Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общие положения
1.1. Основные положения Программы социально-экономического развития
Воронежской области на 2010-2014 годы
Программа социально-экономического развития Воронежской области на 2010-2014 годы (далее - Программа) является инструментом реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, утвержденной Законом Воронежской области от 30 июня 2010 года N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" (далее - Стратегия). В связи с этим цели и задачи настоящей Программы согласованы с основными направлениями и приоритетами Стратегии.
Стратегической целью социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу является достижение существенного роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики за счет реализации масштабных инвестиционных программ модернизации промышленности и создания эффективной системы государственного управления.
Основные направления и приоритетные задачи социально-экономического развития Воронежской области сформулированы в соответствии с положениями посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Задачами Программы в соответствии со стратегическими целями развития региона на долгосрочную перспективу являются:
1) в экономике - повышение инвестиционной привлекательности региона и развитие современной производственной базы, модернизация отраслей экономики и внедрение инноваций за счет роста инвестиций в основные фонды предприятий и увеличения доли собственных источников доходной части консолидированного бюджета Воронежской области;
2) в социальной сфере - повышение качества жизни населения посредством снижения уровня бедности и роста благосостояния населения, обеспечение высокого уровня услуг в сферах образования, культуры, здравоохранения, повышение социальной защищенности низкообеспеченных слоев населения, создание условий для развития человеческого капитала, удовлетворения интеллектуальных, духовных и творческих потребностей населения;
3) в сфере государственного и муниципального управления - максимальное удовлетворение потребностей населения и бизнес-сообщества региона за счет внедрения современных управленческих технологий, информатизации и автоматизации процессов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, совершенствования форм и методов контроля за использованием бюджетных средств и ориентации деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления.
1.2. Проблемы современного этапа социально-экономического развития
Воронежской области
Экономика Воронежской области занимает 4-е место в Центральном федеральном округе по масштабам производства валового регионального продукта (далее - ВРП) с удельным весом 2,2 % после г. Москвы, Московской и Белгородской областей (в 1995 году - 3-е место в ЦФО с удельным весом ВРП - 4,9 %).
Основная проблема социально-экономического развития Воронежской области - недостаточный уровень производства ВРП на душу населения и, как следствие, постепенная утрата регионом позиций лидера в макрорегионе.
В процентах к среднедушевому производству ВРП по всей Российской Федерации производство ВРП на душу населения в Воронежской области устойчиво снижалось и составляло в разные годы: в 1995 году - 70,7 %, в 2000 году - 51,5 %, в 2006 году - 45,3 %, в 2008 году - 52,6 %.
По номинальному значению ВРП на душу населения Воронежская область по итогам 2008 года занимала: в Российской Федерации - 52-е место; в Центральном федеральном округе - 11-е место; в Центрально-Черноземном регионе - предпоследнее место (4-е).
Характеристика проблем социально-экономического развития Воронежской области представлена в разрезе стратегических направлений регионального развития:
1. Достижение нового качества региональной экономики.
1.1. Недостаточный уровень ВРП обусловлен наличием системных проблем в отраслях, занимающих основную долю в его структуре (промышленность, сельское хозяйство), технологической отсталостью или низкими темпами модернизации ведущих предприятий, недостаточным использованием ими научно-технического и интеллектуального потенциала региона, отсутствием четкой стратегической ориентации и позиционирования на рынках. Как следствие - низкая конкурентоспособность производимой промышленной продукции и относительная финансовая неустойчивость сельхозпредприятий.
1.2. Дефицит инвестиционных ресурсов создает серьезные ограничения для устойчивости регионального развития и занятия лидирующих позиций в макрорегионе.
1.3. Проблемы рынка труда, в том числе дефицит квалифицированных кадров рабочих и инженерных профессий, старение кадров, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, отсутствие служб управления персоналом на предприятиях, соответствующих потребностям рыночной экономики, являются факторами, сдерживающими поступательный экономический рост на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях региона.
2. Достижение нового качества жизни и развитие человеческого потенциала.
2.1. Воронежская область относится к числу быстро стареющих регионов Российской Федерации, следствием чего являются высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население и социальной нагрузки на бюджет.
2.2. Результаты межрегиональных сопоставлений по отдельным показателям уровня жизни в последние годы оказываются зачастую не в пользу Воронежской области. Например, область занимает низкие рейтинговые места в Центрально-Черноземном регионе, Центральном федеральном округе и России по размеру денежных доходов на душу населения, по соотношению среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, по численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах от общей численности населения.
2.3. Недостаточные темпы модернизации социально-экономической среды и образа жизни в городских и сельских населенных пунктах Воронежской области становятся причиной:
- отставания г. Воронежа от крупных российских региональных центров в степени комфортности для проживания и ведения бизнеса;
- снижения устойчивости системы расселения и оттока трудоспособного населения из сельских населенных пунктов Воронежской области;
- несбалансированности развития населенных пунктов, экономика которых имеет монопрофильный характер.
3. Повышение эффективности государственного и муниципального управления.
Социальная ориентированность бюджета, предопределенная трендами демографического развития страны и региона, является источником жестких бюджетных ограничений и не позволяет прогнозировать в среднесрочной перспективе значительного роста государственного (областного) и муниципального участия в реализации масштабных проектов регионального развития. Наиболее актуальными для Воронежской области являются следующие проблемы:
- невысокая эффективность бюджетных расходов Воронежской области, обусловленная во многом формальным и не увязанным с бюджетным процессом применением инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
- значительный масштаб неучтенной экономики Воронежской области как совокупности скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельности (сравнительный анализ поступлений налогов и сборов и данных о доходах и расходах населения, а также официальные статистические данные о численности занятых в неформальном секторе экономики позволяют сделать вывод о существенном недополучении налоговых доходов бюджетами всех уровней).
Таким образом, отставание региона обусловлено наличием взаимосвязанных проблем в различных сферах экономики, социального развития и управления. Добавленная стоимость, производимая на территории, - это важнейший источник формирования налоговых баз и доходной части регионального и местных бюджетов, решения задач социального и инфраструктурного развития. Индикаторы качества государственного управления тесно коррелируют с показателями социально-экономического развития, что непосредственно отражено в перечне показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Каждая из этих проблем имеет сильный мультипликативный эффект по степени воздействия на уровень социально-экономического развития, и их решение в комплексе возможно только при условии координации усилий всех ветвей власти на программно-целевой основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.