Глава II. Председатель областной Думы.
Заместитель председателя областной Думы.
Статья 4. Порядок выборов Председателя областной Думы.
4.1. Председатель областной Думы избирается из числа депутатов областной Думы тайным голосованием на срок полномочий областной Думы и исполняет свои обязанности до первого пленарного заседания областной Думы нового созыва.
Председатель областной Думы подотчетен областной Думе.
4.2. Предложения по кандидатурам на должность председателя областной Думы вносятся организационным комитетом по подготовке первого пленарного заседания вновь избранной областной Думы с учетом предложений депутатов, а в течение созыва могут предлагаться депутатами областной Думы путем тайного выдвижения.
После принятия самоотводов областная Дума утверждает список кандидатур для тайного голосования.
4.3. По всем кандидатурам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на пленарном заседании областной Думы и отвечают на вопросы депутатов.
4.4. Каждый депутат областной Думы имеет право задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение, агитировать "за" и "против" каждой выдвинутой кандидатуры.
4.5. Обсуждение кандидатур прекращается по решению Думы, принятому простым большинством голосов присутствующих на пленарном заседании депутатов Думы.
4.6. Кандидат считается избранным председателем областной Думы, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от числа депутатов, избранных в областную Думу.
4.7. В случае, если на должность Председателя областной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
4.8. Избранным на должность председателя областной Думы по итогам повторного голосования считается кандидат, который получил наибольшее число голосов, но не менее половины голосов от числа избранных депутатов областной Думы.
4.8.1. если во втором туре голосования Председатель областной Думы не будет избран, то процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур.
4.8.2. результаты голосования оформляются решением областной Думы об избрании Председателя областной Думы.
Статья 5. Порядок выборов заместителя Председателя областной Думы.
5.1. Заместитель Председателя областной Думы избирается из числа депутатов областной Думы тайным голосованием на срок полномочий областной Думы.
5.2. Кандидатура на должность заместителя Председателя областной Думы предлагается Председателем областной Думы.
5.3. По предложенной кандидатуре на должность заместителя Председателя областной Думы проводится обсуждение и голосование в порядке, предусмотренном пунктами четвертым и пятым статьи 4 настоящего Регламента.
5.4. Если заместитель Председателя областной Думы не был избран, то проводятся повторные выборы. Голосование по одной и той же кандидатуре проводится не более двух раз.
5.5. Результаты голосования оформляются решением областной Думы об избрании заместителя Председателя областной Думы.
Статья 6. Полномочия Председателя областной Думы.
6.1. Председатель областной Думы выполняет свои обязанности в соответствии с полномочиями Председателя областной Думы, предоставленными статьей 20.5 Закона Курганской области "О Курганской областной Думе".
6.2 Председатель областной Думы один раз в полугодие информирует депутатов областной Думы о принятых распоряжениях, других документах ненормативного характера, об осуществлении своих полномочий как председателя областной Думы.
6.3. Областная Дума вправе отменить распоряжение Председателя областной Думы, противоречащее действующему законодательству и настоящему Регламенту.
6.4. В случае отсутствия председателя или заместителя председателя обязанности председателя исполняет один из председателей комитетов по распоряжению последнего.
Статья 7. Полномочия заместителя Председателя областной Думы.
7.1. Заместитель председателя областной Думы выполняет свои функции по поручению Председателя областной Думы в соответствии с распределением обязанностей между Председателем областной Думы и заместителем. Распределение обязанностей утверждается распоряжением Председателя областной Думы и доводится до сведения депутатов областной Думы.
7.2. Заместитель Председателя областной Думы замещает Председателя в период его отсутствия, выполняет другие полномочия согласно настоящему Регламенту и распределению обязанностей между Председателем областной Думы и заместителем.
7.3. Заместитель председателя областной Думы один раз в полугодие информирует депутатов областной Думы об осуществлении предоставленных ему полномочий.
Статья 8. Освобождение Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы от занимаемой должности.
8.1. Председатель областной Думы, заместитель Председателя областной Думы может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с решением областной Думы, принимаемым на заседании двумя третями голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
8.2. Вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы рассматривается областной Думой при поступлении личного заявления Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы, а также по требованию комитета или комиссии областной Думы, или по предложению группы депутатов численностью не менее одной пятой от числа избранных депутатов областной Думы.
8.3. Вопрос об освобождении от занимаемой должности заместителя Председателя областной Думы рассматривается также по требованию Председателя областной Думы.
8.4. Основаниями для инициирования вопроса об освобождении Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы могут быть:
8.4.1. превышение полномочий, предусмотренных статьями 6 и 7 Регламента областной Думы;
8.4.2. использование служебного положения в личных целях, установленное соответствующими органами.
8.5. Вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы включается в повестку дня заседания, ближайшего после поступления соответствующего предложения, заявления или требования, без голосования и обсуждения.
8.6. При рассмотрении вопроса об освобождении от занимаемой должности Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы ему должно быть предоставлено слово для выступления.
8.7. Если заявление Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы об освобождении от занимаемой должности не будет удовлетворено областной Думой, то лицо, подавшее такое заявление, вправе прекратить исполнение соответствующих должностных обязанностей в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.
8.8. Выборы нового Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы проводятся не позднее месяца с момента сложения полномочий Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы.
Глава III. Органы областной Думы.
Статья 9. Комитеты, комиссии областной Думы.
9.1. Областная Дума избирает из числа депутатов комитеты и комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению областной Думы, а также для содействия проведения в жизнь правовых (законодательных) актов и иных решений областной Думы, осуществления в пределах полномочий контрольной деятельности.
Комитеты и комиссии областной Думы образуются на первом пленарном заседании вновь избранной Думы на срок ее полномочий
9.2. Количественный и персональный состав комитета, комиссии устанавливается и принимается решением областной Думы большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
9.3. Комитеты и комиссии областной Думы являются постоянно действующими органами областной Думы и подотчетны ей.
9.4. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов, комиссий определяются областной Думой в принимаемом ею Положении о комитетах, комиссиях и настоящим Регламентом.
9.5. Комитеты и комиссии избираются в составе председателя, заместителя председателя и членов комитета, комиссии.
9.6. В течение срока полномочий областная Дума вправе расформировывать ранее созданные и образовывать новые комитеты, комиссии, вносить изменения их составов, изменять их наименование.
9.7. Численный состав каждого комитета, комиссии устанавливается областной Думой, но не может быть менее 3 депутатов.
9.8. Все депутаты областной Думы входят в состав комитетов, за исключением председателя областной Думы и его заместителя. При этом депутат может быть членом не более чем в двух комитетах и одной комиссии и занимать руководящие должности не более чем в одном комитете или комиссии (за исключением мандатной).
9.9. Первое заседание комитета, комиссии ведет старейший по возрасту член комитета, комиссии.
Пункт 9.10 в редакции постановления Курганской областной Думы от 14 ноября 2000 года N 3176.
9.10. Комитеты и комиссии предлагают из своего состава председателя. Председатель комитета, комиссии избирается открытым голосованием на первом заседании комитета, комиссии большинством голосов от числа членов комитета, комиссии. Председатель комитета, комиссии утверждается решением областной Думы, принимаемым большинством голосов от числа присутствующих депутатов областной Думы.
9.11. Предложение по кандидатуре председателя вправе внести любой депутат.
