Постановлением Правительства Воронежской области от 9 августа 2013 г. N 709 в настоящее постановление внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Воронежской области
от 30 декабря 2009 г. N 1145
"Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2017 годы)"
13 июля 2010 г., 4 апреля, 2 ноября 2012 г., 9 августа 2013 г.
В соответствии с Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О Правительстве Воронежской области", постановлением Правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" Правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2017 годы)".
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гордеев |
Постановлением Правительства Воронежской области от 9 августа 2013 г. N 709 настоящая Программа изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2017 годы)
(утв. постановлением правительства Воронежской области от 30 декабря 2009 г. N 1145)
13 июля 2010 г., 4 апреля, 2 ноября 2012 г. 9 августа 2013 г
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2017 годы)
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Концепция разработана на основании:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Протокола совещания в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.03.2009 "О разработке комплексных мероприятий по формированию здорового образа жизни на 2009 - 2015 г.г.";
- постановления правительства Воронежской области от 19.10.2009 N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "19.11.2009"
- Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению";
- Протокола видеоселекторного совещания о разработке Концепции развития медицинской профилактики, включая диспансеризацию, и медицинской реабилитации от 07.11.2012 N14-1/1.
Здоровье следует рассматривать как целостное многомерное динамическое состояние организма человека, которое обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность.
Основными показателями здоровья, интегрально отражающими его различные стороны, являются:
- уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем;
- резистентность организма к различным неблагоприятным факторам;
- наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития.
Ни по одному из указанных параметров здоровье населения Воронежской области нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей болезненности и смертности. По-прежнему основными причинами заболеваемости и смертности остаются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и отравления, заболевания органов дыхания.
Демографическая ситуация в Воронежской области, как и в целом по России, остаётся напряжённой уже на протяжении ряда последних лет. Для Воронежской области, как и в целом для России, характерно устойчивое сокращение численности населения. В 2010 году оно составляло 2335200 человек, в 2011 году оно уменьшилось на 3700 человек и составило 2331500 человек. Естественная убыль населения составила 5,7 %0. Одна из причин высокой смертности в области - продолжающийся процесс старения населения и сокращение численности детей и подростков. За 2011 год общая заболеваемость всего населения выросла на 1,6 %. На первом месте по-прежнему остаются болезни органов дыхания - 20,7 %, далее идут болезни системы кровообращения - 18,3 %, костно-мышечной системы - 7,4 %, новообразования - 4,3 %.
По данным отдела мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний БУЗ ВО "Воронежский областной центр медицинской профилактики", положение с потреблением психоактивных веществ среди 31861 подростка, подвергшегося опросу, вызывает определённую тревогу. Так, хотя бы 1 раз пробовали алкоголь 49,2 % юношей (по РФ - 55,4 %) и 50,7 % девушек (по РФ - 67,9 %). Хотя бы 1 раз пробовали курить табак 36 % юношей ( по РФ - 35,2 %) и 24,7 % девушек (по РФ - 22,1 %), наркотически действующие вещества - 29,2 % юношей ( по РФ - 16, 4 %) и 9,7 % девушек (по РФ - 6,3 %).
Сложившаяся ситуация во многом является следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространенности вредных привычек, ухудшении состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха.
Наряду с указанными причинами ухудшение состояния здоровья населения обусловлено также недостатками в организации здравоохранения и утратой позиций профилактики в медицине.
Следует признать, что в этих условиях изменить ситуацию может только реальное повышение в здравоохранении приоритета профилактической деятельности и целенаправленное ее развитие и совершенствование.
Но усилий одного только здравоохранения недостаточно для того, чтобы изменить поведение человека, сделать для него стремление к сохранению и укреплению здоровья приоритетным. Здесь требуется объединение усилий всех слоев общества, организаций и ведомств.
Формирование здорового образа жизни представляет собой единый непрерывный процесс, начинающийся еще при рождении ребенка и сопровождающий человека впоследствии на всех этапах жизни.
Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы позволит формировать у населения активное отношение к здоровому образу жизни на всех этапах его жизнедеятельности, бороться с вредными привычками, пропагандировать научно-обоснованные методики укрепления здоровья, разрабатывать современные методические информационные материалы, а также организовывать акции на областном и городском уровнях.
Данная программа направлена на координацию и активизацию деятельности всех заинтересованных учреждений и ведомств, общественных организаций по повышению эффективности пропаганды здорового образа жизни, внедрению самых современных методов работы по укреплению материально-технической базы учреждений медицинской профилактики области (Воронежского областного центра медицинской профилактики, отделений и кабинетов медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка лечебно-профилактических учреждений города и области).
Выполнение мероприятий программы требует серьезной государственной и общественной поддержки, взаимного сотрудничества областных органов государственной власти, негосударственных структур, общественных объединений и граждан.
Следовательно, при отсутствии благоприятных изменений (социально-психологических, социальных, экономических и других) нет оснований для оптимистического прогноза в отношении улучшения состояния здоровья населения.
Достоверно известно, что многие из определяющих факторов здоровья, по данным Всемирной организации здравоохранения, находятся за пределами сферы одного только здравоохранения (более чистая и безопасная окружающая среда, условия труда и проживания, отвечающие санитарным нормам и требованиям, высокий образовательный ценз).
Всемирная организация здравоохранения, опираясь на опыт работы в странах самого разного экономического уровня развития, убедительно доказала, что наиболее эффективным методом влияния на состояние здоровья населения является гигиеническое воспитание и образование, формирование навыков здорового образа жизни. Поэтому в преамбуле программного документа, опубликованного в 1992 году Международным союзом санитарного просвещения, сказано: "Сегодня мы не можем предложить для укрепления и защиты здоровья населения ничего лучшего, чем санитарное просвещение".
Работа по санитарному просвещению населения, которая велась постоянно и планомерно в нашей стране до начала 90-х годов, приносила ощутимые результаты, но кризисные процессы, происходившие в сфере здравоохранения, затронули и эту область. В последние годы профилактическая работа с населением постепенно возвращает утерянные позиции, о чем свидетельствует неуклонное увеличение количества проводимых мероприятий.
Сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности и качества жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами не только здравоохранения, но и общества в целом.
Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Определено пять ключевых областей деятельности по укреплению здоровья:
1. Разработка социальной государственной политики, направленной на увеличение потенциала здоровья, и ее законодательное закрепление.
2. Создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья человека.
3. Усиление деятельности по укреплению здоровья на региональном и местном уровнях.
4. Развитие и совершенствование индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
5. Переориентация служб здравоохранения на активные действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.
Основными элементами системы здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ) и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой. Целью функционирования указанной системы является минимизация отрицательных факторов риска (курение, употребление алкоголя и наркотиков, гиподинамия, нерациональное питание и т.д.) и стимулирование позитивных факторов, увеличивающих резервы здоровья.
Профилактику неинфекционных заболеваний (НИЗ) необходимо осуществлять по ряду стратегических направлений.
Первое - популяционное: пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) и обеспечение условий для ЗОЖ.
Задачей пропаганды ЗОЖ является обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней. Реализация этой задачи осуществляется всеми средствами и методами в первую очередь средствами массовой информации всех уровней.
Задачами обеспечения условий для ЗОЖ являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- обеспечение доступности здоровой пищи (производство достаточного количества фруктов и овощей, продуктов со сниженным содержанием животных жиров, трансизомеров жирных кислот и соли, размещение легко читаемой информации о калорийности, содержании жиров, углеводов и соли в продуктах);
- создание условий для повседневной физической активности (парковые зоны в шаговой доступности, велосипедные дорожки, доступные спортивные залы, стадионы и т.д.).
