Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу департамента
природных ресурсов и экологии
Воронежской области
от 25 сентября 2013 года N 269
"Об утверждении аналитической
ведомственной целевой программы
"Рациональное природопользование
и охрана окружающей среды
Воронежской области в 2013 году"
Аналитическая ведомственная целевая программа
"Рациональное природопользование и охрана окружающей среды Воронежской области в 2013 году"
Паспорт
аналитической ведомственной целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования исполнительного органа государственной власти области |
Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области |
Наименование Программы |
Аналитическая ведомственная целевая программа "Рациональное природопользование и охрана окружающей среды Воронежской области в 2013 году" (далее - Программа) |
Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области о разработке Программы |
Приказ департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 1.08.2013 N 215 |
Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области об утверждении Программы |
Приказ департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области |
Цели и задачи Программы |
Цель Программы - реализация государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, направленной на улучшение экологической обстановки в Воронежской области. |
Задачи Программы: - осуществление регионального государственного экологического надзора; - реализация государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления; - реализация полномочий в области водных отношений на территории Воронежской области; - реализация полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на территории Воронежской области; организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня; - образование особо охраняемых природных территорий областного значения, управление и контроль в сфере охраны и использования данных территорий; - осуществление полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, в том числе осуществление федерального государственного надзора и федерального государственного охотничьего надзора, выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; - организация экологического воспитания, образования и формирования экологической культуры. | |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Установлены следующие целевые индикаторы и показатели Программы: - доля устраненных нарушений, выявленных в рамках государственного экологического надзора; - доля отходов обезвреженных и вовлеченных в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов; - доля выданных лицензий на право пользования участками недр по результатам аукционов; - доля заключенных договоров водопользования и выданных решений о представлении водных объектов или их частей в пользование; - количество сформированных кадастровых дел особо охраняемых природных территорий; - доля заключенных охотхозяйственных соглашений; - рост поступления штрафных санкций взысканных за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; - доля выполненных аналитических исследований нефтепродуктов. |
Наименование программных мероприятий |
1. Совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды, природопользования. 2. Осуществление охраны, федерального государственного надзора и регулирование использования объектов животного мира и среды из обитания. 3. Реализация полномочий в сфере охраны атмосферного воздуха в целях уменьшения выбросов вредных веществ, сохранения памятников природы областного значения, экологического просвещения. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в течение 2013 года |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования для реализации программы составляет 65 800,9 тыс. рублей в ценах текущих лет, в том числе в 2013 году - 65 800,9 тыс. рублей. Источником финансирования является областной бюджет, в том числе средства федерального бюджета поступившие в форме субсидий и субвенций. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация предусмотренных программой мероприятий позволит: - повысить эффективность государственного надзора в сфере охраны окружающей среды и использования объектов животного мира и среды их обитания, за счет доведения доли устраненных нарушений до 85,4 %; - обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот отходов производства и потребления до 55 % от общего количества образованных отходов; - достичь доли площади, занимаемых особо охраняемыми природными территориями областного значения до 3,2 % от общей площади области; - снизить количество объектов, возводимых с нарушениями требований природоохранного законодательства на 105 единиц; - обеспечить реализацию полномочий в сфере регулирования отношений недропользования и в области водных отношений, за счет доведения доли выданных лицензий на право пользования участками недр по результатам аукционов и заключенных договоров до 100%. |
1. Характеристика проблемы
В соответствии с Положением о департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - Департамент), утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 10.05.2012 N 382, Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Воронежской области.
Департамент является специально уполномоченным государственным органом Воронежской области по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов на территории Воронежской области, уполномоченным органом в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Воронежской области.
Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Устойчивое развитие Воронежской области, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также экологическая безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности правительства и общества.
Состояние окружающей среды. Анализ состояния окружающей среды за последние годы показывает, что территория Воронежской области по сравнению с соседними областями (Липецкая, Белгородская, Курская, Орловская, Тамбовская) относится к умеренно загрязненной.
Отмечается тенденция к повышению уровня загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота, незначительно пылью, формальдегидом, диоксидом серы, при этом содержание в атмосферном воздухе оксида углерода, аммиака, фенола, сажи, оксида азота остается на прежнем уровне. Случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха за период многолетних наблюдений не зафиксировано.
Характеристика уровня загрязнения воздуха оцененная по процентному показателю части населения региона проживающей в городах с высоким уровнем загрязнения в Воронежской области составляет 64%, что ниже, чем в Липецкой области (67%), но выше чем в Белгородской, Курской, Тамбовской областях.
Одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды и источником парниковых газов является автотранспорт. За 2012 год количество единиц автотранспорта увеличилось на 78 556 автомобилей. Выброс загрязняющих веществ от автотранспорта по данным Росприроднадзора составил 234,2 тысяч тонн.
