Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Нововоронежской городской Думы
от 8 июля 2010 г. N 44
Правила (Стандарты)
деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа - город Нововоронеж
1. Общие положения
1.1. Правила (Стандарты) деятельности Контрольно-счетной палатой городского округа - город Нововоронеж (далее Контрольно-счетной палаты), разработаны в соответствии с рекомендациями ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, устанавливают единые требования и основные правила проведения контрольных мероприятий, которые обязаны соблюдать инспекторы-ревизоры Контрольно-счетной палаты.
В основных положениях Стандартов учтены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в России.
1.2. Целью Стандартов является обеспечение качественного и методически правильного проведения контрольных мероприятий.
1.3. Задачами Стандартов являются:
- определение общих правил и процедур проведения контрольных мероприятий;
- определение методических основ проведения контрольных мероприятий.
1.4. Особенности проведения контрольных мероприятий, связанные со спецификой предварительного, оперативного и последующего контроля формирования и исполнения бюджетов, аудита эффективности, регламентируются другими, не противоречащими настоящему Стандарту документами, утвержденными в Контрольно-счетной палате.
2. Содержание контрольных мероприятий
2.1. Общие сведения о контрольных мероприятиях
2.1.1. Контрольные мероприятия, проводимые Контрольно-счетной палатой, подразделяются на следующие группы:
а) в соответствии с основанием для их проведения:
- контрольные мероприятия по поручениям и обращениям, обязательным к включению в план работы контрольно-счетной палаты;
- контрольные мероприятия по обращениям, обязательным для рассмотрения при формировании плана работы Контрольно-счетной палаты;
- контрольные мероприятия по обращениям, не обязательным для рассмотрения;
- контрольные мероприятия по инициативе Контрольно-счетной палаты.
б) по отношению к контролю бюджетов и контролю использования муниципальной собственности:
- контрольные мероприятия в рамках контроля подготовки (составления) проекта бюджета городского округа - город Нововоронеж;
- контрольные мероприятия в рамках контроля исполнения бюджета городского округа - город Нововоронеж;
- контрольные мероприятия по проверке порядка учета распоряжения и эффективности использования муниципальной собственности;
- контрольные мероприятия по проверке правильности организации и проведения приватизации муниципальной собственности;
- иные мероприятия.
2.1.2. Контрольное мероприятие - это форма организации контрольных действий, осуществляемых в виде проверок или ревизий в соответствии с утвержденной программой, результаты которых отражаются в отчете.
2.1.3. Целью проведения контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты является определение законности и эффективности исполнения, использования муниципальной собственности.
2.1.4. Объектами контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты являются органы местного самоуправления, предприятия и организации, учреждения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из местного бюджета, или используют муниципальную собственность либо управляют ею.
Объектами контрольных мероприятий также являются общественные объединения, иные негосударственные некоммерческие организации в части их деятельности, связанной с получением, перечислением или использованием средств местного бюджета, использованием муниципальной собственности и управлением ею.
2.1.5. Предметом контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты являются средства местного бюджета, финансовая помощь из федерального бюджета и бюджета Воронежской области местному бюджету, а так же муниципальная собственность, деятельность по управлению и распоряжению ею.
2.1.6. По информационному обеспечению различают документальный и фактический контроль.
Документальный контроль обеспечивает проверку финансовых и хозяйственных операций по первичным учетным документам, регистрам бухгалтерского учета, отчетности, нормативной и другой документации.
Фактический контроль состоит в установлении реального состояния объекта контроля. Фактический контроль обеспечивает проверку итогов выполнения муниципальных программ, положения дел в той или иной организации, содержания ее работы, состояния материальных и денежных средств, результатов произведенных работ и оказанных услуг.
2.1.7. В зависимости от повторяемости и решения определенных задач контрольные мероприятия делятся на первичные, повторные и дополнительные. Все контрольные мероприятия проводятся в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты на очередной год.
Первичные контрольные мероприятия проводятся инспекторами-ревизорами, указанными в первоначальных распоряжениях о проведении мероприятий. Повторные контрольные мероприятия проводятся для проверки полноты выполнения представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты.
При необходимости в ходе проведения контрольных мероприятий допускается изменение состава инспекторов-ревизоров.
