В целях совершенствования системы патриотического воспитания детей и молодежи в городском округе город Воронеж, повышения эффективности от реализации мероприятий в сфере патриотического воспитания администрация городского округа город Воронеж постановляет:
1. Утвердить концепцию патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж (прилагается).
2. Управлению информации администрации городского округа город Воронеж опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальной политике Савицкую Н.П.
Глава городского округа город Воронеж |
С.М. Колиух |
Концепция
патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж
(утв. постановлением администрации городского округа город Воронеж
от 6 декабря 2012 г. N 1042)
Анализ ситуации и актуальность проблемы
Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для многих поколений, частично утратили актуальность, а новые находятся в процессе формирования.
Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, в стране наблюдается острый дефицит ценностного содержания патриотизма, идей гражданской солидарности.
Исследования, проводимые среди молодежи, свидетельствуют о серьезных противоречиях в понимании сути патриотизма, что делает патриотическое воспитание одним из самых сложных направлений деятельности.
По результатам опроса общественного мнения российской молодежи в возрасте от 18 лет и старше, к патриотам относят себя 84,1% граждан. При этом, говоря о патриотизме, граждане имеют в виду: "любовь к Родине", "преданность своей стране" (70,5%), "уважение к истории страны и памяти прошлых поколений" (58,1%), "любовь к родной природе" (33%), "бережное отношение к культуре своего народа" (32,8%).
Мониторинг российской молодежи, проведенный психолого-социальным институтом в 2008 - 2010 гг. показал, что существующая размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций общества в значительной степени видоизменяет процесс становления личности. Результаты исследований показали, что для полноценной жизни молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, необходим, прежде всего, материальный достаток, постоянно быть в компаниях и участвовать в развлечениях. "Чувствовать себя нужным своей стране и обществу" не является приоритетом (ценностью) для значительного числа молодежи. 39,1% из числа опрошенной молодежи ответили, что им не присуще чувство долга. 20,2% из числа опрошенных молодых людей до 30 лет хотели бы уехать жить за пределы страны.
Данные тенденции прослеживаются на фоне снижения у молодых людей уровня образования и интереса к истории своего города, к истории страны в целом. В настоящий момент в учебной литературе (а также в кинофильмах) есть примеры исключения или фальсификации важнейших исторических событий, великих научных свершений, достижений и воинских побед предшествующих поколений, вклада разных народов в развитие общероссийской культуры. Отсутствие общепризнанных, положительных, героических примеров, которыми должно гордиться подрастающее поколение, не способствует созданию системы убеждений в том, что быть патриотом своей страны является жизненно необходимым. Сегодня перед государством и перед обществом стоят задачи, требующие современных подходов к патриотическому воспитанию. За последнее десятилетие сделано немало для того, чтобы преодолеть последствия антипатриотических тенденций, преобладавших в 90-е годы.
С 2001 года шла активная реализация государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", на основе которой были разработаны и реализованы областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области, на 2007 - 2010 годы" и долгосрочная муниципальная целевая программа "Патриотическое воспитание детей и молодежи городского округа город Воронеж (2010 - 2014 годы)".
Главные позитивные результаты этой работы заключаются в том, что в городе удалось "переломить" общественное сознание молодых людей и вернуть былое уважение и заботу ветеранам Великой Отечественной войны. Изменилось отношение к людям старшего поколения, к их заслугам перед страной и городом. В городе сложилась система работы с военно-патриотическими клубами. Сегодня в Воронеже действует 15 таких объединений, в которых постоянно занимаются более 800 юношей допризывного возраста, клубы созданы и работают в каждом районе городского округа. 16 февраля 2008 года Президентом России был подписан Указ "О присвоении г. Воронежу почетного звания Российской Федерации "Город воинской славы", в связи с чем, активно и масштабно готовятся и проводятся общегородские патриотические мероприятия, связанные с памятными датами российской истории. К работе по патриотическому воспитанию активно подключились детские, молодежные общественные объединения, трудовые коллективы, работающая молодежь, профсоюзы, учреждения высшего профессионального образования.