Ведущим фактором несанкционированного загрязнения территорий Воронежской области являются отходы производства и потребления. По данным государственной статистической отчетности в 2012 году на территории области образовалось 5,729 млн. тонн отходов, в т.ч.: I класса опасности - 93,3 тонн, II класса опасности - 353,7 тонн, III класса опасности - 16,2 тыс. тонн, IV класса опасности - 469,5 тыс. тонн, V класса опасности -5,2 млн. тонн.
Анализ доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, показал, что в 2012 году она составила порядка 50%.
Особую озабоченность вызывает ситуация, сложившаяся в сфере обращения с такой категорией опасных отходов потребления, как ртутьсодержащие отходы. За 2012 год на территории Воронежской области их образовалось 93 тонны.
В общем количестве образовавшихся отходов производства и потребления, за последние годы от 30 до 40% составляют отходы, захораниваемые на полигонах (свалках), в значительной степени не отвечающих требованиям санитарных и экологических норм. Так, по данным государственной статистической отчетности за последние три года процент подлежащих захоронению отходов практически не изменялся.
Состояние особо охраняемых природных территорий области требует проведения мероприятий по выделению новых особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также инвентаризации существующих. Практически на всех их территориях ведется хозяйственная деятельность, которая должна строго контролироваться и регулироваться уполномоченными органами исполнительной власти. Развитие основной части особо охраняемых природных территорий невозможно без принятия специальных мер по их сохранности и обустройству. В целях предотвращения возможных негативных последствий хозяйственной или иной деятельности, ее неблагоприятного воздействия на здоровье населения, окружающую среду и ресурсы, включая предотвращение причинения им вреда при осуществлении намечаемой управленческой, инвестиционной и иной деятельности, необходимо проведение государственной экологической экспертизы.
Состояние природных ресурсов. Водные ресурсы Воронежской области представлены поверхностными и подземными водами. Территория области покрыта сетью рек, принадлежащих бассейну Дона. По уточненным данным поверхностные воды Воронежской области включают в себя 1197 речных водотоков, более 4000 озер, прудов и водохранилищ. Общая протяженность речной сети Воронежской области составляет 9705 км.
Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного воздействия на водные ресурсы, в 2011 году в водные объекты сброшено 287,25 млн. м сточных вод, из которых около 137,09 млн. м3 недостаточно очищенные и 150,16 млн. м3 нормативно чистых.
Загрязнение водных ресурсов, в том числе рыбохозяйственных водоемов, стало одной из причин снижения рыбных запасов области. Анализ численности основных видов промысловых рыб показывает, что для сохранения численности отдельных популяций требуются принятие специальных мер.
Значимым фактором состояния биологических ресурсов является сохранение оптимальной численности объектов животного и растительного мира. С этой целью требуется проведение охотничьего надзора, учета охотничьих ресурсов, принятие мер по сохранению биологических ресурсов, учету и регулированию численности отдельных видов животных.
Минерально-сырьевая база Воронежской области представлена главным образом строительными материалами: пески, глины, суглинки, мел, строительные камни (граниты и известняки), песчаник, цементное сырье (мергель), минеральные краски (охра). В области располагаются месторождения огнеупорных, тугоплавких и бентонитовых глин, формовочных и стекольных песков.
В настоящее время на территории Воронежской области разведано порядка 282 месторождений общераспространенных и необщераспространенных полезных ископаемых, подземных пресных и минеральных вод. Отсутствие исчерпывающей геолого-экономической и стоимостной оценки минерально-сырьевого потенциала области создает трудности в принятии управленческих решений в сфере недропользования.
Развитие строительной отрасли создает опасность несанкционированной добычи полезных ископаемых, что наносит ущерб экономике и земельным ресурсам области в результате безлицензионной (незаконной) разработки полезных ископаемых и требует принятия дополнительных мер по контролю за деятельностью природопользователей.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - реализация государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, направленной на улучшение экологической обстановки в Воронежской области.
Задачи Программы:
- осуществление регионального государственного экологического надзора;
- реализация государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- реализация полномочий в области водных отношений на территории Воронежской области;
- реализация полномочий в сфере регулирования отношений недропользования и в области водных отношений на территории Воронежской области;
- организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
- образование особо охраняемых природных территорий областного значения, управление и контроль в сфере охраны и использования данных территорий;
- осуществление полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, в том числе осуществление федерального государственного надзора и федерального государственного охотничьего надзора, выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- организация экологического воспитания, образования и формирования экологической культуры.
3. Ожидаемые результаты реализации программы, индикаторы ведомственной целевой программы и методики их расчета
Реализация предусмотренных программой мероприятий позволит:
- повысить эффективность государственного надзора в сфере охраны окружающей среды и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот отходов производства и потребления;
- активизировать развитие системы особо охраняемых природных территорий областного значения;
- повысить эффективность организации и проведения государственной экологической экспертизы;
- обеспечить реализацию полномочий в сфере регулирования отношений недропользования и в области водных отношений.
