Раздел II. Цели, задачи и сроки реализации программы
Главной целью Программы является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Органы государственной власти, общество, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей:
предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;
создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;
гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;
обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;
сохранение и развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации с учетом особенностей многонационального государства;
формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;
совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;
разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством об образовании, другими нормативными правовыми актами и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;
достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;
поддержка и развитие механизмов интеграции систем образования государств - участников Содружества Независимых Государств и обеспечение государством содействия в удовлетворении образовательных потребностей соотечественников;
развитие равноправного, взаимовыгодного, социально и экономически целесообразного сотрудничества системы образования Российской Федерации с системами образования иностранных государств и международными организациями.
В процессе достижения целей Программы решаются следующие задачи:
обеспечение и закрепление на практике гарантий приоритетности системы образования в жизнедеятельности государства и общества;
структурная перестройка системы образования, направленная на совершенствование содержания образования, его организационных форм, методов и технологий;
укрепление взаимосвязей образования, науки, культуры;
усиление взаимосвязей системы образования и рынка труда;
разработка федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ различных уровней и направлений для гарантирования развития образования как целостной системы;
сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и взрослых;
возвращение в общеобразовательные учреждения детей, находящихся вне образовательных учреждений различного уровня;
усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;
восстановление и развитие системы научного и технического творчества обучающихся;
организационное и методическое обеспечение деятельности общественных детских и молодежных организаций;
обеспечение совершенствования системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, осуществляемой Высшей аттестационной комиссией;
совершенствование нормативной правовой базы в области образования;
мониторинг состояния системы образования, совершенствование методов и механизмов прогнозирования развития системы образования и подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства, обновление с учетом социально-экономических условий механизмов трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
закрепление и совершенствование на всех уровнях демократических основ управления системой образования;
совершенствование внешнеэкономической деятельности образовательных учреждений с привлечением в систему образования дополнительных средств в иностранной валюте на взаимовыгодной, социально и экономически целесообразной основе;
формирование экономических механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами;
разработка комплекса государственных норм и нормативов финансового и ресурсного обеспечения, совершенствование государственной статистики в области образования;
совершенствование государственной и социальной защиты работников системы образования и обучающихся.
Программа реализуется в 2000-2005 годах и предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы образования.
При этом в 2000-2001 годах намечается осуществить комплекс мер по сохранению и поддержанию системы образования и подготовить условия для ее последующего развития. Важнейшими направлениями реализации Программы в указанные годы являются предотвращение кризисных процессов в системе образования, принятие неотложных мер по нормализации работы образовательных учреждений независимо от их форм, типов и видов, системы образования в целом, совершенствование нормативной правовой и статистической базы в области образования, реструктуризация системы подготовки специалистов.
В 2002-2005 годах предполагается перейти к устойчивому эволюционному развитию системы образования, удовлетворяющей интересам и потребностям личности, общества и государства.
В 1994-1999 годах проектом Программы был предусмотрен переход к сбалансированному развитию системы образования в новых политических и социально-экономических условиях. Основными целями указанного этапа было определить и осуществить комплекс мер, направленных на сохранение системы образования, реализовать программу структурно-содержательных преобразований, создать нормативную правовую базу, механизмы изменений и развития системы образования. На этой основе планировалось осуществить дальнейшее всестороннее развитие системы образования.
Реализация поставленных целей в полной мере не была достигнута в связи с трудностями экономического и организационного характера.