В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", в целях повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к программной структуре расходов бюджета городского округа город Воронеж администрация городского округа город Воронеж постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу городского округа город Воронеж "Экономическое развитие и инновационная экономика".
2. Признать утратившими силу с 01.01.2014:
- постановление администрации городского округа город Воронеж от 24.01.2011 N 17 "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в городском округе город Воронеж в 2011 - 2013 годах";
- постановление администрации городского округа город Воронеж от 09.11.2012 N 969 "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском округе город Воронеж на 2013 - 2015 годы";
- постановление администрации городского округа город Воронеж от 28.12.2012 N 1168 "О внесении изменений в постановление администрации городского округа город Воронеж от 24.01.2011 N 17";
- постановление администрации городского округа город Воронеж от 17.07.2013 N 648 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации городского округа город Воронеж от 09.11.2012 N 969".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации по стратегическому планированию, экономике и финансам Курило С.Г.
Глава городского округа город Воронеж |
А.В. Гусев |
Муниципальная программа
городского округа город Воронеж "Экономическое развитие и инновационная экономика"
(утв. постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24 декабря 2013 г. N 1279)
Паспорт
муниципальной программы городского округа город Воронеж "Экономическое развитие и инновационная экономика"
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж |
Соисполнители муниципальной программы |
Управление делами, учета и отчетности администрации городского округа город Воронеж |
Основные разработчики муниципальной программы |
Управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж |
Подпрограммы муниципальной программы и основные мероприятия |
Подпрограмма 1 "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства". Подпрограмма 2 "Стимулирование развития инновационной деятельности". |
Цель муниципальной программы |
Увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике городского округа город Воронеж за счет: - роста числа субъектов малого и среднего (в том числе инновационного) бизнеса и повышение их вклада в экономику городского округа; - развития действующих и формирование новых наукоемких производств, обеспечивающих устойчивый рост объемов и доли конкурентоспособной на российском и мировых рынках инновационной продукции. |
Задачи муниципальной программы |
- содействие развитию малого и среднего бизнеса, реализующего конкурентные преимущества городского округа город Воронеж; - создание институциональных условий, благоприятствующих развитию действующих и созданию новых конкурентоспособных производств; - расширение сферы инновационной экономики города; - содействие малым и средним предприятиям города в продвижении, на внутренний и внешние рынки, конкурентоспособной продукции. |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
- удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность в общем количестве обследуемых организаций; - число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения (с учетом микропредприятий); - доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций; -количество малых инновационных предприятий (созданных ВУЗами г. Воронежа), зарегистрированных на конец отчетного периода. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
Программа реализуется в рамках одного этапа, в течение 2014 - 2020 г.г. |
Объемы и источники финансирования муниципальной программы (в действующих ценах каждого года реализации муниципальной программы) |
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 55 189,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 24 389,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 30 800,00 тыс. рублей. В т.ч. по годам реализации муниципальной программы: 2014 год: Всего - 7 400,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 3 000,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 400,00 тыс. рублей. 2015 год: Всего - 7 550,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 3 150,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 400,00 тыс. рублей. 2016 год: Всего - 7 700,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 3 300,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 400,00 тыс. рублей. 2017 год: Всего - 7 875,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 3 475,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 400,00 тыс. рублей. 2018 год: Всего - 8 052,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 3 652,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 400,00 тыс. рублей. 2019 год: Всего - 8 224,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 3 824,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 400,00 тыс. рублей. 2020 год: Всего - 8 388,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
- увеличение до 40% удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность в общем количестве обследуемых организаций; - увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения к 2020 году до 750 ед.; - увеличение доли среднесписочной численности работников малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников всех предприятий до 76,0%; - увеличение до 140 ед. числа малых инновационных предприятий, созданных ВУЗами г. Воронежа; - создание не менее 900 дополнительных рабочих мест на малых и средних предприятиях, ведущих НИОКР и выпуск инновационной продукции |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Субъекты малого и среднего предпринимательства в последние годы выступают в качестве наиболее динамично развивающегося сегмента экономики городского округа, обеспечивающего развитие потребительского рынка, повышение жизненного уровня и снижение уровня безработицы среди трудоспособного населения городского округа. В 2010 году данные субъекты (в отличие от большинства крупных и средних предприятий) смогли выйти на докризисный объем инвестиций (даже с учетом паритета цен) в основной капитал, что наглядно видно из данных таблицы 1.
Таблица 1
Показатели инвестиционной активности на территории городского округа город Воронеж в 2007 - 2013 г.г.
N п/п. |
Наименование показателя |
значения показателя по итогам |
|||||||
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
|||
прогноз |
Факт 1 пол. |
||||||||
1. |
Объем инвестиций (млн. руб.) в основной капитал, по полному кругу организаций (всего), из них: |
36017,1 |
56415,9 |
43409,8 |
52500,0 |
72500,0 |
82700,0 |
95501,7 |
31800,0 |
- осуществленных коммерческими организациями (всего): в том числе: |
33286,3 |
52429,1 |
40234,3 |
47691,9 |
65902,0 |
69961,9 |
83372,5 |
30794,2 |
|
- крупными и средними предприятиями , |
24501,8 |
34081,2 |
25735,2 |
27467,9 |
44535,0 |
45146,8 |
53926,9 |
19584,7 |
|
- организациями малого бизнеса |
8784,5 |
18347,9 |
14499,1 |
20224,0 |
21367,0 |
24815,1 |
9445,6 |
11209,5 |
|
2. |
Доля (в %) капвложений в основной капитал субъектов малого предпринимательства в: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- общем объеме инвестиций в экономику городского округа; |
24,4 |
32,5 |
33,4 |
38,5 |
29,5 |
30,0 |
30,8 |
35,3 |
|
- общем объеме капвложений коммерческих организаций |
26,4 |
35,0 |
36,0 |
42,4 |
32,4 |
35,5 |
35,3 |
36,4 |
Анализ данных статистических наблюдений отраслевой принадлежности субъектов малого предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что наиболее привлекательными для него сферами деятельности продолжают оставаться:
- гостиницы и рестораны (рост в течение 2008 - 2012 г.г. числа действующих в указанной сфере организаций с 495 до 625 ед. или в 1,3 раза, а ИП в 1,2 раза);
- транспорт и связь (рост в течение 2008 - 2012 г.г. числа действующих в указанной сфере организаций с 1506 до 2319 ед. или в 1,5 раза, а ИП в 1,3 раза);
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (рост в течение 2008 - 2012 г.г. числа действующих в указанной сфере организаций с 6401 до 7852 ед. или в 1,2 раза, а ИП в 1,1 раза);
- финансовая деятельность (рост в течение 2008 - 2012 г.г. числа действующих в указанной сфере организаций с 657 до 777 ед. или в 1,2 раза, а ИП в 1,4 раза);
Постепенно (в связи с развертыванием на территории города крупных торговых сетей) утрачивают свою привлекательность, для вложения инвестиций и создания бизнеса, такие виды деятельности как розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, количество хозяйствующих субъектов в которых снизилось в течение 2008 - 2013 г.г. с 17504 до 17045 ед.
