Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы
воздушного транспорта РФ
от 18 апреля 2000 г. N 89
Федеральные авиационные правила
Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок
13 августа 2007 г., 24 июня 2009 г., 4 октября 2011 г.
О Федеральных авиационных правилах см. справку
1. Общие положения
Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 1.1 настоящего приложения внесены изменения
1.1. Настоящие Федеральные авиационные правила обязательной сертификации организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение воздушных перевозок (далее - Правила), разработаны в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности полетов.
1.2. Обязательная сертификация организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение воздушных перевозок, проводится в целях:
- Создания условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;
- Обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;
- Безопасности жизни и здоровья граждан.
1.3. Организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет следующие работы:
- прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (далее - авиаГСМ) на склад аэропорта;
- хранение авиаГСМ;
- подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку;
- заправка авиаГСМ в воздушные суда.
Организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет как весь комплекс указанных работ, так и только их часть. В этом случае организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, должна иметь договорные отношения с организацией, имеющей сертификат соответствия организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение воздушных перевозок, выданный на соответствующие виды работ.
Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 1.4 настоящего приложения внесены изменения
1.4. Деятельность по авиатопливообеспечению воздушных перевозок включает в себя:
- Обеспечение безопасности при эксплуатации и испытаниях авиационной техники в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 08.01.1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации". (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.226);
- Организацию проведения контроля качества авиаГСМ на соответствующих этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок в целях выявления изменений показателей качества авиаГСМ в процессе их поставки и подготовки к применению, а также в целях оценки пригодности авиаГСМ к заправке в воздушные суда;
- Для осуществления лабораторного контроля качества организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, создает специализированное структурное подразделение - лабораторию ГСМ. В этом случае организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, должна быть сертифицирована в качестве организации, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда. Если организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, не сертифицирована в качестве организации, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда, организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, заключает договор с соответствующей сертифицированной организацией;
- Обеспечение выполнения экологических норм, норм охраны труда и пожарной безопасности при осуществлении авиатопливообеспечения воздушных перевозок. Для этих целей организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, обеспечивает наличие соответствующих стандартов и нормативных правовых актов, осуществляет организационные и технические мероприятия для выполнения их требований;
- Осуществление в установленном порядке взаимодействия со службами аэропорта, эксплуатантами, организациями технического обслуживания и/или ремонта авиационной техники, а также с другими организациями.
Примечание. В случае если договора на поставку авиаГСМ заключены эксплуатантом и организацией технического обслуживания и/или ремонта авиационной техники самостоятельно, специалисты организации, осуществляющей авиатопливообеспечение воздушных перевозок, должны убедиться, что поставляемые авиаГСМ соответствуют требованиям стандартов и технических условий, допущены к применению в установленном порядке и внесены в соответствующие разделы руководств по летной эксплуатации и техническому обслуживанию соответствующих типов воздушных судов.
1.5. Настоящие Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим авиатопливообеспечение воздушных перевозок, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (далее - Заявитель).
Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 пункт 1.6 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.6. Сертификация осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации и его территориальными органами.
1.7. Действие сертификата соответствия может быть приостановлено, а равно в его действие могут быть внесены изменения органом, выдавшим этот документ, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.
Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 1.8 настоящего приложения внесены изменения
1.8. Действие сертификата соответствия может быть отменено решением выдавшего его уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориальными органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами.
1.9. Проведение обязательной сертификации организаций авиатопливообеспечения воздушных перевозок на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации осуществляется возмездно.
1.10. Осуществление деятельности по авиатопливообеспечению воздушных перевозок на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации без сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами, не допускается.
Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 1.11 настоящего приложения внесены изменения
1.11. В целях применения настоящих Правил к юридическим лицам, осуществляющим авиатопливообеспечение воздушных перевозок, кроме уже указанных, используются следующие термины, понятия и сокращения:
- аэропортовая деятельность, направленная на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями), далее - авиатопливообеспечение воздушных перевозок;
- контроль количественных и (или) качественных характеристик свойств авиаГСМ, далее - контроль качества авиаГСМ;
- документ, выдаваемый на средство заправки, разрешающий проведение заправки авиаГСМ из данного средства заправки, далее - контрольный талон;
- юридическое лицо любой организационно-правовой формы собственности, имеющее специализированное структурное подразделение - лабораторию ГСМ, осуществляющее контроль качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей при авиатопливообеспечении воздушных перевозок, далее - Организация, осуществляющая контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда;
- гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (Статья 61 Воздушного кодекса Российской Федерации), далее - эксплуатант;
1.12. Сертификация организаций-заявителей проводится с применением процедур, утвержденных в установленном порядке.
Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 1.13 настоящего приложения внесены изменения
1.13. Основанием для начала проведения процедур сертификации является представление заявителем в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальные органы Заявки на проведение сертификации (приложении N 1) и документации, указанной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в соответствии с установленными формами (приложения N 3 - 6).
2. Организационная структура Заявителя
2.1. Заявитель разрабатывает производственную структуру управления. Принятая у Заявителя структура управления оформляется текстуально или графически и утверждается руководителем Заявителя.
2.2. Структура управления Заявителя должна обеспечивать решение им следующих основных задач:
- осуществление авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- поддержание деятельности Заявителя на уровне требований, установленных настоящими Правилами;
- осуществление контроля качества авиаГСМ;
- осуществление технического обслуживания сооружений, технологического оборудования и технических средств;
- комплектование оборудованием, запасными частями, расходными материалами, различными видами энергии;
- обеспечение высокого качества выполнения работ по авиатопливообеспечению воздушных перевозок и эффективности его контроля.
2.3. Для выполнения перечисленных задач система управления Заявителя должна иметь следующие уровни:
- высшее руководство;
- руководство производственными подразделениями (инженерного, материально-технического обеспечения и т.д.);
- руководство производственными участками, сменами, бригадами, группами.
У Заявителя с малыми объемами работ некоторые уровни управления могут быть объединены или не установлены.
2.4. Заявитель должен иметь руководящий персонал, ответственный за:
- организацию авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- организацию и проведение контроля качества авиаГСМ;
- организацию и проведение внутреннего инспекционного контроля.
2.5. Заявителем разрабатываются и утверждаются положения для всех структурных подразделений, имеющих в прямом или функциональном подчинении несколько самостоятельных элементов организационной структуры. В указанных положениях отражаются функции каждого подразделения и его руководителя, которые в совокупности охватывают полный комплекс функций, реализуемых Заявителем в целом.
2.6. Заявитель принимает на работу персонал в соответствии с порядком, установленном действующим законодательством Российской Федерации. На весь руководящий и инженерно-технический персонал разрабатываются и утверждаются соответствующими лицами Заявителя должностные инструкции.
3. Информационное и документационное
обеспечение деятельности Заявителя
3.1. Общие положения
Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 в пункт 3.1.1 настоящего приложения внесены изменения
3.1.1. Заявитель должен иметь в своем распоряжении комплект документации, включающий:
- Воздушный кодекс и другие нормативные акты, регулирующие деятельность в области гражданской авиации;
- необходимые стандарты и технические условия;
- нормативные правовые акты, методические документы и материалы федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации и его территориальных органов;
- документы общего и распорядительного характера, должностные и технологические инструкции (карты), регламент технического обслуживания;
- технологию работы;
- руководство по качеству;
- документы, содержащие информацию о суточном расходе авиатоплива и противообледенительной жидкости, обеспечивающих безопасность и бесперебойность полетов воздушных судов заказчика в соответствии с договорами (контрактами).
При этом рекомендуется иметь у Заявителя перечень документации в соответствии с настоящим пунктом с указанием количества экземпляров и их распределения по подразделениям.
3.1.2. Заявитель обеспечивает содержание и ведение документации на все виды оборудования, включая резервуары, средства заправки, средства очистки, оборудование лаборатории ГСМ и т.п.
Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 в пункт 3.1.3 настоящего приложения внесены изменения
3.1.3. Заявитель осуществляет:
- регистрацию проводимых работ по авиатопливообеспечению воздушных перевозок;
- регистрацию количества и качества поступающих, хранящихся и выдаваемых на заправку авиаГСМ. Заявитель сообщает в уполномоченный орган в области гражданской авиации о снижении запаса авиатоплива, обеспечивающего бесперебойную работу аэропорта не менее трех суток;
- регистрацию наработки и технического состояния конкретных экземпляров технологического оборудования, установки на оборудование и снятия с него комплектующих и других изделий, фиксирование произведенных ремонтов, периодического технического обслуживания и разовых осмотров;
- регистрацию количества и качества поступающих, хранящихся и выдаваемых в спецмашины противообледенительных жидкостей;
- уведомление уполномоченного органа в области гражданской авиации о снижении запаса противообледенительной жидкости, обеспечивающей бесперебойную работу аэропорта.
