Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 ноября 2008 г. N 520 в приложение к настоящему постановлению внесены изменения
Приложение
к постановлению
Администрации (Правительства)
Курганской области
от 22 июля 2003 г. N 213
Областная целевая программа
"Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области
на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г."
6 июня 2006 г., 14 февраля, 11 марта, 12 августа, 15 октября, 24 ноября 2008 г.
Постановлением Правительства Курганской области от 12 августа 2008 г. N 359 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования
в Курганской области на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г."
Наименование Программы - |
Областная целевая программа "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г. (далее Программа) |
Основание для разработки - |
Трехстороннее Соглашение от 29 января 2003 года N 34 "О сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в Курганской области между Правительством области, ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" |
Заказчик Программы - |
(Правительство Курганской области |
Цели и задачи Программы - |
Главной целью Программы является решение жилищной проблемы жителей Курганской области, в том числе и города Кургана. Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач: - обеспечение доступности приобретения жилья гражданами области с различным уровнем доходов за счет получения ипотечных кредитов; - расширения объемов жилищного строительства и обеспечение повышения качества и доступности жилья за счет реконструкции и техперевооружения стройиндустрии и совершенствования технологии строительства; - увеличение объемов производства строительных материалов; - создание современной инфраструктуры рынка жилья в области, активизация вторичного рынка жилья. |
Разработчик Программы - |
Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области |
Сроки реализации Программы - |
2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г. |
Основные исполнители Программы |
Правительство Курганской области Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (по согласованию) |
Финансирование Программы - |
Общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета составит в 2004-2011 гг. - 868,0 млн. рублей, согласно приложению 2 к настоящей Программе.* Финансово-кредитный механизм Программы предусматривает привлечение в экономику области внебюджетных средств: Средства населения** 178,0 млн. рублей Средства кредитных Организаций** 435,0 млн. рублей Средства ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (г. Москва) на рефинансирование кредитов** 225,0 млн. рублей * - средства носят характер прогноза и могут корректироваться в зависимости от возможности областного бюджета на очередной финансовый год. ** - справочно, средства не носят обязательный характер. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В целом реализация Программы в планируемых объемах позволит: обеспечить к 2010 году ежегодный ввод жилья не менее 55,0 тыс.кв.м.; - создать более 500 новых рабочих мест; - получить в виде налогов в бюджетную систему области более 150 млн. руб.; - привлечь в экономику области более 600,0 млн. рублей средств населения и кредитных организаций; - создать преимущества в приобретении жилья граждан со средними доходами, сельским жителям, молодежи; - снизить социальную напряженность в области жилищной политики; - создать условия для развития организаций стройиндустрии и строительного комплекса. |
Система контроля за исполнением Программы - |
Контроль за исполнением Программы обеспечивается: Рассмотрением по итогам финансового года результатов реализации Программы на заседании Правительства области. Публикацией информации о ходе реализации Программы по итогам каждого полугодия в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир". |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере Курганской области. Объемы строительства жилья организациями всех форм собственности за последние 10 лет сократились более чем в 4 раза. Сокращение финансирования строительства жилья поставило организации стройиндустрии на грань банкротства.
Из-за снижения объемов выпуска строительных конструкций постоянно растет их цена. Вновь вводимое жилье строится на основе морально устаревших технических и архитектурно-планировочных решений. Строительство и эксплуатация жилья в настоящее время является энерго и материалоемким процессом, использующим неэффективные технологии и материалы.
В связи с этим растет стоимость жилья, оно становится все менее доступным для основной части населения.
Обеспечение жильем за счет средств организаций, бюджетов всех уровней резко снижено. Возникает кризис системного характера, что обуславливает необходимость применения программных методов.
Назрела необходимость развития новых подходов к решению проблем в жилищном строительстве с целью повышения его эффективности и социальной направленности.
Одним из наиболее реальных факторов, способность решить жилищную проблему жителей области, является увеличение объемов строительства жилья с использованием финансово-кредитного механизма предоставления ипотечных кредитов.
Ипотечное жилищное кредитование, обеспеченное реальной собственностью граждан на недвижимость обеспечивает приток денежных средств на рынок жилья, оживляет строительный комплекс и взаимосвязанные с ним отрасли промышленности, увеличивает численность рабочих мест, повышает доходы бюджетов всех уровней.
Развитие системы ипотечного жилищного кредитования - это задача государственного масштаба, выполнение которой решает не только социальную проблему обеспечения населения жильем, но и задачу подъема экономики Курганской области и Российской Федерации в целом.