Дополнительные контрольные мероприятия проводятся в случаях, когда в Контрольно-счетной палате принимается решение о том, что отчет о результатах мероприятия следует считать промежуточным, а мероприятие продолжить. На проведение дополнительного углубленного контрольного мероприятия утверждается программа. При этом состав инспекторов-ревизоров может быть изменен при наличии соответствующего решения.
2.1.8. Контрольно-счетной палатой могут проводиться совместные и параллельные контрольные мероприятия в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии с государственными органами, контрольно-счетными органами Российской Федерации, а также с иными органами финансового контроля.
Особенности порядка проведения указанных контрольных мероприятий регламентируются соответствующими нормативными документами Контрольно-счетной палаты.
2.2. Содержание ревизий
2.2.1. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных процедур по документальному и фактическому контролю совершенных финансовых и хозяйственных операций ревизуемой организации за определенный период, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также деятельности объекта контроля в целом на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации.
2.2.2. В целях составления реальных планов проведения ревизий, расчета необходимого для этого времени ревизии подразделяются по определенным классификационным признакам:
по степени охвата данных финансово-хозяйственных операций - сплошные, выборочные и комбинированные;
по полноте охвата деятельности ревизуемого объекта, в зависимости от целенаправленности и круга вопросов, подлежащих проверке, - тематические, комплексные;
по кругу вопросов, подлежащих проверке, и звенности ревизуемых объектов - сквозные и локальные.
2.2.3. Сплошная ревизия проводится по всем документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражена финансовая и хозяйственная деятельность.
Выборочная ревизия - это ревизия, при которой проверке подвергаются какой-либо один вид операций или период наиболее интенсивной деятельности, например, кассовые операции, последний месяц квартала, IV квартал.
При комбинированной ревизии отдельные участки деятельности проверяемой организации подвергаются сплошной проверке, другие - выборочной. При выявлении в ходе выборочной ревизии злоупотреблений, нарушений и недостатков осуществляется переход к сплошному методу проверки ревизуемого участка.
Тематическая ревизия проводится для получения общей характеристики состояния дел по отдельным вопросам (темам) не только ревизуемой организации, но и других типичных организаций, что способствует вскрытию и устранению выявленных недостатков и нарушений в целом по проверяемым вопросам (темам).
Комплексная ревизия представляет собой всестороннюю и взаимосвязанную проверку всех участков деятельности организации.
При сквозных ревизиях проверяются органы местного самоуправления, их структурные подразделения, другие организации.
Локальные ревизии проводятся в одной организации.
2.3. Содержание проверок
2.3.1. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дела на определенном участке проверяемой организации.
2.3.2. В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные.
Камеральные проверки - проверки, проводимые по месту нахождения Контрольно-счетной палаты на основе документов, представленных объектом контроля. Данные их результатов используются при проведении выездных проверок.
Выездные проверки проводятся по месту нахождения проверяемого объекта.
2.3.3. Виды проверок определяются количеством проверяемых объектов, поставленных целей, предметом проверки и объемом проверяемых вопросов, утверждаемых в программе контрольного мероприятия, и в зависимости от этого подразделяются на выборочные, разовые, комплексные и тематические.
Выборочные проверки предусматривают обследования положения дел на одном или нескольких объектах проверки при невозможности сплошной проверки всех объектов.
Разовые проверки имеют целью изучить отдельный вопрос или убедиться в достоверности той или иной информации, поступившей в Контрольно-счетную палату.
Комплексные проверки - проверки, проводимые с целью одновременного изучения некоторой совокупности взаимосвязанных между собой вопросов.
Проверки тематические (целевые) - это проверки, заключающиеся в изучении и анализе деятельности проверяемых организаций по отдельным направлениям или вопросам, с преимущественным использованием приемов выборочного документального контроля.