Регистрация осуществляться в журналах или иных документах, утвержденных нормативными правовыми актами, документами изготовителя или Заявителя.
3.2. Технология работы Заявителя
3.2.1. Заявитель разрабатывает собственную технологию работы, регулирующую процесс авиатопливообеспечения воздушных перевозок (далее - технология работы).
3.2.2. Технология работы оформляется отдельным документом и утверждается руководителем Заявителя.
3.2.3. Технология работы разрабатывается с учетом следующих особенностей:
- объема выполняемых Заявителем работ;
- количественного и ассортиментного состава авиаГСМ, используемых эксплуатантами;
- количества и типов воздушных судов, для заправки которых Заявитель осуществляет свою деятельность;
- количества, состава и состояния технологического оборудования и технических средств, находящихся у Заявителя.
3.2.4. Технология работы включает в себя следующие разделы:
- общие положения;
- организация выполнения технологических процессов:
а) прием авиаГСМ;
б) хранение авиаГСМ;
в) перекачка авиаГСМ;
г) подготовка авиаГСМ и выдача их на заправку;
д) заправка авиаГСМ в воздушное судно;
- организация контроля качества:
а) отбор проб авиаГСМ;
б) лабораторный контроль качества;
в) аэродромный контроль качества;
- организация технического обслуживания оборудования;
- организация работы в аварийной и нештатной ситуации;
- требования к персоналу;
- организация инспекционного контроля.
3.2.5. Технология работы излагается по принципу положительного результата. Разделы технологии работы, относящиеся к организации выполнения технологических процессов, должны содержать изложенные в требуемой последовательности их выполнения процедуры.
3.2.6. В технологии работы должно быть предусмотрено соблюдение и выполнение законов, настоящих Правил, стандартов, технических условий, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации, регламентирующих вопросы безопасности и регулярности полетов.
Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 3.2.7 настоящего приложения внесены изменения
3.2.7. Технология работы Заявителя должна пройти процедуру экспертной оценки ее соответствия настоящим Правилам в научной или иной организации, привлекаемой уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами в установленном порядке (далее - привлекаемая организация).
3.3. Технологические инструкции
3.3.1. В соответствии с задачами, предусмотренными в каждом разделе технологии работы, разрабатываются и утверждаются технологические инструкции (карты), детализирующие процесс авиатопливообеспечения воздушных перевозок, далее - технологические инструкции. Технологические инструкции (карты) являются внутренним документом Заявителя.
3.3.2. В технологических инструкциях (картах) определяются объем и последовательность выполняемых работ, квалификация и численность персонала, методики безопасной работы, перечень технологического оборудования, технических средств и приборов, а также, при необходимости, промежуточные нормативы, определяющие степень сохранности и уровень подготовленности авиаГСМ к применению.
3.4. Регламент технического обслуживания
3.4.1. Заявитель разрабатывает и утверждает регламент технического обслуживания технологического оборудования и технических средств, используемых Заявителем. Регламент технического обслуживания разрабатывается на основании паспортов и инструкций по эксплуатации изготовителей конкретного типа оборудования.
3.5. Руководство по качеству
Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 3.5.1 настоящего приложения внесены изменения
3.5.1. Заявитель внедряет систему качества, которая отражается в руководстве по качеству.
3.5.2. Руководство по качеству оформляется отдельным документом и утверждается руководителем Заявителя.
4. Требования к технической оснащенности Заявителя
4.1. В зависимости от выполняемых работ Заявитель должен иметь: резервуары, средства перекачки, хранилища, навесы, сливно-наливные и раздаточные устройства, средства заправки, другие технологические объекты, обеспечивающие получение, хранение, перекачку, очистку, контроль качества, подготовку и выдачу на заправку, заправку и слив авиаГСМ из систем воздушных судов, а также необходимый комплекс зданий, сооружений, помещений и инженерных систем.
