Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Воронежской городской Думы
от 14 июля 2010 г. N 150-III
Муниципальная адресная программа
"Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж"
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная адресная программа "Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж" |
Нормативный правовой акт, в соответствии с которым разработана программа |
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N136-ФЗ Решение Воронежской городской Думы от 19.12.2008 N 422-II "Об утверждении генерального плана городского округа город Воронеж" |
Заказчик программы |
Управление строительства департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж |
Заказчик-координатор программы |
Управление строительства департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж |
Основные разработчики программы |
Управление строительства департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж Управление главного архитектора департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж Департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж Департамент ЖКХ администрации городского округа город Воронеж |
Цели и задачи программы |
Основными целями программы являются: -комплексное решение проблемы сноса и реконструкции ветхого, морально устаревшего, с крайне низким уровнем инженерного оборудования жилого фонда; -обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, в благоустроенные жилые помещения, соответствующие установленным санитарным и техническим требованиям; -обеспечение безопасных и комфортных условий проживания для населения; Основными задачами программы являются: -подготовка условий и реализация механизма переселения граждан, проживающих в ветхих домах; -создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства; -создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; -повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизне-обеспечения населения; - привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс. |
Сроки и этапы реализации программы |
2011 - 2015 годы |
Основные мероприятия программы |
-мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы; -организационные мероприятия; -мероприятия по финансированию капитальных и прочих расходов за счет бюджетных и внебюджетных источников. |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования - 13 281,156 млн. рублей. Источники финансирования- средства бюджета городского округа город Воронеж, средства областного бюджета, средства федерального бюджета, внебюджетные источники. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
-обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхих домах; - создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; - привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс. |
1. Обоснование необходимости разработки программы
Многолетнее недофинансирование ремонта жилья привело его к повышенному износу, ресурсной неэффективности, аварийности. По статистическим данным, доля ветхого жилищного фонда в Российской Федерации доходит до 14%.
Данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61 процентом российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии.
Ветхий жилищный фонд ухудшает внешний облик города, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность города. Причем в этом жилищном фонде проживают в основном малоимущие граждане с доходами ниже прожиточного уровня.
Ветхие жилые дома построены в послевоенные годы из доступных и дешевых материалов - шлакоблоков, кирпича, дерева, которые подверглись воздействию времени. В основной своей массе это малоэтажные дома с минимальным набором удобств. С течением времени они ветшают, ремонт их становится нерентабельным. Поэтому остро встает вопрос о безопасности проживания в них. Кроме того, возрастает социальная напряженность, растет недовольство жильцов этих домов действиями властей, как исполнительной, так и законодательной. И это все происходит на фоне строительства "элитного" жилья. Все это говорит о том, что необходимо менять сложившуюся ситуацию, т.е. расселять жильцов из ветхих домов.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания является обязанностью государства, а не собственника этого помещения.
Государство в настоящее время гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, удовлетворяющего этим требованиям (Жилищный кодекс РФ).
На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии самостоятельно без поддержки решить эту проблему. Необходимо консолидировать финансовые средства бюджетов всех уровней, а также привлекать внебюджетные средства, т.е. средства инвесторов.
Наибольшую долю ветхого фонда с процентом износа более 65% составляет малоэтажное (до 3 этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью. Достаточно велика в этом фонде доля приватизированных квартир.
В рамках ФЦП "Жилище" ранее действовала подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда". С 2006 года подпрограмма ликвидирована.
В ходе реализации первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" в 2002 - 2005 годах были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований на первом этапе реализации Программы в 2002 - 2005 годах не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания, в том числе по следующим показателям:
- среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования практически не изменилось и составляет около 20 лет;
- износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.
Одной из основных проблем в реализации первого этапа Программы явилось недостаточное стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан.
Убыль существующего ветхого жилищного фонда, в связи с реконструктивными мероприятиями к 2020 году составит 880 тыс. кв. м общей площади, в том числе:
- по техническому состоянию (ветхий жилищный фонд) - 59,4 тыс. кв.м;
- по реконструкции (2-, 3-этажный и индивидуальный жилищный фонд) - 584,9 тыс. кв.м;
- жилищный фонд в санитарно-защитных зонах железной дороги и промышленно-коммунальных зонах - 235,7 тыс. кв.м.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 67,4 процента. В целом по городскому округу город Воронеж износ сетей водопровода - 63%, сетей канализации - 72,5%, электрических сетей - 50%, водопроводных насосных станций - 52%, канализационных насосных станций - 49,4%, очистных сооружений - 53%, трансформаторных подстанций - 54,3%.
Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития.
Большинство проживающих в ветхих домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Создание условий для обеспечения жильем граждан городского округа город Воронеж, проживающих в ветхих домах, требует преобразований, на осуществление которых и направлена программа.
2. Цели, задачи и сроки реализации программы
Основные цели программы:
- комплексное решение проблемы сноса и реконструкции ветхого, морально устаревшего, с крайне низким уровнем инженерного оборудования жилого фонда;
- обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхом с процентом износа более 65% жилом фонде, в благоустроенные жилые помещения, соответствующие установленным санитарным и техническим требованиям;
- оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время ветхим жилым фондом;
Срок реализации мероприятий программы - 2011 - 2015 годы.
Для достижения поставленных целей необходимо решение приоритетных задач:
- подготовка условий и реализация механизма переселения граждан, проживающих в ветхих домах;
- создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства;
- создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
- повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, в том числе путем реконструкции;
- привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.
3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на:
- мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы;
- организационные мероприятия;
- мероприятия по финансированию капитальных и прочих расходов за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Программные мероприятия включают в себя:
- переселение граждан из жилых помещений ветхого жилого фонда с предоставлением других благоустроенных жилых помещений в порядке, предусмотренном жилищным законодательством;
- изъятие, в том числе путем выкупа, жилых помещений и (или) иных объектов недвижимости;
- снос объектов капитального строительства;
- формирование земельных участков, освобожденных от ветхого жилого фонда, для последующего развития данной территории;
- принятие решения о развитии застроенной территории;
- разработка местных нормативов градостроительного проектирования и определение и утверждение расчетных показателей обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры;
- принятие решения и проведение открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в целях жилищного строительства. Договором о развитии застроенной территории могут быть предусмотрены обязательства инвестора (победителя аукциона) по переселению граждан из жилых помещений, подлежащих сносу, с предоставлением других благоустроенных жилых помещений, и освобождению земельных участков от расположенных на них объектов капитального строительства, входящих в состав развиваемой территории;
- строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, осуществляется победителем аукциона в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, а также привлеченных средств частных инвесторов, будут направлены на переселение жителей из ветхого жилья в благоустроенные жилые помещения, снос ветхого жилья, осуществление реконструкции ветхих жилых домов в соответствии с градостроительным регламентом и утвержденным проектом планировки, а также на обеспечение коммунальной инфраструктурой модернизируемого жилищного фонда.
Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на решение поставленных задач по 21 земельному участку в отношении жилых домов, указанных в "Адресном перечне домов, планируемых к сносу и реконструкции" (приложение к Программе). Перечень приведенных в приложении ветхих домов не является окончательным и по мере проведения обследования и инвентаризации жилищного фонда может расширяться и (или) изменяться.
4. Механизм реализации программы
Основные механизмы выполнения программы:
- ежегодное утверждение в рамках городского бюджета программных мероприятий по сносу и реконструкции ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж.
- привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс путем заключения и реализации договоров на право инвестирования развития застроенных территорий с победителем открытых аукционов.
Оперативный контроль за ходом реализации программы осуществляется управлением строительства департамента градостроительства и архитектуры по согласованию с заместителем главы администрации - директором департамента градостроительства и архитектуры.
По каждому разделу программы, отдельным программным мероприятиям функции ответственных исполнителей возлагаются на структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж.
5. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования программы составляет 13 281,156 млн. рублей.
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа город Воронеж, средств областного бюджета, средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Объемы финансирования программы на 2011-2015 годы за счет средств бюджетов всех уровней носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов на соответствующие годы, исходя из возможностей бюджетов.
6. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы
Оценка социально-экономической эффективности Программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Мониторинг реализации Программы будет проводиться управлением строительства департамента градостроительства и архитектуры ежегодно.
Успешная реализация Программы позволит:
- обеспечить благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхих домах;
- увеличить объемы жилищного строительства;
- создать условия для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
- улучшить жилищные условия населения;
- привлечь инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Общее руководство и текущее управление реализацией программы осуществляет управление строительства департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж.
Отбор исполнителей программных мероприятий и поставщиков товаров (работ, услуг) производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
При необходимости возможно продление срока реализации программы, а также корректировка программы.
Муниципальная адресная программа "Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж" будет являться основанием для принятия главой городского округа город Воронеж решения о развитии застроенных территорий в соответствии со ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Руководитель аппарата Воронежской городской Думы |
Н.В. Котенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.