Решение Воронежского областного суда от 13 августа 2012 г. N 3-44/12
(извлечение)
Е.А.В. обратился в Воронежский областной суд с заявлением, в котором просил признать недействующим п. 2 постановления Администрации Воронежской области от 05.12.2007 г. N 1100 "О мерах по реализации областной целевой программы "Газификация Воронежской области на 2010 - 2015 годы" (далее по тексту постановление N 1100) и п. 9, п. 10 Положения "О порядке строительства газораспределительных сетей в Воронежской области", утв. вышеназванным постановлением N 1100 (далее по тексту Положение).
В обоснование своих требований заявитель указал, что оспариваемые постановление и Положение противоречат п. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 3, 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. ст. 4, 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", т.к. федеральное законодательство не предоставляет субъекту РФ полномочий по изданию нормативных актов, позволяющих возлагать обязанность на население по оплате за подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также дозволяющих самостоятельно устанавливать размер этой платы. Вопросы определения порядка подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, установления платы за такое подключение, регулирования тарифов на подключение, согласно ч. 10 ст. 48 ГК РФ должны разрешаться Правительством РФ. Во исполнение названной нормы постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83 утверждены Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 г. N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры. Поэтому Правительство Воронежской области установило в оспариваемом акте обязанность населения оплатить 25 000 руб. 00 коп. за право подключения к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, незаконно, ввиду отсутствия соответствующих полномочий.
Кроме того, статьей 57 БК РФ взимание платы за право подключения частных домовладений к газораспределительным сетям, не составляющим государственную казну субъекта федерации, в качестве неналогового дохода бюджета субъекта федерации не предусмотрено.
Решением Таловского районного суда Воронежской области от 31.10.2011 г., оставленным без изменения определением Воронежского областного суда от 17.01.2012 г., на ОАО "В" с учетом публичного характера договора возложена обязанность произвести подключение внутридомового газопровода Е.А.В. к соответствующим газораспределительным сетям без предварительной оплаты права подключения к газораспределительным сетям. Впоследствии удовлетворен иск Правительства Воронежской области в лице Департамента архитектуры и строительной политики к Е.А.В. о взыскании на основании постановления N 1100 25 000 руб. 00 коп.
Поскольку юрисдикция названного постановления N 1100 распространяется на Е.А.В. как на потребителя газа, подключенного к газораспределительным сетям, считал, что его права нарушаются оспариваемым нормативно-правовым актом.
В судебное заседание заявитель Е.А.В. не явился. О времени и месте слушания дела извещен. Просил рассмотреть заявление в его отсутствие. В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 2 ст. 252 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Представители Е.А.В. по доверенности П.Т.А., Л.В.В. настаивали на удовлетворении заявления.
Представители Правительства Воронежской области по доверенности С.Р.В., Я.А.П. полагали требования необоснованными. Указали, что положения Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 г., постановлений Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83, от 09.06.2007 г. N 360 на данные правоотношения не распространяются, поскольку регулируют вопросы газоснабжения, но не газификации. Денежные суммы, указанные в оспариваемом постановлении N 1100, подлежат уплате лишь при условии участия в газификации в рамках соответствующей программы, причем участие является добровольным. Названные денежные суммы не являются ни оплатой за подключение к газораспределительным сетям, ни компенсацией расходов за возведенный уличный газопровод, в том числе подведенный к дому потребителя. Поскольку субъект РФ не обязан, а лишь вправе принять участие в газификации населения, соответственно у него нет и обязанности исключительно из собственных средств финансировать строительство газораспределительных сетей. Принимая программу газификации, т.е. принимая меры по вопросу, разрешение которого является правом, но не обязанностью, субъект РФ вправе определить условия, на которых она будет реализовываться, в том числе с учетом финансовых возможностей субъекта и иных факторов. В связи с этим при принятии областной целевой программы по газификации в качестве условия участия в ней предусмотрено взимание платы и с населения, принявшего в добровольном порядке решение участвовать в газификации посредством реализации именно данной программы. Право Е.А.В. в данном случае не нарушается, т.к. он вправе реализовать право на газификацию альтернативными способами, минуя участие в областной программе и, как следствие, не уплачивая деньги, предусмотренные оспариваемым постановлением. Представлены письменные возражения (л.д. 39 - 42).
