Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Министра обороны РФ от 16 мая 2009 г. N 409 в заголовок настоящего приложения внесены изменения
Приложение N 1
к приказу Министра обороны РФ
от 15 января 2001 г. N 25
Инструкция
по руководству суворовскими военными, нахимовскими военно-морскими, военно-музыкальными училищами и кадетскими (морскими кадетскими) корпусами органами военного управления и распределению должностных обязанностей участников образовательного процесса
22 сентября 2003 г., 22 октября 2007 г., 16 мая 2009 г.
Приказом Министра обороны РФ от 16 мая 2009 г. N 409 в пункт 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Настоящая Инструкция определяет обязанности органов военного управления по руководству деятельностью суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских (морских кадетских) корпусов*(1), материально-техническое и финансовое обеспечение, основные обязанности должностных лиц училищ, поощрения и взыскания, применяемые к обучающимся, внутренний порядок в училищах.
I. Обязанности органов военного управления по руководству деятельностью училищ
2. На заместителей Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны, начальника Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил, в подчинении которых находятся училища, возлагаются:
представление к назначению на должности начальников училищ и их заместителей (по согласованию с Главным управлением кадров);
участие в подготовке и проведении мероприятий по лицензированию, государственной аттестации и государственной аккредитации училищ;
организация командирской подготовки с офицерами и прапорщиками (мичманами) училищ;
поддержание связей училищ с войсками (силами) и военно-учебными заведениями Министерства обороны;
участие в разработке примерных дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, и контроле за их выполнением;
разработка и утверждение в установленном порядке норм обеспечения училищ учебным имуществом по военной (военно-морского, специальной) и музыкальной подготовке;
организация совершенствования учебно-материальной базы училищ;
участие в подготовке и проведении спартакиад училищ;
участие в проведении учебно-методических сборов с офицерским составом училищ;
организация педагогической стажировки офицеров;
участие в проведении инспекторских, итоговых и контрольных проверок училищ;
участие в распределении ассигнований по статьям сметы расходов Министерства обороны, выделяемых на обеспечение образовательного процесса, и контроль за законностью их расходования;
подготовка предложений по организационно-штатному обеспечению деятельности училищ.
На командующих войсками военных округов (командира Ленинградской военно-морской базы), на территории которых дислоцируются училища, возлагаются:
участие в подборе кандидатов на должности начальников училищ и их заместителей;
комплектование училищ постоянным составом*(3);
обеспечение практических полевых (морских) занятий с обучающимися и педагогической стажировки офицеров;
обеспечение выполнения военными комиссариатами Плана отбора кандидатов на учебу в училища;
осуществление военно-профессиональной ориентации обучающихся в училищах;
развитие и совершенствование учебно-материальной базы, обеспечение вооружением и военной техникой;
руководство строительством объектов жилищно-казарменного фонда и расквартированием училищ;
организация воспитания личного состава, поддержание устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих и обучающихся, правопорядка и воинской дисциплины, дисциплины обучающихся (если не оговорено особо, далее именуется - воинской дисциплины), обеспечение безопасных условий военной службы;
организация прохождения военной службы военнослужащих, работы (службы) гражданского персонала Вооруженных Сил, осуществление социальной защиты постоянного состава;
обеспечение в установленном порядке финансово-хозяйственной деятельности училищ;
осуществление контроля за деятельностью училищ по вопросам, отнесенным к компетенции военного округа.
Приказом Министра обороны РФ от 16 мая 2009 г. N 409 в пункт 3 настоящего приложения внесены изменения
3. На Главное управление кадров возлагаются:
обеспечение проведения в Министерстве обороны в пределах своей компетенции государственной политики в области основного общего и среднего (полного) общего образования, разработка стратегии его развития и формирование единой нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность училищ;
руководство деятельностью училищ, а также органов управления военным образованием по вопросам учебной и методической работы;
организация контроля за деятельностью училищ в соответствии с установленным порядком;
подготовка аналитических и информационно-справочных материалов для руководящего состава Министерства обороны;
организация в Министерстве обороны в установленном порядке мероприятий по лицензированию, государственной аттестации и государственной аккредитации училищ;
разработка и согласование проекта примерного учебного плана училищ с Министерством образования Российской Федерации (учебные планы военно-музыкальных училищ, кроме того, согласовываются с Министерством культуры Российской Федерации);
сбор, анализ и обобщение информации о состоянии системы общеобразовательных учреждений с начальной военной подготовкой и разработка предложений по перспективам ее развития;
координация деятельности органов военного управления, осуществляющих непосредственное руководство училищами;
разработка рекомендаций по организации образовательного процесса в училищах, контроль за его организацией и соответствием содержания требованиям к обязательному минимуму содержания основного общего и среднего (полного) общего образования;
организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса в училищах;
участие в разработке типовых штатов училищ и табелей к ним;
подготовка проектов нормативных правовых актов по учреждению и присуждению поощрительных стипендий Министерства обороны для отличников учебы;
организация и проведение учебно-методических сборов (совещаний) с руководящим составом училищ, межучилищных мероприятий по вопросам повышения эффективности деятельности училищ;
изучение и обобщение передового опыта работы училищ, внедрение его в практику обучения и воспитания обучающихся;
организация обеспечения училищ бланками документов об образовании государственного образца и медалями "За особые успехи в учении";
координация работы военно-учебных заведений и училищ Министерства обороны по вопросам военно-профессиональной ориентации обучающихся;
контроль за проведением государственной (итоговой) аттестации и конкурсных вступительных экзаменов;
участие в подборе кандидатов, рассматриваемых для назначения на должности начальников училищ и их заместителей;
руководство подразделениями профессионального психологического отбора училищ, научно-методическое обеспечение мероприятий по профессиональному психологическому отбору и профессионально-психологическому сопровождению обучающихся в ходе образовательного процесса в училищах, руководство профессиональным отбором кандидатов для обучения в училищах*(4);
подготовка проектов приказов Министра обороны Российской Федерации (статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации по кадрам) об итогах образовательного процесса в училищах за истекший учебный год;
разработка примерных программ по военной и физической подготовке обучающихся;
подготовка и рассылка экзаменационных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации и конкурсных вступительных экзаменов в училищах;
формирование Плана распределения выпускников училищ в военно-учебные заведения Министерства обороны как неотъемлемой составной части Плана комплектования военно-учебных заведений Министерства обороны курсантами;
аттестование педагогических и руководящих работников училищ на высшую квалификационную категорию, рассмотрение и представление в установленном порядке материалов на присвоение почетного звания "Заслуженный учитель Российской Федерации" и награждение отраслевыми наградами Министерства образования Российской Федерации;
методическое руководство офицерскими курсами повышения квалификации командиров рот (батарей) (далее именуются - роты), офицеров-воспитателей училищ при Тверском суворовском военном училище;
внесение предложений по совершенствованию формы одежды обучающихся, правил ее ношения и знаков различия;
организация и проведение во взаимодействии с Главным управлением боевой подготовки Вооруженных Сил спартакиад училищ;
осуществление контроля за исполнением нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны по вопросам начальной военной подготовки в училищах;
организация переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава, офицеров-воспитателей и командиров рот;
организация планирования и распределения ассигнований по закрепленным статьям сметы расходов Министерства обороны и контроль за законностью расходования денежных средств, выделяемых на обеспечение образовательного процесса в училищах;
учебное и информационно-методическое обеспечение деятельности училищ (учебные программы, учебники, учебно-методическая и художественная литература и учебное оборудование).
4. Главное управление кадров осуществляет методическое руководство деятельностью лаборатории вычислительной техники при Тверском суворовском военном училище и типографиями Ульяновского гвардейского суворовского военного училища и Омского кадетского корпуса.
5. Училище создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.
6. Организационная структура училища определяется штатом, утверждаемым начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры училища представляются в Генеральный штаб в установленном порядке.
