Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Департамента промышленности,
транспорта и инноваций
Воронежской области
от 3 июня 2011 г. N 107
Ведомственная целевая программа
"Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах"
10 августа, 15 сентября, 1 ноября 2011 г., 15 мая, 8 августа, 28 декабря 2012 г., 7 июня 2013 г.
Администратор ведомственной целевой программы - департамент промышленности и транспорта Воронежской области.
Приказом Департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 7 июня 2013 г. N 169 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы
1. Характеристика проблемы
Анализ состояния и сложившихся тенденций развития в промышленности Воронежской области позволяет выделить основные факторы, сдерживающие динамичное развитие промышленного комплекса Воронежской области, а именно: недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, физическое и моральное старение основных производственных фондов и используемых технологий. В целом, состояние промышленного комплекса характеризуется недостаточным экспортным потенциалом, приходящим в упадок уровнем отраслевых и межотраслевых связей, дефицитом инвестиционных ресурсов и проектов, недостаточностью использования инновационного потенциала региона, дефицитом профессиональных и высококвалифицированных инженерных кадров.
Решение данных проблем и достижение устойчивой положительной динамики показателей социально-экономического развития предприятий промышленности невозможно без проведения активной государственной (областной) промышленной политики.
В настоящее время одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации заняло использование кластерного подхода в развитии промышленного производства на их территории.
В "Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации", подготовленных министерством экономического развития, под территориально-производственными кластерами понимается объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.
В Воронежской области, как и в некоторых других субъектах Российской Федерации, складывается межотраслевой характер взаимодействия предприятий. Их совокупность следует рассматривать как межотраслевой кластер. Иными словами, межотраслевые кластерные образования - совокупность предприятий различных отраслей, научных, образовательных, общественных и кредитно-финансовых организаций, деятельность которых приводит к усилению конкурентных преимуществ территории.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. N 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
Программой социально-экономического развития Воронежской области на 2010 - 2014 годы, утвержденной законом Воронежской области от 24.12.2010 г. N 134-ОЗ, формирование территориально-промышленных кластеров определено одним из приоритетных направлений реализации задач по модернизации промышленного комплекса Воронежской области.
В Концепции развития промышленности Воронежской области на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года, утвержденной приказом департамента промышленности, транспорта связи и инноваций Воронежской области от 10.08.2010 г. N 137, основной стратегией инновационного развития промышленности выбрана стратегия формирования территориально-производственных кластеров.
Федеральная поддержка формирования кластеров и создания инфраструктуры кластерного развития в России в настоящее время осуществляется на основании ежегодных приказов Министерства экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации на конкурсной основе предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Уровень софинансирования расходных обязательств за счет федеральных субсидий для Воронежской области установлен на уровне 80 процентов от бюджетных ассигнований на соответствующие мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включающих субсидию.
Правительством Воронежской области в 2010 году предпринят ряд мероприятий, направленных на формирование отраслевых кластеров в промышленности области. В результате предпринятых департаментом промышленности и транспорта Воронежской области (далее - ДПТВО) организационных мероприятий подписаны соглашения о формировании на территории области 4-х отраслевых кластеров в сфере нефтегазового и химического машиностроения, электромеханики, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности.
Кластер производителей нефтегазодобывающего и химического оборудования Воронежской области включает 17 предприятий (ООО ФПК "Космос-Нефть-Газ", ЗАО "Гидрогаз", ООО "Грибановский машиностроительный завод", ФГУП "Турбонасос", ЗАО "Лискимонтажконструкция" и др.), расположенных в г. Воронеже и муниципальных районах Воронежской области. Основная цель объединения усилий участников кластера заключается в организации разработки и расширении производства нового отечественного оборудования для организаций нефтегазодобывающей отрасли Российской Федерации и на экспорт, в т.ч. в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве Воронежской области с ОАО "Газпром", ОАО "НК "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть".