Однако, несмотря на проводимую работу, целый ряд проблем в области патриотического воспитания требует своего решения.
Анализ проводимой деятельности по патриотическому воспитанию показал разобщенность концептуальных подходов, отсутствие единой системы координирования, консолидирующей усилия всех участников, осуществляющих деятельность в области патриотического воспитания, что приводит к довольно низкой ее эффективности.
Эффективность патриотического воспитания зависит не только и не столько от количества проводимых мероприятий, а от формирования единой системы, единого подхода в области патриотического воспитания молодежи города Воронежа, от координации деятельности различных институтов общества и государства в этом направлении.
Сегодня патриотическое воспитание - это не какая-то единичная политическая, идеологическая акция, а сложнейшая государственная задача, решение которой предусматривает всеобъемлющую деятельность на постоянной основе. Конечная цель данной деятельности - формирование личности гражданина Российской Федерации, защитника Отечества, патриота.
На решение актуальных задач в области патриотического воспитания направлена настоящая концепция патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж.
I. Общие положения
Концепция патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж (далее - Концепция) является документом, в котором определен основной подход к решению проблем патриотического воспитания, его приоритеты, изложены теоретические основы, принципы, условия обеспечения эффективной реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи городского округа город Воронеж в современных условиях.
Концепция является базовым документом по созданию системы патриотического воспитания в городском округе город Воронеж при организации работы с детьми и молодежью в области патриотического воспитания органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, общественно-государственных, общественных и иных негосударственных некоммерческих и коммерческих организаций.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты Российской Федерации, стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ N 537 от 12.05.2009), концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, законодательные и иные правовые акты Воронежской области, городского округа город Воронеж.
Объектами патриотического воспитания выступают физические лица - молодые граждане Российской Федерации в возрасте от 7 до 30 лет, вне зависимости от социального положения, вероисповедания и этнической принадлежности, проживающие на территории городского округа город Воронеж.
Субъектами патриотического воспитания выступают органы государственной власти, государственные организации и учреждения различных систем и ведомств (образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты и др.), органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, научные, научно-исследовательские учреждения, организационно-методические центры, осуществляющие научные исследования и вырабатывающие рекомендации в области патриотического воспитания, общественно-государственные, общественные и иные негосударственные некоммерческие организации, правоохранительные органы, учреждения силовых ведомств, средства массовой информации, предприятия городского округа, корпоративные объединения и иные коммерческие структуры, трудовые коллективы, институт семьи.
Патриотическое воспитание связано с развитием доверительного отношения к людям в городском сообществе, утверждением исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей, моральных норм, формированием общепризнанных, духовно-нравственных символов, повышением уровня доверия к органам власти, силовым ведомствам.
Патриотическое воспитание предусматривает системность и согласованность усилий всех субъектов этого процесса, межотраслевую и межведомственную координацию и взаимодействие, существенное расширение использования интерактивных форм работы, потенциала СМИ, сети Интернет и других информационных ресурсов.
При разработке структурными подразделениями администрации городского округа город Воронеж муниципальных целевых программ, комплексов мероприятий необходимо учитывать положения Концепции.
II. Основные понятия
Патриотическое воспитание - составная часть общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций (государственных, муниципальных, общественно-государственных, негосударственных некоммерческих, коммерческих и иных организаций), частных лиц, направленную на развитие системы ценностей и мотиваций, формирующую у граждан патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, малой родине, готовности к труду на благо Отечества, к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины и соответствующий им тип поведения.
Система патриотического воспитания - совокупность деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных, общественно-государственных, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, коммерческих структур, иных организаций, включающая нормативную правовую базу их деятельности на всех уровнях, а также комплекс форм, методов и средств формирования у граждан патриотического сознания.