9.12. Если в ходе голосования ни один из кандидатов на должность председателя комитета, комиссии не наберет необходимого количества голосов, выдвигается иная кандидатура, либо после дополнительной аргументации и обсуждения повторно обсуждается ранее отклоненная кандидатура с последующим голосованием.
9.13. В случае повторного неизбрания на должность председателя комитета или комиссии или неутверждения кандидатура этого депутата более не рассматривается.
9.14. Заместитель председателя комитета или комиссии избирается аналогичным образом.
9.15. Комитет, комиссия вправе освободить председателя, заместителя председателя комитета или комиссии от исполнения их обязанностей. Решение комитета или комиссии от освобождении председателя комитета или комиссии принимается большинством голосов от числа членов комитета, комиссии и утверждается областной Думой большинством голосов от числа присутствующих депутатов областной Думы.
Пункт 9.16 исключен постановлением Курганской областной Думы от 14 ноября 2000 года N 3176.
9.16. Областная Дума образует комитеты: по законодательству и государственному строительству; комитет по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды; комитет по социальной политике; комитет по региональной политике и местному самоуправлению; комитет по экономической политике, комитет по бюджету, финансам и налогам; мандатную комиссию, а также другие комитеты и комиссии по вопросам, находящимся в ведении областной Думы.
9.17. Заседания комитетов и комиссий проводятся не реже одного раза в месяц.
9.18. Председатель комитета, комиссии созывает и отменяет заседание по своей инициативе, по предложению не менее одной трети членов комитета или комиссии.
9.19. О созыве заседания комитета, комиссии председатель комитета или комиссии уведомляет не менее, чем за двое суток членов комитета, комиссии, соответствующие комитеты и комиссии областной Думы.
9.20. Председатель комитета, комиссии согласовывает время и место проведения заседания комитета, комиссий с заместителем Председателя областной Думы. Заместитель председателя областной Думы координирует деятельность комитетов и комиссий.
9.21. Заседание комитета, комиссии открывает, ведет и закрывает председатель или заместитель либо один членов комитета, комиссии по решению комитета, комиссии.
Пункт 9.22 в редакции решения Курганской областной Думы от 28 апреля 1999 года N 1712.
9.22. Заседание комитета, комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от числа членов комитета, комиссии
9.23. Решения комитета, комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комитета, комиссии, если иной порядок не предусмотрен настоящим Регламентом. Решения, принимаемые комитетом или комиссией областной Думы, носят рекомендательный характер. Протоколы заседания комитета, комиссии подписывает председательствующий.
9.24. Комитет, комиссия осуществляет свою деятельность на принципах свободы обсуждения и гласности. На заседаниях комитета, комиссии вправе присутствовать представители администрации области, а также с согласия председателя комитета или комиссии представители иных заинтересованных государственных и общественных органов и организаций, а также граждане.
9.25. Комитет, комиссия вправе проводить закрытые заседания.
9.26. Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комитет, комиссия может создавать рабочие группы с привлечением депутатов областной Думы, представителей государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, а также специалистов и ученых.
9.27. Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работе специалистов различного профиля в качестве экспертов, а также назначать независимую экспертизу законопроекта. Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания.
9.28. Комитеты, комиссии областной Думы вправе запрашивать у государственных, общественных и иных органов и организаций и их должностных лиц материалы и документы, необходимые для их деятельности.
9.29. Председатель комитета не реже одного раза в полугодии информирует областную Думу о работе комитета.
Статья 10. Временные комиссии и другие органы областной Думы.
10.1. Областная Дума в случае необходимости может создавать временные комиссии или рабочие группы, деятельность которых ограничивается определенным сроком и конкретной задачей. Задачи комиссии, группы, срок их деятельности, полномочия и персональный состав, председатель (руководитель) определяются решением областной Думы.
10.2. Временные комиссии, рабочие группы областной Думы образуются из числа депутатов в составе: председателя (руководителя), секретаря и членов комиссии (группы). Временные комиссии, рабочие группы могут привлекать к своей работе ученых, специалистов, не являющихся депутатами областной Думы.
10.3. По результатам деятельности временная комиссия, рабочая группа предоставляет областной Думе доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана. По докладу временной комиссии, рабочей группы может быть принято решение.
10.4. В составе областной Думы из числа депутатов могут создаваться другие временные органы областной Думы.
10.5. Временные органы областной Думы могут создаваться по инициативе Председателя областной Думы, его заместителя, комитетов, комиссий, депутатских групп, фракций, блоков и депутатов.
10.6. Состав, срок действия и полномочия временных органов областной Думы определяются областной Думой. При необходимости, в этих целях областная Дума принимает решение открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании Думы.
Статья 11. Депутатские объединения: фракции, блоки фракций, депутатские группы.
11.1. Депутаты областной Думы вправе объединяться в депутатские группы и фракции и блоки фракций.
11.2. Фракция - объединение депутатов областной Думы, представляющее интересы политической партии, общественно - политического движения или объединения, зарегистрированных в установленном законодательством порядке.
Депутатская группа - добровольное временное или постоянное объединение депутатов областной Думы, созданное по территориальному, профессиональному или иному принципу для решения региональных экономических, социальных и иных задач.
11.3 Депутат областной Думы не может входить более чем в одну фракцию.
Депутат областной Думы может входить в несколько депутатских групп.
Фракции могут объединяться в блоки, которые пользуются правами фракций.
Фракции и группы вправе выдвигать своих представителей в любой орган, создаваемый областной Думой.
Фракции и группы вправе самостоятельно готовить вопросы для рассмотрения на пленарных заседаниях Думы, заседаниях комитетов, комиссий и других органов Думы, вносить альтернативные проекты решений, распространять их среди депутатов и в средствах массовой информации.
11.4. Состав и срок действия фракций и депутатских групп определяется самими депутатами.
Численный состав фракций или депутатской группы не может быть менее 5 депутатов.
11.5. О своем создании фракция или депутатская группа письменно уведомляет областную Думу через ее председателя. При этом сообщается состав, цели и задачи фракции, блока фракций или депутатской группы, а также о лицах, которые уполномочены выступать от имени фракций, блока фракций или депутатской группы. Уведомление подписывается всеми депутатами, объединившимися во фракцию, блок фракций или группу.
11.6. При самороспуске фракция, блок фракций или депутатская группа письменно уведомляет об этом областную Думу.
Глава IV. Общий порядок работы областной Думы.
Статья 12. Начало и порядок работы областной Думы.
12.1. Областная Дума созывается на первое заседание Председателем законодательного органа государственной власти области предыдущего созыва не позднее, чем через три недели после избрания. Глава администрации (Губернатор) области может созвать первое заседание областной Думы ранее этого срока.
12.2. Первое заседание областной Думы открывает старейший по возрасту депутат и ведет его до избрания Председателя областной Думы.
12.3. На первом заседании областной Думы после официального сообщения председателем избирательной комиссией Курганской области результатов выборов, последний сообщает фамилии избранных депутатов областной Думы.
12.4. До избрания установленного числа депутатов областной Думы заседания областной Думы правомочны, если в ее работе принимает участие не менее 2/3 от избранного состава депутатов.
Из пункта 12.5 постановлением Курганской областной Думы от 14 ноября 2000 года N 3176 исключены слова "его заместителя,".
