28 декабря 2012 г.
Во исполнение Закона Воронежской области от 23.12.2011 N 204-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений Воронежской области на период 2012 - 2014 годы" в новой редакции (далее Программа).
2. Заместителю руководителя департамента аграрной политики (Измалков А.А.) принять меры по осуществлению финансирования Программы в пределах ассигнований предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
3. Первому заместителю руководителя департамента аграрной политики (Квасов А.Ю.) обеспечить доведение вышеуказанной Программы до руководителей администраций муниципальных районов и организовать ее выполнение.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель |
А.А. Спиваков |
Приказом Департамента аграрной политики Воронежской области от 28 декабря 2012 г. N 231 в настоящую Программу внесены изменения
Ведомственная целевая программа
"Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений Воронежской области на период 2012 - 2014 годы" (в новой редакции)
(утв. приказом департамента аграрной политики Воронежской области
от 12 ноября 2012 г. N 198-а)
28 декабря 2012 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений в Воронежской области на период 2012 - 2014 годов"
Перечень основных данных и требований |
Содержание основных данных и требований |
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений в Воронежской области на период 2012 - 2014 годов" |
Основание, дата принятия решения о разработке программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" |
Государственный заказчик программы |
Департамент аграрной политики Воронежской области |
Основные разработчики программы |
Департамент аграрной политики Воронежской области |
Исполнители программы |
Департамент аграрной политики Воронежской области, сельскохозяйственные товаропроизводители Воронежской области |
Цели и задачи программы |
Основной задачей является обеспечение продовольственной безопасности области в любой по климатическим условиям год путем эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса, обеспечивающего резкое увеличение валовой сельскохозяйственной продукции на мелиорированных землях за счет внедрения инноваций. Задачами программы являются: - обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства; - улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов за счет развития мелиоративного комплекса; - создание общих условий устойчивого и эффективного функционирования сельского хозяйства за счет восстановления и развития мелиоративного фонда; - развитие на мелиорируемых землях кормопроизводства, опережающего роста поголовья КРС, гарантированное обеспечение населения картофелем, овощами, продукцией плодово-ягодных культур; - обеспечить прирост сельскохозяйственной продукции на сумму ....... млн. рублей за счет эффективного использования существующих мелиорированных земель и прироста площадей мелиорированных земель; - государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, выращивающих сельскохозяйственные культуры на мелиорируемых землях. Целями программы являются: - реконструкция, строительство, техническое перевооружение оросительных систем, а также приобретение и монтаж передвижного поливального оборудования; - ввод в эксплуатацию орошаемых земель на площади 20,3 тыс. гектаров, в том числе: в 2012 году - 5,5 тыс. гектаров, в 2013 году - 2,8 тыс. гектаров, в 2014 году - 12,0 тыс. гектаров; - увеличение средней урожайности сельскохозяйственных культур на орошаемых землях до 55,3 ц к.е./га |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
Ввести в эксплуатацию 20,3 тыс. гектаров. Увеличение валового сбора сельскохозяйственных культур на орошаемых землях увеличится в 2014 году по сравнению с 2011 годом: по картофелю - на 78,4 тыс. тонн, по овощам - на 117,7 тыс. тонн, по кормам - на 2,4 тыс. тонн и сахарной свекле - на 118,3 тыс. тонн |
Сроки и этапы реализации программы |
Срок реализации программы: 2012 - 2014 годы. Разделение на этапы не предусматривается |
Перечень мероприятий программы |
Реконструкция, восстановление и модернизации существующих оросительных систем; строительство новых (в том числе передвижных оросительных систем) с установкой современного поливного оборудования, повышение водообеспеченности орошаемого гектара и другие мероприятия |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на реализацию мероприятий программы в 2012 - 2014 годах составляет 3598,9 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 686,3 млн. рублей; 2013 год - 501,8 млн. рублей; 2014 год - 2410,8 млн. рублей. Расходные обязательства бюджета Воронежской области - 965,24 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 92,0 млн. рублей; 2013 год - 150,0 млн. рублей; 2014 год - 723,24 млн. рублей - путем выделения субсидий в размере до 50% от затрат сельскохозяйственным предприятиям. Программа представляется в Министерство сельского хозяйства России для участия в отборе экономически значимых программ в целях предоставления субсидий на компенсацию из федерального бюджета части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме затрат на выполнение проектно-изыскательских работ |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