Патриот - гражданин с жизненной установкой, в основе которой - любовь к Родине и чувство сопричастности к ее судьбе, уважение к истории, культуре и традициям ее народов, признание приоритета национальных интересов перед личными и корпоративными, и готовность к их защите, участвующий в позитивно-созидательной деятельности на благо Отечества.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Военно-патриотическое воспитание - система мер, направленная на утверждение в сознании гражданина значимости выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, воспитание уважения к боевому прошлому и настоящему России, к гражданину, выполняющему воинский долг.
Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом, разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
Гражданское воспитание - воспитание гражданской и правовой культуры, формирование четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями.
Духовно-нравственное воспитание - усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих духовное богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.
Историко-краеведческое воспитание - формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края.
III. Цели и задачи Концепции
Цель Концепции - определение приоритетов, задач, принципов, основных направлений и подходов в области патриотического воспитания детей и молодежи города Воронежа, способствующих формированию и развитию личности, обладающей качествами гражданина - патриота России, ассоциирующего свою жизнь, свои достижения и успехи, благополучие и развитие с развитием и процветанием российского государства и общества.
Концепция нацелена также на расширение и укрепление комплексной системы патриотического воспитания через координацию деятельности государственных и общественных институтов.
Для достижения указанных целей Концепция направлена на решение следующих задач:
- обеспечивать эффективную координацию и взаимодействие различных институтов государства и общества в области патриотического воспитания детей и молодежи городского округа;
- консолидировать организационные, интеллектуальные, профессиональные, творческие ресурсы участников системы патриотического воспитания для формирования у детей и молодежи города Воронежа чувства патриотизма, гражданской идентичности, органично сочетающей патриотическое, гражданское и этническое самосознание молодых людей, ценностное отношение к государству, обществу, окружающему природному и социокультурному пространству, к духовным ценностям;
- приобщать молодых людей городского округа к городским традициям, к знанию и уважению истории городского округа, героев его прошлого и настоящего, к исторически сложившейся многонациональности и многоконфессиональности городского сообщества, к способности жить и работать в условиях особенностей города - города воинской славы, столицы Черноземья, политического, научного, культурного и делового центра, символа интеграционных процессов;
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку как основе национальной идентификации российского общества;
- формировать у молодых людей городского округа сознание неотделимости и взаимозависимости личных успехов от успехов страны;
- воспитывать уважение к символам Российской Федерации и городского округа город Воронеж, к Конституции РФ, Уставу городского округа город Воронеж, законам Российской Федерации, нормам коллективной и общественной жизни;
- воспитывать уважение к Вооруженным Силам Российской Федерации и к защитникам Отечества, способствовать формированию морально-психологической и физической готовности к выполнению конституционной обязанности по защите Родины;
- развивать социальную ответственность как важнейшую характеристику личности, проявляющуюся в заботе о благополучии своей страны, своего города, района, своей семьи;
- совершенствовать существующие и вырабатывать новые формы государственной поддержки деятельности общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, реализующих социально значимые программы в сфере патриотического воспитания, благотворительности, просветительства;
- воспитывать отношение к труду как важнейшей ценности в жизни человека, развивать потребность в труде на благо общества, государства, во имя Отечества, формировать положительный имидж "человека труда", возрождать традиции трудовых династий, института наставничества;
- формировать и развивать потребность в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях спортом и физической культурой;
- формировать способность заботиться о близких людях, о детях, о старшем поколении, поддерживать благоприятный климат в своем окружении, строить свою жизнь на принципах уважения и добрососедства в многонациональной, многоконфессиональной среде, способствовать интеграции в социум людей с ограниченными возможностями здоровья;
- формировать в сознании жителей городского округа положительный образ российского государства, органов государственной власти местного самоуправления посредством реализации комплекса мер, направленных на повышение уровня жизни молодых людей.