II. Основные цели и задачи программы
Главной целью Программы является решение жилищной проблемы жителей Курганской области, в том числе и города Кургана.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение доступности приобретения жилья гражданами области с различным уровнем доходов за счет получения ипотечных кредитов;
- расширение объемов жилищного строительства и обеспечение повышения качества и доступности жилья за счет реконструкции и техперевооружения стройиндустрии и совершенствования технологии строительства;
- увеличение объемов строительного производства;
- создание современной инфраструктуры рынка жилья в области, активизация вторичного рынка жилья;
- подготовка условий для рефинансирования ипотечных кредитов.
III. Технико-экономическое обоснование программы
Актуальность использования ипотечного жилищного кредитования как финансового инструмента по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики не вызывает сомнений.
В структуре валового регионального продукта (далее ВРП) Курганской области промышленность занимает - 29 %, сельское хозяйство - 16,3 %, строительство - 4,3 % (по состоянию на 1 января 2003 года).
Очевидно, что такой важный сегмент экономики, как строительство, развит недостаточно. Для справки в развитых зарубежных странах этот показатель составляет 12 - 13 %, в России - 6,5 %.
В соответствии с Программой экономического и социального развития Курганской области на 2004 - 2010 годы структура валового регионального продукта области к 2010 году существенно изменится. Сократятся доли в ВРП производства промышленной продукции и продукции сельского хозяйства. При этом планируется существенное увеличение доли строительства, в том числе жилищного.
Для достижения намеченных рубежей необходимо расширять перечень используемых финансовых механизмов, к числу последних относится ипотечное жилищное кредитование.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 6 июня 2006 г. N 198 раздел IV настоящей Программы изложен в новой редакции
IV. Стратегия и механизм реализации Программы
4.1. Стратегия реализации Программы
В основе стратегии развития системы ипотечного жилищного кредитования в Курганской области лежит учет специфики региона (наличие ресурсов, развитость рынка недвижимости, уровень благосостояния населения). По мере становления системы ипотечного жилищного кредитования в Курганской области будут формироваться горизонтальные межрегиональные связи, произойдет интегрирование регионального рынка ипотечных кредитов в единую целостную систему.
Механизм ипотечного жилищного кредитования в Курганской области разработан с учетом доступности получения кредитов (займов) для различных социальных категорий населения области.
Участниками Программы являются физические лица - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Курганской области (далее именуемые - Заемщики).
Минимальный размер первоначального взноса для заемщиков составляет не менее 10 % от стоимости приобретаемого, а максимальный размер ипотечного кредита не может быть более 90 % от стоимости приобретаемого по системе ипотечного кредитования жилья.
Ипотечные кредиты выдаются для приобретения и строительства отдельной квартиры в доме, а также отдельно стоящего жилого дома (коттеджа для постоянного проживания), сблокированного дома (таунхаус), строительства индивидуального жилого дома, находящихся на территории Курганской области.
Нуждающимися в жилых помещениях для целей настоящей Программы являются граждане, имеющие обеспеченность ниже 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Граждане, искусственно ухудшившие жилищные условия в результате совершенного обмена, раздела жилого помещения, вселения других лиц (кроме супруга, несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нуждающихся в уходе родителей), переселения в общежитие либо на жилую площадь на условиях найма, поднайма или в качестве члена семьи собственника, а также вследствие отчуждения пригодного для проживания жилого помещения, принадлежащего им на праве частной собственности, принимаются на учет для предоставления жилища не ранее чем через 3 года со дня ухудшения жилищных условий.
Денежные средства на снижение процентных ставок за кредит заемщикам предусматриваются в областном бюджете на соответствующий финансовый год, в течение всего срока действия кредитного договора, заключенного заемщиком в рамках Программы.
Размер реальной процентной ставки для заемщиков за пользование кредитом с учетом ее снижения за счет средств областного бюджета может быть изменен с учетом изменения социально-экономической ситуации в Курганской области или Российской Федерации.
В рамках реализации Программы Правительство Курганской области осуществляет:
- регулирование и организацию взаимодействия в пределах своих полномочий с участниками ипотечного рынка;
- привлечение средств инвесторов к рефинансированию системы ипотечного жилищного кредитования;
- совершенствование в пределах своих полномочий нормативно-правовой базы для функционирования системы ипотечного жилищного кредитования.
