Статья 2 в редакции от 8 февраля 1995 года.
Статья 2. Система нормативных актов
2.1. Устав области - это Основной Закон области, определяющий систему органов государственной власти и управления области, систему органов местного самоуправления, устанавливающий принципы организации представительной и исполнительной властей. Устав области принимается Курганской областной Думой и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам области и является правовой базой для принятия юридических актов областной Думой и иными нормотворческими органами на территории области.
2.2. Закон области - это совокупность правовых норм, регулирующих в пределах компетенции Курганской области определенную сферу общественных отношений, устанавливающих права и обязанности конкретных субъектов этих правоотношений, способы их реализации и определенные юридические последствия.
2.3. Закон области, принимаемый областной Думы, является источником для нормотворчества и деятельности иных органов на территории области.
2.4. Правовые акты, принятые по вопросам полномочий области в результате областного референдума, обладают высшей юридической силой по сравнению с иными актами области.
2.5. Решение - это нормативно-правовой акт, содержащий нормы права, принятые областной Думой, определяющий порядок принятия и введения в действие законов области и иных нормативно-правовых актов, а так же регулирующий внутреннюю деятельность областной Думы.
2.6. Указ - это подзаконный нормативно-правовой акт Главы (Губернатора) области в пределах его компетенции во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства, Устава области, законов области. Указ может устанавливать определенные правовые нормы и правила. Указ может быть применяющим норму права к конкретному случаю.
2.7. Постановление - подзаконный нормативный акт, принимаемый администрацией (Правительством) области во исполнение Указов Президента, постановлений Правительства, Устава и законов области, Указов Главы (Губернатора) области.
2.8. Распоряжение - нормативно-правовой акт, принимаемый Главой (Губернатором) области, председателем областной Думы, Руководителем (Председателем) администрации (Правительства) области, носящий индивидуальный характер.*
Глава II. Законодательная инициатива, проекты нормативных актов,
порядок их внесения в областную Думу.
Статья 3 в редакции от 8 февраля 1995 года.
Статья 3. Законодательная инициатива
3.1. Законодательная инициатива - это право внесения законодательного предложения на рассмотрение областной Думы.
3.2. Правом законодательной инициативы в Курганской области обладают:
3.2.1. Глава (Губернатор) области;
3.2.2. Депутаты, депутатские фракции и группы, постоянные комиссии Курганской областной Думы;
3.2.3. Руководитель (Председатель) администрации (Правительства) Курганской области;
3.2.4. Органы государственной власти районов, городов Кургана и Шадринска;
3.2.5. Органы местного самоуправления;
3.3. Законодательная инициатива может сопровождаться проектом нормативного (правового) акта - законопроектом.
3.4. Законодательная инициатива осуществляется в форме письменного обращения, в котором излагается необходимость принятия нормативного (правового) акта, внесения дополнений или изменений в действующий нормативный акт либо необходимость отмены его полностью или в части.
3.5. Граждане, общественные объединения, организации, предприятия и учреждения реализуют свое право участия в управлении государственными делами через органы и лиц, обладающих законодательной инициативой, либо путем внесения в Думу законодательного предложения.
3.6. Законодательное предложение может быть основой для законодательной инициативы или разработки проекта правового акта.
Статья 4. Решение Думы по обращению с законодательной инициативой
4.1. Законодательная инициатива подлежит обязательному рассмотрению на заседании областной Думы;
4.2. После рассмотрения обращения по законодательной инициативе областная Дума принимает одно из следующих решений:
4.2.1. Принять законодательную инициативу и включить ее в план законотворческих работ областной Думы;
4.2.2. Отклонить законодательную инициативу и возвратить ее автору с указанием мотивов отказа;
4.2.3. Направить законодательную инициативу на дополнительное исследование либо на экспертизу.
4.3. Законодательная инициатива, не отвечающая требованиям настоящего Закона, к рассмотрению областной Думой не принимается.
Статья 5 в редакции от 8 февраля 1995 года.
Статья 5. План подготовки нормативно-правовых актов
5.1. План подготовки нормативно-правовых актов областной Думы разрабатывается постоянной комиссией по вопросам нормотворческой деятельности с участием других постоянных комиссий, администрации (Правительства) области, государственных и общественных организаций, ученых, специалистов и других заинтересованных лиц.