3. Проведение контрольных мероприятий
3.1. Состав контрольных мероприятий
3.1.1. Процесс проведения контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой включает в себя три составляющих:
1) оценка достоверности исходных данных контроля, в том числе состояния бухгалтерского учета и отчетности проверяемого объекта, результатов аудиторских проверок и (или) внутреннего контроля на объекте. Оценка состояния нормативно-методической базы проверяемой деятельности. Определение выборки операций, подлежащей (полной) проверке;
2) выявление нарушений и недостатков и их последствий, обоснованности проектируемых показателей с точным и полным фиксированием в рабочей документации для последующего отражения в акте ревизии или проверки:
- всех видов нарушений, недостатков, случаев ущерба;
- нарушенных норм с указанием конкретных статей (пунктов) законов и иных нормативных правовых актов по каждому нарушению;
- сумм финансовых нарушений и оценку ущерба в валюте Российской Федерации (в случае пересчета - с указанием методики пересчета) по каждому выявленному случаю;
- видов муниципальных средств, объектов муниципальной собственности, в отношении которых совершено нарушение и (или) причинен ущерб (для средств бюджетной системы - указание вида и года бюджета, расшифровка по показателям бюджетной классификации);
- ФИО и должностей лиц, совершивших (допустивших) нарушения, руководителей проверяемых организаций;
- оценки действий (бездействия) должностных лиц в отношении выявленных недостатков и нарушений.
3) оценки формирования и использования финансовых средств, проверяемым объектом, на основании определения относительных показателей по результатам проверки выборки (доли нарушений и (или) ущерба в сумме проверенных средств (объеме проверенных операций), ее анализа, а также причин выявленных нарушений и недостатков.
3.2. Организационные основы проведения контрольных мероприятий
3.2.1. Общую организацию контрольного мероприятия осуществляет инспектор-ревизор Контрольно-счетной палаты, ответственный за его проведение.
Контрольное мероприятие проводится под непосредственным руководством руководителя контрольного мероприятия.
3.2.2. Руководству проверяемого объекта (при сквозных ревизиях или проверках - руководству головного объекта) до выезда инспекторов-ревизоров по решению руководителя Контрольно-счетной палаты, направляется уведомление о предстоящей ревизии или проверке. В уведомлении указываются основание для проведения контрольного мероприятия, тема и сроки его проведения, состав проверяющих и предлагается создать необходимые условия для проведения контрольного мероприятия.
К уведомлению прилагается утвержденная программа контрольного мероприятия (копия) и, при необходимости, перечень вопросов, ответы на которые должностные лица объекта контроля должны подготовить к приезду проверяющих, а также специально разработанные для данного контрольного мероприятия формы необходимые для систематизации представляемой информации.
Образец формы уведомления приведен в приложении N 2.
3.2.3. По прибытии на проверяемый объект руководитель контрольного мероприятия предъявляет его руководству удостоверение на право проведения контрольного мероприятия, представляет участвующих в нем проверяющих, решает организационно-технические вопросы, связанные с проведением контрольного мероприятия, в том числе определяет порядок работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.
3.2.4. В процессе проведения контрольного мероприятия проверяющим следует уточнить информацию, полученную от объекта контроля в соответствии с ранее присланными на объект контроля вопросами. Кроме того, руководитель контрольного мероприятия обязан обеспечить предоставление для проверяющих новых сведений, значимых для контрольного мероприятия, и обмен получаемыми в процессе контроля данными между участниками проверки.
В случае если при работе непосредственно на объекте контроля необходимо получить информацию в соответствии с вопросами проверки, руководитель контрольного мероприятия, или инспектор-ревизор, работающий один на объекте контроля, направляют руководству данного объекта или других объектов контроля, включенных в программу контрольного мероприятия, запрос о предоставлении соответствующей информации.
Образец формы запроса приведен в приложении N 3.
3.2.5. Полученные сведения, собранные доказательства о состоянии предмета контроля отражаются проверяющими в рабочей документации и должны содержать достаточный объем информации для подготовки и написания акта проверки и отчета по результатам контрольного мероприятия, а также для предоставления возможности другим проверяющим, дополнительно привлеченным к данному контрольному мероприятию, подтвердить ранее сделанные важные заключения и мнения.
3.2.6. При проведении контрольного мероприятия в соответствии со стандартами, утвержденными в установленном порядке, следует учитывать приемлемый уровень существенности контроля, то есть определять те пороговые значения или точки отсчета, начиная с которых недостатки, неточности, нарушения, выявленные в деятельности объекта контроля, способны оказать существенное влияние на его финансовое состояние и выводы по результатам проверки.
3.3. Проверка соблюдения нормативных правовых актов
3.3.1. При проведении контрольного мероприятия инспектор-ревизор обязан установить соответствие совершенных объектом контроля финансовых и хозяйственных операций действующим в Российской Федерации законам и иным нормативным правовым актам.
