 руб.);
- низким уровнем материально-финансового обеспечения спортивных образовательных учреждений, включая зарплату тренеров и специалистов;
- отсутствием в достаточном количестве необходимого спортивного инвентаря и оборудования на спортивных объектах для занятий массовой физической культурой и спортом;
- сокращением, а на многих предприятиях и учреждениях отсутствием специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности;
- ухудшением условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличением чрезмерных стрессовых нагрузок;
- низкими темпами строительства, ремонта и реконструкции объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения; использованием не по назначению и продажей спортивных и оздоровительных объектов, находящихся в собственности предприятий и организаций;
- отсутствием у инвесторов заинтересованности для финансирования спорта и физической культуры;
- недостаточной пропагандой на региональном уровне ценностей физической культуры и спорта, как составной части здорового образа жизни в средствах массовой информации, особенно на телевидении.
Спортивная база, имеющаяся в Воронежской области, не отвечает современным требованиям. Около половины спортивных сооружений являются приспособленными. С момента ввода зданий в эксплуатацию капитальный ремонт в них не проводился, в настоящее время они пришли в негодность и требуют ремонта. Дальнейшая эксплуатация многих сооружений небезопасна для детей. Технические возможности многих спортсооружений не удовлетворяют потребностям районов по своей мощности.
В 2004 и 2005 годах уменьшилось число спортивных сооружений по причине их закрытия из-за физического износа зданий либо объединения малокомплектных сельских общеобразовательных школ в связи с уменьшением рождаемости. Спортивные и оздоровительные объекты, находящиеся в собственности предприятий и организаций, используются не по назначению и продаются.
Из-за низких темпов строительства, ремонта и реконструкции объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения по-прежнему низкой остается обеспеченность населения Воронежской области плоскостными сооружениями (спортивными площадками, силовыми городками, хоккейными коробками, футбольными полями, стадионами) - 42%, спортивными залами - 41%, бассейнами всего 2% от нормы (расчет произведен в соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999г. N 1683-р).
Современное состояние материально-технической базы характеризуется следующими основными факторами и тенденциями:
- имеющейся широко разветвленной сетью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы с низкой фондовооруженностью и устаревшим оборудованием;
- сокращением числа этих учреждений, как вследствие структурных изменений отраслей, так и ограниченности финансовых средств на их содержание и поддержание материально-технической базы;
- снижением объемов капитальных вложений в социальную сферу, замедлением темпов ввода объектов в эксплуатацию, ростом незавершенного строительства;
- низкой обеспеченностью общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ спортивным инвентарем и оборудованием (20-35 процентов от необходимого минимума).
В 2003 году обозначилась самая серьезная в отрасли проблема нехватки физкультурно-спортивных кадров:
Количество штатных тренеров / в том числе в районах области | ||
2003 год | 2004 год | 2005 год |
861 / 399 | 839 / 268 | 837 / 256 |
Несмотря на то, что в области каждый год высшими и средне-специальными учреждениями выпускается более 400 специалистов, только 7% из них работают в сфере физической культуры и спорта, что связано с низким уровнем заработной платы молодых специалистов.
Динамика средней заработной платы тренеров-преподавателей, руб.:
2003 год | 2004 год | 2005 год |
2987 | 3739 | 4408 |
У специалистов высокой квалификации нет устойчивой мотивации для работы со спортивным резервом и спортсменами высокого класса, так как в связи с отсутствием надтарифного фонда не производится доплата тренерам за результаты, достигнутые их воспитанниками.
Более 70% тренеров и штатных физкультурных работников в детско-юношеских школах находятся в пенсионном и предпенсионном возрасте:
Возраст тренеров преподавателей | |||
20-30 лет | 30-40 лет | 40-50 лет | 50-60 лет |
224 | 276 | 816 | 3092 |
Проанализировав таблицы, можно сделать вывод, что в ближайшие годы количество тренеров-преподавателей сократится больше, чем наполовину.
