Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение
о проведении эвакуации в чрезвычайных ситуациях
(утв. постановлением Администрации Воронежской области
от 22 февраля 2006 г. N 129)
16 декабря 2010 г., 16 февраля 2015 г.
1. Общие положения
1.1. В соответствии с требованиями Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на органы исполнительной власти области, местного самоуправления и руководителей организаций возложены задачи планирования, организации проведения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуации населения, размещения его в безопасных районах и возращения# после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания.
1.2. Действия настоящего документа распространяются на отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти области и местного самоуправления, а также предприятий, организаций и учреждений (далее - организаций), независимо от их организационно-правовой формы, при организации и проведении эвакомероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера мирного времени.
1.3. Положение определяет основные принципы организации, планирования и особенности проведения эвакуации населения, задачи эвакоорганов, ответственность должностных лиц за их подготовку и осуществление эвакомероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Воронежской области, а также порядок финансирования мероприятий при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.4. Эвакуация населения представляет собой комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных ситуаций или возможной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах, вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС.
1.5. Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение, химическое заражение местности, землетрясение, затопление и др.), охватом эвакуационными мероприятиями масштабами ее реализации и численностью вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью ее проведения. Этими же факторами определяются виды эвакуации.
1.6. Виды эвакуации населения:
а) в зависимости от охвата населения эвакуационными мероприятиями:
- общая эвакуация, которая предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС;
- частичная эвакуация - при необходимости вывоза (вывода) из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования;
б) в зависимости от времени и сроков проведения:
- упреждающая (заблаговременная) - на основании краткосрочного прогноза возможности возникновения аварии или стихийного бедствия население эвакуируется из опасной зоны в упреждающем порядке;
- экстренная (безотлагательная) - вывоз (вывод) населения из опасной зоны осуществляется в короткое время, как правило, до начала воздействия на людей поражающих факторов;
в) в зависимости от масштабов развития и численности пострадавшего населения чрезвычайные ситуации подразделяются на:
- локальные - если зона ЧС не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
- муниципальные - если зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
- межмуниципальные - если зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
- региональные - если зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек. либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
1.7. Эвакуация населения осуществляется по производственно-территориальному принципу, в соответствии с которым, вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации работников, студентов, учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования организован по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям, а эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания по месту жительства, через жилищно-эксплуатационные органы.
1.8. Размещение и нахождение эвакуированного населения осуществляется в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от складывающейся обстановки. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение эвакуированного населения в палатках.
Постановлением Правительства Воронежской области от 16 февраля 2015 г. N 83 раздел 1 настоящего приложения дополнен пунктом 1.9
1.9. При принятии Президентом Российской Федерации решения об эвакуации граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для принятия участия в эвакуационных мероприятиях при комиссии правительства Воронежской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создается оперативная группа.
Исполнительные органы государственной власти в рамках своих полномочий и компетенции принимают участие в эвакуационных мероприятиях в части организации встречи, перевозки и временного размещения эвакуированных граждан.
2. Руководство и управление эвакуацией
2.1. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для вида опасности критериям и обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации.
2.2. Ответственность за организацию проведения эвакуации (отселения) населения на подведомственной территории и обеспечение транспортными средствами необходимых эвакуационных перевозок возлагается, в соответствии с законодательством, на глав муниципальных образований и руководителей организаций.
2.3. В зависимости от требований и срочности проведения эвакуации, ожидаемых масштабов чрезвычайной ситуации, решение на приведение в готовность эвакоорганов и объявление эвакуации принимают председатели соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) правительства области, местного самоуправления, и организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности на подведомственной территории, где возникла опасность. В случае крайней необходимости, требующей принятия безотлагательных мер, руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения на проведение эвакуационных мероприятий.
2.4. Руководство эвакуационными мероприятиями осуществляется:
- при локальной ЧС - председатель КЧС и ОПБ организации;
- при муниципальной ЧС - председатель КЧС и ОПБ органа местного самоуправления;
- при межмуниципальной и региональной ЧС - председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайных ситуаций и правительства области.
2.5. Управление эвакомероприятиями осуществляется через КЧС и ОПБ и эвакокомиссии соответствующих органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций.
2.6. При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и наличии времени на организацию работы эвакуационные органы развертываются в полном составе.
Постановлением Правительства Воронежской области от 16 февраля 2015 г. N 83 в пункт 2.7 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.7. Эвакуационные (далее - ЭК) и эвакоприемные комиссии (далее - ЭПК) представляют соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления, а в организациях - их руководителей. Они несут полную ответственность за выполнение всего комплекса эвакуационных мероприятий. Возглавляют эти комиссии заместители председателя правительства Воронежской области, органов местного самоуправления и руководителей организаций. Остальные эвакоорганы работают под непосредственным руководством и контролем соответствующих эвакокомиссий.