Кластер авиастроения Воронежской области состоит из 5 предприятий, расположенных в г. Воронеже и г. Борисоглебске (ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", ГОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", ЗАО "Русавиаинтер", ООО "АККО", ЗАО "Воронежский сервисный центр станкостроения"). Основная цель объединения усилий участников кластера заключается в формировании научно-технологического, производственного и кадрового потенциала для производства гражданских самолетов нового поколения. Для достижения поставленной цели ОАО "ВАСО" с участием Воронежского государственного технического университета осуществляет реализацию проекта по созданию высокотехнологичного производства "Постановка на серийное производство региональных гражданских самолетов нового поколения на примере организации высокотехнологичного производства авиационных агрегатов самолета АН-148 с применением концепции гибких производственных систем".
Радиоэлектронный кластер Воронежской области состоит из 18 предприятий (ОАО "Концерн "Созвездие", ОАО "Корпорация НПО "РИФ", ОАО "Воронежское центральное конструкторское бюро "Полюс", ОАО "Электросигнал", ЗАО "ВЗПП-Микрон", ОАО "ВЗПП-С" и т.д.). Основная стратегия развития кластера включает разработку и производство новой высокотехнологичной продукции в области радиоэлектроники в сочетании с глубокой технологической модернизацией производственных процессов. Развитие радиоэлектронного кластера имеет общегосударственное значение, определяющее магистральные направления развития телекоммуникационных систем в военном и гражданском секторах.
Кластер электромеханики Воронежской области состоит из 19 предприятий (ЗАО "НИИ МЕХАНОТРОНИКИ-АЛЬФА-НЦ", ООО "МЭЛ", ЗАО "Электроагрегат", ООО НПП "Измерон-В", ОАО "Корпорация НПО "РИФ", ОАО "Агроэлектромаш", НП "Ассоциация Воронежинтех" и т.д.). Специализацией кластера является производство общепромышленного и специального электротехнического оборудования (электродвигателей, насосов, запорной арматуры, сварочного и низковольтного оборудования, кабельно-проводниковой продукции, теплотехники, вентиляции и систем кондиционирования, светотехники, КИП и автоматики).
В ходе реализации программы предполагается формирование отраслевых кластеров в химической промышленности, транспортно-логистической отрасли и некоторых других.
Функционирование и развитие отраслевых кластеров во взаимосвязи позволит достичь значительного синергетического эффекта от согласованного осуществления совместных межотраслевых и отраслевых кластерных проектов.
Это, в свою очередь, приведет к ускоренному развитию и интеграции всей совокупности расположенных на территории Воронежской области научных, образовательных организаций, инжиниринговых и консалтинговых структур, субъектов инновационной инфраструктуры, а также субъектов промышленной деятельности, взаимодействующих в процессе хозяйственной деятельности и ориентированных на производство конкретных видов продукции на основе технологической кооперации, в Межотраслевой инновационно-промышленный кластер.
Роль органов исполнительной власти области - концентрация усилий всех заинтересованных сторон на формировании кластеров в рамках реализации общей промышленной политики.
На современном этапе структурной перестройки производства и технологической модернизации промышленного комплекса для дальнейшего развития кластерных образований необходима выработка механизмов реализации региональной политики, приоритетов и стратегий развития кластеров, разработка нормативно-правовой базы и методическое обеспечение реализации кластерной политики, создание инфраструктуры развития кластеров, в том числе путем сокращения дублирующих малозагруженных производств и построения системы эффективных информационных коммуникаций между организациями - участниками кластеров.
Данную работу возможно реализовать на основе программно-целевого подхода, в том числе путем реализации ведомственной целевой программы "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах" (далее - программа).
2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для эффективного формирования и развития кластерных образований в промышленности Воронежской области.
Задачи программы:
1. Реализация государственной (областной) политики, направленной на развитие кластерных образований в промышленности Воронежской области.
2. Развитие механизмов взаимодействия инновационной системы с кластерными образованиями с целью увеличения объемов производства высокотехнологичной продукции.
3. Содействие в формировании и развитии кластерной инфраструктуры в промышленности Воронежской области.
4. Формирование условий развития субконтрактации, аутсорсинга, в том числе стимулирование создания общекластерных предприятий - субконтракторов на технологических переделах.
Распространение опыта применения эффективных механизмов (моделей) создания кластеров в промышленном комплексе в масштабах всей экономики региона позволит в перспективе резко повысить ее конкурентоспособность, ресурсо- и энергоэффективность, сделать привлекательной для инвестиций и развития инноваций.