В настоящее время доля малых предприятий, занятых в сфере торговли, составляет 56,1%, в сфере обрабатывающего производства - 5%, строительстве - 2,7%, прочие - 36,2%. Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности показано на диаграмме.
Диаграмма
Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности
Наиболее серьезно кризисные явления в экономике сказались на субъектах малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере обрабатывающих отраслей, где численность организаций (ООО, ОАО, ЗАО) уменьшилась с 4259 до 3592ед. (на 16%), а ИП с 1470 до 1357 ед. (на 9%).
Снижение интереса малого бизнеса к сфере промышленного производства обусловлено рядом факторов: более долгие сроки оборачиваемости капитала, недоступность кредитных ресурсов необходимых для модернизации действующих и создания новых производств, дороговизна рабочей силы.
Вышеперечисленные факторы безусловно сдерживают развитие малого предпринимательства в сфере инновационного и промышленного бизнеса и ставят под угрозу достижение таких подцелей, определенных "Стратегическим планом социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года" как:
- развитие действующих и формирование новых наукоемких производств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках (в т.ч. устойчивый рост объемов и доли инновационной продукции);
- обеспечение эффективной занятости и снижение безработицы;
- содействие росту малого (в т.ч. инновационного) бизнеса и повышению его вклада в экономику городского округа и региона;
- интеграция городского округа в экономику страны и мировую экономику;
- активизация участия молодежи в социально-экономическом развитии города.
Минимизировать влияние факторов, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса в сфере инноваций и промышленного производства, призвана муниципальная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика".
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
Приоритетными направлениями муниципальной политики в сфере малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности являются:
- развитие малого предпринимательства в сфере промышленного производства и инноваций;
- повышение инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства, действующих в сфере промышленного производства и инноваций;
- совершенствование форм взаимодействия с субъектами малого и среднего предпринимательства и созданными ими общественными объединениями и организациями.
Целью Программы является:
Увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике городского округа город Воронеж за счет:
- роста числа субъектов малого и среднего (в том числе инновационного) бизнеса и повышение их вклада в экономику городского округа;
- развития действующих и формирование новых наукоемких производств, обеспечивающих устойчивый рост объемов и доли конкурентоспособной на российском и мировых рынках инновационной продукции.
Задачи Программы определенны пунктами 8 - 9 раздела 4 "Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года". К ним относятся:
- содействие развитию малого и среднего бизнеса, реализующего конкурентные преимущества городского округа город Воронеж;
- создание институциональных условий, благоприятствующих развитию действующих и созданию новых конкурентоспособных производств;
- расширение сферы инновационной экономики города;
- содействие малым и средним предприятиям города в продвижении конкурентоспособной продукции на внутренний и внешние рынки.
Достижение поставленных целей и задач планируется оценивать на основе следующих индикаторов, утвержденных распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 24.09.2013 г. N 818-р "Об утверждении Плана реализации Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года" и представленных в приложении N 1 к Программе:
- удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность в общем количестве обследуемых организаций;
- число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения (с учетом микропредприятий);
- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;
- количество малых инновационных предприятий (созданных ВУЗами г. Воронежа), зарегистрированных на конец отчетного периода.
Оценка хода реализации программных мероприятий и достижения плановых показателей целевых индикаторов будет вестись с использованием данных статистической отчетности.
Срок реализации Программы с 2014 года по 2020 год (один этап).
Ожидаемые конечные результаты Программы за весь период ее реализации:
- увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения к 2020 году до 750 ед.;
- увеличение к 2020 году доли среднесписочной численности работников малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников всех предприятий до 76,0%;
- увеличение к 2020 году до 40% удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность в общем количестве обследуемых организаций;
- увеличение к 2020 году до 140 ед. числа малых инновационных предприятий, созданных ВУЗами г. Воронежа;
- создание к 2020 году не менее 900 дополнительных рабочих мест на малых предприятиях, ведущих НИОКР и выпуск инновационной продукции.
3. Обобщенная характеристика программы и основных мероприятий
Реализация муниципальной программы осуществляется в рамках двух подпрограмм:
- подпрограмма 1 "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства",
- подпрограмма 2 "Стимулирование развития инновационной деятельности".
1. Для решения задач и достижения поставленных целей, подпрограмма 1 содержит следующий перечень мероприятий:
1.1. Совершенствование правовой базы для эффективного развития малого и среднего предпринимательства;
1.2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.3. Поддержка и развитие молодежного предпринимательства.
Условия и порядок реализации мероприятий 1.2. и 1.3. подпрограммы устанавливается соответствующими правовыми актами администрации городского округа, определяющими условия конкурсного отбора (в соответствии с положениями Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ) субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры их поддержки-получателей средств бюджета городского округа город Воронеж.
Результаты, достигаемые в ходе реализации мероприятий подпрограммы 1:
- сокращение (за счет компенсации части затрат понесенных при обслуживании кредитных и лизинговых договоров) сроков окупаемости инвестиционных проектов (программ развития), реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;
- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в сфере инноваций, обрабатывающих производств и услуг.
