Предисловие
"Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" являются комплексным документом, состоящим из нескольких дополняющих друг друга или самостоятельных частей. Одной из самых сложных и динамично развивающихся частей указанного документа является "Порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов". В силу этого в практике его применения возникает много вопросов, связанных как с трактовкой его положений, так и с процедурой их реализации.
В самом тексте "Порядка ..." иногда трудно найти исчерпывающий ответ на них. В связи с этим авторы "Комментариев ...", принимавшие непосредственное участие в разработке документов по сертификации автомототехники, попытались в данном материале ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы.
Настоящие "Комментарии..." рекомендованы органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам), аккредитованным Госстандартом России для использования в практической работе по сертификации механических транспортных средств и прицепов.
"Комментарии..." уточняются и дополняются по мере необходимости.
1. Процедура выдачи "Одобрения типа транспортного средства"
по минимальному перечню технических требований
При выполнении работ по выдаче "Одобрения типа транспортного средства" (далее - "Одобрение типа ...") по минимальному (приложение 7 "Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" - далее "Правила ...") перечню технических требований следует руководствоваться следующим:
1.1. Срок действия "Одобрения типа ..." по минимальному перечню технических требований устанавливается, как правило, не более 12 месяцев.
При этом основными документами, подтверждающими соответствие транспортного средства предъявляемым требованиям, как правило, являются "Сообщения об официальном утверждении ...", сертификаты соответствия, выданные в Системе сертификации ГОСТ Р, или приравненные к ним документы (сертификаты по Директивам ЕС, письма компетентного органа страны, например, Департамента транспорта США и т.п.).
1.1.1. При обращении заявителя для получения документа "Одобрение типа ..." по минимальному перечню требований в первый раз, оно может быть выдано на основании протоколов сертификационных или иных испытаний, проведенных независимой от изготовителя испытательной лабораторией в течение 12 месяцев, предшествующих подаче заявки на сертификацию.
При этом, при предоставлении протоколов испытаний, проведенных заявителем в неаккредитованных Госстандартом России испытательных лабораториях, орган по сертификации может потребовать проведения технической экспертизы результатов испытаний аккредитованной испытательной лабораторией.
Результаты экспертизы могут быть представлены либо в отдельном протоколе, либо в заключении испытательной лаборатории и используются при оформлении "Одобрения типа ..."
Предусмотренная п.2.5 "Порядка ..." возможность выдачи "Одобрения типа ..." по протоколам иных, чем сертификационные, испытаний (инспекционных на базе независимой испытательной лаборатории, заводских ...) используется, как правило, в случаях сертификации:
- малых партий (серий);
- продукции, собираемой из комплектов (первая заявка на 6 месяцев и последующее продление до 1 года);
- при поэтапной организации работ по сертификации по минимальному, а затем полному перечню требований (1-ый этап работ - по минимальному перечню).
1.1.2. В комплект документов, предъявляемых для получения "Одобрения типа ..." по минимальному перечню требований, в обязательном порядке входят документы, позволяющие идентифицировать тип транспортного средства в отношении сертифицируемых параметров (технические описания), а также документы, подтверждающие наличие у изготовителя условий производства, обеспечивающих выпуск продукции, соответствующей сертифицированным образцам (сертификаты, подтверждающие соответствие системы качества предприятия требованиям стандартом ИСО 9000, описание производства и системы качества на предприятии, акты проверок производства, проведенных территориальными органами Госстандарта России).
1.1.3. При последующих обращениях для получения документа "Одобрение типа ..." по минимальному перечню требований, оно, как правило, выдается на основании сертификатов соответствия или протоколов сертификационных испытаний.
В том случае, если заявитель после получения в первый раз документа "Одобрение типа ..." по минимальному перечню требований, оформленного на основании протоколов испытаний, по каким-либо причинам не оформил сертификаты соответствия, орган по сертификации и испытательная лаборатория вправе потребовать в дополнение к имеющимся протоколам испытаний представления результатов инспекционного контроля (протоколов периодических, контрольных испытаний, проведенных изготовителем, результатов инспекционных испытаний, проведенных испытательной лабораторией или в присутствии ее представителя).