- Прирост площади орошаемых земель на 20,3 тыс. гектаров; - увеличение средней урожайности сельскохозяйственных культур на орошаемых землях по сравнению с неорошаемыми участками; - повышение стабильности производства растениеводческой продукции независимо от погодных условий; - получение среднегодовой прибыли от операционной деятельности в период развития мелиоративного комплекса (2012 - 2014 годы) в объеме 0,72 млрд. рублей и в 2015 году - 1,0 млрд. рублей на первый год эффективного функционирования системы; - создание новых рабочих мест к 2015 году при реконструкции и новом строительстве составит 33 человека. Размер отчислений во внебюджетные фонды в 2015 году составит 3,4 млн. рублей |
Система организации управления и контроль за исполнением программы |
Государственный заказчик программы - департамент аграрной политики Воронежской области. Заказчиками объектов программы являются сельскохозяйственные товаропроизводители Воронежской области, использующие мелиорированные земли с расположенными на них мелиоративными системами. Государственный заказчик программы осуществляет: нормативно-правовое и методическое обеспечение; рассмотрение предложений по объемам мелиоративного строительства; подготовку предложений и отчетов в Минсельхоз России об условиях и объемах предоставления субсидий; подготовку бюджетной заявки на очередной финансовый год об объемах субсидирования за счет средств бюджета Воронежской области для реализации программы; организует ведение ежеквартальной статистической отчетности по реализации программы; осуществляет контроль за ходом реализации программы |
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Одной из важнейших отраслей экономики Воронежской области является сельскохозяйственное производство. Значительная доля населения проживает в сельской местности и занято производством растениеводческой и животноводческой продукции. В земельном фонде Воронежской области 90 процентов занимают сельскохозяйственные угодья, при этом около 70 процентов - пашня, которая на 77 процентов представлена черноземными почвами.
Воронежская область расположена в юго-восточной части Центрально-Черноземного региона, территория разделена на две природно-климатические зоны: лесостепную и степную. Климат умеренно-континентальный с жарким и сухим летом и холодной зимой. Продолжительность вегетационного периода в среднем составляет 190 дней. Сумма среднесуточных температур выше +10 градусов колеблется от 2440 до 2930. Для области характерны частые оттепели зимой, а также поздно-весенние продолжительные заморозки.
Урожайность сельскохозяйственных культур на территории области в основном зависит от состояния плодородия черноземных почв и степени естественного увлажнения земель.
В результате почвенно-эрозионных процессов и интенсивного использования земель в сельскохозяйственном производстве наблюдается тенденция сокращения запасов гумуса в черноземах, идут процессы ухудшения пищевого и водного режимов почвы.
В настоящее время в Воронежской области насчитывается 1,5 миллиона гектаров малогумусных почв (48 процентов пашни), смытые почвы занимают 630 тыс. гектаров, имеется 4 тыс. гектаров действующих оврагов.
Важнейшим лимитирующим фактором в развитии сельского хозяйства является недостаточность естественного увлажнения земель и систематически повторяющиеся засухи. К зоне недостаточного увлажнения с годовым количеством осадков от 480 до 560 мм относятся 20 районов области, а к зоне сухого земледелия с количеством осадков менее 400 мм - 12 районов, прилегающих к Саратовской, Волгоградской и Ростовской областям. Практически ежегодно отмечаются засухи и суховеи, каждый третий год они бывают интенсивными.
По данным метеонаблюдений кафедры экологии и природных ресурсов Воронежского государственного университета в северо-западных районах Воронежской области за последние сто лет достаточное увлажнение отмечалось лишь в течение 14 - 22 лет, а в юго-восточных - менее 8 лет.
Важнейшим направлением должно стать орошение земель: реконструкция, техническое перевооружение, новое строительство оросительных систем.
Мировой опыт показывает, что для обеспечения ежегодно гарантированного объема сельскохозяйственной продукции и в первую очередь кормовых культур, овощной продукции, необходимо иметь 10 - 30 процентов орошаемых площадей от всей площади пашни.
В области имеется опыт проведения работ по орошению земель. Так к 1991 году полив осуществлялся на 135,4 тыс. гектаров пашни. Даже в условиях обеспечения поливов не в полном объеме требований режима орошения урожайность сельскохозяйственных культур на орошаемых землях в два-три раза превышала показатели богарного земледелия.