5.2. План подготовки нормативно-правовых актов областной Думы согласовывается с Главой (Губернатором) области и принимается на заседании областной Думы.
5.3. План подготовки нормативно-правовых актов администрации (Правительства) области согласовывается с Главой (Губернатором) области, утверждается Руководителем (Председателем) администрации (Правительства) области.
Статья 5 в редакции от 8 февраля 1995 года.
Статья 6. Стадии реализации законодательной инициативы, законодательного предложения
6.1. Законопроекты, подготовленные в соответствии с планом законодательной деятельности Думы либо в связи с законодательной инициативой, проходят следующие стадии:
6.1.1. Разработка текстов законопроектов либо предварительная оценка поступающих текстов законопроектов рабочим органом Думы;
6.1.2. Обсуждение законопроекта постоянными комиссиями Думы;
6.1.3. Согласование с органами и лицами, предусмотренное Регламентом областной Думы;
6.1.4. Получение заключения Главы (Губернатора) области по законопроектам;
6.1.5. Получение заключения администрации (Правительства) области по законопроектам, если вопросы, отраженные в них, входят в компетенцию администрации (Правительства) области;
6.1.6. При необходимости - направление законопроектов на независимую экспертизу.
Статья 7. Подготовка проектов нормативно-правовых актов на договорной основе
7.1. Законотворческий орган области может поручить или заказать на договорной основе подготовку первоначального проекта нормативно-правового акта государственным органам, научным учреждениям, общественным организациям, отдельным авторским коллективам специалистов и ученых или одному автору.
7.2. Подготовка нормативно-правовых актов области может осуществляться на альтернативной и конкурсной основе.
7.3. Договоры на подготовку проектов нормативно-правовых актов заключаются от имени областной Думы ее Председателем или заместителем Председателя во время его отсутствия.
7.4. Договоры на подготовку проектов нормативно-правовых актов заключаются Руководителем (Председателем) администрации (Правительства) области от своего имени.
Статья 8. Участие в подготовке нормативно-правовых актов органов администрации области и органов местного самоуправления
8.1. В подготовке проектов нормативно-правовых актов в областной Думе по отдельным отраслям экономики, социальной политике, другим сферам управления имеют право участвовать органы администрации области, отвечающие за развитие этих сфер и отраслей.
8.2. В подготовке проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы конкретных населенных пунктов, могут участвовать органы местного самоуправления.
Статья 9. Представление проекта нормативно-правового акта для рассмотрения его на заседании областной Думы
9.1. Подготовленный проект вносится в областную Думу, как правило, за 30 дней. Ответственная за подготовку проекта постоянная комиссия дает заключение по проекту, в котором обосновывается необходимость его принятия, дается краткая характеристика, перечень органов, с которыми он согласован, указываются разработчики проекта. За 10 дней до начала заседания, на котором он будет рассматриваться, проект направляется для ознакомления депутатам, не принимавшим участия в его разработке, и другим заинтересованным лицам.
Статья 10. Альтернативный проект закона
10.1. Альтернативным признается такой проект закона, который отличается от основного проекта своей концепцией, то есть одну и ту же задачу решает иными правовыми способами или средствами, либо установлением иных правовых предписаний субъектам соответствующих правоотношений.
10.2. Альтернативный проект закона должен отвечать всем требованиям настоящего закона и вноситься на рассмотрение в областную Думу в том же порядке, как и основные проекты.
Статья 11. Требования к форме и содержанию областного закона и иного нормативно-правового акта
11.1. Каждый областной закон и иной нормативно-правовой акт должны иметь свое название, в котором отражается их смысл. В преамбуле определяются задачи, стоящие перед ними, и способы их разрешения.
11.2. Текст разбивается на главы, имеющие свое наименование и определяющие его структуру. В главах отражается концепция его, определяются этапы и направления в решении поставленных задач.
11.3. Главы проекта состоят из статей, которые имеют порядковый номер и свое название.
11.4. Статьи содержат в себе конкретные правила поведения, последствия их несоблюдения, права и обязанности субъектов правоотношений.