3. Ожидаемые результаты реализации программы, целевые индикаторы и методики их расчета
В результате выполнения программы планируется сформировать нормативно-правовую базу кластерной политики Воронежской области, создать инфраструктуру кластерного развития, выработать эффективные механизмы разработки и реализации проектов, обеспечивающих развитие кластеров в промышленности региона, повышающих конкурентоспособность и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.
Результаты реализации программных мероприятий за период 2011 - 2013 годов характеризуются показателями и индикаторами результативности, приведенными в табл. 1.
Приказом Департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 7 июня 2013 г. N 169 таблица 1 раздела 3 настоящего приложения изложена в новой редакции
Таблица 1
Показатели и индикаторы результативности ведомственной целевой программы
N |
Наименование показателя |
Всего |
В том числе по годам: |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||
1 |
Объем дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от организаций - участников кластеров |
87,45 |
23,35 |
34,3 |
29,8 |
2 |
Количество созданных рабочих мест при реализации совместных (кластерных) проектов организациями - участниками кластеров |
250 |
75 |
75 |
100 |
3 |
Объем продукции, произведенной в рамках кластеров с помощью механизмов аутсорсинга и субконтрактации, млн. рублей |
3 000 |
500 |
1000 |
1500 |
4 |
Уровень развития кооперационных связей организаций - участников кластеров, % |
47,8 |
33,3 |
50 |
60 |
5 |
Количество кластеров, для которых разработана стратегия развития, ед. |
6 |
1 |
2 |
3 |
6 |
Темпы роста объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров, % |
110 |
110 |
110 |
115 |
7 |
Темпы роста основного капитала предприятий - участников кластеров |
105,4 |
105,4 |
105,4 |
105,4 |
8 |
Количество разработанных региональных нормативно-правовых актов, организационных и методических документов регулирования развития кластерных образований - в среднем до 12 в год за срок реализации программы |
36 |
12 |
12 |
12 |
9 |
Количество участников ежегодного областного конкурса "Лучшее промышленное предприятие Воронежской области", планируемого к проведению в 2013 году |
20 |
|
|
20 |
Источником фактических значений показателей реализации программы (1 - 3, 5 и 8) являются ежеквартальные и годовые отчеты организаций - получателей субсидий и исполнителей программных мероприятий.
Расчет индикаторов результативности программы (4, 6 и 7) осуществляется по формулам:
Уровень развития кооперационных связей организаций - участников кластеров ():
где: - объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров с использованием схем аутсорсинга и субконтрактации, рублей;
- общий объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров, рублей.
Темпы роста объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров ():
где: - объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров в отчетном году, рублей;
- объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров в предыдущем году, рублей.
Темпы роста основного капитала предприятий - участников кластеров()
где: - основной капитал организаций - участников кластеров в отчетном году, рублей;
- основной капитал организаций - участников кластеров в предыдущем году, рублей.
За счет создания благоприятных условий для эффективного формирования и опережающего развития кластеров, темпы роста объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров должны быть выше, чем в обрабатывающей промышленности Воронежской области в целом (в 2010 году значение данного индикатора составило 105,4% к уровню прошлого года).
Значения плановых показателей и индикаторов результативности программы подлежат корректировке в случае возникновения следующих рисков:
- дефицита средств областного бюджета для финансирования программы;
- негативной финансово-экономической ситуации на внешних и внутренних рынках;
- иных непреодолимых обстоятельств, влияющих на выполнение программы.
Приказом Департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 7 июня 2013 г. N 169 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Перечень и описание программных мероприятий, источники их финансирования
Программа предполагает реализацию системы мероприятий в один этап по следующим направлениям:
- Совершенствование нормативно-правовой базы, методического и информационного обеспечения формирования и развития кластеров в промышленности Воронежской области;
- Создание и обеспечение деятельности регионального центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в области промышленного производства;
- Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов;
- Организация и проведение ежегодного областного конкурса "Лучшее промышленное предприятие Воронежской области".
- Создание и (или) развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы, методического и информационного обеспечения формирования кластерных образований:
Цель мероприятия: создание институциональных основ для оказания государственной (областной) поддержки процессу формирования и развития кластеров.