Таблица 1
Средняя урожайность сельскохозяйственных культур при орошении по статистической и оперативной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей за период с 2000 - 2010 годы
Сельскохозяйственные культуры |
Урожайность, ц/га |
Валовой сбор, тыс. ц |
||
при орошении |
без орошения |
при орошении |
без орошения |
|
Овощи |
259,0 |
106,1 |
156 |
167 |
Сахарная свекла |
294,0 |
188,1 |
140 |
17440 |
Многолетние травы на сено |
36,9 |
13,0 |
192 |
1146 |
Многолетние травы на корм |
244,0 |
77,9 |
894 |
3972 |
Однолетние травы на сено |
45,5 |
17,1 |
49,3 |
449 |
Однолетние травы на корм |
194,0 |
69,2 |
266 |
5366 |
Кукуруза на силос и корм |
338,0 |
153,5 |
1300 |
34147 |
Кормовые корнеплоды |
331,0 |
206,8 |
40,1 |
588 |
Получено ц. к.е./га |
40,7 |
15,8 |
- |
- |
Почвенные, геоморфологические, гидрологические, гидрогеологические условия, наличие водных ресурсов, а также качество поверхностных и подземных вод позволяют проводить оросительные мелиорации во всех районах Воронежской области.
Общая площадь пригодных для орошения сельскохозяйственных угодий составляет 400 тыс. гектаров.
Область достаточно обеспечена водными ресурсами. Поверхностный сток территории определяется бассейном реки Дон. Наряду с большими притоками - реками Хопер, Битюг, Воронеж, Савала, Ворона, Тихая Сосна, Черная Калитва, поверхностный сток формируют 125 малых рек.
Среднемноголетний сток рек Дона и Хопра, формирующийся в пределах области, составляет 4000 млн. куб. м, а с учетом поступления с вышерасположенных бассейнов на территорию Воронежской области составляет 14000 млн. куб. м (многолетние данные о режиме и поверхностных вод суши, Государственный водный Кадастр Росгидромета).
По инвентаризации мелиоративных земель (решение Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса (протокол от 22.11.2006 N 14) на 01.06.2011 на территории Воронежской области общая площадь мелиорированных земель составляет 75,8 тыс. га, в том числе: подлежат переводу в разряд неорошаемых земель 23,3 тыс. га, подлежит реконструкции 44,7 тыс. га, действующая система 7,8 тыс. га.
По данным отдела водных ресурсов по Воронежской области в 2010 году забрано воды из поверхностных водных объектов на орошение 2,49 млн. куб. м . Фактическими источниками орошения были пруды 50%, реки - 30%, водохранилище - 20%.
Количество воды на орошение 100,0 тыс. га составит 100,0 млн. куб. м, том числе: на реконструкцию оросительных систем - 44,7 млн. куб. м , на новое строительство - 55,3 млн. куб. м .
В настоящее время на хозяйственные, питьевые и производственные нужды извлекается из недр около 676 тыс. куб. м/сутки пресной подземной воды.
Учитывая, что поверхностный сток на территории области распределен неравномерно, в южных и юго-восточных районах возникает необходимость использования для орошения подземных вод, а также создания искусственных фильтрующих водоемов с целью пополнения запасов подземных вод за счет весеннего поверхностного стока с последующим забором воды на орошение.
Мероприятия, которые должны обеспечить выполнение целевых установок, обозначаются следующими направлениями:
- развитие и внедрение инновационных способов, методов и технологий комплексных мелиораций, мелиоративных систем нового поколения, использование высокоэффективных технологий, что позволит экономить водные ресурсы;
- применение современной мелиоративной и поливной техники;
- совершенствование, формирование и внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур в системе агроландшафтного обустройства территории;
- создание и освоение природоохранных технологий повышения плодородия сельскохозяйственных угодий;
- обеспечение защиты и безопасности гидротехнических сооружений;
- развитие системы мониторинга мелиоративных земель;
- восстановление инфраструктуры на гидромелиоративных системах;
- реформирование организационной структуры системы эксплуатации мелиоративных объектов, развитие сервисного обслуживания объектов мелиорации;
- развитие системы проектно-изыскательских работ;
- развитие производственной базы для нужд мелиорации.