Второе направление - выявление лиц с высоким риском и коррекция факторов риска. Задачами этого направления являются:
- развитие инфраструктуры медицинской профилактики в рамках первичной медико-санитарной и специализированной помощи, санаторно-курортного лечения;
- совершенствование диспансеризации населения и раннего выявления заболеваний.
Третье направление - вторичная профилактика факторов риска, задачами которого являются:
обеспечение стандарта лечения;
организация кабинетов медицинской профилактики (КМП)/ отделений медицинской профилактики (ОМП) стационаров;
подготовка кадров для системы медицинской профилактики, обучение участковых врачей, врачей-специалистов;
- повышение уровня информированности пациентов и их приверженности к лечению.
Формирование здорового образа жизни необходимо осуществлять по ряду стратегических направлений.
Первое - информационное направление, или пропаганда здорового образа жизни. Его задачей является обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой информации о профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни для любого нуждающегося в ней. Реализация этой задачи осуществляется всеми средствами и методами, в первую очередь средствами массовой информации всех уровней.
Второе направление - образовательное, которое предусматривает разработку, реализацию и оценку эффективности образовательных программ для различных групп населения. Эти программы должны разрабатываться с участием населения, выполняться обученными работниками здравоохранения и других секторов и должны быть подкреплены государственной поддержкой на всех уровнях. Для подготовки "учителей здоровья" различного уровня разрабатываются специальные обучающие программы.
Третье направление программы - координация деятельности различных государственных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.
Программно-целевой метод является практическим и единственным инструментом комплексного воздействия на решение проблемы уменьшения числа заболеваний, обусловленных вредными привычками: курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, нерациональное питание, низкая двигательная активность.
Необходимость комплексного решения проблем обусловлена рядом следующих объективных причин:
- многообразие форм профилактики неинфекционных заболеваний и борьбы с вредными привычками;
- потребность в координации усилий органов государственной власти.
Раздел 2. Основные цели и задачи долгосрочной областной целевой программы
Основными целями являются:
- активизация профилактики заболеваний, увеличение продолжительности жизни населения Воронежской области за счет снижения преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний, формирование здорового образа жизни для обеспечения общественного здоровья;
- увеличение числа людей, приверженных здоровому образу жизни;
- выявление факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний у населения Воронежской области;
- снижение распространенности факторов риска, связанных с питанием, курением и употреблением алкоголя у населения Воронежской области, повышение уровня физической активности населения Воронежской области;
- сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и студентов, снижение уровня распространенности вредных привычек.
Для достижения основных целей программы предусматривается решение следующих задач:
- совершенствование системы медицинской профилактики Воронежской области, в т.ч. укрепление материально-технической и методической базы кабинетов и отделений учреждений здравоохранения и обучения медицинских работников эффективным технологиям проведения первичной и вторичной профилактики неинфекционных заболеваний, помощи в профилактике и прекращении курения;
- повышение информированности населения о вреде активного и пассивного курения табака, употребления алкоголя, о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска, доступности "здорового питания", о пользе физической активности;
- проведение мониторинга распространённости потребления табака, информированности по вопросам здорового питания и по различным аспектам диетологической коррекции факторов риска, оценки уровня физической активности населения;
- совершенствование системы подготовки кадров (родители, социальные работники, педагоги, психологи) для обеспечения помощи в профилактике основных факторов риска развития неинфекционных заболеваний;
- внедрение программ борьбы с вредными привычками, а также рационализации питания и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.
Динамика целевых показателей и индикаторов эффективности реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2017 годы)
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение индикатора по годам реализации долгосрочной областной целевой программы |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Охват профилактическими мероприятиями пациентов центров здоровья |
% от числа зарегистрированных граждан с факторами риска |
92% |
93% |
94% |
96% |
98% |
100% |
100% |
100% |
2. |
Количество человек, прошедших комплексное обследование в центрах здоровья |
В расчете на 1000 населения |
15,7 |
18,4 |
20,5 |
21,0 |
21,5 |
22,0 |
22,0 |
22,0 |
3. |
Доля лиц, обученных основам здорового образа жизни |
% от числа населения Воронежской области |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 |
85 |
85 |
4. |
Доля диспансерных больных, обученных в "школах здоровья" |
% от числа взятых на диспансерный учет за отчетный период |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
95 |
95 |
95 |
5. |
Доля подростков в возрасте 15 - 18 лет, в отношении которых проводится мониторинг вредных привычек |
% от количества подростков в возрасте 15 - 18 лет, учащихся школ, первых курсов высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
95 |
95 |
95 |
6. |
Доля амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения, имеющих КМП/ОМП |
% от общего количества АПУ |
|
|
|
90 |
95 |
100 |
100 |
100 |
7. |
Доля учреждений здравоохранения с внедрением листов регистрации и контроля факторов риска |
% от общего количества АПУ |
|
|
|
95 |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. |
Доля населения, информированного о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска и продуктах здорового и диетического питания |
% среди населения репрезентативной выборки |
|
|
|
45 |
65 |
75 |
85 |
90 |
9. |
Доля лиц среди взрослых с избыточной массой тела |
% от числа лиц, посетивших центры здоровья |
|
|
|
20 |
19 |
18 |
17 |
16 |
10. |
Доля населения, мотивированного на увеличение уровня физической активности |
% среди населения репрезентативной выборки |
|
|
|
45 |
65 |
75 |
85 |
90 |
11. |
Ежегодное снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения |
% ежегодного снижения потребления алкогольной продукции на душу населения |
|
|
|
8,57 |
8,44 |
8,31 |
8,18 |
8,05 |
12. |
Доля курящих среди населения |
% среди населения репрезентативной выборки |
|
|
|
54 |
53,3 |
52,6 |
52,3 |
52 |
13. |
Доля подростков, информированных о поведенческих факторах риска (вредных привычках, низкой физической активности, нерациональном питании) |
% среди подростков репрезентативной выборки |
|
|
|
45 |
65 |
75 |
85 |
90 |
14. |
Доля девочек (девушек) интернатных учреждений в возрасте 10-13 лет, охваченных прививками против вируса папилломы человека |
% от общего количества |
|
|
|
20 |
40 |
60 |
80 |
80 |
15. |
Доля повторной подростковой беременности |
% от числа подростковой беременности |
|
|
|
5 |
4,5 |
4 |
3,5 |
3 |
16. |
Доля детей, родившихся с генетической патологией |
% от общего числа родов в текущем году |
|
|
|
23 |
18,4 |
17 |
16 |
15 |
17. |
Доля лиц, охваченных мониторингом для выявления суицидально опасного поведения |
% от общего количества охваченных мониторингом |
|
|
|
3 |
8 |
12 |
16 |
20 |
18. |
Доля случаев рака шейки матки, выявленных на ранних стадиях |
доля случаев раннего выявления рака шейки матки в % |
|
|
|
60 |
61 |
62 |
64 |
65 |
Раздел 3. Сроки и этапы реализации долгосрочной областной целевой программы
Срок реализации программы - с 2010 года по 2017 год.
Реализация программных мероприятий проводится одноэтапно.
Раздел 4. Система основных мероприятий долгосрочной областной целевой программы
В рамках программы предусмотрена реализация 11 мероприятий, обеспечивающих достижение основной цели и задач программы:
1. Повышение эффективности профилактических мероприятий по выявлению пациентов с факторами риска.