Не менее сложная ситуация сложилась в сфере пропаганды физической культуры и спорта. Недостаточное количество людей, ведущих здоровый образ жизни, обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации, которая должна включать вопросы профилактики болезней, продления активного долголетия, борьбы с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов.
Спортивные передачи и трансляции, являющиеся самым мощным рычагом формирования общественного мнения о ценностях физической культуры и спорта, занимают все меньше места в телерадиопрограммах, поскольку они требуют больших финансовых ресурсов.
В предыдущие годы федеральным агентством по физической культуре и спорту и управлением по физической культуре и спорту Воронежской области предпринимались меры по устранению выявленных проблем.
С целью увеличения процента занимающихся физической культурой и спортом:
- приобретался спортивный инвентарь и оборудование для детских садов, общеобразовательных школ, спортивных клубов, федераций, организаций, занимающихся адаптивной физической культурой инвалидов;
- организовывались и проводились спартакиады среди различных категорий граждан;
- проводились всероссийские массовые соревнования по видам спорта ("Лыжня России", "Кросс наций", "Оранжевый мяч", "Российский азимут").
Для сохранения контингента тренеров-преподавателей принимались меры по повышению квалификации специалистов и работников физической культуры и спорта, ведущих тренеров Воронежской области:
- организовывались семинары и семинары-совещания с руководителями городских и районных физкультурных организаций, а также семинары и курсы повышения квалификации руководителей физической культуры и спорта муниципальных образований, а также специалистов, судей по футболу и волейболу из районов области;
- Росспортом проводились обучающие семинары для тренеров-преподавателей;
- заключались договоры с Воронежскими государственными институтом физической культуры и педагогическим университетом о целевых направлениях муниципальных районов области;
- тренеры-преподаватели привлекались для судейства соревнований.
С целью пропаганды физической культуры и спорта:
- в муниципальных районах области регулярно проводятся встречи участников финальных соревнований спартакиады среди учащейся молодежи с ведущими спортсменами области;
- создан Музей спорта;
- налажено эффективное взаимодействия# со средствами массовой информации города и области;
- выпущены два специализированных спортивных журнала;
- создан веб-сайт;
- проводились прямые эфиры руководителя управления по физической культуре и спорту на телевизионных каналах и радиостанциях;
- организовывались пресс-конференции с журналистами;
- проводился ежегодный творческий конкурс, в котором отмечаются лучшие спортивные журналисты сразу по нескольким номинациям;
- выпущен презентационный набор открыток "Спортивный Воронеж";
- совместно с Олимпийским комитетом России издан презентационный плакат "Воронежская область на олимпийской карте мира".
Для развития спортивной инфраструктуры в муниципальных районах области оборудованы пришкольные спортивные площадки на средства областного бюджета в сумме 15872,9 тыс. рублей.
Из федерального, областного и местных бюджетов выделялось финансирование на ремонт, реконструкцию и строительство объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения.
В 2003 году проведен единовременный учет физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений Воронежской области.
Предпринятые меры были эффективными, однако в связи с недостаточными объемами финансирования не могли принести желаемых результатов.
Реализация программы позволит за девять лет при максимально эффективном управлении финансами решить указанные проблемы, поскольку:
- на основании совершенствования организации системы спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий акцент будет сделан на развитии массового спорта;
- финансовые ресурсы будут направлены на модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию пропаганды физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни;
- развитие спорта высших достижений будет осуществляться путем создания системы подготовки специалистов и научно-методического обеспечения, модернизации специализированной инфраструктуры;
- будет проводиться постоянный анализ удовлетворенности населения действиями органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта и изменения количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, как путем изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой, негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения, будет ухудшаться. При сохранении сложившихся тенденций в развитии физической культуры и спорта неизбежны:
- невозможность реализации большей частью населения права на занятия физической культурой и спортом, особенно среди малообеспеченных категорий граждан (инвалиды, пожилые люди, дети-сироты и т.д.);
- недостаточное привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, что негативно влияет на здоровье будущих поколений и обороноспособность страны, а также ведет к росту детского и подросткового алкоголизма, наркомании и преступности;
- отсутствие у населения возможностей и желания активного (с точки зрения физической нагрузки) проведения свободного времени;
- дальнейшее ухудшение здоровья и сокращение продолжительности жизни населения Воронежской области;
- экономические потери в связи с заболеваемостью населения;
- неэффективная работа по подготовке спортивного резерва для сборных команд России по различным видам спорта;
- потеря Воронежской областью передовых позиций в спорте высших достижений.
Основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
- комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации программы позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Воронежской области, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках программы;
- распределение полномочий и ответственности. В программе предусматривается четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти на областном и муниципальных# уровнях. Предусматривается участие в реализации мероприятий программы общественных организаций, коммерческих структур и т.д., что способствует повышению эффективности выполнения программных мероприятий;
- определение показателей, которые по итогам мониторинга позволяют ежегодно оценивать эффективность планирования и результаты реализации тех или иных мероприятий программы.
Применение программно-целевого метода позволит за 9 лет (2007-2015 годы) реализовать конкретные мероприятия и оптимально решать проблемы в данных условиях.
Реализация программы будет иметь следующий социальный эффект:
- развитие социальной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта;
- увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом и оздоровление населения (укрепление здоровья, снижение заболеваемости), снижение процента призывников, непригодных к службе в Российской Армии по состоянию здоровья);
- увеличение количества граждан из малообеспеченных категорий, занимающихся физической культурой и спортом;
- оказание помощи ветеранам физической культуры и спорта;
- создание центров реабилитации и восстановления здоровья для людей с ограниченными физическими возможностями и инвалидов;
- повышение эффективности деятельности государственных учреждений и общественных организаций, участвующих в развитии физической культуры и спорта;
- обновление содержания, форм, средств физического воспитания и спортивной подготовки на основе развития технологий учебного и тренировочного процессов в целях совершенствования процесса физического воспитания подрастающего поколения;
- сохранение тренерско-преподавательского контингента, обеспечение трудовой занятости для тренеров, педагогов, врачей, инженеров и работников других специальностей;
- привитие ценностей здорового образа жизни, улучшение учебного процесса в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, клубах по месту жительства;
- профилактика правонарушений среди подростковой молодежи;
- проведение информационно-пропагандистской компании,# использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования у населения области идеала собственного физического здоровья и здоровья окружающих, а также престижного имиджа спортивного стиля жизни.
Реализация системы мероприятий, направленной на укрепление здоровья населения Воронежской области, будет способствовать:
- уменьшению объема выплат по больничным листам за счет снижения процента заболеваемости населения;
- уменьшению затрат на профилактику наркомании, содержание правонарушителей в специальных учреждениях.
Реализация мероприятий программы предусматривает создание новых рабочих мест:
- при проведении работ по ремонту, реконструкции и строительству физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
- на построенных спортивных сооружениях;
- за счет введения ставок инструкторов-методистов на предприятиях и учебных заведениях для организации работы в первичных физкультурных организациях (коллективах физической культуры);
- при организации и проведении спортивных мероприятий на территории Воронежской области.
Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы:
- финансовый риск реализации программы представляет собой замедление запланированных темпов развития инфраструктуры вследствие уменьшения финансирования. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов;
- административный риск реализации программы представляет собой невыполнение в полном объеме принятых по программе финансовых обязательств, что приведет к неравномерному развитию инфраструктуры массового спорта в Воронежской области и диспропорциям в отчетных показателях.
Административный риск связан с неэффективным управлением программой, которое, в свою очередь, может привести к невыполнению целей и задач программы, обусловленному:
- срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;
- неэффективным использованием ресурсов;
- повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию программы.
Способами ограничения административного риска являются:
- регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования программы в качестве механизма, стимулирующего выполнение принятых на себя обязательств;
- обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных и кредитных ресурсов;
- усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией программы;
- своевременная корректировка мероприятий программы.
Принятие программы необходимо для выработки единого подхода и консолидации усилий органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и предприятий в целях решения первоочередных проблем развития физической культуры и спорта в Воронежской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.