Реальные объемные показатели, обозначающие истинные потребности в мелиоративных мероприятиях определяются наличием пригодных для этих целей сельхозугодий, возможностей водоисточников, безусловного желания, стремления, наличия эффективных путей реализации у сельхозтоваропроизводителей осуществления одного из самых действенных механизмов получения существенных дополнительных доходов при производстве сельскохозяйственной продукции.
Безусловным фактором более эффективной реализации целей намечаемой программы является необходимость восстановления уже имеющихся систем мелиорации и в первую очередь оросительных систем, не потерявших статус мелиоративного фонда. Для данного направления реализации программы характерно наличие оптимального решения по требуемым площадям орошения и уже сложившейся для данного участка агротехнических и других условий по реализации реального севооборота.
Современные подходы при создании эффективных систем мелиорации в зоне Центрального Черноземья определяются комплексом мероприятий, в основе которых решающим является оросительная система с проведением в ее масштабах мероприятий по лесоустройству, выполнению культуртехнических и противоэрозионных работ, проведению химических мелиораций. Так как проблемы сохранения плодородия черноземных почв в условиях экстенсивного земледелия являются актуальными, поэтому следует в условиях орошаемого земледелия исходить из реальных для данного региона применения норм орошения, комплекса агротехнических приемов и необходимых мероприятий по внесению удобрений. Только комплекс мелиоративных мероприятий может быть эффективен, а намечаемая программа будет реальным воплощением намечаемых задач и ближайших планов.
Как реальность, это наличие на учете более 73 тыс. гектаров ранее орошаемых земель, которые сохранили как статус орошаемых, так и определенную инфраструктуру. В первую очередь - это присутствие реального водоисточника. Все объекты водоснабжения создавались при инженерном обеспечении подачи воды из искусственного водоисточника - пруда на участок, расположенный на водоразделе площадью 150-400 гектаров. Сложившаяся схема создания орошаемых массивов при наличии водоисточников на местном стоке определяет степень развития мелиоративных работ, в первую очередь работ по орошаемому земледелию в нашем регионе.
Настоящая Программа принята в целях повышения урожайности и стабилизации сельскохозяйственных культур путем оказания государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям, выполняющим работы по реконструкции, строительству и модернизации мелиоративных систем.
Раздел 2. Основные цели и задачи программы
Целевые индикаторы:
Целями программы являются:
- ввод в эксплуатацию орошаемых земель в 2012 - 2014 годах всего на площади 20,3 тыс. га, в том числе:
ввод в эксплуатацию орошаемых земель в 2012 - 2014 годах за счет проведения реконструкции оросительных систем на площади 6997,4 га;
ввод в эксплуатацию орошаемых земель в 2012 - 2014 годах за счет строительства новых оросительных систем на площади 13309,6 га;
- увеличение средней урожайности сельскохозяйственных культур на орошаемых землях до 55,3 ц к.е./га;
- прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции по годам:
Таблица 2
2011, млн. рублей |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
млн. рублей |
% к 2011 |
млн. рублей |
% к 2012 |
млн. рублей |
% к 2013 |
|
437,0 |
564,3 |
129,1 |
252,6 |
0,2 |
1464,7 |
580 |
Обеспечить прирост сельскохозяйственной продукции за счет строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем на 2281,63 млн. рублей.
Таблица 3
Динамика целевых индикаторов эффективности реализации ведомственной целевой программы
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Значение индикаторов по годам |
|||
2011 (базовый) |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Наличие орошаемых земель |
тыс. га |
8,6 |
5,5 |
2,8 |
12,0 |
Прирост ввода площадей (к предыдущему году) |
% |
|
62 |
52 |
300 |
Валовой сбор картофеля |
тыс. тонн |
7,0 |
44,3 |
12,2 |
78,4 |
Прирост производства |
% |
|
632,8 |
27,5 |
642,6 |
Валовой сбор овощей |
тыс. тонн |
10,8 |
2,2 |
13,9 |
117,7 |
Прирост производства |
% |
|
20 |
632 |
846,8 |
Производство кормов |
тыс. тонн кормовых единиц |
1,7 |
2,7 |
0,4 |
2,4 |
Прирост производства |
% |
|
158,8 |
148 |
600 |
Валовой сбор сахарной свеклы |
тыс. тонн |
20,4 |
5,2 |
5,4 |
118,3 |
Рост производства |
% |
|
25 |
104 |
219 |
Раздел 3. Перечень и описание программных мероприятий
Программой предусматриваются следующие мероприятия:
реконструкция оросительных систем;
новое строительство оросительных систем, в том числе приобретение и монтаж передвижного поливального оборудования;
На всех оросительных системах предусматривается способ орошения - дождеванием. Применяются многоопорные дождевальные машины для линейного и кругового орошения, а также универсальные дождевальные машины барабанного типа для полей различной конфигурации. Забор воды производится от подводящих трубопроводов. Кроме того, предусматриваются применение капельного орошения. Подача воды производится из существующих и вновь построенных водоемов, по трубопроводам насосными станциями. Применяются мобильные дизельные насосные агрегаты и электрифицированные мобильные насосные станции с установкой энергосберегающих пускорегулирующих устройств.