2. Проведение мониторинга поведенческих факторов риска и заболеваемости неинфекционными болезнями у населения Воронежской области и оценка эффективности мероприятий программы.
3. Создание системы обучения медицинских работников, ответственных за здоровье населения, и их вовлечение в процесс формирования здорового образа жизни населения.
4. Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы.
5. Оснащение бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной центр медицинской профилактики" необходимой оргтехникой, оборудованием и инвентарем.
6. Совершенствование системы профилактики в учреждениях первичной медико-санитарной помощи Воронежской области.
7. Оптимизация здорового питания населения Воронежской области
8. Повышение уровня физической активности населения Воронежской области
9. Комплексные меры по ограничению потребления табака и алкоголя в Воронежской области на 2013 - 2017 годы.
10. Профилактика вредных привычек, формирование основ здорового образа жизни среди детей, подростков и студентов в Воронежской области.
11. Раннее выявление заболеваний и факторов риска развития заболеваний.
4.1. Повышение эффективности профилактических мероприятий по выявлению пациентов с факторами риска
Целью мероприятия является оснащение 10 центров здоровья в учреждениях здравоохранения Воронежской области и учреждениях здравоохранения муниципальных образований Воронежской области, в том числе для детей, медицинским оборудованием, офисной мебелью, расходными материалами, оснащение кабинетов медицинской профилактики 27 центральных районных больниц области и 21 КМП города Воронежа оргтехникой для более эффективной организации работы "школ здоровья" для диспансерных больных, оборудованием и инвентарём для проведения I этапа диспансеризации, приобретение передвижного медицинского комплекса "Мобильный центр здоровья" на базе автобуса ПАЗ-3205 для бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная детская клиническая больница N 1", оказание методической помощи в проведении профилактических мероприятий.
Срок реализации мероприятия - 2010 - 2015 годы.
Общий объем финансирования мероприятия (в ценах 2009 года) составит 15529,86 тыс. рублей, в том числе:
2010 год: 6702,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 2777,36 тыс. рублей - средства областного бюджета;
2011 год: 150,0 тыс. рублей - средства областного бюджета;
2012 год: 5600,0 тыс. рублей - средства областного бюджета;
2013 год: 100,0 тыс. рублей - средства областного бюджета;
2014 год: 100,0 тыс. рублей - средства областного бюджета;
2015 год: 100,0 тыс. рублей - средства областного бюджета.
Финансовые средства будут направлены на:
- оснащение центров здоровья, в том числе для детей, медицинским оборудованием за счет средств федерального бюджета и областного бюджета: 10 центров здоровья - рабочими местами гигиениста стоматологического, 3 центров здоровья для детей - аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, включая оборудование для измерения параметров физического развития, аппарат для комплексной детальной оценки функции дыхательной системы, биоимпедансметр для анализа внутренних сред организма, анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина, пульсоксиметр, весы медицинские для взвешивания грудных детей, оборудование для зала лечебной физкультуры;
- оснащение центров здоровья мебелью;
- оснащение кабинетов медицинской профилактики бюджетных учреждений здравоохранения (центральные районные больницы) оргтехникой за счет средств областного бюджета;
- приобретение расходного материала для центров здоровья, включая тест-полоски для определения токсических веществ в биологических средах организма, в том числе котинина, за счет средств областного бюджета;
- приобретение передвижного медицинского комплекса "Мобильный центр здоровья" на базе автобуса ПАЗ-3205 для бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная детская клиническая больница N 1" за счет средств областного бюджета.
Реализация мероприятия позволит:
- выявить здоровых пациентов с факторами риска, больных на ранней стадии заболевания, избежать риска осложнений и инвалидности, повысить мотивацию к здоровому образу жизни;
- создать систему учета лиц с факторами риска (повышенное артериальное давление, гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, высокий уровень глюкозы и др.) и поведенческими факторами риска (употребление психонаркотических препаратов, алкоголя, табакокурение, нерациональное питание, низкая двигательная активность, высокий уровень стресса);
- обеспечить функционирование системы учета пациентов с высоким риском опасных для жизни заболеваний, коррекцию негативных факторов образа жизни и подбор индивидуальных рекомендаций;
- повысить информированность населения о мерах профилактики заболеваний и здоровом образе жизни, снизить уровень распространения вредных привычек и смертность от основных заболеваний на 10% и хронических на 5% от уровня 2010 года;
Участник мероприятия - департамент здравоохранения Воронежской области.
4.2. Проведение мониторинга поведенческих факторов риска и заболеваемости неинфекционными болезнями у населения Воронежской области и оценка эффективности мероприятий программы
Целью мероприятия является:
- оценка уровня профилактики вредных привычек и отказа от вредных привычек;
- оценка уровня физической активности.
Срок реализации мероприятия - 2010 - 2015 годы.
Общий объем финансирования мероприятия составит 3585,96 тыс. рублей из средств областного бюджета, в том числе: 2010 год - 653,79 тыс. рублей, 2011 год - 284,17 тыс. рублей, 2012 год - 662,0 тыс. рублей, 2013 год - 662,0 тыс. рублей, 2014 год - 662,0 тыс. рублей, 2015 год - 662,0 тыс. рублей.
Финансовые средства будут направлены на проведение мониторинга поведенческих факторов риска и заболеваемости неинфекционными болезнями у населения Воронежской области:
- подготовку анкет и раздаточного материала для проведения мониторинга, приобретение канцелярских товаров, подготовку наглядных пособий и раздаточного материала, приобретение призов для проведения конкурсов в учебных заведениях, акции "Брось курить и выиграй", пропагандистско-оздоровительных акций, что позволит осуществить:
- проведение мониторинга вредных привычек среди детей и подростков и тренингов с целью создания системы эпидемиологического надзора за распространенностью курения, употребления алкоголя, наркотиков, а также для разработки адекватных мер профилактики;
- проведение мониторингового социологического исследования жителей Воронежской области на предмет распространённости основных факторов риска, рационального питания, физической активности;
- проведение региональных антикурительных кампаний "Брось курить и выиграй".
Реализация мероприятия позволит:
- провести анализ наличия необходимых знаний, навыков и умения у детей и подростков, чтобы сформировать ценностные ориентации, выработать уже в детском возрасте ответственное отношение к своему здоровью, изменить поведение подростков в части снижения распространения вредных привычек, искоренить сложившиеся традиции и обычаи, ведущие к возникновению зависимостей;
- провести мероприятия среди населения и медицинских работников, направленные на формирование положительного ориентирования на здоровый образ жизни как универсальный способ профилактики заболеваний, активное участие населения в укреплении и сохранении своего здоровья, повышение потенциала здоровья.
Участник мероприятия - департамент здравоохранения Воронежской области.
4.3. Создание системы обучения медицинских работников, ответственных за здоровье населения, и их вовлечение в процесс формирования здорового образа жизни населения
Целью мероприятия является увеличение квалифицированных кадров, обеспечивающих взаимодействие с населением по гигиеническому воспитанию.
Срок реализации мероприятия - 2010 - 2015 годы.
Общий объем финансирования мероприятия составит 194,0 тыс. рублей из средств областного бюджета, в том числе: 2010 год - 24,0 тыс. рублей, 2011 год - 74,0 тыс. рублей, 2012 год - 24,0 тыс. рублей, 2013 год - 24,0 тыс. рублей, 2014 год - 24,0 тыс. рублей, 2015 год - 24,0 тыс. рублей.
