Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. Подготовка основных разделов Программы
Программа разрабатывается, как правило, на период действия соответствующей федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации. При разработке Программы на период от 3 до 5 лет выделяются этапы ее реализации.
Разработку Программы целесообразно проводить в соответствии со следующей структурой.
2. Введение.
3. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда.
4. Ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда.
5. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации.
6. Система мероприятий Программы.
7. Ресурсное обеспечение Программы.
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
9. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы.
К проекту Программы должны быть приложены пояснительная записка (по форме, предусмотренной в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям), характеристика Программы (по форме, предусмотренной в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям), бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год (по форме, предусмотренной в приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям), бюджетная заявка на ассигнования из территориального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год (по форме, предусмотренной в приложении N 7 к настоящим Методическим рекомендациям), согласованная с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и, при необходимости, соглашения (договоры) между заказчиком Программы и предприятиями, организациями, муниципальными органами власти, подтверждающие финансирование Программы за счет местных бюджетов и внебюджетных источников. Учитывая, что Программа является составной частью Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации*, целесообразно заключить соглашение о намерениях между Минтрудом России и соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по форме, предусмотренной в приложении N 8 к настоящим Методическим рекомендациям), в соответствии с которым стороны берут на себя обязательства по софинансированию Программы.
В Программе необходимо обеспечить скоординированность мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и территориальных задач в сфере занятости населения.
1. Паспорт Программы.
В паспорт рекомендуется включить основные сведения о Программе, содержащие важнейшие целевые показатели, данные о заказчиках, разработчиках и исполнителях Программы, сроках и этапах реализации Программы, объемах и источниках финансирования Программы и др.
Паспортные данные должны полностью соответствовать показателям, содержащимся в остальных разделах Программы. Форма паспорта представлена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2. Введение.
В этом разделе рекомендуется обосновать необходимость разработки Программы, определить ее взаимосвязь с действующими целевыми программами, преемственность с уже реализованными аналогичными программами, основные направления и принципы формирования, основных участников (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественные организации, и т.п.), срок и этапы ее реализации.
3. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда.
Анализ ситуации в сфере занятости и на рынке труда является теоретической основой разрабатываемой Программы и проводится на основе статистических данных за последние 2-3 года (как правило, это срок действия предшествующей Программы) с использованием следующих показателей:
численность экономически активного населения и структура предложения рабочей силы, в том числе численность занятого населения, его распределение по формам собственности, численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, оценка вторичной занятости;
численность незанятого населения и безработных, половозрастной, профессионально-квалификационный состав безработных, их распределение по длительности безработицы и причинам увольнения;
спрос на рабочую силу, в том числе в профессионально-квалификационном разрезе, с учетом выхода на рынок ранее неработавших категорий граждан (выпускников учреждений профессионального образования и др.), а также предложение иностранной рабочей силы.
Прогноз развития ситуации на рынке труда включает в себя прогноз предложения рабочей силы и прогноз спроса на рабочую силу.
Прогноз предложения рабочей силы заключается в оценке численности, половозрастного и профессионально-квалификационного состава различных категорий безработных и незанятых граждан на рынке труда, к числу которых относятся:
высвобожденные работники;
молодежь (15 - 29 лет), прекратившая дальнейшую учебу или не поступившая на работу;
граждане, меняющие место работы (текучесть кадров);
незанятое население, желающее приступить к трудовой деятельности или возобновить ее;
демобилизованные из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации (рядовой состав - в связи с окончанием срока службы, командный состав - в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации);
лица, освобожденные из мест лишения свободы;
мигранты трудоспособного возраста, прибывшие из других регионов.
Эти категории граждан на рынке труда можно разделить на 3 группы:
а) не имеющие работы (потерявшие работу по тем или иным причинам; впервые вступающие в трудовую жизнь; решившие возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва);
б) работающие, но желающие сменить место работы;
в) работающие, а также учащиеся, желающие работать в свободное от основной работы или учебы время.
Прогноз спроса на рабочую силу представляет собой оценку потребности экономики в работниках, в том числе потребности в разрезе профессий и специальностей на основе данных о числе дополнительных рабочих мест, предполагаемых к вводу в прогнозируемом периоде, а также имеющихся вакантных рабочих местах.
