Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена областная целевая программа
1.1. Развернутая постановка проблемы, обоснование связи с приоритетами социально-экономического развития Воронежской области
В условиях жесткой конкуренции экономическое развитие региона должно определяться главным образом его научными и технологическими преимуществами. Характерной чертой современного развития общества является переход к формированию новой экономики, базирующийся на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом. Интенсификация производства и использование новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий. В рамках растущей глобализации, планируемого вхождения России во Всемирную торговую организацию, усиления конкурентной борьбы становится актуальным активное внедрение инновационного продукта во всех отраслях экономики Воронежской области.
Формирование благоприятных условий для развития корпоративного сектора, создание эффективной инфраструктуры коммерциализации знаний и технологий, государственная (областная) поддержка системы высшего образования и научных исследований находятся в зоне ответственности региональной исполнительной государственной власти. Таким образом, решение проблем ускорения инновационного развития экономики Воронежской области находится в компетенции администрации Воронежской области. Такая ответственность в полной мере определена в задачах, подлежащих решению в приоритетном порядке в рамках стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу. Кроме этого, развитие инновационной деятельности входит в приоритетные направления развития Российской Федерации. В ряде нормативных правовых и программных документах федерального уровня инновационный путь развития обозначен как единственно возможный для России, что еще раз подчеркивает чрезвычайную важность и необходимость ускоренного развития инновационного процесса Воронежской области и активизации усилий всех его участников по созданию эффективной региональной инновационной системы как полноправного элемента общероссийской инновационной системы.
1.2. Анализ состояния инновационной сферы экономики Воронежской области
Воронежская область отличается от многих регионов России высокой концентрацией научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, высших учебных заведений, высокотехнологичных предприятий.
Научные исследования ведут 65 научных организаций, а также научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро, в которых работают более 100 докторов и 2000 кандидатов наук.
Для научно-технического комплекса Воронежской области характерна высокая доля оборонного сектора, в научных организациях которого занято до 50% специалистов, выполняющих более 60% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР).
Воронежская область, являясь крупным научным центром Черноземья и занимая 3 место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области по числу организаций, выполняющих исследования и разработки, не в полной мере использует свой научно-технологический и интеллектуальный потенциал. Сравнительные данные по числу научных организаций, выполнявших исследования и разработки, по субъектам Центрального федерального округа представлены в таблице 1.
Таблица 1. Число научных организаций, выполнявших исследования и разработки, по субъектам Центрального федерального округа*(1)
единиц
Наименование региона |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Российская Федерация |
3906 |
3797 |
3656 |
3566 |
3622 |
Центральный федеральный округ |
1539 |
1490 |
1437 |
1393 |
1426 |
Белгородская область |
23 |
22 |
22 |
23 |
21 |
Брянская область |
24 |
21 |
16 |
20 |
19 |
Владимирская область |
35 |
33 |
34 |
35 |
32 |
Воронежская область |
64 |
60 |
57 |
57 |
65 |
Ивановская область |
32 |
31 |
32 |
30 |
28 |
Калужская область |
38 |
36 |
34 |
33 |
33 |
Костромская область |
10 |
9 |
9 |
8 |
8 |
Курская область |
25 |
24 |
23 |
23 |
19 |
Липецкая область |
12 |
12 |
11 |
10 |
9 |
Московская область |
208 |
220 |
217 |
206 |
243 |
Орловская область |
23 |
20 |
18 |
18 |
21 |
Рязанская область |
16 |
15 |
15 |
16 |
16 |
Смоленская область |
14 |
15 |
12 |
14 |
13 |
Тамбовская область |
23 |
22 |
24 |
23 |
22 |
Тверская область |
48 |
47 |
45 |
42 |
43 |
Тульская область |
28 |
26 |
26 |
22 |
22 |
Ярославская область |
33 |
30 |
26 |
26 |
27 |
г.Москва |
883 |
847 |
816 |
787 |
785 |
Численность персонала, занятого исследования и разработками, по регионам Центрального федерального округа приведена в таблице 2.