Финансовые средства будут направлены на:
- организацию и проведение сертификационных циклов по подготовке средних медицинских работников по разделу "Гигиеническое воспитание" для работы в кабинетах медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений;
- организацию и проведение курсового обучения врачей по разделу "Гигиеническое воспитание" для работы в кабинетах медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений (2010 - 2013 годы).
Реализация мероприятия позволит подготовить квалифицированные кадры, способные донести до населения методики формирования здорового образа жизни и профилактики основных факторов риска развития заболеваний.
Участник мероприятия - департамент здравоохранения Воронежской области.
4.4. Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы
Целью мероприятия является:
- производство и размещение социальной рекламы, организация программ и передач по пропаганде здорового образа жизни и профилактике факторов риска развития заболеваний на областном радио и телевидении, проведение наглядной пропаганды здорового образа жизни в центрах здоровья, публикации в прессе, проведение массовых акций и мероприятий;
- издание брошюр, буклетов, памяток, стационарных санитарных бюллетеней по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни;
- создание видеофильмов и видеоклипов, пропагандирующих здоровый образ жизни и профилактику факторов риска.
Срок реализации мероприятия - 2010 - 2015 годы.
Общий объем финансирования мероприятия (в ценах 2009 года) составит 4277,1 тыс. рублей, в том числе: 240,9 тыс. рублей из средств федерального бюджета и 4036,2 тыс. рублей из средств областного бюджета, в том числе: 2010 год - сумма затрат составит 240,9 тыс. рублей из федерального бюджета и 668,35 тыс. рублей из областного бюджета, 2011 год - сумма затрат составит 668,35 тыс. рублей из областного бюджета, 2012 год - сумма затрат составит 695,5 тыс. рублей из областного бюджета, 2013 год - сумма затрат составит 668,0 тыс. рублей из областного бюджета, 2014 год - сумма затрат составит 668,0 тыс. рублей из областного бюджета, 2015 год - сумма затрат составит 668,0 тыс. рублей из областного бюджета.
Финансовые средства будут направлены на создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы: размещение социальной рекламы, организацию циклов теле- и радиопередач, публикаций в прессе по пропаганде здорового образа жизни, создание видеофильмов и видеоклипов, издание брошюр, буклетов, памяток, стационарных санитарных бюллетеней по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни, оснащение центров здоровья оборудованием для наглядной пропаганды.
Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы позволит сформировать у населения позитивное отношение к здоровому образу жизни, бороться с вредными привычками, пропагандировать научно обоснованные методики укрепления здоровья, разрабатывать современные методические информационные материалы, а также использование средств массовой коммуникации позволит повысить информированность всех слоев населения о мерах профилактики заболеваний, способах сохранения, восстановления здоровья, будет способствовать проявлению медицинской активности, выработке ответственности за свое здоровье. Результатом этого будут являться:
- повышение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, факторах риска развития заболеваний, здоровом образе жизни до 80 - 85%;
- снижение уровня распространения вредных привычек;
- повышение уровня культуры населения в вопросах здоровья.
Участник мероприятия - департамент здравоохранения Воронежской области.
4.5. Оснащение бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной центр медицинской профилактики" необходимой оргтехникой, оборудованием и инвентарем
Целью мероприятия является укрепление материально-технической базы бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной центр медицинской профилактики" (БУЗ ВО ВОЦМП).
Срок реализации мероприятия - 2011 - 2012 годы.
Общий объем финансирования мероприятия составит 1580,0 тыс. рублей из средств областного бюджета, в том числе: 2011 год - 1080,0 тыс. рублей, 2012 год - 500,0 тыс. рублей.
Финансовые средства будут направлены на:
- оснащение БУЗ ВО ВОЦМП необходимой оргтехникой и оборудованием: мультимедийным проектором, ноутбуком, ксероксом цветным, ризографом для изготовления печатной продукции, телевизором, компьютерами, фотоаппаратом цифровым;
- оснащение БУЗ ВО ВОЦМП необходимой мебелью: столами и стульями офисными, столами компьютерными.
Укрепление материально-технической базы БУЗ ВО ВОЦМП позволит оптимизировать работу данного учреждения здравоохранения как учреждения, осуществляющего координацию действий по формированию здорового образа жизни у населения Воронежской области.
Участник мероприятия - департамент здравоохранения Воронежской области.
4.6. Совершенствование системы профилактики в учреждениях первичной медико-санитарной помощи Воронежской области
Целью мероприятия является выявление и профилактика факторов риска развития основных хронических неинфекционных заболеваний у населения Воронежской области в учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Задачи мероприятия:
- совершенствование методического и материально-технического обеспечения амбулаторно-поликлинических учреждений Воронежской области (АПУ ВО), оказывающих первичную медико-санитарную помощь, для внедрения эффективных методов выявления и коррекции факторов риска основных неинфекционных заболеваний;
- внедрение в АПУ ВО эффективных технологий профилактики неинфекционных заболеваний среди взрослого населения;
- совершенствование системы обучения медицинских работников АПУ ВО эффективным технологиям проведения профилактики неинфекционных заболеваний.
Сроки реализации мероприятия - 2013 - 2017 годы.
Финансовая потребность для реализации мероприятия программы на 2013 -2017 годы составляет 131997,49 тыс. руб. из средств областного бюджета, в том числе по годам: 2013 год - 18731,55 тыс. руб.; 2014 год - 39514,49 тыс. руб.; 2015 год - 40918,45 тыс. руб.; 2016 год - 22028,27 тыс. руб.; 2017 год - 10804,73 тыс. руб.
Финансовые средства будут направлены на:
- проведение косметического ремонта в кабинетах медицинской профилактики и отделениях медицинской профилактики;
- оснащение оборудованием государственных бюджетных учреждений для проведения работы по медицинской профилактике, проблемам питания для оценки и коррекции пищевого статуса;
- оснащение мебелью кабинетов медицинской профилактики и отделений медицинской профилактики;
- оснащение расходными материалами бюджетных учреждений для проведения работы по медицинской профилактике, проблемам питания для оценки и коррекции пищевого статуса;
- оснащение оборудованием для трансляции информационных материалов в медицинских организациях;
- разработка и тиражирование методических материалов по выявлению и коррекции факторов риска основных неинфекционных заболеваний;
- изготовление и тиражирование листков регистрации факторов риска для медицинских работников;
- организация и проведение профилактических мероприятий по снижению уровня распространённости вредных привычек среди работающих в организованных коллективах учреждений и организаций;
- организация и проведение областных конкурсов, направленных на профилактику неинфекционных заболеваний, активного семейного отдыха; приобретение поощрительных призов;
- организация и проведение циклов обучения медицинских работников эффективным технологиям проведения профилактики неинфекционных заболеваний среди населения;
- проведение дистанционного обучения врачей по медицинской профилактике (72 часа) силами специалистов Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГНИЦПМ МЗ РФ);
- организация и проведение семинаров для медицинских работников общелечебной сети по организации работы по профилактике факторов риска;
- организация подготовки врачей-диетологов на циклах первичной специализации;
- приобретение диагностических комплексов для детей на базе шасси КАМАЗ;
- приобретение микроавтобуса (11 мест) для БУЗ ВО ВОЦМП для организации выездной работы;
- приобретение 6 передвижных цифровых флюорографов на базе шасси КАМАЗ для казенного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.С. Похвисневой (КУЗ ВО ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой) и районных противотуберкулезных диспансеров;
- приобретение передвижного маммографа на базе шасси КАМАЗ для бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический онкологический диспансер" (БУЗ ВО ВОКОД);
- приобретение ультразвуковых сканеров для определения состояния брахеоцефальных артерий.
