Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Развитие экономического потенциала Воронежской области
2.1. Улучшение инвестиционного климата и привлечение инвестиций
в Воронежскую область
Основной целью улучшения инвестиционного климата является повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области, что достигается посредством:
1) формирования и поддержания положительного инвестиционного имиджа Воронежской области на межрегиональном и международном уровне;
2) повышения инвестиционной активности в Воронежской области;
3) увеличения объема инвестиций в экономику Воронежской области;
4) снижения рисков при инвестировании в экономику Воронежской области;
5) повышения бюджетной и социальной эффективности при реализации инвестиционных проектов на территории Воронежской области.
Приоритетные направления деятельности (мероприятия) по повышению инвестиционной привлекательности Воронежской области:
1) формирование и продвижение бренда Воронежской области;
2) развитие межрегиональных и международных связей;
3) развитие выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности;
4) содействие созданию организаций и предприятий с иностранными инвестициями;
5) создание комфортных условий ведения бизнеса, понятности и прозрачности регламентирующих процедур;
6) совершенствование механизма государственно-частного партнерства;
7) создание на территории Воронежской области высокотехнологичных и импортозамещающих производств;
8) сопровождение реализации инвестиционных проектов, включенных в Программу социально-экономического развития Воронежской области на 2010-2014 годы, согласно приложению к настоящей Программе;
9) предоставление государственной (областной) поддержки субъектам инвестиционной деятельности;
10) формирование и развитие индустриальных парков на территории Воронежской области;
11) совершенствование нормативной правовой базы Воронежской области в сфере региональной инвестиционной политики.
В результате реализации мероприятий темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования возрастет на 50,0 % к 2014 году по сравнению с 2008 годом (темп роста объема инвестиций в основной капитал в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 90,2 % в сопоставимых ценах).
2.2. Развитие инновационной деятельности в Воронежской области
Основной целью развития инновационной деятельности в Воронежской области является формирование региональной инновационной системы и дальнейшая интеграция ее элементов в национальную инновационную систему в целях перевода экономики Воронежской области на инновационный путь развития.
Создание региональной инновационной системы в Воронежской области позволит на областном уровне эффективно решать приоритетные социально-экономические задачи в сфере развития науки и внедрения инноваций, а также обеспечивать население Воронежской области и Центрально-Черноземного региона высокотехнологичной продукцией.
Приоритетные направления деятельности (мероприятия) по развитию инновационной деятельности в Воронежской области:
1) осуществление комплекса системообразующих региональных инновационных проектов по приоритетным направлениям развития;
2) совершенствование нормативной правовой базы Воронежской области в сфере инновационной деятельности;
3) государственная (областная) поддержка инновационной деятельности на всех стадиях инновационного цикла;
4) развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, в том числе в производственно-технологической сфере и в области коммерциализации технологий;
5) формирование и внедрение системы информационного обеспечения инновационной деятельности;
6) развитие кадрового обеспечения инновационной деятельности;
7) содействие формированию экспертного сообщества и развитию инновационной культуры на основе использования новых образовательных технологий, научно-просветительской работы и средств массовой информации;
8) содействие развитию малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
9) создание необходимой инфраструктуры для организации инновационных предприятий при научных учреждениях и высших учебных заведениях;
10) продвижение областных инноваций на рынках инноваций на межрегиональном и международном уровнях.
Результатами реализации мероприятий к 2014 году станут:
1) рост объема инновационных товаров, работ и услуг на 27,0 % (2009 год - 16 037,5 млн. руб., 2014 год - 20 367,6 млн. руб.);
2) увеличение доли инновационных товаров, работ и услуг (в % от общего объема отгруженных товаров, работ и услуг) с 12,8 % в 2009 году до 22,0 % к 2014 году;
3) увеличение удельного веса организаций, занимающихся инновационной деятельностью, с 13,3 % в 2009 году до 19,0 % к 2014 году;
4) создание не менее 1 300 дополнительных рабочих мест и сохранение 800 рабочих мест посредством внедрения и реализации инновационных проектов на существующих предприятиях и организациях.
2.3. Развитие предпринимательской инициативы, малого и среднего бизнеса
на территории Воронежской области
Основной целью развития малого и среднего бизнеса на территории Воронежской области является создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и формирование конкурентной среды в экономике Воронежской области.
Приоритетные направления деятельности (мероприятия) по развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе реализуемые в рамках действующих программ развития предпринимательства в Воронежской области:
1) информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) развитие микрофинансирования;
4) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, в том числе за счет применения технологий энергосбережения;
6) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
7) поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;
8) поддержка и развитие молодежного предпринимательства.