3. Порядок функционирования эвакоорганов
Постановлением Правительства Воронежской области от 16 февраля 2015 г. N 83 в пункт 3.1 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
3.1. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на объектах, территории или внутренних водах, органы управления, силы и средства территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), в том числе эвакуационные функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решением губернатора Воронежской области, соответствующих глав местного самоуправления и руководителей организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления, в том числе эвакуационных, и сил Воронежской областной территориальной подсистемы РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.2. Основные мероприятия, осуществляемые эвакоорганами при функционировании их в различных режимах:
3.2.1. В режиме повседневной деятельности - проведение мероприятий по подготовке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания, либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях:
- разработка документов плана проведения эвакомероприятий;
- учет населения, попадающего в опасные зоны при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- определение маршрутов эвакуации;
- разработка вопросов транспортного, дорожного, технического, медицинского, противохимического обеспечения, охраны общественного порядка, снабжения продуктами питания, предметами первой необходимости при проведении эвакомероприятий;
- поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки эвакоорганов, автоколонн и других видов транспорта к эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях;
- организация взаимодействия всех звеньев, участвующих в проведении эвакомероприятий или обеспечивающих их проведение;
- подготовка эвакоорганов всех уровней.
3.2.2. В режиме повышенной готовности - проведение при необходимости эвакуационных мероприятий:
- проверка готовности системы связи и оповещения для работы по обеспечению эвакомероприятий согласно схемам связи;
- уточнение плана эвакуационных мероприятий и списков эваконаселения;
- развертывание работы эвакокомиссий;
- контроль за приведением в готовность защитных сооружений в пунктах сбора;
- развертывание работы сборных эвакуационных пунктов (далее - СЭПов) и оперативных групп по управлению эвакомероприятиями.
3.2.3. В режиме чрезвычайной ситуации - проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях:
- организация контроля за работой эвакоорганов и организаций, обеспечивающих эвакуацию населения согласно планам проведения эвакомероприятий;
- организация информирования населения об обстановке в пунктах эвакуации и в местах размещения;
- организация взаимодействия с органами военного управления по использованию транспортных коммуникаций;
- контроль за ходом и проведением эвакомероприятий на местах, учет эвакуируемых в соответствии с планом;
- поддержание постоянной связи с эвакоорганами всех степеней, транспортными службами;
- организация работ по жизнеобеспечению эваконаселения.
4. Организация эвакуации населения и задачи эвакоорганов
4.1. Для подготовки и проведения в области эвакуации привлекаются органы (лица), специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения от ЧС и гражданской обороны, эвакуационные органы, необходимые специалисты органов управления и организаций.
Состав эвакоорганов назначается заблаговременно решением губернатора Воронежской области, соответствующих глав местного самоуправления, руководителей организаций.
4.2. Для успешного проведения эвакуации населения органы управления гражданской обороны и защиты населения, председатели эвакуационных комиссий организуют и проводят заблаговременно мероприятия, в соответствии со сложившейся обстановкой.
4.3. Оповещение населения об угрозе или возникновении ЧС производится подачей звукового сигнала "Внимание всем!" и передачей экстренного речевого сообщения, содержащего информацию об опасности, связанной с угрозой или возникновением ЧС. Население, проживающее или работающее в опасной зоне, оповещается об эвакуации с помощью местной теле-радио и телефонной сетей, громкоговорителей. Население инструктируется о правилах поведения на загрязненной (зараженной) территории, необходимости занятия укрытий или приспособленных для защиты помещений, использования средств индивидуальной защиты (СИЗ).
4.4. В случаях проведения экстренной и безотлагательной эвакуации населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях СЭПы могут не разворачиваться. В этих случаях задачи, решаемые СЭПами возлагаются на оперативные группы КЧС и ОПБ, с привлечением представителей эвакокомиссий, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные территории.
В состав оперативных групп КЧС и ОПБ рекомендуется также включать представителей сборных эвакопунктов, жилищно-коммунальных органов и организаций: оповещения и связи, охраны общественного порядка, автотранспортного обеспечения.
4.5. Приемные эвакуационные пункты (далее - ПЭП) развертываются в пунктах высадки (приема) эваконаселения и предназначаются для его встречи и отправки в места размещения.
4.6. Промежуточные пункты эвакуации (далее - ППЭ) развертываются вблизи дорожных коммуникаций, предназначены для временного размещения эваконаселения и подготовки его к дальнейшей транспортировке в места их расселения в безопасных районах.
5. Планирование эвакуации населения
Постановлением Правительства Воронежской области от 16 февраля 2015 г. N 83 в пункт 5.1 раздела 5 настоящего приложения внесены изменения
5.1. Решение вопросов, связанных с организацией, обеспечением и проведением эвакуации населения, предусматривается в планах эвакуации населения из районов техногенных аварий и стихийных бедствий, разрабатываемых на карте (схеме) и в форме расчетов и пояснительной записки, как приложение к плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плану защиты населения в случае запроектной аварии на АЭС.
Планирование эвакомероприятий в опасных районах осуществляют эвакокомиссии при участии органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций. В безопасных районах соответствующие ЭК (ЭПК) разрабатывают планы приема и размещения эвакуируемого населения.
Планы эвакуации согласовываются с планами приема и размещения эваконаселения соответствующими председателями ЭК (ЭПК).
Планированию эвакуации предшествует сбор и подготовка органами управления необходимых исходных данных, выбор и рекогносцировка районов размещения эваконаселения.