Реализация мероприятия позволит амбулаторно-поликлиническим учреждениям Воронежской области, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, внедрить эффективные методы выявления и коррекции факторов риска основных неинфекционных заболеваний, организовать и провести профилактические мероприятия по снижению уровня распространённости вредных привычек.
Участники мероприятия - департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области.
4.7. Оптимизация здорового питания населения Воронежской области
Целью мероприятия является снижение распространенности факторов риска, связанных с питанием, у населения Воронежской области.
Задачи:
- повышение информированности различных групп населения о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска, доступности продуктов здорового и диетического питания;
- совершенствование системы подготовки кадров для обеспечения помощи в профилактике факторов риска, связанных с питанием;
- организация службы помощи при ожирении и диетологической коррекции факторов риска, внедрение программ профилактики и лечения, связанных с питанием, в региональную систему здравоохранения;
- анализ ситуации, связанной с вопросами здорового питания и различными аспектами диетологической коррекции факторов риска.
Сроки реализации мероприятия - 2013 - 2017 годы.
Финансовая потребность для реализации мероприятий подпрограммы составляет 19923,59 тыс. руб. из средств областного бюджета, в том числе по годам: 2013 год - 0 тыс. руб.; 2014 год - 5146,85 тыс. руб.; 2015 год - 4990,73 тыс. руб.; 2016 год - 4750,73 тыс. руб.; 2017 год - 5035,28 тыс. руб.
Финансовые средства будут направлены на:
а) повышение информированности различных групп населения о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска и доступности продуктов здорового и диетического питания, в том числе:
- организация и оснащение компьютерным оборудованием 36 диетологических кабинетов в государственных учреждениях здравоохранения Воронежской области;
- изготовление и размещение в печатных СМИ информационных материалов о принципах и необходимости здорового питания;
- изготовление и тиражирование для населения полиграфической продукции, содержащей сведения о здоровом питании и по различных аспектах диетологической коррекции факторов риска;
- изготовление и размещение наружной рекламы, рекламно-информационных материалов по здоровому питанию и различным аспектам диетологической коррекции факторов риска;
- размещение аудио-, видеороликов, телевизионных программ, аудио- и видеосюжетов о различных аспектах диетологической коррекции факторов риска;
- проведение массовых социально-пропагандистских кампаний (акций) для населения, направленных на пропаганду здорового питания, в том числе изготовление информационных материалов и приобретение поощрительных призов для участников;
б) совершенствование системы подготовки кадров для обеспечения помощи в профилактике факторов риска развития заболеваний, связанных с питанием:
- организация и проведение семинаров для медицинских работников по здоровому питанию и различным аспектам диетологической коррекции факторов риска;
- изготовление и тиражирование методических рекомендаций для медицинских работников по здоровому питанию и аспектам диетологической коррекции факторов риска;
- приобретение программного комплекса "Индивидуальная диета 3,0, профессиональная версия";
- мониторинг и оценка информированности населения в вопросах здорового питания и различных аспектах диетологической коррекции факторов риска, анализ ситуации, изучение исходной информированности населения, системы подготовки специалистов и способов коррекции избыточного веса: составление и тиражирование опросников, организация и проведение опросов, сбор, обработка и описание результатов, последующий мониторинг и оценка.
Реализация мероприятия позволит:
- повысить информированность населения о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска и доступности продуктов здорового и диетического питания до 90 %;
- снизить распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, связанных с нерациональным питанием (повышенное потребление животного жира, простых углеводов, поваренной соли, недостаточное потребление овощей и фруктов) на 20 % от уровня 2013 года;
- снизить распространенность избыточной массы тела, гиперхолестеринемии на 5% от уровня 2013 года;
- провести мониторинг по вопросам здорового питания и по различным аспектам диетологической коррекции факторов риска.
Участники мероприятия - департамент здравоохранения Воронежской области, департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области.
4.8. Повышение уровня физической активности населения Воронежской области
Целью мероприятия является повышение уровня физической активности населения Воронежской области.
Задачи мероприятия:
- увеличение информированности населения о пользе физической активности и мотивации увеличения физической активности;
- увеличение информированности медицинских работников о пользе физической активности и улучшение качества оказания консультативной помощи населению;
- активное использование спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой населения;
- совершенствование системы подготовки медицинских работников по оказанию консультативной помощи населению по вопросам физической активности.
Срок реализации мероприятия - 2013 - 2017 годы.
Финансовое обеспечение мероприятия составляет 17708,4 тыс. руб. из средств областного бюджета, в том числе по годам: 2013 год - 0 тыс. руб.; 2014 год - 8883,0 тыс. руб.; 2015 год - 3866,3 тыс. руб.; 2016 год - 2454,55 тыс. руб.; 2017 год - 2504,55 тыс. руб.
Финансовые средства будут направлены на:
а) увеличение информированности населения о пользе физической активности и мотивации увеличения физической активности:
- изготовление и размещение информационных материалов, социальной рекламы о пользе физической активности в печатных СМИ;
- изготовление и тиражирование для населения полиграфической продукции, содержащей сведения о пользе физической активности;
- размещение аудио-, видеороликов, телевизионных программ, аудио- и видеосюжетов о физической активности;
- организация и обеспечение проведения кампаний для привлечения населения к увеличению физической активности;
- организация и проведение семинаров для медицинских работников общелечебной сети по организации работы по вопросам повышения физической активности;
- изготовление и тиражирование методических рекомендаций для медицинских работников по различным аспектам повышения физической активности;
б) развитие инфраструктуры для занятий физической культурой, в том числе:
- оборудование залов лечебной физической культуры (ЛФК) бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной центр медицинской профилактики" (БУЗ ВО ВОЦМП) и "Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины "Реабилитация" (БУЗ ВО ВОЦЛФ и СМ "Реабилитация") необходимым оборудованием и спортивным инвентарём для охвата физической активностью работников бюджетной сферы;
- приобретение спортивного инвентаря для учреждений социального обеспечения семьи, женщин и детей Воронежской области;
- приобретение спортивного оборудования для учреждений начального и среднего профессионального образования, интернатных учреждений и дошкольных образовательных учреждений;
в) анализ уровня физической активности населения - проведение мониторингов и оценка уровня физической активности населения Воронежской области.
Реализация мероприятия позволит:
- повысить информированность населения о пользе физической активности и мотивацию увеличения физической активности до 90 %;
- снизить уровень распространенности низкой физической активности среди населения Воронежской области на 10 % от уровня 2013 года;
- улучшить условия для занятий физкультурой и спортом в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты.
Участники мероприятия - департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, департамент труда и социального развития Воронежской области, департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области, управление физической культуры и спорта Воронежской области.
4.9. Комплексные меры по ограничению потребления табака и алкоголя в Воронежской области на 2013 - 2017 годы
Целью мероприятия является снижение уровня распространенности курения у населения Воронежской области.
Задачи мероприятия:
- повышение информированности населения о вреде активного и пассивного курения табака, о способах его преодоления и формирование в общественном сознании установок о неприемлемости потребления табака в обществе;
- совершенствование системы подготовки кадров для обеспечения помощи в профилактике и прекращении курения среди населения;
- организация службы плановой помощи в преодолении потребления табака, внедрение технологии лечения табачной зависимости в региональную систему здравоохранения;
- исследование распространенности потребления табака и эффективности принимаемых мер борьбы с курением.