Основные показатели спроса и предложения рабочей силы на территориальном рынке труда приведены в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
4. Ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда.
На основе проведенного анализа и прогноза рынка труда определяются ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда.
5. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации.
Цели и задачи Программы определяются исходя из:
ключевых проблем занятости и на рынке труда региона;
основных направлений государственной политики занятости;
результатов реализации действующей территориальной программы содействия занятости,
Главная цель Программы формулируется на основе анализа ключевых проблем в сфере занятости и основных направлений государственной политики занятости.
При этом намечаются показатели, которых необходимо достичь в ходе выполнения Программы, формируются группы задач для решения на различных этапах реализации Программы, устанавливаются сроки их решения.
6. Система мероприятий Программы.
Основой Программы является система социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, а также научно-исследовательских работ (далее - НИР), взаимосвязанных по финансовым ресурсам, исполнителям и срокам исполнения, обеспечивающая достижение программных целей (приложение N 4 к настоящим Методическим рекомендациям).
7. Ресурсное обеспечение Программы.
Источниками финансирования Программы являются:
федеральный бюджет (финансирование пособий по безработице, содержание территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения, а также софинансирование программ активной политики занятости);
бюджет субъектов Российской Федерации (финансирование НИР, софинансирование программ активной политики занятости);
местные бюджеты (финансирование НИР, софинансирование программ активной политики занятости);
внебюджетные средства, включающие:
средства участников Программы, используемые для софинансирования программ активной политики занятости;
средства различных фондов и общественных организаций, заинтересованных в реализации Программы;
другие источники.
Объем финансирования Программы устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по направлениям расходования средств исходя из приоритетов государственной политики занятости населения.
Исчисление затрат на Программу производится по всем источникам финансирования.
В Программе необходимо обеспечить скоординированность объемов финансовых ресурсов со всеми мероприятиями Программы и сроками их выполнения, а также обеспечить согласованность и комплексность решения отраслевых и территориальных задач.
Для определения потребности в средствах из федерального бюджета территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения в Минтруд России представляются бюджетные заявки в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823).
В целях финансирования Программы за счет средств субъекта Российской Федерации территориальный орган Минтруда России по вопросам занятости населения подготавливает бюджетную заявку в соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Обеспечение Программы материально-техническими ресурсами осуществляется через закупки продукции головными исполнителями на товарных биржах, аукционах, ярмарках или непосредственно у производителей, а также через государственные контракты (договоры) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемые государственными заказчиками Программы с поставщиками продукции в соответствии с Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2669).
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком, которым является территориальный орган Минтруда России по вопросам занятости населения.
Государственный заказчик обязан осуществлять контроль за ходом реализации всех этапов Программы.
В Программе следует установить круг показателей, соответствующий показателям, содержащимся в приложениях к полугодовому и годовому отчетам, представляемым территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости в Минтруд России. Анализ показателей позволяет проследить зависимость между целями, задачами и конечными результатами Программы, затратами на ее реализацию, а также вырабатывать соответствующие управленческие решения.
Оценка результатов Программы осуществляется государственным заказчиком в ходе ее реализации и по итогам выполнения. С этой целью территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения не реже одного раза в год рассматривают на заседаниях своих коллегий ход реализации Программы.
Территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения представляют в установленном порядке в Минтруд России отчеты о ходе реализации Программы (форма и периодичность отчетов соответствует утвержденным формам годового и полугодового отчетов о деятельности территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения).
9. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы.
Для оценки ожидаемой эффективности реализации Программы рекомендуется установить контрольные показатели Программы, которые должны быть достигнуты в результате ее реализации.
К числу этих показателей относятся:
уровень общей и зарегистрированной безработицы;
средняя продолжительность безработицы;
соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
масштабы трудоустройства граждан при содействии службы занятости на вакантные рабочие места;
масштабы трудоустройства на временные работы с выделением числа трудоустроенных подростков;
оказание консультационных услуг;
число безработных граждан, прошедших профессиональную подготовку;
масштабы представления профориентационных услуг;
содействие предпринимательству;
число безработных, получающих пособия и др.
При оценке эффективности Программы целесообразно перечисленные показатели рассмотреть в динамике: на начало первого года реализации Программы и на конец года ее завершения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.