На объектах реконструкции оросительных систем частично используются существующие подводящие трубопроводы из стальных труб. Не пригодные для использования трубопроводы заменяются на трубопроводы из полиэтиленовых труб. На новых оросительных системах применяются подводящие трубопроводы из полиэтиленовых труб. На всех системах распределительные трубопроводы выполняются из полиэтиленовых труб и частично из сборно-разборных труб быстрого соединения.
Перечень объектов оросительных систем на 2012 год представлен в приложении N 1.
Раздел 4. Система управления реализацией программы
Государственным заказчиком программы является департамент аграрной политики Воронежской области, руководителем программы - руководитель ДАП. Комплексное управление реализацией программы осуществляет ДАП, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование ресурсов, выделяемых на ее реализацию.
Исполнителями программы являются сельскохозяйственные товаропроизводители.
Взаимодействие между исполнителями отдельных мероприятий осуществляет ДАП.
В систему управления реализацией ведомственной целевой программы "Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений в Воронежской области на 2012 - 2014 годы" входят следующие уполномоченные органы:
- управление экспертной и контрольной работы правительства Воронежской области;
- контрольно-счетная палата Воронежской области;
- департамент аграрной политики Воронежской области;
- департамент экономического развития Воронежской области;
- департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области.
ДАП в рамках своей компетенции:
- определяет наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации программы;
- проводит согласование по привлечению федеральных и внебюджетных средств для финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации программы;
- в установленном порядке представляет проекты бюджетных заявок на ассигнования из федерального и областного бюджетов для финансирования программы на очередной финансовый год;
- утверждает распределение (лимиты) бюджетных средств, выделяемых на безвозвратной основе по соответствующим программным мероприятиям, статьям расходов и объектам, финансовые ресурсы и целевые показатели. При изменении объемов финансирования программы корректирует целевые показатели на очередной финансовый год, определяет приоритеты, принимает меры по обеспечению выполнения программы;
- обеспечивает контроль за ходом реализации программы, включающий в себя контроль за эффективным использованием выделяемых финансовых средств, контроль за качеством проводимых мероприятий, контроль за соблюдением сроков реализации мероприятий;
- осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет отчеты о реализации программы, эффективности использования бюджетных средств;
- организует внедрение и обеспечение использования информационных технологий в целях управления реализацией программы;
- при необходимости подготавливает и вносит в установленном порядке предложения и проекты нормативно - правовых актов Воронежской области о внесении изменений или о досрочном прекращении реализации программы ввиду ее неэффективности.
ДАП направляет в ДЭР и в управление экспертной и контрольной работы Правительства Воронежской области:
1. Ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и по итогам года - до 1 марта года, следующего за отчетным годом, отчеты о ходе реализации программы с учетом степени финансирования, достижения целевых показателей, эффективности ее реализации, выполнении основных мероприятий программы, мощностях, введенных в рамках программы, или степени их готовности.
2. В срок до 1 марта подготавливает доклад о выполнении программы, срок которой завершается в отчетном году.
Доклад должен содержать:
- сведения о результатах реализации программы за весь срок реализации и по годам реализации;
- данные об объемах и направлениях использования средств федерального, областного и внебюджетных источников;
- сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программы;
- сведения о соответствии фактически достигнутых показателей эффективности реализации программы показателям, установленным при ее утверждении;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- сведения о наличии, объемах и состоянии объектов, незавершенных строительством;
- оценку эффективности результатов реализации программы.