IV. Основные принципы реализации Концепции
Рассматривая патриотическое воспитание как составляющую общевоспитательной системы, Концепция основывается как на общих принципах воспитания, к которым относятся принцип научности, преемственности и демократизма, так и учитывает специфические особенности, из которых необходимо выделить следующие:
принцип сочетания государственных и негосударственных начал:
предполагает участие в патриотическом воспитании как государственных и муниципальных структур, так и учреждений, общественно-государственных, общественных, коммерческих и некоммерческих организаций;
принцип системности:
предполагает скоординированную, целенаправленную деятельность всех субъектов патриотического воспитания. Патриотическое воспитание рассматривается как система и носит непрерывный характер;
принцип адресного подхода:
основывается на использовании различных направлений, форм и методов патриотической работы с учетом возрастной, социальной, профессиональной, национальной, конфессиональной и других особенностей жителей Воронежа. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина - патриота таких факторов, как физическое здоровье, семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, трудовой коллектив;
принцип сохранения исторического и культурного наследия:
основывается на уважении к русскому языку и другим языкам народов России, к культурным, нравственным ценностям, которые способствуют сохранению духовного единства населения Воронежа;
культурологический принцип:
означает пропаганду духовных, исторических, культурных ценностей городского округа город Воронеж. Характеризуется любовью к городу, к своей улице, дому, учебному заведению, месту работы, спортивной команде, творческому коллективу и так далее;
принцип формирования "лидеров мнений":
заключается в пропаганде лидеров, достойных уважения и подражания.
V. Основные направления патриотического воспитания
К основным направлениям патриотического воспитания относятся:
Гражданское - направлено на воспитание социальной ответственности, активности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданское воспитание характеризуется таким понятием, как гражданственность, и должно быть, в первую очередь, направлено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни.
Данное направление основывается на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, государством и гражданским обществом, которая на практике дает человеку все необходимые права и способствует их реализации. Реализация своих законных прав должна вызывать у гражданина гордость за свою страну и понимание конституционного долга.
Социальное - направлено на проявление чувства социальной справедливости и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста, о людях, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих ограниченные возможности здоровья, на развитие социального служения.
Культурное - направлено на воспитание высокой духовности, доброты, бескорыстия, милосердия, верности отцу и матери, роду и Отечеству, своим истокам, традициям.
Трудовое - основывается на воспитании через труд. Направлено на формирование ответственного, добросовестного отношения к труду, на активное проявление профессиональных качеств с целью успешного выполнения поставленных задач.
Военно-патриотическое - является составной частью патриотического воспитания. Характеризует его высший уровень, ориентировано на формирование высокого патриотического сознания, идеи военного служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, любви к русской военной истории, военной службе, гордости за русское оружие, сохранение и приумножение славных воинских традиций, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, ветеранам боевых действий и ветеранам военной службы.
Героико-патриотическое - является составной частью патриотического воспитания, ориентировано на пропаганду героических, в том числе военных профессий, героических поступков, а также знаменательных исторических дат истории России и города Воронежа; направлено на воспитание гордости за ратные и трудовые подвиги героев Отечества.
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. Характеризуется способностью руководствоваться ими в качестве определяющей позиции в практической деятельности и повседневном поведении. Оно включает: любовь и преданность Отечеству, гордость за принадлежность к своему народу, к его свершениям и культуре, уважение и бережное отношение к памятникам истории, культуры, государственной и общественной собственности, неприятие варварства и вандализма.
Историко-краеведческое - познание историко-культурных истоков, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к достижениям предшествующих поколений и современников, понимание исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно ориентирует человека на изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в историческом процессе, истории и традиций городского округа, на понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народностей, населяющих город Воронеж, на изучение героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Физкультурное - направлено на формирование физической культуры, силы, ловкости, выносливости, воспитания воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни и отказа от негативных и вредных привычек. Физкультурно-патриотическая работа с детьми и молодежью - одно из средств профилактики "социальных болезней", укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, повышения качества личной жизни. Наряду с этим - необходима пропаганда олимпизма, который соединяет спорт высших достижений с культурой и образованием, призывает к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам. Данное направление способствует решению вопросов демографической политики: увеличения средней продолжительности жизни, снижения смертности.