12.5. На первом заседании областной Думы, мандатная комиссия подтверждает полномочия депутатов, депутаты проводят выборы председателя областной Думы, его заместителя, председателей комитетов, в порядке предусмотренном настоящим Регламентом.
12.6. Продолжительность и порядок проведения заседаний областной Думы определяются настоящим Регламентом и решениями областной Думы.
12.7. Областная Дума, приступив к осуществлению своих полномочий, в месячный срок принимает решение о структуре областной Думы и ее аппарата.
12.8. Работа областной Думы осуществляется по плану, утвержденному областной Думой.
12.9. Проект плана работы областной Думы формируется заместителем председателя областной Думы на основе предложений председателя областной Думы, комитетов и комиссий областной Думы, депутатов областной Думы, Главы администрации (Губернатора) области и решений областной Думы.
12.10. После утверждения плана работы областной Думы общий контроль за его выполнением осуществляет Председатель областной Думы.
12.11. Деятельность областной Думы включает: заседания областной Думы, депутатские слушания, изучение основ нормотворчества, заседания комитетов и комиссий, работу депутатов в избирательных округах. Заседание комитетов и комиссий могут проводиться и в процессе заседания областной Думы.
Статья 13. Порядок проведения заседаний областной Думы.
13.1. Заседания областной Думы проводятся открыто. На заседания областной Думы могут быть приглашены представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым областной Думой законопроектам и иным вопросам.
13.2. Вопрос о составе приглашенных на заседание решается Председателем областной Думы, по предложениям комитетов.
13.3. На заседаниях областной Думы имеют право присутствовать представители общественных объединений, граждане, должностные лица Администрации области. О желании принять участие в заседании заинтересованные органы и лица направляют письменную заявку Председателю областной Думы не позднее, чем за пять дней до начала заседания. Аппарат областной Думы составляет список приглашенных и извещает их о месте и времени проведения заседания путем направления или выдачи приглашений.
13.4. Приглашенные лица не имеют права вмешиваться в работу областной Думы. По решению областной Думы приглашенным может быть предоставлено слово для выступления в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
13.5. Лицо, не являющееся депутатом областной Думы, в случае нарушения им порядка, может быть удалено из зала заседания по распоряжению председательствующего.
13.6. Представители аккредитованных средств массовой информации присутствуют на открытых заседаниях областной Думы.
13.7. Областная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Председателем областной Думы или депутатами областной Думы.
13.8. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов областной Думы, присутствующих на заседании. Сведения о содержании закрытых заседаний областной Думы не подлежат разглашению и могут быть использованы депутатами только для их деятельности в областной Думе.
13.9. Глава Администрации (Губернатор) области, Полномочный представитель Президента РФ по Курганской области, прокурор области, или их уполномоченные представители вправе присутствовать на открытых и закрытых заседаниях областной Думы и ее органов.
13.10. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях областной Думы только по специальному приглашению за подписью Председателя областной Думы или по его поручению - заместителем Председателя областной Думы.
13.11. На заседаниях областной Думы ведется протокол заседания. Протокол подписывается председательствующим на заседании.
13.12. Заседание областной Думы созывается Председателем областной Думы, а в его отсутствие - заместителем Председателя областной Думы, не реже одного раза в месяц. О созыве заседания и его предполагаемой повестке дня Председатель областной Думы издает распоряжение.
13.13. О времени созыва, месте проведения, проекте повестки дня заседания областной Думы Председатель областной Думы доводит до сведения населения через областные средства массовой информации и сообщает депутатам областной Думы не позднее, чем за неделю до заседания.
13.14. Заседания областной Думы проводятся каждый третий или четвертый вторник месяца. Утренние заседания проводятся с 10 до 13 часов, с перерывом с 11 часов 30 минут до 11 часов 45 минут, вечерние заседания с 14 до 17 часов, с перерывом с 15 часов 30 минут до 15 часов 45 минут. При необходимости заседание областной Думы может быть перенесено на другой день, а время заседания изменено.
13.15. Внеочередные заседания областной Думы могут созываться по инициативе Председателя областной Думы, Главы Администрации (Губернатора) области либо по требованию депутатов областной Думы, поддержанному не менее, чем одной третью депутатов от общего числа депутатов областной Думы. Заседание, в таком случае, должно быть проведено не более, чем в недельный срок, с момента поступления предложения.
13.16. Первоочередному рассмотрению на заседании областной Думы подлежат:
13.16.1. послания и обращения Главы администрации (Губернатора) области;
13.16.2 законопроекты и другие нормативно-правовые акты, внесенные Главой Администрации (Губернатором) области на рассмотрение областной Думы;
13.16.3. проекты законов об областном бюджете;
13.16.4. проекты Регламента областной Думы и решений областной Думы о внесении в него изменений и дополнений;
13.16.5. решение вопроса о доверии Главе Администрации (Губернатору) области.
Иные вопросы могут рассматриваться в первоочередном порядке только по решению областной Думы, принятому большинством голосов от общего числа депутатов областной Думы.
13.17. За час до открытия заседания областной Думы начинается регистрация депутатов областной Думы и приглашенных. В ходе заседания может быть проведена перерегистрация депутатов. Решение о перерегистрации принимает Председатель областной Думы.
13.18. Заседание областной Думы считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов областной Думы. В случае присутствия менее двух третей от числа избранных депутатов, Председатель областной Думы своим распоряжением переносит заседание на другое время. Если на повторно созванном заседании в его работе примет участие менее двух третей от числа избранных депутатов, то заседание считается правомочным при наличии большинства от общего числа депутатов областной Думы.
13.19. В случае сложения своих депутатских полномочий частью депутатов областной Думы, если число оставшихся депутатов областной Думы не менее двух третей от общего числа депутатов областной Думы, заседание областной Думы правомочно при условии присутствия (регистрации) на заседании двух третей депутатов от числа оставшихся депутатов областной Думы.
13.20. Депутат областной Думы обязан присутствовать на заседаниях областной Думы. О невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине, депутат областной Думы заблаговременно информирует председателя областной Думы или заместителя.
Уважительными причинами отсутствия на заседании областной Думы могут быть:
- болезнь;
- командировка;
- отпуск:
- учебная сессия, сборы;
- предварительное разрешение председателя областной Думы, а в отсутствие председателя - его заместителем.
В случае отъезда депутата в длительную служебную командировку он должен уведомлять об этом областную Думу или его председателя заблаговременно.
Участие депутатов в работе областной Думы и ее рабочих органах ежеквартально анализируется Председателем областной Думы и доводится до сведения избирателей области через средства массовой информации.
13.21. После открытия заседания областной Думы рассматривается и утверждается повестка дня и регламент заседания, которые принимаются путем открытого голосования.
Статья 14. Председательствующий на заседании областной Думы.
14.1. Заседания областной Думы ведет Председатель областной Думы или его заместитель, а при их отсутствии, по решению областной Думы, один из председателей комитетов или комиссий.