2. Для решения задач и достижения поставленных целей, подпрограмма 2 содержит следующее основное мероприятие:
2.1. Формирование и развитие муниципальной системы нормативно-правовой, организационной, информационной, консультационной поддержки инновационной деятельности и развитие инновационной культуры, включающее в себя 7 мероприятий:
2.1.1. Создание нормативно-правовой базы органов местного самоуправления городского округа город Воронеж, регламентирующей их участие в развитии инновационной деятельности на территории городского округа город Воронеж в рамках реализации мероприятий подпрограммы;
2.1.2. Формирование и развитие муниципальной системы информационной поддержки субъектов инновационной деятельности, в их работе по продвижению инноваций в реальный сектор экономики;
2.1.3. Предоставление на постоянной основе (одним из субъектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, определяемом по результатам конкурсного отбора) консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, действующим в инновационной сфере;
2.1.4. Организация и проведение (одним из субъектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, определяемом на конкурсной основе) ярмарки бизнес - проектов субъектов инновационной деятельности) по организации опытного (мелкосерийного) производства инновационной продукции с привлечением потенциальных инвесторов (инвестиционные компании и фонды, бизнес-ангелы, а также промышленные предприятия);
2.1.5. Организация и проведение (одним из субъектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, определяемом на конкурсной основе) ярмарки инновационной продукции для нужд муниципальных казенных предприятий и бюджетных учреждений;
2.1.6. Организация и проведение ежегодного конкурса на звание: "Лучший рационализатор городского округа город Воронеж";
2.1.7. Организация и проведение ежегодного конкурса на звание: "Лучший изобретатель городского округа город Воронеж".
Порядок реализации мероприятий 2.1.2. - 2.1.7. подпрограммы устанавливается соответствующими правовыми актами администрации городского округа, определяющими условия конкурсного отбора (в соответствии с положениями Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ) субъектов инновационной деятельности и инфраструктуры их поддержки-получателей средств бюджета городского округа город Воронеж.
Исполнителем программы является управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики.
Соисполнителем программы является управление делами, учета и отчетности администрации городского округа город Воронеж, выступающее в качестве главного распорядителя бюджетных средств, через счета которого будет вестись финансирование программных мероприятий.
Исполнителями подпрограммы N 1 являются:
- управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики;
- управление делами, учета и отчетности администрации городского округа город Воронеж, выступающее в качестве главного распорядителя бюджетных средств, через счета которого будет вестись финансирование программных мероприятий.
Исполнителями подпрограммы N 2 являются:
- управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики;
- управление делами, учета и отчетности администрации городского округа город Воронеж, выступающее в качестве главного распорядителя бюджетных средств, через счета которого будет вестись финансирование программных мероприятий.
4. Информация об участии предприятий, общественных, научных и иных организаций, а также физических лиц в реализации муниципальной программы
В реализации Программы примут участие субъекты малого и среднего предпринимательства, а также созданные ими общественные организации (объединения), организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности, субъекты инновационной деятельности, центры (офисы) коммерциализации научных разработок и технологий ВУЗов городского округа город Воронеж.
5. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Общий объем средств, направляемых на финансирование мероприятий Программы в течение всего срока ее реализации, оценивается в 55 189,00 тыс. рублей, в том числе:
- бюджет городского округа - 24 389,00 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 30 800,00 тыс. рублей.
Информация о расходах бюджета городского округа на реализацию Программы, в том числе по источникам финансирования и главным распорядителям бюджетных средств, представлена в приложениях N 2 и N 3 к Программе.
6. Подпрограммы муниципальной программы:
Подпрограмма 1
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы городского округа город Воронеж "Экономическое развитие и инновационная экономика"
Паспорт
Подпрограмма 1"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства"
Исполнители подпрограммы муниципальной программы |
Управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж Управление делами, учета и отчетности администрации городского округа город Воронеж. |
Участники подпрограммы |
Предприятия и организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства. |
Мероприятия, входящие в состав подпрограммы муниципальной программы |
1.1. Совершенствование правовой базы для эффективного развития малого и среднего предпринимательства. 1.2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. 1.3. Поддержка и развитие молодежного предпринимательства. |
Цель подпрограммы муниципальной программы |
Рост числа субъектов малого и среднего (в том числе инновационного) бизнеса и повышение их вклада в экономику городского округа. |
Задачи подпрограммы муниципальной программы |
- содействие развитию малого бизнеса (действующего в сфере инноваций и промышленного производства), реализующего конкурентные преимущества городского округа город Воронеж; - создание институциональных условий, благоприятствующих развитию действующих и созданию новых конкурентоспособных производств; - повышение доли субъектов малого и среднего предпринимательства обрабатывающих производств в общей численности малых и средних предприятий; - создание новых высокотехнологичных рабочих мест. |
Основные целевые индикаторы и показатели подпрограммы муниципальной программы |
- число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения (с учетом микропредприятий); - доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
Сроки реализации подпрограммы муниципальной программы |
2014 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы муниципальной программы (в действующих ценах каждого года реализации подпрограммы муниципальной программы) |
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 48 889,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 20 889,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 28 000,00 тыс. рублей. В т.ч. по годам реализации муниципальной программы: 2014 год: Всего - 6 500,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 2 500,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 000,00 тыс. рублей. 2015 год: Всего - 6 650,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 2 650,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 000,00 тыс. рублей. 2016 год: Всего - 6 800,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 2 800,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 000,00 тыс. рублей. 2017 год: Всего - 6 975,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 2 975,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 000,00 тыс. рублей. 2018 год: Всего - 7 152,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 3 152,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 000,00 тыс. рублей. 2019 год: Всего - 7 324,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 3 324,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 000,00 тыс. рублей. 2020 год: Всего - 7 488,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 3 488,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4 000,00 тыс. рублей. |
Ожидаемые непосредственные результаты реализации подпрограммы муниципальной программы |
- увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения к 2020 году до 750 ед.; - увеличение доли среднесписочной численности работников малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников всех предприятий до 76,0%; - создание не менее 400 дополнительных рабочих мест на малых предприятиях, ведущих выпуск инновационной продукции. |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Малый и средний бизнес выступает в качестве наиболее динамично развивающегося сегмента экономики городского округа.
Основные показатели, характеризующие развитие малого и среднего бизнеса в посткризисный период приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Ед. изм |
2011 год |
2012 год |
1-ое полугодие. 2013 года |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на конец отчетного года, всего |
ед. |
65 014 |
65 224 |
65 736 |
Численность постоянного населения (тысяч человек) |
|
991,3 |
1003,6 |
1005,2 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения |
ед. |
655,8 |
649,9 |
654,0 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
% |
34,2 |
34,9 |
36,9 |
В текущем году получил дальнейшее развитие наметившийся еще в 2011 г. тренд по преодолению последствий экономического кризиса. Данные статистических наблюдений свидетельствуют о том, что идет рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства практически во всех сферах экономической деятельности, увеличивается и численность работающих на малых и средних предприятиях.
Наиболее ярко ситуацию в этом сегменте отражают процессы, происходящие в сфере обрабатывающих производств.