11.5. Статья состоит из частей, абзацев или пунктов, которые имеют конкретное правовое предписание и представляют собою законченную мысль и часть абзаца и пункты нумеруются.*
11.6. Текст каждой статьи должен быть логичным, язык - точным, кратким и ясным для всеобщего понимания, исключающим двойное толкование статьи.
11.7. В случае применения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов в акте дается их толкование.
11.8. В нормативно-правовом акте области или в акте о его введении в действие указываются правовые средства его реализации, источники финансирования, меры стимулирования, поощрения, контроля, порядок разрешения споров и др.
11.9. Вносимый на рассмотрение областной Думы проект областного закона либо проект решения по своей форме и содержанию должен отвечать требованиям настоящего закона и Регламента Думы.
11.10. В верхней части титульного листа этих документов помещается слово "Проект" и указывается, кто и когда вносит документ на заседание Думы.
Статья 12. Реестр разработчиков проектов нормативно-правовых актов области
12.1. Согласно Положению о Реестре, областная Дума обязана вести Реестр разработчиков проектов нормативно-правовых актов области.
Статья 13. Поправки к проекту нормативно-правового акта
13.1. Поправка - это письменное дополнение, изменение либо исключение полностью или частично текста статьи проекта нормативно-правового акта, уже прошедшего стадию подготовки его рабочей группой, либо рассмотрение в постоянной комиссии, либо первое чтение на заседании Думы.
13.2. Поправки вносятся только лицом, обладающим правом законодательной инициативы.
13.3. Поправки подлежат регистрации в аппарате Думы и обязательному рассмотрению рабочей группой, разрабатывающей проект нормативно-правового акта.
13.4. Поправки, не включенные в текст проекта нормативно-правового акта и не отозванные их автором, рассматриваются на заседании областной Думы наряду с проектом этого акта.
13.5. Устные поправки к рассмотрению не принимаются.
Статья 14 в редакции от 8 февраля 1995 года.
Статья 14. Научная экспертиза проекта нормативно-правового акта
14.1. Подготовленный проект нормативно-правового акта области и поступившие предложения, замечания по нему могут быть направлены на научную экспертизу (правовую, экономическую, финансовую, экологическую и др.).
14.2. Предложения о направлении на экспертизу нормативно-правового акта, внесенные одной из постоянных комиссий или по инициативе не менее одной пятой депутатов областной Думы, Главой (Губернатором) области или органами государственной власти являются обязательными.
Статья 15. Объекты научной экспертизы в правотворческой деятельности
15.1. Научная экспертиза в законотворчестве осуществляется научными учреждениями, экспертами или группами экспертов из числа ученых и специалистов, не принимавших ранее участия в подготовке соответствующего проекта.
15.2. В оценке нормативно-правового акта эксперты независимы и не связаны позицией органа, по поручению которого производится экспертиза.
15.3. Организация и лица, участвующие в проведении экспертизы, вправе:
15.3.1. Истребовать от нормотворческого органа или иных органов и организаций материалы и документы, связанные с подготовкой проекта нормативно-правового акта;
15.3.2. Участвовать с правом совещательного голоса при обсуждении и принятии соответствующего проекта нормативно-правового акта.
15.4. В качестве экспертов не могут выступать субъекты законодательной инициативы в областную Думу.
15.5. Заключение эксперта (группы экспертов) дается в письменной форме, подписывается экспертом (группой экспертов) и представляется в нормотворческий орган в двух экземплярах.
15.6. Заключение эксперта (группы экспертов) по проекту нормативного акта подлежит обязательному рассмотрению при обсуждении последнего на заседании Думы.
Глава III. Рассмотрение проекта нормативно-правового акта
и его принятие
Статья 14 в редакции от 8 февраля 1995 года.
Статья 16. Рассмотрение и принятие нормативно-правовых актов Главы (Губернатора) области и администрации (Правительства) области
16.1. Рассмотрение и принятие нормативно-правовых актов Главы (Губернатора) области и администрации (Правительства) области осуществляется на основании закона Курганской области, определяющего порядок деятельности администрации (Правительства) области, и инструкциями.