3.3.2. При проверке соблюдения законов и иных нормативных правовых актов инспектор-ревизор должен установить:
обеспечивается ли соблюдение их требований при использовании бюджетных средств, распоряжении и управлении государственной или муниципальной собственностью;
обеспечивается ли соблюдение налогового, таможенного и банковского законодательства Российской Федерации;
утверждены ли установленным порядком учетная политика организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;
применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал объекта контроля при несоблюдении требований законов и иных нормативных правовых актов;
обеспечивается ли персонал объекта контроля необходимыми документами.
3.3.3. Инспектор-ревизор должен иметь в виду, что при проведении контрольного мероприятия существует вероятность необнаружения фактов невыполнения требований законов и иных нормативных правовых актов, несмотря на то, что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена. Такая вероятность значительно возрастает при наличии следующих факторов:
значительного количества законов и иных нормативных правовых актов, имеющих непосредственное отношение к объекту контроля, но не учитываемых и (или) не применяемых должностными лицами объекта;
непродолжительных периодов времени между изменением регулирования каких-либо вопросов или сфер деятельности;
несогласованности между законами и иными нормативными правовыми актами.
3.4. Действия инспекторов-ревизоров при обнаружении нарушений и недостатков
3.4.1. При проверке соблюдения руководством объекта контроля требований законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществлении других контрольных процедур инспектор-ревизор должен планировать и проводить контроль, допуская, что в финансовой и хозяйственной деятельности проверяемого объекта не исключены существенные финансовые и другие нарушения и недостатки.
3.4.2. Нарушением является деяние (действие или бездействие), запрещенное законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не соответствующее правилам, условиям, требованиям, установленным законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.4.3. Недостаток не является нарушением законодательства, а является ошибкой или фактом неэффективной деятельности. При этом действия (бездействие) должностных лиц или организаций оцениваются как неэффективные только в тех случаях, когда проверяющим подтверждена возможность выполнения их с достижением лучшего результата и (или) с меньшими затратами (в тех условиях, которые имели место на момент совершения), когда установлено, что не все возможности по получению, сохранению и более результативному использованию муниципальных средств были использованы.
3.4.4. При обнаружении инспектором-ревизором фактов невыполнения объектом контроля требований законов и иных нормативных правовых актов он должен более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как влияют выявленные нарушения на результаты финансовой и хозяйственной деятельности.
3.4.5. При выявлении фактов нарушений требований законов и иных нормативных правовых актов инспектор-ревизор обязан сделать следующее:
отразить нарушения в своей рабочей документации для последующего включения в акт;
сообщить руководству объекта контроля о замеченных нарушениях и предложить принять меры к их устранению.
3.4.6. При выявлении нарушений и недостатков, в отношении которых Классификатором нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля (при введении его в действие), предусмотрена возможность наличия ущерба, инспектор-ревизор должен проверить наличие или отсутствие соответствующего вида ущерба.
3.4.7. Анализируя причинно-следственные связи выявленных нарушений, недостатков и их последствий, инспектор-ревизор определяет причины возникновения этих нарушений и недостатков, вид и размер ущерба (при его наличии) и возможные меры для устранения нарушений и возмещения ущерба, в том числе и усилиями объекта контроля и вышестоящего органа.
3.4.8. Обнаружив условия или события, повышающие вероятность наличия нарушений и недостатков, инспектор-ревизор должен разработать и провести такие контрольные процедуры, которые позволят с достаточной степенью уверенности обнаружить все допущенные нарушения и недостатки. Примеры таких условий или событий приведены в приложении N 4.
Вместе с тем вероятность не обнаружения нарушений и недостатков остается. Последующее их обнаружение само по себе не значит, что инспектор-ревизор не придерживался основных принципов и необходимых процедур контроля.
3.4.9. При выявлении нарушений, препятствующих дальнейшей проверке, таких как отсутствие или запущенность бухгалтерского учета на проверяемом объекте, инспектор-ревизор составляет об этом акт, приостанавливает проведение проверки, а руководитель контрольного мероприятия докладывает руководителю контрольно-счетной палаты для принятия решения.
Образец формы акта об отсутствии (запущенности) бухгалтерского учета на объекте контроля приведен в приложении N 5.