14.2. Председательствующий на заседании:
14.2.1. объявляет об открытии и закрытии заседания областной Думы;
14.2.2. руководит общим ходом заседания, следит за соблюдением настоящего Регламента;
14.2.3. предоставляет слово для выступления в порядке очередности записи, в соответствии с повесткой заседания, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, определенном решением областной Думы;
14.2.4. оглашает письменные заявления, обращения и справки депутатов, предоставляет депутатам и другим участникам заседания слово для устных обращений, вопросов, заявлений, предложений, справок, а также замечаний по ведению заседаний в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом;
14.2.5. ставит на голосование в порядке поступления все предложения депутатов областной Думы;
14.2.6. организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;
14.2.7. обеспечивает исполнение организационных решений областной Думы;
14.2.8 подписывает протоколы заседаний областной Думы;
14.2.9. указывает на допущенные в ходе заседания нарушения положений федерального законодательства, областных законов, настоящего Регламента, а также исправляет фактические ошибки, допущенные в выступлениях,
14.2.10. при необходимости проводит консультации с депутатскими объединениями и отдельными депутатами, организует работу согласительных комиссий в целях преодоления разногласий и решения других вопросов, возникающих в ходе заседания;
14.2.11. способствует сотрудничеству и сближению позиций сторон по рассматриваемым вопросам, принятию согласованных решений;
14.2.12. может удалить из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе областной Думы.
14.3. Председательствующий в ходе заседания областной Думы не вправе комментировать выступления, давать характеристику выступающим.
14.4. Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним.
Статья 15. Порядок подготовки вопросов, вносимых на заседание областной Думы.
15.1. Предложения о включении в повестку дня вопросов на заседание областной Думы могут вноситься Председателем, заместителем Председателя областной Думы, комитетами и комиссиями областной Думы, депутатскими объединениями и депутатами областной Думы, Главой администрации (Губернатором) области, органами местного самоуправления.
15.2. Подлежат обязательному включению в повестку дня заседания областной Думы вопросы, вносимые Председателем областной Думы, Главой Администрации (Губернатором) области, комитетами и комиссиями, протесты прокурора области, а также вопросы о судебной ответственности депутатов областной Думы.
15.3. Предложения к повестке дня заседания областной Думы могут представлять политические партии, общественно-политические движения и общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке.
15.4. Проекты и предложения по проектам законов, другие вопросы, обращения поступившие в областную Думу докладываются в течение двух дней председателю областной Думы и направляются им на правовую экспертизу в правовой отдел областной Думы, если не было другого решения областной Думы.
Результаты экспертизы предоставляются Председателю областной Думы не позднее пяти дней со дня поступления и направляются им вместе с документами в комитеты, комиссии для изучения и предложений либо отделы областной Думы по назначению.
Комитет, комиссия в 15 - дневный срок со дня поступления обязаны рассмотреть проекты, обращения, предложения по проектам в областную Думу, а также Другие вопросы. Решение комитета или комиссии, принятое по поступившим нормативным документам, председатель комитета или комиссии доводит в течение суток до председателя областной Думы.
15.5. Альтернативные проекты законов и иных правовых актов изучаются и обобщаются одновременно с основным проектом перед внесением в повестку дня заседания областной Думы. Как правило, на рассмотрение областной Думы представляется один проект закона или нормативно - правового акта, выбранный комитетом или комиссией или ими подготовленный.
15.6. Подготовленный законопроект вносится в областную Думу, как правило, за 30 дней. Ответственные за подготовку проекта комитет, комиссия дают заключение по проекту, в котором обосновывается необходимость его принятия, дается краткая характеристика, перечень органов, с которыми он согласован, указываются разработчики проекта. За 10 дней до начала заседания, на котором он будет рассматриваться, проект направляется для ознакомления депутатам, не принимавшим участие в его разработке, и другим заинтересованным лицам.
15.7. Вопросы, подготовленные с нарушением установленного настоящим Регламентом порядка и с нарушением сроков внесения, председателем областной Думы, как правило, не рассматриваются и в проект повестки очередного заседания областной Думы не включаются.
15.8. Депутаты областной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение областной Думы. Проекты решений областной Думы и другие необходимые материалы предоставляются депутатам, Губернатору области, прокурору области не позднее, чем за три дня до их рассмотрения на заседании областной Думы.
15.9. Документы нормативного характера, другие материалы вносимые комитетом, комиссией в повестку дня очередного заседания областной Думы визируются Председателем областной Думы либо заместителем Председателя областной Думы без внесения изменений в них.
15.10. Депутаты вправе распространять в зале заседаний областной Думы подготовленные ими материалы, которые должны иметь пояснительную записку.
15.11. Пояснительная записка к документу или материалу должна содержать информацию о том, кем вносятся, цель распространения, предполагаемые выводы и любую другую информацию, которую депутаты посчитали необходимым включить в распространяемые материалы.
Статья 16. Порядок формирования повестки дня заседания областной Думы.
16.1. Повестка дня формируется так, чтобы продолжительность заседания не превышала двух дней.
16.2. Проект повестки дня заседания областной Думы включает в себя три раздела:
16.2.1. вопросы, подлежащие включению в повестку дня очередного заседания областной Думы без голосования и обсуждения;
16.2.2. вопросы, подлежащие обязательному включению в проект повестки дня заседания областной Думы;
16.2.3. прочие вопросы.
16.3. Комитет, комиссия областной Думы, депутаты областной Думы вправе вносить на заседание областной Думы альтернативные проекты повестки дня. Альтернативные проекты повестки дня не могут содержать предложения по исключению из повестки дня вопросов, включаемых в нее без голосования и обсуждения.
16.4. К вопросам, подлежащим включению в повестку дня очередного заседания областной Думы без голосования и обсуждения, относятся следующие:
16.4.1. о проектах законов Курганской области, вносимых одним или несколькими комитетами, комиссиями областной Думы;
16.4.2. о законах Курганской области принятых в первом чтении и подлежащих обязательному рассмотрению в соответствии с настоящим Регламентом;
16.4.3. о повторном рассмотрении законов Курганской области опротестованных Главой Администрации (Губернатором) области;
16.4.4. вопросы, относящиеся к ведению областной Думы, сроки рассмотрения которых, установленные федеральными законами и законами Курганской области, истекают до начала следующего заседания областной Думы;
16.4.5. об обращении к Президенту Российской Федерации, в Конституционный Суд Российской Федерации иные суды для разрешения споров в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Курганской области.
16.4.6. об освобождении от занимаемой должности Председателя областной Думы, заместителя Председателя областной Думы при соблюдении требований статьи 8 настоящего Регламента;
16.4.7. протесты прокурора области.
16.5. К вопросам, подлежащим обязательному включению Председателем областной Думы в проект повестки дня заседания областной Думы относятся следующие:
16.5.1. о проектах законов Курганской области, внесенных субъектами, имеющими право на законодательную инициативу, за исключением законопроектов, указанных в статье 16.4.1 настоящего Регламента.
16.5.2. вопросы, относящиеся к ведению областной Думы, за исключением вопросов, указанных в статье 16.4.4 настоящего Регламента;
16.5.3. о законодательной инициативе областной Думы;
16.5.4. о внесении в Регламент Курганской областной Думы изменений и дополнений, относящихся к порядку рассмотрения вопросов, подлежащих первоочередному рассмотрению на заседании областной Думы;
16.5.5. об образовании комитетов, комиссий областной Думы, изменении их состава;
16.5.6. вопросы, подготовленные в соответствии с поручениями областной Думы;
16.5.7. вопросы, включенные в повестку дня предшествующего заседания областной Думы, рассмотрение которых не было начато или не было завершено на предшествующем заседании;
16.5.8. другие вопросы, предусмотренные настоящим Регламентом.