1.2. Минимальный перечень технических требований при сертификации механических транспортных средств и прицепов приведен в приложении 7 "Правил ...". Применяя указанный перечень, следует учитывать следующее:
1.2.1. Орган по сертификации в зависимости от заявленной специализации транспортного средства может расширить минимальный перечень другими требованиями, содержащимися в Перечне технических требований (приложение 4 "Правил ..."). Например, если транспортное средство заявлено как предназначенное для международных (междугородных) перевозок, в перечень предъявляемых к нему требований должны быть включены дополнительно требования по перечню, утвержденному Центральным органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов от 14.04.1998 г. и т.п.
1.2.2. По представлению испытательной лаборатории орган по сертификации вправе предъявить к сертифицируемой конструкции другие требования, содержащиеся в приложении 2 "Правил ..." или даже не входящие в этот перечень, если при испытаниях или осмотре образца будут обнаружены какие-либо свойства конструкции, представляющие опасность для потребителя, его имущества, окружающей среды и т.д. Например, при испытаниях выявлен явно отрицательный баланс электроэнергии; или установка переднего номерного знака сопряжена с появлением опасных выступов; или расположение органов управления делает невозможным безопасное их использование и т.д.
2. Процедуры продления "Одобрения типа транспортного средства"
по окончании срока его действия и распространения действующего
"Одобрения типа ..." на включаемые в него новые варианты и версии
2.1. При выполнении работ по продлению "Одобрения типа ..." по окончании срока его действия следует руководствоваться положениями раздела 5 "Правил ...". При этом рекомендуется иметь в виду следующее.
2.1.1. Продлению подлежат "Одобрения типа ...", выданные по полному перечню технических требований со сроком действия до 3-х лет. Все прочие виды "Одобрения типа ..." могут выдаваться заново в пределах предусмотренных сроков, процедур и т.д. Это объясняется тем, что процедура сертификации по полному перечню требований является приоритетной и "Правила ..." стимулируют производителя к ее использованию, оставляя ему возможность применения альтернативной процедуры сертификации по минимальному перечню требований в экономически обоснованных случаях.
2.1.2. Владелец "Одобрения типа ..." со сроком действия до 3-х лет вправе до окончания этого срока подать заявку и получить, при выполнении установленных технических и процедурных требований, документ "Одобрение типа ..." со сроком действия, продленным на следующие 3 года. При этом первоначальное "Одобрение типа ..." отменяется.
2.1.3. Документами, подтверждающими соответствие транспортного средства перечню предъявляемых требований, являются "Сообщения об официальном утверждении ...", сертификаты соответствия, выданные в Системе сертификации ГОСТ Р, или приравненные к ним документы (сертификаты по Директивам ЕС, письма компетентного органа страны, например, Департамента транспорта США и т.п.).
2.1.4. Срок действия документов, указанных в п.2.1.3, должен соответствовать запрашиваемому для продления "Одобрения типа ..." сроку.
Если срок действия сертификата, входящего в "Сводный лист ...", истекает до окончания срока действия запрашиваемого заявителем продления "Одобрения типа ...", по усмотрению органа по сертификации "Одобрение типа ..." может быть выдано на запрашиваемый срок с письменным предупреждением о возможности отмены "Одобрения типа ..." в случае, если срок действия сертификата не будет своевременно продлен. Последующий контроль за продлением сертификатов возлагается на заявителя, а орган по сертификации имеет право, не получив вовремя копии продленного сертификата, начать процедуру отмены "Одобрения типа ..."
Представленные заявителем копии продленных сертификатов могут служить основанием для внесения изменений в действующее "Одобрение типа ..." по процедуре распространения.
2.1.5. Тот же подход следует применять и в том случае, если в период действия "Одобрения типа ..." на транспортные средства, изготавливаемые с использованием шасси или базового транспортного средства, истекает срок действия "Одобрения типа ..." на базовое транспортное средство, т.е. орган по сертификации может отменить выданное "Одобрение типа ...", если на базовое транспортное средство не было оформлено новое "Одобрение типа ..." после окончания срока действия предыдущего.