Сроки реализации мероприятия - 2013 - 2017 годы.
Финансовая потребность для реализации мероприятия составляет 31060,88 тыс. руб. из средств областного бюджета, в том числе по годам: 2013 год - 0 тыс. руб.; 2014 год - 8507,38 тыс. руб.; 2015 год - 7507,38 тыс. руб.; 2016 год - 7522,68 тыс. руб.; 2017 год - 7523,44 тыс. руб.
Финансовые средства будут направлены на:
а) повышение информированности населения:
- изготовление и размещение социальной рекламы и информационных материалов в СМИ;
- изготовление и тиражирование для населения печатной продукции;
- изготовление и размещение наружной рекламы;
- размещение в СМИ аудио-, видеороликов;
- проведение массовых социальных пропагандистских кампаний (акций), приобретение поощрительных призов;
б) совершенствование системы подготовки кадров:
- организация и проведение семинаров для медработников;
- изготовление и тиражирование методических материалов для медицинских работников и населения;
в) организацию службы плановой помощи в преодолении потребления табака:
- приобретение спирометров для работы кабинетов медицинской помощи при отказе от курения в ОМП;
- приобретение антиникотиновых пластырей "Никоретте" для студентов, желающих избавиться от курения;
- приобретение антиникотиновых пластырей "Никоретте" для пациентов кабинетов медицинской помощи при отказе от курения в ОМП;
- приобретение загубников для аппаратов "Смокелайзер" в КМП;
г) мониторинг и оценка информированности населения о вреде курения табака, способах его преодоления, анализ ситуации и системы подготовки кадров для обеспечения помощи в профилактике и прекращении курения среди населения, а также организация помощи в преодолении потребления табака.
Реализация мероприятия позволит:
- повысить информированность населения Воронежской области о вреде активного и пассивного курения табака, о способах его преодоления до 90%;
- снизить распространенность курения в Воронежской области на 10 - 12% от уровня 2013 года;
- повысить уровень знаний не менее 200 медицинских работников по вопросам помощи в профилактике и прекращении курения среди населения.
Участники мероприятия - департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области.
4.10. Профилактика вредных привычек, формирование основ здорового образа жизни среди детей, подростков и студентов в Воронежской области
Целью мероприятия является сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и студентов, снижение уровня распространенности вредных привычек, формирование навыков рационального питания.
Задачи мероприятия:
- повышение уровня информированности детей и подростков о вреде табакокурения и употребления алкоголя, а также нерационального питания;
- совершенствование системы подготовки кадров для обеспечения помощи в профилактике и отказе от вредных привычек, а также формирования навыков рационального питания среди детей, подростков и студентов;
- совершенствование системы подготовки кадров (родители, медицинские и социальные работники, педагоги, психологи) для обеспечения помощи в профилактике и отказе от вредных привычек, а также формирования навыков рационального питания среди детей, подростков и студентов;
- внедрение программ борьбы с вредными привычками, а также рационализации питания и пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и студентов.
Срок реализации мероприятия - 2013 - 2017 годы.
Финансовая потребность для реализации мероприятий подпрограммы на 2013 - 2017 годы составляет 18994 тыс. руб. из средств областного бюджета, в том числе по годам: 2013 год - 0 тыс. руб.; 2014 год - 6581,62 тыс. руб.; 2015 год - 4629,12 тыс. руб.; 2016 год - 3891,62 тыс. руб.; 2017 год - 3891,64 тыс. руб.
Финансовые средства будут направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и студентов, снижение уровня распространенности вредных привычек, формирование основ рационального питания:
а) повышение информированности подростков, студентов и родителей о поведенческих факторах риска:
- изготовление и тиражирование полиграфической продукции, содержащей сведения о необходимости отказа от вредных привычек, формировании основ рационального питания;
- разработка методических материалов для медицинских и социальных работников, психологов, учителей по профилактике поведенческих факторов риска у детей и подростков;
- размещение аудио-, видеоматериалов пропагандирующих отказ от вредных привычек, формирование основ рационального питания;
б) совершенствование системы подготовки кадров:
- организация и проведение семинаров по методике работы по профилактике вредных привычек и формированию потребности в физической активности среди детей и подростков;
- изготовление и тиражирование методических материалов для медицинских и социальных работников, педагогов, психологов в целях профилактики вредных привычек, а также обучения принципам рационального питания;
- изготовление и тиражирование полиграфической продукции для родителей по формированию мотивации к отказу от вредных привычек, обучению принципам рационального питания;
- разработка и изготовление печатной продукции, содержащей сведения о профилактике заболеваний и основам здорового образа жизни;
в) внедрение программ профилактики факторов риска, борьбы с вредными привычками и рационализации питания:
- профилактику заболеваний репродуктивной сферы (трёхкратное прививание ежегодно 100 девочек 9 - 12 лет, воспитанниц школ-интернатов, против вируса папилломы человека);
- приобретение презервативов для профилактики нежелательной беременности и сохранения репродуктивного здоровья;
- приобретение оральных контрацептивов для подростков и студентов, перенесших аборт;
- мониторинг и оценка уровня профилактики вредных привычек, а также рационализации питания среди детей и подростков;
г) создание методологического центра по профилактике заболеваний и борьбе с факторами риска среди студентов на базе БУЗ ВО "Городская поликлиника N 15";
- приобретение автомобиля "Газель" (13 мест) для БУЗ ВО "Городская поликлиника N 15" для выездных форм работы;
- оснащение БУЗ ВО "Городская поликлиника N 15" оборудованием для трансляции информационных материалов;
- приобретение БУЗ ВО "Городская поликлиника N 15" мини-типографии для изготовления информационных материалов;
- разработка и изготовление печатной продукции, содержащей сведения о профилактике заболеваний и основам здорового образа жизни;
Реализация мероприятия позволит:
- повысить информированность о поведенческих факторах риска до 90 % среди подростков и студентов;
- подготовить 100 специалистов по вопросам оказания помощи в профилактике и отказе от вредных привычек, а также формирования навыков рационального питания среди детей, подростков и студентов;
- провести мониторинг уровня профилактики вредных привычек и отказа от вредных привычек среди детей и подростков.
Участники мероприятия - департамент здравоохранения Воронежской области, департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области.
4.11. Раннее выявление заболеваний и факторов риска развития заболеваний
Целью мероприятия является повышение условий для раннего выявления онкологических заболеваний, сахарного диабета, профилактики суицидов, предупреждения рождения детей с генетической патологией.
Срок реализации мероприятия - 2013 - 2017 годы.
Финансовая потребность для реализации мероприятий подпрограммы на 2013 - 2017 годы составляет 26993,04 тыс. руб. из средств областного бюджета, в том числе по годам: 2013 год - 0 тыс. руб.; 2014 год - 10368,26 тыс. руб.; 2015 год - 5728,26 тыс. руб.; 2016 год - 5448,26 тыс. руб.; 2017 год - 5448,26 тыс. руб.
