Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ФСБ РФ
от 4 декабря 2000 г. N 613
Инструкция
о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности
14 августа 2001 г.
См. Инструкцию об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утвержденную приказу ФСБ РФ от 22 января 2007 г. N 21
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет единый порядок учета, регистрации, рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб (далее - обращения) граждан Российской Федерации, иностранных граждан, подданных иностранных государств и лиц без гражданства (далее - граждане), а также организацию приема граждан в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, в территориальных органах безопасности и их подразделениях, в органах безопасности в войсках, на предприятиях, в учебных заведениях, научно-исследовательских, экспертных и военно-медицинских учреждениях и подразделениях, военно-строительных подразделениях, центрах специальной подготовки и подразделениях специального назначения ФСБ России (далее - органы безопасности, если не оговорено иное).
2. Рассмотрение и разрешение обращений является служебной обязанностью руководителей (начальников) органов безопасности (далее - начальники) или по их письменному поручению - других должностных лиц. Начальники несут личную ответственность за правильную организацию работы по рассмотрению и разрешению обращений и по приему граждан в органах безопасности.
При поступлении обращений начальники в установленном порядке решают вопрос о принятии их к рассмотрению либо направляют с учетом компетенции в другой орган безопасности. Основания пересылки обращения отражаются в сопроводительном письме, которое подписывается руководителем органа, его заместителем или другим должностным лицом, имеющим соответствующие полномочия.
Обращения, в которых поднимаются вопросы, не относящиеся к ведению органов безопасности, не позднее чем в пятидневный срок направляются по принадлежности. О направлении обращения извещается его автор.
Приказом ФСБ РФ от 14 августа 2001 г. N 432 в пункт 3 настоящей Инструкции внесены изменения
Решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2001 г. N ГКПИ01-746, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-224 пункт 3 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству
В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 2 февраля 1988 г. N 8422-XI письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит
3. Обращения, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учебы), признаются анонимными и не рассматриваются. Решение об этом принимает начальник органа безопасности или его заместители. Регистрация таких обращений осуществляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией, после чего они уничтожаются (за исключением тех анонимных обращений, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного общественно опасного деяния (преступления)*(1).
Коллективными обращениями признаются обращения, поданные от имени двух и более лиц.
4. Если в поступивших обращениях не содержится изложения существа конкретных предложений, заявлений или жалоб, относящихся к компетенции органов безопасности либо других государственных органов, то они по решению начальника органа безопасности могут быть возвращены их авторам либо помещены в соответствующее дело для хранения в течение установленного срока.
II. Порядок учета, регистрации, рассмотрения и разрешения обращений
См. Инструкцию по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденную приказом ФСБ РФ от 16 мая 2006 г. N 205
5. Все поступающие в органы безопасности письменные обращения, в том числе сообщения о преступлениях, учитываются и регистрируются в секретариатах*(2) в день их поступления в книге предложений, заявлений и жалоб (образец - приложение 1), которая ведется в каждом органе безопасности, а также в каждом расположенном в отдельном населенном пункте подразделении территориального органа безопасности и органе безопасности в войсках.
Аналогичным образом в секретариатах регистрируются обращения, получаемые сотрудниками непосредственно от граждан, обратившихся к ним как к представителям органов безопасности.
Обращения граждан, принятые по телефону, оформляются справками, которые в свою очередь также подлежат регистрации в порядке, установленном для обращений в письменной форме.
Общий учет обращений, поступающих в адрес ФСБ России и ее руководства, осуществляется отделом писем Управления делами ФСБ России.
6. Каждому обращению присваивается регистрационный номер. Штамп с регистрационным номером проставляется на свободном месте первой страницы обращения. Обращения с пометкой "Лично", "Только лично" или "Конфиденциально" не вскрываются, штамп с регистрационным номером проставляется на конверте.
Регистрационный номер состоит из начальной буквы фамилии автора и порядкового номера поступившего обращения (например, "Д-19", "С-63"), коллективные и анонимные обращения содержат буквы "Кл" или "Ан" и номер (например, "Кл-137", "Ан-65"). Обращениям с пометкой "Лично", "Только лично" или "Конфиденциально" дополнительно присваивается буквенный индекс "Лп" (Личная почта, например, "Лп-В-15", при отсутствии на конверте данных об авторе - "Лп-15").