Указанные объекты должны быть в постоянном пользовании Заявителя на период осуществления деятельности.
4.2. Количество и размеры резервуаров должны быть достаточными, чтобы обеспечить повседневные нужды аэропорта, а также для создания резервного количества авиатоплива.
4.3. Bсe новые и модернизированные технологические объекты, вводимые Заявителем в эксплуатацию, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним стандартами, строительными нормами и правилами, нормативными правовыми актами в области гражданской авиации.
4.4. Заявитель постоянно поддерживает в исправном состоянии технологическое оборудование и технические средства, задействованные в технологическом процессе приема, хранения, контроля качества, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиаГСМ в воздушные суда.
4.5. Заявитель осуществляет следующие обязательные виды обслуживания технологического оборудования и технических средств:
- периодические формы обслуживания, предусмотренные стандартами и нормативными правовыми актами;
- периодические формы обслуживания, предусмотренные регламентом технического обслуживания;
- обслуживание технологического оборудования перед каждым приемом авиаГСМ, наполнением средств заправки в начале каждой смены по параметрам, установленным технологией работы Заявителя.
4.6. Результаты технического обслуживания фиксируются в соответствующих журналах, актах, графиках зачистки емкостей.
5. Номенклатура авиаГСМ
5.1. При осуществлении авиатопливообеспечения воздушных перевозок Заявитель использует авиаГСМ, отвечающие следующим требованиям:
- допущенные к применению в установленном порядке и внесенные в соответствующие разделы руководств по летной эксплуатации и техническому обслуживанию соответствующих типов воздушных судов;
- вырабатываемые по технологии производства (регламенту), утвержденной в установленном порядке;
- имеющие паспорта качества изготовителя (для авиаГСМ зарубежного производства - сертификат качества);
- имеющие оформленные в соответствии с Правилами сертификации нефтепродуктов, утвержденными постановлением Госстандарта России от 08.10.98 г. N 78 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.98 г., регистрационный N 1666, сертификаты соответствия (для авиаГСМ, подлежащих обязательной сертификации).
5.2. Использование авиаГСМ, невнесенных в соответствующие разделы руководства по летной и технической эксплуатации воздушных судов, осуществляется в установленном порядке.
6. Требования к Заявителю по приему, хранению, подготовке и выдаче
на заправку, заправке авиаГСМ в воздушные суда
6.1. Паспорт качества
6.1.1. Основанием для выдачи наливных авиаГСМ на заправку в воздушные суда является паспорт качества, формируемый в процессе приема, хранения, подготовки к выдаче авиаГСМ на заправку лабораторией ГСМ Заявителя, а при ее отсутствии - сертифицированной организацией, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда.
6.1.2. Паспорт качества оформляется при положительных результатах входного контроля, сопроводительной документации и на основании приемного и складского контроля качества.
6.1.3. Возобновление паспорта качества проводится в случае истечения гарантийного срока хранения, нарушения герметичности заводской упаковки или подозрение на потерю кондиционности авиаГСМ. Возобновление паспорта качества осуществляет головная научно-исследовательская организация гражданской авиации по применению авиаГСМ на основании проведенных исследований.
6.1.4. Паспорта качества и сертификаты соответствия хранятся в лаборатории ГСМ или у лиц, специально назначенных руководством Заявителя.
6.2. Требования к Заявителю по приему авиаГСМ
6.2.1. До поступления авиаГСМ Заявителю осуществляется комплекс мероприятий по оценке состояния и исправности технологического оборудования и технических средств, задействованных для приема, оценки качества и чистоты остатков авиаГСМ в трубопроводах и резервуарах, предназначенных для приема, а также мероприятия по исключению возможности смешения поступающих авиаГСМ с некондиционными авиаГСМ, находящимися в резервуарах склада.
6.2.2. Для исключения смешения авиаГСМ, поступивших по трубопроводу, в железнодорожных или автомобильных цистернах (наливных авиаГСМ), Заявитель обеспечивает выделение под слив каждого вида авиаГСМ отдельных стояков, трубопроводных коммуникаций, насосов, резервуаров. Для авиаГСМ, поступающих в заводской упаковке, выделяются раздельные места хранения для различных видов (марок) авиаГСМ.