7. Устав училища разрабатывается училищем самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Министерства обороны и рекомендациями Главного управления кадров и после согласования с заинтересованными органами военного управления утверждается статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации по кадрам.
8. Училища имеют статус юридического лица и считаются созданными с момента их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Училища имеют знамя училища, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
9. В училище наряду с педагогическим советом могут создаваться другие советы по различным направлениям деятельности (попечительский совет, методический совет, совет обучающихся и другие).
Состав, полномочия, организация работы и другие вопросы деятельности советов определяются уставом училища.
Деятельность попечительского совета, кроме того, регламентируется Примерным положением о попечительском совете общеобразовательного учреждения (постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1999 г. N 1379; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 51, ст. 6349).
10. Постановка обучающихся на первоначальный воинский учет осуществляется в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" *(4).
II. Материально-техническое и финансовое обеспечение училищ
11. Училище состоит на всех видах довольствия в военном округе (военно-морской базе), на территории которого оно дислоцируется.
12. Училище обеспечивается, если не оговорено особо, в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны:
денежными средствами - по смете Министерства обороны;
учебниками и учебными пособиями - из расчета по одному экземпляру на каждого обучающегося, одновременно изучающих учебный предмет, а также на каждого преподавателя (офицера-воспитателя). Уставами, наставлениями, руководствами - заказывающими (довольствующими) органами по заявкам училища;
учебными кино- и видеофильмами - в соответствии с нормативными документами, регламентирующими производство и прокат кинофильмов в Вооруженных Силах.
Обеспечение училищ учебниками, денежными средствами на учебные расходы и расходы по оплате служебных командировок, как правило, осуществляется Главным управлением кадров.
13. В училище ежегодно разрабатывается план развития и совершенствования учебно-материальной базы, который согласовывается с довольствующими органами, службами военного округа (военно-морской базы), на территории которого оно дислоцируется, и утверждается командующим военного округа (военно-морской базы).
Разработку годового плана развития и совершенствования учебно-материальной базы организует заместитель начальника училища по учебной работе - начальник учебного отдела (отделения). В разработке плана принимают участие заместители начальника училища, начальники служб.
Материально-техническое обеспечение выполнения плана развития и совершенствования учебно-материальной базы возлагается на заместителя начальника училища по материально-техническому обеспечению - начальника материально-технического обеспечения.
14. За училищем в целях обеспечения его деятельности закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество образовательного, потребительского, социального, культурного и иного назначения.
15. За училищем закрепляются в установленном порядке земельные участки.
16. Учебно-материальная база училища включает комплекс зданий, сооружений, материальных и технических средств, предназначенных для обеспечения выполнения возложенных на училище задач.
Основные элементы учебно-материальной базы:
учебное вооружение и учебная военная техника, используемые в процессе обучения;
учебно-лабораторная база: здания (корпуса) и сооружения с учебными кабинетами (взводными, специализированными классами), лабораториями, спортивными залами, другими учебными и учебно-вспомогательными помещениями, оснащенными спортивным инвентарем, техническими средствами обучения, другим оборудованием и наглядными пособиями; библиотека училища, читальный зал;
полевая учебная база (база для морской выучки): учебный лагерь для проведения летнего периода обучения;
база для военной (морской, специальной) и физической подготовки: строевые плацы, тиры и другие объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил, спортивные комплексы и сооружения;
средства информационного обеспечения: учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы, научная и справочная литература, уставы, наставления, руководства, курсы стрельб, другие нормативные документы, компьютерные программы, кино-, фото- и видеоматериалы;
объекты обеспечения учебного процесса: учебно-производственные мастерские, склады и другие объекты.
Приказом Министра обороны РФ от 16 мая 2009 г. N 409 в пункт 17 настоящего приложения внесены изменения
17. Размещение обучающихся, оборудование, содержание, отопление и освещение помещений осуществляется в соответствии с установленными требованиями санитарных правил и норм, Типовым положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 328, и с учетом Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учебные и жилые помещения, предоставленные ротам, закрепляются за ними, как правило, на весь период обучения.
18. В училищах в пределах выделенного для них казарменно-жилищного фонда должны быть помещения, необходимые для проведения образовательного процесса согласно Перечню (приложение N 1 к настоящей Инструкции).
Для учебного класса отводится площадь из расчета не менее 2 кв.м на каждого обучающегося.
19. Воинские перевозочные документы, денежные средства выдаются кандидатам и обучающимся в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны.
20. Не перечисленные в настоящей инструкции вопросы материального, технического, медицинского, финансового и других видов обеспечения училищ решаются в соответствии с существующими положениями, приказами, табелями и установленными нормами снабжения.
III. Основные обязанности должностных лиц училища
21. Должностные лица училища, участники образовательного процесса в своей повседневной деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, рекомендациями органов Главного управления кадров, Уставом училища и настоящей Инструкцией.
22. Общими обязанностями должностных лиц училища являются:
подготовка обучающихся к поступлению в военные образовательные учреждения Министерства обороны;
реализация потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении ими среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны и замещения в них, как правило, воинских должностей, подлежащих замещению сержантами (старшинами) курсантских подразделений;
воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
формирование и развитие у обучающихся чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и любви к военной службе;
воспитание и формирование у обучающихся общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости;
защита социальных прав обучающихся.
Начальник училища
23. Начальник училища непосредственно организует и осуществляет управление училищем и несет ответственность за состояние и деятельность училища.
Начальник училища является прямым начальником всего личного состава училища и пользуется дисциплинарной властью командира полка.
Он отвечает за: мобилизационную готовность; качество набора в училище; организацию, содержание и результаты учебно-воспитательной работы, патриотическое и воинское воспитание, моральное состояние, воинскую дисциплину личного состава и безопасность военной службы; правильный подбор и расстановку офицеров, преподавателей, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации; командирскую, психолого-педагогическую и методическую подготовку офицеров, преподавателей, прапорщиков (мичманов); качество подготовки обучающихся и направление их для дальнейшего обучения в военно-учебные заведения Министерства обороны в соответствии с учетом потребности в военных кадрах, деловых, индивидуальных психологических качеств, уровня общеобразовательной, военной и физической подготовки, состояния здоровья, дисциплинированности и желания выпускников; учет, состояние и совершенствование учебно-материальной базы; хозяйственную деятельность, обеспечение охраны труда, соблюдение штатной и финансовой дисциплины.
24. Начальник училища обязан:
руководить работой приемной комиссии, организовать отбор кандидатов и тщательное изучение их морально-деловых качеств, обеспечить высокое качество комплектования первых курсов;
организовать образовательный процесс и руководить им, постоянно знать состояние успеваемости, воспитания, развития и дисциплины обучающихся в каждой роте и своевременно принимать меры по их улучшению;
устанавливать и поддерживать единство требований к обучающимся;
систематически лично обучать командиров рот, офицеров-воспитателей и преподавателей теории и практике учебно-воспитательной работы с обучающимися, оказывать им конкретную помощь в организации изучения обучающихся, проведении с ними индивидуальной работы и определении их предназначения для последующего обучения в военных образовательных учреждениях, организовывать обобщение и распространение передового опыта учебно-воспитательной работы;
руководить военной подготовкой обучающихся, направлять работу предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей на повышение качества военной подготовки и воинского воспитания обучающихся;
направлять деятельность коллектива обучающихся на овладение глубокими и прочными знаниями и навыками, достижение высокой дисциплины, активное участие в общественно полезном труде, способствовать развитию их самостоятельности и инициативы;
проверять состояние учебно-воспитательной работы в ротах, качество и результаты работы в предметно-методических комиссиях (не менее одной роты и одной предметно-методической комиссии за одну учебную четверть; в военно-музыкальных училищах - не менее одной роты и одной предметно-методической комиссии за один учебный семестр);
поддерживать связи с военно-учебными заведениями Министерства обороны, где обучаются выпускники училища;
руководить организационно-штатной работой в училище, в установленные сроки представлять в вышестоящий орган военного управления необходимые предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры училища;
ежегодно до 1 ноября представлять в военный комиссариат района, города без районного деления или иного равного им муниципального (административно-территориального) образования (далее именуется - военный комиссариат района) по месту дислокации училища списки обучающихся в училище, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, а также заполненные анкеты на них;
обеспечивать явку в военный комиссариат района граждан, обучающихся в училище, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в дни, установленные военным комиссаром района;
направлять в военный комиссариат района, в котором выпускники училища состояли на воинском учете, выписки из приказов по военным образовательным учреждениям профессионального образования об их зачислении (в двухнедельный срок после получения выписок из военных образовательных учреждений).