В каждом новом календарном году нумерация вновь поступивших обращений начинается с первого номера.
7. Повторным обращениям*(3) при их поступлении присваивается очередной регистрационный номер.
8. Сопроводительные письма к обращениям регистрируются как отдельные документы в установленном порядке*(4).
Резолюции к письменным обращениям оформляются на отдельных листах (типовые формы листа резолюции - приложение 2).
9. Справки, заключения и другие документы по результатам рассмотрения обращений подлежат обязательной регистрации как подготовленные документы в соответствии о требованиями делопроизводства в органах безопасности.
Данное требование распространяется также на направляемые военнослужащими и гражданским персоналом органов безопасности обращения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.
10. Делопроизводство по обращениям ведется отдельно от других видов делопроизводства в соответствии с требованиями по обеспечению режима секретности в работе с документами в органах безопасности.
11. Обращения, копии ответов на них и материалы, связанные с их рассмотрением, а также документы по приему граждан формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой.
Документы в этих делах располагаются в хронологическом порядке. Листы резолюций и конверты (если они подлежат хранению вместе с обращениями) нумеруются и вносятся в опись как листы дела.
При формировании дел проверяется правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Неразрешенные обращения, а также неправильно оформленные документы подшивать в дела запрещается.
12. Сроки хранения обращений и материалов, связанных с их рассмотрением, определяются в соответствии с перечнями документальных материалов и сроков их хранения, действующими в органах безопасности. В необходимых случаях постоянно действующими экспертными комиссиями органов безопасности может быть принято решение об увеличении сроков хранения наиболее ценных обращений и материалов по их рассмотрению.
13. Дела после завершения делопроизводства по ним и по истечении установленных сроков хранения в секретариатах сдаются в архивы органов безопасности.
14. Начальники и другие должностные лица при рассмотрении обращений обязаны:
а) своевременно и всесторонне разбираться в существе обращения, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять сотрудников на места для проверки указанных в обращении фактов, принимать другие меры с целью объективного рассмотрения поступивших обращений;
б) принимать в пределах компетенции законные и обоснованные решения по обращениям и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
в) сообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям, мотивировать случаи отказа в удовлетворении просьб и разъяснять порядок их обжалования.
Решения по обращениям, рассмотренным в установленном порядке, не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
15. Обращения военнослужащих органов безопасности, пострадавших при выполнении воинского долга, а также обращения членов семей военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга, незамедлительно докладываются начальникам органов безопасности и рассматриваются ими или их заместителями.
16. Обращения с пометкой "Лично", "Только лично" или "Конфиденциально" рассматриваются теми начальниками, которым они адресованы, или другими сотрудниками по их поручению.
17. В целях своевременного обнаружения и обезвреживания взрывчатых, ядовитых и других опасных вложений, возможно имеющихся в почтовых отправлениях, проводится их внешний осмотр. В случае обнаружения закладки или возникновения подозрения о ее наличии всякая дальнейшая работа с ними немедленно прекращается и вызывается специалист оперативно-технического подразделения. Одновременно с вызовом специалиста должны быть приняты меры безопасности с обязательной изоляцией почтового отправления.
Прием посылок (крупногабаритных бандеролей) с обращениями возможен только после специальной проверки их содержимого сотрудниками оперативно-технических подразделений. В случае невозможности проведения проверки такие почтовые отправления не принимаются.
18. При получении обращений, содержащих угрозы совершения террористических действий и иных преступлений, принимаются меры для сохранения возможно имеющихся на них следов, которые могут быть использованы при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
19. Запрещается направление обращений на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых обжалуются.
20. Сотрудникам органов безопасности, принимающим участие в работе с обращениями, запрещается разглашать ставшие им известными сведения об обстоятельствах личной жизни (службы, работы, учебы и т.п.) авторов обращений и связанных с ними лиц.
Не подлежит также разглашению посторонним лицам информация о факте обращения гражданина в органы безопасности и о результатах рассмотрения обращения.
21. Обращения рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в ФСБ России (орган безопасности).
Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления в орган безопасности.
Решения по обращениям военнослужащих и членов их семей принимаются:
а) в подразделениях ФСБ России, учебных заведениях, учреждениях и на предприятиях ФСБ России, в территориальных органах безопасности, в органах безопасности в войсках - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;
б) в Федеральной службе безопасности Российской Федерации - в срок до 15 дней со дня поступления.
22. Выступления и опубликованные в средствах массовой информации материалы, связанные с обращениями, рассматриваются в порядке и в сроки, предусмотренные настоящей Инструкцией и другими актами ФСБ России.
23. Началом срока рассмотрения обращений, поступивших в ФСБ России, считается день их регистрации в Управлении делами ФСБ России, а обращений, поступивших непосредственно в другие органы безопасности - день их регистрации в соответствующих секретариатах. Окончанием срока рассмотрения считается дата направления письменного ответа или устного сообщения автору с изложением принятого решения по обращению.
24. В тех случаях, когда для рассмотрения и разрешения обращения необходимо проведение сложной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, сроки могут быть в порядке исключения продлены: по обращениям граждан - не более чем на один месяц, а по обращениям военнослужащих и членов их семей - не более чем на 15 дней.
25. Продление срока рассмотрения обращения производится начальником органа безопасности или его заместителем по мотивированному рапорту исполнителя. О продлении срока рассмотрения обращения сообщается его автору.
26. Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же лица и по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем сообщалось автору, начальником органа безопасности может быть принято решение о прекращении в дальнейшем проверок по таким обращениям, при этом автору направляется ответ о рассмотрении каждого обращения.
В случае выявления в указанных обращениях новых (дополнительных) обстоятельств, по ним проводятся проверки в установленном порядке.
27. Ответ автору обращения готовится на бланке органа безопасности без указания воинского звания должностного лица, подписавшего ответ, и направляется за регистрационным номером обращения.
Ответ на коллективное обращение направляется на имя первого подписавшего его лица (если в письме не оговорено конкретное лицо) или в отдельных случаях - каждому из подписавших такое обращение .
Если ответ автору сообщается в устной форме, то составляется справка, в которой указывается, кто, когда и в какой форме дал ответ, а также излагается его содержание.
Ответ автору обращения, проживающему за границей, направляется в установленном порядке с учетом имеющихся договоров и соглашений.
28. Доклад результатов рассмотрения обращений, взятых на контроль в Управлении делами ФСБ России, осуществляется, как правило, через отдел писем Управления делами ФСБ России.
29. Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены и разрешены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и авторам даны ответы.
30. Обращения после их рассмотрения и разрешения, а также переписка по ним, за исключением приобщаемых к материалам дознания, к делам оперативных подразделений, а также документов, подлежащих хранению в личных делах сотрудников и лиц, оказывающих (оказывавших) содействие органам безопасности, должны быть возвращены в секретариаты органов безопасности должностным лицам, ведущим делопроизводство по обращениям, для приобщения к делу.
Обращения могут храниться в других подразделениях органов безопасности, если имеется необходимость приобщения их к финансовым, медицинским и другим документам.
Конверт, в котором было получено обращение, сохраняется до окончательного рассмотрения, а затем уничтожается, если нет необходимости в его дальнейшем хранении.
31. На документах, связанных с рассмотрением обращений, после принятия решения и их исполнения должны быть надпись "В дело" с указанием номера дела по номенклатуре и подпись должностного лица, принявшего это решение.
32. Данный порядок рассмотрения и разрешения обращений не распространяется на обращения, рассматриваемые в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством, законодательством о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров, а также другим законодательством Российской Федерации.
III. Организация приема граждан
33. Начальники и их заместители осуществляют прием граждан лично.
Прием граждан проводится также членами коллегий территориальных органов безопасности, другими должностными лицами по поручению начальников.
Дни и часы приема граждан начальниками, членами коллегий устанавливаются исходя из местных условий.
34. В органах безопасности для приема граждан отводятся специальные помещения - приемные.
На внешней стороне здания, где расположена приемная, должна быть вывеска "Приемная" (с указанием наименования органа безопасности или номера войсковой части) и указаны часы приема посетителей.