Следует также принимать во внимание сроки действия входящих в "Сводный лист ..." сертификатов, разрешение на использование которых было предоставлено производителю поставщиком шасси.
В том случае, когда еще до окончания назначенного срока действия "Одобрения типа ..." истекают сроки действия сертификатов, производителю направляется письменное предупреждение о возможности отмены "Одобрения типа ...". В этом случае сертификат с истекающим сроком действия может быть продлен или производителем шасси или базового транспортного средства или, по согласованию с ним, - производителем транспортного средства на шасси по результатам собственных сертификационных испытаний.
2.1.6. Перечень и уровень требований должны соответствовать действующим на момент подачи (регистрации) заявки на продление.
2.1.7. В случае изменения конструкции транспортного средства на момент подачи заявки на продление "Одобрения типа ..." по сравнению с первоначально одобренной, процедура продления может проводиться отдельно, либо совмещаться с процедурой распространения "Одобрения типа ..." на новые модификации ранее одобренного типа транспортного средства.
2.1.7.1. При незначительных изменениях, не влияющих на сертифицируемые параметры, для переоформления (продления срока действия) сертификатов соответствия по отдельным свойствам заявитель должен предоставить в сертификационные службы материалы собственных (заводских, в независимой лаборатории или других) контрольных испытаний по сертифицируемым свойствам, а также материалы, подтверждающие возможность предприятия выпускать продукцию, соответствующую испытанным образцам.
В отдельных случаях орган по сертификации и испытательная лаборатория могут принять в качестве материалов заводского контроля по показателям передней обзорности, управляемости, вентиляции и отопления, сертифицированным по российским стандартам, положительные протоколы испытаний по Директивам ЕС, в которых отражены указанные требования.
При этом орган по сертификации и испытательная лаборатория могут затребовать образцы для идентификации продукции или, по согласованию с заявителем, могут принять решение о ее идентификации непосредственно у производителя во время проведения инспекционного контроля.
Если заявитель не представил указанные выше материалы, подтверждающие проведение контроля за соответствием серийной продукции образцам, прошедшим сертификационные испытания, то контрольные испытания по этим свойствам проводятся испытательной лабораторией.
При оформлении "Одобрения типа ..." могут быть использованы технические описания, представленные для проведения предыдущих испытаний, при условии декларации заявителем неизменности конструкции. При внесении в конструкцию любых изменений заявителем представляются дополнения или изменения к техническим описаниям.
2.1.7.2. При значительных изменениях конструкции транспортного средства, заявленного на продление "Одобрения типа ...", испытательная лаборатория проводит испытания в соответствии с процедурой первичной сертификации, выбирая для этого, как правило, образцы, наиболее критичные с точки зрения показателей, оцениваемых при сертификации. В зависимости от степени отличия этих образцов от других представителей семейства (вариантов, версий), одобрявшихся ранее и предполагаемых для включения в новое "Одобрение типа ...", испытательная лаборатория определяет необходимость контрольных испытаний образцов последних.
2.2. "Правила ..." не оговаривают отдельно процедуру распространения действующего "Одобрения типа ..." на вновь включаемые в него варианты (версии). Сертификационные службы рекомендуют заявителю (в целях экономии средств) предусматривать включение в заявку на выдачу первоначального "Одобрения типа ..." максимального перечня модификаций. Однако в практике необходимость дополнения действующего "Одобрения типа ..." возникает постоянно вследствие разных причин и, в первую очередь, в связи с естественным процессом модернизации продукции. Выполняя эту работу, рекомендуется иметь в виду следующее.
2.2.1. Причиной, определяющей необходимость применения процедуры распространения "Одобрения типа ...", является изменение конструкции, не являющееся изменением типа транспортного средства в целом, но повлекшее за собой изменение типа в отношении отдельных показателей, входящих в перечень обязательных требований (новые кузовные модификации, новые двигатели или изменения в их системах, влияющие на показатели, контролируемые при сертификации, новые коробки передач, тормозные и рулевые механизмы и т.д.)