Задачи мероприятия:
1. Формирование нормативно-правовой базы, организационного и методологического подхода реализации кластерной политики, а именно:
- разработка Закона Воронежской области "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О промышленной деятельности в Воронежской области" в части включения терминологии субъектов кластерного развития и механизмов оказания им мер государственной (областной) поддержки;
- разработка "Концепции кластерной политики Воронежской области";
- разработка методики и проведение исследований экономики Воронежской области на предмет выявления отраслей для кластеризации.
2. Стимулирование организационных мер, направленных на снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности конечной продукции.
3. Информационное обеспечение создания и развития кластерных образований, в частности, издание каталога промышленных предприятий Воронежской области, формирование информационного сайта ДПТВО.
В рамках реализации мероприятия будет организована разработка законопроектов и других нормативно-правовых актов Воронежской области, подготовка и издание справочной и методической литературы, пропаганда итогов кластерного развития в СМИ, сформированы информационные базы данных и созданы интернет-ресурсы кластерного развития.
Мероприятие будет реализовано путем отбора исполнителей на конкурсной основе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. N 594 "О реализации Федерального Закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в ред. от 20.03.2003 г.), Федеральным Законом от 06.05.1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Федеральным Законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 г. N 207-ФЗ, от 27.07.2006 г. N 142-ФЗ, от 20.04.2007 г. N 53-ФЗ).
В соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 09.06.2012 г. департаментом промышленности и транспорта Воронежской области будет подготовлена информация, необходимая для государственного задания Автономного учреждения Воронежской области "Институт регионального законодательства" на выполнения работ по разработки нормативно правовых актов Воронежской области по вопросам реализации кластерной политики.
Финансирование мероприятия планируется осуществлять из средств областного бюджета.
Общая сумма затрат на реализацию мероприятия составит 3,076 млн. рублей. Всего освоено в 2011 году - 1,236 млн. рублей; в 2012 году - 0,840 млн. рублей. В 2013 году планируется освоить 1 млн. рублей.
4.2. Создание и обеспечение деятельности регионального центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в области промышленного производства
Цель мероприятия: создание эффективных инфраструктурных механизмов реализации областной кластерной политики в промышленном комплексе Воронежской области, направленных на стимулирование формирования кластеров.
Задачи мероприятия:
1. Разработка и реализация мероприятий по продвижению проектов кластерных образований на федеральном уровне и в крупных государственных и частных вертикально-интегрированных промышленных холдингах.
2. Формирование стратегий развития кластерных образований, программ и планов мероприятий по их реализации.
3. Разработка и реализация совместных (кластерных) проектов, включая вопросы финансирования.
4. Экспертиза совместных (кластерных) проектов.
5. Сопровождение реестра совместных (кластерных) проектов Воронежской области.
6. Координация мероприятий государственной (областной) поддержки реализации совместных (кластерных) проектов.
7. Организация конференций, семинаров, выставок и прочих специализированных мероприятий, предоставления консультационных услуг.
8. Развитие аутсорсинга и субконтрактации в рамках кластеров.
9. Развитие инновационного, научного и производственного потенциала кластерных образований.
Мероприятие будет реализовано путем создания государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области", учредителем которого выступит департамент промышленности и транспорта Воронежской области.
Задачи центра кластерного развития Воронежской области (далее - ЦКР):
- разработка и реализация образовательных проектов;
- расширение практики совместного участия (консорциум) организаций - участников кластеров в реализации крупных заказов (государственные закупки, транснациональные корпорации);
- содействие организации новых производств на принципах долевого участия;
- организация разработки единых стандартов в отношении продукции, поставщиков и т.п.;
- расширение маркетинговой деятельности организаций - участников кластеров в целях выхода на новые рынки, в том числе международные;
- разработка и решение вопросов по реализации совместных проектов в области сокращения издержек, повышения конкурентоспособности, логистики, информационно-коммуникационных технологий и т.д.;
- выработка единых требований к поставщикам, оценка поставщиков в рамках кластеров;
- организация бенчмаркинга, организация работ по обеспечению соответствия продукции предприятий - участников кластеров требованиям потребителей в целях выхода на новые рынки сбыта и др.