16.6. К прочим вопросам относятся вопросы внутреннего распорядка деятельности областной Думы, а также вопросы, предлагаемые к рассмотрению в инициативном порядке и не относящиеся к указанным в статьях 16.4 и 16.5 настоящего Регламента.
16.7. Вопросы, относящиеся к указанным в статьях 16.5 и 16.6 настоящего Регламента, включаются в проект повестки дня заседания областной Думы при предоставлении надлежащим образом оформленного проекта документа, предлагаемого к принятию областной Думой в соответствии с настоящим Регламентом.
16.8. При представлении проекта повестки дня на заседании областной Думы председательствующий отдельно оглашает вопросы, подлежащие включению в повестку дня без голосования и обсуждения. При этом первый раздел повестки дня заседания областной Думы считается сформулированным.
16.9. Проекты повестки дня, предложенные к рассмотрению на заседании областной Думы, ставятся на голосование в следующей последовательности:
16.9.1. проект повестки дня, внесенный Председателем областной Думы;
16.9.2. проекты повестки дня, внесенные комитетами и комиссиями областной Думы, в порядке очередности поступления;
16.9.3. проекты повестки дня, внесенные депутатами областной Думы, в порядке очередности поступления.
16.10. Перед голосованием по проектам повестки дня заседания областной Думы инициаторам проектов предоставляется слово для выступления по мотивам голосования. После их выступлений обсуждение проектов повестки дня не проводится.
16.11. Проект повестки дня заседания областной Думы получивший большинство голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы, считается принятым к обсуждению.
16.12. В принятый к обсуждению на заседании областной Думы проект повестки дня могут вноситься изменения и дополнения.
16.13. Предложения о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания областной Думы вносятся постоянной комиссией, депутатом областной Думы в том случае, если инициатором предложения представлен проект решения областной Думы по вопросу, предлагаемому для включения в повестку дня. После формирования перечня изменений и дополнений к проекту повестки дня заседания областной Думы председательствующий ставит на голосование вопрос о закрытии перечня. Решение о закрытии перечня изменений и дополнений к проекту повестки дня принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
16.14. Предложения комитетов, комиссий, депутатов областной Думы о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня ставятся на голосование в порядке очередности их поступления.
16.15. Решение о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня принимается большинством голосов от числа депутатов присутствующих на заседании областной Думы.
16.16. После внесения изменений и дополнений проект повестки дня заседания областной Думы ставится председательствующим на голосование для принятия его за основу.
Принятым за основу считается проект повестки дня, получивший более половины голосов от общего числа депутатов областной Думы.
16.17. Из повестки дня заседания областной Думы не могут быть исключены вопросы, подлежащие, в соответствии с законами Курганской области, настоящим Регламентом обязательному рассмотрению в областной Думе.
16.18. В принятый за основу проект повестки дня заседания областной Думы депутатами могут вноситься изменения только по уточнению редакции и очередности рассмотрения вопросов, включенных в проект повестки дня.
16.19. Перед голосованием предложений по уточнению редакции и очередности рассмотрения вопросов, включенных в проект повестки дня, депутаты областной Думы могут выступить только по мотивам голосования.
16.20. Решения об изменении очередности рассмотрения или формулировки вопросов, включенных в проект повестки дня, принимаются большинством голосов от общего числа депутатов областной Думы.
По-видимому в пункте 16.21 присутствует опечатка. Очередность рассмотрения вопросов предусмотрена в пункте 13.16. Статьи 13.17 в Регламенте нет.
16.21. Очередность рассмотрения вопросов, установленная статьей 13.17 настоящего Регламента, не может быть изменена иначе как решением областной Думы, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов областной Думы.
16.22. После принятия решений по изменению очередности рассмотрения и уточнению редакции вопросов, включенных в проект повестки дня, проект повестки дня ставится председательствующим на голосование для принятия повестки дня заседания областной Думы в целом.
16.23. Решение о принятии повестки дня заседания областной Думы в целом принимается большинством голосов от общего числа депутатов областной Думы.
Статья 17. Выступления на заседании областной Думы.
17.1. Заседания областной Думы предусматривают следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступления в прениях по содержанию обсуждаемого вопроса, обсуждаемым кандидатурам, при внесении предложений, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также справки, информации, заявления, обращения.
17.2. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова, устанавливаемая председательствующим на заседании областной Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками, не должна превышать: для доклада - до 20 минут, содоклада - до 15 минут, заключительного слова - до 5 минут. Выступающим в прениях:
- для обсуждения повестки дня и регламента заседания, кандидатур на выборные должности, при постатейном обсуждении проектов решений - до 5 минут;
- для обсуждения основных вопросов повестки дня - до 7 минут;
- для сообщений, заявлений, предложений, вопросов и справок, ответов на вопросы, повторных выступлений - до 3 минут;
- по порядку ведения заседания, по процедуре голосования - до 1 минуты;
17.3. Перед началом обсуждения устанавливается продолжительность прений, но, как правило, не более одного часа по каждому вопросу.
17.4. С согласия простого большинства присутствующих на заседании депутатов областной Думы, председательствующий может продлить время для доклада, содоклада и выступлений.
17.5. Никто не вправе выступать на заседании областной Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.
17.6. Участник заседания областной Думы может выступать по одному и тому же вопросу не более трех раз. Слово по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, для справки, вопроса и ответа на вопрос, для кратких разъяснений предоставляется председательствующим вне очереди.
17.7. Председатель областной Думы, а также Глава Администрации (Губернатор) области, а в случае его отсутствия, уполномоченные представители Главы Администрации (Губернатора) области вправе взять слово для выступления в любое время.
17.8. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выступают на заседаниях областной Думы на общих с депутатами областной Думы основаниях.
17.9. Приглашенные на заседание областной Думы могут получить слово для выступления с согласия простого большинства присутствующих на заседании депутатов областной Думы.
17.10. Выступающий в областной Думе не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, использовать недостоверную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес.
17.11. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, предусмотренного настоящим Регламентом, либо по решению областной Думы, принятому большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании областной Думы. Депутаты областной Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к протоколу заседания областной Думы.
17.12. После принятия решения о прекращении прений председательствующий выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших, настаивает на выступлении, и с согласия областной Думы предоставляет ему слово.
17.13. Докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово.
Статья 18. Порядок голосования и принятия решений.
18.1. Решения областной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
18.2. Голосование в областной Думе осуществляется:
- тайное - бюллетенями,
- открытое - карточками, либо в порядке опроса (поименное).
18.3. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов областной Думы, если иной порядок не предусмотрен Уставом Курганской области, Законом Курганской области "О Курганской областной Думе" и настоящим Регламентом.
18.4. По процедурным вопросам решение принимается простым большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен настоящим Регламентом.
18.5. К процедурным относятся следующие вопросы:
18.5.1. о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;
18.5.2. о предоставлении дополнительного времени для выступления;
18.5.3. о предоставлении слова приглашенным на заседание;
18.5.4. о переносе или прекращении прений по вопросу повестки дня;
18.5.5. о передаче вопроса на рассмотрение соответствующему комитету, комиссии;
18.5.6. о голосовании без обсуждения;
18.5.7. о проведении закрытого заседания либо закрытого слушания вопроса;
18.5.8. об изменении способа проведения голосования;
18.5.9. об изменении очередности выступлений;
18.5.10. о пересчете голосов;
18.5.11. о направлении депутатского запроса и об установлении срока получения ответа на него;
18.5.12. к процедурным вопросам по решению областной Думы могут быть отнесены иные вопросы.