2.2.2. Распространение осуществляется теми же органами по сертификации, которые провели работу по подготовке и выдаче первичного (распространяемого) "Одобрения типа ..."
2.2.3. Распространению подлежат "Одобрения типа ..." со сроком действия не менее 1-го года. Не подлежат распространению "Одобрения типа ...", выданные на малую серию (партию).
2.2.4. Распространение "Одобрения типа ..." возможно лишь на срок, ограниченный сроком действия основного документа "Одобрение типа ...". Заявитель вправе затребовать одновременно с распространением на новые модификации "Одобрения типа ..." также и его продления на новый срок, при этом следует руководствоваться указаниями пункта 2.1.2 данный "Комментариев ...".
2.2.5. Основанием для распространения "Одобрения типа ..." служит наличие сертификатов (или приравненных к ним документов) по свойствам и составным частям, распространяющихся на измененную конструкцию.
2.2.6. При отсутствии документов, упомянутых выше в пункте 2.2.5, испытательная лаборатория по поручению органа по сертификации должна провести работы, необходимые для распространения действия сертификатов соответствия (или приравненных к ним документов) на измененную конструкцию.
В зависимости от значимости изменений и объема представленной заявителем документации эти работы могут заключаться в следующем:
проведение испытаний в полном объеме и по процедурам, предусмотренным соответствующими нормативными документами на сертифицируемые свойства (составные части) по всему списку вновь заявляемых модификаций (вариантов, версий);
анализ представленной заявителем документации на вновь заявляемые модификации (варианты, версии), включая, при необходимости, результаты проведенных им испытаний, с подготовкой заключения о возможности распространения сертификатов, выданных на базовые изделия, на вновь заявляемые модификации;
анализ документации, представленной на вновь заявляемые модификации (варианты, версии), с испытанием минимального количества образцов "худшего варианта" продукции и последующей подготовкой заключения о возможности распространения сертификатов или оформления новых на вновь заявляемые варианты (версии).
В любом из этих случаев заявитель должен представить технические описания на измененную продукцию - общие, на составные части, а также в отношении отдельных свойств, регламентируемых Правилами ЕЭК ООН или российскими нормативными документами, применяемыми при сертификации транспортных средств.
3. Решения Центрального органа Системы сертификации
механических транспортных средств и прицепов
При проведении работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов (далее Системе) встречаются ситуации, не регламентированные "Правилами ...". В этих случаях Управление машиностроения Госстандарта России как Центральный орган Системы принимает специальные решения. Эти решения доводятся до сведения участников Системы, которых они касаются.
Решения могут носить, как правило, разовый характер, регламентирующий порядок сертификации какого-либо конкретного вида или типа продукции на определенный период времени. Такие решения вносятся на утверждение Центрального органа по представлению какого-либо органа по сертификации продукции самостоятельно или совместно с какой-либо испытательной лабораторией. В отдельных случаях решения принимаются Коллегией Госстандарта России.
Отдельное место занимают перспективные решения, регламентирующие положения, еще не вошедшие в "Правила ...", но необходимые для практики сертификации. Обычно такие решения в последующем вносятся в стандартную процедуру "Правил ..." и утрачивают самостоятельное значение.
В настоящих "Комментариях ..." собраны решения Центрального органа Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов, действующие по состоянию на 1 ноября 1998 года. Сами решения приведены в приложениях к настоящим "Комментариям ....", ниже дан их перечень с краткими комментариями.
3.1. Перечень технических требований, обязательных при сертификации грузопассажирских транспортных средств, изготавливаемых на базе автобусов категории М3 общего назначения, для выдачи "Одобрения типа ..." со сроком действия до 3-х лет (приложение 3.1 к настоящим "Комментариям ..."), утвержденный Госстандартом России 09.09.96 г.