Основным исполнителем Программы является ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (по согласованию), которая:
- разрабатывает и принимает регламент предоставления ипотечных кредитов и выдачи займов через ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (далее - Правила), в соответствии с положениями настоящей Программы;
- проводит разъяснительную работу среди населения по системе ипотечного жилищного кредитования и осуществляет ее пропаганду;
- организует обучение кадров профессиональных участников ипотечного рынка;
- осуществляет подбор страховых компаний, оценочных и риэлторских агентств, кредитных организаций, заказчиков-застройщиков нового жилья, генподрядных организаций;
- ведет прием населения и оказывает услуги заемщикам по оформлению договоров долевого участия в строительстве жилья, договоров приобретения нового и вторичного жилья, кредитных договоров, договоров страхования и иных необходимых документов;
- оказывает содействие (по согласованию) застройщику в выборе и подготовке проекта индивидуального жилого дома, оформлении документов на земельный участок, оказывает помощь застройщику в обеспечении строительными материалами и сопутствующими товарами, в том числе по льготным ценам, а также в заключении и выполнении договоров с подрядными организациями;
- обеспечивает взаимодействие между всеми заемщиками и контролирует выполнение заключенных договоров ипотечного кредитования. Ипотечные кредиты выдаются кредитными организациями, которые отбираются на конкурсной основе ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" с учетом следующих факторов:
- преимущественно длительным сроком предоставления ипотечного кредита;
- преимущественно низкой процентной ставкой по ипотечному кредиту;
- избирательным подходом в организации кредитования с учетом платежеспособности заемщиков (социальных слоев населения).
4.2. Механизм ипотечного кредитования, с использованием средств областного
бюджета на снижение процентной ставки кредитных организаций,
индивидуального жилищного строительства
Ипотечные кредиты для строительства индивидуальных жилых домов предоставляются заемщикам, нуждающимся в жилых помещениях, в соответствии с настоящей Программой, под следующие процентные ставки:
Постановлением Правительства Курганской области от 11 марта 2008 г. N 92 абзац 2 подраздела 4.2. раздела IV настоящего приложения изложен в новой редакции
См. текст абзаца в предыдущей редакции
- 5% годовых для молодых семей, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, либо неполных семей, состоящих из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей;
- 6 % годовых для многодетных семей;
- 7 % годовых для работников бюджетных организаций;
- 7 % годовых для граждан, проживающих в сельских поселениях, находящихся на территории Курганской области, для приобретения жилья в сельских поселениях Курганской области.
Для граждан, не нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с настоящей Программой, ипотечные кредиты выдаются согласно условий# кредитных организаций, участвующих в реализации Программы.
Максимальный срок по ипотечным кредитам устанавливается согласно действующих условий# кредитных организаций, участвующих в реализации Программы.
Ипотечное кредитование индивидуального жилищного строительства предоставляется на возвратной, льготной основе с учетом программ застройки населенных пунктов области, с соблюдением требований действующего законодательства, положений настоящей Программы и основных принципов предоставления ипотечного кредита: целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности.
Преимущественным правом на получение кредита пользуются граждане, нуждающиеся в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством.
Для принятия решения о праве заемщика на получение ипотечного кредита на индивидуальное жилищное строительство учитываются:
а) возможность заемщика своевременно погасить полученный кредит (уровень платежеспособности - наличие подсобного хозяйства и дохода, достаточных для погашения кредита);
б) наличие у заемщика поручительств физических лиц, гарантирующих возврат кредита;
в) наличие согласованного архитектурно-строительного проекта жилого дома и наличие документов на выделение земельного участка под застройку. Вышеуказанные документы должны отвечать требованиям действующего законодательства.
Постановлением Правительства Курганской области от 14 февраля 2008 г. N 51 в абзац 14 подраздела 4.2. раздела IV настоящего приложения внесены изменения
Денежный взнос из собственных средств Заемщика или выполнение строительных работ должны составлять не менее 10 % от сметной стоимости строительства.
Выделение заемщику ипотечного кредита на строительство индивидуального жилого дома осуществляется поэтапно:
1) путем авансирования перечисляются денежные средства в размере пятидесяти процентов от суммы кредита;
2) оставшаяся сумма кредита перечисляется застройщику, после предъявления документов, подтверждающих целевое и полное использование аванса.
Срок завершения строительства жилого дома до 2,5 лет с момента получения ипотечного кредита.
Постановлением Правительства Курганской области от 15 октября 2008 г. N 457 подраздел 4.3 раздела IV настоящей Программы изложен в новой редакции
4.3. Механизм ипотечного кредитования при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах
4.3.1. Механизм ипотечного кредитования с использованием средств областного бюджета на снижение процентной ставки кредитных организаций для приобретения квартир в строящихся домах и квартир, принадлежащих застройщику на праве собственности во вновь введенных в эксплуатацию домах.
Ипотечные кредиты для приобретения квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах предоставляются Заемщикам, нуждающимся в жилых помещениях, в соответствии- с настоящей Программой, под следующие процентные ставки:
- 5% годовых для молодых семей, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, либо неполных семей, состоящих из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей;
- 6% годовых для многодетных семей;
- 7% годовых для работников бюджетных организаций;
- 7% годовых для граждан, проживающих в сельских поселениях, находящихся на территории Курганской области, для приобретения жилья в сельских поселениях Курганской области.
Процентные ставки, указанные в настоящем пункте Программы, устанавливаются для ипотечных кредитов, направленных для приобретения жилья в рамках следующих норм: 33 квадратных метра общей площади приобретаемого жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метра общей площади на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, - 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.