25. Начальнику училища предоставляется право перераспределять на срок не более одного года лиц преподавательского состава по дисциплинам в зависимости от объема их учебной работы, но без увеличения их штатной численности.
Заместитель начальника училища по учебной работе - начальник учебного отдела (отделения)
26. Заместитель начальника училища по учебной работе - начальник учебного отдела (отделения) (далее именуется - начальник учебного отдела) подчиняется начальнику училища и является прямым начальником всего личного состава училища и пользуется дисциплинарной властью заместителя командира полка.
Он отвечает за: планирование, организацию и состояние обучения, воспитания и развития обучающихся, учебно-воспитательной, методической работы и командирской подготовки, организацию преподавания всех учебных предметов (дисциплин); получения прочных и глубоких знаний обучающимися, их воспитание и дисциплинированность; подбор преподавателей из числа гражданского персонала; повышение психолого-педагогической и методической подготовки офицеров, преподавателей, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин); своевременное обеспечение учебных занятий необходимым оборудованием, музыкальными инструментами и учебниками; целенаправленное, рациональное и экономное расходование денежных средств на учебную работу.
27. Начальник учебного отдела обязан:
руководить работой учебного отдела (отделения), старшими преподавателями;
планировать всю учебно-воспитательную, методическую работу и командирскую подготовку в училище, участвовать в итоговой аттестации, составлении расписания учебных занятий, факультативов и внеклассных учебных мероприятий;
проводить командирские и инструкторско-методические занятия с офицерами, а также занятия по педагогике и методике обучения и воспитания обучающихся с офицерским и преподавательским составом, прапорщиками (мичманами) и сержантами (старшинами);
обобщать и анализировать состояние методической работы в училище, предметно-методических комиссиях и ротах, ее влияние на результаты обучения, воспитания и развития обучающихся;
организовывать и контролировать несение внутренней службы в училище, инструктировать перед заступлением в наряд дежурного по училищу, его помощника и дежурного по контрольно-пропускному пункту;
контролировать качество проведения учебных занятий, самостоятельной подготовки, проверять знания, умения и навыки обучающихся по предметам (дисциплинам) в соответствии с учебным планом;
проверять содержание, качество и результативность учебно-воспитательной работы преподавателей, командиров рот и офицеров-воспитателей и оказывать им необходимую помощь;
уделять постоянное внимание военной направленности обучения и воспитания с учетом современного этапа военного строительства и возрастных психологических особенностей обучающихся;
изучать, обобщать и внедрять в педагогический процесс положительный опыт учебной и воспитательной работы офицеров и преподавателей;
направлять работу предметно-методических комиссий и ротных педагогических совещаний на повышение качества обучения и воспитания обучающихся;
руководить работой по физическому и трудовому воспитанию обучающихся и спортивно-массовой работой в училище;
поддерживать связь с органами управления образованием, институтами повышения квалификации педагогических работников образования и школами (музыкальными училищами) региона, а также другими учебными заведениями;
планировать и осуществлять учет выполнения учебной нагрузки преподавательским составом;
составлять и представлять в соответствующий орган военного образования заявки на поставку в училище учебников, учебного и лабораторного оборудования, организовывать учет и контроль их наличия и сбережения;
совершенствовать учебно-материальную базу;
обобщать отзывы начальников военно-учебных заведений Министерства обороны о курсантах из числа выпускников училища и разрабатывать предложения по дальнейшему улучшению качества учебно-воспитательной работы в училище.
Заместитель начальника училища по воспитательной работе - начальник отделения
28. Заместитель начальника училища по воспитательной работе - начальник отделения (далее именуется - заместитель начальника училища по воспитательной работе) подчиняется начальнику училища и является прямым начальником всего личного состава училища.
Заместитель начальника училища по воспитательной работе отвечает за состояние воинской дисциплины и дисциплины обучающихся, учет преступлений, происшествий и дисциплинарных проступков; организацию воспитательной работы; морально-психологическое состояние и общественно-государственную подготовку личного состава; эффективность работы по социально-правовой защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации; информационное, психологическое и культурно-досуговое обеспечение; эстетическое развитие обучающихся и организацию культурного досуга в училище.
29. Заместитель начальника училища по воспитательной работе в своей повседневной деятельности руководствуется должностными обязанностями заместителя командира полка по воспитательной работе.
Заместитель начальника училища по материально-техническому обеспечению - начальник материально-технического обеспечения
30. Заместитель начальника училища по материально-техническому обеспечению - начальник материально-технического обеспечения (далее именуется - заместитель начальника училища по материально-техническому обеспечению) подчиняется начальнику училища и является прямым начальником всего личного состава училища.
Заместитель начальника училища по материально-техническому обеспечению отвечает за снабжение личного состава всеми видами материальных средств, техническое и торгово-бытовое обеспечение училища; правильное использование, сохранность, противопожарную защиту, надлежащую эксплуатацию, учет и ремонт казарменно-жилищного фонда; за техническое состояние, содержание, правильную эксплуатацию учебного вооружения и военной техники, сохранность оружия и боеприпасов, музыкальных инструментов; боевую и специальную подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и моральное состояние личного состава подчиненных ему служб и подразделений; соблюдение мер по охране окружающей среды.
31. Заместитель начальника училища по материально-техническому обеспечению в своей повседневной деятельности руководствуется должностными обязанностями заместителя командира полка по тылу и заместителя командира полка по вооружению.
Начальник группы профессионального психологического отбора - заместитель начальника учебного отдела (отделения)
32. Начальник группы профессионального психологического отбора - заместитель начальника учебного отдела (отделения) училища (далее именуется - начальник группы профессионального психологического отбора) подчиняется начальнику учебного отдела (отделения) и является прямым начальником личного состава группы профессионального психологического отбора.
Начальник группы профессионального психологического отбора отвечает за организацию и проведение психодиагностического обследования кандидатов и обучающихся; объективность оценки и заключения о психологической готовности кандидатов к обучению в училище; подготовку и содержание психологических характеристик и рекомендаций (предложений); организацию и методическое обеспечение психологической подготовки и военно-профессиональной ориентации обучающихся; психологическое обеспечение обучения, воспитания и развития с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся; оказание помощи командирам рот в сплочении их коллективов; планирование и организацию работы группы профессионального психологического отбора.