Необходимость данного Перечня возникла в связи с заявлением для одобрения типа грузопассажирских вариантов транспортных средств на базе автобусов категории М3. Назначение таких транспортных средств может быть различное. Распространенным случаем является основное предназначение транспортного средства для перевозки грузов, а пассажирский отсек той или иной вместимости - для сопровождающего персонала (грузчиков). В другом распространенном случае транспортное средство является вариантом автобуса, предназначенным для перевозки уменьшенного числа пассажиров с повышенным комфортом (так называемый "штабной" вариант). Грузовой отсек в это случае выполняет роль багажного отсека. В обоих случаях транспортное средство не относится к транспортным средствам общественного пользования и возможность распространения на него данного Перечня определяется органом по сертификации.
Основной особенностью Перечня является установление требований к перегородке между пассажирским и багажным отсеками, предохраняющей пассажиров от перемещения груза.
3.2. Перечень технических требований при сертификации транспортных средств категорий М3 (III), N2, N3, О3, O4, предназначенных для участия в международных перевозках, для выдачи "Одобрения типа ..." (приложение 3.2 к настоящим "Комментариям ..."), утвержденный Центральным органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов 30.04.98 г.
Применение данного перечня обоснованно в случаях, когда заявитель представляет к одобрению тип транспортного средства, соответствующий по конструкции рекомендациям ЕКМТ (Европейская комиссия Министров транспорта) по транспортным средствам, относящихся к "особо зеленым и безопасным". Наличие "Одобрения типа ...", выданного по такому перечню требований, учитывается соответствующими компетентными органами при оформлении сертификата "особо зеленого и безопасного" транспортного средства.
3.3. Временный порядок применения Правил ЕЭК ООН N 83, "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от применяемого топлива" (приложение 3.3 к настоящим "Комментариям ..."), утвержденный Центральным органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов 06.04.98 г.
Данный документ определяет порядок применения указанных Правил в отношении транспортных средств, использующих в качестве моторных топлив сжиженный нефтяной (СНГ) или сжатый природный (СПГ) газы, до вступления в силу соответствующих поправок к Правилам. Особенность устанавливаемого Порядка является нормирование неметановых углеводородов при оформлении "Одобрений типа ..." на срок до 1-го года.
3.4. Временный порядок применения Правил ЕЭК ООН N 49 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ" (приложение 3.4 к настоящим "Комментариям ..."), утвержденный Центральным органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов 04.07.97 г.
Тот же комментарий, что и по предыдущему пункту.
4. Особенности процедуры оформления "Одобрения типа
транспортного средства" при вступлении в силу новых
технических требований
Настоящий комментарий поясняет принципы установления технических требований и сроков действия документов, оформляемых при сертификации транспортных средств, в период смены этих требований.
В общем случае, при установлении перечня и уровня требований руководствуются Приложением 2 к "Правилам по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов".
В то же время, процедура сертификации по Правилам ЕЭК ООН предусматривает так называемые "переходные положения", устанавливающие регламент перехода на новый уровень технических требований выпускаемых автомобилей, ранее уже получивших "Одобрение типа ...", и, в частности, срок этого перехода, необходимый производителю для технической перестройки производства.
Указанный регламент может использоваться и в российской Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, причем как при оформлении сертификатов соответствия по отдельным требованиям, так и при оформлении "Одобрений типа транспортного средства".
Необходимо отметить, что Приложение 2 к "Правилам по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" информирует об изменениях в технических требованиях двух видов:
- изменения уровня требований уже существующих нормативных документов, включенных в перечни обязательных требований для получения российских "Одобрений типа транспортного средства";
- появление новых нормативных документов, не входящих в перечни обязательных требований.
Для первой категории требований может быть установлен переходный срок, как правило в течение 2-х лет, с момента введения в действие этих новых уровней уже существующих требований. Дата перехода на новые требования согласно Приложению 2 к "Правилам ..." с 1 января 1999 г. или 1 января 2000 г.
Для второй категории требований понятие переходного периода может применяться в случае перевода каких-либо из них из разряда факультативных в обязательные и введение их в перечни требований, обязательных при получении "Одобрении типа транспортного средства". Продолжительность переходного периода при этом в каждом конкретном случае будет увязана с продолжительностью переходного периода для каждого стандарта (Правила ЕЭК ОНН).