Прокурор С.О.А. полагала, что требование Е.А.В. не подлежит удовлетворению, т.к. оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству.
Проанализировав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Е.А.В. по нижеизложенным основаниям.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Администрацией Воронежской области 05.12.2007 г. принято постановление N 1100 "О мерах по реализации областной целевой программы "Газификация Воронежской области на 2010 - 2015 годы" (в настоящее время ред. 13.02.2012 г.). Указанным постановлением утверждено Положение "О порядке строительства газораспределительных сетей в Воронежской области".
Текст документа был опубликован в изданиях "Молодой коммунар" N 141, 15.12.2007; "Собрание законодательства Воронежской области" 28.01.2008, N 12, ст. 448, т.е. в соответствии со ст. 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации". В указанные документы вносились изменения постановлением Администрации Воронежской обл. от 11.11.2008 N 957, постановлениями Правительства Воронежской обл. от 03.11.2009 N 926, от 13.02.2012 N 97, опубликованными в изданиях "Молодой коммунар" и "Собрание законодательства Воронежской области".
Указанный нормативный правовой акт издан в рамках предмета ведения Воронежской области, постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Воронежской области - Правительством Воронежской области, в форме постановления и подписан высшим должностным лицом Воронежской области, возглавлявшим Правительство Воронежской области - губернатором Воронежской области, т.е. издан в соответствии с требованиями п.п. 5 п. 1 ст. 15, п.п. 6 п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 41 Устава Воронежской области от 07.06.2006. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление издано управомоченным органом государственной власти и в установленном порядке.
Оспариваемые постановление и Положение изданы в целях обеспечения эффективного наращивания темпов работ по газификации области, снижения затрат населения, участвующего в газификации своих домовладений, определения единого порядка подключения потребителей газа к газораспределительным сетям.
Согласно п. 2 постановления в редакции постановления Администрации Воронежской области от 11.11.2008 N 957 "подключение потребителей газа к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, осуществляется на платной основе в размере и порядке, определяемых Положением".
В п. 9 Положения в ред. постановления Правительства Воронежской области от 03.11.2009 N 926 закреплено, что потребители газа оплачивают право подключения к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, в соответствии с договором о предоставлении права подключения к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, заключаемым между Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области и потребителем, для чего потребители газа обращаются к Главе администрации поселения (городского округа) Воронежской области, действующего по доверенности, выданной Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области.
В п. 10 Положения указано, что с населения при газификации частных домовладений плата за право подключения потребителей газа к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, взимается в сумме 25,0 тыс. рублей.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативного правового акта необходимо установить противоречит ли данный акт или его часть федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В случае, если данное обстоятельство будет установлено, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Проверяя соответствие оспариваемого постановления федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Правительство РФ постановлением N 858 от 03.12.2002 г. (с последующими изменениями) утвердило федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2013 года"; рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2013 года; предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.
Основными целями Программы в области развития газификации в сельской местности являются повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности: осуществление строительства и реконструкции распределительных газовых сетей в населенных пунктах, расположенных в сельской местности; повышение уровня газификации жилого фонда в сельской местности; внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива; повышение эффективности использования сетевого газа.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Соотношение объемов софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно. При этом органы исполнительной власти должны принимать меры по обеспечению полного и своевременного софинансирования мероприятий Программы, в том числе за счет внебюджетных источников.
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Постановлением Правительства Воронежской обл. от 02.10.2009 N 840 в соответствии с Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О Правительстве Воронежской области", постановлением Правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" утверждена областная целевая программа "Газификация Воронежской области на 2010 - 2015 годы" (далее по тексту областная Программа, Программа).
Основной целью названной Программы является повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение ускоренного социально-экономического развития Воронежской области за счет газификации.