Так, если за период 2008 - 2010 г.г. число хозяйствующих субъектов (действующих в сфере обрабатывающих производств) снизилось на 816 предприятий (с 4259 до 3443), то в течение 2011 года их число увеличилось на 107, в 2012 г. на 154 ед., а в 1-ом полугодии 2013 года на 36 ед. и составило 3592 предприятий (84,3% от докризисного уровня). При этом число средних и крупных промышленных предприятий (124 ед.) практически не изменилось и динамика показателя характеризует в основном процессы, происходящие в сфере малого и среднего бизнеса, в том числе среди коммерческих организаций, ведущих свою деятельность в форме индивидуального предпринимательства. Число индивидуальных предпринимателей, действующих в сфере обрабатывающих производств, в период 2010 - 2012 годов несколько снизилось (с 1380 до 1357), в результате изменений ставки единого социального налога (ЕСН).
Рост числа малых и среднего предприятий (в форме ООО, ЗАО, ОАО), сопровождается увеличением их доли в обороте предприятий, действующих в сфере обрабатывающих производств. Динамика их оборота представлена в таблице 2:
Показатели оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающих производств
Таблица 2
Наименование показателя |
Период |
||||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 год |
||
план на год |
факт 1 пол. |
||||||
Оборот предприятий обрабатывающих производств всего (млн. руб.) , в т.ч.: |
65824,5 |
54339,0 |
66856,7 |
84945,8 |
98904,8 |
114157,1 |
48605,6 |
- крупных и средних, |
60953,5 |
52870,9 |
62802,7 |
77771,8 |
90300,1 |
103997,1 |
44328,3 |
- малых |
4871,0 |
1467,1 |
4054,0 |
7174,0 |
8604,7 |
10160,0 |
4277,3 |
Доля (в%) оборота малых предприятий в общем объеме оборота |
7,4 |
2,7 |
6,1 |
8,4 |
8,7 |
8,9 |
8,8 |
К причинам, сдерживающим в настоящее время развитие малого и среднего производственного бизнеса (а он традиционно работает в сфере металлообрабатывающей, пищевой, мебельной, полиграфической и легкой промышленности) следует отнести:
- низкий уровень рентабельности промышленного производства, который снизился с 7,6% (в докризисном -2007 году) до 0,3% в 2009 году. В период преодоления кризисных явлений (2010-2011 г.г.) рентабельность (ввиду оживления спроса на промышленную продукцию) несколько повысилась и соответственно составила 2,3 и 3,8%. Для сравнения в указанный период рентабельность в таких сегментах экономики города как операции с недвижимостью, транспорт и связь не опускались соответственно ниже 5,4 и 21,1% .
- высокие инвестиционные риски (ввиду низкого уровня рентабельности, достаточно высокого уровня конкуренции и более продолжительных сроков окупаемости произведенных капвложений) при открытии "дела" в сфере обрабатывающих производств. Для сравнения скорость оборота оборотных активов в торговле более чем в 5 раз выше, чем в промышленности. При этом величина минимального капитала, необходимого для "старта" в промышленности (аренда или строительство необходимых для организации производства площадей, приобретение оборудования) на порядок выше, чем в торговле или в сфере бытовых услуг.
- недоступность (ввиду высоких процентных ставок и отсутствия у большинства субъектов малого и среднего предпринимательства залогового обеспечения) кредитных ресурсов коммерческих банков.
- отсутствие на рынке труда квалифицированной рабочей силы, необходимой для развития "производственного" бизнеса. Произошедший в 2008 - 2010 г.г. "переток" квалифицированной рабочей силы из сферы обрабатывающих отраслей в другие отрасли привел к дефициту рабочих основных профессий.
Начавшаяся при этом конкурентная борьба "за кадры" повлекла за собой рост номинальной и реальной заработной платы персонала средних и крупных предприятий и привела к оттоку квалифицированных кадров на большинстве малых предприятий, что негативно сказывается при реализацию ими программ модернизации производства.
Вышеперечисленные факторы безусловно сдерживают развитие малого и среднего предпринимательства в сфере инновационного и промышленного бизнеса и ставят под угрозу достижение таких подцелей, определенных "Стратегическим планом социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года", как:
- развитие действующих и формирование новых наукоемких производств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках (в т.ч. устойчивый рост объемов и доли инновационной продукции);
- обеспечение эффективной занятости и снижение безработицы;
- содействие росту малого и среднего (в т.ч. инновационного) бизнеса и повышению его вклада в экономику городского округа и региона;
- интеграция городского округа в экономику страны и мировую экономику;
- активизация участия молодежи в социально-экономическом развитии города.
Помочь субъектам малого и среднего бизнеса преодолеть последствия кризиса и обеспечить достижение целевых индикаторов его развития (особенно в сфере промышленного производства), определенных в разделе 4 "Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года) призван комплекс мероприятий подпрограммы 1 "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Мероприятия подпрограммы направлены на создание условий, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства.
В рамках подпрограммы 1 планируется продолжение работы по совершенствованию нормативного и правового регулирования сферы малого и среднего предпринимательства и увеличению количества действующих объектов инфраструктуры ее поддержки.
Будет продолжена и практика предоставления мер финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих программы модернизации действующих или создания новых производств.
Выполнение предусмотренных программой мероприятий позволит создать новые высокотехнологичные рабочие места, повысить производительность труда работающих и конкурентоспособность выпускаемой малыми и средними предприятиями промышленной продукции.
Планируемое в рамках подпрограммы увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства приведет и к увеличению налоговых поступлений в бюджет городского округа город Воронеж.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Приоритетными направлениями муниципальной политики в сфере малого и среднего предпринимательства являются:
- развитие малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства;
- повышение инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере промышленного производства;
- совершенствование форм взаимодействия с субъектами малого и среднего предпринимательства и созданными ими общественными объединениями и организациями, в целях баланса интересов бизнеса и общества.
Целью подпрограммы является:
Рост числа субъектов малого и среднего (в том числе инновационного) бизнеса и повышение их вклада в экономику городского округа.
Задачи подпрограммы определенны пунктами 8 - 9 раздела 4 "Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года". К ним относятся:
- содействие развитию малого бизнеса (действующего в сфере инноваций и промышленного производства), реализующего конкурентные преимущества городского округа город Воронеж;
- создание институциональных условий, благоприятствующих развитию действующих и созданию новых конкурентоспособных производств;
- повышение доли субъектов малого и среднего предпринимательства обрабатывающих производств в общей численности малых и средних предприятий;
- создание новых высокотехнологичных рабочих мест.
