Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации Курганской области
от 20 февраля 1995 г. N 52
Положение
по установлению особого режима хозяйственной деятельности
на территориях Курганской области, подверженных наводнениям.
1. Общая часть.
1.1. Положение об установлении особого режима хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям (далее - "Положение", разработано в развитие программы "Защита от затопления и подтопления городов, населенных пунктов и ценных земель на территории Курганской области".
1.2. Цель установления особого режима хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям, состоит в защите населения от периодических затоплений и подтоплений территорий и другого отрицательного воздействия вод, связанного с наводнениями, и уменьшении причиняемого ими ущерба народному хозяйству, обеспечении комплексного использования и охраны природных ресурсов на этих землях, в предупреждении или полном устранении стихийно-разрушительных процессов, вызываемых наводнениями.
1.3. Особый режим хозяйственной деятельности распространяется на пойменные земли рек, прибрежные зоны водохранилищ и озер, расположенных в зонах распространения наводнения повторяемостью не реже одного раза в сто лет (на 1% обеспеченность паводка), а так же на территории, затапливаемой паводком, 0,5% обеспеченности, на основании специального обоснования.
1.4. Проектно-изыскательские работы по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях должны осуществляться предприятиями, организациями и физическими лицами, получившими согласование на проведение этого вида работ, выданными Курганским областным комитетом по водному хозяйству в соответствии с настоящим "Положением".
1.5. Государственный контроль за соблюдением режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях осуществляется городскими и районными администрациями на местах и областным комитетом по водному хозяйству.
2. Методические основы по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях.
2.1. Установление зон особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях осуществляется по степени риска наступления наводнений.
2.2. Расчетные параметры затопления пойм рек следует определять на основе инженерно-гидрологических расчетов с учетом классов защитных сооружений согласно СНиП 2.01.14-83 (Определение расчетных гидрологических характеристик) и СНиП 2.06.15-85 (Инженерная защита территорий от затопления и подтопления).
2.3. Исходными материалами по инженерным изысканиям должны служить фондовые материалы Федеральной службы по геодезии и картографии России, Росгидромета, материалы других организаций, а так же статистические материалы об ущербе от наводнения, данные экономических обследований.
2.4. При отсутствии фондовых материалов проводятся обследования по выявлению паводкоопасных зон, устанавливаются площади затопления стандартными методами.
2.5. Степень хозяйственной освоенности затапливаемых территорий в зонах различной обеспеченности паводка определяется с помощью государственных топографических карт и планов землепользований и уточняется специальными технико-экономическими изысканиями и обследованиями.
2.6. Ущерб от наводнения прогнозируется на базе статистических данных, а при их отсутствии: в жилом секторе - в зависимости от характера и капитальности зданий и сооружений, в сельском хозяйстве - от степени воздействия затоплений на сельхозпроизводство. Основой для определения экологического ущерба от наводнений должны стать специальные исследования по оценке воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
2.7. Границы затоплений по зонам наносятся на картографическую основу службами архитектуры, землеустройства или проектными организациями по заказам местных администраций и доводятся до сведения населения и органов местного самоуправления в установленном порядке, так же как и решение вопросов организации гражданской обороны по защите населения и объектов народного хозяйства в зонах возможного катастрофического затопления.
2.8. Страховая политика и прогнозируемый ущерб от наводнений определяется Положением о страховании рисков, связанных с наводнениями.
3. Классификация территорий по степени риска.
3.1. Территории, подверженные наводнениям по степени опасности для жизнеобеспечения населения, объектов строительства и производства, подразделяются на три зоны (А, Б, В), характеризующиеся максимально возможными глубинами затопления.
3.1.1. К зоне А относятся:
- зоны повышенной опасности при глубине затопления 1 метр и более;
- участки с особой опасностью возникновения эрозий, связанных с наводнением.
3.1.2. К зоне Б относятся:
- территории с неопределенной, но возможной умеренной опасностью наводнений (при поднятии уровня воды и затопления от 0,3 до 1 метра).
3.1.3. К зоне В относятся территории с минимальной опасностью затопления на глубину до 0,3 метра.
3.2. В пределах зон повышенной паводковой опасности для сельхозпроизводства следует выделить участки, характеризуемые длительностью затопления более 12 суток.
4. Основные требования к ограничению хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям.