33. Начальник группы профессионального психологического отбора обязан:
проводить социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов и обучающихся;
выносить заключения о психологической готовности кандидатов к обучению в училище;
изучать индивидуальные особенности кандидатов по личным делам;
готовить документы и методические материалы для работы в составе приемной комиссии;
вырабатывать предложения по наиболее целесообразному комплектованию подразделений обучающихся и расстановке младших командиров;
составлять характеристики индивидуальных психологических и психофизиологических качеств обучающихся;
разрабатывать рекомендации для офицеров и преподавателей по индивидуальной воспитательной и учебной работе, развитию личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;
углубленно изучать обучающихся испытывающих трудности в адаптации к учебной деятельности, проводить психокоррекционные мероприятия и вырабатывать предложения по индивидуальной работе с ними;
организовывать и методически обеспечивать психологическую подготовку и военно-профессиональную ориентацию обучающихся;
проводить психологическую диагностику межличностных отношений, коллективных мнений, настроений, традиций и сплоченности обучающихся;
разрабатывать рекомендации по сплочению коллектива обучающихся;
проводить индивидуальные консультации и оказывать помощь офицерам и преподавателям по вопросам возрастной психологии и физиологии обучающихся;
выносить заключения о профессиональной пригодности выпускников к последующей военно-профессиональной деятельности;
проводить изучение отзывов на выпускников училища, их учебной, служебной и иной деятельности, разрабатывать рекомендации по совершенствованию образовательного процесса с учетом специфики старшего подросткового и раннего юношеского возраста.
Методист учебного отдела (отделения)
34. Методист учебного отдела (отделения) назначается из числа преподавателей, имеющих высшее педагогическое (музыкальное) образование и опыт непрерывной педагогической работы в образовательном учреждении не менее 5 лет. Он подчиняется начальнику учебного отдела (отделения) и отвечает за планирование, организацию и состояние методической работы в училище.
35. Методист учебного отдела обязан:
участвовать в планировании, организации и ведении методической работы, предлагать на диагностической основе главную методическую тему училища, содержание и формы работы;
организовывать в училище научно-методические и психолого-педагогические конференции, семинары, педагогические чтения, методические выставки, олимпиады, конкурсы и разрабатывать необходимую для этого документацию;
изучать педагогическую деятельность офицеров, преподавателей и совместно с группой профессионального психологического отбора оказывать им методическую помощь в повышении эффективности обучения и воспитания обучающихся;
организовывать и направлять работу офицеров и преподавателей по формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков;
изучать совместно с группой профессионального психологического отбора причины неуспеваемости по учебным предметам и эффективность системы работы со слабоуспевающими, роль факультативных, индивидуальных и групповых занятий, кружков в развитии индивидуальных склонностей и способностей обучающихся;
анализировать состояние методической работы в училище, предметно-методических комиссиях, ротах и ее влияние на повышение уровня воспитания, обучения и развития личности обучающихся;
обобщать и распространять педагогический опыт лучших офицеров и преподавателей училища по обучению и воспитанию обучающихся, стимулировать в педагогическом коллективе обмен передовыми методическими находками, способствовать развитию творчества и инициативы офицеров и преподавателей;
выступать по актуальным вопросам совершенствования обучения и воспитания, а также социальной, возрастной и педагогической психологии;
организовывать разработку, рецензирование учебно-методических пособий, дидактических и других материалов;
информировать офицеров и преподавателей о новинках педагогической науки и практики (музыкальной педагогики), опыте лучших педагогических работников общеобразовательных учреждений страны, региона, училища;
заведовать методическим кабинетом училища, пополнять его психолого-педагогической и методической литературой, учебными пособиями и разработками, созданными в училище;
поддерживать связь с органами управления образованием, методическими кабинетами (институтами повышения квалификации педагогических работников образования) и кафедрами (отделениями) педагогических (музыкальных) вузов;
участвовать в разработке расписания учебных занятий с обучающимися;
участвовать в работе педагогического совета училища.
Начальник медицинской службы училища
36. Начальник медицинской службы училища подчиняется начальнику училища и является прямым начальником личного состава медицинской службы училища.
Начальник медицинской службы училища отвечает за организацию медицинского обеспечения всего личного состава училища; за состояние и работу медицинского пункта (поликлиники), за профессиональную подготовку медицинского персонала; за правильное медицинское освидетельствование при окончательном отборе кандидатов в училище и направлении выпускников в военные образовательные учреждения; за контроль и соблюдение в училище санитарно-гигиенических норм.
Начальник медицинской службы училища в своей повседневной деятельности руководствуется должностными обязанностями начальника медицинской службы полка.
Командир роты - преподаватель (военных дисциплин)
Приказом Министра обороны РФ от 16 мая 2009 г. N 409 в пункт 37 настоящего приложения внесены изменения
37. Командир роты подчиняется начальнику училища и его заместителям, является прямым начальником всего личного состава роты и выполняет обязанности преподавателя военной подготовки в роте.
Он руководит учебно-воспитательной работой в роте и отвечает за дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава роты; воспитание и обучение, привитие трудовых навыков обучающимся, их физическую и психологическую подготовку и сохранение здоровья; поддержание уставного внутреннего порядка; правильное использование, хранение и сбережение оружия (музыкальных инструментов), имущества роты и ведение ротного хозяйства.
В военно-музыкальном училище командир роты, кроме того, исполняет обязанности преподавателя специальных (музыкальных) дисциплин.
38. Командир роты руководствуется должностными обязанностями, изложенными в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. В отношении военнослужащих роты пользуется дисциплинарными правами командира батальона.
Кроме того, он обязан:
знать задачи обучения и воспитания обучающихся, программы и учебники, по которым они обучаются;
на высоком методическом уровне проводить занятия, в том числе и факультативные, по военной (военно-морской, специальной, музыкальной) подготовке с обучающимися и инструкторско-методические занятия с офицерами, прапорщиками (мичманами), заместителями командиров взводов и командирами отделений из числа обучающихся, разъяснять обучающимся требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, добиваться четкого их выполнения;
направлять работу офицеров-воспитателей, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) роты по совершенствованию ими военных, военно-специальных, педагогических знаний и методического мастерства;
руководить воспитательной и внеклассной работой в роте, привлекая для этой цели офицеров-воспитателей роты и преподавателей;
лично проводить индивидуальную работу с обучающимися, уделяя при этом особое внимание воспитанию у них высоких нравственных и воинских качеств, дисциплинированности, любви к военному (военно-морскому) делу (военно-оркестровой службе) и профессии офицера;
организовывать и проводить работу с обучающимися по вопросам их военно-профессиональной ориентации и распределения по военным образовательным учреждениям;
участвовать в работе педагогического совета училища;
организовывать досуг, спортивно-массовую работу, художественное самодеятельное творчество, заботиться о сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
поддерживать связь с родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания обучающихся;
своевременно докладывать начальнику училища о необходимости назначения обучающихся на должности заместителей командиров взводов и командиров отделений и присвоении им званий "старший вице-сержант ("вице-старшина 1 статьи") и "вице-сержант" ("вице-старшина 2 статьи").
39. При командире роты на правах совещательного органа приказом начальника училища организуется ротное педагогическое совещание. В его состав входят: командир роты - председатель, офицеры-воспитатели роты и преподаватели, работающие в данной роте. По усмотрению командира роты на педагогическое совещание могут приглашаться прапорщики роты, заместители командиров взводов, командиры отделений и актив роты.
40. Задачами ротного педагогического совещания являются: рассмотрение конкретных вопросов обучения и воспитания обучающихся, согласование проведения внеклассных воспитательных мероприятий офицерами-воспитателями и преподавателями роты, обсуждение педагогических характеристик обучающихся и основных мероприятий планирования учебно-воспитательной работы, выработка единых педагогических требований и согласованных мер по индивидуальному воспитанию обучающихся. Педагогическое совещание проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Офицер-воспитатель
41. Офицер-воспитатель подчиняется командиру роты, является прямым начальником личного состава взвода и отвечает за обучение, воспитание, дисциплину и морально-психологическое состояние обучающихся, их военно-профессиональную ориентацию и подготовку к дальнейшему обучению в военных образовательных учреждениях Министерства обороны; привитие культуры и воинских качеств обучающимся; состояние их здоровья, физического и психологического развития; соблюдение мер безопасности при проведении всех видов занятий и работ; сохранность и состояние оружия (музыкальных инструментов) и имущества взвода.
42. Офицер-воспитатель в своей повседневной деятельности руководствуется должностными обязанностями командира взвода.