Результатами реализации мероприятий станут:
1) рост количества малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Воронежской области до 8,7 к 2014 году (в 2009 году - 8,0);
2) рост доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций до 27,4 % к 2014 году (в 2009 году - 24,8 %);
3) увеличение к 2014 году доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта до 21,4 % (в 2009 году - 19,7 %);
4) обеспечение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году в размере 2 980,0 млн. рублей (в 2009 году - 2 026,1 млн. руб.).
2.4. Технологическая модернизация промышленности и развитие
современной производственной базы в Воронежской области
Целью технологической модернизации в Воронежской области является реформирование промышленного комплекса на основе механизмов государственно-частного партнерства и развитие современной производственной базы на высоком технологическом уровне.
Приоритетные направления деятельности (мероприятия) по осуществлению технологической модернизации и развитию современной производственной базы в Воронежской области:
1) реализация соглашений о развитии производственного потенциала между исполнительными органами государственной власти Воронежской области и собственниками предприятий;
2) развитие системы инфраструктуры обслуживания промышленного бизнеса;
3) реализация механизмов государственной (областной) поддержки предприятий промышленности;
4) формирование территориально-промышленных кластеров;
5) реализация комплексных программ предприятий, входящих в вертикально интегрированные структуры;
6) развитие инфраструктуры кластеров путем привлечения консалтинговых и инжиниринговых фирм, создания "компетент-центров";
7) формирование зон индустриального развития;
8) внедрение и развитие аутсорсинговых схем взаимодействия предприятий;
9) содействие промышленным предприятиям в организации их участия в реализации федеральных программ (ФЦП, ФАИП), направленных на техническое перевооружение предприятий.
Результаты реализации мероприятий:
1) увеличение количества предприятий в системе государственно-частного партнерства в 1,25 раза (в 2009 году - 40, в 2014 - 50);
2) увеличение количества организаций инфраструктуры промышленной деятельности на 27,2 % (в 2009 году - 11, в 2014 году - 14);
3) увеличение количества функционирующих территориально-производственных образований в 3 раза (в 2009 году - 3, в 2014 году - 9);
4) увеличение числа реализуемых инвестиционных проектов, направленных на технологическую модернизацию промышленного комплекса, на 38,5 % (в 2009 году - 26, в 2014 году - 36);
5) индекс физического объема инвестиций в основной капитал (крупные и средние предприятия) организаций обрабатывающих производств (в % к предыдущему году) в 2014 году составит 104,3 % (в 2009 году - 60,0 %).
2.5. Повышение конкурентоспособности промышленного комплекса
Воронежской области
Основной целью повышения конкурентоспособности промышленного комплекса Воронежской области является развитие промышленных предприятий путем повышения качества выпускаемой продукции, расширения рынков сбыта и повышения качества рабочей силы.
Приоритетные направления деятельности (мероприятия) по повышению конкурентоспособности промышленного комплекса Воронежской области:
1) реализация антикризисных мер, направленных на повышение финансовой устойчивости промышленных предприятий;
2) мониторинг социально-экономической ситуации в промышленном комплексе;
3) содействие промышленным предприятиям в организации производства конверсионной продукции и внедрении новых технологий двойного назначения;
4) содействие промышленным предприятиям во внедрении энерго- и ресурсосберегающих технологий;
5) стимулирование внедрения стандартов качества, в том числе международных;
6) оказание государственной (областной) поддержки экспорту промышленной продукции;
7) развитие системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров для работы на промышленных предприятиях.
Результаты реализации мероприятий:
1) увеличение количества организаций, внедривших международные стандарты, на 33,3 % (в 2009 году - 9, в 2014 году - 12);
2) увеличение объемов экспорта продукции организаций обрабатывающих производств на 18,2 % (в 2009 году - 575,3 млн. руб., в 2014 году - 680,0 млн. руб.);
3) увеличение численности работников промышленности, прошедших профподготовку и переподготовку, с 12,0 тыс. человек в 2009 году до 13,6 тыс. человек к 2014 году;
4) индекс промышленного производства составит 160,0 % (в 2009 году - 96,9 %).
2.6. Повышение эффективности агропромышленного комплекса
Воронежской области
Основной целью развития агропромышленного комплекса Воронежской области является достижение уровня производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия собственного производства, достаточного для полного самообеспечения населения Воронежской области.