18.6. Результаты голосования по всем вопросам вносятся в протокол заседания областной Думы.
18.7. При голосовании по каждому вопросу депутат областной Думы имеет один голос, подавая его за или против принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения.
18.8. Депутат областной Думы лично осуществляет свое право на голосование. Депутат, отсутствующий на заседании областной Думы по какой - либо причине (признанной Председателем областной Думы за уважительную), вправе передать заблаговременно, по тем или иным вопросам повестки дня свое волеизъявление в форме письменного заявления в адрес председательствующего на заседании областной Думы. Письменное заявление должно быть подписано данным депутатом и находиться в запечатанном конверте.
18.9. Депутат областной Думы, отсутствующий во время голосования, не вправе подать свой голос после завершения голосования либо способом, отличающимся от принятого областной Думой для голосования по данному вопросу.
18.10. При выдвижении нескольких кандидатур или предложении более двух вариантов решения вопроса голосование по решению областной Думы может быть проведено в два тура, если в первом туре недостаточно было голосов для принятия решений. Каждый депутат может проголосовать за любой из вариантов, или за любую кандидатуру, или против всех вариантов (кандидатур).
18.11. Второй тур голосования проводится по двум кандидатурам или двум предложениям, получившим наибольшее число голосов в первом туре. Избранными или принятыми по итогам второго тура считаются тот кандидат или то предложение, которые получили наибольшее число голосов, но не менее установленного для принятия решения числа голосов депутатов.
18.12. Если во втором туре голосования кандидаты или предложение не набрали требуемого числа голосов, то процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур до избрания, а предложения считаются отклоненными.
18.13. При проведении открытого голосования, подсчет голосов осуществляется председательствующим на заседании или может поручаться счетной группе, избранной областной Думой по предложению председательствующего.
Голосование может быть проведено поднятием карточек для голосования без подсчета голосов, по наличию большинства, определяемому председательствующим. При возникновении сомнений либо по требованию хотя бы одного депутата, председательствующий обязан провести подсчет голосов.
18.14. Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким большинством голосов от общего числа депутатов областной Думы, от числа избранных депутатов областной Думы, от числа депутатов областной Думы, присутствующих на заседании, простым или квалифицированным большинством может быть принято решение. Сообщает о наличии письменных заявлений (если таковые имеются) депутатов, отсутствующих по уважительной причине. При необходимости проверяет наличие кворума.
18.15. Предложения голосуются в порядке их поступления.
18.16. После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе вмешиваться в голосование или прерывать его, кроме как для заявлений по порядку ведения заседания.
18.17. По окончании подсчета голосов председательствующий вскрывает конверты с письменными заявлениями (если таковые имеются) депутатов, отсутствующих по уважительной причине и приобщив их к общему результату объявляет, принято решение или не принято (отклонено). При этом голос депутатов, отсутствующих по уважительной причине, засчитывается в том случае, если не изменено содержание текста документа по которому осуществлялось голосование.
18.18. При отсутствии кворума, необходимого для проведения голосования, председательствующий переносит голосование на следующее заседание областной Думы.
18.19. Если при определении результатов голосования выявятся процедурные ошибки голосования, то по решению областной Думы должно быть проведено повторное голосование, в противном случае голосование является недействительным.
18.20. Поименное голосование проводится по решению областной Думы, принимаемому не менее чем одной пятой от числа присутствующих на заседании депутатов областной Думы с использованием именных бюллетеней или путем опроса депутатов с закреплением их мнения в подписном листе. По требованию депутатских объединений областной Думы или общественности протокол поименного голосования публикуется в печати.
18.21. Для проведения тайного голосования в обязательном порядке, а открытого, в том числе путем опроса депутатов областной Думы (поименного голосования) - по необходимости, областная Дума образует Счетную комиссию. Счетная комиссия избирается открытым голосованием из числа депутатов, присутствующих на заседании областной Думы. Депутаты областной Думы, выдвинутые в состав избираемых органов на период голосования по их кандидатурам, приостанавливают свою деятельность в составе Счетной комиссии.
18.22. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов.
18.23. Тайное голосование, кроме случаев, предусмотренных настоящим Регламентом, может проводиться по инициативе не менее одной пятой общего числа депутатов по решению областной Думы, принимаемому простым большинством от присутствующих на заседании депутатов областной Думы.
18.24. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем Счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением областной Думы форме в количестве, соответствующем числу избранных депутатов областной Думы, и содержат необходимую информацию. Оставшиеся у Счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем Счетной комиссии в присутствии ее членов. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются Счетной комиссией в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем Счетной комиссии.
Выдача бюллетеней для тайного голосования начинается не позднее чем за 30 минут до начала голосования: тайное голосование проводится в течение 10 минут с момента начала голосования, если иное не установлено областной Думой.
18.25. Каждому депутату областной Думы выдается один бюллетень по выборам избираемого органа или лица либо по проекту решения, рассматриваемому на заседании областной Думы. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам областной Думы Счетной комиссией областной Думы в соответствии со списками депутатов областной Думы. При получении бюллетеня депутат расписывается против своей фамилии в указанном списке.
Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик, опечатанный Счетной комиссией. Счетная комиссия обязана создать условия депутатам для тайной подачи голосов.
Недействительными при подсчете голосов депутатов считаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутатов. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.
18.26. О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами. Доклад Счетной комиссии о результатах тайного голосования областная Дума принимает к сведению. На основании принятого областной Думой к сведению доклада Счетной комиссии о результатах тайного голосования председательствующий объявляет, принято решение или нет, а при выборах называет кандидатуры, избранные в состав органов областной Думы или на должность. Результаты тайного голосования оформляются решением областной Думы.
18.27. Областная Дума может принять решение, нормативный акт в целом, принять проект решения, нормативного акта за основу, рассмотреть его в двух чтениях, отклонить или отложить обсуждение.
18.28. Если проект решения областной Думы принят за основу, дальнейшее обсуждение и голосование проводятся по пунктам и (или) частям проекта решения.
18.29. На голосование ставятся только поправки к пунктам, частям проекта решения. Когда проведены обсуждение и голосование по всем поправкам, пункт, часть решения принимаются в целом с принятыми поправками. С согласия областной Думы допускается совмещение голосования по принятию поправок и рассматриваемых пункта, части в целом с этими поправками. Поправки к проекту решения вносятся в письменном или устном виде и принимаются, если за них проголосовало более половины от общего числа депутатов областной Думы.
18.30. Если предложено внести несколько поправок в один и тот же пункт, одну и ту же часть проекта решения, то по решению областной Думы вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие и отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.
18.31. Если после обсуждения и голосования по поправкам пункт, часть проекта решения при голосовании в целом отклоняются, то соответствующие пункт, часть проекта исключаются из текста решения. При исключении одного или нескольких пунктов, одной или нескольких частей из проекта решения областная Дума может снять проект с обсуждения и направить его на доработку в комитет, комиссию, внесшие его на рассмотрение областной Думы.
18.32. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта решения проводится голосование по принятию решения в целом.