35. В отдельных случаях прием граждан может осуществляться в служебных кабинетах начальников или других должностных лиц. При необходимости встречи организуются по месту жительства или работы заявителей.
36. Должностное лицо, осуществляющее прием, обязано внимательно выслушать гражданина и тщательно разобраться в существе его обращения.
Выяснив все обстоятельства, связанные с вопросом, по которому обратился гражданин, должностное лицо по возможности сразу же принимает решение, которое объявляется устно со ссылкой на законодательство.
Должностные лица, осуществляющие прием граждан, имеют право обращаться по вопросам, связанным с приемом, в другие органы безопасности, начальники и сотрудники которых обязаны оказывать им помощь и содействие: предоставлять необходимые справочные и информационные материалы (за исключением сведений, которые в соответствии с нормативными правовыми актами не подлежат разглашению), обеспечивать квалифицированной консультацией, открытой и специальной связью, в том числе междугородной, направлять в приемную сотрудников для осуществления приема и т.д.
37. В тех случаях, когда посетитель совершает в приемной действия, представляющие непосредственную угрозу для жизни и здоровья окружающих, должностное лицо, ведущее прием, принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и немедленно вызывает сотрудников милиции, а при необходимости оказания посетителю медицинской помощи - врача.
38. По вопросам, разрешение которых не входит в компетенцию органов безопасности, гражданину разъясняется, куда ему следует обратиться.
В необходимых случаях по существу устного обращения гражданина составляется справка, которая регистрируется в порядке, установленном для обращений в письменной форме.
39. В случае, если гражданин прибыл с целью сделать устное или передать письменное заявление о совершенном или подготавливаемом преступлении, отнесенном законом к ведению органов безопасности, прием такого лица осуществляется следователем или сотрудником подразделения, наделенного правом производства дознания.
40. В ФСБ России, территориальных органах безопасности, а также органах безопасности в войсках, имеющих в своих штатах подразделения дежурной службы, прием граждан осуществляется круглосуточно. В других органах безопасности прием граждан осуществляется в рабочее время. Порядок приема граждан должен обеспечивать минимальную затрату времени на ожидание приема.
41. Приемные обеспечиваются необходимой мебелью и имуществом, средствами связи, звукозаписи и личной безопасности сотрудников, нормативными, справочными и иными материалами. В помещении, где производится прием, запрещается находиться лицам, не имеющим прямого отношения к приему граждан.
42. Для письменных обращений в приемных или в иных доступных для посетителей местах устанавливаются ящики, выемка из которых производится не реже трех раз в сутки сотрудниками секретариатов (приемных) или дежурной службы, ответственными за работу с обращениями. Ящики после каждого вскрытия должны запираться и опечатываться. Поступившие обращения передаются в секретариаты для регистрации в установленном порядке.
43. Учет приема граждан ведется в журнале (образец - приложение 3).
IV. Проверка состояния работы с обращениями и контроль за исполнением поручений по ним. Анализ и обобщение содержащейся в обращениях информации
44. Начальники органов безопасности осуществляют контроль за соблюдением установленного законодательством и настоящей Инструкцией порядка рассмотрения и разрешения обращений граждан.
45. Книга предложений, заявлений и жалоб представляется для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: начальнику органа безопасности - ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) - по их требованию. Книги, ведущиеся в расположенных в отдельных населенных пунктах подразделениях территориальных органов безопасности, представляются для проверки начальнику органа безопасности не реже одного раза в шесть месяцев.
Начальники органов безопасности обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению обращений и принятию решений по ним, для чего назначается комиссия. По результатам проверки составляется акт.
46. Проверка состояния работы с обращениями граждан в органах безопасности соответствующими подразделениями ФСБ России осуществляется в соответствии с планом, утверждаемым директором ФСБ России.
47. Организация контроля за исполнением поручений по обращениям осуществляется в соответствии с порядком, установленным в ФСБ России, и настоящей Инструкцией.
На контроль в обязательном порядке ставятся обращения:
а) по которым имеются конкретные поручения начальников органов безопасности или требуется доклад по результатам их рассмотрения и разрешения;
б) о результатах рассмотрения и разрешения которых необходимо сообщать в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или в органы прокуратуры.