В рамках Программы предусмотрена реализация следующих мероприятий: строительство газораспределительных сетей; строительство и реконструкция котельных, находящихся в областной и муниципальной собственности, с переводом на газообразное топливо.
В гл. 4 областной программы закреплено, что источниками средств ее реализации являются: областной бюджет - 62,3% от общего объема финансирования Программы; средства потребителей газа - 5,5%; местные бюджеты - 4,0%; инвестиции ОАО "Г" - 18,5%; инвестиционная составляющая в тарифах на транспортировку природного газа - 1,1%; средства физических лиц - 2,0% - средства потенциальных потребителей природного газа (населения), осуществляющих строительство газораспределительных сетей низкого давления по договорам с подрядными организациями. Объем финансирования за счет бюджетов всех уровней подлежит корректировке в соответствии с законами о федеральном, областном бюджетах и нормативными документами о бюджете муниципального района на соответствующий период.
В основу механизма реализации Программы положен принцип экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса газификации Воронежской области.
Ни федеральная, ни областная Программы газификации, а также оспариваемое постановление не содержат каких-либо властных предписаний субъектам РФ, муниципальным образованиям, гражданам участвовать в Программе газификации своими средствами. Следовательно, участие в Программе является не обязательным, а добровольным и допустимо лишь в том случае, если принимаются те условия, на которых участие в ней предусмотрено.
В ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, подлежащие осуществлению самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. К числу таких полномочий решение вопросов газоснабжения и газификации не отнесено (п. 2). Положения ст. ст. 4, 5 Закона N 69-ФЗ не возлагают на субъект РФ обязанности по газификации. Не принято на себя таких обязательств Воронежской областью и в рамках Устава (ст. ст. 18, 21). В соответствии с п. 3.1 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ органы государственной власти вправе за счет средств бюджета Воронежской области осуществлять расходы по решению вопросов, не указанных в п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ, в том числе в рамках реализации принимаемых региональных программ субъектов РФ. Финансирование таких полномочий не является обязанностью субъекта РФ и осуществляется лишь при наличии возможности.
Право субъекта РФ принимать программы по газификации закреплено помимо п. 3.1 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ также в ст. 17 Закона N 69-ФЗ, указывающей, что развитие газификации территорий РФ осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, принятых в установленном порядке федеральной и региональной программ газификации. В п. 7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83 также предусмотрена возможность принятия субъектом РФ программы газификации. В Уставе Воронежской области закреплено, что к ведению Воронежской области относится определение региональной социально-экономической политики Воронежской области и принятие областных целевых программ в сфере экономического развития Воронежской области (п.п. 6 п. 2 ст. 18).
Ввиду того, что субъект не обязан финансировать в полном объеме строительство газораспределительных сетей, поэтому в рамках программы он вправе предусмотреть те условия, на которых потенциально возможна реализация этой программы, в том числе с учетом своих финансовых возможностей и иных факторов. Законодательство не содержит ограничений относительно размера оплаты, определяемого в Программе.
При таких обстоятельствах включение в качестве условий участия в областной программе газификации внесение оплаты, определение размера данной оплаты допустимо и не может быть расценено как нарушение конституционных прав граждан, которые в свою очередь вправе, но не обязаны дать свое согласие на участие в программе на указанных в ней условиях. Такой вывод согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 27.05.2010 г. N 738-О-О.
Газификация предполагает слаженные и скоординированные действия ее участников. В гл. 5 областной программы закреплено, что ежегодно губернатором Воронежской области и председателем правления ОАО "Г" утверждается план-график синхронизации выполнения программ газификации, в соответствии с которым принимаются обязательства по синхронизированному вводу в эксплуатацию объектов газоснабжения, финансируемых из различных источников.
Для составления такого плана-графика необходимо определить населенные пункты (число конкретных потребителей), где будут строиться газораспределительные сети.
Согласно п. 6 Положения в годовые и перспективные перечни объектов строительства газораспределительных сетей, финансируемых из областного бюджета полностью или частично, включаются межпоселковые и внутрипоселковые газопроводы всех видов и давлений, включая уличные разводящие газопроводы.