3.4.10. В случае обнаружения при проведении контрольного мероприятия подделок, подлогов, растрат, хищений и других злоупотреблений, связанных с расходованием бюджетных средств и (или) использованием муниципальной собственности, инспектор-ревизор производит изъятие необходимых документов и составляет акт изъятия документов, в котором (или прилагаемых к нему описях) указываются наименования и количество изъятых документов.
Изъятие документов осуществляется в присутствии лиц, у которых они изымаются. Не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету контрольного мероприятия.
Изъятие документов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с установленным законодательством порядком.
Один экземпляр акта изъятия, подписанного руководителем группы и инспектором-ревизором, вместе с копиями изъятых и ими заверенных документов или описью изъятых документов, передается под расписку руководителю или иному должностному лицу объекта контроля. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов инспектор-ревизор передает их указанным лицам в течение 3 дней после изъятия.
Образец формы акта изъятия документов приведен в приложении N 6.
3.4.11. При выявлении нарушений, содержащих признаки деяний, влекущих уголовную ответственность, инспектор-ревизор незамедлительно оформляет промежуточный акт по конкретному факту выявленного нарушения, требует письменного объяснения от должностных лиц объекта контроля и принятия мер по пресечению противоправных действий. Образец формы акта по факту выявленного нарушения, содержащего признаки деяния, влекущего уголовную ответственность, приведен в приложении N 7.
В целях пресечения выявленных правонарушений и обеспечения возмещения ущерба руководителем Контрольно-счетной палаты, до составления отчета направляется обращение в органы прокуратуры либо иные правоохранительные органы с обязательным приложением акта по факту выявленного нарушения, заключения по существу имеющихся возражений руководителей и (или) ответственных должностных лиц объектов контроля.
3.4.12. При выявлении фактов нарушений инспектор-ревизор определяет участие в их совершении должностных лиц объекта контроля. При получении достаточных и весомых доказательств, необходимых для того, чтобы определить, имели ли место такие нарушения, инспектор-ревизор может столкнуться с противодействием со стороны руководства объекта. При таких обстоятельствах инспектору-ревизору следует доложить руководителю контрольного мероприятия о факте противодействия.
Сам факт противодействия инспектору-ревизору следует расценивать как косвенное подтверждение наличия существенных необнаруженных нарушений. Работа инспектора-ревизора по их выявлению должна быть продолжена. В случае необходимости инспектор-ревизор опечатывает кассы, кассовые или служебные помещения, склады, архивы. Образец формы акта по факту опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов приведен в приложении N 8.
3.4.13. Если в ходе проведения контрольного мероприятия возникает ситуация, когда инспектору-ревизору, предъявившему удостоверение на право проведения контрольного мероприятия, должностным лицом объекта контроля отказано в допуске на объект контроля, в предоставлении необходимой для проверки информации, а также в случае задержки с ее предоставлением инспектор-ревизор доводит до сведения должностного лица и руководителя объекта контроля, требования закона или иного нормативного документа о недопустимости таких действий, а также акт об отказе в допуске на объект или в предоставлении информации с указанием даты, времени, места, данных должностного лица, допустившего противоправные действия, и иной необходимой информации.
Указанный акт оформляется в двух экземплярах и подписывается инспектором-ревизором. Один экземпляр акта передается под расписку руководителю объекта контроля или вышестоящему должностному лицу.
Если в течение суток после передачи акта требования инспектора-ревизора не выполняются, он обязан незамедлительно доложить о происшедшем руководителю контрольного мероприятия, который сообщает руководителю Контрольно-счетной палаты и направляет ему соответствующий акт.
В случае отсутствия возможности передачи экземпляра акта руководителю объекта контроля, руководитель контрольного мероприятия докладывает об этом руководителю Контрольно-счетной палаты.
Руководитель Контрольно-счетной палаты должен принять необходимые меры в соответствии с действующим законодательством в отношении лиц, допустивших противоправные действия, и обеспечить условия для выполнения программы контрольного мероприятия.
Образцы формы актов по факту отказа в допуске на объект и непредставления необходимой для контрольного мероприятия информации приведены в приложениях N 9 и 10.
3.5. Использование результатов внутреннего контроля
3.5.1. Предварительную информацию о наличии и результатах внутреннего контроля объекта инспектор-ревизор получает на этапе планирования контрольного мероприятия. В ходе проведения проверки непосредственно на объекте оценивается состояние внутреннего контроля на предмет возможности использования его результатов в целях проверки.