В случае, если Заемщику требуется приобретение жилья выше указанных норм, стоимость части общей площади приобретаемого жилья, превышающей данные нормы, оформляется в виде кредита согласно условиям кредитных организаций, участвующих в реализации Программы, или уплачивается заемщиком за счет собственных средств.
Максимальный срок по ипотечным кредитам устанавливается согласно действующим условиям кредитных организаций, участвующих в реализации Программы.
4.3.2. Механизм ипотечного кредитования без использования средств областного бюджета на снижение процентной ставки кредитных организаций для приобретения квартир в строящихся домах.
Ипотечные кредиты (займы) выдаются согласно условиям кредитных организаций, участвующих в реализации Программы, ипотечные кредиты (займы) могут выдаваться согласно Стандартам процедуры выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов) ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", город Москва.
Постановлением Правительства Курганской области от 15 октября 2008 г. N 457 подраздел 4.4 раздела IV настоящей Программы изложен в новой редакции
4.4. Механизм ипотечного кредитования при приобретении жилья на вторичном рынке
Ипотечные кредиты для приобретения жилья на вторичном рынке, за исключением жилья указанного в п. 4.3 Программы, для всех категорий граждан предоставляются согласно Стандартам процедуры выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов) ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", город Москва.
4.5. Механизм государственной поддержки (субсидирования) при ипотечном
кредитовании молодых семей
См. текст подраздела 4.5
"Схема взаимодействия Агентства и участников ипотечного рынка в Курганской области"
V. Основные этапы и сроки выполнения программы
Сроки реализации Программы 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г.:
I этап (совершенствование основной организационной структуры региональной системы ипотечного жилищного кредитования) - 2004 - 2005 годы.
В рамках I этапа происходит совершенствование нормативно-правовых актов организационно-экономических условий для развития в области первичного рынка ипотечных кредитов;
II этап (экстенсивный рост) - 2005 - 2006 годы: распространение системы ипотечного жилищного кредитования по всей территории области.
III этап (интенсивный рост) - 2006 - 2010 годы.
IV этап (устойчивое развитие) - с 2010 года.
На III, IV этапах происходит формирование эффективного рыночного механизма ипотечного кредитования, накопление массы выданных ипотечных кредитов, интеграция региональной системы ипотечного жилищного кредитования в общероссийскую через развитие вторичного рынка ипотечных ценных бумаг, рефинансирование ипотечных кредитов.
Постановлением Правительства Курганской области от 12 августа 2008 г. N 359 в раздел VI настоящей Программы внесены изменения
VI. Финансирование программы
Финансирование программы за счет средств областного бюджета за период 2004-2011 гг. составит - 700,93 млн. руб. (имеют характер прогноза, могут корректироваться исходя из возможностей областного бюджета на очередной финансовый год).
Органам местного самоуправления рекомендуется предусматривать в бюджетах муниципальных образований средства на внедрение ипотечного жилищного кредитования в районах (городах) области.VI. Финансирование программы
VII. Организация управления программой
Объектами управления в Программных мероприятиях являются:
1. Группы населения по отношению к обеспеченности жильем и уровню дохода:
- категория граждан, имеющих высокий доход и собственное жилье, которая не нуждается в больших суммах и длительных сроках кредита;
- категория граждан, имеющих средний доход, которая не нуждается в предоставлении субсидий на первоначальный взнос;
- категории малоимущих и социально незащищенных слоев населения (в том числе молодые семьи), которой требуется более длительный кредит по времени и по размеру денежной суммы, а также предоставление субсидий на первоначальный взнос.
2. Организации стройиндустрии, кредитные и страховые организации, независимые оценщики, риэлторы, являющиеся на конкурсной основе соисполнителями Программы.
Субъектами управления являются представители органов власти регионального уровней* в соответствии со своей компетенцией.
Управление Программой обеспечивается в соответствии с законодательством:
- проведением мероприятий по контролю за ходом ее реализации, эффективным и целевым использованием бюджетных средств;
- рассмотрение по итогам каждого года результатов реализации Программы на заседании Правительства области.
Информации о ходе реализации Программы по итогам каждого полугодия публикуется* в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
VIII. Социально-экономическая эффективность реализации программы
В целом реализация Программы в планируемых объемах позволит:
- обеспечить к 2010 году ежегодный ввод жилья не менее 55,0 тыс. кв. м.;
- создать более 500 новых рабочих мест;
- получить в виде налогов в бюджетную систему области более 150 млн. руб.;
- привлечь к 2010 году в экономику области более 600,0 млн. рублей средств населения и кредитных организаций;
- снизить социальную напряженность в области жилищной политики.
Руководитель Аппарата - |
В.М. Достовалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.