В п. 7 указанного Положения закреплено, что формирование перечня объектов строительства газораспределительных сетей, финансируемых из областного бюджета, осуществляется по заявкам Администраций муниципальных районов и городских округов Воронежской области при наличии проектно-сметной документации, положительных заключений государственной экспертизы.
Таким образом, газификация определенного населенного пункта в рамках областной Программы допустима лишь в случае, если муниципальный район подал соответствующую заявку.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района, в числе прочих, отнесено: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений; организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования; утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения; иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Разрешение вопроса о том, будет ли муниципальное образование выполнять мероприятия в области газификации самостоятельно или через добровольное участие в региональной программе, зависит от его усмотрения.
Действующим законодательством предусмотрено участие населения в решении вопросов местного значения, это относится и к решению вопроса о газоснабжении, в том числе путем самообложения граждан в соответствии со ст. ст. 22, 25, 56 вышеуказанного Закона N 131-ФЗ.
Как следует из материалов дела, органы местного самоуправления муниципального района из нескольких возможных способов решения вопроса о газоснабжении населенного пункта избрали именно участие в областной Программе, в связи с чем сделана соответствующая заявка. С учетом данной заявки в перечень объектов строительства газораспределительных сетей в рамках названной областной программы включено с. Новая Чигла Новочигольского сельского поселения Таловского муниципального района Воронежской области (приложение N 1 программы), т.е. населенный пункт, где проживает заявитель Е.А.В. (л.д. 129).
Представители Е.А.В. заявили, что до сведения жителей с. Новая Чигла, в том числе до Е.А.В. до начала газификации и в период реализации Программы четко не доводилась информация о необходимости внесения 25 000 руб. в соответствии с постановлением N 1100 от 05.12.2007 г., в случае, если они дадут согласие на участие в Программе. По мнению суда в рамках данного дела этот довод не имеет правового значения, поскольку предметом разбирательства является законность включения в оспариваемое постановление определенных обстоятельств участия в газификации (условий), т.е. вопрос о том, законно ли постановление, если оно будет исполнено "в идеале", но не вопрос о соблюдении в конкретном случае условий участия в Программе.
Факт подачи заявки муниципальным районом на участие в областной программе газификации, а также факт газификации с. Новая Чигла именно в рамках названной Программы заявителем не оспаривался. Правомерность подачи заявки на участие в программе газификации, в том числе соблюдение требований относительно учета мнения населения не подлежит детальному анализу в рамках данного дела, поскольку согласно постановлению N 1100 от 05.12.2007 г. для реализации программы газификации предусмотрено наличие заявки, поданной в установленном порядке. Лица, полагающие, что решение о подаче заявки на участие в Программе газификации принято с нарушением действующего законодательства, вправе обратиться с соответствующими жалобами, заявлениями в уполномоченные органы.
Поскольку участие муниципальных образований и населения в реализации региональной программы предусмотрено как добровольное, выразив волю на участие в ней, они подтвердили, что принимают условия Программы газификации. В противном случае, в частности, граждане не лишены возможности построить газопровод "собственными силами" (самостоятельно выбрать подрядчика) либо обратиться в ОАО "Г" с целью участия в программе газификации, осуществляемой данной организацией, либо использовать альтернативные источники энергии.
Федеральное законодательство (ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации") различает понятия "газоснабжения" - как формы энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом и "газификации" - как деятельности по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов на использование газа в качестве энергетического ресурса.
Согласно ч. 10 ст. 48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83). Названные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Закон N 210-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры (статья 4).
Во исполнение требований законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 г. N 360). Названные Правила определяют порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
Закон N 210-ФЗ, устанавливая основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, предусматривает взимание платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод входят в систему коммунальной инфраструктуры, под которой законодатель понимает совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 2).
Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 210-ФЗ устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Порядок определения размера платы за подключение объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, установлен в п.п. 1 и 2 п. 14 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 г. N 360.
Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, то согласно п.п. 3 п. 14 данных Правил плата за подключение не взимается.