Достижение поставленных целей и задач планируется оценивать на основе следующих индикаторов:
- число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения (с учетом микропредприятий);
- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, утвержденных распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 24.09.2013 г. N 818-р "Об утверждении Плана реализации Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года" и представленных в приложении N 1 к Программе.
Оценка хода реализации программных мероприятий и достижения плановых показателей целевых индикаторов подпрограммы будет вестись с использованием:
- данных статистической отчетности по пунктам Федерального плана статистических работ;
- методики расчета количественных показателей, исходя из предельного уровня выделяемых на финансирование мероприятий бюджетных средств:
а) количество (К) субъектов малого и среднего предпринимательства, получающих субсидии на возмещение части затрат по договорам лизинга определяется по формуле:
где - объем финансовых средств ежегодно выделяемых на финансирование мероприятия 1.2.1. согласно Приложения 3,
- предельный объем субсидии, представляемой субъекту малого или среднего предпринимательства на возмещение части затрат по договору лизинга.
б) количество (К) субъектов малого и среднего предпринимательства, получающих субсидии на возмещение затрат по договорам аренды производственных площадок у крупных и средних промышленных предприятий определяется по формуле:
где - объем финансовых средств ежегодно выделяемых на финансирование мероприятия 1.2.2. согласно Приложения 3,
- предельный объем субсидии, представляемой субъекту малого или среднего предпринимательства на возмещение части затрат по договору аренды.
в) Количество молодых людей, прошедших обучение по программе "Молодой предприниматель", определено с учетом данных, содержащихся в отчете исполнителя указанного мероприятия в 2012 - 2013 г.г. в рамках ДМЦП "Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе город Воронеж на 2010 - 2012 годы" и ДМЦП "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском округе город Воронеж на 2013 - 2015 годы", и того интереса к малому бизнесу, который демонстрирует вузовская молодежь в формате реализации положений Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ, определяющих условия коммерциализации научных разработок.
Срок реализации Программы с 2014 года по 2020 год (один этап).
Ожидаемые конечные результаты Программы за весь период ее реализации:
- увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения к 2020 году до 750 ед.;
- увеличение к 2020 году доли среднесписочной численности работников малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников всех предприятий до 76,0%;
- создание не менее 400 дополнительных рабочих мест на малых предприятиях, ведущих выпуск инновационной продукции.
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства получивших субсидии бюджета городского округа на возмещение части затрат по договорам лизинга оборудования, машин и механизмов - 59ед.
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства получивших субсидии бюджета городского округа на возмещение части затрат по договорам аренды производственных площадок у крупных и средних промышленных предприятий- 49 ед.
- количество молодых людей, прошедших обучение по программе "Молодой предприниматель"- 215 человек.
3. Характеристика мероприятий подпрограммы
Для решения задач и достижения поставленных целей, подпрограмма 1 содержит следующие основные мероприятия:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1. Совершенствование правовой базы для эффективного развития малого и среднего предпринимательства.
Реализация данного мероприятия предполагает подготовку предложений по совершенствованию правового поля, затрагивающего деятельность малого и среднего предпринимательства, а также внесение изменений и дополнений в действующие правовые акты органов местного самоуправления.
1.2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реализация данного основного мероприятия предполагает:
1.2.1. Содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства.
1.2.2. Компенсацию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на финансирование проектов по организации производства на незадействованных производственных площадках промышленных предприятий.
1.3. Поддержка и развитие молодежного предпринимательства
Реализация мероприятия предполагает организацию и проведение обучающих программ (семинаров, курсов и т.д.) для молодежи, намеренной открыть собственное дело.
Результаты, достигаемые в ходе реализации мероприятий подпрограммы 1:
- сокращение (за счет компенсации части затрат понесенных при обслуживании кредитных и лизинговых договоров) сроков окупаемости инвестиционных проектов (программ развития), реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;
- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в сфере инноваций, обрабатывающих производств и услуг.
Исполнителями подпрограммы являются:
- управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики;
- управление делами, учета и отчетности администрации городского округа город Воронеж, выступающее в качестве главного распорядителя бюджетных средств, через счета которого будет вестись финансирование программных мероприятий.
4. Информация об участии предприятий, общественных, научных и иных организаций, а также физических лиц в реализации подпрограммы
В реализации Программы примут участие субъекты малого и среднего предпринимательства, а также созданные ими общественные организации (объединения), организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа город Воронеж.
5. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за весь период реализации составит 48 889,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования:
- бюджет городского округа - 20 889,00 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 28 000,00 тыс. рублей.
Информация о расходах бюджета городского округа на реализацию подпрограммы, в том числе по источникам финансирования и главным распорядителям бюджетных средств, представлена в приложениях N 2 и N 3 к Программе.