Кроме того, он обязан:
знать задачи обучения и воспитания обучающихся, программы и учебники, по которым они обучаются;
умело использовать в практической работе с подчиненными данные социологических и психологических исследований;
на высоком методическом уровне проводить занятия с обучающимися по военной (военно-морской, специальной, музыкальной) подготовке, прививать им навыки в командовании отделением;
непосредственно руководить спортивно-массовой работой во взводе;
заботиться о сохранении и укреплении здоровья обучающихся, следить за их физическим развитием;
прививать обучающимся навыки личной гигиены;
вести дневник изучения и воспитания обучающихся;
помогать обучающимся правильно, в зависимости от степени подготовки, склада характера, деловых качеств, состояния здоровья и психологической готовности, определять будущую офицерскую специальность;
организовывать и проводить самостоятельную подготовку обучающихся, оказывать им помощь в формировании навыков самостоятельной работы;
совместно с преподавателями оказывать конкретную помощь слабоуспевающим;
регулярно проводить с обучающимися беседы на этические темы, организовывать внеурочное чтение художественной литературы и периодической печати и другие внеклассные воспитательные мероприятия;
прививать обучающимся навыки культурного поведения, контролировать их поведение на занятиях, в повседневной жизни и при увольнении из расположения училища;
руководить учебной практикой обучающихся;
организовывать досуг обучающихся.
Помощник офицера-воспитателя
43. Помощник офицера-воспитателя подчиняется офицеру-воспитателю, выполняет задачи по обучению и воспитанию обучающихся и является прямым начальником личного состава взвода. На должность помощника офицера-воспитателя назначаются наиболее дисциплинированные прапорщики (мичманы), проявившие склонность к педагогической деятельности с подростками.
44. Помощник офицера-воспитателя руководствуется должностными обязанностями заместителя командира взвода.
Кроме того, он обязан:
знать задачи обучения и воспитания обучающихся, программы и перечень учебников, по которым они обучаются;
помогать командиру роты, офицеру-воспитателю и преподавателям в проведении занятий по военной и физической подготовке, спортивно-массовой работы;
оказывать помощь офицеру-воспитателю в организации и проведении самостоятельной подготовки обучающихся;
контролировать наличие и качество содержания учебного и другого имущества, закрепленного за взводом, соблюдение мер безопасности при выполнении хозяйственных работ;
принимать участие в создании и совершенствовании учебно-материальной базы взвода и роты;
принимать участие в организации досуга обучающихся;
во время отсутствия офицера-воспитателя исполнять его обязанности.
Старший преподаватель
45. Старший преподаватель подчиняется начальнику учебного отдела, является прямым начальником преподавателей предметно-методической комиссии и отвечает за: правильную постановку работы предметно-методической комиссии по предмету обучения; морально-психологическую и педагогическую подготовку, воинскую (трудовую) дисциплину подчиненных ему преподавателей (концертмейстеров); выполнение учебного плана и программ; высокий теоретический и методический уровень занятий, проводимых преподавателями; глубокие и прочные знания обучающихся; воспитательную работу, проводимую преподавателями с обучающимися на уроках и во внеурочное время; дисциплину обучающихся на уроках и других мероприятиях, проводимых преподавателями; состояние и сохранность имущества и оборудования учебных кабинетов (классов), подбор преподавателей из числа гражданского персонала.
На должность старшего преподавателя назначаются наиболее подготовленные офицеры, проявившие склонность к педагогической деятельности, имеющие соответствующее образование.
46. Старший преподаватель обязан:
планировать и проводить методическую работу, направляя ее на расширение теоретического кругозора и совершенствование профессионального мастерства подчиненных преподавателей (концертмейстеров), анализировать ее результативность;
проводить занятия с обучающимися по предмету обучения;
выступать на заседаниях предметно-методических комиссий с докладами по актуальным вопросам педагогики, методикам обучения по предмету, проводить с преподавателями методические занятия по наиболее сложным темам программы;
проводить работу по совершенствованию образовательного процесса, добиваться, чтобы учебные занятия по предмету проходили на высоком научном и методическом уровне, обучение умело сочеталось с задачами военной (военно-морской, специальной, музыкальной) и психологической подготовки, воспитания обучающихся;
обеспечивать необходимую военную (военно-морскую, специальную, музыкальную) направленность преподавания, руководить деятельностью преподавателей по военно-патриотическому воспитанию и военно-профессиональной ориентации обучающихся на учебных занятиях и во внеурочное время;
составлять тематику и контролировать качество подготовки методических разработок преподавателями, добиваться, чтобы разработки являлись методическими пособиями для всего коллектива предметно-методических комиссий, а также дидактическими материалами для обучающихся;
проводить и организовывать обсуждение открытых уроков (учебных занятий) с целью обмена опытом работы и выработки методических рекомендаций по наиболее рациональному и эффективному использованию методических приемов и средств обучения;
периодически проверять качество ведения классных журналов преподавателями и тетрадей обучающимися, контролировать и анализировать качество знаний, навыков и умений обучающихся, объективность выставления им оценок, намечать практические меры по улучшению их подготовки;
поддерживать связь с местными учреждениями повышения квалификации педагогических (музыкально-педагогических) работников;
совместно с командирами рот организовывать и направлять внеурочную учебно-воспитательную работу по предмету, оказывать преподавателям помощь в ее проведении;
совершенствовать оборудование учебных кабинетов (оркестровых студий) по предмету, накапливать демонстрационные материалы и наглядные пособия по темам курса, следить за рациональным использованием технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в образовательном процессе, отвечать за сохранность учебного имущества в кабинетах (оркестровых студиях);
участвовать в работе педагогического совета училища.
47. Учебная нагрузка старшего преподавателя училища - 16 учебных часов в неделю.
Начальник физической подготовки и спорта училища - старший преподаватель
48. Начальник физической подготовки и спорта - старший преподаватель - подчиняется начальнику учебного отдела. Он является прямым начальником преподавателей по своему предмету.
Он отвечает: за правильную постановку и организацию физического воспитания обучающихся и спортивно-массовой работы в училище; физическую подготовку военнослужащих училища; выполнение программы обучения; организацию, руководство и состояние методической работы по физической подготовке и спорту; состояние и правильное использование спортивных сооружений и инвентаря.
Учебная нагрузка начальника физической подготовки и спорта - старшего преподавателя устанавливается: 12 учебных часов в неделю с обучающимися и 4 учебных часа в неделю с военнослужащими училища.
49. Начальник физической подготовки и спорта - старший преподаватель руководствуется должностными обязанностями начальника физической подготовки и спорта полка, а также требованиями других нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и проведение физической подготовки и спорта в училище.
Начальник автомобильной службы училища - старший преподаватель
50. Начальник автомобильной службы - старший преподаватель по вопросам организации образовательного процесса подчиняется начальнику учебного отдела, а по вопросам автомобильной службы - заместителю начальника училища по материально-техническому обеспечению и является прямым начальником преподавателей автомобильной подготовки и личного состава автомобильной службы училища.
Начальник автомобильной службы - старший преподаватель отвечает за организацию и правильную постановку учебно-методической работы по предмету; выполнение учебного плана, программ обучения; глубокие и прочные знания и навыки обучающихся по автомобильной подготовке; состояние автомобильной техники, ее технически правильное использование, обслуживание, хранение и ремонт; боевую и морально-психологическую подготовку, воспитание и воинскую дисциплину подчиненного ему личного состава.
51. Начальник автомобильной службы - старший преподаватель руководствуется должностными обязанностями начальника автомобильной службы полка.
Преподаватель
Приказом Министра обороны РФ от 16 мая 2009 г. N 409 в пункт 52 настоящего приложения внесены изменения
52. Преподаватель училища подбирается из числа гражданского персонала, имеющего соответствующее высшее педагогическое образование и опыт преподавательской работы в общеобразовательных учреждениях не менее 5 лет (для военно-музыкальных училищ - высшее музыкальное образование).
