Решение Воронежского областного суда
от 14 июня 2012 г. N 3-30/12
(извлечение)
Л.М. 14 мая 2012 года обратилась в Воронежский областной суд с заявлением, в котором просила признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия или иного указанного судом времени положения п. 1 постановления Правительства Воронежской области от 12 августа 2011 г. N 700 "О внесении изменений в постановление Администрации Воронежской области от 19 ноября 2007 года N 1025" в части, предусматривающей наличие регистрации в Воронежской области по месту жительства в качестве необходимого условия для начисления матери единовременной денежной выплаты при рождении ребенка и позволяющей отказывать в единовременной денежной выплате матерям, постоянно проживающим и имеющим место жительства на территории Воронежской области и родившим ребенка, но не имеющим в Воронежской области регистрации по месту жительства.
Кроме того, просила взыскать с Правительства Воронежской области в ее пользу судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела.
В обоснование заявленных требований заявитель указала, что является постоянным жителем Воронежской области. С 25 июля 2000 года имела регистрацию по месту жительства в Воронежской области <...>. В январе 2009 года заявитель вступила в брачные отношения. В этой связи 21 мая 2009 года снялась с регистрационного учета по месту жительства и зарегистрировалась по месту пребывания на жилой площади родственников супруга в Воронежской области, <...>. Являясь матерью Л.А., <...>, 8 февраля 2012 года заявитель, будучи зарегистрированной по очередному месту пребывания по адресу: г. Воронеж, <...>, обратилась в филиал КУ ВО "Управление социальной защиты населения Воронежской области Коминтерновского района г. Воронежа" с заявлением о выплате единовременного пособия при рождении ребенка, предусмотренного постановлением Администрации Воронежской области от 19 ноября 2007 года N 1025, на которое получила отказ в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой (л.д. 7).
В своем заявлении Л.М. указала, что положения обжалуемого постановления в части, предусматривающей наличие регистрации в Воронежской области по месту жительства в качестве необходимого условия для начисления матери единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, и позволяющей отказывать в единовременной денежной выплате матерям, постоянно проживающим и имеющим место жительства на территории Воронежской области и родившим ребенка, но не имеющим регистрации по месту жительства на территории Воронежской области, противоречат пункту "ж" п. 1 статьи 72, статье 76 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 20 ГК РФ, статьям 1, 2, 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации".
В судебное заседание Л.М. не явилась, хотя о слушании дела надлежащим образом извещена. В своем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд посчитал возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Представитель Правительства Воронежской области С.Н., выступающая на основании доверенности, заявление посчитала необоснованным, полагая, что нормативный правовой акт исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации принят в пределах компетенции и в соответствии с положениями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Выслушав представителя Правительства Воронежской области, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Р.И., полагавшего необходимым удовлетворить заявление, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из содержания части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд признает нормативный правовой акт недействующим, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что Администрацией Воронежской области 19 ноября 2007 года издано постановление N 1025 "Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка". Постановление опубликовано в газете "Молодой Коммунар", N 136, 04.12.2007 года и вступило в силу через 10 дней со дня официального опубликования.
Пунктом 1 постановления была установлена единовременная денежная выплата матерям, постоянно проживающим на территории Воронежской области и родившим ребенка (детей) 1 ноября 2007 года или позднее, за счет средств областного бюджета с 1 ноября 2007 года по 31 декабря 2007 года включительно в размере 15 тысяч рублей, с 1 января 2008 года - 20 тысяч рублей.
С принятием Закона Воронежской области от 30.09.2008 г. N 77-ОЗ "О Правительстве Воронежской области" и внесением поправок в Устав Воронежской области с 01 января 2009 года органом исполнительной власти Воронежской области и правопреемником Администрации Воронежской области является Правительство Воронежской области.
12 августа 2011 года Правительством Воронежской области издано постановление N 700 "О внесении изменений в постановление Администрации Воронежской области от 19 ноября 2007 года N 1025", которым изменен пункт первый постановления N 1025 от 19.11.2007 года, и новая редакция устанавливает единовременную денежную выплату матерям, зарегистрированным по месту жительства на территории Воронежской области. Постановление опубликовано в газете "Молодой коммунар", N 91, 20.08.2011 года и вступило в силу через 10 дней со дня официального опубликования.