- создать единое информационное пространство в части размещения эколого-просветительской информации.
Достижение запланированных результатов характеризуется следующими целевыми индикаторами:
1. Доля устраненных нарушений, выявленных в рамках государственного экологического надзора.
Единица измерения показателя - %.
Определение показателя: отношение количества нарушений, устраненных в установленные сроки в отчетном периоде к количеству нарушений, выявленных в установленные сроки.
Алгоритм формирования показателя:
, где:
- доля устраненных нарушений, выявленных в рамках государственного экологического надзора.
- количество нарушений выявленных в рамках осуществления государственного экологического надзора.
- количество нарушений устраненных в установленные сроки.
2. Доля отходов обезвреженных и вовлеченных в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов.
Единица измерения показателя - %.
Определение показателя: отношение суммы количества использованных и обезвреженных отходов к общему количеству образованных отходов. Алгоритм формирования показателя:
, где:
- доля отходов обезвреженных и вовлеченных в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов.
- количество использованных отходов.
- количество обезвреженных отходов.
- общее количество образованных отходов.
3. Доля выданных лицензий на право пользования участками недр по результатам аукционов.
Единица измерения показателя - %.
Определение показателя: отношение количества фактически выданных лицензий на право пользования недрами к количеству поданных заявок на получение лицензии, соответствующих установленным требованиям.
Алгоритм формирования показателя:
, где:
- доля выданных лицензий на право пользования участками недр по результатам аукционов.
- количество фактически выданных лицензий на право пользования недрами по результатам аукционов.
- количество заявок поданных на получение лицензии, выдача которых предусматривается в соответствии с законодательством по результатам проведенных аукционов.
4. Доля заключенных договоров водопользования и выданных решений о представлении водных объектов или их частей в пользование.
Единица измерения показателя - %.
Определение показателя: отношение количества фактически заключенных договоров водопользования и выданных решений о представлении водных объектов или их частей в пользование к количеству заявок поданных на заключение договоров водопользования и выдачу решений о представлении водных объектов или их частей в пользование.
Алгоритм формирования показателя:
, где:
- доля заключенных договоров водопользования и выданных решений о представлении водных объектов или их частей в пользование.
- количество фактически заключенных договоров водопользования и выданных решений о представлении водных объектов или их частей в пользование.
- количество заявок поданных на заключение договоров водопользования и выдачу решений о представлении водных объектов или их частей в пользование.
5. Количество сформированных кадастровых дел особо охраняемых природных территорий.
Единица измерения показателя - шт.
Определение показателя: рассчитывается на основании количества сформированных кадастровых дел особо охраняемых природных территорий за текущий период.
6. Доля заключенных охотхозяйственных соглашений. Единица измерения показателя - %.
Определение показателя: отношение количества заключенных охотхозяйственных соглашений к количеству юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Алгоритм формирования показателя:
, где:
- доля заключенных охотхозяйственных соглашений.
- количество заключенных охотхозяйственных соглашений.
- количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
7. Рост поступления штрафных санкций взысканных за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Единица измерения показателя - %.
Определение показателя: отношение суммы штрафных санкций взысканных за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в текущем году к сумме штрафных санкций взысканных за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в прошедшем году
Алгоритм формирования показателя:
, где:
- рост поступления штрафных санкций взысканных за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
- сумма штрафных санкций взысканных за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в текущем году.
- сумма штрафных санкций взысканных за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в прошедшем году.
8. Доля выполненных аналитических исследований нефтепродуктов.
Единица измерения показателя - %.
Определение показателя: отношение количества выполненных аналитических исследований нефтепродуктов к количеству представленных для аналитических исследований образцов нефтепродуктов.
Алгоритм формирования показателя:
, где:
- доля выполненных аналитических исследований нефтепродуктов.
- количество выполненных аналитических исследований нефтепродуктов.
- количество представленных для аналитических исследований образцов нефтепродуктов.
При разработке системы индикаторов учитывалась направленность деятельности департамента подведомственных учреждений, достоверность информации, статистического и информационного обеспечения, объективность, однозначность и адекватность разработанных показателей.
Значения целевых индикаторов аналитической ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в 2013 году"
Целевые индикаторы программы |
Единица измерения |
Значения 2013 года |
Доля устраненных нарушений, выявленных в рамках государственного экологического надзора |
% |
85,4 |
Доля отходов обезвреженных и вовлеченных в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов |
% |
55 |
Доля выданных лицензий на право пользования участками недр по результатам аукционов |
% |
100 |
Доля заключенных договоров водопользования и выданных решений о представлении водных объектов или их частей в пользование |
% |
100 |
Количество сформированных кадастровых дел особо охраняемых природных территорий |
шт. |
5 |
Доля заключенных охотхозяйственных соглашений |
% |
53 |
Рост поступления штрафных санкций взысканных за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов |
% |
3 |
Доля выполненных аналитических исследований нефтепродуктов |
% |
100 |
При реализации программы возможно возникновение следующих рисков невыполнения программных мероприятий и недостижения запланированных результатов:
- исключение соответствующих полномочий департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области;
- изменение законодательства Воронежской области в части охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в том числе в связи с изменением федерального законодательства;
- ликвидация подведомственных учреждений.