Преподаватель училища подчиняется старшему преподавателю и отвечает: за качество обучения, воспитания, развития личности обучающихся; выполнение учебного плана и учебных программ по своему предмету; педагогически дифференцированный подход к обучающимся, прочность и осмысленность их знаний, объективность оценки учебного труда обучающихся, культуру их письма и речи; проведение воспитательной работы в процессе обучения.
Преподаватель ведет образовательный процесс в своих взводах, как правило, от набора до выпуска.
Учебная нагрузка преподавателя 18 часов в неделю (в особых случаях допускается ее увеличение до 27 часов в неделю).
Преподаватель имеет право выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество усвоения обучающимися учебного материала.
53. Преподаватель училища обязан:
дать обучающимся глубокие и прочные знания, навыки и умения по предмету, формировать у них общеучебные умения и навыки организации учебного труда, развивать их личностные качества и способности;
тщательно продумывать содержание учебного материала, структуру учебных занятия по конкретной теме, методы и приемы организации учебного труда обучающихся в целях овладения каждым из них основными понятиями программного материала непосредственно на учебном занятии;
использовать в целях повышения эффективности учебных занятий технические средства обучения и электронно-вычислительную технику;
применять разнообразные методы и приемы контроля учебной деятельности обучающихся для объективной оценки качества усвоения ими учебного материала, выявления затруднений в освоении изучаемых предметов обучающимися и оказания им своевременной индивидуальной помощи;
постоянно совершенствовать свое педагогическое и методическое мастерство;
быть вежливым по отношению к обучающимся;
показывать значение изучаемого предмета для военного дела, воспитывать у обучающихся интерес к военной службе, помогать им в профессиональном самоопределении;
поддерживать деловые контакты с сотрудниками группы профессионального психологического отбора, умело использовать их рекомендации при изучении индивидуальных особенностей обучающихся и организации целенаправленной работы с каждым в процессе обучения и воспитания;
обеспечивать на учебных занятиях и во внеклассной работе благоприятные школьно-гигиенические и морально-психологические условия для учебного труда обучающихся;
участвовать в методической работе училища, постоянно повышать свое профессиональное мастерство;
обеспечивать соблюдение требований основ безопасности труда в учебном процессе;
активно участвовать в подготовке и проведении внеклассных учебно-воспитательных мероприятий в подразделениях и училище;
совершенствовать оборудование предметного кабинета, накапливать дидактические и демонстрационные материалы, наглядные пособия по темам курса, отвечать за сохранность учебного имущества кабинета.
Преподаватель на добровольной основе проходит аттестацию в установленном нормативными документами Министерства образования Российской Федерации порядке.
Общие обязанности обучающихся
Заместитель командира взвода
54. Заместитель командира взвода из числа обучающихся подчиняется офицеру-воспитателю, помощнику офицера-воспитателя, а в порядке внутренней службы - старшине роты и является прямым начальником для обучающихся взвода.
На должность заместителя командира взвода из числа обучающихся на 1 курсе после окончания первого полугодия назначаются наиболее подготовленные и дисциплинированные обучающиеся из числа командиров отделений.
Приказом начальника училища им присваивается звание "старший вице-сержант" ("вице-старшина 1-й статьи") по истечении 3 месяцев со дня назначения на должность.
Заместитель командира взвода обязан:
оказывать помощь офицеру-воспитателю и его помощнику в организации и проведении самостоятельной подготовки обучающихся и в формировании у них навыков самостоятельной работы;
оказывать конкретную помощь слабоуспевающим обучающимся взвода;
принимать участие в организации досуга обучающихся;
принимать участие в создании и совершенствовании учебно-материальной базы взвода;
во время отсутствия офицера-воспитателя и его помощника исполнять их обязанности.
Заместитель командира взвода, кроме того, выполняет обязанности обучающихся.
Командир отделения
55. Командир отделения из числа обучающихся подчиняется офицеру-воспитателю, помощнику офицера-воспитателя, заместителю командира взвода из числа обучающихся и является непосредственным начальником обучающихся отделения. На должность командира отделения назначаются наиболее дисциплинированные обучающиеся.
Приказом начальника училища им присваивается звание "вице-сержант" ("вице-старшина 2-й статьи") по истечении 3 месяцев со дня назначения на должность.
Командир отделения обязан:
знать каждого обучающегося отделения: имя, фамилию, год рождения, личностные качества, успехи и недостатки в учебе и дисциплине;
следить за соблюдением обучающимися требований дисциплины, внутреннего порядка и правил личной гигиены;
следить за исправным и опрятным содержанием обмундирования и обуви и соблюдением правил ношения военной формы одежды обучающимися отделения;
еженедельно проверять наличие и состояние у обучающихся отделения учебников, учебного и другого имущества;
оказывать помощь обучающимся отделения в формировании навыков самостоятельной работы;
оказывать конкретную помощь слабоуспевающим обучающимся отделения;
принимать участие в организации досуга обучающихся.
Командир отделения, кроме того, выполняет обязанности обучающихся.
Обучающийся
56. Обучающийся подчиняется командиру отделения и всем прямым начальникам. Он отвечает за точное выполнение возложенных на него обязанностей.
Обучающийся обязан:
упорно и настойчиво овладевать знаниями, стараться быть всесторонне развитым, образованным и культурным человеком, готовым выполнять свой общественный и воинский долг;
на занятиях проявлять творческую инициативу, внимательно слушать преподавателей, аккуратно и самостоятельно выполнять все учебные задания;
быть дисциплинированным, честным и правдивым, знать требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, нормы поведения в обществе и добросовестно их выполнять;
соблюдать внутренний порядок, распорядок дня и правила поведения, установленные в училище;
уважать начальников и старших, беспрекословно им подчиняться, точно и в срок выполнять их приказы, распоряжения;
быть всегда опрятно и по форме одетым, подтянутым, содержать в чистоте обмундирование и обувь;
беречь государственное, общественное и иное имущество;
закалять свое здоровье, воспитывать волю и характер, быть готовым к преодолению трудностей будущей военной службы;
активно участвовать в общественной и культурной жизни училища;
быть трудолюбивым;
регулярно заниматься спортом и активно участвовать в спортивно-массовой работе училища;
дорожить честью своей роты, училища, славой и боевыми традициями Вооруженных Сил Российской Федерации;
строго соблюдать правило воинской вежливости;
быть выдержанным, вежливым, скромным;
не допускать самому и удерживать товарищей от недостойных поступков, быть нетерпимым к нарушителям дисциплины;
быть внимательным к родителям (лицам, их заменяющим), регулярно писать им письма;
строго выполнять правила личной гигиены.
Обучающимся запрещается употребление спиртных напитков, наркотических и иных токсических средств, курение, оскорбление товарищей, неуважительное отношение к старшим, нарушать правила ношения формы одежды.
57. Указания старших преподавателей, преподавателей и лиц инструкторского состава во время проведения ими учебных занятий (уроков) являются для обучающихся обязательными для исполнения.
58. Для обучающихся, успевающих на "хорошо" и "отлично", наряду с поощрениями, предусмотренными в настоящей Инструкции, уставом училища могут устанавливаться дополнительные формы морального и материального стимулирования добросовестного учебного труда.
59. Обязанности должностных лиц училища могут уточняться в зависимости от организационно-штатной структуры и особенностей организации работы конкретного училища и могут закрепляться в уставе училища.
Должностные обязанности постоянного состава, не указанные в настоящей Инструкции, разрабатываются в училище и утверждаются начальником училища.
60. Постоянный состав училища комплектуется военнослужащими и гражданским персоналом.
Прием на работу лиц гражданского персонала училища осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации в области образования.