Непосредственное руководство планированием эвакуации населения осуществляет казенное учреждение Воронежской области "Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области".
Методическое, информационное руководство и оперативное управление эвакомероприятиями возложено на Главное управление МЧС России по Воронежской области.
5.2. В планах эвакуации административно-территориальных образований (области, муниципальных образований), а также организаций, указываются:
- порядок приведения эвакуационных комиссий в готовность;
- порядок оповещения населения о начале эвакуации;
- численность эваконаселения по категориям;
- пункты размещения эваконаселения в безопасных районах;
- сроки выполнения эвакуационных мероприятий;
- маршруты вывоза (вывода) эваконаселения;
- порядок развертывания СЭП, их пропускная способность, закрепленные за ними организации;
- порядок вывоза (вывода) эваконаселения различными видами транспорта;
- пункты посадки на транспорт, ППЭ, пункты высадки в безопасных районах;
- организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршрутах эвакуации;
- организация общей, радиационной, химической, пожарной, инженерной, медицинской разведки;
- организация защиты эваконаселения в местах сбора и на маршрутах эвакуации;
- порядок вывоза эваконаселения из ППЭ на границах зоны загрязнения (заражения) к местам размещения в безопасных районах;
- порядок размещения эваконаселения в безопасных районах и его первоочередного обеспечения;
- организация управления и связи в ходе эвакуации;
- порядок информации и инструктирования эваконаселения.
5.3. На все население, подлежащее эвакуации, составляются эвакуационные списки в трех экземплярах по месту работы или по месту жительства:
- один остается в организации или ЖЭУ (ЖКО, ДУ);
- второй представляется на СЭП, а после завершения эвакуации передается в соответствую# эвакомиссию#;
- третий с началом вывоза эваконаселения направляется в эвакоприемную комиссию по месту размещения.
6. Организация эвакуации в особых условиях
6.1. Эвакуация населения в случае аварии на радиационно-опасных объектах носит, как правило# межмуниципальный, региональный характер. Решение на проведение эвакуации населения принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки.
Эвакуация населения, как правило, производится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и т. п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.
Эвакуация населения производится в два этапа:
- на первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до ППЭ, расположенного на границе зоны возможного радиоактивного загрязнения;
- на втором этапе эваконаселение выводится с ППЭ в спланированные места временного размещения.
В целях предотвращения необоснованного облучения, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).
ППЭ создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать: учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения.
На ППЭ производится пересадка населения с "грязного" транспорта на "чистый" транспорт. Загрязненный транспорт используется для перевозки эваконаселения только на загрязненной территории.
"Чистый" транспорт используется для вывоза населения с ППЭ до мест временного размещения.
6.2. В случае аварий на химически опасных объектах (ХОО), в целях обеспечения защиты населения может проводиться эвакуация населения из возможных районов химического заражения. Эвакуация может выполняться в упреждающем и экстренном порядке. Упреждающая (заблаговременная) эвакуация осуществляется в случаях угрозы или в процессе длительных по времени крупномасштабных аварий, когда прогнозируется угроза распространения зоны химического заражения. Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится в условиях быстротечных аварий с целью срочного вывоза (вывода) людей с территории распространения облака аварийно химически опасного вещества (АХОВ).
Упреждающая эвакуация предусматривает вывоз (вывод) людей из круговой зоны, прилегающей к химически опасному объекту. Радиус зоны принимается равным глубине зоны возможного химического заражения, определяемой в зависимости от типа и объема используемого или хранимого на объекте АХОВ, а также других факторов, влияющих на глубину распространения вещества.
Экстренная эвакуация планируется:
- из районов, прилегающих к химически опасному объекту в зоне, радиус которой равен глубине зоны возможного заражения;
- из районов, прилегающих к трассам магистральных трубопроводов по которым ведется перекачка АХОВ - в полосе вдоль трубопровода, ширина которой равна глубине зоны возможного заражения, определяемой по объему максимально возможного выброса и разлива перекачиваемых продуктов;
- из районов, прилегающих к железнодорожным магистралям, по которым осуществляются интенсивные перевозки АХОВ - в полосе вдоль дороги, ширина которой равна глубине зоны возможного заражения для наиболее опасного из перевозимых АХОВ.
6.3. Эвакуация населения из зоны затопления (наводнения) проводится при угрозе разрушения гидротехнических сооружений или в случае повышения уровня воды при паводке в реках и других водоемах, в случае подтопления территории при повышении уровня грунтовых вод, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного бедствия.
При наличии достоверного прогноза об угрозе затопления проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения. Она носит локальный или муниципальный характер. При достаточном времени упреждения, эвакуация проводится по производственно - территориальному принципу с развертыванием СЭП.
При угрозе быстрого нарастания стихии и дефиците времени эвакуация населения может проводиться без развертывания СЭП.
При этом оперативные группы КЧС и ОПБ, доукомплектованные личным составом местных эвакокомиссий и СЭПов организуют вывоз (вывод) эваконаселения на границу зоны чрезвычайной ситуации, с последующей отправкой его к местам временного размещения.
7. Финансирование мероприятий по предупреждению
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
См. текст раздела 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.