6.2.3. При приеме авиаГСМ на склад проводятся операции, направленные на исключение возможности попадания в процесс подготовки и выдачи на заправку вида (марки) авиаГСМ, не оговоренного договором (контрактом) с потребителем.
Указанные операции должны включать идентификацию партии авиаГСМ по ассортименту, количеству и качеству путем проведения оценки сопроводительной документации (паспорта качества и сертификата соответствия), отбора проб и проведения анализов.
6.2.4. Процедуры отбора проб и проведения арбитражного анализа оговариваются в договоре (контракте) с поставщиком.
6.2.5. При поступлении авиаГСМ в герметичной заводской упаковке проводятся проверки сохранности упаковки, наличия маркировки, полноты и правильности оформления сопроводительной документации.
6.2.6. При положительных результатах проверок и анализов осуществляется прием авиаГСМ в резервуары склада или тарное хранилище.
При неудовлетворительных результатах проверок и анализов принимаемые авиаГСМ не принимаются и хранятся отдельно от принятых авиаГСМ.
6.2.7. При поступлении партии авиаГСМ без паспорта качества, с паспортом качества, срок действия которого истек, отсутствием сведений об обязательной сертификации, Заявитель осуществляет мероприятия по получению в установленном порядке сертификата соответствия и получению (возобновлению действия) паспорта качества.
6.2.8. Подтверждение качества поступившей партии авиаГСМ и возможности ее вовлечения в процесс подготовки к выдаче на заправку производится после приема партии авиа ГСМ в резервуары складаГСМ, а также после каждого долива авиаГСМ другой партии путем проведения приемного контроля.
6.2.9. При неудовлетворительных результатах приемного контроля авиаГСМ устраняется от дальнейших операций по подготовке к применению и хранится отдельно от принятого. Использование указанных авиаГСМ осуществляется после проведения мероприятий в соответствии с пунктом. 6.1.3 настоящих Правил.
6.3. Требования к Заявителю по хранению авиаГСМ
6.3.1. Поступившие Заявителю авиаГСМ хранятся в резервуарах и тарных хранилищах в течение срока и в объеме, необходимом для бесперебойного обеспечения потребностей заказчика в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
6.3.2. При хранении авиаГСМ должна быть исключена возможность изменения их качества за счет испарения легких фракций, загрязнения или смешения с другими видами (марками) авиаГСМ, нарушения герметичности заводской тары. Это должно обеспечиваться:
- выделением отдельных групп резервуаров под каждый вид авиаГСМ с обвязкой отдельной трубопроводной коммуникацией;
- отделением резервуаров с некондиционным авиаГСМ от общей системы трубопроводов;
- регулярным проведением технического обслуживания технологического оборудования и сооружений;
- раздельным хранением видов (марок) авиаГСМ в герметичной таре и регулярным осмотром ее состояния;
- соблюдением гарантийных сроков хранения;
- удалением свободной воды и загрязнений из резервуаров;
- осуществлением контроля уровня чистоты авиаГСМ.
6.3.3. Сохранность качества авиаГСМ при хранении должна подтверждаться регулярным контролем его качества в объеме складского контроля.
6.3.4. При удовлетворительных результатах складского контроля авиаГСМ подлежит дальнейшему хранению или выдаче на заправку.
При неудовлетворительных результатах приемного контроля авиаГСМ устраняются от дальнейших операций по подготовке к применению и хранятся отдельно. Использование указанных авиаГСМ осуществляется после проведения мероприятий в соответствии с п.6.1.3 настоящих Правил.
Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 пункт 6.3 настоящего приложения дополнен подпунктом 6.3.5
6.3.5 Объем запасов противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов в осенне-зимний период должен гарантировать возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков.
6.4. Требования к Заявителю по подготовке авиаГСМ и выдаче их на заправку
6.4.1. Подготовка к выдаче на заправку наливных авиаГСМ включает: отстаивание, очистку от механических примесей и воды, добавление в авиатопливо противоводокристаллизационной жидкости, межскладские и внутрискладские перекачки, a также аэродромный контроль качества.