Подпрограмма 2
"Стимулирование развития инновационной деятельности" муниципальной программы городского округа город Воронеж "Экономическое развитие и инновационная экономика"
Паспорт подпрограммы 2
"Стимулирование развития инновационной деятельности"
Исполнители подпрограммы муниципальной программы |
Управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж Управление делами, учета и отчетности администрации городского округа город Воронеж. |
Участники подпрограммы |
Субъекты инновационной деятельности. Организации инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. |
Основное мероприятие, входящее в состав подпрограммы муниципальной программы |
2.1. Формирование и развитие муниципальной системы нормативно-правовой, организационной, информационной, консультационной поддержки инновационной деятельности и развитие инновационной культуры. |
Цель подпрограммы муниципальной программы |
Развитие муниципальной инновационной системы обеспечивающей: - преодоление технологического отставания ряда отраслей экономики городского округа; - рост числа субъектов малого предпринимательства, действующих в инновационной сфере, и повышение их доли в экономике городского округа; - развитие действующих и формирование новых наукоемких производств, обеспечивающих устойчивый рост объемов и доли инновационной продукции, конкурентоспособной на российском и мировых рынках. |
Задачи подпрограммы муниципальной программы |
- содействие развитию малого бизнеса, действующего в сфере инноваций и реализующего конкурентные преимущества городского округа город Воронеж, - создание (за счет развития инфраструктуры организационной, информационной и консультационной и финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности) институциональных условий, благоприятствующих развитию инновационной деятельности, направленной на создание новых видов конкурентоспособной продукции; - расширение сферы инновационной экономики города, за счет увеличения количества малых инновационных предприятий, обеспечивающих создание новых высокотехнологичных рабочих мест и увеличение налогового ресурса городского округа. - содействие субъектам инновационной деятельности города в привлечении инвестиций для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), продвижении результатов НИОКР и конкурентоспособной инновационной продукции на внутренний и внешние рынки. |
Основные целевые индикаторы и показатели подпрограммы муниципальной программы |
- удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность в общем количестве обследуемых организаций; - количество малых инновационных предприятий (созданных ВУЗами г. Воронежа) |
Сроки реализации подпрограммы муниципальной программы |
2014 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования муниципальной подпрограммы (в действующих ценах каждого года реализации подпрограммы муниципальной программы) |
Общий объем финансирования по подпрограмме составляет 6 300,00 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: бюджет городского округа - 3 500,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 2 800,00 тыс. рублей. В том числе по годам реализации муниципальной подпрограммы: 2014 год: Всего - 900,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 500,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 400,00 тыс. рублей. 2015 год: Всего - 900,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 500,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 400,00 тыс. рублей. 2016 год: Всего - 900,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 500,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 400,00 тыс. рублей. 2017 год: Всего - 900,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 500,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 400,00 тыс. рублей. 2018 год: Всего - 900,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 500,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 400,00 тыс. рублей. 2019 год: Всего - 900,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 500,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 400,00 тыс. рублей. 2020 год: Всего - 900,00 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: бюджет городского округа - 500,00 тыс. рублей; внебюджетные источники - 400,00 тыс. рублей. |
Ожидаемые непосредственные результаты реализации подпрограммы муниципальной программы |
- увеличение до 40% удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность в общем количестве обследуемых организаций; - увеличение до 140 ед. числа малых инновационных предприятий, созданных ВУЗами г. Воронежа; - создание не менее 500 дополнительных рабочих мест на малых и средних предприятиях, ведущих НИОКР и выпуск инновационной продукции. |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В настоящее время в качестве субъектов инновационной деятельности выступают 13 крупных и средних, а также 53 малых промышленных предприятия, 21 отраслевое НИИ и КБ, а также 15 ВУЗов и 54 созданных ими (в рамках реализации Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности") малых предприятий. Особая роль в развитии малого предпринимательства в инновационной сфере принадлежит ВУЗам, которые только в 2012 году создали (в рамках коммерциализации научных разработок и технологий) 14 микропредприятий.
Несмотря на кризисные явления в экономике, субъектами инновационной деятельности, действующими в сфере обрабатывающих производств и научных исследований (малые инновационные предприятия ВУЗов) городского округа был продолжен курс на разработку и внедрение передовых технологий в производство, о чем свидетельствуют данные таблицы 1:
Таблица 1
Основные показатели инновационной деятельности на территории городского округа город Воронеж
Наименование показателей |
Значение показателя в |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|
Количество организаций, использовавших передовые производственные технологии всего, |
228 |
264 |
227 |
229 |
в том числе, созданные в организациях. |
145 |
167 |
143 |
110 |
Количество передовых производственных технологий, использовавшихся организациями города, всего |
1759 |
2293 |
1755 |
1666 |
в том числе, внедренных в течение отчетного года |
121 |
106 |
283 |
229 |
Удельный вес (в %) организаций, занимающихся инновационной деятельностью в общем числе обследованных организаций |
8,6 |
8,6 |
9,2 |
9,7 |
Количество малых инновационных предприятий (созданных ВУЗами г. Воронежа), действующих на конец отчетного года |
10 |
23 |
40 |
54 |
При этом основной упор был сделан на внедрение технологических инноваций, что позволило предприятиям ряда обрабатывающих отраслей существенно увеличить долю инновационной продукции в общем объеме ее реализации. Так на предприятиях, действующих в сфере производства транспортных средств и оборудования, она увеличилась с 20,9% (2008 г.) до 67,2% (2011 г.), а на предприятиях машиностроения соответственно с 21,8 до 49,6%. Инновационная продукция таких крупных и средних промышленных предприятий как ОАО "Турбонасос", ОАО "Рудгормаш", ОАО "Концерн "Созвездие", ЗАО "Гидрогаз", ОАО "РИФ", ОАО "КБХА", ОАО "Электросигнал", ООО "Воронежсельмаш", ОАО "НИИПМ", а также ряда малых инновационных предприятий (ООО "НФЛ", ООО "ОРТ", ОАО "Агроэлектромаш", ООО "Лигнум", ООО "Тантал", ООО "МИКРОТЕХ", ООО "Стомэл-К" и др.) востребована на как на российском рынке, так и на рынках стран ближнего и дальнего зарубежья. Определенные успехи в продвижении своей продукции на рынок достигнуты и отдельными малыми инновационными предприятиями, такими как ООО "Центр консалтинговых услуг и инновационных технологических решений в геологии "Цитрин", ООО "Силовая схемотехника", ООО "Автоматизация бизнес-процессов", ООО "ТЕХИНМАШ", ООО "РЕТА", ООО "Акма-Универсал", ООО "Технохим", ООО "Фототехнологии В", ООО НПП "Авиапроект", ООО НПК "Дельта", ООО "Модификация", созданными ВУЗами города.
В течение 2011 - 2013 г.г. управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики проводило выполнение мероприятий долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в городском округе город Воронеж в 2011 - 2013 годах" (далее - ДМЦП).
Важнейшим направлением в работе по развитию малого бизнеса в сфере инноваций в рамках ДМЦП стало продвижение инновационной продукции на рынок, повышение уровня ее востребованности муниципальными казенными предприятиями и бюджетными учреждениями.
В течение 2011 - 2013 г.г. было организовано проведение 10 презентаций (выставок) образцов инновационной продукции, в которых приняли участие 67 организаций работающих в инновационной сфере. В ходе этих выставок отдельные виды продукции ООО НПП "НФЛ", ООО НПП "Крыло", ООО "Медторг+", ОАО "Агроэлектромаш", ЗАО "Электроагрегат" ОАО "НИИ ПМ", ООО "МИКРОТЕХ" оказались в поле зрения муниципальных организаций и были ими закуплены.
В целях выявления НИОКР высокой степени готовности к внедрению в реальный сектор экономики было организовано проведение экспертиз инновационных разработок имеющихся у субъектов инновационной деятельности городского округа. В 2011 - 2013 г.г. было проведено 14 заседаний отраслевых экспертных советов по вопросам инновационной деятельности, на которых рассмотрено 189 инновационных проектов. По 26 лучшим инновационным разработкам были выработаны предложения по условиям их трансформации в инвестиционные проекты по организации опытного и мелкосерийного производства инновационной продукции.