Финансовые средства будут направлены на следующие задачи:
а) профилактика суицидов:
- оснащение отделений медицинской профилактики в амбулаторно-поликлинических учреждениях программно-аппаратным комплексом для раннего выявления лиц с суицидальными наклонностями;
- организация обучения психологов по вопросам суицидологии на циклах тематического усовершенствования;
- организация обучения врачей первичного звена (Врачей общей практики (ВОП), терапевтов, педиатров) по вопросам ранней диагностики суицидальных тенденций на циклах тематического усовершенствования;
- создание на базе БУЗ ВО ВОЦМП "Школы воспитания здорового и успешного ребёнка" для работы с населением;
б) профилактика рождения детей с генетическими заболеваниями:
- закупка реактивов для медико-генетической консультации БУЗ "Воронежская областная клиническая больница N 1" (БУЗ ВО ВОКБ N1) для генетического обследования семейных пар с факторами риска генетических и наследственных заболеваний;
- издание информационных материалов для населения и методических рекомендаций для врачей о факторах риска, маркерах генетических заболеваний и показаниях к генетическому исследованию;
в) раннее выявление онкологических заболеваний:
- закупка реактивов для исследования крови на онкомаркеры посетителей Центров здоровья старше 40 лет;
- приобретение системы для приготовления и окрашивания мазков при проведении цитологических исследований;
г) раннее выявление сахарного диабета - закупка анализаторов гликозилированного гемоглобина с принадлежностями для 12 Центров здоровья.
Реализация данного мероприятия позволит повысить:
- раннее выявление онкологических заболеваний на 7 % от уровня 2013 года; - раннее выявление сахарного диабета на 10 % от уровня 2013 года;
- уменьшить количество детей, родившихся с генетической патологией, на 20 % от уровня 2013 года;
- выявление людей с суицидальными наклонностями.
Участник мероприятия - департамент здравоохранения Воронежской области.
Раздел 5. Ресурсное обеспечение долгосрочной областной целевой программы
Суммарная потребность в ассигнованиях, направляемых на финансирование программы в 2010 - 2017 годах, в ценах соответствующих лет, составляет 271844,32 тыс. рублей:
- средства федерального бюджета за 2010 год - 6943,4 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 264900,92 тыс. рублей
Источником средств для реализации программы являются средства федерального и областного бюджетов. Средства областного бюджета составляют 97,45% от общего объема финансирования.
Объемы и источники финансирования программы в ценах соответствующих лет по годам реализации представлены в таблицах 5.1, 5.2.
Объем финансирования за счет бюджетов всех уровней подлежит корректировке в соответствии с законами о федеральном, областном бюджетах на соответствующий период.
Все расходы на реализацию программных мероприятий будут осуществляться по статьям "Капитальные вложения (за исключением объектов капитального строительства)" и "Прочие нужды" (приложения N 1, N 2).
Таблица 5.1.
Динамика финансирования, источники и направления расходов долгосрочной областной целевой программы "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2017 годы)
Таблица 5.2.
Динамика финансирования, источники и направления расходов долгосрочной областной целевой программы в разрезе государственных заказчиков
Исполнители |
Всего |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Департамент здравоохранения Воронежской области |
247543,07 |
11066,90 |
2256,52 |
7481,50 |
20185,55 |
70474,39 |
64079,73 |
41393,35 |
30605,13 |
Департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области |
13596,18 |
|
|
|
|
3399,07 |
3432,37 |
3432,37 |
3332,37 |
Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области |
5081,57 |
|
|
|
|
1270,39 |
1270,39 |
1270,39 |
1270,4 |
Департамент труда и социального развития Воронежской области |
5000,00 |
|
|
|
|
5000,00 |
|
|
|
Управление физической культуры и спорта Воронежской области |
623,50 |
|
|
|
|
311,75 |
311,75 |
|
|
Всего: |
271844,32 |
11066,90 |
2256,52 |
7481,5 |
20185,55 |
80455,60 |
69094,24 |
46096,11 |
35207,90 |
Раздел 6. Механизм реализации долгосрочной областной целевой программы
Финансирование мероприятий программы, выбор государственными заказчиками исполнителей программных мероприятий, передача полномочий по размещению государственного заказа подведомственным учреждениям, порядок заключения государственных контрактов и договоров осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. К реализации мероприятий программы могут привлекаться социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Законом Воронежской области от 06.10.2011 N 134-ОЗ "О государственной (областной) поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Воронежской области".
Объемы финансирования программы за счет средств областного бюджета ежегодно определяются в соответствии с законом Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Государственные заказчики программы с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств и итогов выполнения отдельных ее этапов ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
При необходимости государственный заказчик либо государственный заказчик-координатор программы вносит в департамент экономического развития Воронежской области обоснованные предложения о продлении срока реализации программы. Распределение средств областного бюджета на реализацию мероприятий программы между ее государственными заказчиками осуществляется на основе объемов финансирования, представленных в разделе 5 "Ресурсное обеспечение долгосрочной областной целевой программы".
Ход реализации мероприятий программы описан в разделе 4 "Система основных мероприятий долгосрочной целевой программы".
Государственные заказчики программы ежеквартально и ежегодно в установленные сроки подготавливают доклады о ходе реализации программы и эффективности использования средств, которые содержат: сведения о результатах выполнения мероприятий подпрограмм за отчетный период; данные о целевом использовании и объемах полученных бюджетных и внебюджетных средств; сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программы; сведения о соответствии фактических показателей реализации программы показателям, установленным при ее утверждении; информацию о полноте выполнения мероприятий программы; сведения о наличии и объемах незавершенного производства; оценку эффективности результатов реализации программы; оценку влияния фактических результатов реализации программы на различные сферы экономики Воронежской области, и представляют их в БУЗ ВО ВОЦМП для анализа. БУЗ ВО ВОЦМП представляет информацию государственному заказчику-координатору.
Корректировка программы осуществляется в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации".
Раздел 7. Организация управления областной целевой программой и контроль за ходом ее реализации
Государственным заказчиком-координатором и основным исполнителем программы является департамент здравоохранения Воронежской области.
Департамент здравоохранения Воронежской области с учетом выделяемых ежегодно на реализацию долгосрочной областной целевой программы средств распределяет их по программным мероприятиям.
Департамент здравоохранения области с учетом хода реализации программы в текущем году уточняет объем средств, необходимых для финансирования программы в отчетном финансовом году и на плановый период, и представляет в установленные сроки бюджетные заявки по долгосрочной областной целевой программе, предлагаемые к финансированию за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году и на плановый период в департамент экономического развития области в установленном порядке.
Департамент здравоохранения области ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и по итогам года - до 1 марта года, следующего за отчетным годом, направляет в департамент экономического развития Воронежской области и контрольное управление правительства Воронежской области отчет о реализации мероприятий программы на бумажном носителе и в электронном виде в формате Excel.
Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области представляет в департамент экономического развития Воронежской области и контрольное управление правительства Воронежской области ежеквартально (нарастающим итогом с начала года) до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и по итогам года - до 1 марта года, следующего за отчетным годом, - информацию о кассовом плане, доведенном до государственных заказчиков программы на отчетный период, финансировании программы и произведенных государственными заказчиками программы и их подведомственными государственными учреждениями кассовых расходах на реализацию программы за счет средств областного бюджета.
Департамент экономического развития области до 25 марта года, следующего за отчетным годом, подготавливает и представляет сводный отчет о реализации программы за отчетный год с рейтинговой оценкой эффективности реализации программы в правительство Воронежской области для рассмотрения на заседании правительства Воронежской области.
Раздел 8. Оценка социально-экономической (экологической) эффективности долгосрочной областной целевой программы
Методика расчета показателей эффективности
1. Охват профилактическими мероприятиями пациентов центров здоровья (% от числа зарегистрированных граждан с факторами риска) рассчитывается по формуле:
, где:
- количество граждан с факторами риска, выявленных в центрах здоровья за отчетный период;
- количество зарегистрированных граждан с факторами риска, подлежащих профилактическим мероприятиям;
- доля лиц, охваченных профилактическими мероприятиями, из числа зарегистрированных граждан с факторами риска, %.