61. Должности, подлежащие замещению военнослужащими и являющиеся вакантными, могут замещаться гражданским персоналом на условиях срочного трудового договора (контракта) на срок не более 5 лет до укомплектования их военнослужащими.
62. Освобождение преподавателей из числа гражданского персонала, а также преподавателей (из числа военнослужащих), офицеров, организующих и принимающих участие в образовательном процессе, от занимаемых должностей в связи с перемещением по службе или с проведением организационно-штатных мероприятий производится, как правило, после окончания учебного года.
IV. Поощрения и взыскания, применяемые к обучающимся
Поощрения, применяемые к обучающимся
63. К обучающимся применяются поощрения:
снятие ранее наложенного взыскания;
объявление благодарности;
объявление внеочередного увольнения;
похвальный отзыв в письме к родителям (лиц, их заменяющих) и в школу, в которой учился обучающийся;
награждение личной фотографической карточкой обучающегося, снятого при развернутом знамени училища;
награждение грамотой, ценным подарком;
награждение нагрудным знаком отличника учебы училища;
присуждение поощрительных стипендий для отличников учебы*(5);
занесение в Книгу почета училища фамилий обучающихся, достигших высоких результатов в учебе и общественной жизни училища;
занесение на Доску почета фамилий обучающихся, окончивших училище с золотой и серебряной медалями.
Права командиров (начальников) по применению поощрений
64. Командир отделения, заместитель командира взвода:
ходатайствовать перед командирами (начальниками) о снятии ранее наложенного взыскания, объявлении благодарности.
65. Помощник офицера-воспитателя, старшина роты, имеют право:
снимать ранее наложенное взыскание;
объявлять благодарность.
66. Офицер-воспитатель имеет право:
снимать ранее наложенное взыскание;
объявлять благодарность;
объявлять внеочередное увольнение из расположения училища.
67. Командир роты, заместители начальника училища имеют право:
снимать ранее наложенное взыскание;
объявлять благодарность;
объявлять внеочередное увольнение из расположения училища;
направлять похвальный отзыв в письме к родителям (лицам, их заменяющим) и в школу, в которой учился обучающийся.
68. Начальник училища пользуется правом применять меры поощрения в полном объеме настоящей Инструкции.
Взыскания, налагаемые на обучающихся
69. На обучающихся могут налагаться следующие взыскания:
выговор;
строгий выговор;
лишение очередного увольнения из расположения училища - не более 3 раз в течение месяца;
назначение вне очереди в наряд на работу - не более 2 нарядов в течение месяца;
лишение нагрудного знака отличника учебы училища;
лишение поощрительной стипендии для отличников учебы;
лишение звания "вице-сержант", "старший вице-сержант" ("вице-старшина 2-й статьи", "вице-старшина 1-й статьи") с отстранением от исполнения сержантских (старшинских) обязанностей;
предупреждение о грубых нарушениях обязанностей и правил поведения обучающегося и возможном отчислении его из училища;
отчисление из училища.
70. Обучающиеся, назначенные вне очереди в наряд на работу, привлекаются для выполнения работ в своем подразделении или училище в свободное от занятий и самостоятельной подготовки время. Продолжительность выполнения одного наряда не должна превышать 2 часов. Работы выполняются до отбоя.
71. Отчисление из училища является крайней мерой дисциплинарного воздействия для обучающихся и осуществляется по рекомендации педагогического совета училища.
Права командиров (начальников) налагать взыскания
72. Командир отделения, заместитель командира взвода имеют право ходатайствовать перед офицером-воспитателем о наложении взыскания на подчиненных.
73. Помощник офицера-воспитателя и старшина роты имеют право:
объявлять выговор;
объявлять строгий выговор;
лишать очередного увольнения из расположения училища - не более одного раза в течение месяца.
74. Офицер-воспитатель имеет право:
объявлять выговор;
объявлять строгий выговор;
лишать очередного увольнения из расположения училища - не более 2 раз в течение месяца;
назначать вне очереди в наряд на работу - не более одного наряда в течение месяца.
75. Командир роты, заместители начальника училища имеют право:
объявлять выговор;
объявлять строгий выговор;
лишать очередного увольнения из расположения училища - не более 3 раз в течение месяца;
назначать вне очереди в наряд на работу - не более 2 нарядов в течение месяца.
76. Начальник училища имеет право налагать на обучающихся взыскания в полном объеме настоящей Инструкции.
77. Старшие преподаватели и преподаватели училища о необходимости поощрения обучающихся или наложения на них взыскания письменно сообщают об этом командиру роты.
78. Заместители командиров взводов, командиры отделений о необходимости поощрения обучающихся или наложения на них взыскания в течение дня докладывают своим непосредственным начальникам.
79. К грубым нарушениям дисциплины относятся: самовольная отлучка из расположения училища, опоздание из увольнения, отпуска и лечебного учреждения без уважительной причины, опоздание или самовольный уход с занятий, нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, нарушение требований безопасности, приведшее к потере работоспособности, нарушение установленных правил взаимоотношений между обучающимися, промотание или утрата военного имущества, недостойные проступки в общественных местах, курение, неуважительное отношение к старшим, систематическое невыполнение обязанностей и установленных правил поведения обучающихся.
Отчисление обучающегося по указанным основаниям влечет за собой выставление оценки по поведению "неудовлетворительно".
80. Вопрос об отчислении обучающегося из училища за грубые и неоднократные нарушения дисциплины, нежелание обучаться решается независимо от срока пребывания его в училище.
О дате заседания педагогического совета по вопросу отчисления командир роты заблаговременно доводит до родителей (лиц, их заменяющих) отчисляемого.
Отчисление обучающегося производится после тщательного изучения обстоятельств, приводящих к отчислению, по представлению педагогического совета приказом начальника училища.
Выписка из протокола заседания педагогического совета об исключении из училища обучающегося-сироты и обучающегося, оставшегося без попечения родителей, кроме того, направляется в орган опеки и попечительства по месту жительства отчисляемого обучающегося.
Обо всех случаях отчисления из училища начальник училища докладывает в Главное управление кадров и начальникам, которым училище подчинено. Выписки из протокола педагогического совета училища и приказа начальника училища об отчислении обучающегося представляются не позднее 10 дней после подписания приказа начальником училища.
81. Лишение обучающихся званий "вице-сержант" и "старший вице-сержант" ("вице-старшина 2-й статьи" и "вице-старшина 1-й статьи") с отстранением от исполнения сержантских (старшинских) обязанностей, нагрудного знака отличника учебы училища, поощрительной стипендии для отличников учебы и отчисление из училища объявляются в приказе начальника училища.
82. Поощрения и взыскания, применяемые к обучающимся, учитываются в карточках поощрений и взысканий, составляемых применительно к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
Награждение нагрудным знаком отличника учебы училища, присуждение поощрительных стипендий для отличников учебы, занесение в Книгу почета училища фамилий обучающихся, достигших высоких результатов в учебе и общественной жизни училища, и занесение на Доску почета фамилий обучающихся, окончивших училище с золотой и серебряной медалями, объявляются приказом начальника училища.
83. Обучающиеся имеют право подавать жалобы и заявления в установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации порядке.
84. В процессе обучения в училищах осуществляются следующие воинские ритуалы:
посвящение в суворовцы, нахимовцы, кадеты, воспитанники - торжественное построение обучающихся нового набора с объявлением приказа начальника училища о зачислении на I курс, вручением обучающимся погон и удостоверений;
торжественное построение и митинг в связи с началом учебного года;
общеучилищные прогулки по городу с оркестром - по плану училища;
общеучилищные вечерние поверки обучающихся - периодически по плану училища, а также в дни открытия и закрытия летнего стационарного лагеря;
последний звонок - в последний день занятий на выпускном курсе;
торжественное построение и митинг в день начала государственной (итоговой) аттестации;
торжественная церемония выпуска из училища с прощанием со знаменем училища.