Интернациональное - направлено на развитие консолидации многонационального российского народа, уважение к традициям и культуре каждого народа, правам человека на удовлетворение этноязыковых и этнокультурных запросов, проявление уважения к людям другой национальности, веры, понимание национального многообразия Воронежа.
Экологическое - воспитание с целью формирования бережного отношения к природе, понимания места и роли человека в охране окружающей среды. Достигается путем участия молодежи в субботниках по уборке территории городского округа, озеленении, уходе за парками, скверами, придомовыми территориями, побережьем водохранилища.
VI. Участники системы патриотического воспитания
Совершенствование системы патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж предполагает консолидацию деятельности органов власти всех уровней, их структурных подразделений, местных органов военного управления, научных и образовательных учреждений, общественно-государственных, ветеранских, молодежных, детских и других общественных организаций, творческих союзов, промышленных и иных предприятий и учреждений. Деятельность субъектов патриотического воспитания осуществляется на основе единой городской политики в этой области, которая отражается в соответствующих нормативных правовых актах.
1. Администрация городского округа город Воронеж в системе патриотического воспитания
Основным институтом, организующим и координирующим функционирование системы патриотического воспитания детей и молодежи, является администрация городского округа город Воронеж.
Администрация городского округа город Воронеж, структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж, организуя деятельность в области патриотического воспитания детей и молодежи городского округа, должны:
- организовывать работу по патриотическому воспитанию детей и молодежи на основе программных методов и единой муниципальной политики в соответствии с настоящей Концепцией;
- при разработке муниципальных целевых программ, программ социально-экономического развития и комплексов мероприятий включать в их текст компонент "патриотическое воспитание";
- создавать на городском уровне инфраструктуры межведомственного взаимодействия для решения актуальных задач в области патриотического воспитания;
- вырабатывать механизмы межведомственного и межотраслевого взаимодействия участников системы патриотического воспитания;
- создавать условия для обеспечения эффективного участия общественно-государственных, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций в работе по патриотическому воспитанию детей и молодежи, оказывать финансовую поддержку в реализации ими социально значимых проектов и программ;
- сделать приоритетным направление патриотического воспитания в конкурсах социально значимых программ некоммерческих организаций, проводимых на уровне городского округа;
- расширять систему подготовки кадров для работы в области патриотического воспитания;
- использовать государственные и иные средства массовой информации, включая современные информационно-коммуникационные средства медиа-индустрии (кино, видеофильмы и видеоигры, ресурсы сети Интернет и т.д.), средства рекламы, издательскую деятельность для отображения проблем патриотического воспитания, ведения историко-просветительской, военно-патриотической и культурно-познавательной, просветительской работы.
2. Управы районов городского округа город Воронеж в системе патриотического воспитания
В рамках переданных полномочий управами районов городского округа город Воронеж проводится работа по патриотическому воспитанию детей и молодежи по месту жительства. В этих целях управы районов городского округа:
- разрабатывают план по патриотическому воспитанию на территории района городского округа город Воронеж с учетом положений Концепции;
- создают координационные, консультационные, совещательные и иные рабочие органы, действующие на постоянной или временной основе для обеспечения взаимодействия с участниками системы патриотического воспитания;
- организуют на базе муниципальных учреждений, расположенных на территории района городского округа, целенаправленную воспитательную, культурно-досуговую, просветительскую работу с детьми и молодежью, приоритетом которой является патриотическая, социальная, культурная, межнациональная, духовная, нравственная и физическая составляющие;
- обобщают и распространяют опыт работы муниципальных учреждений, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, трудовых коллективов в области патриотического воспитания;
- стимулируют и поддерживают проведение по инициативе общественных и иных некоммерческих организаций праздников двора, улицы, других мероприятий, формирующих позитивное отношение жителей Воронежа к своей малой родине.