Соисполнителем данного мероприятия выступит Торгово-промышленная Палата Воронежской области путем учреждения совместно с государственным бюджетным учреждением Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области" инфраструктурных организаций различных организационно-правовых форм для решения вышеуказанных задач.
Финансирование мероприятия планируется осуществлять из областного и федерального бюджета.
Общая сумма затрат на реализацию мероприятия из средств областного бюджета составляет 13 млн. рублей. Всего освоено: в 2011 году - 9,5 млн. рублей; в 2012 году - 3,5 млн. рублей. Из средств федерального бюджета в 2013 году планируется привлечь 14 млн. рублей. В 2013 году финансирование государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области" будет осуществляться путем предоставления субсидий из бюджета Воронежской области государственному бюджетному учреждению Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области" на выполнение государственного задания, утвержденного в установленном порядке департаментом промышленности и транспорта Воронежской области.
Финансирование из областного бюджета данного мероприятия будет осуществляться в соответствии с постановлением правительства Воронежской области "О порядке определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета государственному бюджетному учреждению Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области". В пределах указанной суммы затрат финансируются закупки товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области".
Условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета для реализации программного мероприятия: создание и обеспечение деятельности регионального центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в области промышленного производства, закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах регулирующих порядок создания, деятельности и финансирования бюджетных учреждений на территории Российской Федерации.
4.3. Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов
Цель мероприятия: осуществление поддержки реализации совместных (кластерных) проектов, в том числе по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства, путем финансирования из областного и федерального бюджетов.
Под совместным (кластерным) проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, на постоянной или временной основе объединяющий ресурсы организаций - участников Межотраслевого промышленно-инновационного кластера и направленный на повышение их конкурентоспособности через увеличение производительности труда и объемов производства высокотехнологичной продукции, повышение конкурентоспособности продукции и инновационной активности.
Задачи мероприятия:
1. Отбор совместных (кластерных) проектов на получение финансирования из областного бюджета на реализацию данного мероприятия в рамках программы, а также финансирование, за счет федерального бюджета предоставляемое субъектам Российской Федерации на основании ежегодных конкурсов Министерства экономического развития России, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
2. Оказание государственной (областной) поддержки совместных (кластерных) проектов в рамках долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
3. Оказание государственной (областной) поддержки организациям - участникам кластеров путем бюджетного субсидирования части затрат на реализацию совместных (кластерных) проектов.
4. Осуществления финансирования мероприятий при создании и обеспечении деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства, в том числе в рамках реализации пилотных совместных (кластерных) проектов при участии Воронежской области:
Создание центра технологической компетенции в области литейного производства;
Создание на территории Воронежской области учебного центра профессиональной подготовки;
Финансирование мероприятия планируется осуществлять из средств областного и федерального бюджета.
На реализацию мероприятия из средств областного бюджета планируется освоить в 2013 году 18,702 млн. рублей.
Из средств федерального бюджета планируется освоить 227,86 млн. рублей, в том числе: в 2011 году - 8,330 млн. рублей, в 2012 году - 19,530 млн. рублей, в 2013 году - 200 млн. рублей.
4.3.1. Поддержку реализации совместных (кластерных) проектов в рамках программы планируется предоставлять по следующим направлениям:
1. Создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку малым и средним предприятиям (в том числе территориальных, промышленных, инновационных и логистических кластеров, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна, центров технологической компетенции, центров субконтрактации).
2. Подготовка промышленных площадок, в том числе проведение коммуникаций, реконструкция (ремонт) производственных (учебных) площадей.
3. Проведение технического перевооружения и модернизации основных производственных средств (технологический аудит, закупка и введение в эксплуатацию машин и оборудования и др.) в рамках осуществления инвестиционной деятельности организациями - участниками кластеров.
4. Разработка и приобретение новых технологий (разработка промышленного дизайна, сертификация и патентование разработок по проектам, включенным в реестр, в соответствии с требованиями российских и зарубежных потребителей, приобретение патентов и лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей).
5. Приобретение программных средств.
6. Разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента в области управления качеством, экологической безопасности и охраны труда.
7. Техническое обеспечение качества (закупка и ввод в эксплуатацию приборов контроля, в том числе в рамках создания центров коллективного пользования и др.).