2. Количество человек, прошедших комплексное обследование в центрах здоровья (в расчете на 1000 населения):
, где:
- число комплексных обследований населения в центрах здоровья за отчетный период;
- численность населения области;
- количество человек, прошедших комплексное обследование, в расчете на 1000 населения.
3. Доля лиц, обученных основам здорового образа жизни (% от числа населения Воронежской области), рассчитывается по формуле:
, где:
- число обученных основам здорового образа жизни за отчетный период;
- численность населения области;
- доля лиц, обученных основам здорового образа жизни, %.
4. Доля диспансерных больных, обученных в "школах здоровья" (% от числа взятых на диспансерный учет за отчетный период), рассчитывается по формуле:
, где:
- число лиц соответствующего возраста, обученных в "школах здоровья", из числа взятых на диспансерный учет за отчетный период;
- число лиц соответствующего возраста, взятых на диспансерный учет за отчетный период;
- доля диспансерных больных, обученных в "школах здоровья" (в возрасте от 18 лет и старше), %.
5. Доля подростков в возрасте 15 - 18 лет, в отношении которых проводится мониторинг вредных привычек (% от количества подростков в возрасте 15 - 18 лет, учащихся школ, первых курсов высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений), рассчитывается по формуле:
, где:
- число подростков в возрасте 15 - 18 лет (учащихся школ, первых курсов высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений), в отношении которых проводится мониторинг вредных привычек за отчетный период;
- количество подростков в возрасте 15 - 18 лет (учащихся школ, первых курсов высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений);
- доля подростков в возрасте 15 - 18 лет (учащихся школ, первых курсов высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений), в отношении которых проводится мониторинг вредных привычек, %.
6. Доля амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения (АПУ), имеющих кабинеты медицинской профилактики/отделения медицинской профилактики (КМП/ОМП) (% от общего количества амбулаторно-поликлинических учреждений):
, где
- количество АПУ, в которых организованы КМП/ОМП;
- количество АПУ, в которых должны быть организованы КМП/ОМП;
- доля АПУ, в которых организованы КМП/ОМП, %.
7. Доля учреждений здравоохранения с внедрением листов регистрации и контроля факторов риска (% от общего количества амбулаторно-поликлинических учреждений):
, где
- количество АПУ, в которых внедрены листки регистрации и контроля ФР;
- количество АПУ, в которых должны быть внедрены листки регистрации и контроля ФР;
- доля АПУ, в которых в которых внедрены листки регистрации и контроля ФР, %.
8. Доля населения, информированного о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска и продуктах здорового и диетического питания (% среди населения репрезентативной выборки):
, где
- количество опрошенных, информированных о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска и продуктах здорового и диетического питания;
- количество опрошенных, составляющих репрезентативную выборку;
- доля из количества опрошенных, информированных о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска и продуктах здорового и диетического питания, %.
9. Доля лиц среди взрослых с избыточной массой тела (% от числа лиц, посетивших центры здоровья):
, где
- число лиц взрослого населения с избыточной массой тела;
- число лиц, посетивших центры здоровья;
- доля взрослого населения с избыточной массой тела, %.
10. Доля населения, мотивированного на увеличение уровня физической активности (% среди населения репрезентативной выборки):
, где
- количество опрошенных, мотивированных на увеличение уровня физической активности;
- количество опрошенных, составляющих репрезентативную выборку;
- доля населения репрезентативной выборки, мотивированного на увеличение уровня физической активности, %.
11. Ежегодное снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения (% ежегодного снижения потребления алкогольной продукции на душу населения):
, где
- среднедушевое потребление алкогольной продукции в перерасчёте на этиловый спирт (абсолютный алкоголь) в предшествующем году;
- среднедушевое потребление алкогольной продукции в перерасчёте на этиловый спирт (абсолютный алкоголь) в текущем году;
- показатель ежегодного снижения потребления алкогольной продукции на душу населения, %.
12. Доля курящих среди населения (% среди населения репрезентативной выборки):
, где
- число курящих среди населения репрезентативной выборки;
- численность населения репрезентативной выборки;
- доля курящих среди населения, %.
13. Доля подростков, информированных о поведенческих факторах риска (вредных
привычках, низкой физической активности, нерациональном питании) (% среди подростков репрезентативной выборки):
, где
- число проинформированных подростков репрезентативной выборки;
- численность подростков репрезентативной выборки;
- доля информированных среди подростков, %.
14. Доля девочек (девушек) интернатных учреждений в возрасте 10 - 13 лет, охваченных прививками против вируса папилломы человека (% от общего количества):
, где
- количество девочек (девушек) интернатных учреждений в возрасте 10 - 13 лет, охваченных прививками против вируса папилломы человека;
- количество девочек (девушек) интернатных учреждений в возрасте 10 - 13 лет, которых необходимо охватить прививками против вируса папилломы человека;
- доля девочек (девушек) интернатных учреждений в возрасте 10 - 13 лет, охваченных прививками против вируса папилломы человека, в %.
15. Доля повторной подростковой беременности (% от числа подростковой беременности):
, где
- число повторных беременностей у подростков в текущем году;
- общее число подростковой беременности в текущем году;
- доля повторной подростковой беременности, %.
16. Доля детей, родившихся с генетической патологией (% от общего числа родов в текущем году):
, где
- число детей, родившихся с генетической патологией в текущем году;
- число родов в текущем году;
- доля детей, родившихся с генетической патологией, в %.
17. Доля лиц, охваченных мониторингом на выявление суицидально опасного поведения (% от общего количества охваченных мониторингом):
, где
- количество выявленных лиц с суицидально опасным поведением в текущем году;
- количество лиц, охваченных мониторингом на выявление суицидально опасного поведения, в текущем году;
- доля выявленных лиц с суицидально опасным поведением, %.
18. Доля случаев рака шейки матки, выявленных на ранних стадиях (доля случаев раннего выявления рака шейки матки в %):
, где
- количество случаев рака шейки матки, выявленных на ранних стадиях в текущем году;
- количество случаев рака шейки матки, выявленных в текущем году;
- доля случаев раннего выявления рака шейки матки, %.
Постановлением Правительства Воронежской области от 9 августа 2013 г. N 709 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Приложение N 1
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие медицинской профилактики
и формирование здорового образа жизни у населения
Воронежской области" (2010 - 2017 годы)
Перечень (план)
мероприятий по капитальным вложениям (за исключением объектов капитального строительства) долгосрочной областной целевой программы)
13 июля 2010 г., 4 апреля 2012 г., 9 августа 2013 г.
Постановлением Правительства Воронежской области от 9 августа 2013 г. N 709 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Приложение N 2
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие медицинской профилактики
и формирование здорового образа жизни у населения
Воронежской области" (2010 - 2017 годы)
Перечень (план)
прочих нужд долгосрочной областной целевой программы
13 июля 2010 г., 2 ноября 2012 г., 9 августа 2013 г.
тыс. рублей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Воронежской области от 30 декабря 2009 г. N 1145 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2017 годы)"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Молодой Коммунар" от 16 января 2010 г. N 4
Постановлением Правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 г. N 1189 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Воронежской области от 27 ноября 2013 г. N 1040
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Воронежской области от 9 августа 2013 г. N 709
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Воронежской области от 2 ноября 2012 г. N 994
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Воронежской области от 4 апреля 2012 г. N 244
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Воронежской области от 13 июля 2010 г. N 567
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления