Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Минтруда РФ
от 1 ноября 2000 г. N 79
Методические рекомендации
по разработке отраслевых программ содействия занятости
I. Общие положения
Методические рекомендации по разработке отраслевых программ содействия занятости (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи федеральным органам исполнительной власти, государственным компаниям, отраслевым акционерным обществам в проведении работы по поддержанию занятости, более эффективному использованию кадрового потенциала отрасли экономики (далее - отрасль).
Отраслевая программа содействия занятости населения (далее - Программа) представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, взаимосвязанных по материальным и финансовым ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на формирование благоприятных условий занятости в отрасли, профессиональное развитие персонала, социальную поддержку высвобождаемых из отрасли работников, а также содействие занятости безработных граждан.
Разработка программ предусмотрена Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 828 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст.4005; 1999, N 26, ст.3184), Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000 - 2001 годы, отраслевыми тарифными соглашениями.
Программы разрабатываются в соответствии со схемой, предусмотренной приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2669) для всех целевых программ.
Разработка и реализация Программы как комплексного документа предполагает объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения и других заинтересованных организаций.
Программы могут быть долгосрочными и краткосрочными. В условиях реформирования экономики целесообразно ориентироваться на разработку краткосрочных программ (2 - 3 года) с их ежегодной корректировкой с учетом итогов реализации программных мероприятий за прошедший год.
При разработке Программы следует придерживаться ряда важнейших принципов:
комплексного подхода к решению проблем занятости и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и других), способствующих обеспечению продуктивной занятости в отрасли и смягчению напряженности на рынке труда территорий, где расположены предприятия, учреждения, организации (далее - предприятия) отрасли, а также привлечение всех заинтересованных органов к разработке и реализации Программы;
приоритета активных действий в политике занятости (создание и сохранение рабочих мест, прием на работу незанятого населения и безработных граждан, улучшение условий и оплаты труда работников, совершенствование кадрового потенциала предприятий отрасли, содействие занятости высвобождаемых работников, организация общественных работ и временной занятости для безработных граждан и незанятого населения и др.);
четкого разграничения сферы ответственности федеральных органов исполнительной власти, открытых акционерных обществ, объединений работодателей, объединений профсоюзов, трудовых коллективов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения, общественных организаций за разработку и реализацию Программы;
минимизации всех затрат и эффективного использования всех средств, в том числе финансовых, направляемых на разработку и реализацию Программы.
Приоритеты Программы определяются исходя из прогноза социально-экономического развития отрасли, а также государственной политики занятости, определенной Федеральной целевой программой содействия занятости населения на соответствующий период.
Программы разрабатываются с учетом специфики работы каждой отрасли и могут иметь соответствующие отклонения от данных рекомендаций.
II. Этапы разработки и реализации Программы
Разработка программы осуществляется по следующим этапам.
1. Принятие решения о разработке Программы.
Для разработки Программы целесообразно издать приказ руководителя федерального органа исполнительной власти, государственной компании, отраслевого акционерного общества, отраслевого объединения работодателей, в котором определяются сроки разработки программы и состав рабочей группы по ее подготовке. В состав рабочей группы целесообразно включать руководителей основных подразделений федерального органа исполнительной власти, государственной компании, отраслевого акционерного общества, отраслевого союза работодателей, представителей отраслевого профсоюза и отраслевых научно-исследовательских организаций.
2. Формирование Программы.
Данный этап является основным этапом разработки Программы и включает: определение ее структуры, целей и задач, содержания основных разделов, разработку перечня документов и материалов, необходимых для подготовки Программы, а также их сбор, анализ и обобщение, подготовку проекта Программы, в который целесообразно включить ожидаемые конечные результаты ее реализации. При определении целей и задач Программы рекомендуется руководствоваться общероссийскими и отраслевыми нормативными правовыми актами в области занятости населения и трудовых отношений.
3. Оценка и экспертиза Программы.
На данном этапе проводится согласование проекта Программы с соответствующими общероссийскими объединениями работодателей, центральным органом отраслевого профсоюза и Минтрудом России.
4. Утверждение Программы.
Проект Программы рекомендуется рассмотреть и утвердить на заседаниях коллегии федерального органа исполнительной власти, совета директоров отраслевого акционерного общества, отраслевого объединения работодателей.
После утверждения Программы федеральный орган исполнительной власти, государственная компания, отраслевое акционерное общество, отраслевое объединение работодателей совместно с отраслевым профсоюзом организуют работу по ее реализации, которая проводится по двум направлениям:
а) управление реализацией Программы.
В целях организации работы по выполнению Программы целесообразно принять приказ о мерах по ее реализации, в котором определить ответственных за выполнение каждого пункта плана мероприятий по содействию занятости населения в отрасли, а также сроки представления информации о ходе реализации Программы;
б) контроль за ходом выполнения Программы.
Контроль за ходом реализации Программы целесообразно осуществлять на основе анализа динамики ее основных показателей по материалам отчетов исполнителей и проведенных проверок. Рекомендуется периодически рассматривать ход выполнения важнейших мероприятий Программы на совещаниях у руководства федерального органа исполнительной власти, государственной компании, отраслевого акционерного общества, отраслевого объединения работодателей, отраслевого профсоюза.
IV. Организация работы по контролю за реализацией Программы
Основная работа по контролю за реализацией Программы возлагается на отраслевую комиссию, под руководством которой разработана Программа. Кроме того, к этой работе целесообразно подключить территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, региональные объединения работодателей и территориальные органы отраслевых профсоюзов, координационные комитеты содействия занятости населения.
Механизм контроля за реализацией Программы заключается в следующем:
подготовка ежегодных (при необходимости и полугодовых) отчетов о ходе выполнения основных направлений программных действий, степени соответствия полученных результатов ожидаемому эффекту, израсходованных финансовых средствах;
представление каждого такого отчета соответствующему федеральному органу исполнительной власти и отраслевому профсоюзу с целью совместного обсуждения и внесения по его итогам корректив в Программу;
организация семинаров и рабочих совещаний с привлечением специалистов отрасли, работодателей и представителей профсоюзов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения и других заинтересованных организаций. Цель этих семинаров и совещаний - обсудить ход выполнения Программы и ее влияние на отраслевой рынок труда и принять рекомендации по активизации работы всех ответственных исполнителей программных мероприятий.
По окончании срока выполнения Программы отраслевая комиссия составляет завершающий отчет. В нем отмечается, что сделано, какие получены результаты, что сделать не удалось и по каким причинам. Дается окончательная оценка эффективности Программы, выполняемая по той же схеме, что и ожидаемая оценка, представленная на стадии завершения составления самой Программы.
V. Паспорт Программы
Паспорт Программы с указанием важнейших ее характеристик составляется после подготовки всех разделов Программы. При оформлении Программы ее паспортные данные указываются в начале, предваряя содержательную часть. Паспорт Программы составляется по схеме, представленной в приложении N 11 к настоящим Методическим рекомендациям.
-------------------------------------------------------------------------
* Использование в этих расчетах показателей законодательной продолжительности рабочего дня и календарной продолжительности рабочего года, а не фактической их продолжительности в расчете на среднесписочного работника объясняется тем, что фонд вынужденно недоработанного времени - это время, которое реально не отработано ввиду административных изменений в режиме труда и не включает выпавшие на этот период дни болезни и отпуска, другие разрешенные законом неявки.
<< Назад |
>> III. Подготовка основных разделов Программы |
|
Содержание Постановление Минтруда РФ от 1 ноября 2000 г. N 79 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке отраслевых... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.