18.33. В настоящем Регламенте применяются следующие понятия, используемые для определения результатов голосования:
18.34.1 общее число депутатов областной Думы - 33 человека;
18.34.2 число избранных депутатов - число избранных в областную Думу депутатов, за исключением депутатов областной Думы, полномочия которых прекращены в установленном законодательством порядке, и депутатов областной Думы, выбывших на момент проведения голосования;
18.34.3. число присутствующих на заседании - фактическое число депутатов, присутствующих на момент голосования в зале заседания;
18.34.4. число депутатов, принявших участие в голосовании;
- число депутатов, проголосовавших "за", "против" или "воздержался";
18.34.5. простое большинство голосов- число голосов, превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числа депутатов областной Думы; от числа избранных депутатов областной Думы; от числа депутатов областной Думы, присутствующих на заседании от числа депутатов, принявших участие в голосовании;
18.34.6. квалифицированное большинство голосов - число голосов, составляющее две трети от общего числа депутатов областной Думы.
Статья 19. Порядок проведения депутатских слушаний.
19.1. Областная Дума по вопросам, входящим в ее компетенцию, вправе проводить депутатские слушания.
19.2. На депутатских слушаниях могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения; проект областного бюджета и отчет о его исполнении; важнейшие проблемы социально - экономического и культурного развития области.
19.3. Депутатские слушания в областной Думе проводятся по инициативе Председателя областной Думы, комитетов, комиссий в пределах их компетенции, депутатских объединений в областной Думе.
19.4. Организация проведения депутатских слушаний возлагается Председателем областной Думы на соответствующие комитеты, комиссии областной Думы. Комитеты, комиссии областной Думы могут совместно организовывать депутатские слушания.
19.5. Если инициатива проведения депутатских слушаний принадлежит Председателю областной Думы или депутатскому объединению, то Председатель областной Думы определяет комитет, комиссию, ответственных за организацию их проведения.
19.6. Состав лиц, приглашенных на депутатские слушания, определяется комитетом, комиссией, которым организуются проведение этих слушаний. Председатель областной Думы вправе дополнить список приглашенных лиц.
19.7. Лицам, включенным в список приглашенных на депутатские слушания, заблаговременно рассылаются официальные уведомления, в соответствии с которыми они обязаны явиться на депутатские слушания.
19.8. Депутатские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Информация о теме, времени и месте проведения депутатских слушаний передается средствам массовой информации не позднее, чем за 7 дней до начала слушаний.
19.9. На закрытых депутатских слушаниях обсуждаются вопросы, связанные с государственной, служебной и иной охраняемой законом тайной. Представители средств массовой информации и общественности на закрытые депутатские слушания не допускаются.
19.10. Глава Администрации (Губернатор) области, прокурор области вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых депутатских слушаниях.
19.11. Председательствующим на депутатских слушаниях является председатель или заместитель председателя комитета, комиссии, ответственных за организацию их проведения. Председательствующий ведет депутатские слушания и следит за порядком обсуждения.
19.12. Депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения слушаний, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю комитета, комиссии или приглашенному лицу для доклада по обсуждаемому вопросу (до 15 минут) , после чего предоставляется слово для выступления приглашенным лицам и участвующим в депутатских слушаниях депутатам (до 7 минут).
19.13. Продолжительность депутатских слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов. Комитет, комиссия может принять решение о перерыве в ходе депутатских слушаний и о проведении их в другое удобное для депутатов областной Думы, время. Депутатские слушания не могут проводиться во время заседания областной Думы, если областная Дума не примет иное решение.
19.14. После выступления лиц, приглашенных на депутатские слушания, следуют вопросы депутатов областной Думы и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.
19.15. Участники депутатских слушаний обязаны соблюдать порядок на заседаниях. При необходимости председательствующий вправе удалить нарушителей порядка из зала заседаний.
19.16. По результатам депутатских слушаний принимаются мотивированные заключения по обсуждаемому вопросу и рекомендации, которые принимаются путем одобрения большинством депутатов областной Думы, принявших в них участие, с последующим рассмотрением их на заседании областной Думы.
Глава V. Законодательная процедура.
Статья 20. Порядок внесения законопроектов, других нормативно - правовых актов в областную Думу и их предварительное рассмотрение.
20.1. Правом внесения законопроектов и других нормативно - правовых актов в областную Думу обладают субъекты законодательной инициативы, определенные статьей 88 Устава Курганской области, статьей 7 Закона Курганской области "О Курганской областной Думе" и статьей 3 Закона Курганской области "О порядке подготовки, принятия и введении в действие законов и иных нормативно - правовых актов, принимаемых органами государственной власти области".
20.2. Необходимым условием внесения законопроекта, нормативно - правового акта в областную Думу в порядке законодательной инициативы является представление: текста законопроекта, нормативно-правового акта; обоснования необходимости его принятия; справки о состоянии законодательства Курганской области в данной сфере правового регулирования; перечня законов и иных нормативно-правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта; финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных, финансовых и иных затрат).
20.3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета, могут быть внесены в областную Думу только при наличии заключения Главы Администрации (Губернатора) области.
20.4. В представленных материалах указываются фамилии депутатов областной Думы, являющихся инициаторами разработки законопроекта, государственные органы, общественные объединения, учреждения, организации, а также отдельные лица, принимавшие участие в их подготовке.
20.5. Законопроекты и иные нормативно-правовые акты, внесенные в областную Думу, подлежат регистрации областной Думой. Контроль за регистрацией осуществляет управляющий делами областной Думы.
20.6. Официальным внесением проекта законодательного акта в областную Думу считается внесение проекта, оформленного в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи, на имя Председателя областной Думы. Датой официального внесения проекта считается дата его регистрации в областной Думе.
20.7. Если форма представленного законопроекта, нормативно - правового акта не отвечает требованиям законодательства Курганской области, касающимся порядка подготовки законопроектов и настоящего Регламента или не представлены материалы, указанные в статье 20.2 настоящего Регламента, такой проект может быть возвращен Председателем областной Думы его инициатору для выполнения им установленных требований к законопроекту.
20.8. Законопроект, подлежащий рассмотрению областной Думой, направляется Председателем областной Думы в соответствующие комитет, комиссию, которые назначаются ответственными по законопроекту. В случае направления законопроекта в несколько комитетов, комиссий, Председатель областной Думы определяет из их числа ответственный комитет или комиссию по законопроекту. Председатель областной Думы может установить срок для подготовки законопроекта.
20.9. Порядок подготовки и рассмотрения законопроектов определяется ответственными комитетом, комиссией областной Думы самостоятельно на основе Курганского областного законодательства и настоящего Регламента.
20.10. По решению ответственных комитета, комиссии областной Думы законопроект направляется на заключение Главе Администрации (Губернатору) области, если вопросы отраженные в нем входят в компетенцию Администрации области, и на научную экспертизу. Комитетом, комиссией устанавливается срок представления заключения и материалов экспертизы.
20.11. Субъекты законодательной инициативы вправе отозвать внесенный ими законопроект в любое время до утверждения повестки дня заседания областной Думы.
После утверждения повестки дня заседания областной Думы субъекты законодательной инициативы могут внести письменное мотивированное заявление (представление) об отзыве законопроекта до перехода постатейному обсуждению. Решение по данному вопросу принимается двумя третями от числа присутствующих на заседании депутатов.
Об официальном толковании норм Регламента о подсчете голосов при принятии нормативно-правовых актов см. решение Курганской областной Думы от 25 ноября 1998 года N 1417.