3.5.2. Сведения о состоянии внутреннего контроля в организации фиксируются инспектором-ревизором в своих рабочих документах.
Существенные недостатки системы внутреннего контроля, отмеченные в ходе контрольного мероприятия, а также рекомендации по их устранению следует отражать в акте и отчете по результатам контрольного мероприятия.
Если обнаруженные недостатки внутреннего контроля не являются существенными для включения их в акт контрольного мероприятия, о них следует сообщить соответствующему руководителю, ответственному за организацию такого контроля.
3.6. Взаимоотношения с руководством объекта контроля
3.6.1. Инспектор-ревизор контрольно-счетной палаты в своей деятельности должен руководствоваться нормами поведения, изложенными в Этическом кодексе сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации. При общении с руководством и должностными лицами объекта контроля инспектору-ревизору следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться принципами профессиональной этики.
3.6.2. Основой для изложения инспектором-ревизором результатов контрольного мероприятия должны быть достаточные доказательства. Порядок получения доказательств в ходе контрольного мероприятия изложен в соответствующем стандарте.
Инспектор-ревизор не должен допускать, чтобы предвзятость, предрассудки или оказываемое на него давление могли сказаться на общении с руководством объекта контроля и, следовательно, на объективности изложения выявленных им фактов нарушений.
3.6.3. Инспектор-ревизор обязан соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от руководства объекта контроля, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с объектом контроля.
Инспектор-ревизор обязан обеспечить сохранность ставших ему известными сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, как в процессе проведения контрольных мероприятий, так и по их завершению.
3.6.4. Общение с руководством объекта контроля осуществляется как в устной форме во время работы инспекторов-ревизоров на объекте, так и в письменной форме путем направления Контрольно-счетной палатой запросов и других материалов на имя руководства объекта контроля.
3.6.5. Целью общения инспекторов-ревизоров с руководством объекта контроля являются оптимизация контрольных процедур и обеспечение достижения целей контроля с максимально возможной эффективностью. Во время контроля с руководством объекта контроля обсуждаются:
вопросы получения доказательств;
вопросы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
вопросы использования работы экспертов;
организационные вопросы, связанные с проведением контроля;
вопросы устранения выявленных нарушений и недостатков, принятия мер по возмещению причиненного ущерба;
другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением контроля.
3.6.6. На заключительной стадии контроля с руководством объекта контроля обсуждаются:
проблемы, с которыми столкнулся инспектор-ревизор в ходе контроля;
нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;
результаты контроля использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, муниципальной собственности;
порядок реализации результатов контрольного мероприятия;
другие вопросы, связанные с окончанием проверки.
3.7. Оформление актов при проведении контрольного мероприятия
3.7.1. Результаты контрольного мероприятия на каждом объекте оформляются в виде акта.
В акте контрольного мероприятия должны быть указаны:
все необходимые исходные данные: основание, цель, предмет (что именно проверяется: обеспечение своевременности выделения средств, или их целевое использование по конкретной программе, или эффективность использования средств, или выполнение требований какого-либо конкретного нормативного правового акта и др.);
перечень проверенных законов и иных нормативных правовых актов;
перечень проверенных объектов, данные которых сопоставлялись с данными документов;
перечень неполученных документов из числа затребованных с указанием причин в случае отказа в предоставлении документов или иных фактов препятствования работе.
При этом указанные в акте предмет и объект контроля, другие данные должны соответствовать предмету, объекту и аналогичным данным, определенным при подготовке и закрепленным в программе контрольного мероприятия.
3.7.2. При отражении в акте выявленных случаев нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба следует указывать:
наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), видам средств;
причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
виды и суммы выявленного и возмещенного в ходе контрольного мероприятия ущерба;
конкретных должностных лиц, допустивших нарушения;
принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.
Кроме того, указываются:
по средствам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
- по доходной части бюджетов:
- расшифровку сумм нарушений и ущерба по группам, подгруппам доходов, статьям, подстатьям, элементам, кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
- наименование администратора доходов бюджета, которым допущено нарушение;
- по расходной части бюджетов:
- наименование главного распорядителя бюджетных средств, которым допущено нарушение;
- расшифровку сумм по ведомственной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, коду, разделу, подразделу расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым выявлено нарушение и (или) ущерб, а также - на которые их следовало отнести (в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств);
- по муниципальной собственности - виды объектов муниципальной собственности и формы их использования.