Началом переходного периода будет считаться дата вступления в силу нового требования в качестве обязательного для получения российского "Одобрения типа транспортного средства". Об этой дате будет объявлено путем публикации в официальном издании.
4.1. Во всех случаях установления требований, при заявлении на сертификацию нового семейства впервые, либо продления или распространения действующего "Одобрения типа ...", перечень и уровень требований должны соответствовать действующим на момент подачи (регистрации) заявки на данный вид работы.
В реальной деятельности по сертификации в соответствии с Приложением 2 "Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" орган по сертификации вправе, при наличии достаточных оснований, применить следующие переходные положения.
4.1.1. При заявке на распространение действующего "Одобрения типа ..." к дополнительно сертифицируемым модификациям могут применяться требования, примененные к ранее сертифицированному основному представителю типа, несмотря на то, что за прошедший период вступили в силу требования более высокого уровня.
Пример: "Одобрение типа ..." базового представителя - с кузовом типа "седан", выдано в период действия требований Правил NN 13-05, 51-01, 83-02А. Подана заявка на распространение этого "Одобрения типа ..." на модификацию с кузовом типа "хэтчбек". За период, прошедший с момента одобрения базового автомобиля вступили в силу требования Правил NN 13-08, 51-02, 83-02В. При этом на период действия базового "Одобрения типа..." оно может быть распространено на эту модификацию по "старым" требованиям. Такой же подход может быть применен при модификации за счет изменения конструкции, связанного с изменением одного из требований.
Пример: решено дополнить ранее одобренный тип транспортного средства без катализатора модификацией с катализатором. В этом случае Орган по сертификации может, наряду с новым требованием по выбросам Правил N 83-02В, применять требование по внешнему шуму Правил N 51-01, если по ним выдано базовое "Одобрение типа ...".
Этот подход действителен при распространении "Одобрений типа ..." со сроком действия до 3-х лет и 1 год, а также для "Одобрений типа ..." на транспортные средства, изготовленных на шасси или с использованием базового транспортного средства; "Одобрений типа ..." на транспортные средства, собираемые из комплектов.
4.1.2. При заявке на продление действующего "Одобрения типа ...", ранее выданного на срок до 3-х лет, либо оформление "Одобрения типа ..." со сроком действия до 3-х лет, после окончания действия ранее выданного "Одобрения типа ..." со сроком действия до 1-го года, в случае, если в силу вступают требования нового уровня, орган по сертификации принимает во внимание срок вступления в силу этих требований.
4.1.2.1. Если заявка на продление или выдачу "Одобрения типа ..." подана до вступления в силу новых требований, то для продления используются требования, действовавшие на момент подачи заявки (см. п.4.1.). При этом, как и в случае вступления в силу новых требований после выдачи продленного "Одобрения типа ...", последнее действует до конца назначенного срока.
Пример: Заявка подана в ноябре 1998 г., "Одобрение типа ..." выдано (продлено) 30.12.1998 г. сроком до 31.12.2001 г. с учетом требований Правил N 51-01, а с 01.01.1999 г. вступили в силу требования Правил N 51-02. Это означает, что заявитель может производить и реализовывать транспортные средства с уровнем внешнего шума по Правилам N 51-01 до 30.12.2001 г.
4.1.2.2. Если заявка на продление "Одобрения типа ..." подана после вступления в силу новых требований, то при назначении срока действия продленного "Одобрения типа ..." или уровня требований принимается во внимание упомянутый выше переходный срок для применения нового уровня требований таким образом, чтобы с момента вступления в силу новых требований до момента прекращения действия продленного "Одобрения типа ..." прошло не более 2-х лет.
Пример: с 01.01.1999 года вступили в силу требования Правил N 51-02. Предыдущее "Одобрение типа ...", выданное на 3 года с учетом требований Правил N 51-01, заканчивает действие 01.01.2000 г. В этом случае заявитель может рассчитывать на продление "Одобрения типа ..." лишь до 01.01.2001 года, т.к. у него будет к этому времени 2 года для перестройки производства серийной продукции.