ДАП размещает в сети интернет на портале Воронежской области текст программы, информацию о ходе ее реализации, доклад при завершении срока ее реализации.
Раздел 5. Обоснованность потребности в ресурсах и удельная стоимость затрат на 1 га мелиоративных систем
Размеры затрат на 2013 год и удельная стоимость на 1 га мелиоративных систем определены на основании утвержденной проектной документации. Размеры затрат и удельная стоимость новых объектов оросительных систем определена с учетом имеющейся проектной документации (заключения экспертизы и сводные сметные расчеты прилагаются). Имеющаяся проектная документация утверждена в ценах 2012 года.
Размер затрат по годам, видам мелиоративных мероприятий и удельная стоимость мероприятий на 1 га:
Таблица 4.
Годы |
Реконструкция оросительных систем |
Строительство новых оросительных систем |
Итого по оросительным системам |
||||||
Ввод, га |
Тыс. рублей |
Удельная стоимость на 1 га |
Ввод, га |
Тыс. рублей |
Удельная стоимость на 1 га |
Ввод, га |
Тыс. рублей |
Удельная стоимость на 1 га |
|
2013 |
1504 |
303974,1 |
202,1 |
1304,7 |
197844,1 |
151,6 |
2808,7 |
501818,2 |
178,7 |
Раздел 6. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 2012 - 2014 годы составляет 3598,9 млн. рублей. В том числе финансируется из областного бюджета Воронежской области 965,24 млн. рублей. Объем ресурсного обеспечения по годам и источникам финансирования:
Таблица 5
Годы |
Всего, млн. рублей |
В том числе областной бюджет, млн. рублей |
2012 |
686,3 |
92,0 |
2013 |
501,8 |
150,0 |
2014 |
2410,8 |
723,24 |
Всего |
3598,9 |
965,24 |
Расходные обязательства из бюджета Воронежской области осуществляются путем предоставления субсидий на возмещение до 50% затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Раздел 7. Оценка ожидаемой эффективности и результативности программы
Эффективность программы оценивается посредством сопоставления ожидаемых программных результатов с затратами на их достижение. При проведении оценки эффективности программы использовались Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов мелиорации сельскохозяйственных земель (РД-АПК 3.00.01.003-03), утвержденные Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.01.2003. Расчеты показали эффективность мероприятий, так как дисконтированное сальдо денежного потока положительно в расчетах общественной и коммерческой эффективности вариантов. Сальдо денежного потока в расчетах бюджетной эффективности отрицательно ввиду наличия льготного налогообложения сельскохозяйственной отрасли.
Объемы инвестиций в размере 3598,9 млн. рублей будут направлены на реконструкцию и техническое перевооружение существующих мелиоративных систем, а также на строительство новых систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Осуществление этих мероприятий позволит достичь следующих результатов:
- рост орошаемых земель на 20,3 тыс. гектаров;
- увеличение средней урожайности сельскохозяйственных культур на орошаемых землях до 4 раз от показателей на богаре (неорошаемые участки);
- повышение стабильности производства растениеводческой продукции независимо от климатических условий, что обеспечит устойчивое функционирование агропромышленного комплекса и прогнозируемость результатов производственной деятельности;
- создание новых рабочих мест к 2014 году при реконструкции и новом строительстве составит 33 человека.
Размер отчислений во внебюджетные фонды в 2015 году составит 4,59 млн. рублей.
В экологическом аспекте эффект от реализации программных мероприятий будет состоять в наращивании воспроизводства природного плодородия почвы и проявится в перспективе за пределами выполнения программы мелиорации.