3. Муниципальные учреждения в системе патриотического воспитания
Большое внимание вопросам патриотического воспитания должны уделять муниципальные учреждения системы образования (общеобразовательные учреждения, центры дополнительного образования), учреждения, осуществляющие работу с молодежью, а также учреждения культуры городского округа.
В этом направлении необходимо:
- обеспечить проведение системной политики, общего вектора патриотического воспитания в сфере образования детей и молодежи с учетом социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей городского округа;
- осуществлять взаимодействие с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями в работе по патриотическому воспитанию детей и молодежи городского округа;
- обеспечить проведение работы по патриотическому воспитанию средствами культуры и искусства, оказывать содействие в реализации на территории городского округа город Воронеж права граждан на приобщение к духовным ценностям отечественной культуры;
- обеспечить работу по патриотическому воспитанию в ходе реализации семейной и молодежной политики городского округа город Воронеж, развивать семейные формы патриотического воспитания;
- пропагандировать достижения (научные, технические, промышленные и т.д.) городского округа, в том числе в ходе взаимодействия с другими городами и регионами Российской Федерации.
4. Воинские части и учреждения федеральных силовых ведомств в системе патриотического воспитания
Территориальные органы управления, воинские части Воронежского гарнизона, учреждения силовых ведомств (МО РФ, МВД, ФСБ, МЧС, ФСО, ФСКН, ФСИН), дислоцирующиеся в пределах городского округа город Воронеж, занимают особое место в системе патриотического воспитания молодежи: организации военно-патриотического воспитания, формировании правовой культуры молодежи.
Во взаимодействии с другими субъектами патриотического воспитания воинские части и учреждения силовых ведомств:
- участвуют в организации и проведении допризывной подготовки молодежи;
- пропагандируют традиции ратного служения Отечеству, героизма в повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в защите интересов Отечества, охране законности и правопорядка;
- проводят военно-шефскую работу в образовательных учреждениях;
- используют в воспитании систему воинских традиций и ритуалов;
- участвуют в работе оборонно-спортивных лагерей, проведении военно-патриотических игр, конкурсов, организуют дни открытых дверей, экскурсии в подведомственные учреждения.
5. Общественно-государственные, общественные, негосударственные и иные некоммерческие организации в системе патриотического воспитания
Одним из важнейших аспектов развития нашего государства в последние десятилетия стало формирование и становление гражданского общества. Общественно-государственные, негосударственные, общественные и иные некоммерческие организации городского округа город Воронеж стали надежным партнером администрации городского округа город Воронеж в решении самых актуальных задач, в том числе в вопросах патриотического воспитания.
Основными партнерами на сегодняшний день являются: региональное отделение ДОСААФ России Воронежской области и ветеранские организации.
При осуществлении процесса патриотического воспитания данные организации:
- участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов, муниципальных целевых программ с учетом патриотического компонента;
- инициируют и претворяют в жизнь социально значимые программы, способствующие воспитанию патриотизма;
- развивают механизмы общественного мониторинга, включая общественный контроль, за ходом реализации целевых программ с учетом патриотического компонента;
- инициируют дискуссии, общественные слушания, переговорные площадки, "горячие линии", общественные приемные и иные формы диалога и обмена мнениями по вопросам в области патриотического воспитания;
- расширяют практику проведения совместных социально значимых акций и мероприятий патриотической направленности;
- организовывают и проводят образовательно-просветительскую деятельность с целью патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж.
6. Семья в системе патриотического воспитания
Важным звеном в системе патриотического воспитания является семья. В семье начинается формирование личности человека, закладываются моральные, этические нормы поведения, формируются привычки и жизненная позиция. Для ребенка его родители являются первичным образцом для подражания, примером отношения к общественной жизни, к труду, к работе, к образованию и всем базовым общечеловеческим ценностям.