8. Разработка и регистрация торговых марок в зарубежных странах.
Условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета для реализации программного мероприятия: "Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов" устанавливаются постановлением правительства Воронежской области.
4.3.2. В рамках настоящего мероприятия планируется к реализации проект создания на территории Воронежской области учебного центра профессиональной подготовки (далее - Проект).
Цель Проекта: создание благоприятных условия для образования эффективных устойчивых деловых связей субъектов малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение обрабатывающих предприятий Воронежской области необходимым количеством высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров, обеспечение самоокупаемости и максимальной загрузки приобретаемого комплекса оборудования.
Задачи Проекта:
1. Обеспечение налаженного обмена высококвалифицированными кадрами между инновационными центрами России (инновационный центр "Сколоково" и др.), а также реализация совместных кластерных проектов российских центров инноваций.
2. Подготовка квалифицированных кадров по металлообработке в рамках комплексной программы непрерывного обучения.
3. Переподготовка кадров для автоматизированного производства с их адаптацией к реальным производственным условиям.
4. Предоставление инженерных услуг предприятиям малого бизнеса по комплексной конструкторско-технологической подготовке автоматизированного производства.
Финансирование Проекта планируется осуществлять из средств областного и федерального бюджетов в соотношении 50 000 тыс. рублей и 200 000 тыс. рублей, при условии победы в конкурсе Минэкономразвития по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами российской федерации.
В соответствии с Проектом финансирование из областного бюджета в размере 50 000 тыс. рублей планируется направить на реконструкцию (ремонт) помещений общей площадью 1173,4 кв. м., находящихся в собственности Воронежской области с целью установки комплекса современного металлорежущего оборудования. Финансирование из федерального бюджета в размере 200 000 тыс. рублей планируется направить на закупку комплекса современного металлорежущего оборудования. Учебный центр профессиональной подготовки будет создан при участии Воронежской области.
4.4. Создание и (или) развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Цель мероприятия: осуществление поддержки реализации проектов по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства путем финансирования из областного и федерального бюджетов.
Задачи мероприятия:
1. Отбор проектов по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства на получение финансирования из областного бюджета на реализацию данного мероприятия в рамках программы, а также финансирование, за счет федерального бюджета предоставляемого субъектам Российской Федерации на основании ежегодных конкурсов Министерства экономического развития России, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
2. Оказание государственной поддержки организациям - участникам проектов по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства в рамках долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
3. Предоставление субсидий на проведение мероприятий при создании и обеспечении деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства.
Финансирование из областного бюджета данного мероприятия будет осуществляться в соответствии с настоящей Программой с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Финансирование мероприятия планируется осуществлять из средств областного и федерального бюджетов. В 2012 году на реализацию мероприятия из средств областного бюджета направлено 11,2 млн. рублей.
Кроме того, в рамках реализации мероприятия в 2013 году планируется освоить средства федерального бюджета в объеме 44,8 млн. рублей.
Субсидии на реализацию проекта по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства предоставляются на следующие цели:
1. Проведение технического перевооружения и модернизации основных производственных средств, в том числе технологический аудит, закупка и введение в эксплуатацию машин и оборудования.
2. Разработка и приобретение новых технологий: разработка промышленного дизайна, сертификация и патентование разработок по проектам, приобретение патентов и лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей.
3. Опытно-конструкторские разработки, технологическая и экспериментальная отработка, подготовка к производству инновационной продукции, включая патентование и сертификацию продукции, приобретение и внедрение программных средств.
4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников кластеров.
5. Разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента в области управления качеством, экологической безопасности и охраны труда.
6. Техническое обеспечение качества: закупка и ввод в эксплуатацию приборов контроля, в том числе в рамках создания центров коллективного пользования.
Условия и порядок предоставления финансирования из областного бюджета для реализации программного мероприятия: "Создание и (или) развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" устанавливаются постановлением правительства Воронежской области.
4.4.1. В рамках настоящего мероприятия планируется к реализации проект "Создание питомнического комплекса Воронежской области" (далее - Проект).
Цель Проекта: объединение малых и средних предприятий Воронежской области для организации производства и выведение на рынок РФ селекционно-улучшенного и сортового посевного и посадочного материала для декоративных и лесных хозяйств на базе внедрения научно-инновационных разработок.