Кроме того, в училищах торжественно отмечаются государственные праздники Российской Федерации, праздники видов Вооруженных Сил и родов войск, годовой праздник училища.
85. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией *(6).
Сроки ее проведения в училищах устанавливаются Главным управлением кадров по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.
Обучающимся, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается заверенный печатью училища документ государственного образца о соответствующем уровне образования.
Приказом Министра обороны РФ от 16 мая 2009 г. N 409 в пункт 86 настоящего приложения внесены изменения
86. Выпускникам суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ вручается нагрудный знак в соответствии с приложением N 2 к настоящей Инструкции.
Выпускникам кадетских (морских кадетских) корпусов и военно-музыкальных училищ вручается нагрудный знак, разрабатываемый органом Главного управления кадров вида Вооруженных Сил (рода войск), Военно-оркестровой службой Вооруженных Сил Российской Федерации по согласованию с Главным управлением кадров, Военно-мемориальным центром Вооруженных Сил Российской Федерации и утверждаемый Министром обороны Российской Федерации.
Награждение выпускников золотой и серебряной медалями "За особые успехи в учении" и похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов" осуществляется в соответствии с Положением о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении" и похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов", утверждаемых Министерством образования Российской Федерации.
87. Выпуск из училища производится приказом начальника училища по представлению педагогического совета.
88. Выпускникам училищ по выпуску предоставляется отпуск на срок до прибытия их в военные образовательные учреждения для проведения профессионального психологического отбора.
Сроки прибытия выпускников в военные образовательные учреждения устанавливаются Главным управлением кадров.
89. Обучающиеся первого курса, не освоившие учебные программы и получившие в конце первого учебного полугодия неудовлетворительные оценки по трем и более предметам, из училища отчисляются приказом начальника училища по представлению педагогического совета.
Обучающиеся, получившие по итогам года или по результатам итоговой аттестации неудовлетворительные оценки по 1 - 2 предметам, допускаются к пересдаче экзаменов по этим предметам, а не сдавшие их по решению педагогического совета получают задание на летний каникулярный отпуск.
Для обучающихся, получивших задание на летний каникулярный отпуск, с 25 по 30 августа проводится повторная аттестация, порядок и форма проведения которой определяются начальником училища по представлению педагогического совета училища. Обучающиеся, не прошедшие повторную аттестацию, отчисляются из училища приказом начальника училища.
На повторное обучение могут быть оставлены обучающиеся, не усвоившие учебные программы вследствие болезни.
V. Внутренний распорядок в училище
90. Распорядок дня училища, регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военнослужащих-женщин и внутренний порядок в училище устанавливаются начальником училища в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, школьной гигиены и настоящей Инструкции.
91. В распорядке дня училища должны быть предусмотрены:
утренняя физическая зарядка продолжительностью 30 минут и туалет;
утренний осмотр;
уроки по 45 минут каждый, перерывы между уроками продолжительностью 10 минут и один большой перерыв до 30 минут;
четырехразовое принятие пищи (первый завтрак, второй завтрак, обед и ужин) с промежутками между ее приемами не более 4 - 5 часов;
время для личных потребностей и внеклассной работы с обучающимися, в том числе не менее 1,5 часа для пребывания на свежем воздухе;
время на самостоятельную подготовку не менее 3 часов;
время на воспитательную, спортивно-массовую и культурно-досуговую работу;
вечерняя прогулка и поверка;
ночной сон не менее 8,5 часов.
При необходимости по решению начальника училища для обучающихся в период нахождения в летнем стационарном лагере может быть предусмотрен дневной отдых (сон) не менее 1 часа.
В примечаниях к распорядку дня может указываться время: для подготовки суточного наряда, отдыха лиц, заступающих в наряд, практических занятий с лицами, заступающими в наряд, развода суточного наряда; смены наряда в столовой; приема больных в медицинском пункте; приема начальником училища по личным вопросам; увольнения личного состава; встречи с родителями (лицами, их заменяющими); командирской подготовки офицерского состава (прапорщиков, мичманов), информирования гражданского персонала, информирования обучающихся; работы библиотеки и читального зала; развода личного состава (по понедельникам); самостоятельной подготовки и занятий по физической подготовке военнослужащих; подведения итогов за неделю у начальника училища; регламент служебного времени, а также другая необходимая информация.
В свободное от учебных занятий время обучающиеся находятся на свежем воздухе (участвуют в спортивных играх, прогулках и т.д.), организованно занимаются в спортивных секциях, кружках, обучаются музыке, пению, танцам, занимаются общественно полезным трудом, участвуют в общественной работе, читают газеты, журналы и художественную литературу, слушают радио, смотрят телепередачи и другое.
Утренний осмотр и вечерняя поверка в училищах проводится в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил.
92. Обучающиеся увольняются из расположения училища командиром роты в назначенные начальником училища дни в установленном порядке. В предвыходные и предпраздничные дни разрешается увольнение до вечерней поверки.
Увольнение обучающихся на более длительный срок производится с разрешения начальника училища только к родителям (лицам, их заменяющих).
Увольнение обучающихся к другим родственникам производится только на основании письменного заявления родителей (лиц, их заменяющих).
Обучающимся, получившим увольнение за пределы гарнизона, выдается отпускной билет, подписанный начальником училища; увольняемым в пределах гарнизона - увольнительная записка, подписанная командиром роты.
93. Для поддержания внутреннего порядка, охраны помещений и имущества в училище ежедневно в соответствии с требованиями Устава внутренней службы назначается суточный наряд.
В состав суточного наряда по училищу, как правило, назначаются:
дежурными по училищу - командиры рот, старшие преподаватели, офицеры управления училища, офицеры-воспитатели;
помощниками дежурного по училищу - офицеры, прапорщики (мичманы), сержанты (старшины) подразделения обеспечения учебного процесса;
дежурными по ротам I курса (в первом полугодии) - офицеры, прапорщики (мичманы) роты;
дежурными по ротам - вице-сержанты (вице-старшины) и в виде исключения наиболее подготовленные обучающиеся;
дежурными по медицинскому пункту - фельдшеры (медицинские сестры);
дежурными по столовой - прапорщики (мичманы), сержанты (старшины);
дневальными по ротам - обучающиеся;
рабочими по столовой - военнослужащие подразделения обеспечения учебного процесса;
дежурными по контрольно-пропускному пункту - прапорщики, сержанты (старшины) подразделения обеспечения учебного процесса.
Для поддержания порядка в учебных классах ежедневно из числа обучающихся назначаются дежурные.
94. В период обучения в стационарном учебном лагере училища суточный наряд назначается и несет службу применительно к требованиям Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
95. Не указанные в настоящей Инструкции другие вопросы выполнения распорядка дня, обязанности лиц суточного наряда определяются начальником училища применительно к требованиям общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и других служебных документов.
96. В подразделениях училища по распоряжению начальника училища ежедневно осуществляется контроль за несением службы обучающимися в составе суточного наряда училища и выполнением распорядка дня.
-----------------------------
Приказом Министра обороны РФ от 16 мая 2009 г. N 409 в сноску к пункту 1 настоящего приложения внесены изменения
*(1) Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища, кадетские (морские кадетские) корпуса Министерства обороны Российской Федерации - училищами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом, Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации - Главным управлением кадров.
*(2) Назначение офицеров на воинские должности в подразделения профессионального психологического отбора училищ производится приказами Министра обороны Российской Федерации по представлению статс-секретаря Министерства обороны.
*(3) Организация и порядок проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору в училищах определяется приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 50 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. N 1009-эр в государственной регистрации не нуждается).
*(4) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 октября 1999 г., Регистрационный N 1938.
*(5) Положение о поощрительной стипендии для отличников учебы разрабатывается Главным управлением кадров.
*(6) Рекомендации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по согласованию с Министерством образования Российской Федерации разрабатывает Главное управление кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.