Проверяя полномочия Правительства Воронежской области на издание оспариваемого постановления, суд учитывает, что в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 1 Устава Воронежской области от 25 мая 2006 года (далее Устав) Воронежская область в соответствии с Конституцией Российской Федерации является равноправным субъектом Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 19 Устава полномочия, осуществляемые органами государственной власти Воронежской области по предметам ведения Воронежской области, определяются настоящим Уставом Воронежской области, законами Воронежской области и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Воронежской области; полномочия, осуществляемые органами государственной власти Воронежской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами Воронежской области.
На основании части 1 статьи 25 Устава в систему органов государственной власти области входит Правительство Воронежской области - высший исполнительный орган государственной власти, возглавляемый губернатором Воронежской области - высшим должностным лицом Воронежской области.
В силу п.п. 4 и 5 части 2 статьи 43 Устава к полномочиям Правительства Воронежской области относятся:
- разработка и реализация мер по развитию социальной сферы Воронежской области, росту благосостояния населения, охране труда и здоровья народа;
- осуществление мероприятий по охране семьи, материнства, отцовства и детства, по воспитанию, образованию; разработка и реализация государственной молодежной политики; разработка и реализация мер по развитию культуры и науки.
На основании статьи 18 Закона Воронежской области N 77-ОЗ "О Правительстве Воронежской области" от 30 сентября 2008 года Правительство Воронежской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Устава Воронежской области, федерального и областного законодательства издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение; акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Воронежской области. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Воронежской области; постановления и распоряжения Правительства Воронежской области подписываются губернатором Воронежской области; датой официального опубликования постановления Правительства Воронежской области считается дата первой публикации его текста в официальном печатном издании, определяемом законом Воронежской области; постановления Правительства Воронежской области, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее четырнадцати дней со дня их подписания, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Согласно статье 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ (ред. от 05.04.2011) "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации", официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области.
Областная общественно-политическая государственная газета "Молодой коммунар" является официальным публикатором всех постановлений Правительства Воронежской области.
В данном случае оспариваемый документ опубликован в официальном органе печати - газете "Молодой коммунар", и вступил в силу.
Таким образом, оспариваемое заявителем постановление является нормативным правовым актом, принятым государственным органом исполнительной власти Воронежской области в пределах его компетенции, и в форме, установленной законом.
Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
На федеральном уровне меры социальной поддержки в виде выплаты единовременного пособия при рождении ребенка урегулированы Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 07.03.2011) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (статья 3).
Согласно статье 2 названного Закона, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Устанавливая за счет средств областного бюджета единовременную денежную выплату матерям, родившим ребенка, пункт 1 постановления Администрации Воронежской области 19 ноября 2007 года N 1025 "Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка" (в редакции постановления Правительства Воронежской области от 12 августа 2011 года N 700) ставит реализацию этого права в зависимость от наличия регистрации по месту жительства на территории Воронежской области.
Частью 1 статьи 20 ГК РФ, статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на основании статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его Постановлении от 02.02.1998 N 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое заявителем постановление является нормативным актом, содержащим ограничительное условие, в силу которого основанием для реализации права на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка является наличие регистрации по месту жительства, что противоречит положениям части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
На основании изложенного суд приходит к выводу о несоответствии обжалуемого заявителем нормативного акта нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что в силу части 2 статьи 253 ГПК РФ влечет признание нормативного акта недействующим в обжалуемой части.
При указанных обстоятельствах суд считает подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании недействующим пункта 1 постановления Администрации Воронежской области от 19 ноября 2007 года N 1025 (в редакции постановления Правительства Воронежской области от 12 августа 2011 года N 700) в части, предусматривающей наличие регистрации в Воронежской области по месту жительства в качестве необходимого условия для начисления матери единовременной денежной выплаты при рождении ребенка.
Поскольку нормативный акт в оспариваемой настоящим заявлением части мог быть применен в уже сложившихся правоотношениях, по мнению суда, он подлежит признанию недействующим (в части) со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу.
В связи с тем, что главами 23 и 24 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ.
С учетом изложенного, а также положений части 1 статьи 98 ГПК РФ требования заявителя о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления Администрации Воронежской области от 19 ноября 2007 года N 1025 "Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка" (в редакции постановления Правительства Воронежской области от 12 августа 2011 года N 700) в части, предусматривающей наличие регистрации в Воронежской области по месту жительства в качестве необходимого условия для начисления матери единовременной денежной выплаты при рождении ребенка.
Взыскать с Правительства Воронежской области в пользу Л.М. в счет возмещения судебных расходов на оплату государственной пошлины 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 19 июня 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Воронежского областного суда от 14 июня 2012 г. N 3-30/12
Текст решения официально опубликован не был