Этот подход действителен также для "Одобрений типа ..." по минимальному перечню, выдаваемых второй и третий раз, для "Одобрений типа ..." на транспортные средства, изготовленные на шасси или с использованием базового транспортного средства, а также "Одобрения типа ..." на транспортные средства, собираемые из комплектов.
4.2. Как указывалось выше, при определении перечня и уровня требований, они устанавливаются в соответствии с действующими на момент подачи заявки на выдачу или продление "Одобрения типа ...".
Однако, если по вине заявителя после регистрации заявки работа по сертификации не закончена в течение 3-х месяцев с момента вступления в силу новых требований (не представлены документация и образцы, отрицательные результаты, вызвавшие необходимость доработки конструкции или переделки образца и т.д.), орган по сертификации вправе установить новый уровень требований, либо специальный срок действия "Одобрения типа ...", о чем письменно извещает заявителя.
Пример: Заявка на выдачу "Одобрения типа ..." со сроком действия до 3-х лет подана в ноябре 1998 г., в период действия требований Правил N 51-01. Оформление "Одобрения типа ..." должно быть проведено в мае 1999 г., после окончания срока действия ранее выданного "Одобрения типа ..." со сроком действия до 1-го года и вступления в силу Правил N 51-02. Срок действия "Одобрения типа ..." в этом случае начисляется с 31.12.1998 г., т.е. с момента вступления в силу требований Правил N 51-02.
4.3. Изложенные выше комментарии действительны, если переходные положения при введении того или иного стандарта (Правил ЕЭК ООН) в Российской Федерации не предусматривают другого.
Например, не предусматривалось переходного срока при введении требований по местам установки номерных знаков (ГОСТ Р 50577 пп.4.12, 4.13, 4.16). Здесь имел место случай немедленного и полного применения требований.
С другой стороны, возможны случаи "пролонгированного" введения в силу требований, если это связано с условиями реальной эксплуатации. К такому случаю следует отнести особенности введения в силу требований Правил N 83-02В.
4.3.1. Особенности введения в силу Правил N 83-02В.
Технически выполнение требований Правил N 83-02В на автомобилях с бензиновыми двигателями связано с применением каталитических нейтролизаторов отработавших газов, которое, в свою очередь, возможно лишь при безусловном применении бензинов без содержания соединений свинца, фосфора и т.д., отравляющих канализатор. Таким образом, помимо изготовления автомобилей, соответствующих требованиям Правил N 83-02В, надо обеспечить условия его эксплуатации, что возможно пока не во всех регионах России. Поэтому, наряду с действительностью для этих Правил ЕЭК ООН положений, изложенных выше в п.п.4.1. и 4.2., в этом случае Центральный орган по сертификации дополнительно в конкретных случаях может принять специальное решение, устанавливающее для конкретного производителя (импортера) соотношение поставляемых на рынок автомобилей с катализаторами и без них, в зависимости от готовности инфраструктуры регионов поставки. Порядок принятия таких решений будет изложен в соответствующих документах Госстандарта России.
4.3.2. В действующем "Перечне требований ..." упомянутые здесь ГОСТ Р 50577 и Правила N 83-02В являются пока исключениями по особенностям применения.
Руководитель органа по сертификации |
Б.В.Кисуленко |
Руководитель испытательного центра |
В.А.Резниченко
|
Руководитель Центрального органа |
В.В.Шульдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарии к "Правилам по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 г. N 19 (утв. Центральным органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов 16 апреля 1999 г.)
Текст комментариев опубликован в "Вестнике Госстандарта России", N 8, 1999 г.
Информационные данные
Разработка:
Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники - НИЦИАМТ:
А.П.Гусаров, канд. техн. наук; Р.К.Фотин, канд. техн. наук; С.И.Вылегжанин
Межотраслевой фонд "Сертификация автотранспорта" - "САТР-Фонд":
Б.В.Кисуленко, канд. техн. наук; А.И.Щепкин, канд. техн. наук; А.В.Куликов
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии:
А.Г.Пасько; С.В.Рубцов