4.1. В зонах, подверженных наводнениям, с повторяемостью паводка чаще одного раза в 100 лет, строительство и эксплуатация объектов хозяйства должны осуществляться в соответствии с настоящими требованиями по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях (приложение), в соответствии с зоной расположения объекта строительства по степени риска (пункт 3 "Положения") и на основании экономического обоснования необходимости строительства.
4.2. В зонах с повторяемостью наводнения реже одного раза в 100 лет строительство и эксплуатация любых объектов хозяйства в преобладающем большинстве случаев может осуществляться без ограничений, но в соответствии с технико-экономическим обоснованием. Исключение составляют территории возможного затопления, расположенные в нижнем бьефе водохранилища. В этом случае на участках возможного чрезвычайно опасного затопления при разрушениях напорного фронта гидроузлов при скорости потока более 2,5 м/с и глубине затопления свыше 4 м не допускается размещение новых и развитие существующих населенных пунктов и объектов, имеющих важное народохозяйственное и оборонное значение. На этих участках допускается только при соблюдении установленных природоохранных требований строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий и сооружений, необходимых для жизнеобеспечения проживающего на этих территориях населения. К остальным участкам с меньшей степенью опасности при возможном затоплении в нижнем бьефе водохранилищ распространяются требования к ограничению хозяйственной деятельности в соответствии с табл. 1 и рекомендациями к соблюдению регламента по ограничению хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям.
4.3. Регламент по сельхозиспользованию территорий, подверженных наводнениям, составляется районными администрациями дифференцировано в соответствии с особенностями земельного фонда.
4.4. Особый режим хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям, должен предусматривать подготовку и проведение экстренных мероприятий во время наводнений по эвакуации населения, ликвидации аварий и организации восстановительных работ. Их планирование должно предусматривать:
- организацию и совершенствование системы прогнозирования и оповещения о наводнениях;
- информирование населения о наводнениях и их угрозе через средства массовой информации, распространение специальных брошюр, информационных листков и карт паводкоопасных территорий;
- разработку планов эвакуации населения и материальных ценностей;
- обеспечение готовности к ликвидации аварий и проведение восстановительных работ, включая их материально-техническое обеспечение и проведение тренировочных занятий;
- контроль за соблюдение регламента эксплуатации противопаводковых сооружений;
- оперативное управление пропуском паводков.
5. Для используемых в хозяйственной деятельности участков в переделах зон повышенной паводковой опасности устанавливается следующий регламент:
5.1. Для участков, имеющих инженерную защиту от затопления паводком расчетной 1% обеспеченности:
- введение ограничения на создание рабочих мест;
- создание резервной системы жизнеобеспечения;
- разработка и реализация плана высвобождения (перепрофилирования) жилых помещений на первых этажах зданий;
- нормирование прироста стоимости зданий и сооружений;
- стимулирование мер по уменьшению доли собственности, находящейся в подвальных помещениях и на первых этажах зданий.
5.2. Для участков, которые необходимо защитить от затопления паводком расчетной 1% обеспеченности, подтвержденное технико-экономическим расчетам:
- в период строительства защитных сооружений стимулировать ограничение всех видов хозяйственной деятельности (кроме ремонтно-восстановительных и природоохранных мероприятий);
- после строительства защитных сооружений - переход к осуществлению мероприятий пункта 5.1.
6. Для участков, которые нецелесообразно защищать от затопления, должно предусматриваться стимулирование мероприятий, направленных на постепенное прекращение хозяйственной деятельности за счет:
- прекращения нового строительства;
- предоставления дотаций и льготных кредитов для переноса производства и переселения населения;
- постепенного ужесточения правил предоставления государственной помощи.
7. Для зон повышенной паводковой опасности предусматривать:
- необходимость получения разрешений на отдельные виды землепользования;
- организацию землепользования, обеспечивающую в случае наводнения максимальное снижение ущерба (выполнение рекомендаций по размещению сельхозкультур, внесению удобрений, использованию средств защиты растений, запрет на виды деятельности, усугубляющие последствия наводнений или приводящих к загрязнению водных объектов в паводки и т.д.);
- проведение инженерных мероприятий, уменьшающих потенциальный ущерб (закрепление отдельных сооружений, обустройство жилых помещений на отметках, превышающих расчетный уровень паводка 1% обеспеченности).
Управляющий делами |
Б.И. Рудаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.