Задачи Проекта:
1. Организация научно-образовательного комплекса для внедрения научно-инновационных разработок.
2. Объединение малых и средних предприятий Воронежской области для организации производства.
3. Решение проблемы в секторе декоративного посадочного материала адаптированного к нашим условиям, декоративного посадочного материала с низкой стоимостью.
4. Переход к передовым технологиям выращивания промышленного леса.
Финансирование Проекта планируется осуществлять из средств областного и федерального бюджетов в соотношении 11,2 тыс. рублей и 44,8 тыс. рублей, при условии победы в конкурсе Минэкономразвития по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами российской федерации.
В соответствии с Проектом финансирование из областного бюджета в размере 11,2 тыс. рублей планируется направить на закупку лаборатории биотехнологий включающую в себя: оборудование общего назначения, оборудование обеспечивающее условия асептики, приборы и материалы необходимые для приготовления сред, оборудование используемое для культивирования клеток, оборудование для акклиматизации пробирочных растений. Финансирование из федерального бюджета в размере 44,8 тыс. рублей планируется направить на закупку лаборатории испытания семян, лабораторию биотехнологий (ген. Модификации), тепличное оборудование.
Питомнический комплекс Воронежской области будет создан при участии Воронежской области.
4.4.1. Организация и проведение ежегодного областного конкурса "Лучшее промышленное предприятие Воронежской области"
Цель мероприятия: содействие устойчивому развитию промышленного комплекса Воронежской области в рамках реализации основных положений концепции кластерной политики Воронежской области в промышленном секторе экономики.
Задачи мероприятия:
1. Выявление лучших конкурентоспособных, инновационно активных, энергоэффективных промышленных предприятий Воронежской области по итогам года.
2. Определение структурообразующих (системообразующих) промышленных предприятий - ключевых участников для формирования сети кластерных структур в промышленности региона.
3. Общественное признание достижений победителей конкурса.
4. Распространение опыта эффективной деятельности в сфере промышленности.
5. Формирование благоприятного имиджа промышленности области.
6. Привлечение внимания инвесторов к совместным (кластерным) проектам и промышленным предприятиям области.
В рамках реализации мероприятия будет организован ежегодный областной конкурс "Лучшее промышленное предприятие Воронежской области", который позволит выявить лучшие промышленные предприятия Воронежской области по итогам года. Результаты конкурса позволят привлечь внимание инвесторов к совместным (кластерным) проектам и промышленным предприятиям области.
Финансирование мероприятия планируется осуществлять из средств областного бюджета. В 2013 году на реализацию мероприятия из средств областного бюджета будет направлено 0,298 млн. рублей. Указанная сумма затрат будет направлена на поощрение победителей ежегодного областного конкурса "Лучшее промышленное предприятие Воронежской области".
4.5. Источники финансирования программы
Всего на реализацию мероприятий программы планируется направить:
- средства областного бюджета в сумме 46,276 млн. рублей, в т.ч.: в 2011 году - 10,736 млн. рублей; в 2012 году - 15,540 млн. рублей; планируемые к освоению средства в 2013 году - 20,0 млн. рублей;
- средства федерального бюджета; всего - 286,66 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 8,330 млн. рублей; 2012 год - 19,530 млн. рублей; планируемые к освоению средства в 2013 году - 258,8 млн. рублей (таблица 2).
Таблица 2
Наименование источника финансирования |
Объемы финансирования, млн. рублей: |
|||
всего |
в том числе по годам: |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
||
Средства областного бюджета |
46,276 |
10,736 |
15,540 |
20 |
Средства федерального бюджета |
286,660 |
8,330 |
19,530 |
258,8 |
Итого |
332,936 |
19,066 |
35,070 |
278,8 |
5. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности расходования бюджетных средств проводится путем оценки достижения плановых показателей реализации программы и индикаторов результативности программы, приведенных в таблице 1.
Для оценки эффективности программы проводится мониторинг реализации мероприятий программы, в том числе совместных (кластерных) проектов, которым предоставляется поддержка в виде субсидий из областного бюджета.