Статья 17. Рассмотрение проекта нормативно-правового акта на заседании областной Думы
17.1. Обсуждение проекта нормативно-правового акта осуществляется в соответствии с Регламентом областной Думы.
17.2. Рассмотрение проекта нормативно-правового акта на заседании областной Думы начинается с доклада председателя постоянной комиссии, отвечающей за подготовку проекта, о необходимости принятия нормативно-правового акта, его концепции и особенностях, о заключениях, поступивших по данному проекту.
17.3. Обсуждением (прениями) по проекту нормативно-правового акта предполагается выяснение мнения всех заинтересованных компетентных лиц, принимающих участие в заседании областной Думы.
17.4. Проекты областных законов и иных нормативно-правовых актов принимаются Думой в целом после обсуждения либо рассматриваются поэтапно - чтениями.
17.5. Высказанные замечания и предложения по проекту нормативно-правового акта, за которые проголосовало большинство депутатов, присутствующих на заседании областной Думы, вносятся в текст проекта в качестве поправок.
17.6. После окончания обсуждения проекта нормативно-правового акта докладчик может выступить с заключительным словом.
Статья 18 в редакции от 8 февраля 1995 года.
Статья 18. Принятие решения по проекту нормативно-правового акта
18.1. По итогам обсуждения нормативно-правового акта областной Думы может быть принято одно из следующих решений:
18.2. О принятии нормативно-правового акта и направлении его на подписание Главе (Губернатору) области и дальнейшего его опубликования;
18.3. О доработке проекта и внесении его на рассмотрение одного из следующих (очередного или внеочередного) заседаний Думы;
18.4. Об опубликовании проекта нормативно-правового акта в печати в целях его обсуждения жителями области и вынесении его на одно из следующих заседаний Думы с учетом поступивших замечаний и предложений;
18.5. О принятии законопроекта в первом чтении и вынесения его с учетом внесения в текст проекта высказанных замечаний и предложений на следующее заседание областной Думы для окончательного принятия.
Статья 19 в редакции от 8 февраля 1995 года.
Статья 19. Подписание нормативно-правового акта областной Думы
19.1. Законы Курганской области и иные нормативно-правовые акты передаются на подпись Главе (Губернатору) Курганской области.
19.2. Глава (Губернатор) области подписывает закон или иной нормативно-правовой акт в десятидневный срок со дня его представления и публикует его в печатном органе, соучредителями или учредителями которого являются областная Дума и администрация (Правительство) области.
19.3. Правовые акты, принятые областной Думой, могут быть возвращены до истечения десятидневного срока, установленного для их подписания, Главой (Губернатором) области для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении правовой акт будет принят не менее чем двумя третями от общего состава депутатов Думы, то Глава (Губернатор) области обязан подписать его в трехдневный срок после его повторного принятия Думой и опубликовать в печати либо опротестовать.
19.4. В случае принятия правового акта после повторного рассмотрения в иной редакции, он направляется Главе (Губернатору) области как принятый вновь.
19.5. Глава (Губернатор) области вправе опротестовать правовой акт, принятый областной Думой, после повторного рассмотрения, если таковой противоречит действующему законодательству либо недостаточно обеспечен финансами и материальными ресурсами. Действие опротестованного правового акта приостанавливается с момента его опротестования. В случае отклонения Думой протеста не менее чем двумя третями голосов от общего состава депутатов Думы правовой акт подписывается Главой (Губернатором) области и вступает в силу в установленный срок.
19.6. Если правовой акт опротестован в связи с его несоответствием с действующим законодательством, Глава (Губернатор) области после отклонения Думой протеста вправе обжаловать его в областной суд. До решения суда действие правового акта приостанавливается.
19.7. Если в течение месяца после возвращения на повторное рассмотрение правовой акт не будет рассмотрен областной Думой, то Глава (Губернатор) области имеет право правовой акт со своими поправками подписать и опубликовать в печати.
19.8. Если правовой акт, принятый областной Думой в течение установленного срока не подписывается Главой (Губернатором) области и не возвращается Думе на повторное рассмотрение, то правовой акт считается принятым, подписывается Председателем областной Думы и с момента опубликования в печати вступает в силу.
19.9. Распоряжение областной Думы подписывается Председателем областной Думы.