6.4.2. АвиаГСМ в неповрежденной упаковке изготовителя не нуждаются в специальных предварительных операциях по подготовке к заправке. До истечения срока хранения, при выполнении условий хранения, установленных стандартами или техническими условиями, авиаГСМ в сохранившей герметичность таре передаются по заявке эксплуатанту или организации технического обслуживания и/или ремонта авиационной техники с приложением копии паспорта качества изготовителя и могут непосредственно использоваться для заправки систем воздушных судов.
6.4.3. Подготовка авиаГСМ к выдаче на заправку должна обеспечивать получение:
- уровня чистоты, соответствующего нормативам по содержанию механических загрязнений и воды перед поступлением наливных авиаГСМ в соответствующие системы воздушных судов;
- авиатоплив с добавлением присадок, придающих необходимые эксплуатационные свойства.
6.4.4. После поступления авиатоплива в резервуары Заявитель обеспечивает его отстаивание в течение периода времени, который определяется маркой авиаГСМ и высотой взлива в резервуаре. Время отстаивания зависит также от типа резервуара, количества и состава загрязнений и устанавливается соответствующими стандартами или нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
До тех пор, пока не истекло требуемое время отстаивания и не получены удовлетворительные результаты проверок уровня чистоты, авиатопливо не подлежит выдаче из резервуара.
6.4.5. В процессе выдачи наливных авиаГСМ на заправку Заявитель осуществляет аэродромный контроль в соответствии с пп.7.5.
6.5. Требования к Заявителю по заправке авиаГСМ в воздушные суда
6.5.1. Заправка авиаГСМ в воздушные суда осуществляется из средств заправки. He разрешается проведение заправки наливных авиаГСМ, не имеющих паспортов качества, выданных лабораторией ГСМ Заявителя или организацией, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда, и из средств заправки, не имеющих оформленных в установленном порядке контрольных талонов.
7. Требования к Заявителю по контролю качества авиаГСМ
7.1. Общие положения
7.1.1. Ha соответствующих этапах приема, хранения, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиаГСМ в воздушные суда осуществляется контроль качества авиаГСМ.
Контроль качества осуществляется персоналом инженерно-технических подразделений Заявителя и лаборатории ГСМ Заявителя или организации, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда.
7.1.2. Заявитель обеспечивает проведение следующих видов контроля качества: входного, приемного, складского, аэродромного.
7.2. Входной контроль
7.2.1. Входной контроль осуществляется при приеме на склад Заявителя партии авиаГСМ путем проверки поступающих транспортных средств, количества авиаГСМ и сопроводительной документации. Для наливных авиаГСМ осуществляется проверка уровня чистоты поступающих авиаГСМ.
По результатам входного контроля принимается решение о порядке приема на склад ГСМ поступившего авиаГСМ.
7.3. Приемный контроль
7.3.1. Приемный контроль проводится для наливных авиаГСМ. Приемный контроль проводится после окончания приема авиаГСМ в резервуары и каждого долива резервуара авиаГСМ другой партии.
7.3.2. Приемный контроль предназначен для проверки марки и качества авиаГСМ в резервуаре в целях исключения возможности вовлечения в процесс подготовки к выдаче на заправку некондиционных авиаГСМ.
7.3.3. Приемный контроль проводится по показателям качества, установленным в стандартах или нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
При положительных результатах входного и приемного контроля на авиаГСМ оформляется паспорт качества.
7.4. Складской контроль
7.4.1. Складской контроль проводится для определения уровня изменения параметров качества хранящихся авиаГСМ и подтверждения возможности дальнейшего хранения или применения авиаГСМ.
7.4.2. Складской контроль проводится с периодичностью и по показателям качества, установленным в стандартах или нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
7.5. Аэродромный контроль
7.5.1. Аэродромный контроль осуществляется при подготовке, выдаче и заправке наливных авиаГСМ в воздушные суда. При аэродромном контроле подтверждается качество выдаваемой на заправку марки авиаГСМ путем оценки требуемого уровня чистоты авиаГСМ и паспорта качества, выданного лабораторией ГСМ Заявителя или организацией, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда.
При удовлетворительном результате аэродромного контроля на средство заправки оформляется контрольный талон.
7.5.2. Порядок и периодичность проведения аэродромного контроля устанавливается в стандартах или нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
8. Инспекционный контроль
8.1. Общие положения
8.1.1. Для обеспечения контроля за деятельностью Заявителя осуществляется внутренний и внешний инспекционный контроль.
Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 в пункт 8.1.2 настоящего приложения внесены изменения
8.1.2. Инспекционный контроль осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами, государственными инспекторами, а также инспекторскими службами (инспектором) Заявителя.
8.2. Внешний инспекционный контроль
Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 в пункт 8.2.1 настоящего приложения внесены изменения
8.2.1. Внешний инспекционный контроль проводится уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами, государственными инспекторами.
Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 в пункт 8.2.2 настоящего приложения внесены изменения
8.2.2. Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальные органы осуществляет инспекционный контроль в целях подтверждения текущего соответствия Заявителя сертификационным требованиям.
Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 пункт 8.2.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
8.2.3. Государственные инспектора осуществляют контроль (надзор) за деятельностью Заявителя в соответствии с Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3170; 2011, N 22, ст. 3187).
8.3. Внутренний инспекционный контроль
8.3.1. Внутренний инспекционный контроль осуществляется инспекторскими службами (инспектором) Заявителя. Инспекторская служба (инспектор) действует на основании положения, утвержденного руководителем Заявителя.
8.3.2. При внутреннем инспекционном контроле осуществляются проверки:
- правильности и полноты выполнения всех операций, предусмотренных технологией работы и технологическими инструкциями;
- выполнения контроля качества авиаГСМ;
- регулярности и правильности ведения контрольно-регистрационной документации;
- наличия последних версий документов на рабочих местах;
- применения исправного оборудования;
- выполнения графиков технического обслуживания оборудования;
- выполнения замечаний и рекомендаций сертификационных и инспекторских проверок.
8.3.3. Инспектор осуществляет сбор, анализ и обобщение всех замечаний, случаев ухудшения качества авиаГСМ, нештатных ситуаций у Заявителя. Инспектор участвует в работе комиссий, создаваемых при расследовании нештатных ситуаций.
8.3.4. Инспектор осуществляет контроль за состоянием технологического оборудования и технических средств, задействованных в производственном процессе, а также выявляет отклонения от процедур, установленных в технологии работы Заявителя.
8.3.5. Инспектор проводит последовательный осмотр объектов, связанных с приемом, хранением, подготовкой и выдачей на заправку, заправкой авиаГСМ в воздушные суда. Осмотр объектов осуществляется по типовой карте инспектирования, форма которой разрабатывается с учетом выполняемых Заявителем работ, используемого оборудования и технических средств.
8.3.6. Инспектор посещает все находящиеся под его контролем объекты, проводит их осмотр, как в присутствии, так и в отсутствии должностного лица, отвечающего за данный объект.
8.3.7. На основании инспектирования инспектор составляет акт инспекции, где отмечаются замеченные несоответствия с указанием сроков устранения недостатков, необходимости замены оборудования или персонала, не справляющегося со своими служебными обязанностями.
9. Требования к профессиональной подготовке
инженерно-технического персонала Заявителя
9.1. Общие положения
9.1.1. Заявитель должен иметь необходимое количество квалифицированных специалистов, аттестованных и допущенных к работам, связанным с обеспечением безопасности полетов конкретных типов воздушных судов, с учетом объема, выполняемых Заявителем работ.
9.1.2. Руководящий и инженерно-технический персонал Заявителя проходит периодическую переподготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации.
9.1.3. Должностные лица и специалисты Заявителя, непосредственно связанные с обеспечением безопасности полетов, должны соответствовать требованиям настоящих Правил, иметь специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.
9.2. Требования к обеспечению аттестации персонала
9.2.1. При проведении сертификации Заявитель обеспечивает обязательную аттестацию следующего персонала, непосредственно связанного с обеспечением безопасности полетов:
- лица, ответственного за организацию приема, хранения, подготовки авиаГСМ к заправке воздушных судов (заместитель руководителя Заявителя, ведущий инженер или иное лицо, занимающее указанную должность);
- лица, ответственного за организацию работы заправочной бригады (руководитель заправочной бригады, руководитель смены или иное лицо, занимающее указанную должность);
- лица, ответственного за эксплуатацию технологического оборудования фильтрации авиатоплива, дозирования противоводокристаллизационной жидкости и выдачу авиаГСМ в средства заправки (далее - авиатехник ГСМ).
9.2.2. Персонал Заявителя должен иметь объем знаний, соответствующий настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам, устанавливающим соответствующие требования.
9.3. Требования по организации приема, хранения, подготовки авиаГСМ к заправке воздушных судов
9.3.1. Лицо, ответственное за организацию приема, хранения, подготовку авиаГСМ к заправке воздушных судов, должно иметь знания:
- руководящей и нормативно-технической документации по вопросам авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- организационно-технологических процессов подготовки авиаГСМ от приема на склад до выдачи на заправку;
- нормативных требований к ассортименту, взаимозаменяемости и качеству марок авиаГСМ;
- влияния изменений качества авиаГСМ на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.
9.3.2. Лицо, ответственное за организацию приема, хранения, подготовки авиаГСМ к заправке воздушных судов, должно показать свои способности и умение организовать работу Заявителя по выдаче кондиционных авиаГСМ в пределах установленных сроков их хранения и с гарантией их качества, организовать и обеспечить эксплуатацию технологического оборудования и технических средств Заявителя.
9.4. Требования к организации работы заправочной бригады
9.4.1. Лицо, ответственное за организацию работы заправочной бригады, должно иметь знания:
- руководящих нормативно-технических документов по вопросам авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- технологии осмотра, обслуживания, контроля исправности пунктов налива, топливозаправщиков и маслозаправщиков;
- технологии подготовки авиаГСМ к заправке воздушных судов и порядок заправки воздушных судов авиаГСМ;
- методик оценки исправности функционирования применяемых систем топливообеспечения при расследовании аварий, авиационных происшествий и предпосылок к ним;
- определения кондиционности заправляемого авиаГСМ на основании результатов лабораторного и аэродромного контроля качества;
- методик оценки чистоты авиакеросинов и содержания противоводокристаллизационных жидкостей с помощью приборов инструментального контроля и при помощи визуального анализа;
- технических и метрологических характеристик наземного технологического оборудования для очистки авиатоплив, дозирования противоводокристаллизационной жидкости в авиакеросины, выдачи масла в маслозаправщик;
- физической сущности явлений и процессов, протекающих при стоянке и полетах в топливных системах самолетов и вертолетов, и их влияние на изменение качества заправленного топлива и возможные последствия.
9.4.2. Лицо, ответственное за организацию работ по заправке воздушного судна, должно показать свои способности и умение проводить организационно-технологические процессы подготовки авиаГСМ и их заправки в воздушные суда с применением различных заправочных средств, использовать информацию о качестве подготовленных к заправке авиаГСМ, оценивать кондиционность подготовленных авиаГСМ по их физико-химическим и эксплуатационным показателям, а также оценивать изменение их качества в средствах заправки.
9.5. Требования к организации процесса эксплуатации технологического оборудования фильтрации авиатоплива, дозирования противоводокристаллизационной жидкости и выдачи авиаГСМ в средства заправки
9.5.1. Авиатехник ГСМ должен иметь знания:
- руководящих нормативно-технических документов по вопросам авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- технологии подготовки авиатоплива (в том числе с добавлением противокристаллизационной жидкости) и авиамасла к выдаче их в средства заправки;
- технологии осмотра, обслуживания, контроля состояния и характеристики:
а) фильтров и фильтров-сепараторов всех типов;
б) дозаторов и счетно-дозирующих устройств, добавлением противокристаллизационной жидкости;
в) бойлерных для авиамасел;
- методик оценки исправности указанных выше средств;
- методик оценки чистоты авиатоплив и авиамасел при выдаче их на заправку с применением визуального контроля и методов экспресс-контроля;
- объемов и сроков проведения профилактических и регламентных работ по находящимся в ведении техническим средствам.
9.5.2. Лицо, занимающее должность авиатехника ГСМ, должно иметь соответствующую квалификацию для осуществления процессов очистки и фильтрации авиатоплив и авиамасел, дозирования в авиакеросины противоводокристаллизационной жидкости, обеспечивать готовность и исправность находящихся в его ведении технических средств, использовать предписанные методы и средства контроля чистоты и содержания противоводокристаллизационной жидкости в авиакеросинах, налаживать систему выдачи кондиционных авиаГСМ в средства заправки, проводить в некомфортных условиях анализ содержания в авиатопливе воды и мехпримесей визуальным методом и методами экспресс-контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.