Источником информации для определения эффективности государственной (областной) поддержки реализации совместных (кластерных) проектов в промышленности Воронежской области являются ежеквартальные и ежегодные отчеты получателей государственной поддержки о реализации совместного (кластерного) проекта.
ДПТ ВО представляет ежеквартальные и годовые отчеты о реализации программы в департамент экономического развития области и департамент финансово-бюджетной политики области в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Оценка эффективности реализации мероприятий программы осуществляется ДПТ ВО ежегодно на основе целевых индикаторов и показателей, что обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период с целью уточнения степени эффективности реализации мероприятий программы.
Оценка эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю осуществляется путем сравнения достигнутого значения индикатора с его целевым значением и определяется по следующей формуле:
,
где - эффективность реализации программы по данному индикатору;
- фактическое достигнутое значение индикатора;
- плановое значение индикатора.
Результативность мероприятий программы определяется исходя из оценки эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю с учетом соответствия полученных результатов поставленной цели, косвенных позитивных воздействий на социально-экономическую ситуацию в Воронежской области.
Кроме того, для оценки эффективности предоставления субсидий из областного бюджета при реализации совместных (кластерных) проектов вводятся дополнительные показатели:
1. Коэффициент эффективности, характеризующий сумму налоговых платежей в консолидированный бюджет области, привлеченных на 1 рубль субсидий на компенсацию части затрат при реализации совместных (кластерных) проектов организациями - участниками кластеров:
,
где - сумма налоговых платежей в консолидированный бюджет области, поступивших от реализации совместного (кластерного) проекта, рублей;
- сумма государственной (областной) поддержки (субсидий), рублей.
2. Коэффициент эффективности, характеризующий объем инвестиций, привлеченных на 1 рубль субсидий на компенсацию части затрат при реализации совместных (кластерных) проектов организациями - участниками кластеров:
,
где: - объем инвестиций, привлеченных на реализацию совместного (кластерного) проекта, рублей;
- сумма государственной (областной) поддержки (субсидий), рублей.
Приказом Департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 7 июня 2013 г. N 169 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
В рамках настоящей Программы в 2011 - 2013 годах на реализацию мероприятий планируется направить средства областного бюджета в объеме 46,276 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 10,736 млн. рублей; 2012 год - 15,540 млн. рублей; 2013 год - 20,0 млн. рублей - и средства федерального бюджета в объеме 286,66 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 8,330 млн. рублей; 2012 год - 19,530 млн. рублей; 2013 год - 258,8 млн. рублей.
Средства областного бюджета на реализацию программы в 2011 году предусмотрены следующими кодами бюджетной классификации: раздел 04 "Национальная экономика", подраздел 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевая статья 522 80 00 "Региональные целевые программы", вид расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями", 006 "Субсидии юридическим лицам" и 012 "Выполнение функций государственными органами".В 2012 году предусмотрены следующими кодами бюджетной классификации: раздел 04 "Национальная экономика", подраздел 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевая статья 522 80 00 "Региональные целевые программы", вид расходов200 "Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд", 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд", 600 "Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениями иным некоммерческим организациям", 611 "Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)", 800 "иные бюджетные ассигнования" и 810 " Субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг"
Потребность организаций - участников кластеров в государственной (областной) поддержке в виде субсидий определяется путем ежегодного мониторинга реализуемых (планируемых к реализации) проектов совместного (кластерного) развития на основании представленных данными организациями бизнес-планов (планов мероприятий).
7. Система управления реализацией программы
Ответственность за реализацию программы и предоставление ежеквартальной и ежегодной отчетности возлагается на субъект бюджетного планирования - ДПТ ВО.
Мониторинг и контроль достижения значений показателей и целевых индикаторов программы осуществляется ДПТ ВО.
Контроль целевого и эффективного использования средств областного бюджета осуществляется ДПТ ВО.
Контроль эффективности программных мероприятий осуществляется ДПТВО совместно с департаментом экономического развития Воронежской области (далее - ДЭР).
Корректировка мероприятий программы, в том числе целевых индикаторов и показателей, возлагается на ДПТ ВО по согласованию с ДЭР и департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области в соответствии с "Положением о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", утвержденным постановлением администрации области от 10.02.2006 N 81.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области от 3 июня 2011 г. N 107 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.