19.10. Указы и распоряжения Главы (Губернатора) области подписываются Главой (Губернатором) области.
19.11. Постановления и распоряжения администрации (Правительства) области подписываются Руководителем (Председателем) администрации, а в случае его отсутствия первым заместителем.*
Глава IV. Опубликование, вступление в силу
и прекращение действия правовых актов
Статья 20 в редакции от 8 февраля 1995 года.
Статья 20. Опубликование нормативных актов
20.1. Законы и иные нормативные акты областной Думы и Указы Главы (Губернатора) области, а так же постановления администрации (Правительства) области, обязательные для всего населения области, подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации, указанных в нормативно-правовом акте.
20.2. Официальным признается опубликование нормативных актов в газете, соучредителем которой являются органы государственной власти области.
20.3. Не считается официальным опубликование нормативных актов в иных средствах массовой информации Курганской области либо опубликование нормативного акта не полностью или в изложении.
20.4. Неопубликованные нормативные акты юридической силы не имеют и не могут применяться на территории Курганской области.
20.5. Рассылка нормативных актов исполнителям производится лицом, подписавшим данный нормативный акт.
20.6. Распоряжения областной Думы, распоряжения Главы (Губернатора), и Руководителя (Председателя) администрации (Правительства), регулирующие внутреннюю деятельность, могут не публиковаться.
Статья 21 в редакции от 8 февраля 1995 года.
Статья 21. Вступление нормативных актов э в силу
21.1. Указы Главы (Губернатора) области, затрагивающие право и обязанности граждан, вступают в силу после их опубликования, если иное не оговорено в Указе.
21.2. Законы, нормативно-правовые акты областной Думы вступают в силу после опубликования их полного текста, если иное не оговорено в законе, нормативно-правовом акте.
21.3. Нормативно-правовые акты Руководителя (Председателя) администрации (Правительства) области, затрагивающие права и обязанности граждан, вступают в силу на следующий день после их официального опубликования, если в самом акте не предусмотрен иной срок.
Статья 22. Обратная сила нормативно-правового акта области
22.1. Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы.
22.2. Придание обратной силы нормативно-правовому акту области допускается, если это улучшает положение заинтересованных лиц.
Статья 23. Срок действия нормативного акта
23.1. Нормативный акт Курганской области действует бессрочно, если срок его действия не указан в самом акте.
23.2. Нормативные акты, влияющие на состояние бюджета, действуют до принятия бюджета на следующий год.
23.3. Нормативный акт Курганской области прекращает свое действие в случаях:
23.3.1. Истечения срока действия (срочный нормативный акт);
23.3.2. Принятия нового нормативного акта, отменяющего действующий нормативный акт;
23.3.3. Признания областной Думой нормативного акта утратившим силу;
23.3.4. Отмены нормативного акта в соответствии с действующим законодательством;
23.3.5. Принятия Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, которому противоречат нормативные акты Курганской области.
Глава V. Толкование нормативно-правовых актов,
учет и систематизация
Статья 24 в редакции от 8 февраля 1995 года.
Статья 24. Толкование нормативного акта
24.1. Толкование нормативного акта - это официальное разъяснение всего текста нормативного акта либо отдельных его частей, вызывающих наибольшие трудности в его понимании и применении. Официальное толкование законов Курганской области принадлежит только Курганской областной Думе.
24.2. Толкование Указов Главы (Губернатора) области дается Главой (Губернатором) области самостоятельно.
24.3. Толкование постановлений администрации (Правительства) даются* Руководителем (Председателем) администрации (Правительства) самостоятельно.
24.4. Толкование осуществляется по инициативе правоприменительного органа.
Статья 25 в редакции от 8 февраля 1995 года.
Статья 25. Представление о необходимости официального толкования нормативно-правового акта области
25.1. С представлением о необходимости толкования соответствующего нормативно-правового акта области в нормотворческий орган области могут обратиться: прокурор области, председатель областного суда, председатель арбитражного суда, постоянные комиссии областной Думы, Глава (Губернатор) области, Руководитель (Председатель) администрации (Правительства) области, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации.
25.2. Представление о необходимости официального толкования нормативно-правового акта области рассматривается нормотворческим органом в двухнедельный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.