Исходными данными для оценки ожидаемой эффективности программы приняты следующие ожидаемые конечные результаты:
Таблица 6
Ввод орошаемых земель:
Площадь, га |
В том числе по годам |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|
20306,7 |
5498 |
2808,7 |
12000 |
Таблица 7
Площадь сельскохозяйственных культур под оросительными системами:
N |
Наименование с/х культур |
Площадь, га на 2012 - 2014 годы |
В том числе по годам |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|||
1. |
Сахарная свекла |
6877 |
1600 |
1651 |
3626 |
2. |
Корма |
3025 |
1500 |
218 |
1307 |
3. |
Овощи |
5540 |
800 |
500 |
4240 |
4. |
Картофель |
4865 |
1598 |
440 |
2827 |
|
Итого |
20307 |
5498 |
2809 |
12000 |
Таблица 8
Урожайность сельскохозяйственных культур, ц/га:
N |
Наименование с/х культур |
До мелиорации |
После мелиорации |
1. |
Сахарная свекла |
270 |
596 |
2. |
Корма, ц к.е./га |
10 |
19,98 |
3. |
Овощи |
130 |
407,5 |
4. |
Картофель |
130 |
407,5 |
После реализации вышеуказанных конечных результатов ожидаемый объем прироста продукции (в ценах 2012 года):
сахарная свекла - 6877 га x (596,3 - 270) ц/га = 2243965,1 ц = 224396,5 т;
стоимость 224396,5 т x 1460,1 рубля = 327641329,7 рубля = 327,6 млн. рублей;
овощи - 5540,0 га x (407,5 - 130) ц/га = 1537350,0 ц = 153735,0 т;
стоимость 153735 т x 6251,6 рубля = 961089726 рублей = 961,1 млн. рублей;
картофель - 4865 га x (407,5 - 130) ц/га 1350037,5 ц = 135003,8 т;
стоимость 135003,8 т x 6329,9 рубля = 854560237,1 рубля = 854,6 млн. рублей;
корма - 3025 га x (28,3 - 10) ц/га = 55357,5 ц = 5535,8 т;
стоимость 5535,8 т x 24989,90 рубля = 138337838,9 рубля = 138,3 млн. рублей.
Общая стоимость дополнительной сельскохозяйственной продукции: 327,6 + 961,1 + 854,6 + 138,3 = 2281,6 млн. рублей.
Прирост издержек сельскохозяйственного производства принят в размере 8% от прироста продукции (по данным Центра рыночной информации АПК) 2009 года и равен 182,5 млн. рублей.
Удельные затраты на эксплуатацию мелиоративных систем составляют 3500 рублей на 1 га. Размер затрат на эксплуатацию 20307 га x 3500 рублей/га = 71,1 млн. рублей.
Доход от реализации программы составит 2281,6 - (3598,9 + 71,1) = (-)1388,4 млн. рублей. Срок окупаемости программы четыре года пять месяцев после полного освоения мощностей программы.
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе приведен в таблице.
Таблица 9
Показатели |
Ед. изм. |
2012 |
2013 |
2014 |
Всего за 3 года |
|
Ежегодный прирост производства продукции растениеводства в стоимостном выражении (АВП) |
млн. рублей |
564,3 |
252,6 |
1464,7 |
2281,6 |
|
Финансирование на продукцию |
всего (Ф) |
млн. рублей |
686,3 |
501,8 |
2410,8 |
3598,9 |
в т.ч. из областного бюджета (3) |
млн. рублей |
92,0 |
150,0 |
723,24 |
1417,94 |
|
Показатели эффективности |
Эобщ. |
% |
82,2 |
50,3 |
60,7 |
63,3 |
эб |
% |
613,4 |
168,4 |
200 |
160 |
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ., который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле: Эобщ. = ВП / Ф x 100, где Эобщ. - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств, ВП - ежегодный прирост продукции растениеводства в стоимостном выражении, Ф - объем финансирования производства продукции.
Как видно из таблицы, значение коэффициента Эобщ. в среднем арифметическом выражении составляет 63,3%. Это означает, что возмещение общих затрат по программе через прирост валового продукта отрасли составляет в среднем 1,6 года (100 / 63,3 = 1,6 года).
Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств областного бюджета Воронежской области составит 160%, что для данной Программы, предназначенной создать условия интенсивного развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу, следует считать высоким показателем.
Действие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения Программы минимум 20 - 25 лет (срок эксплуатации систем).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента аграрной политики Воронежской области от 12 ноября 2012 г. N 198-а "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений в Воронежской области на 2012 - 2014 годы" в новой редакции"
Текст приказа опубликован в газете "Воронежский Курьер" от 24 ноября 2012 г. N 132
Приказом Департамента аграрной политики Воронежской области от 27 января 2014 г. N 10 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента аграрной политики Воронежской области от 27 декабря 2013 г. N 183
Приказ Департамента аграрной политики Воронежской области от 18 февраля 2013 г. N 17
Приказ Департамента аграрной политики Воронежской области от 28 декабря 2012 г. N 231