Таблица 2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, по регионам Центрального федерального округа*(2)
человек
Наименование региона |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Российская Федерация |
870878 |
858470 |
839338 |
813207 |
807066 |
Центральный федеральный округ |
440557 |
431718 |
420375 |
408330 |
411958 |
Белгородская область |
1788 |
1487 |
1321 |
1289 |
1297 |
Брянская область |
2034 |
2115 |
1816 |
1927 |
1770 |
Владимирская область |
8873 |
8244 |
8638 |
7913 |
7640 |
Воронежская область |
14487 |
13993 |
13772 |
13806 |
14144 |
Ивановская область |
1554 |
1417 |
1289 |
1105 |
918 |
Калужская область |
11835 |
13644 |
10778 |
10413 |
10708 |
Костромская область |
249 |
219 |
159 |
147 |
139 |
Курская область |
1879 |
1830 |
1641 |
1571 |
3469 |
Липецкая область |
371 |
367 |
367 |
362 |
417 |
Московская область |
90561 |
96328 |
90755 |
88681 |
91062 |
Орловская область |
1908 |
1508 |
1260 |
920 |
1082 |
Рязанская область |
3149 |
3030 |
2976 |
3311 |
3461 |
Смоленская область |
926 |
1072 |
986 |
944 |
1170 |
Тамбовская область |
3168 |
2827 |
2825 |
2800 |
2285 |
Тверская область |
6192 |
6007 |
5628 |
5499 |
5430 |
Тульская область |
9811 |
10131 |
10304 |
9959 |
10359 |
Ярославская область |
8545 |
7876 |
7593 |
6608 |
6660 |
г.Москва |
273247 |
259623 |
258267 |
251075 |
249947 |
Число использованных передовых производственных технологий по субъектам Центрального федерального округа приведено в таблице 3.
Таблица 3. Число использованных передовых производственных технологий по субъектам Центрального федерального округа*(3)
единиц
Наименование региона |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Российская Федерация |
93412 |
107015 |
119639 |
140983 |
168311 |
Центральный федеральный округ |
29007 |
33504 |
40137 |
46683 |
_ |
Белгородская область |
690 |
505 |
755 |
550 |
689 |
Брянская область |
464 |
490 |
569 |
690 |
602 |
Владимирская область |
1177 |
1565 |
1597 |
1653 |
1851 |
Воронежская область |
1087 |
1671 |
1836 |
1805 |
1844 |
Ивановская область |
401 |
353 |
230 |
432 |
136 |
Калужская область |
1429 |
1449 |
1859 |
2130 |
4451 |
Костромская область |
272 |
296 |
636 |
1027 |
_ |
Курская область |
440 |
453 |
473 |
1341 |
1546 |
Липецкая область |
333 |
427 |
478 |
646 |
978 |
Московская область |
7431 |
8706 |
11321 |
12771 |
_ |
Орловская область |
460 |
585 |
790 |
1013 |
994 |
Рязанская область |
381 |
278 |
317 |
390 |
500 |
Смоленская область |
1208 |
1357 |
1102 |
1262 |
510 |
Тамбовская область |
470 |
550 |
818 |
1336 |
1751 |
Тверская область |
811 |
1039 |
1373 |
1501 |
_ |
Тульская область |
3410 |
3790 |
4486 |
5678 |
4983 |
Ярославская область |
1106 |
1407 |
1256 |
1401 |
1647 |
г.Москва |
7434 |
8583 |
10241 |
11057 |
15506 |
Таким образом, как следует из приведенных выше таблиц, Воронежская область, обладая значительными ресурсами в сфере генерации знаний и разработки новых перспективных промышленных технологий, не в полной мере использует этот потенциал.
Несмотря на то, что в последние годы благодаря реализации комплекса мероприятий областной поддержки инновационного развития, сформулированных в областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы", произошли: стабилизация объемов научно-технических работ; рост количества использованных передовых производственных технологий; увеличение количества заявок на регистрацию объектов промышленной собственности, ситуация в целом в инновационной сфере остается сложной.
Положительные тенденции развития инновационной деятельности в Воронежской области требуют дальнейшего проведения государственной политики, направленной на оказание государственной (областной) поддержки инновационной сферы.
В противном случае, отказ от решения проблемы инновационного развития региона приведет к резкому сокращению количества разработанных и внедренных промышленных технологий, к разрыву инновационного цикла на одном из его основных элементов, связанном с разработкой и освоением в производстве новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции. Региональная высокотехнологичная экономика, лишенная притока новых технологий, не сможет конкурировать с иностранными фирмами не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Технологическое отставание научно-производственного комплекса Воронежской области от передовых регионов неизбежно увеличится и уже в обозримой перспективе по ряду важнейших инновационно-технологических направлений может стать необратимым.
Поэтому в настоящее время необходимо продолжить выполнение системных мероприятий на основе программно-целевого метода управления по развитию региональной инновационной системы и ее органичного встраивания в национальную инновационную систему Российской Федерации на основе программно-целевых подходов.
1.3. Итоги реализации областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы"
Одним из важнейших механизмов реализации инновационной политики Воронежской области является областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 27 мая 2004 года N 863-III-ОД.