3.7.3. При составлении акта должны соблюдаться объективность изложения, краткость и ясность формулировок, логическая и хронологическая последовательность.
Приводимые в актах факты должны сопровождаться исчерпывающими ссылками на соответствующие документы материалов контрольного мероприятия.
Если на объекте контроля Контрольно-счетная палата проводила контрольное мероприятие в предшествующем периоде, то в акте следует отметить, какие из требований, рекомендаций и предложений, данных по результатам этого мероприятия, не выполнены.
Форма акта по результатам контрольного мероприятия приведена в приложении N 11.
К акту прилагается перечень законов и иных нормативных правовых актов, выполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия. Примерная форма перечня приведена в приложении N 12.
3.7.4. При написании акта используется рабочая документация, составленная в ходе проверки. Не допускается включение в акт различного рода предположений и фактов, не подтвержденных документами, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам. В акте не должны даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц объекта контроля, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.
3.7.5. Анализ выявленных нарушений и ущерба в суммарном исчислении по годам следует производить в сопоставлении с объемами средств, использованных за эти годы по субъектам ведомственной структуры расходов с указанием кодов функциональной и экономический классификации. В случаях выборочных проверок в расчет для анализа принимается сумма средств, операции с которыми проверены. Кроме этого следует применять и другие относительные показатели роста или снижения сумм, выявленных нарушений и ущерба.
3.7.6. Акт составляют и подписывают инспекторы-ревизоры, проводившие проверку на данном объекте. В случае несогласия инспектора-ревизора с отраженными в акте фактами он вправе при подписании акта указать на наличие своего особого мнения. Особое мнение в письменном виде инспектор-ревизор подает в двухдневный срок руководителю контрольного мероприятия, который докладывает об этом руководителю Контрольно-счетной палаты.
3.7.7. При сквозной ревизии (проверке) по прибытию на головной объект инспектор-ревизор представляет руководителю контрольного мероприятия акт проверки объекта.
Руководитель контрольного мероприятия совместно с инспектором-ревизором после анализа результатов проверки всех предусмотренных программой объектов при необходимости составляет акт контрольного мероприятия в целом.
3.7.8. В акте фиксируются ответы на все вопросы программы. При этом, если по всем вопросам программы не выявлено нарушений, то делается запись: "Все вопросы программы проверены. Нарушений не выявлено". Если нарушений и замечаний не выявлено по некоторым вопросам программы, в акте делается запись: "Вопросы программы (перечислить) проверены, нарушений и недостатков не выявлено".
3.7.9. В случае выявления нарушений в качестве приложения к акту составляется Справка о нарушениях, выявленных в ходе контрольного мероприятия. Форма Справки приведена в приложении N 13.
3.7.10. Акты по результатам проверок на отдельных объектах и контрольного мероприятия в целом представляются для ознакомления ответственным должностным лицам и (или) руководителям объектов контроля. Ознакомление с актом производится в срок не более суток; в случаях большого объема и особой сложности - в срок до 3 суток. Ознакомление с актом производится под расписку.
3.7.11. Должностному лицу, ознакомленному с актом, предоставляется возможность снятия копии с акта, за исключением случаев, когда акт содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
3.7.12. В случае несогласия должностных лиц с фактами, изложенными в акте, им предлагается завизировать акт с указанием на наличие возражений (объяснений). Возражения излагаются в письменном виде сразу и прилагаются к акту либо направляются в адрес Контрольно-счетной палаты в течение пяти рабочих дней после представления акта для ознакомления. Письменные возражения должностных лиц объектов контроля являются неотъемлемыми приложениями к акту.
В случае несогласия должностных лиц подписать акт даже с указанием на наличие возражений (объяснений) инспектор-ревизор должен сделать в акте специальную запись об отказе должностного лица ознакомиться с актом либо подписать акт. При этом обязательно указываются дата, время, обстоятельства и свидетели обращения к должностному лицу по указанному вопросу.
3.7.13. Акты по результатам проведенного контрольного мероприятия регистрируются в Контрольно-счетной палате в установленном порядке в трехдневный срок после его завершения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.