В воспитании подрастающего поколения семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом. Семье принадлежит исключительная роль в становлении личности подрастающего поколения.
Реализуя политику в области патриотического воспитания, необходимо:
- пропагандировать семейные ценности и институт брака;
- повышать уровень знаний родителей по вопросам семейного воспитания в целом через проведение специализированных курсов, в том числе просветительских акций;
- способствовать преодолению сиротства, прилагать все усилия для организации воспитания детей в семьях;
- пропагандировать и популяризировать семейные традиции, интерес к истории своего рода, чтить память членов семьи прошлых поколений, гордиться достижениями и подвигами предков, в особенности тех, кто отдал свои жизни за Отчество;
- способствовать созданию семейных архивов, видеотек и библиотек, включающих лучшие отечественные фильмы и книги для семейного просмотра или чтения;
- поддерживать развитие системы семейного досуга;
- осуществлять психолого-педагогическое консультирование семей, в том числе на стадии планирования деторождения.
VII. Механизмы реализации Концепции
Реализация положений Концепции предусматривает:
- совершенствование системы патриотического воспитания детей и молодежи в городском округе город Воронеж на основе взаимодействия органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и учреждений, общественно-государственных, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, коммерческих организаций и иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере патриотического воспитания;
- организацию системы управления патриотическим воспитанием детей и молодежи в городском округе путем создания координационного совета по патриотическому воспитанию детей и молодежи при администрации городского округа город Воронеж;
- разработку и реализацию участниками системы патриотического воспитания программ и мероприятий по реализации Концепции;
- разработку эффективных форм взаимодействия органов власти всех уровней с иными участниками системы патриотического воспитания, в том числе на основе межпрофильных и межотраслевых соглашений и договоров.
В области нормативно-правового обеспечения:
- совершенствование правовых актов, касающихся вопросов патриотического воспитания, обеспечение включения компонента "патриотическое воспитание" при разработке иных правовых актов в сфере социальной политики;
- разработка и реализация правовых актов, направленных на реализацию Концепции.
В области взаимодействия с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями:
- оказание государственной поддержки социально ориентированным общественным и иным негосударственным некоммерческим организациям в реализации ими социально значимых проектов и программ в области патриотического воспитания;
- проведение ежегодных городских сборов и слетов участников детского и молодежного общественного движения городского округа, воспитанников военно-патриотических клубов.
В области научно-методического обеспечения:
- использование научного потенциала для организации и проведения исследований и прогнозирования процессов патриотического воспитания, ориентированного на различные социальные, этнические категории молодежи городского округа город Воронеж;
- проведение мониторинга, включая общественный мониторинг и общественный контроль: эффективности реализации Концепции, муниципальных целевых программ, программ общественно-государственных, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций в области патриотического воспитания;
- обобщение и распространение опыта работы государственных и муниципальных учреждений, общественно-государственных, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, трудовых коллективов, коммерческих структур в области патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж;
- проведение научно-практических конференций, съездов, тематических круглых столов, форумов по проблемам патриотического воспитания детей и молодежи городского округа;
- издание тематической учебно-методической, научно-информационной и художественной литературы, монографий, пособий, книг, мультимедийных изданий, кино и видеопродукции, способствующей развитию патриотизма.
В области информационного сопровождения:
Сегодня в условиях заметного ослабления воспитательного воздействия институтов семьи, школы, трудовых коллективов, печатные и электронные средства массовой информации становятся наиболее влиятельным механизмом формирования личности. Нынешние СМИ не только информируют, но и убеждают граждан, формируют общественное мнение, выступают в роли коллективного пропагандиста и агитатора. Именно поэтому для реализации Концепции необходимо самое широкое участие СМИ.