По итогам проведенного в рамках ДМЦП конкурса инновационных проектов авторы (студенты и молодые ученые ВУЗов г. Воронежа) 50 разработок получили в 2011 году субсидии (гранты) городского округа город Воронеж в размере 100 тыс. руб. каждый на финансирование представленных научно-исследовательских работ, направленных на решение проблем городского хозяйства.
В 2012 году грантополучателями было создано 3 малых инновационных предприятия, которые в рамках реализации мероприятий ДМЦП, получили (на конкурсной основе) финансовую поддержку бюджета городского округа при реализации бизнес-проектов по организации производства инновационной продукции для нужд городского хозяйства.
В рамках реализации мероприятий ДМЦП была обеспечена информационная (газета "Промышленные вести Воронежской области"), консультационная (ФГБОУ ВПО ВГУ), организационная (ЗАО "ВИТЦ", ФГБОУ ВПО ВГАУ) поддержка субъектов инновационной деятельности.
В результате реализации мероприятий ДМЦП были достигнуты следующие социально- экономические показатели:
1. Сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности и выстроена система ее взаимодействия с субъектами инновационной деятельности городского округа.
2. Обеспечено привлечение субъектов инновационной деятельности к решению проблем городского хозяйства.
3. Увеличилось в 1,6 раза число малых инновационных предприятий, в т.ч. и за счет роста МИПов, созданных ВУЗами города.
4. Создано 535 высокотехнологичных рабочих места в малых и средних инновационных предприятиях, ведущих НИОКР и выпуск инновационной продукции.
Вместе с тем достижение целей, определенных п. 8 раздела 4 "Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года" (далее Стратегический план) требует продолжения мер поддержки субъектов инновационной деятельности, что и планируется в рамках подпрограммы N 2 "Стимулирование развития инновационной деятельности" программы "Экономическое развитие и инновационная экономика".
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы 2 следующие:
- создание (и развитие) системы организационной, консультационной, информационной и финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности;
- формирование спроса муниципальных казенных предприятий и бюджетных учреждений на результаты НИОКР и продукцию субъектов инновационной деятельности;
- оказание содействия малым инновационным предприятиям в продвижении результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.
Принятие подпрограммы 2 создаст основу для повышения взаимодействия администрации городского округа с субъектами инновационной деятельности (в том числе малыми предприятиями, созданными ВУЗами города).
Целью подпрограммы в соответствии со Стратегическим планом социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года является развитие муниципальной инновационной системы обеспечивающей:
- преодоление технологического отставания ряда отраслей экономики городского округа;
- рост числа субъектов малого предпринимательства, действующих в инновационной сфере, и повышение их доли в экономике городского округа;
- развитие действующих и формирование новых наукоемких производств, обеспечивающих устойчивый рост объемов и доли инновационной продукции, конкурентоспособной на российском и мировых рынках.
Задачи, решаемые при этом, соответствуют положениям пунктов 8 - 9 раздела 4 "Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года":
- содействие развитию малого бизнеса, действующего в сфере инноваций и реализующего конкурентные преимущества городского округа город Воронеж,
- создание (за счет развития инфраструктуры организационной, информационной и консультационной и финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности) институциональных условий, благоприятствующих развитию инновационной деятельности, направленной на создание новых видов конкурентоспособной продукции;
- расширение сферы инновационной экономики города, за счет увеличения количества малых инновационных предприятий, обеспечивающих создание новых высокотехнологичных рабочих мест и увеличение налогового ресурса городского округа.
- содействие субъектам инновационной деятельности города в привлечении инвестиций для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), продвижении результатов НИОКР и конкурентоспособной инновационной продукции на внутренний и внешние рынки.
Достижение поставленных цели и задач планируется оценивать на основе индикаторов, утвержденных распоряжением администрации городского округа город Воронеж "Об утверждении Плана реализации Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года" N 818-р от 24 сентября 2013 года и представленных в приложении N 1 к Программе.
Оценка хода реализации программных мероприятий и достижения плановых показателей целевых индикаторов подпрограммы будет вестись с использованием:
- данных статистической отчетности по пунктам Федерального плана статистических работ;
- количественных показателей, определенных на основании данных, содержащихся в отчетах исполнителей аналогичных мероприятий при реализации ДМЦП "Развитие инновационной деятельности в городском округе город Воронеж в 2011 - 2013 годах". При этом:
а) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере инноваций, получивших консультационную поддержку по вопросам хозяйственного, налогового и трудового законодательства определено (исходя из отчетности о ходе выполнения в 2011 - 2013 г.г. положений Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ, представляемой вузами в адрес профильных министерств РФ) с учетом роста (с 60 до 140 ед.) в течение срока реализации подпрограммы количества малых инновационных предприятий, созданных вузами г. Воронежа.
б) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере инноваций, получающих информационную поддержку при реализации инновационных проектов определено (на основании данных статотчетности за 2012 - 2013 г.г.) с учетом ожидаемого роста (в течение срока реализации подпрограммы) как числа малых инновационных предприятий, так и объемов финансирования данного мероприятия, позволяющего увеличить количество информационных материалов размещаемых на страницах СМИ.
в) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере инноваций, принимающих участие в ежегодных ярмарках инновационной продукции для нужд муниципальных казенных предприятий и бюджетных организаций определено с учетом роста (в течение срока реализации подпрограммы) числа малых инновационных предприятий и количества инновационных разработок (направленных на решение проблем городского хозяйства), имеющихся (включенных в городской "Реестр инновационных проектов", ведущийся управлением) у субъектов инновационной деятельности.
г) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере инноваций, принимающих участие в ежегодных ярмарках бизнес- проектов по организации опытного (мелкосерийного) производства инновационной продукции определено с учетом роста (в течение срока реализации подпрограммы) числа малых инновационных предприятий и их количестве, принимавшем участие в аналогичных мероприятий проводившихся в 2012 - 2013 г.г. при реализации ДМЦП "Развитие инновационной деятельности в городском округе город Воронеж в 2011 - 2013 годы".
д) количество рационализаторов предприятий сферы обрабатывающих производств, принимающих участие в ежегодном конкурсе на звание "Лучший рационализатор городского округа город Воронеж" определено с учетом итогов аналогичных мероприятий проведенных, в 2011 - 2012 г.г., управлением совместно с Советом директоров промышленных предприятий г. Воронежа, а также данных (предоставленных ВРОО "Российского общества изобретателей и рационализаторов") о количестве членов первичных организаций общества, действующих на промышленных предприятиях городского округа.