48. Непосредственно работа по контролю возлагается на секретариаты и должностных лиц органов безопасности, наделенных соответствующими полномочиями по контролю.
49. Лица, осуществляющие контроль, имеют право:
а) запрашивать у исполнителей и их непосредственных начальников необходимые сведения о ходе исполнения поручений;
б) знакомиться в установленном порядке с материалами, отражающими состояние исполнения поручения;
в) требовать от исполнителей справки о причинах задержки исполнения поручений;
г) вносить предложения соответствующим начальникам по устранению выявленных нарушений в исполнении поручений и улучшению организации контроля.
50. На обращения, рассмотрение которых контролируется, оформляются контрольные карточки. Форма, необходимое количество экземпляров и срок хранения контрольных карточек устанавливаются органом безопасности.
51. О постановке на контроль исполнения поручения по обращению на листе резолюции проставляется пометка "К" или штамп "Взято на контроль".
52. Периодичность проверки хода исполнения определяется лицом, наделенным правом контроля, в зависимости от важности, срочности и вида поручения с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное и качественное его выполнение. Результаты проверки хода исполнения отражаются в контрольных карточках.
53. С целью предотвращения несвоевременного исполнения поручений лицо, наделенное правом контроля, обязано своевременно докладывать соответствующим начальникам о ходе исполнения поручения с указанием причин задержки исполнения.
54. Если исполнение поручения задерживается, то непосредственный исполнитель обязан обратиться к начальнику, давшему поручение, за разрешением на продление установленного срока не позднее чем за два дня до его истечения.
55. Снятие с контроля исполнения поручения по обращению производится только по распоряжению должностного лица, по указанию которого исполнение было взято на контроль, или другого должностного лица по его поручению. При этом в контрольных карточках делается отметка "Снято с контроля", которая заверяется подписью указанных лиц с проставлением даты.
Не является основанием для снятия с контроля перепоручение исполнения поручения по обращению другому органу безопасности.
56. Состояние исполнения поручений и эффективность контроля изучаются и анализируются, а итоги этой работы докладываются начальнику органа безопасности.
Секретариатами по состоянию на 1-е число каждого месяца составляются и докладываются начальнику органа безопасности справки о ходе исполнения поручений. О ходе выполнения наиболее важных и сложных поручений, сроки исполнения которых могут быть нарушены, информационные справки составляются и докладываются незамедлительно.
57. Применение электронно-вычислительной техники в системе контроля регламентируется специальными инструкциями, которые разрабатываются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по ведению делопроизводства в органах безопасности с учетом специфики работы и вида автоматизированной системы контроля.
58. Состояние работы с обращениями (краткие информационно-статистические данные, результаты использования обращений в оперативно-служебной деятельности, проводимые мероприятия по совершенствованию работы с обращениями и т.п.) отражается в годовых отчетах о деятельности органов безопасности.
59. Содержащаяся в обращениях граждан информация систематически изучается и обобщается для выработки соответствующих предложений и рекомендаций по совершенствованию служебной деятельности органов безопасности.
Согласовано
Заместитель руководителя |
В.А.Еремченко |
______________________________
Приказом ФСБ РФ от 14 августа 2001 г. N 432 в сноску *(1) к пункту 3 настоящей Инструкции внесены изменения
*(1) Анонимные обращения, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного общественно опасного деяния (преступления), направляются для проверки содержащейся в них информации и принятия мер по пресечению и раскрытию общественно опасного деяния (преступления) в соответствующие подразделения органов безопасности либо по подследственности.
*(2) Под секретариатами в настоящей Инструкции понимаются Управление делами ФСБ России, секретариаты органов безопасности и должностные лица, выполняющие обязанности секретарей.
*(3) Под повторными обращениями в настоящей Инструкции понимаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени направления первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или заявитель был не удовлетворен данным ему ответом.
*(4) Управление делами ФСБ России направляет в органы безопасности, а также в другие государственные органы, учреждения и организации поступившие в ФСБ России обращения за присвоенными им регистрационными номерами.
<< Назад |
Приложение 1. >> Книга предложений, заявлений и жалоб |
|
Содержание Приказ ФСБ РФ от 4 декабря 2000 г. N 613 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.