Статья 21. Рассмотрение и принятие законов и иных нормативных правовых актов Курганской области.
21.1. Рассмотрение законопроектов в областной Думе осуществляется в двух чтениях, если областной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.
21.2. Законопроект подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственных комитетов, комиссий областной Думы направляются депутатам областной Думы в порядке, определенном статьей 15.6 настоящего Регламента.
21.3. Законопроекты, кроме законопроектов, перечисленных в статье 20.3. настоящего Регламента, могут быть рассмотрены без заключений на них, если заключения не были представлены в установленный срок.
21.4. При рассмотрении областной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта. Второе чтение проекта проводится после его принятия в первом чтении, заключается в рассмотрении поправок к проекту и завершается голосованием по вопросу о принятии законодательного акта в целом. Продолжительность перерывов между чтениями не может превышать месяца, если областная Дума не примет иного решения. Чтение проекта может проводиться на одном или нескольких заседаниях областной Думы.
21.5. Обсуждение в первом чтении начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственным комитетом, комиссией областной Думы. Если разработка законопроекта была поручена нескольким комитетами они представили различные его концепции, то заслушиваются также доклады тех комитетов, которые не согласны с концепцией ответственного комитета.
21.6. Рассмотрение законопроекта, внесенного Главой Администрации (Губернатором) области, начинается с обоснования его представителями необходимости законопроекта и заканчивается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний.
21.7. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания депутатских объединений, депутатов областной Думы, представителей Главы Администрации (Губернатора) области, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
21.8. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении областная Дума может решить:
21.8.1. принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний,
21.8.2. направить на научную экспертизу,
21.8.3. отклонить законопроект,
21.8.4. принять закон.
21.9. В случае принятия законопроекта в первом чтении областная Дума может установить сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение для голосования с целью принятия в качестве закона. Областная Дума может принять решение об опубликовании для обсуждения населением законопроекта, принятого в первом чтении.
21.10. При внесении более одного законопроекта по одному и тому же вопросу областная Дума рассматривает их в ходе первого чтения одновременно и принимает решение, какой из них принять за основу для дальнейшей работы, что означает также отклонение Других законопроектов. Отклоненные законопроекты не могут быть внесены в областную Думу повторно до принятия ею окончательного решения по законопроекту, принятому в первом чтении.
21.11. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов областной Думы. Это решение оформляется решением областной Думы.
21.12. Областная Дума может принять закон после его обсуждения в первом чтении.
21.13. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в соответствующий комитет в виде текста изменений или дополнений в конкретные статьи законопроекта либо предложений об исключении конкретных пунктов, частей или статей законопроекта не позднее срока, установленного областной Думой.
21.14. Комитет, комиссия рассматривают поправки, принимают или отклоняют их большинством голосов от числа членов комитета, комиссии и представляет депутатам областной Думы таблицу поправок с обоснованными предложениями комитета, комиссии по принятию либо отклонению поправок.
21.15. Поправки, внесенные несвоевременно, не подписанные и не содержащие редакцию пунктов, статей, частей законопроекта, областной Думой не рассматриваются.
21.16. По поручению комитета, комиссии и в соответствии с текстом законопроекта, подготовленного комитетом, комиссией ко второму чтению, правовой отдел аппарата областной Думы проверяет и вносит уточнения в перечень актов законодательства Курганской области, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием законопроекта.
21.17. В начале второго чтения законопроекта в областной Думе с докладом выступает представитель ответственных комитета, комиссии областной Думы. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, комиссии, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают представитель Администрации области, представители инициатора законопроекта.
21.18. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения депутатских объединений или депутатов против поправок, включенных ответственными комитетом, комиссией в законопроект при его разработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в областной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправок.
21.19. При рассмотрении возражений против поправок, включенных ответственным комитетом, комиссией в законопроект при его доработке, проводится голосование о принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов областной Думы.
21.20. В случае принятия законопроекта за основу, председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета, комиссии по отклонению соответствующих поправок. При утверждении областной Думой данной рекомендации, на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта в целом.
21.21. В случае, если законопроект за основу не принят, областная Дума переходит к рассмотрению поправок, отклоненных ответственными комитетом, комиссией. Обсуждение и принятие решения по отклоненным поправкам проводится в том же порядке, что и по одобренным комитетом, комиссией поправкам в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи. После принятия решения по отклоненным поправкам проводится голосование с целью принятия законопроекта в качестве закона.
21.22. Областная Дума правомочна принимать законодательные акты Курганской области в целом, если на заседании областной Думы присутствуют (зарегистрированы) не менее двух третей от общего числа депутатов областной Думы, если другое не предусмотрено настоящим Регламентом. Законы Курганской области принимаются большинством голосов от общего числа депутатов областной Думы, если иное не установлено Уставом Курганской области, Законом Курганской области "О Курганской областной Думе".
Статья 22. Порядок преодоления возникших разногласий между областной Думой и Администрацией области.
22.1. Для преодоления возникших разногласий между областной Думой и Администрацией области по вопросам осуществления их полномочий, принятым решениям, постановлениям, распоряжениям и иным вопросам, может создаваться согласительная комиссия на паритетной основе на срок не более двух месяцев.
22.2. Согласительная комиссия создается по инициативе областной Думы, Главы Администрации (Губернатора) области, субъекта права законодательной инициативы.
22.3. Согласительная комиссия образуется в составе не более 10 человек совместным решением областной Думы и Главы Администрации (Губернатора) области или, по поручению областной Думы - совместным распоряжением Председателя областной Думы и Главы администрации (Губернатора) области.
22.4. Члены согласительной комиссии от областной Думы избираются областной Думой открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих депутатов областной Думы по предложению Председателя областной Думы, депутатских объединений.
22.5. Члены согласительной комиссии от Администрации области включаются в состав группы по представлению Главы Администрации (Губернатора) области.
22.6. Согласительная комиссия открытым голосованием избирает из состава комиссии от обеих сторон двух сопредседателей, которые поочередно ведут заседания комиссии.
22.7. Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения законопроекта, решений или только те вопросы, по которым возникли разногласия между областной Думой и Главой Администрацией (Губернатором) области, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих глав, статей, частей и пунктов законопроекта, решения, постановления, распоряжения.
22.8. Решения согласительной комиссии.принимаются раздельным голосованием депутаций обеих сторон. Комиссия принимает решения открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из сторон.
22.9. По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению разногласий и подписывается обоими сопредседателями комиссий. Протокол вносится на рассмотрение депутатов областной Думы, второй экземпляр передается Главе Администрации (Губернатору) области.
Докладывает протокол согласительной комиссии на заседании областной Думы сопредседатели либо один из сопредседателей или членов согласительной комиссии по решению согласительной комиссии.
В случае отклонения областной Думой одного или нескольких предложений согласительной комиссии, по предложению Главы Администрации (Губернатора) области, областная Дума вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в ее работе.
22.10. При повторном рассмотрении вопросов, по которым возникло разногласие, областной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, областной Думой не рассматриваются.
22.11. Областная Дума принимает решение по каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов от общего числа депутатов областной Думы. Если при повторном рассмотрении законопроекта, областная Дума не приняла предложений согласительной комиссии, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае закон Курганской области считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов областной Думы. Принятый в указанном порядке закон в течение пяти дней направляется Главе Администрации (Губернатору) области для подписания и опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.