Приоритетные направления деятельности (мероприятия) по повышению эффективности агропромышленного комплекса Воронежской области в сфере сельскохозяйственного производства:
1) стимулирование строительства и реконструкции животноводческих объектов, в приоритетном порядке - молочных комплексов и ферм;
2) содействие внедрению современных технологий в молочном и мясном скотоводстве, заготовке грубых и сочных кормов для животноводства;
3) содействие совершенствованию селекционной работы на племенных заводах и племенных репродукторах;
4) содействие развитию рыбоводческих организаций;
5) содействие внедрению в производство сельскохозяйственной продукции ресурсо- и энергосберегающих технологий;
6) поддержание почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
7) содействие развитию элитного семеноводства;
8) совершенствование форм и механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
9) продолжение работы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей;
10) стимулирование развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан.
Реализация мероприятий позволит:
1) увеличить производство основных видов сельскохозяйственной продукции хозяйствами всех категорий к 2014 году по сравнению с 2009 годом:
- в стоимостном выражении:
в сопоставимой оценке - на 31,1 %;
в текущих ценах - на 70,0 %;
- скота и птицы в живом весе с 240,0 до 508,0 тысяч тонн;
- молока с 665,4 до 750,0 тысяч тонн;
- зерна (в весе после доработки) с 3 473,8 до 4 400,0 тыс. тонн;
- сахарной свеклы с 2 994 до 4 500 тыс. тонн;
2) обеспечить среднегодовой рост объемов реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования на 1,5 %.
Приоритетные направления деятельности (мероприятия) по повышению эффективности агропромышленного комплекса Воронежской области в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности:
1) содействие увеличению выпуска пищевой продукции и повышению ее конкурентоспособности;
2) стимулирование строительства мясоперабатывающих предприятий, зерноперерабатывающих и элеваторных емкостей для хранения зерна, модернизации имеющихся мощностей в молочной, мясоперерабатывающей, масложировой и сахарной отраслях.
Среднегодовые темпы прироста объемов производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, в результате реализации мероприятий составят 3,8 % (в 2009 году в производстве пищевых продуктов индекс промышленного производства составил 142,4 %).
2.7. Развитие строительного комплекса на территории Воронежской области
Основной целью развития строительного комплекса на территории Воронежской области является увеличение объёмов и улучшение качества строительства объектов.
Приоритетные направления деятельности (мероприятия) по развитию строительной отрасли Воронежской области:
1) стимулирование платежеспособного спроса на рынке отрасли;
2) содействие органам местного самоуправления в обеспечении документами территориального планирования и градостроительного зонирования;
3) совершенствование системы согласования разрешительной документации на предоставление земельных участков в аренду для строительства;
4) предоставление мер государственной поддержки предприятиям, реализующим значимые проекты строительства и реконструкции мощностей по производству строительных материалов;
5) совершенствование нормативно-правового обеспечения градостроительной деятельности в Воронежской области;
6) развитие строительства инфраструктурных и коммерческих объектов;
7) предоставление государственной поддержки предприятиям, реализующим инвестиционные проекты на территории Воронежской области, на строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры на участках комплексного освоения территорий в целях строительства жилья и социально значимых объектов.
Результатами реализации мероприятий станут:
1) увеличение объёмов ввода жилья к 2014 году до 1 172 тыс. кв. м в год (2009 год - 872,5 тыс. кв. м), в том числе малоэтажного - до 50 % от общего объёма ввода жилья (2009 год - 42,0%);
2) развитие базы строительной индустрии и насыщение рынка качественными и конкурентоспособными строительными материалами;
3) утверждение 31 схемы территориального планирования муниципальных районов Воронежской области, 494 правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений Воронежской области, обеспечение Воронежской области региональными нормативами градостроительного проектирования.
2.8. Развитие транспортной инфраструктуры, информационных и
коммуникационных технологий Воронежской области
Основной целью развития транспортной инфраструктуры Воронежской области является удовлетворение растущих потребностей экономики Воронежской области в перевозке грузов и пассажиров и повышение доступности транспортных услуг для населения Воронежской области.
Приоритетные направления деятельности (мероприятия) по развитию транспортной инфраструктуры Воронежской области:
1) формирование современной нормативной правовой базы развития транспортного комплекса;
2) формирование современной системы управления транспортным комплексом Воронежской области, в том числе внедрение глобальной навигационной спутниковой системы (далее - ГЛОНАСС) и создание Центра мониторинга транспортных средств;
3) развитие транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе на стыках города Воронежа и иных населенных пунктов Воронежской области, развитие транспортного коридора Москва - Воронеж;
4) развитие железнодорожного сообщения;
5) развитие сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения;
6) поддержание в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии существующей сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения;
7) расширение транзитных потоков грузов;
8) создание и развитие транспортно-логистических зон и парков на территории Воронежской области;
9) повышение безопасности дорожного движения;
10) развитие аэропортового комплекса "Воронеж".