Аналогичное положение содержится в Правилах, утв. постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 г. N 83) (абз. 5 п. 11).
Указано, что в случае, если плата за подключение подлежит взысканию, ее размер определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. Тариф устанавливается органом местного самоуправления (п. 17 Правил, утв. постановлением Правительства от 13.02.2006 г. N 83).
Анализ вышеперечисленных норм права позволяет сделать вывод, что понятие платы за подключение к газораспределительным сетям в смысле положений Закона N 210-ФЗ, постановлений Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83, от 09.06.2007 г. N 360, утвердивших соответствующие Правила не идентично понятию платы, предусмотренной оспариваемым постановлением N 1100.
Такой вывод следует из анализа буквальной формулировки понятий. Так, в постановлении N 1100 предусмотрено внесение платы не за непосредственно подключение, а за право подключения к газораспределительным сетям.
Кроме того, названные понятия различны по своей природе.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов, о чем прямо указано в п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства от 13.02.2006 г. N 83 и включает, согласно п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 г. N 360, выполнение организацией коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию сетей, действий по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключение объекта к сетям в рамках договора о подключении.
Таким образом, подключение в данном случае предполагает осуществление присоединения к сетям при наличии технической готовности объекта к подаче ресурса, как следствие обеспечение абоненту возможности реального получения газа через сеть и непосредственного использования газа при отоплении объекта, при эксплуатации плиты для приготовления пищи и др.
Правительство Воронежской области стороной правоотношений в данном случае не является.
Е.А.В. подтверждено, что подключение его дома к газораспределительным сетям осуществлено, он имеет реальную возможность использовать газ. То обстоятельство, что им не уплачено 25 000 руб. 00 коп. - сумма, предусмотренная постановлением N 1100, препятствием не явилось. Следовательно, положения Закона N 210-ФЗ, постановлений Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83, от 09.06.2007 г. N 360, утвердивших соответствующие Правила в данном случае выполнены. Нарушений прав Е.А.В. в данной части не усматривается.
Вместе с тем, плата за право подключения к газораспределительным сетям, предусмотренная п. 9 и п. 10 Положения, утвержденного постановлением N 1100, является условием участия в областной целевой программе газификации, т.е. имеет иную природу в отличие от платы за подключение, несмотря на созвучность формулировок.
С учетом изложенного к данным правоотношениям не применяются положения Закона N 210-ФЗ, постановлений Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83, от 09.06.2007 г. N 360. Следовательно, довод заявителя, что оспариваемое постановление противоречит указанным актам, как имеющим большую юридическую силу, несостоятелен.
Принимая во внимание вышеизложенное, позицию заявителя о неправомерности установления размера платы, равного 25 000 руб., суд не разделяет, т.к. данная сумма не является тарифом, устанавливаемым органом местного самоуправления по определенной схеме и не подлежит расчету по формуле, указанной в п. 14 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 09.06.207 г. N 360, применяемой к определению платы за подключение.
Соответственно, несостоятельна ссылка на то, что внося 25 000 руб., гражданин дважды оплачивает одну и ту же услугу - подключение к газораспределительным сетям.
Указанная в оспариваемом постановлении плата, по смыслу, заложенному в тексте данного нормативно-правового акта, не является компенсацией расходов Воронежской области, как собственнику газопровода высокого и низкого давления, на возведение газораспределительных сетей. Такой вывод следует из содержания п. 3 постановления N 1100, где указано, что средства, поступающие в виде платы за предоставление права подключения потребителей газа к газораспределительным сетям, направляются на финансирование областной целевой программы газификации Воронежской области. Указанные суммы будут использованы в будущем при реализации программы и не тратятся на уже возведенный газопровод, в том числе низкого давления (уличный, ведущий к домовладению конкретного жителя газифицируемого населенного пункта).