4. Перечень и описание программных мероприятий
Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий направленных на решение поставленных задач:
4.1. Совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды, природопользования.
Выполнение данного мероприятия включает в себя:
- разработка и реализация областных и ведомственных целевых программ;
- проведение проверок в рамках осуществления государственного надзора в области охраны окружающей среды в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
- создание экологически безопасной и экономически-эффективной системы управления в области обращения с отходами;
- предоставление права пользования участками недр на территории Воронежской области;
- создание и ведение территориального фонда геологической информации, составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений;
- предоставление в пользование водных объектов или их частей в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование;
- осуществление мер по охране водных объектов;
- рассмотрение материалов намечаемой хозяйственной или иной деятельности на предмет соответствия требованиям природоохранного законодательства;
- формирование и ведение кадастра особо охраняемых природных территорий областного значения, обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий;
- организация учета охотничьих ресурсов и обеспечение выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов;
- ведение государственного охотхозяйственного реестра и заключение охотхозяйственных соглашений.
4.2. Осуществление охраны, федерального государственного надзора и регулирование использования объектов животного мира и среды из обитания. Мероприятие выполняется силами сотрудников казенного учреждения Воронежской области "Охрана животного мира Воронежской области" в соответствии с положениями Устава казенного учреждения, утвержденного приказом департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 17.07.2012 N 24.
Выполнение мероприятия предусматривает:
- обеспечение охраны и воспроизводства объектов животного мира;
- регулирование численности объектов животного мира;
- проведение комплексных биотехнических мероприятий;
- ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира на территории Воронежской области;
- обеспечение воспроизводства объектов животного мира, сохранения и использования охотничьих ресурсов
- принятие мер по сохранению и воспроизводству видов животных и охране водных биологических ресурсов.
4.3. Реализация полномочий в сфере охраны атмосферного воздуха в целях уменьшения выбросов вредных веществ, сохранения памятников природы областного значения, экологического просвещения. Мероприятие выполняется в рамках государственного задания сформированного департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области для бюджетного учреждения Воронежской области "Центр лабораторных исследований".
- проведение экспертизы нефтепродуктов;
- проведение экологических акций, конкурсов и просветительских мероприятий;
- оформление проектов охранных обязательств памятников природы областного значения;
- мониторинг текущего состояния особо охраняемых природных территорий.
5. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Эффективность реализации программы определяется достижением установленных программой целевых показателей и ожидаемых результатов ее реализации.
6. Методика оценки эффективности программы
Оценка эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору осуществляется путем сравнения достигнутого значения индикатора с его целевым значением и определяется по следующей формуле:
,
где:
- эффективность реализации программы по данному индикатору;
- фактическое достигнутое значение индикатора;
- плановое значение индикатора.
Результативность мероприятий программы определяется исходя из оценки эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю с учетом соответствия полученных результатов поставленной цели, косвенных позитивных воздействий на социально-экономическую ситуацию Воронежской области.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Объем финансирования из областного бюджета на выполнение программных мероприятий в 2013 году составит 65800,9 тыс. руб.
Средства областного бюджета на выполнение программных мероприятий
тыс. рублей
N п/п |
Наименование мероприятия |
Всего в 2013 году |
1 |
Совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды, природопользования. |
41957,9 |
2 |
Осуществление охраны, федерального государственного надзора и регулирование использования объектов животного мира и среды из обитания. |
19183,0 |
3 |
Реализация полномочий в сфере охраны атмосферного воздуха в целях уменьшения выбросов вредных веществ, сохранения памятников природы областного значения, экологического просвещения |
4660,0 |
|
Всего |
65800,9 |
7. Описание системы управления реализацией программы
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет Департамент. Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Воронежской области.
Руководитель Департамента несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления программой.
Финансирование расходов на реализацию программы осуществляется в порядке, установленном для исполнения областного бюджета. Программа носит открытый характер, основывается на демократических принципах, доступна для участия в ее совершенствовании и развитии, уточнении форм работы в рамках реализации мероприятий.
Отчеты о выполнении программы, включая меры по повышению эффективности их реализации ежеквартально, а также по итогам года представляются в департамент экономического развития Воронежской области, контрольное управление правительства Воронежской области и департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 25 сентября 2013 г. N 269 "Об утверждении аналитической... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.