Печатные и электронные средства массовой информации совместно с государственными структурами должны участвовать в пропаганде патриотизма, формировании социально-позитивных ориентиров, духовно-нравственных и патриотических ценностей. Работа по пропаганде патриотизма должна вестись на современном уровне с использованием пиар-стратегий, информационных технологий в соответствии с медиа-планами, являющимися составной частью информационного сопровождения вопросов патриотического воспитания. Особое внимание следует уделить использованию возможностей Интернет-ресурсов с учетом их возрастающей роли в качестве коммуникационных каналов в молодежной среде.
Необходимо создавать условия и оказывать поддержку в обеспечении доступа СМИ к ресурсам архивов, музеев, библиотек, материалам различных мероприятий для подготовки соответствующих публикаций по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Средствам массовой информации необходимо осуществлять проекты, направленные на:
- пропаганду памятных дат истории Отчества и городского округа город Воронеж;
- пропаганду символов государства и городского округа город Воронеж (герб, флаг, гимн);
- пропаганду здорового образа жизни;
- пропаганду военно-прикладных видов спорта;
- пропаганду военной службы, ратного служения Отечеству земляков-воронежцев в российской армии;
- популяризацию достижений науки, культуры, общественной мысли, трудовых и ратных подвигов не только вошедших в историю героев, но и сегодняшних молодых людей;
- укрепление духовного единства российского народа при сохранении этнического многообразия, развитии культуры межнационального общения;
- освещение работы общественных объединений, занимающихся патриотическим воспитанием.
VIII. Оценка реализации Концепции
Оценка эффективности реализации Концепции осуществляется на основе качественных и количественных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Оценка результативности реализации Концепции осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры - это качественные показатели, полученные в результате мониторингов: степень повышения толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе, упрочение единства и дружбы народов, обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе, проявление мировоззренческих установок на готовность молодых граждан к защите Отечества, уровень реализации творческого потенциала деятелей науки и культуры, журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания.
Количественные параметры - это количество:
- подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического воспитания;
- действующих патриотических объединений, клубов, центров;
- оборонно-спортивных профильных лагерей;
- молодых граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров;
- молодых граждан, прошедших подготовку в оборонно-спортивных профильных лагерях;
- воспитанников военно-патриотических объединений (клубов), призванных на военную службу;
- историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений городского округа;
- проведенных выставок патриотической направленности;
- проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
- проведенных военно-спортивных игр;
- проведенных мероприятий военно-шефской работы;
- изданных книг, видеопродукции, сайтов в сети Интернет патриотической направленности.
Результатом функционирования системы патриотического воспитания детей и молодежи должны стать устойчивость в обществе, укрепление государства, его обороноспособности и национальной безопасности.
Результативность реализации Концепции измеряется степенью готовности и стремлением молодых граждан к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Воронежа и России.
IX. Ожидаемый результат
Реализация основных направлений Концепции позволит решить существующие проблемы в сфере консолидации общества и укрепления государства.
Формирование и развитие у молодых людей таких важнейших социально значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, благотворительность - положительно отразится на обществе и общественных отношениях, расширит возможности участия молодежи в решении важнейших проблем своего города и государства.
В более конкретном плане конечным результатом реализации Концепции должны стать:
- положительная динамика возрастания уровня патриотизма и интернационализма у молодых людей;
- повышение уровня защиты национальных интересов России, создание еще более благоприятных условий для ее возрождения как мировой державы;
- повышение социальной активности, уровня социализации и самореализации молодых людей;
- подъем уровня образования, политической, правовой, экологической культур;
- повышение общего уровня развития прикладных знаний и навыков у призывников;
- политическая стабильность, укрепление безопасности;
- минимизация негативных проявлений, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;
- возрастание степени участия молодежи в общественной жизни города, в деятельности общественных и иных некоммерческих организаций;
- повышение доверия населения города к органам власти и правоохранительным органам.
Руководитель отдела по работе с молодежью |
Р.И. Образцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 6 декабря 2012 г. N 1042 "Об утверждении концепции патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж"
Текст постановления опубликован в газете "Берег" от 11 декабря 2012 г. N 135