Результатами мероприятий станут:
1) соблюдение межремонтных сроков и осуществление ежегодного текущего ремонта более 1 400 км автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
2) ежегодный капитальный ремонт более 100 км автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
3) ежегодный текущий ремонт 170 км автомобильных дорог общего пользования местного значения;
4) сокращение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения в 2,4 раза (2009 год - 50 %, 2014 год - 20,5 %);
5) сокращение доли дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве дорожно-транспортных происшествий с 14,2 % в 2009 году до 11,3 % в 2014 году;
6) внедрение навигационно-связного оборудования ГЛОНАСС на пассажирском транспорте Воронежской области;
7) увеличение количества обслуживания авиапассажиров с 141,4 тыс. авиапассажиров в 2009 году до 259,8 тыс. авиапассажиров в 2014 году.
Основной целью развития информационных и коммуникационных технологий Воронежской области является обеспечение доступности и высокого качества информационных услуг и услуг связи для населения, а также повышение эффективности государственного управления в Воронежской области на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий.
Приоритетные направления деятельности (мероприятия) по развитию информационно-коммуникационных технологий Воронежской области:
1) создание и развитие единой телекоммуникационной инфраструктуры, государственных и ведомственных информационных систем;
2) поддержка развития системы цифрового телерадиовещания;
3) внедрение на территории Воронежской области третьего (3G) и/или (4G) поколения подвижной радиотелефонной связи;
4) оказание мер государственной поддержки предприятиям Воронежской области при производстве оборудования связи "WiMAX".
Результатами реализации мероприятий станут:
1) создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма разработки и реализации проектов в сфере информатизации;
2) 100 %-я доля исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Воронежской области, локальные сети которых объединены в рамках единого телекоммуникационного пространства Воронежской области, к 2014 году (в 2009 году - 80 %);
3) 100 %-я доля оказываемых исполнительными органами государственной власти Воронежской области государственных услуг, информация о которых доступна для получения населением с использованием информационно - коммуникационных технологий, к 2014 году (в 2009 году - 0 %);
4) количество государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Воронежской области (органами местного самоуправления), государственными и муниципальными учреждениями Воронежской области в электронном виде, к 2010 году составит 135 единиц (в 2009 году - 91 единица);
5) количество первоочередных государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными и муниципальными учреждениями Воронежской области в электронном виде, к 2010 году составит 58 единиц (в 2009 году - 29 единиц);
6) увеличение доли населения Воронежской области, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов, до 98,8 % в 2014 году (в 2009 году - 0 %);
7) увеличение доли населённых пунктов Воронежской области, охваченных цифровым эфирным телевещанием, до 98,8 % в 2014 году (в 2009 году - 0 %);
8) организация серийного производства на предприятиях радиоэлектронного комплекса Воронежской области оборудования для работы в сети 4G ("WiMAX") мощностью 100 000 абонентских и 1 000 базовых станций в год.
2.9. Развитие торговли и потребительского рынка Воронежской области
Основной целью развития потребительского рынка Воронежской области является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности, а также обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров и услуг.
Приоритетные направления деятельности (мероприятия) по развитию потребительского рынка Воронежской области:
1) стимулирование строительства инфраструктуры торговли, питания, бытового обслуживания и реконструкция существующих объектов;
2) оптимизация размещения объектов потребительского рынка и оптимальное зонирование обслуживания населения;
3) стимулирование деловой активности торговых предприятий и организация взаимодействия между торговыми предприятиями и производителями путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий организующего характера;
4) повышение качества и безопасности товаров и услуг;
5) развитие информационного обеспечения в сфере потребительского рынка;
6) содействие кадровому обеспечению в сфере потребительского рынка (профессиональное образование и подготовка, повышение квалификации).
Результатами реализации мероприятий станут:
1) оборот розничной торговли к 2014 году составит 136,3 % к уровню 2009 года в сопоставимых ценах (2009 год - 99,2 % к уровню 2008 года);
2) рост уровня обеспеченности населения торговыми площадями с 396,0 кв. м на 1 тыс. жителей в 2009 году до 437,0 кв. м на 1 тыс. жителей в 2014 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.