е) количество изобретателей, принимающих участие в ежегодном конкурсе на звание "Лучший изобретатель городского округа город Воронеж" определено с учетом данных статотчетности за 2011 - 2012 г.г. о количестве ежегодно получаемых субъектами инновационной деятельности патентов и авторских свидетельств, а также данных (предоставленных ВРОО ""Научно-техническое общество" о количестве членов общества, проживающих на территории городского округа.
Срок реализации подпрограммы с 2014 года по 2020 год (один этап).
Ожидаемые конечные результаты подпрограммы за весь период ее реализации:
- увеличение в 1,3 раза, числа субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в инновационной сфере;
- рост в 1,5 раза производительности труда на малых инновационных предприятиях-участниках подпрограммы;
- создание не менее 500 дополнительных рабочих мест на малых предприятиях сферы промышленного производства, ведущих НИОКР и выпуск инновационной продукции;
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере инноваций, получивших консультационную поддержку по вопросам хозяйственного, налогового и трудового законодательства - 630 ед.;
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере инноваций, получивших информационную поддержку при реализации инновационных проектов- 132ед.;
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере инноваций, принявших участие в ежегодных ярмарках инновационной продукции для нужд муниципальных казенных предприятий и бюджетных организаций -168 ед.;
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере инноваций, принявших участие в ежегодных ярмарках бизнес- проектов по организации опытного (мелкосерийного) производства инновационной продукции - 280 ед.;
- количество рационализаторов предприятий сферы обрабатывающих производств, принимающих участие в ежегодном конкурсе на звание "Лучший рационализатор городского округа город Воронеж"-195 человек;
- количество изобретателей, принявших участие в ежегодном конкурсе на звание "Лучший изобретатель городского округа город Воронеж" - 360 человек.
3. Характеристика мероприятий подпрограммы
Основное мероприятие подпрограммы 2 "Формирование и развитие муниципальной системы нормативно-правовой, организационной, информационной, консультационной поддержки инновационной деятельности и развитие инновационной культуры" включает в себя мероприятия, определяющие формы муниципальной поддержки субъектов малого предпринимательства, действующих в инновационной сфере:
2.1.1. Создание нормативно-правовой базы администрации городского округа город Воронеж, регламентирующей их участие в развитии инновационной деятельности на территории городского округа город Воронеж в рамках реализации мероприятий подпрограммы.
2.1.2. Формирование и развитие муниципальной системы информационной поддержки субъектов инновационной деятельности, в их работе по продвижению инноваций в реальный сектор экономики.
2.1.3. Предоставление на постоянной основе (одним из субъектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, определяемом по результатам конкурсного отбора) консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, действующим в инновационной сфере.
2.1.4. Организация и проведение (одним из субъектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, определяемом на конкурсной основе) ярмарки бизнес - проектов субъектов инновационной деятельности) по организации опытного (мелкосерийного) производства инновационной продукции с привлечением потенциальных инвесторов (инвестиционные компании и фонды, бизнес-ангелы, а также промышленные предприятия).
2.1.5. Организация и проведение (одним из субъектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, определяемом на конкурсной основе) ярмарки инновационной продукции для нужд муниципальных казенных предприятий и бюджетных учреждений.
2.1.6. Организация и проведение ежегодного конкурса на звание: "Лучший рационализатор городского округа город Воронеж".
2.1.7. Организация и проведение ежегодного конкурса на звание: "Лучший изобретатель городского округа город Воронеж".
Исполнителями подпрограммы являются:
- управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики;
- управление делами, учета и отчетности администрации городского округа город Воронеж, выступающее в качестве главного распорядителя бюджетных средств, через счета которого будет вестись финансирование программных мероприятий.
4. Информация об участии предприятий, общественных, научных и иных организаций, а также физических лиц в реализации подпрограммы
В реализации подпрограммы примут участие центры (офисы) коммерциализации научных разработок и технологий 9 ВУЗов города; не менее 40 субъектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (управляющие компании технопарков, консалтинговые и аудиторские компании, СМИ, кредитные организации и венчурные компании, общественные и некоммерческие организации субъектов предпринимательства), а также более 70 субъектов малого бизнеса, действующих в инновационной сфере.
5. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы
Общий объем средств, направляемых на финансирование мероприятий
подпрограммы в течение всего срока ее реализации, оценивается в 6 300,00 тыс. рублей, в том числе:
- бюджет городского округа - 3 500,00 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 2 800,00 тыс. рублей.
Информация о расходах бюджета городского округа на реализацию подпрограммы, в том числе по источникам финансирования и главным распорядителям бюджетных средств, представлена в приложениях N 2 и N 3 к Программе.
Руководитель управления развития предпринимательства, |
Л.М. Паршина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 24 декабря 2013 г. N 1279 "Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж "Экономическое развитие и инновационная экономика"
Текст постановления опубликован в газете "Берег" от 23 января 2014 г. N 6
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 14 марта 2024 г. N 293
Изменения вступают в силу с 19 марта 2024 г.
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 20 марта 2023 г. N 291
Изменения вступают в силу с 20 марта 2023 г.
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 29 июля 2022 г. N 739
Изменения вступают в силу с 29 июля 2022 г.
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 24 марта 2022 г. N 226
Изменения вступают в силу с 24 марта 2022 г.
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 21 декабря 2021 г. N 1201
Изменения вступают в силу с 21 декабря 2021 г.
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 16 ноября 2021 г. N 1098
Изменения вступают в силу с 16 ноября 2021 г.
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 25 марта 2020 г. N 247
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 16 сентября 2019 г. N 849
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 22 марта 2019 г. N 204
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 28 ноября 2018 г. N 777
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 29 марта 2018 г. N 181
Постановление Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области от 30 марта 2017 г. N 169
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 2 ноября 2016 г. N 949
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 7 декабря 2015 г. N 899
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 2 октября 2015 г. N 758
Действие главы 3, главы 4, главы 6 раздела 3 подпрограммы 1 раздела 6 настоящей Программы приостановлено с 1 октября 2015 г. по 31 декабря 2015 г.
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 2 сентября 2015 г. N 680
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 2 апреля 2015 г. N 317
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 26 сентября 2014 г. N 1368
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 14 апреля 2014 г. N 268