Суд считает несостоятельным довод заявителя о незаконности взимания 25 000 руб., ввиду того, что несмотря на уплату данной суммы физическим лицом, собственником газопровода высокого и низкого давления значится лишь Воронежская область и не отражена доля Е.А.В. в праве собственности. Вопрос о праве собственности на названный объект не является предметом рассмотрения данного спора, соответственно, указанный довод не имеет правового значения при рассмотрении заявления Е. об оспаривании нормативного правового акта.
Представитель заявителя утверждал, что отсутствие заключенного с Е.А.В. договора о предоставлении права подключения к газораспределительным сетям не дает оснований для взимания 25 000 руб. Однако, данный довод не влечет признание оспариваемого акта незаконным, поскольку в рамках рассматриваемого дела не имеет правового значения то обстоятельство, был ли заключен соответствующий договор с Е.А.В., если да, то в какое время - до момента начала реализации программы в населенном пункте или по ее окончании, т.к. предметом рассмотрения не является вопрос о том, как в конкретном случае исполнялись положения оспариваемого постановления, в точном ли соответствии с предусмотренными в постановлении положениями; имеет значение, что условие о выражении воли посредством заключения договора предусмотрено в оспариваемом постановлении. Противоречия в данном случае со ст. 421 ГК РФ о свободе договора нет, т.к. постановление N 1100 не порождает порок воли, наоборот, предполагается учет волеизъявления.
Согласно п. 2 Положения, утв. постановлением N 1100, порядок организации работ по газификации населенных пунктов Воронежской области, финансирования строительства газораспределительных сетей, распоряжения вводимыми в эксплуатацию объектами газораспределительных сетей определяется ГК РФ.
В соответствии со ст. ст. 2, 124, 125 ГК РФ субъекты РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
Противоречия оспариваемого постановления статье 57 БК РФ суд не усматривает, поскольку рассматриваемая плата, направляемая на строительство газораспределительных сетей, построенных за счет средств областного бюджета, не относится к налоговым доходам, поступает в доход бюджета Воронежской области как неналоговые доходы по КБК 000 1 17 05020 02 0000 180 (прочие неналоговые доходы).
Приказом Министерства финансов РФ от 21.12.2011 г. N 180н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрены неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
Законом Воронежской области от 23.12.2011 г. N 204-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" прочие неналоговые доходы закреплены за субъектом в размере 100%.
Таким образом, в данной части оспариваемый правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспаривая законность постановления N 1100, представитель Е.А.В. указал на несоответствие его Федеральному закону от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и Федеральному закону от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости...", т.к. для лица, внесшего 25 000 руб., не предусмотрено возникновение права собственности на долю в возведенном объекте.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 39-ФЗ от 25.02.1999 г. субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица (п. 1). Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Кроме того, согласно абзацам 2 и 3 статьи 1 Закона N 39-ФЗ от 25.02.1999 г. инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Следовательно, положения данного Федерального закона подлежат применению к правоотношениям, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности и других видов деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Поскольку лица, изъявившие намерение участвовать в областной Программе газификации, не преследуют цели получения прибыли, следовательно, к данным правоотношениям указанный Закон не применяется. Поэтому отсутствуют основания для вывода о несоответствии ему оспариваемого постановления N 1100.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (ст. 1).
В ст. 2 вышеуказанного Закона закреплены основные понятия, используемые в Законе. Застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства") случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство. Объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, подлежащие передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящие в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
Таким образом, предметом данного Закона и оспариваемого постановления N 1100 являются различные правоотношения, в связи с чем отсутствуют основания для проведения анализа на соответствие постановления N 1100 названному Закону. Вместе с тем суд принимает во внимание, что в рамках данного дела вопрос о праве собственности Е.А.В. на газораспределительные сети не может быть рассмотрен.
Учитывая изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы постановления N 1100 приняты в пределах компетенции субъекта Российской Федерации. Не установлено, что постановление N 1100 противоречит федеральному законодательству, законам Воронежской области, а также иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления Е.А.В. о признании недействующим нормативного правового акта в части отказать.
На решение может быть подана жалоба, принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Воронежского областного суда от 13 августа 2012 г. N 3-44/12
Текст решения официально опубликован не был