В рамках реализации данной программы в 2005-2008 годах на территории Воронежской области создана и эффективно функционирует региональная инновационная система. Ключевым элементом региональной инновационной системы является проект по созданию и развитию 5-ти технопарков: "Содружество" в сфере электроники и микроэлектроники, "Калининский" в сфере механообработки и машиностроения, "МИТЭМ" в сфере электротехники и машиностроения, "Космос-Нефть-Газ" в сфере химического машиностроения и нанотехнологий, "Авиационный" в сфере авиационного машиностроения.
На основе технопарков работают 3 бизнес-инкубатора ("Калининский", "Авиационный", "Восток"), созданные за счёт областных и федеральных средств. Кроме этого, создано два центра развития нанотехнологий: "ФОНОН" на базе ОАО "Корпорация НПО "РИФ", "Промышленные нанотехнологии" на базе ООО НПП "Космос-нефть-газ".
В рамках реализации данной программы была оказана государственная (областная) поддержка реализации более 30 перспективных для экономики Воронежской области инновационных проектов и было привлечено средств федерального бюджета в размере около 400,0 млн. рублей и собственных средств предприятий и организаций более 880,0 млн. рублей.
С участием администрации Воронежской области был создан Воронежский Венчурный Фонд с объёмом инвестиций в размере 280 млн. рублей. В настоящее время сформирован перечень первоочередных проектов для венчурного инвестирования.
В 2007 году Воронежский государственный архитектурно-строительный университет одержал победу в конкурсе Федерального агентства по образованию Российской Федерации на финансирование строительства студенческого бизнес-инкубатора (22 млн. рублей). В Воронежском государственном аграрном университете и в Воронежском государственном техническом университете создаются студенческие бизнес-инкубаторы, а в Воронежской государственной технологической академии такой инкубатор уже создан. В Воронежском государственном университете созданы Центр трансфера технологий, технопарк "Дубовка" (исследование наноматериалов), центр коллективного пользования, а в лесотехнической академии - Научно-инноваци
онный центр "Нанотехнологии и наноматериалы лесного комплекса". При вузах Воронежской области создано 7 офисов коммерциализации.
Достигнутые за время реализации вышеуказанной программы результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты развития инновационной деятельности Воронежской области*(4)
|
Показатели |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2006 г. к 2004г., % |
1 1 |
Затраты на технологические инновации (млн. рублей) |
408,1 |
1733,9. |
2097,9 |
в 5,1 раза |
22 |
Количество инновационно активных предприятий (ед.) |
45 |
52 |
75 |
в 1,6 раза |
33 |
Объём отгруженной инновационной продукции (млн. рублей) |
1735,8 |
6407,7 |
4679,3 |
в 2,7 раза |
44 |
Количество объектов инновационной инфраструктуры (ед.) |
4 |
12 |
16 |
в 4 раза |
Результаты, полученные в последние годы по развитию инновационной деятельности, во многом достигнуты за счет применения программно-целевого метода управления, на основе концентрации ресурсов на перспективных направлениях инновационного развития региона, четкой координации работ всех субъектов инновационной сферы.
Однако дальнейшее развитие инновационной деятельности в Воронежской области требует решения ряда серьезных проблем:
1. Увеличение эффективности инновационной деятельности ВУЗов, направленной на наиболее полное использование имеющегося у них потенциала в области коммерциализации знаний.
2. Системное развитие новейших и перспективных технологий, таких как нанотехнологии.
3. Завершение формирования региональной инновационной инфраструктуры.
4. Привлечение значительных объемов инвестиций, в том числе государственных (областных), направленных на реализацию инновационных проектов и создание новых конкурентоспособных производств.
1.4. Описание оптимального варианта решения проблемы, а также анализ основных рисков, связанных с программно-целевым методом ее решения
Оптимальный вариант решения проблемы развития инновационной деятельности в Воронежской области предусматривает концентрацию бюджетных средств на ограниченном количестве наиболее важных направлений технологического развития научно-производственного комплекса Воронежской области, в каждом из которых бюджетные средства направляются как на реализацию важнейших комплексных инновационных проектов, так и на развитие инновационной инфраструктуры.
Реализация оптимального варианта позволит сократить технологическое отставание Воронежской области, сохраняя и развивая в то же время достигнутый приоритет в отношении важных технологических направлений, обеспечить их реализацию, развить механизмы частно-государственного партнерства, обеспечить привлечение бизнес-сообщества к участию в реализации программы.
Основной риск реализации варианта связан с возможным недофинансированием программы из-за смещения акцентов в сторону привлечения внебюджетных средств, а также с возможным созданием и промышленным освоением неэффективных технологий или технологий, трудно реализуемых в производстве.
Этот риск может быть сведен к минимуму путем организации управления реализацией программы, обеспечивающей обоснованный отбор инновационных проектов с учетом возможностей производства и тенденций рыночной конъюнктуры, а также строгий оперативный контроль за ходом выполнения мероприятий программы и показателей ее результативности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.